Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  «Очарованный странник» главные герои. Иван Флягин — характеристика образа повести «Очарованный странник

«Очарованный странник» главные герои. Иван Флягин — характеристика образа повести «Очарованный странник

Повесть «Очарованный странник» представляет своему читателю образ человека, которого невозможно сопоставить ни с одним из персонажей русской литературы. Это образ героя легко сливающегося с любыми передрягами жизненного пути. Флягин Иван Северьяныч или «очарованный странник», как назвал его автор повествования, «очарован» собственной жизнью, в частности, и всем миром, в общем. Он принимает жизнь как дар, великое чудо, не имеющее пределов и границ. Куда бы ни забросила судьба героя, он открывает для себя нечто новое и удивительное и, может от того, абсолютно не страшится перемен.

Образ Флягина впитал в себя всё русское. Это человек схожий с героем древних былин — огромен ростом, открыт лицом, а его волосы вьются и отливают благородной сединой. На вид ему лет пятьдесят, он добр, простодушен и открыт душой для каждого встречного. Тот факт, что Иван Северьяныч никак не уживётся на одном месте, не означает, что он непостоянен или легкомыслен, такой образ жизни скорее говорит о том, что герой стремиться испить весь мир до дна. Хотя бы настолько, насколько успеет за отведённые ему Богом годы.

Жизнь Ивана Северьяныча Флягина

При рождении Флягин отнял жизнь у своей матери (родился он с очень большой головой, за что получил кличку «Голован»), но, вместе с тем, сам словно неуязвим для смерти, которую готов принять в любую минуту. Герой удерживает коней у края обрыва, едва не кончает с собой, побеждает в опаснейшем поединке, спасается бегством из плена, избегает пуль во время военных действий. Всю жизнь ходит по краю гибели, но земля не спешит его принять.

С детства Иван любил лошадей и умел с ними обращаться. Но судьба его сложилась так, что ему пришлось бежать и совершить кражу коней. Скитаясь, Флягин попадает к татароам и проводит 10 лет свой жизни в плену (он попадает в плен в возрасте 23 лет). Спустя время Флягин поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. Здесь он совершает подвиг, за который его производят в офицеры и дают награду (Георгиевский крест). В результате Флягин становится дворянином. В конце концов в возрасте около 50 лет Флягин уходит в монастырь (на одном из островов в Ладожском озере). В монастыре Флягин получает церковное имя - отец Измаил. Став монахом, Флягин и в монастыре служит кучером. Но и в монастыре Флягин не обретает покой: его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества. Монахи всячески пытаются изгнать из него "нечистую силу", но все безрезультатно. Наконец Флягина отпускают из монастыря, и он отправляется странствовать по святым местам.

Флягин соблюдает каноны своей собственной морали, оставаясь по жизни честным перед другими и самим собой. На его счету оборванные жизни монаха, татарина и молодой цыганки. Но, ни один из проступков странника не рождён из ненависти или лжи, не совершён с жаждой наживы или из страха за собственную жизнь. Монах погиб в результате несчастного случая, татарин был сражён в бою на равных, цыганка же сама молила оборвать её невыносимое существование. В истории с этой несчастной Иван взял грех на себя, освободив тем самым девушку от необходимости совершения самоубийства.

Иван Северьяныч рассказывает о своей жизни случайным попутчикам во время водного путешествия на судне. Герой ничего не утаивает, так как душа его открытая книга. В борьбе за справедливость он жесток, как со случаем, когда отрезал барской кошке хвост за то, что та повадилась душить его голубей. Но в другой ситуации, Флягин ушёл на войну за парнишку, которого боялись потерять любящие родители. Единственная причина тех или иных поступков Ивана — природная сила, бьющая из него через край. Вся эта мощь и удаль богатыря русского в управлении штука достаточно сложная. От того и не всегда Иван Северьяныч мог её верно рассчитать. И потому безупречным героя повести назвать нельзя, он многогранен — беспощаден и добр, умён и наивен, дерзок и романтичен.

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
Н.А.Некрасов

В повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя - Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого - цепь необычных, иногда даже невероятных приключений. Не случайно первый вариант повести назывался «Чернозёмный Телемак». Телемак - это сын гомеровского Одиссея. Повзрослев и насмотревшись на бесстыдное поведение женихов Пенелопы, он отправился искать по свету своего отца, слишком долго не возвращавшегося с Троянской войны. Французский писатель Ф.де Салиньяк Фенелон (1651 - 1715) создал очень популярный в своё время роман «Приключения Телемака, сына Улисса» (1699).

Тема повести Лескова - изображение простого русского человека, в образе которого писатель увидел характерные черты русской нации. Идея повести - представить положительного героя-«праведника», как называет его автор, помня русскую пословицу: не стоит село без праведника. Проблема положительного героя волновала всех русских писателей 60 - 70-х годов XIX века. Революционные демократы хотели, чтобы новый положительный герой был смелым борцом за народное счастье против общественной несправедливости и старых государственных устоев. Славянофилы считали, что положительным героем будет человек патриархальных взглядов, богобоязненный хранитель «русского духа». Положительный герой Лескова не похож ни на «борца», ни на «смиренника», он - другой, обычный дворовый крепостной из русской провинции, человек чудаковатый, но цельный и искренний. Иван Северьянович повидал на своём веку множество людей, побывал в самых невероятных местах и переделках, но нигде не захотел остаться навсегда, не нашёл счастья. Почему? Потому что представление о счастье у Ивана Северьяновича очень высокое: ему не нужны деньги и власть (это было бы слишком просто), ему нужна внутренняя уверенность, что его дела приносят пользу людям.

Рассказав случайным попутчикам на корабле свою удивительную историю, он делится планами на будущее: хочет идти на войну и сражаться за народ. Вот к чему приходит главный герой после всех своих скитаний и поисков истины. Он является носителем высоких нравственных качеств, хотя сам и не подозревает об этом. Иван Северьянович не идеальный герой, в его характере много недостатков, которые сложным образом переплетаются с достоинствами. Лесков не стремится рисовать безупречного героя, а изображает реального, неоднозначного русского человека, которого сам писатель оценивает очень высоко.

В образе Флягина автор показывает формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным дворовым графа К., и в нём воспитывали такие черты, которые считались достоинствами для крепостных: трудолюбие (с раннего детства отец приучает героя к лошадям; мальчик становится сначала форейтером, потом конюхом), преданность господам (Иван спасает жизнь своим барам, останавливая взбесившихся лошадей на краю обрыва). При наличии этих важных для крепостного черт Иван Северьянович не обладал очень серьёзным достоинством крепостного - покорностью. Когда его высекли за то, что он отрубил хвостик кошке, принадлежащей горничной графини, он возмутился. Ему стало обидно не потому, что граф забыл своё обещание отблагодарить Ивана за спасение, а потому, что его, лошадника, отправили мостить садовые дорожки. Такую несправедливость юноша не мог вытерпеть и убежал от своих господ с цыганом, прихватив пару лучших коней. Таким образом, герой порывает со своим крепостным положением, «выламывается» из своего сословия и должен искать новые жизненные ориентиры.

Он начинает пробовать всякую работу, не боится круто менять свою жизнь, его поступки непредсказуемы, он сам не знает, как поступит в следующую минуту. Пример - его поведение в сцене бегства с уланом. Сначала Иван Северьянович отказывается отдать девочку мат ери и её любовнику, уланскому ремонтёру, не соглашается принять большие деньги, не боится уланской сабли. Но вдруг, заметив бегущего к ним отца девочки, мгновенно меняет своё решение. Отдаёт ребёнка матери и убегает вместе с уланом от своего прежнею хозяина, совершенно не раскаиваясь в своём поступке. Для главного героя нет ничего заветного в жизни, он необъяснимым образом вмешивается во все возможные авантюры. Не понятно, зачем он захотел сечься с татарским князем. Прожив десять лет в степях, он без сожаления бросил своих татарских жён и детей, не чувствуя никакой привязанности к ним и никакой ответственности за них. Служа у нового хозяина - молодого князя, Иван Северьянович «делает выходы», то есть пьёт запоем, так как не видит никакой достойной цели в жизни. Его существование бессмысленно, но сам герой этого не понимает.

Иван Северьянович, как все крепостные в России, после Манифеста 17февраля 1861 года становится свободным человеком. Теперьон должен искать новые жизненные ориентиры. Герой Лескова в результате своих приключений приходит к мысли: главное не покорность, не преданность хозяину, а служение своему народу. Любопытно, что к тому же выводу - счастье в том, чтоб жить для людей, - приходят герои Л.Н. Толстого - просвещённые аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов.

Итак, в повести «Очарованный странник» Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана Северьяновича обострённое чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие.

Рассказывая о странствиях героя, Лесков даёт широкую картину русской жизни: описывает центральное Черноземье, Николаевскую губернию, Пензу, татарские степи, русский Север - одним словом, захолустную, «нутряную» Россию. В образе Флягина писатель подчёркивает столь характерное для русского человека «правдоискательство»: Иван Северьянович, переходя от одного приключения к другому, познаёт окружающий мир и в конце концов находит достойную жизненную цель - служение людям, которое оказывается даже важнее служения Богу. Эту мысль сам герой формулирует так: «Мне за народ очень помереть хочется. (...) Я клобучок сниму, а амуничку надену» (XX).

Совершенно очевидно, что писателю нравится его герой: Флягин за свою бурную жизнь никого не предал, никого сознательно не обманул, легко прощал обиды, что свидетельствует о его внутренней порядочности и широте души. Все эти качества возвышают героя «над чертой простой нравственности и потому "святы Господу"» (Н.С.Лесков. «Предисловие к сборнику "Праведники"»). Иными словами, такой человек, по мнению Лескова, и есть «праведный».

Все эпизоды повести объединяет образглавного героя - Ивана Северьяновича Флягина, показанного исполином физической и нравственной мощи. «Это был человек oгpoмнoгo роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала eгo проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монaстыpским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Герой совepшает ратные подвиги, спасает людей, проходит через искушение любовью. Он знает по собственному горькому опыту крепостное право, знает, что такое бегство от лютoгo барина или солдатчины. В поступках Флягина проявляются такие черты, как безграничная смелость, мужество, гордость, упрямство, широта натуры, доброта, терпеливость, артистизм и др. Автор создает сложный, многогранный характер, положительный в своей основе, но далеко не идеальный и совсем не однозначный. Основная черта Флягина - «откровенность простой души». Рассказчик уподобляет eгo Божьему младенцу, которому Бог иногда открывает свои замыслы, сокрытые от других. Герою свойственны детская наивность восприятия жизни, простодушие, искренность, бескорыстность. Он очень талантлив. Прежде Bceгo в деле, которым он занимался еще мальчиком, став форейтором у cвoeгo барина. В том, что касалось лошадей, он «от природы своей особенное дарование получил». Eгo талантливость связана с обостренным чувством красоты. Иван Флягин тонко чувствует женскую красоту, красоту природы, слова, искусства - песни, танца. Eгo речь поражает своей поэтичностью, когда он описывает то, чем любуется. Как всякий народный богатырь, Иван Северьянович горячо любит родину. Это проявляется и в мучительной тоске по родным местам, когда он находится в плену в татарских степях, и в желании принять участие в грядущей войне и умереть за родную землю. Последний диалог Флягина со слушателями звучит торжественно. Душевная теплота и тонкость чувства в гepoe уживаются сгрубостью, драчливостью, пьянством, ограниченностью. Порой он проявляет черствость, равнодушие: засекает до смерти в поединке татарина, некрещеных дeтей не считает своими и оставляет их без сожаления. Доброта и отзывчивость на чужое гope уживаются в нем с бессмысленной жестокостью: отдает ребенка слезно умоляющей eгo матери, лишив себя крова и пищи, но в то же время из баловства насмерть засекает уснувшего монаха.

Удальство и свобода чувств Флягина не знают границ (бой с татарином, отношения сгрушенькой). Он отдaeтся чувству безоглядно и безрассудно. Душевные порывы, над которыми он не властен, постоянно ломают eгo cyдьбу. Но когда в нем yгacaeт дух противоборства, он очень легко покоряется чужому влиянию. Чувство человечеcкoгo достоинствагероя находится в противоречии с coзнанием крепостного человека. Но все равно в Иване Ceверьяновиче чувствуется чистая и благородная душа.

Имя, отчество и фамилия героя оказываются значимыми. Имя Иван, столь часто встречающееся в сказках, сближает eгo и с Иваном-дураком, и с Иваном-царевичем, проходящими через разные испытания. В своих испытаниях Иван Флягин духовно взрослеет, нравственно очищается. Отчество Северьянович в переводе с латинскoгo означает «суровый» И отражает определенную сторону eгo характера. Фамилия указывает, с одной стороны, на склонность к загульному образу жизни, но, с дpyгой стороны, напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божьего. Страдая от сознания собственного несовершенства, он идет, не сгибаясь, навстречу подвигу, стремясь к богатырскому служению родине, ощущая над собой божественное благословение. И это движение, нравственное преображение составляет внутреннюю сюжетную линию повести. Герой верует и ищет. Eгo жизненный путь - это путь познания Бога и осознание себя в Боге.

Иван Флягин олицетворяет русский национальный характер со всеми eгo темными и светлыми сторонами, народный взгляд на мир. В нем воплощены огромные и неистраченные возможности народной силы. Eгo нравственность - естественная, народная нравственность. Фигypa Флягина обретает символическую масштабность, воплощая широту, безграничность, открытость русской души миру. Глубину и сложность характера Ивана Флягина помогают постичь разнообразные художественные приемы, использованные автором. Главным средством создания образа героя является речь, в которой отражаются eгo миропонимание, характер, социальное положение и т. д. Речь Флягина проста, полна просторечий и диалектизмов, в ней нeмнoгo метафор, сравнений, эпитетов, но они ярки и точны. Стиль речи героя связан с народным мировосприятием. Образ героя раскрывается и через eгo отношение к другим персонажам, о которых он сам рассказывает. В тоне повествования, в выборе художественных средств проявляется личность героя. Пейзаж также помогает почувствовать особенности восприятия мира персонажем. Рассказ героя о жизни в степи передает eгo эмоциональное состояние, тоску по родным местам: «Нет-с домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”.

Добрый и простодушный русский исполин - основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. Когда Флягин видит человека в смертельной опасности, он просто бросается ему на помощь. Совсем мальчиком спасает графа с графиней от гибели, а сам чуть не погибает. Еще он идет вместо сына старухи на пятнадцать лет на Кавказ. За внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяныче огромная доброта, свойственная русскому народу. Мы узнаем эту черту в нем, когда он становиться нянькой. Он по-настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал. В обращении с ней он заботлив и нежен.

“Очарованный странник” - это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского). Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Он ищет и не может обрести себя. Каждое новое пристанище Флягина -- это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми -- будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую “операцию”, которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: “Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”. Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это -- не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.

Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.

Флягин остро реагирует на оскорбление и несправедливость. Стоило управляющему графа - немцу наказать его за проступок унизительной работой, как Иван Северьяныч, рискуя собственной жизнью, бежит из родных мест. Впоследствии он вспоминает об этом так: “Отодрали меня ужасно жестоко, даже подняться я не мог… но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да мешки бить… это уже домучило меня… Просто терпения моего не стало…” Самым страшным и непереносимым для простого человека оказывается не телесное наказание, а оскорбление чувства собственного достоинства. с отчаяния он убегает от них и идет “в разбойники”.

В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма. собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. желание Ивана Северьяныча идти на войну - это желание постраждовать одному за всех. любовь к Родине, к Богу, христианское стремление спасают Флягина от гибели в течении девяти лет жизни у татар. Он за все это время так и не смог привыкнуть к степям. Он говорит: “Нет-с, домой хочется… Тоска делалась”. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”. Из рассказа Ивана Северьяновича о самом себе явствует, что самыми тяжелыми из пережитых им многообразных жизненных ситуаций были именно те, которые в наибольшей мере связывали его волю, обрекали его на неподвижность.

Сильна в Иване Флягине православная вера. Среди ночи в плену он “выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться… так молиться, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали - утром травку видишь”.

Флягин -- необыкновенно одаренный человек, для него нет ни­чего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара -- всегда ощущать радость -- заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Флягин не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. Он говорит: “Мне за народ очень помереть хочется”. В этих словах отражено главное свойство русского человека - готовность пострадать за других, умереть за Родину. Описывая жизнь Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только рус человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Образ Ивана Северьяновича Флягина - это единственный "сквозной" образ, соединяющий все эпизоды повести. Как уже отмечалось, он обладает жанрообразующими признаками, т.к. его "жизнеописание" восходит к произведениям с жесткими нормативными схемами, а именно к житиям святых и авантюрным романам. Автор сближает Ивана Северьяновича не только с героями житий и романов приключений, но и с былинными богатырями. Вот как описывает внешность Флягина повествователь: "Этому новому нашему спутнику по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещегина и в поэме графа А. К. Толстого.4 Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор"". Характер Флягина многогранен. Основная черта его - "откровенность простой души". Рассказчик уподобляет Флягина "младенцам", которым Бог иногда открывает свои замыслы, таимые от "разумных". Автор перефразирует евангельские речения Христа: "... Иисус сказал: "...славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам"" (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 25). Мудрыми и разумными Христос иносказательно называет людей с чистым сердцем.

Флягина отличают детская наивность и простодушие. Бесы в его представлениях напоминают большую семью, в которой есть и взрослые, и шкодливые дети-бесенята. Он верит в магическую силу оберега - "тесменного пояска от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода". Флягин понимает переживания укрощаемых лошадей. Он тонко чувствует красоту природы.

Но, вместе с тем, душе очарованного странника присуща и некоторая черствость, ограниченность (с точки зрения образованного, цивилизованного человека). Иван Северьянович хладнокровно засекает до смерти в поединке татарина и не может понять, почему рассказ об этом истязании ужасает его слушателей. Иван жестоко расправляется с кошкой графининой горничной, задушившей его любимых голубей. Некрещеных детей, прижитых от жен-татарок в Рынь-песках, он не считает своими и оставляет без тени сомнения и сожаления.

Природная доброта уживается в душе Флягина с бессмысленной, бесцельной жестокостью. Так, он, служа нянькой при малолетнем ребенке и нарушая волю его отца, своего хозяина-барина, отдает дитя слезно умолившей Ивана матери и ее любовнику, хотя и знает, что этот поступок лишит его верного пропитания и заставит снова скитаться в поисках пищи и крова. И он же, в отрочестве, из баловства засекает насмерть кнутом уснувшего монаха.

Флягин безогляден в своем удальстве: просто так, бескорыстно, он вступает в состязание с татарином Савакиреем, обещая знакомому офицеру подарить приз - коня. Он весь отдается овладевающим им страстям, пускаясь в пьяный загул. Пораженный красотой и пением цыганки Груши, не колеблясь, дарит ей порученную ему огромную сумму казенных денег.

Натура Флягина одновременно и непоколебимо тверда (он свято исповедует принцип: "Чести моей никому не отдам") и своевольна, податлива, открыта влиянию других и даже внушению. Иван легко усваивает представления татар об оправданности смертельного поединка на нагайках. Доселе не чувствующий завораживающей красоты женщины, он - как бы под воздействием бесед с опустившимся барином-магнетизером и съеденного "магического" сахара-"ментуора" - оказывается очарован первой встречей с Грушей.

Скитания, странствия, своеобразные "искания" Флягина несут "мирскую" окраску. Даже в монастыре он исполняет ту же службу, что в миру, - кучера. Этот мотив - значимый: Флягин, меняя профессии и службы, остается самим собой. Он начинает свой трудный путь с должности форейтора, наездника на лошади в упряжке, и в старости возвращается к кучерским обязанностям.

Служба лесковского героя "при лошадях" не случайна, она обладает неявной, скрытой символичностью. Переменчивая судьба Флягина подобна быстрому бегу лошади, а сам "двужильный" герой, выдержавший и перенесший многие тяготы на своем веку, напоминает крепкого "битюцкого" коня. И флягинская вспыльчивость, и независимость как бы сопоставлены с гордым конским норовом, о котором поведал "очарованный странник" в первой главе лесковского произведения. Укрощение же лошадей Флягиным соотносится с рассказами античных авторов (Плутараха и других) об Александре Македонском, усмирившем и приручившем коня Буцефала.

А подобно герою былин, выезжающему померяться силою "во чисто поле", Флягин соотнесен с открытым, вольным пространством: с дорогой, (странствия Ивана Северьяновича), со степью (десятилетняя жизнь в татарских Рынь-песках), с озерным и морским простором (встреча рассказчика с Флягиным на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру, паломничество странника на Соловки). Герой странствует, перемещается в широком, разомкнутом пространстве, являющемся не географическим понятием, но ценностной категорией. Пространство - зримый образ самой жизни, посылающей навстречу герою-путешественнику бедствия и испытания.

В своих скитаниях и путешествиях лесковский персонаж достигает пределов, крайних точек Русской земли: живет в казахской степи, сражается против горцев на Кавказе, идет к Соловецким святыням на Белом море. Флягин оказывается и на северной, и на южной, и на юго-восточной "границах" европейской России. Иван Северьянович не побывал лишь на западном рубеже России. Впрочем, столица у Лескова может символически обозначать именно западную точку российского пространства. (Такое восприятие Петербурга было характерно для русской словесности XVIII века и воссоздано в пушкинском "Медном всаднике"). Пространственный "размах" путешествий Флягина значим: он как бы символизирует5 широту, безграничность, открытость народной русской души миру.6 Но широта натуры Флягина - "русского богатыря" вовсе не равнозначна праведности. Лесков неоднократно создавал в своих произведениях образы русских праведников, людей исключительной нравственной чистоты, благородных и добрых до самоотвержения ("Однодум", "Несмертельный Голован", "Кадетский монастырь" и т. д.). Однако Иван Северьянович Флягин не таков. Он как бы олицетворяет русский народный характер со всеми его темными и светлыми сторонами и народный взгляд на мир.

Имя Ивана Флягина - значимое. Он подобен сказочным Ивану-дураку и Ивану-царевичу, проходящим через разные испытания. От своей "дурости", нравственной черствости Иван в этих испытаниях излечивается, освобождается. Но нравственные идеалы и нормы лесковского очарованного странника не совпадают с моральными принципами его цивилизованных собеседников и самого автора. Нравственность Флягина - это естественная, "простонародная" нравственность.

Не случайно и отчество лесковского героя - Северьянович (severus - по латыни: суровый). Фамилия говорит, с одной стороны, о былой склонности к питию и загулам, с другой, - как бы напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божия.

Жизненный путь Флягина отчасти представляет собой искупление его грехов: "молодеческого" убийства монаха, а также убийства оставленной любовником-князем Грушеньки, совершаемого по ее мольбе. Темная, эгоистическая, "животная" сила, свойственная Ивану в юности, постепенно просветляется, наполняется нравственным самосознанием. На склоне жизни Иван Северьянович готов "помереть за народ", за других. Но от многих поступков, предосудительных для образованных, "цивилизованных" слушателей, очарованный странник не отрекается по-прежнему, не находя в них ничего дурного.

В этом не только ограниченность, но и цельность характера главного героя, лишенного противоречий, внутренней борьбы и самоанализа,7 что, как и мотив предопределенности его судьбы, сближает повесть Лескова с классическим, античным героическим эпосом. Б.С. Дыханова так характеризует представления Флягина о своей судьбе: "По убеждению героя, его предназначение в том, что он - сын "моленый" и "обещанный", обязан посвятить свою жизнь служению богу, и монастырь должен, казалось бы, восприниматься как неизбежный конец пути, обретение истинного призвания. Слушатели неоднократно задают вопрос о том, исполнилось или нет предопределение, но всякий раз Флягин уклоняется от прямого ответа.

"Почему же вы это так... как будто не наверное говорите?

  • - Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу?
  • - Это от чего?
  • - Оттого-с, что я многое даже не своей волею делал".

При внешней непоследовательности ответов Флягина, он здесь поразительно точен. "Дерзость призвания" неотделима от собственной воли, собственного выбора, а взаимодействие воли человека с независящими от нее жизненными обстоятельствами и порождает то живое противоречие, которое можно объяснить, только сохранив его. Для того, чтобы уяснить, в чем его призвание, Флягину приходится рассказывать свою жизнь "с самого первоначала"".8 Жизнь Флягина причудлива, "мозаична", она как бы распадается на несколько самостоятельных "биографий": герой множество раз меняет род занятий, наконец, дважды лишается собственного имени (уходя в солдаты вместо рекрута-крестьянина, затем - принимая монашество). Иван Северьянович может представить единство, цельность своей жизни, лишь пересказав ее всю, от самого рождения. Внутреннюю связность случившемуся с Флягиным придает мотив предопределенности. В этой предопределенности судьбы героя, в подчиненности и "завороженности" какой-то властвующей над ним силой, "не своей волей", которой движим Флягин, - смысл названия повести.

Написал повесть «Очарованный странник» во второй половине 19 века. Образ главного героя, которым стал Иван Флягин, описывает простого русского мужика. В его характере заключены основные черты менталитета и темперамента народа.

История создания

Творчество Николая Лескова было недооценено современниками. Критики часто распинали его сочинения. Писатель не угождал приверженцам традиций русской литературы и радикально настроенным читателям. Язык Лескова удивительно красноречив. Создаваемые им сюжеты по глубине драматизма не уступают романам Достоевского и Толстого. Повесть «Очарованный странник» демонстрирует многогранную личность с непростой судьбой.

Произведение написано в 1873 году. На его создание писателя вдохновило путешествие по Ладоге, Карелии и Валааму. Литератор побывал в монастыре и размышлял о жизни праведников. В этот момент его посетила идея написания произведения о богатыре-правдоискателе. Первым названием стало «Черноземный Телемак». Издательство, на публикацию в котором рассчитывал автор, отказалось принять повесть. Журнал «Русский мир» ответил согласием, но название пришлось сменить на «Очарованный странник».

В повести автор представляет русский характер персонажа, которого нельзя назвать идеалом для читателя. Противоречивая натура, бросающаяся в крайности, – это истинное описание бескорыстного героя. Мужчина демонстрирует доброту и суровость, простоту и хитрость, поэтический дух и дерзость. Иван Флягин способен на безумства, но в сложные минуты приходит на помощь нуждающимся. Такова широкая русская душа, не знающая границ и пределов.


В названии неспроста фигурирует эпитет «очарованный». Он добавляет персонажу поэтичности. Автор доверил герою мысли, мечтания и фантазии, транслируя через него думы и желания родного народа.

Повесть «Очарованный странник»

Специфика Ивана Северьяныча заключается в том, что он очарован магией жизни. Все, что происходит с ним, Флягин воспринимает как божественное провидение и чудо. У него нет конкретной цели существования, поэтому он черпает жизнь, наслаждаясь ее проявлениями. Биография героя непроста, но, появляясь каждый раз на новом месте, он воспринимает это как способ познания мира, а не банальную смену деятельности.

Характеристика внешности действующего лица говорит о том, что Иван Флягин и Илья Муромец имеют схожие черты. На вид мужчине не больше пятидесяти лет. Большой рост, смуглое лицо, длинные седые волосы делают его облик благородным и могучим, напоминая образы былинных богатырей. Флягин носит подрясник и черный колпак.


Простой и душевный, герой везде легко приживался, но не задерживался надолго. Его извечный поиск пристанища говорит не о легкомысленности и беспутстве. Мужчина неоднократно проявлял лучшие стороны характера, спасая семейство графа К. Преданность и верность продемонстрировал Иван в отношениях с князем и Грушей. Эти же качества он проявил, служа нянькой барской дочери. Герой торопится испробовать жизнь, увидеть как можно больше и прочувствовать ее по максимуму. Поэтому он сдался на волю течению жизни, и покорно следует направлению, которое оно задает.

Флягина не стоит считать слабым и пассивным. Мужчина принимает судьбу беспрекословно. Зачастую он не осознает, почему принимает то или иное решение, а совершает поступки, ориентируясь на интуицию и чувства. Иван принимает Бога, поэтому смерть часто обходит мужчину стороной. Герой не боится гибели, и в этом кроется секрет неуязвимости. Удерживая лошадей над пропастью, он остается невредим. Из петли его спасает цыган. Побывав в плену у татар, мужчина бежит в степь. Флягина будто охраняет высшая сила, и на войне пули мимолетом обходят героя.


Игру со смертью Иван Северьяныч объясняет большим количеством грехов. Осознавая свое грехопадение в течение жизни, он ждал гибели, но та не приходила. Флягин уверен, что смерть не хочет принимать его. Цыганка Груша, татарин, монах, убитые мужчиной, не позволяют отпустить грехи. Он уходит от ответственности, оставляя собственных детей, нажитых в плену.

Кажется, что Флягин – преступник, но на страшные поступки он шел не из мести или выгоды. Вымоленный сын умер по вине несчастного случая, а татарин отдал Богу душу в честной схватке с богатырем. Гибель Груши была на совести Северьяныча неспроста. Так или иначе, девушке суждено было умереть. Флягин стал ее проводником в иной мир, приняв на душу тяжелое бремя вины и спасая от самоубийства. Он не прошел испытание любовью, предложенное свыше.

Он просит прощения у Бога за жизненный путь. Герой – создатель собственной религии и жизненных ценностей. Честность остается его прерогативой. Мужчина рассказывает о судьбе без утайки. Общаясь с попутчиками, он предстает наивным простаком, который в случае необходимости вспоминает о свирепости и решительности. В борьбе со злом Иван Северьяныч не терпит несправедливости. Поэтому за замученную птицу легко отрубает кошке хвост.


Иллюстрация к повести "Очарованный странник"

Герой отправился в рекруты вместо юноши, которого не хотели отпускать родители, настолько сильно было его желание искупить свои грехи, умерев за родной народ. Пятнадцать лет он служил в армии на Кавказе под чужим именем. Грехи с течением лет давили на мужчину все более тяжким грузом. Большинство из них произошло из-за чрезвычайной энергичности и силы богатыря. Физические преимущества оборачиваются для Ивана недостатком. При этом он смел и патриотичен.

Флягин наделен духовной силой. Герой описан как оптимистичный персонаж, способный поступать так, как того требуют обстоятельства. Он готов выступить против олицетворения зла в любой момент. Для мужчины нет преград, за исключением принципов, которые он выстроил для себя сам.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение . Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись

В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой. Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:

«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.

В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:

«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечился, а она в одну минуту от нее может исцелить».

Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:

«Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный».

В своем творчестве Н.С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом.

Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин. Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».

Как же описывает его автор? Этот герой, конечно же, огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами: «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Мы уже догадываемся, что это не просто портрет, но портрет психологический. С его помощью автор лаконично пытается рассказать, что внешность «русского богатыря» является полным следствием его внутренний жизни, так как он человек природы, полностью чист и истинен. Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать, если это будет необходимо.

Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением. Так каковы же дела нашего героя?

Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина. Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному. Вот в этом, по мнению автора, и проявляется широкая богатырская душа русского человека, которую никто не может понять умом, как говорил в свое время Тютчев.

Если же вспомнить другого классика русской литературы - Некрасова, то можно сказать, что остановить на скаку лошадь может не только русская баба, но и русский мужик. Иван рассказывает, как он усмиряет лошадь: «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется - она и усмиряет».
Герой вообще очень привязан к лошадям. Он очень ярко и живо описывает их: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».

Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.
Много позже, после гибели Груши, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу.

Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен. Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет. И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать…

Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Груша. Между ними возникает истинное родство душ. Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя. Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.

И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали - утром травку увидишь».

Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера - готовность пострадать за других и умереть за Родину.

В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.