Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Око планеты информационно-аналитический портал. Население и национальный состав (глава из книги о Китае)

Око планеты информационно-аналитический портал. Население и национальный состав (глава из книги о Китае)

Для большинства иностранцев Китай кажется моноэтническим государством. Между тем «китаец», это по сути то же самое, что и «россиянин». А ведь россиянином может быть и татарин, и бурят, и представитель любой другой национальности. В Китае официально насчитывается 56 национальностей, и правительство КНР при любом удобном случае подчеркивает многонациональность своего государства. Кстати, в китайских удостоверениях личности, как раньше в СССР, обязательно указывается национальность. Данная статья не является и тысячной долей того, что можно было бы рассказать на эту тему, но она должна дать вам определенное представление о национальном составе Китая.

Титульная нация называется «хань» и составляет 92% от всего населения Китая. Когда иностранцы говорят «китаец», то чаще всего имеются в виду как раз ханьцы. Таким образом, на нацменьшинства приходится 8% процентов, что составляет более 100 млн человек. И это только по официальным данным. Многие из них для западного человека, а иногда и для самих жителей КНР, ничем не отличаются от ханьцев. Тем не менее, они являются отдельным народом со своей культурой, обычаями и часто языком. Заметнее всего это наблюдается в автономных районах, которых в Китае пять:

  • Гуанси-Чжуанский;
  • Внутренняя Монголия;
  • Нинся-Хуэйский;
  • Синьцзян-Уйгурский;
  • Тибетский.

Помимо них существуют автономные округа и уезды, которые разбросаны как по этим районам, так и по некоторым провинциям. Например, с Россией граничит единственный на северо-востоке Китая автономный округ - Яньбянь-Корейский, который входит в состав провинции Цзилинь. Там проживают этнические корейцы. Чаще всего они свободно владеют путунхуа (официальный язык КНР), но не забывают свой родной язык и культуру.

Там же на северо-востоке много маньчжуров, которые начали китаизироваться еще с XVII века. В конечном итоге в наше время хоть и насчитывается более 10 миллионов маньчжуров, отличить их от ханьцев весьма затруднительно. Очень малое их число сохранило свой язык и культуру. Тем не менее, многие люди до сих пор относят себя к маньчжурам, некоторые живут в отдаленных деревнях и до сих пор говорят на родном языке. Такие места расположены ближе ко Внутренней Монголии или в ней самой. Монголы, как и корейцы, менее подверглись китаизации, однако в настоящий момент их традиционный уклад постепенно разрушается. Ханьцы активно заселяют и урбанизируют территорию, которая по площади превосходит Францию и Германию вместе взятые.

Больше всего национальных меньшинств сосредоточено на западе и юге-западе Китая. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) преобладают уйгуры, но также там проживают казахи, узбеки, киргизы и много других национальностей, исповедующих ислам. Рядом с ханьцами в яркой современной одежде можно встретить человека в чалме с женой, одетой в паранджу.

Не менее своеобразен Тибет. Настолько своеобразен, что некоторые иностранцы думают, что это отдельная страна. Однако за самым пестрым этническим составом нужно ехать в провинции Гуйчжоу и Юньнань. Именно там сохранились еще нетронутые поселения различных мелких этносов с уникальной культурой и редкими языками. В последние годы все больший поток туристов устремляется туда, чтобы увидеть все своими глазами. К тому же природа там тоже остается нетронутой. Смело соглашайтесь, если у вас появится возможность посетить эти места.

Стоит отметить, что среди 56 официальных национальностей Китая есть русские. Русское население присутствует в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) в основном в городах Кульджа (Инин), Чугучак (Тачэн) и Урумчи; на севере провинции Хэйлунцзян и в городском уезде Аргунь-Юци Автономного района Внутренняя Монголия.

Большинство тех, кто приезжает в Китай, посещают крупные города, где культурные и языковые различия стираются. Туда устремляются люди со всей территории страны, и поэтому складывается ложное представление о моноэтническом составе населения Китая. Кроме периодически встречающейся уйгурской кухни и тех же уйгуров, готовящих шашлыки в людных местах. В таких местах сложно сказать о том, насколько богат этнический состав КНР.

Артем Жданов

Национальный состав Китая

Китай - многонациональное государство, на территории которого проживает 56 национальностей. Согласно третьей всекитайской переписи населения 1982 г., в Китае насчитывалось 936,70 млн. китайцев (ханьцев) и 67,23 млн. представителей национальных меньшинств.

В число 55 национальностей, проживающих на территории страны, входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба (расположены в порядке убывания численности).

Среди этнических групп самая большая - чжуан, насчитывающая 13,38 млн. человек, а самая маленькая - лоба, численность которой составляет 1 тыс. человек. 15 групп национальных меньшинств имеют население свыше миллиона человек, 13 - свыше 100 тыс., 7 - более 50 тыс. и 20 - менее 50 тыс. человек. Коме того, в Юньнани и Тибете есть несколько этнических групп, которые еще не идентифицированы.

Население в Китае размещено очень неравномерно. Ханьцы расселены по всей стране, но основная их масса живет в бассейнах рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян, а также на Сунляосской равнине (на северо-востоке). На протяжении всей истории Китая ханьцы имели тесные политические, экономические и культурные связи с различными этническими группами. Высокий уровень развития национальности хань определяет ее ведущую роль в государстве. Национальные меньшинства, несмотря на небольшую численность, проживают на территории, занимающей около 50-60% площади страны, в основном во Внутренней Монголии, Тибете, Синьцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском и Нинся-Хуэйском автономных районах, а также провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Гань-су, Цинхай, Сычуань, Юньнань, Гуйч-жоу, Гуандун, Хунань, Хэбэй, Хубэй, Фуцзянь и Тайвань. Многие национальные меньшинства расселены на высокогорьях, в зонах степей и лесов, а большая часть размещена в приграничных районах.
Огромные природные ресурсы районов проживания национальных меньшинств играют важную роль в социалистическом строительстве.

Внутренние миграции имеют существенное значение в размещении населения. Жители густонаселенных провинций переселяются в менее освоенные и заселенные районы. В результате смены династий в ходе истории, поиска пустующих земель в приграничных районах, проведения политики переселения внутри провинций представители разных национальных меньшинств постоянно мигрировали и в настоящее время живут смешанными или компактными общинами. Так, в провинции Юньнань проживает более 20 национальностей. Это район, где представлено наибольшее число национальных меньшинств, имеющихся в Китае. Корейцы расселены главным образом в Яньбяньском округе (провинция Цзилинь), туцзя и мяо - в восточной части провинции Хунань. Ли проживают на острове Хайнань, в провинции Гуандун. Около 10 млн. представителей национальных меньшинств живут смешанными группами во всех уголках Китая, и даже эти небольшие этнические общины слились с ханьцами. К примеру, во Внутренней Монголии, Нинся-Хуэйском и Гуанси-Чжуанском автономных районах большинство населения - ханьцы, и лишь незначительную часть составляют национальные меньшинства. Эта модель маленьких компактных общин среди больших смешанных групп, состоящих в основном из ханьцев, является характерной для расселения национальностей в Китае.

Китай - страна, имеющая свою уникальную и прекрасную культуру. Здесь каждый год бывает больше миллиона людей, которые приезжают полюбоваться ее красотами. Путешественники выбирают это государство не только для того, чтобы посмотреть на величайшие здания Китая, но и чтобы познакомиться с культурой народа.

В Поднебесной (так часто называют эту страну) проживает много наций. Из-за этого традиции, быт, режим жизни \приобретает новые мотивы. Хотя и более 90% процентов населения представляют коренные китайцы, они охотно воспринимают изменения в своей культуре, легко впуская в жизнь другие нации.

В Китае существуют меньшинства, разговаривающие на своем родном наречье. На данный момент многие говорят на различных китайских диалектах, отличающихся от общепринятых норм, их насчитывается около 300, в том числе и чжурчжэньский (один из

Китай

Известна всему миру благодаря туристическим объектам. Путешественников привлекают сельские виды, плавно сменяющиеся городскими небоскребами. Ландшафты - первая причина, по которой здесь очень много иностранцев. Они способны удивить не только опытных туристов, но и самых неискушенных.

Народ Китая в древности считал свою родину центром всего мира. Те нации, которые проживали на границе страны, были названы варварами. Они часто подвергались репрессиям и дискриминации.

Жителям присуще огромное уважение к книгам, ученым и различным знаниям. Все бизнесмены должны иметь визитки, на которых текст напечатан на китайском и английском языках. Китайцам свойственна экономия, поэтому они легко и быстро набирают огромный капитал.

География КНР

Китай - страна, располагающая на востоке Азии. Она граничит с 15 государствами. Территория омывается Южно-Китайским, Желтым и Восточно-Китайским морями. Нужно сказать, что Поднебесная имеет достаточное количество гор. Лишь 30% от всей находится ниже уровня моря. Помимо возвышенностей встречаются водоемы. Они известны благодаря своим свойствам, а также прекрасным видам. Многие реки используются для судоходства, рыбалки и орошения. Здесь добываются такие ископаемые, как нефть, уголь, руда, марганец, цинк, свинец и др.

Китай на карте условно делится на две части: восточную (находится в Восточной Азии) и западную (расположилась в Центральной Азии). Во владения этой страны входят Тайвань и Хайнань. Эти острова являются наибольшими.

История страны

После формирования Китайской Республики первой правящей династией стала Шан. Спустя некоторое время ее сменило племя чжоу. Впоследствии территория была разбита на несколько частей, за которые постоянно проводились войны. Именно из-за них для защиты от гунов была возведена многокилометровая стена. Расцвет государства совпал с периодом правления династии Хань. В то время Китай на карте занимал уже существенное место, расширив свои границы на юг и запад.

Практически сразу после завоевания Тайваня (который по сей день является колонией страны) государство стало республикой. Это произошло в 1949 году. Правительство постоянно проводило различные культурные реформы, а также пыталось изменить экономическую сферу. Поменялась идеология Китая.

Китайцы как нация

Китайцы - нация, населяющая КНР. По своей численности они заслуженно расположились на первом месте. именуют себя «хань». Это название произошло благодаря которая смогла объединить всю территорию государства под одним правительством. В древние времена слово «хань» означало «млечный путь». Это связано с тем, что народ Китая назвал свою страну Поднебесной.

Наибольшее количество ханьцев находится в Китае. Здесь их проживает более 1 млрд. человек. Они также составляют практически 98% от всего населения Тайваня. Можно с уверенностью сказать, что китайцы населяют абсолютно все округа и муниципалитеты.

США, Канада, Австралия - это те государства, которые на данный момент лидируют по численности китайской диаспоры. За последние 5 лет в эти страны переселилось практически 40 млн. ханьцев.

Народы, населяющие Китай

По официальным данным, в Китайской Республике проживают представители 56 наций. Из-за того, что китайцы занимают более 92% населения, остальные национальности делятся на меньшинства. Численность таких людей в стране во много превышает цифру, которую озвучивает правительство.

На юге страны жители разговаривают на северном Однако стоит отметить то, что они все равно принадлежат к ханьской группе.

Основные народы Китая:

  • китайские (ханьцы, хуэйцзу, бай);
  • тибето-бирманские (туцзя, и, тибетцы и др.);
  • тайские (чжуаны, буи, дун и др.);
  • кадайские (гэлао);
  • народы ли;
  • народы мяо-яо (мяо, яо, шэ);
  • мон-кхмерские (ва, буланы, цзин и др.);
  • монгольские (монголы, дунсян, ту и др.);
  • тюркские (уйгуры, казахи, киргизы и др.);
  • тунгусо-маньчжурские (маньчжуры, сибо, эвенки и др.):
  • тайваньские (гаошань);
  • индоевропейские (памирские таджики, русские).

Культура государства

Культура народа Китая уходит в древние времена. Она начала зарождаться еще до нашей эры. Существуют легенды, что боги передали китайцам определенные устои жизни и быта. В истории Поднебесной можно проследить колоссальные изменения в культуре на протяжении нескольких веков.

Основные мифы государства, известные на сегодняшний день, повествуют о том, что Паньгу создал весь мир, Нюйва - человечество, Шень Нун смог открыть специальные лекарственные растения, а Цян Чзэ стал отцом письменности.

Архитектура Китая еще с древности оказывает мощное влияние на сооружения Вьетнама, Японии и Кореи.

Стандартные дома имеют максимум два этажа. В городах современные постройки со временем приобрели западный вид, в деревнях же сохраняется первоначальный дизайн жилого строения.

Традиции народа Китая

Многие традиции связаны с этикетом, церемониями, подарками. Именно они породили некоторые пословицы, распространившиеся на весь мир.

Для того чтобы уютно себя чувствовать в этой стране, необходимо знать основные правила этой нации:

  • Рукопожатие - уважительный жест, используемый китайцами при приветствии с иностранцами.
  • В качестве подарка никогда не должны преподноситься ножи, ножницы и другие режущие предметы. Они означают разрыв в отношениях. Кроме них лучше не дарить часы, платок, цветы, сандалии из соломы. Эти вещи для китайского народа означают скорую смерть.
  • Здесь не едят вилками, поэтому следует приучиться к питанию с помощью специальных палочек.
  • Подарки необходимо открывать дома, а не сразу после получения.
  • Туристам не рекомендуется надевать одежду ярких оттенков. Следует выбрать те вещи, которые выполнены в пастельных цветах. Это объясняет тем, что народ Китая плохо относится к подобному виду самовыражения.

Достопримечательности

Основной достопримечательностью, которая сохранилась еще с древних времен, является Великая Китайская Стена. Она была построена в III веке до нашей эры. В то время ее длина составляла практически 5 тыс. км, высота изменялась от 6 до 10 м.

В Пекине находятся и другие важнейшие архитектурные сооружения, которые пользуются популярностью у туристов. Большая их часть была возведена в XV-XIX веках. Шанхай богат храмами, отделка которых выполнена из драгоценного камня. Центр ламаизма - Лхаса. Народ Китая любит еще одно культурное наследие - монастырь, в котором располагалась резиденция Далай-ламы.

Достопримечательностью считаются также некоторые горы (Хуаншань), пещеры (Могао), порт Виктория, река Ли и Запретный город. Часто встречаются старинные буддистские здания.

Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать «свое истинное лицо» без оглядки на мнение соседей

Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть?
Жаннур Ашигали

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №5-2007, стр. 72-79

В последнее время много говорят о многонациональном составе населения и поликонфессиональности Казахстана и Российской Федерации. И в то же время мало кто представляет, насколько многолика и этнически разнообразна Китайская Народная Республика. Во многих языках существует понятие "китайцы", а ведь оно по сути дела означает всего лишь принадлежность к Китаю как универсальному образованию "чжунго" – "центральному государству" и не несет никакого этнического смысла. Правда, в последнее время ассимиляция – древний метод правителей Китая, нацеленный на увеличение числа лояльных режиму подданных, – ведет к тому, что слово "китаец" постепенно становится общим этническим понятием, объединяющим всех граждан КНР.

Этническая группа хань, которая составляет свыше 90% населения Китая, расширяла свои владения за счет территорий Внутренней Монголии, Манчжурии, Восточного Туркестана, Тибета, Вьетнама и Кореи. Многие этносы, исконно проживавшие на этих территориях, стали объектом ханьской политики ассимиляции. К северу от Великой Китайской стены находятся места исконного проживания маньчжуро-тунгутских и монгольских народностей, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Тибет и Восточный Туркестан, где с древнейших времен существовали тюркские каганаты и тибетские государства. Ныне же там ускоренными темпами идет китаизация. На юге издревле проживает ряд народностей юго-азиатского расового типа, малочисленность которых никогда не угрожала китайской государственности. Основные жители Срединной равнины – современные ханьцы – это результат смешения ханьцев и целого ряда некогда самодостаточных народностей, ассимилированных за последние века.

К сожалению, в общественном сознании укоренилось мнение, что помимо ханьцев в КНР проживают лишь общеизвестные народности, имеющие определенное отношение к жителям постсоветсткого пространства: казахи, кыргызы, монголы, уйгуры, таджики, а также хорошо известные всему миру благодаря закрытости их территории и своеобразию культуры жители Тибета. На самом деле этот список гораздо больше. Сегодняшнее коммунистическое руководство страны признает наличие лишь 56 этносов, в то время как в действительности их количество достигает 100. Среди признаваемых Пекином национальностей есть как достаточно крупные, так и совсем малочисленные. К крупным можно отнести чжуан, хуэй, уйгуров, и (это не что иное, как название народности, которое именно так и произносится – "и"), мяо, маньчжуров, казахов, тибетцев, монголов, туцзя, буи, корейцев, дун, яо, бай, хани. Дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань и многие другие – это малочисленные народы. Самой же многочисленной народностью являются чжуаны, чья численность составляет 15,556 млн человек, а самой малочисленной – лоба (2322 человека). В данной статье речь прежде всего пойдет о достаточно крупных по численности этносах, издревле живущих в непосредственной близости от ханьцев, которые мало известны на территории СНГ.

Помимо Внутренней Монголии, Тибетского автономного района (создан 9 сентября 1965 г.), Нинся-Хуэйского автономного района, Синьцзян-Уйгурского автономного района, Гуанси-Чжуанского автономного района (создан 5 марта 1958 г.) существуют 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Именно там, как правило, и сосредоточена основная часть вышеназванных этносов и китайские диаспоры таких народов, как монголы, кыргызы, таджики, казахи, эвенки, татары, узбеки, русские, корейцы, ойраты.
КНР также поликонфессиональна. 9 этносов – хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, татары, узбеки, таджики, салары и баоаньцы – исповедуют ислам. Ламаизм, одно из направлений буддизма, распространен среди тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туй цев и юйгуров. Дайцы, дэане, буланы придерживаются хинаяны, ортодоксального направления буддизма. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантизма, католицизма, даосизма. Интересно, что хуэйцы и маньчжуры используют китайский язык как в быту, так и в профессиональной деятельности. Китайская экономика развивается ускоренными темпами, достигая все более фантастических результатов. Особенно заметно это развитие в Восточном Туркестане – регионе, некогда мало известном в самом Китае. Осваивая новые территории, Пекин направляет туда жителей восточных провинций, то есть ханьцев, так как именно они составляют наибольший процент как высокообразованных инженеров, управленцев, аналитиков, врачей, так и дешевой рабочей силы. Кроме того, интенсивно растущая экономика КНР все острее нуждается в энергетическом сырье, для получения и обработки которого требуется направлять рабочие руки в западные провинции. Соседям Китая (на пространстве бывшего СССР таковыми являются Россия, Казахстан, государства Средней Азии), которые пытаются определить истинную политику Поднебесной в отношении них, следует уделить особо пристальное внимание национальной политике КНР. Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать "свое истинное лицо" без оглядки на мнение соседей. Поскольку в Китае проживает слишком много этносов, представляется логичным рассмотреть наиболее многочисленные из них, такие, например, как чжуаны, маньчжуры, туцзя, мяо.

Чжуаны

Чжуаны – самая многочисленная из всех народностей КНР, за исключением, конечно, ханьцев. Их численность составляет чуть более 15,5 млн человек. В прежние времена этот народ поклонялся духам природы, исповедуя политеизм. Распространение среди чжуанов буддизма и даосизма началось после царствования династий Тан и Сунн, а в последние века некоторая часть чжуанов приняла христианство. Этот народ говорит на языке, относящемся к языковой ветви чжуан-дай языковой группы чжуан-дун сино-тибетской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта: южный и северный. Китайский язык получил широкое распространение среди чжуанов – практически все они владеют этим языком. Эта народность живет в основном (90%) в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуандун, Сычуань, Хунань и Юньнань, где проживают субэтнические группы ша и нунг. Чжуаны имеют свою нишу на рынке труда Китая. Они выращивают кукурузу, овощи, бобовые, батат, занимаются скотоводством (буйволы, свиньи), птицеводством, рыболовством. Традиционные ремесла этого этноса – обработка металла, изготовление гончарных изделий, ткачество. Ассимиляция чжуанов не так заметна в силу их относительной многочисленности, тем не менее очевидно, что чжуанский язык вполне может быть вытеснен ханьским уже в ближайшее время во всех сферах деятельности, а конфессиональная раздробленность лишь усугубляет вероятность ассимиляции.

Маньчжуры

По последним данным, численность маньчжуров достигает 9800 тыс. человек. Они проживают во всех регионах Китая, особенно много их (около 46% всей численности этноса в Китае) в провинции Ляонин. Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Он, как и языки практически всех этносов Китая, имеет два диалекта: южный и северный. Вследствие продолжительной совместной жизни и тесного общения с ханьцами маньчжуры говорят преимущественно на китайском языке. Маньчжурским языком пользуется лишь незначительная их часть – те, кто проживает в отдаленных деревнях. Молодежь практически не знает языка, то есть его носителями являются по большей части люди преклонного возраста. В прежние времена среди маньчжуров был широко распространен шаманизм, но сегодня он утратил свое былое значение, и среди представителей этого этноса немало верующих буддистов и приверженцев даосизма. Нельзя не отметить, что маньчжуры – нация, имеющая богатую историю, – в прежние века доминировали в данном регионе. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжуров – мохэ – образовали племя чжурчжэней и основали в XII в. династию Цзинь. Нурхаци выступил объединителем чжурчжэнских племен, закончив создание союза в 1583 г. Он также учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя "маньчжоу". Восьмизнаменная система имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Хуантайцзи, вступивший на престол в 1636 г., сменил название династии на Цин. Начиная с 1644 г. цинские войска начинают новую эпоху в истории Китая, для которой характерны многочисленные военные кампании. Именно цинская династия в XVIII в. завоевала Тибет и Джунгарию. Современное название эта нация приобрела после Синьхайской революции 1911 г. В тот же период начался процесс насильственной ассимиляции маньчжуров ханьцами, массовое переселение которых в Маньчжурию наблюдалось в конце XIX в. Традиционные занятия маньчжуров – пашенное земледелие, животноводство, в горных районах – лесные промыслы (сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Как и у многих других монголо-тунгутских народностей, у маньчжуров до недавнего времени сохранялось родовое деление. Роды (хала) имели письменные родословные. Все эти традиционные атрибуты, равно как язык и национальную культуру, этнос теряет вместе с усилением ханьской гегемонии и экономическим ростом страны.

Туцзя

Основная часть народности туцзя проживает в провинциях Хунань, Хубэй, Сычуань. Ее общая численность составляет приблизительно 5,72 млн человек. Туцзя являются древним этносом Поднебесной – уже 2000 лет назад предки туцзя жили на западе современных провинций Хунань и Хубэй. Вместе с другими национальными меньшинствами их называли "улинмань", "усимань", а в более поздние времена – "тудин", "ту туминь ", "тубин". Имя "туцзя" появилось лишь с началом массового переселения ханьцев на территорию постоянного проживания туцзя, в то время как сами туцзя называли себя "бицыка " (местный житель). После образования КНР правительство признало туцзя как самостоятельное национальное меньшинство. В 1957 г. был образован Сянси-туцзя-мяочанский автономный округ, а в 1983 г. – Западно-хубэйский-туцзя-мяочанский автономный округ. В последующие годы появились автономные национальные уезды Юянь, Сюйшань, Шичжу, Чанъянь, Уфэн, Иньцзян, Яньцзян. Этот этнос исповедует политеизм, имеет свой язык, относящийся к тибето-бирманской группе сино-тибетской семьи. К сожалению, этот язык в основном утрачен, он сохраняется лишь в самых отдаленных районах провинции Хунань. Таким образом, туцзя используют ханьский язык, а некоторая их часть также говорит на языке мао. Происхождение этой народности связывается с древним царством Ба. Предки туцзя постепенно китаизировались по причине географической отрезанности от Тибета. Основными занятиями туцзя являются пашенное земледелие (рис, кукуруза, овощи, батат), скотоводство, лесной промысел (тунг, чайное дерево), собирательство. Среди ремесел распространены ткачество и вышивка. Добрачные отношения молодежи отличались значительной свободой, поддерживались обычаи кузенных браков и левиратов. На туцзян большое влияние оказали ханьцы. Хорошо развито сельское хозяйство, быстрыми темпами развиваются экономика, образование и культура туцзя. Необычайно красива природа районов проживания туцзян. Улиньюань признан всемирным культурным наследием, а Чжанцзяцзе является первым национальным лесным парком Китая. Сегодняшние туцзя прекрасно адаптировались в условиях современного Китая, они практически полностью утратили родной язык и заменили его китайским.

Мяо

Еще одной крупной народностью Китая являются мяо, чья численность порядка 7,4 млн человек. Этот народ большей частью расселен компактными общинами, но проживает и в смешанных общинах с другими национальностями в таких провинциях, как Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Язык мяо относится к группе мяояо китайскотибетской языковой семьи. Три диалекта языка мяо, которые делятся на многочисленные наречия, еще используются в районах, густо населенных этой народностью, но его влияние все более угасает. Живущие в смешанных общинах мяо владеют также ханьским языком или языками народностей дун и чжуан. У мяо распространен анимизм и традиционные верования. Как и маньчжуры, мяо – один из древнейших народов Китая. В исторических летописях более чем четырехтысячелетней давности есть упоминание о роде или племени наньмань, среди представителей которого были и предки мяо. Говоря об истоках этноса, нельзя не вспомнить Чи Ю – легендарного предка мяо, который, согласно преданиям, был достойным оппонентом Хуанди. Интересен тот факт, что мяо, расселенные в разных районах, именуют себя по-разному: "му", "мэн", "мао", "госюн", "дайсоу ". Более того, в некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде либо по местам обитания, например "мяо в длинных юбках", "мяо в коротких юбках", "красные мяо", "черные мяо". В период правления династии Хань мяо населяли западные области провинций Хунань и Хубэй, а также восток провинций Сычуань и Гуйчжоу. Однако продолжительные военные конфликты, голод, нужда, болезни, высокая рождаемость и плотность населения, истощение возделываемых земель и другие причины вынуждали их без конца переселяться из региона в регион. Результатом этого стали широкая расселенность, значительные различия в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированный уровень социально-экономического развития этой народности. Сегодня большая часть мяо занята выращиванием заливного риса, кукурузы, лекарственных растений.

По большому счету заселение ханьцами земель, густо населенных меньшинствами, началось не так давно – в XIX в. и продолжается по сей день. Поэтому думается, что в ближайшие десятилетия проблема самосохранения для национальных меньшинств не станет менее актуальной. Бесспорно, экономические преобразования, нацеленность на развитие экономики национальных районов, стремление создать там крупное производство (что означает привлечение квалифицированных кадров из восточных – абсолютно ханьских – провинций) ведет к размыванию национальных составляющих в Сянси-туцзя-мяочанском автономном округе, Гуансичжуанском автономном районе, в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандунь, Западно-хубэйско-мтуцзя-мяочанском автономном округе. Следовательно, если выявить общие тенденции, характерные для чжуанов, туцзя, мяо, маньчжуров, то получается следующая картина.

Во-первых, если ранее территории, где проживали данные этносы, были зачастую моноэтничны, то теперь они во все большей степени приобретают полиэтнический характер. Другими словами, процентное соотношение ханьцев и неханьцев меняется в пользу первых. Вполне возможно, что в обозримом будущем вышеупомянутые народности могут утратить административно-территориальную автономию.

Во-вторых, доминирование ханьских языка, культуры, образа жизни в регионах, заселенных национальными меньшинствами, становится все более явным. И если в случае с монголами, тибетцами или хуэй эта тенденция прослеживается не так отчетливо, то у этносов, живущих бок о бок с ханьцами и все больше говорящих на китайском языке, таких, например, как чжуаны, мяо, маньчжуры и туцзя, положение практически бедственное. Из года в год сужается разговорная среда, имеет место тенденция старения носителей языка, так как молодежь отдаляется от родного языка, традиций, образа жизни и мышления, национального мировоззрения. Можно с уверенностью сказать, что молодые мяо, туцзя, дауры, сибо, яо, лису, ли, буи, маньчжуры сегодня в большей степени ханьцы, чем носители культуры, созданной их предками.

В-третьих, КНР позиционирует себя как многонациональное, поликонфессиональное федеративное государство, в котором представители разных народностей являются равноправны ми. Но все же значительное численное доминирование ханьцев, их фактическая государствообразующая роль ведут к тому, что меньшинства становятся частью многогранной, разноликой ханьской цивилизации. Всем известна способность ханьцев перенимать чужое, китаизировать его и затем представлять как нечто чисто ханьское. К примеру, буддизм, изначально далекий от культуры Поднебесной, стал неотъемлемой его частью, а социализм в Китае превратился в "социализм с китайским лицом". Пожалуй, не стоит обманываться, полагая, что маньчжуры, чжуаны, туцзя или мяо смогут переломить усугубляющуюся тенденцию китаизации и остаться на этнических картах конца XXI столетия. Обвинять в этом кого-то бессмысленно, да и несправедливо, ведь желание Пекина китаизировать меньшинства не является единственной причиной сложившейся тенденции. Все гораздо сложнее. Нельзя забывать, что Китай огромен, управлять им чрезвычайно тяжело. Более того, в экономической системе, которая переживает настоящий бум, без того безграничные масштабы которой увеличиваются с ежегодным расширением зоны влияния, вполне естественно ожидать постоянного перетока как дешевой рабочей силы, так и квалифицированных кадров из провинции в провинцию. Таким образом, в погоне за экономическим успехом рядовые китайцы, сами того не подозревая, все больше преобразуют свою огромную страну в моноэтническое государство. Стоит ли обвинять Пекин в сложившейся ситуации? Целесообразнее вместо этого задуматься о собственной системе связей с Поднебесной, учитывая характер отношений к национальным меньшинствам внутри Китая и степень влияния этого государства на соседей, в особенности на Российскую Федерацию и Казахстан. Конечно, официально установленные границы этих государств являются своего рода барьером, пока сдерживающим приток "дешевой рабочей силы" из Поднебесной. Но очевидно, что с развитием экономических отношений, увеличением товарооборота между РФ и Китаем, Казахстаном и КНР, не избежать постепенного проникновения в эти страны китайских экономических субъектов, для которых преодоление данного барьера не составит труда. Культурное влияние Китая, веками ассимилировавшего все, что попадало в Поднебесную, очень сильно. Упомянутые выше некогда самодостаточные этносы довольно быстро оказались в ситуации, когда их язык и культура могут стать лишь частью истории. Все это не может не настораживать нас, соседей КНР.

С таким гигантом, как Китай, нам следует быть особенно бдительными. Необходимо выработать систему отношений, адекватную долгосрочным намерениям этого государства и возможным итогам тесного контакта с ним. Пристальное изучение взаимоотношений ханьцев с национальными меньшинствами может оказаться очень полезным, если не жизненно необходимым для государств – соседей КНР.

Многие эксперты задаются вопросом: из каких принципов исходит Китай в отношениях со своими соседями, обладающими значительно меньшим экономическим и политическим влиянием как в регионе, так и в мире в целом? Мой ответ таков: "Исследуйте отношение властей КНР к национальным меньшинствам, и вы не только поймете эти принципы, но и предугадаете будущее стран – соседей Китая".

Введение

Китай – очень древняя и загадочная страна.

Сегодня это страна, преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции»; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешний день страны.

Китай прошел долгий путь развития, но, несмотря на всевозможные перемены до нас дошли их древние традиции, их необычная культура.

Население Китая очень трепетно относится к своей истории. Благодаря неизменному менталитету китайцев эта страна является одной из самых патриотичных.

Все проживающие в Китае национальности за период становления своего государства, сделали культуру страны более полной и яркой. Они привнесли в нее свои знания и умения, которые позволили сделать государство совершенно необыкновенным.

В Китае большое количество ярких особенностей. Одна из них – это китайское иероглифическое письмо. Все национальности, имеющие собственные диалекты, могут понять друг друга с помощью иероглифов. Это древнейшее письмо, дошедшее до наших дней практически без изменений, есть связывающее звено среди всех народов этой страны.

Несмотря на свою многонациональность, Китай остается единым динамично развивающимся государством.


Глава 1. Общая характеристика населения Китая

Китай – третья по величине страна в мире после России и Канады. Ее территория составляет около 9,6 млн км 2 . По численности Китай, как известно, намного опережает все прочие страны мира. Согласно статистическим данным 2000 года в континентальной части Китая проживало 1,295 млрд человек. (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомынь), что составляет 22% населения всего земного шара.

В административном отношении территории Китая разделена на 22 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения, а так же 2 особых административных района (Аомынь и Сянган). 1

В самом факторе густонаселенности Китая, тесном соседстве больших масс людей есть ключ к пониманию многих важных особенностей китайской цивилизации в самых разных ее проявлениях, не важно быт это, политика или традиционность китайского населения.

Китай прошел долгий путь, прежде чем стать полноценной цивилизацией. Большую роль в этом сыграло население. Много раз оно переселялось с места на место оставляя после себя часть своей культуры.

Первоначальный район расселения древних китайцев – Лёссовое плато и равнина нижнего течения реки Хуанхэ. В этих областях уже в эпоху классической древности (V-III вв. до н.э.) впервые в китайской истории было достигнуто состояние предельной насыщенности ланшафта хозяйственно-культурной деятельностью людей, что и стало природно-хозяйственной основой китайской цивилизации.

Почти на рубеже нашей эры китайцы освоили ряд районов вдоль рек на юге и Сычуаньскую котловину. В дальнейшем, несмотря на непривычный для жителей северных равнин климат и сопротивление местных племен, продолжалась постепенная колонизация китайским населением плодородных земель нижнего течения реки Янцзы. Массовая колонизация южных земель пришлась примерно на III-IV века, в это время Северный Китай был завоеван кочевыми племенами, именно в это время Южный Китай начал играть самостоятельную политическую и культурную роль в жизни империи. Часть китайцев бежала на Ляодунский полуостров, где смешалась с предками современных Корейцев.

В течении нескольких последующих столетий экономический и политический центр Китая постепенно переместился к югу от реки Янцзы. Ко II веку н.э. все низменные районы Юга уже были полностью освоены китайцами. В это же время произошло второе массовое перемещение китайского населения на Юг, связанного с новым вторжением кочевников с Севера. Таким образом китайский Юг – точнее Цзянань, и прилегавшие к ней области стали политическим, культурным и экономическим центром китайской цивилизации.

В последующие столетия происходит стабилизация демографической обстановки в стране, и наблюдается даже отток населения обратно на Север вследствие перенаселенности наиболее развитых районов Юга. Позднее китайская экспансия выходит за пределы самого Китая. Во многих странах Юго-Восточной Азии – на Малайском полуострове, в Индонезии, на Филиппинах – возникают многочисленные китайские общины. Здесь китайские переселенцы именуют себя «танка», то есть «люди Тан» по названию Танской династии, правящей Китаем в VII-IX вв., - в эпоху активного заселения Юга.

В нынешнем столетии, после свержения монархии в 1911 году, происходит быстрое заселение Маньчжурской равнины населением Северного Китая. В 1927-1928 гг. сюда переселилось около 1млн. человек, не менее 400 тысяч человек переселилось из КНР в Гонконг.

В настоящее время, все население Китая распределено по территории республики неравномерно. Основная масса ханьцев находится в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян, а так же на востоке Сунляосской равнины, что очень тесно связано с географическим положением страны.

В связи с тем, что территория расселения китайского этноса очень обширна и разнообразна, существуют значительные этнокультурные различия между населением различных провинций и областей Китая.

Большому разнообразию китайского этноса способствовали 2 фактора:

1. Различие климатических условий Севера и Юга, с чем довольно тесно связано различие хозяйственно-культурных укладов северных и южных китайцев.

2. Контакты китайцев с разными соседними народами.

Население Северо-китайской равнины по культуре и языку более однородно чем население Юга. Так же существуют различия и во внешности. Северные Китайца выше ростом, у них светлее кожа, шире скулы и тоньше нос, а лоб немного скошен. В свою очередь южане ниже ростом, кожа смуглее, лицо более вытянуто, нос более плоский, лоб прямой.

Современные социологические опросы показывают, что даже в настоящее время многим жителям той или иной провинции приписывают различные наборы черт характера и поведения. Так считается, что жителям Цзянсу, Чжэцзяна, Цзянси свойственны хитрость, неверность в дружбе, склонность к роскоши, а так же деловая хватка и проницательность. Фуцзянцы и гуандунцы считаются людьми лукавыми, предприимчивыми, и приверженными родственным узам. Жители Хунани и Сычуани – страстными и прямодушными, население Гуйчжоу и Юньнани - бережливыми и простодушными. Эти оценки очень близки к аналогичным свидетельствам старинных письменных источников. «Я подметил, что люди некоторых провинций имеют свои недостатки: уроженцы Фуцзяни слишком вспыльчивы и дерзки, а уроженцы Шэньси – грубы и жестоки. Жители Шаньдуна слишком упрямы и всегда хотят быть впереди всех: они пеструют недобрые чувства, не ценят жизнь и охотно встают на путь разбоя. Жители Шэньси так скупы, что даже не заботятся о своих престарелых родителях. Люди же Цзянсу богаты и распущены, недостатки их всем очевидны» император Канси. VIIв. 3

Еще одной из важных особенностей Китайского этноса – это наличие в китайском языке различных местных диалектов. Так на Севере распространен единый диалект, который понимают жители Срединной равнины, Маньчжурии, Лёссового плато и северо-западных областей, в то же время на юге с давних пор существуют большое количество локальных диалектов, носители которых вынуждены для общения использовать письменный язык. Здесь различают семь основных групп диалектов:

1. Диалекты низовья Янцзы – области Цзянань.

2. Диалекты провинции Фуцзянь.

3. Диалекты Юга, охватывающие провинцию Гуандун и восточную часть Гуанси.

4. Диалекты провинции Цзянси.

5. Диалекты провинции Хунань.

6. Диалекты провинции Сычуань.

7. Диалекты этнической группы хакка

В настоящее время население Южного Китая распределяется следующим образом:

1. Диалекты У (низовья Янцзы)……………………………..69 млн.

2. Диалекты Юэ (Гуандун)…………………………………..40 млн.

3. Диалекты Хунани и Гуанси……………………………….50 млн.

4. Диалекты хакка…………………………………………….30 млн.

5. Диалекты Минь (Фуцзянь)………………………………..55 млн.

Несмотря на свой многовековой переселенческий образ жизни, даже, несмотря на то, что они говорят практически на разных языках, китайский народ сумел сохранить единство своей культуры, которая составлялась на протяжении многих столетий.

Глава 2 . Национальные меньшинства в Китае

В Китае, как в полиэтническом государстве, существует типологическая особенность – наличие в нем одной национальности подавляющего большинства и многочисленных малых этносов. По данным всекитайской переписи населения, проведенной в ноябре 2000 года, коренные китайцы – ханьцы составляют 91,59 % общей численности населения Китая. Другие национальностей составили 8,41%. Все национальности кроме ханьцев принято называть национальными меньшинствами.

Всего в национальные меньшинства включают 55 национальностей, проживающих на территории Китая. В них входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шу, дунсян, наси, ту, киргизы, цин, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ачаны, эвенки, цзин, узбеки, цзино, уйгуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба.

Между этническими меньшинствами существует довольно большая разница в численности. Так, чжуани являются самой многочисленной группой, ее население составляет 15,556 млн. человек, а самая малочисленная этническая группа – лоба, ее население составляет 2322 человека.

Национальные меньшинства занимают 50-60% от всей территории Китая, и проживают во Внутренней Монголии, Тибете, автономных районах Синцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском, Нинся-Хуэйском, а так же в некоторых провинциях и приграничных районах.

С древних времен на территории современного Китая проживали предки всех национальностей, которые сейчас населяют Китай. В течении многих веков они расширяли границы государства. Начиная с династии Ся и до времен империи Цинь и Хань, различные племена, такие как: мяо, яо, бай осваивали долины рек Хуанхэ и Янцзы. На территориях современных провинций Хэйлунцзян, Люонин, Цзилинь были расселены ухуань, сяньбэй, гунны, дунху. На западе, в районе современной провинции Сяньцзян проживали предки современных узбеков, юэчжи, гуйцзы, юйтянь.