Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения). Образ и характеристика гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо некрасова сочинение

Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения). Образ и характеристика гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо некрасова сочинение

Гриша Добросклонов: история персонажа

«Кому живется весело, вольготно на Руси?» Российские школьники пытаются найти ответ на этот вопрос вместе с . Поэму писателя о странствиях мужиков по свету в поисках счастливого человека называют энциклопедией народной мудрости. Эпичное произведение «Кому на Руси жить хорошо» содержит множество персонажей, и лишь в конце появляется главный герой, который оказывается тем самым счастливчиком, – Гриша Добросклонов. «Народный заступник» мечтает о том, чтобы Родина поднялась с колен, а народ обрел истинную свободу.

История создания

Идея написать эпопею в стихах о жизни русского народа, как подведение итогов опыта и наблюдений революционного поэта, пришла к Николаю Некрасову в конце 1850-ых годов. За основу писатель взял личные впечатления от общения с простым людом, а также опирался на некоторые литературные произведения.

Так, основным источником вдохновения послужили «Записки охотника» . Здесь Некрасов подсмотрел колоритные образы персонажей и центральные посылы. И только в 1863 году, когда страна уже два года прожила без оков крепостного права, писатель сел за работу, в итоге потратив 14 лет на сбор и оформление материала.

По задумке народная поэма показывала развернутые судьбы самых разных слоев общества – от крестьян до правителя государства. Главные герои, ищущие счастливых людей на русской земле, должны были пройти путь от родных деревень до Петербурга, где случится даже встреча с царем. Время путешествия растянулось на год, вместившись в восемь частей. Однако задуманному не суждено было сбыться – тяжело болеющий автор успел подарить миру только четыре главы.


По мере готовности части печатались в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Сегодня поэма выглядит так, как и публиковалась, потому что автор не успел уточнить «правильную» композицию:

  • «Пролог»;
  • «Последыш»;
  • «Крестьянка»;
  • «Пир на весь мир».

Последняя глава не дошла до читателя при жизни Николая Некрасова. Ее опубликовали через три года после кончины автора, и то с серьезными цензурными правками. Перед смертью литератор изменил замысел, постаравшись передать главную мысль, и сделал открытым финал, где появляется самый значимый персонаж – Гриша Добросклонов, который и стал искомым счастливцем.


Времени на проработку образа не осталось, поэтому читатели видели лишь намек на задуманный исход поэмы. Чувствуя конец жизни, Николай Алексеевич сокрушался:

«Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Писатель пытался сделать поэму максимально доступной для восприятия простых людей, поэтому старался привнести в труд ритмику народных сказаний, добавил россыпь песен, присказок и поговорок, диалектных слов.

В произведении нашлось место деталям из сказок: скатерть-самобранка, цифра «семь» (столько странников отправилось на поиски счастья), птичка, умеющая говорить человеческим голосом, неопределенность времени и места («в какой земле - угадывай» перекликается с фразой из фольклора «в некотором царстве, в некотором государстве»).

Сюжет и образ

Однажды «на столбовой дороженьке» встретились семеро крестьян, между которыми завязался спор о том, кому на Руси жить хорошо. Каждый озвучил собственное предположение: наверняка, счастливчики имеются среди попов, помещиков, чиновников, купцов, бояр. И, наконец, вольготно живется царю. К единому мнению прийти не удалось, поэтому мужики отправились на поиски счастливого человека, чтобы лично убедиться в его существовании.


Дорога приводит путников на Волгу, где герои знакомятся с крестьянами, которые скрывают от сумасшедшего старого помещика отмену крепостного права. Взамен родственники богатея после его смерти обещают мужикам отдать пойменные луга. Однако слово так и не сдерживают.

Слух о том, что в неком городе живет «доброумная» и удачливая «губернаторша», приводит странников к Матрене Тимофеевне. Однако та разочаровывает их, утверждая – на Руси и в помине нет женского счастья. В главе «Пир на весь мир» мужики села на Волге устраивают праздник по поводу смерти помещика. Среди зачинателей гулянки и появляется Гриша Добросклонов, 17-летний сын священника.

Автор создал образ народного заступника с непростой историей жизни. Юноша родился в семье ленивого нищего дьячка и батрачки из глухого села. Голодное детство, семинария, где тоже пришлось несладко… Не умереть с голоду помогла поддержка и щедрость крестьян-соседей, поэтому любовь к простому люду с ранних лет зародилась в сердце героя.


Из характеристики персонажа понятно, что Гриша Добросклонов видит счастье не в личном благе, а в том, чтобы народу стало легче и проще жить. Смысл его жизненного пути содержит фраза:

«…и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастья
Убогого и темного
Родного уголка».

Анализ образа и общественная позиция Некрасова отвечают на вопрос, почему Добросклонов счастливый. Герой стоит особняком в россыпи персонажей поэмы, отличается бунтарским характером и особым восприятием жизни. Все остальные действующие лица демонстрируют покорность судьбе, становятся жертвами обстоятельств. А Гриша – борец, воплощенный плод размышлений автора над путями, которые бы привели российский народ к благополучию.

Как считают критики, персонаж становится продолжением образа , героя произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако в отличие от него юноша из литературного труда Некрасова не одинок, революционный пожар уже основательно вспыхнул в умах людей.


Поэма содержит описание интеллигентного демократа, рожденного и выросшего в нищей глубинке, который ищет правду в книгах и убивает время за думами. Добросклонов – поэт, поющий пронизанные революционным оптимизмом песни. Отношение автора к герою теплое: Николай Некрасов вложил в Гришу собственные черты и мысли о торжестве демократии.

Художественная канва произведения соткана из случайных встреч и разговоров, в ней переплелись отдельные судьбы, а все вместе создает картину бедной, грязной и пьяной Руси, стоящей на пороге изменений.

Произведение ни разу не попало в поле зрения режиссеров. Хотя в 1989 году появился тезка поэмы – на экраны вышел фильм «Кому на Руси жить хорошо» с , и в ролях. Но картина не перекликается с некрасовской поэмой: действия разворачиваются в послевоенные годы 20 века.

Цитаты

«Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!»
«Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь».
«Жалеть – жалей умеючи...»
«И рад бы в рай, да дверь-то где?»
«Недотерпеть - пропасть! Перетерпеть - пропасть».
«О матушка! о родина!
Не о себе печалимся, –
Тебя, родная, жаль».
«Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся -
Обидно поглядеть!»

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

5 (100%) 3 votes

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

Следующая песня Гриши – о бурлаке – усиливает впечатление от первой, детально изображая судьбу честного труженика, спускающего в кабаке «честно нажитые гроши». От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Есть два пути, – так считает Гриша, – один из них широкий, торный, но по нему идет жадная до соблазнов толпа. Там идет вечная борьба за «блага бренные». Именно по ней, к сожалению, направляются вначале и странники-главные герои поэмы. Они видят счастье в сугубо практичных вещах: богатстве, почете и власти. Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

Тест по произведению

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

5 (100%) 3 votes

Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами. Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество - возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу. Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан…

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» - главном произведении его жизни - центральном образом становится народный поэт Гриша Добросклонов. Эту поэму Некрасов так и не закончил - помешала неизлечимая болезнь, симптомы которой он почувствовал в 1876 году, когда работа была в самом разгаре. Но умирающий поэт в течение последних месяцев невыносимых мучений все-таки писал последние песни.

Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне, изображенные поэтом, проявляют себя настойчивыми искателями истины. Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных … сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси» .

Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними» , и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.

Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький» , «убогонький» , много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси - он просто не сможет выдержать непосильного труда. Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.

Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения - главе «Пир на весь мир» - появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов. Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.

Гриша - выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть. Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже» , за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.

В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего». В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии - Николая Добролюбова. Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов - борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.

Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным. Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника» , но при этом - «чахотку и Сибирь» . Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.

Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку. Только «души сильные, любвеобильные» , по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа. Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» - автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье. Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»