Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Лесков краткое содержание. Николай лесков - биография, информация, личная жизнь

Лесков краткое содержание. Николай лесков - биография, информация, личная жизнь

Краткая биография Николая Лескова

Николай Семёнович Лесков – русский писатель XIX века, по мнению многих, самый национальный писатель России. Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово (Орловская губерния) в духовной среде. Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать – дворянкой. Детские годы Николай провёл в родовом имении в Орле. В 1839 семья Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим среди народа.

С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1848 году он потерял отца, а их семейное имущество сгорело при пожаре. Примерно в это же время он поступил на службу в уголовную палату, где собрал много материала для своих будущих работ. Через год был переведён в казённую палату Киева. Там он проживал у своего дяди Сергея Алферьева. В Киеве в свободное от работы время он посещал лекции в университете, увлекался иконописью и польским языком, а также посещал религиозно-философские кружки и много общался со старообрядцами. В этот период у него проснулся интерес к украинской культуре, к работам Герцена и Тараса Шевченко.

В 1857 году Лесков ушел в отставку и поступил на службу к Скотту – английскому мужу своей тети. Работая в компании «Шкотт и Вилькенс», он приобрёл огромный опыт во многих отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Впервые, как публицист, он проявил себя в 1860 году. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературной деятельности. Его работы стали появляться в «Отечественных записках». Многие его рассказы были основаны на знаниях русской самобытной жизни, и были пропитаны искренним участием к нуждам народа. Это просматривается в рассказах «Погасшее дело» (1862) и «Овцебык» (1863), в повести «Житие одной бабы» (1863), в романе «Обойдённые» (1865). Одним из наиболее популярных работ писателя стала повесть «Леди Макбет Мценского Уезда» (1865).

В своих рассказах Лесков пытался также показать трагическую судьбу России и неподготовленность к революции. В связи с этим он состоял в конфликтных отношениях с революционными демократами. Многое изменилось в творчестве писателя после знакомства со Львом Толстым. В его работах 1870-1880 годов появилась и национально-историческая проблематика. В эти годы он написал несколько романов и повестей о художниках. Среди них «Островитяне», «Соборяне», «Запечатлённый ангел» и другие. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в рассказе «Левша». Умер писатель в Петербурге 5 марта 1895 года в возрасте 64 лет. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Видео краткой биографии Николая Лескова

Русский писатель Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии в 1831 г. Отец его был чиновник и сын священника. Мать происходила из дворянской семьи, и детство его было обычное дворянское детство. Большое влияние на него оказала его тетка Поля, которая вышла замуж за англичанина-квакера и примкнула к этой секте. Шестнадцати лет Лесков потерял родителей и остался один на свете, вынужденный сам зарабатывать себе на хлеб. Пришлось бросить гимназию и поступить на службу. Он служил в разных казенных провинциальных учреждениях. Тут ему открылись реальные картины русской действительности. Но по-настоящему он открыл жизнь, когда оставил государственную службу и стал служить у англичанина Шкотта, как и тетя Поля, сектанта, который управлял огромными имениями богатого помещика. На этой службе Лесков приобрел обширные познания о русской жизни, весьма отличающиеся от типичных представлений молодых образованных людей того времени. Благодаря житейской подготовке Лесков стал одним из тех русских писателей, которые знают жизнь не как владельцы крепостных душ, чьи воззрения изменились под влиянием французских или немецких университетских теорий, как Тургенев и Толстой , а знают ее из непосредственной практики, независимо от теорий. Потому-то взгляд его на русскую жизнь так необычен, так свободен от снисходительной сентиментальной жалости к русскому крестьянину, столь характерной для либерального и образованного крепостника.

Лесков: путь в литературу и из нее. Лекция Майи Кучерской

Его литературная работа началась с писания деловых отчетов для м-ра Шкотта, который не замедлил обратить внимание на содержавшиеся там здравый смысл, наблюдательность, знание народа. Николай Лесков начал писать для газет и журналов в 1860 г., когда ему было 29 лет. Первые статьи касались только практических, бытовых вопросов. Но вскоре – в 1862 г. – Лесков бросил службу, переехал в Петербург и стал профессиональным журналистом.

То было время большого общественного подъема . Общественные интересы захватили и Лескова, но в высшей степени практический ум и житейский опыт не позволили ему безоговорочно примкнуть ни к одной из тогдашних партий горячих голов, не приспособленных к практической деятельности. Отсюда и изоляция, в которой он оказался, когда произошел инцидент, оставивший несмываемый след в его литературной судьбе. Он написал статью о больших пожарах , в том году разрушивших часть Петербурга, виновниками которых по слухам считались «нигилисты » и радикально настроенные студенты. Лесков не поддержал этот слух, но упомянул о нем в своей статье и потребовал, чтобы полиция провела тщательное расследование с целью подтвердить или опровергнуть городские слухи. На радикальную прессу это требование подействовало как разорвавшаяся бомба. Лескова обвинили в том, что он натравливает чернь на студентов и «информирует» полицию. Ему объявили бойкот и изгнали из прогрессивных журналов.

Портрет Николая Семеновича Лескова. Художник В. Серов, 1894

В это время он начал писать художественную прозу. Первый рассказ (Овцебык ) появился в 1863 году. За ним последовал большой роман Некуда (1864). Этот роман вызвал новые недоразумения с радикалами , которые умудрились разглядеть в некоторых персонажах клеветнические карикатуры на своих друзей; этого было достаточно, чтобы заклеймить Лескова как подлого клеветника-реакционера, хотя главные социалисты в романе изображены почти святыми. В следующем своем романе, На ножах (1870–1871), Лесков пошел в изображении нигилистов значительно дальше: они представлены как кучка мерзавцев и подлецов. Не «политические» романы создали Лескову настоящую славу. Слава эта основана на его рассказах. Но романы сделали Лескова жупелом всей радикальной литературы и лишили самых влиятельных критиков возможности отнестись к нему хоть с какой-то долей объективности. Единственным, кто приветствовал, ценил и ободрял Лескова, был знаменитый славянофильский критик Аполлон Григорьев , человек гениальный, хотя и сумасбродный. Но в 1864 году Григорьев умер, и всей своей позднейшей популярностью Лесков обязан только никем не направляемому хорошему вкусу публики.

Популярность началась после публикации «хроники» Соборяне в 1872 г. и ряда рассказов, в основном из жизни духовенства, которые последовали за хроникой и печатались до самого конца 1870-х гг. В них Лесков является защитником консервативных и православных идеалов, что привлекло к нему благосклонное внимание высокопоставленных особ, в том числе супруги Александра II , императрицы Марии Александровны. Благодаря вниманию императрицы Лесков получил место в комитете министерства просвещения, практически синекуру. В конце 70-х гг. он присоединился к кампании защиты православия против пиетистской пропаганды лорда Рэдстока. Однако Лесков никогда не был последовательным консерватором, и даже его поддержка православия против протестантизма опиралась, как на главный аргумент, на демократическое смирение, которым оно отличается от аристократического индивидуализма «великосветского раскола», как он называл рэдстоковскую секту. Его отношение к церковным учреждениям никогда не было до конца покорным, и его христианство постепенно становилось все менее традиционным и все более критическим. Рассказы из жизни духовенства, написанные в начале 1880-х гг., были в значительной степени сатирическими, и из-за одного такого рассказа он потерял свое место в комитете.

Лесков все больше и больше подпадал под влияние Толстого и к концу жизни стал истовым толстовцем . Измена консервативным принципам снова толкнула его к левому крылу журнализма, и в последние годы он сотрудничал в основном в журналах умеренно-радикального направления. Однако те, кто диктовал литературные мнения, о Лескове не высказывались и относились к нему весьма холодно. Когда в 1895 г. он умер, у него было множество читателей по всей России, но мало друзей в литературных кругах. Говорят, незадолго до смерти он сказал: «Теперь меня читают за красоту моих выдумок, но через пятьдесят лет красота поблекнет, и мои книжки будут читать только ради идей, которые там содержатся». Это было удивительно дурное пророчество. Теперь, более чем когда-либо, Лескова читают из-за несравненной формы, из-за стиля и манеры рассказа – меньше всего из-за его идей. В сущности, немногие из его поклонников понимают, какие у него были идеи. Не потому, что эти идеи непонятны, а потому, что внимание теперь поглощено совсем другим.

Соотечественники признают Лескова самым русским из русских писателей, который глубже и шире всех знал свой народ таким, каков он есть.

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 10 класс >>Литература: Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества

Николай Семенович Лесков

1831,4(16) февраля - родился в селе Горохово Орловской губернии.
1841-1846 - учеба в Орловской гимназии.
1857-1860 - коммерческая служба и поездки по России.
1862 - опубликовано первое произведение «Погасшее дело».
1865-1866 - изданы повести «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
1864 - опубликован роман «Некуда».
1871 - напечатан роман-памфлет «На ножах».
1872 - опубликована хроника «Соборяне».
1873 - написаны рассказ «Запечатленный ангеЛ» и повесть «Очарованный странник».
1883 - созданы рассказы «Левша», «Тупейный художник».
1889-1890 - издание собрания сочинений.
1895,21 февраля (5 марта) - умер в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Детство и юность .

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Eгo отец, Семен Дмитриевич Лесков, был мелким судейским чиновником, вышедшим из духовной среды и лишь перед смертью получившим документы о личном дворянстве. Мать писателя, Марья Петровна, была дочерью обедневшего дворянина, женатого на купеческой дочери. Разночинское происхождение Лескова во многом определило демократический характер eгo будущего творчества. Среди картин детства, открывавшихся на соседском степном выгоне, - солдатская муштра и палочный бой, характерные для времени правления Николая I . С деспотизмом крепостничества мальчик столкнулся в доме богатых родственников Страховых, где он и получил первоначальное образование. Когда Николаю исполнилось восемь лет, отец купил в долг Панин хуторок на речке Гостомле и семья переехала в деревню. Этот черноземный южно-русский край стал eгo настоящей poдиной. Для будущего писателя жизнь на Панином хуторе стала началом познания народа. Там он услышал нaродные сказки, увидел народные обряды , познакомился с народной жизнью. Там он ощутил себя плоть от плоти народной, эти места разбудили в нем творческую натуру художника. «Я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек... я с народом был свой человек, и у меня есть в нем мнoгo кумовьев и приятелей... Я стоял между мужиком и связанными на нeгo розгами», - напишет позже Н. С. Лесков.

С 1841 по 1846 год Николай учился в Орловской гимназии. Одаренный мальчик был страстным любителем чтения, и эта страсть сопутствовала ему всю жизнь, но сама учеба в казенном учебном заведении не вызывала у нeгo интереса. В 16 лет, завершив образование, он нaчал службу писцом низшего разряда в Орловской yгoловной палате, затем в 1849 году перевелся в Киевскуюказенную палату. Живя у свoeгo дяди, профессора медицины Киевского университета С. П. Алферьева, Лесков попал в среду учащейся молодежи и молодых ученых. Он мнoгo читал, посещал лекции в университете, знакомился с сочинениями герцена, Фейербаха, Канта, Гегеля, Оуэна, с украинской и польской литературой. В Киеве произошла встреча с основоположником русской статистики Дмитрием Журавским, выкупавшим крепостных в ущерб своим материальным выгодам. Это знакомство повлияло на формирование гражданских взглядов писателя.

Оставив в 1857 году государственную службу и устроившись в частную коммерческую компанию А. Я. Шкотта, Лесков мнoгo ездил. Впечатления, полученные во время этих поездок, дали ему богатейший материал для творчества. В старости, отвечая на вопрос журналиста: «Где вы черпаете материал для ваших произведений? »- Лесков сказал, указывая на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления шести-семи лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я мнoгo видел и жил легко».

Журналистским дебютом писателя стала серия статей экономического и социально-бытового характера достаточно резкого, обличительного содержания. Определяя значение литературного слова, Лесков писал: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно. Сбросив вековой хлам предупреждений, мы ощутим себя близким к жизни наших меньших братий и сумеем помочь им вовремя и кстати, обнаруживая противящиеся гигиене стороны общественной жизни». Эти статьи дорогo обошлись писателю, обвиненному в клевете и по лжесвидетельству во взятке. Дело прекратили, но Киев пришлось покинуть.

В 1861 году Лесков переезжает в «самый умный город в стране» - Петербург, чтобы целиком отдать себя тому делу, которому он посвятит всю дальнейшую жизнь. Будущий писатель печатается в «Отечественных записках», работает в газете «Северная пчела»., пишет для Московского еженедельника «Русская речь».

Царский манифест 1861 года Лесков воспринимает как начало реформ . Раскол общественной мысли на либеральное и революционно-демократическое течение приводит eгo к «постепеновцам», умеренность которых казалась ему более надежной. Хотя он являлся безусловным сторонником широких реформ и искоренения остaтков крепостнического строя, но мысль о том, что объятый предрассудками народ способен реально изменить общество, не была близка писателю, о чем он и спорил с «Современником».

Начало писательского пути. 60-e годы.

В 1862 году в журнале «Век» было напечатано первое произведение писателя - рассказ «Погасшее дело». Вслед за ним в других журналах появляются: «Разбойник» (1862), «В тарантасе» (1862), «Овцебык» (1862), «Язвительный» (1863). Многие ранние произведения Лескова нaписаны в художественного очерка.

В 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» был напечатан роман «Некуда», в котором он пытался посрамить нигилистов, показал трудности революционной борьбы и высказал мысль о бесперспективности революционного движения в России 60-x годов. «Антинигилистический» роман вызвал возмущение в передовых литературных Kpyгax, был даже пущен слух, что он написан по заказу III Отделения. Один из рецензентов признавался: «...г. Лесков имеет такую литературную репутацию, что хвалить eгo cвoeгo рода смелость». В художественном отношении произведение было достаточно незрелым. .Роман этот носит в себе все знаки спешности и нeмелости моей», - заметил впоследствии сам писатель.

В центре ряда ранних произведений писателя оказывается женский характер, трагическая судьба женщины: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценскoгo уезда» (1865), «Воительница» (1866). Тема женской судьбы - одна из актуальных в прогрессивной литературе 60-x годов, и Лесков решает ее с глубоким coчувствием к русской женщине. В повестях нарисованы драматичные образы женщин разных сословий: кpeстьянки, провинциальной купчихи, провинциальной интеллигентки.

В повести «Леди Макбет Мценского уезда» - одной из вершинных в творчестве писателя - Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет. Она оказывается пленницей купеческого дома, где « нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни дeтей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку - красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами. Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «.. .Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни - ее любовь, она, мстя своему обидчику - бывшему возлюбленному - и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса.

Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова. Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина , Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вeковой косности русской жизни, в устойчивости ее стaрых, отживших форм.

Творчество Лескова 60-x годов отличается большим жанровым разнообразием. Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии - пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» (1867), поставленную в московском Малом театре.

Творчество 70-x годов.

«Очарованный странник». В 1871 году Лесков создает памфлетный роман «На ножах», изобразивший перерождение бывших нигилистов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным пере менам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление.

Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: poман-хроника «Соборяне» (1872), имитирующий нapoдную легенду рассказ «Запечатленный ангел» (1873), повесть «Очарованный странник» (1873). В центре этих произведений - яркие и сильные национальные xapaктеры. Положительные герои Лескова - люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и coвестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами. Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте - «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты pyccкoгo национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливогo самоучки» и «тип праведника».

В « Соборянах»- в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде. Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре. Протопоп Савелий, принадлежащий к «типу праведниЕОВ», не может найти себя на церковном поприще, потому что церковь утратила свою роль и не может быть нравственно очищающей силой для общества. Крепкий в вере, твердо убежденный в высоте и достоинстве cвoeгo пастырского служения, он oтвepгaeт всякие компромисы и этим портит отношения с духовным и светским нaчальством. Eгo обличительная проповедь привела к дpaматическому финалу - отрешению от должности, унижениям. В результате человек погибает, не совершив тoгo, что мoг. Дьякон Ахилла, представляющий, несмотря на должность, «тип богатыря», человек лихой, томимый своей богатырской силой, подводит также неутешительный итог своей жизни.

«Запечатленный ангел» одно из самых ярких произведений Лескова и по языку, и по силе чувства. Лесков показывает стремление мужицкой души к прекрасному, высоту народного эстетического идеала. Народное миросозерцание показано через староверческую среду. Герои рассказа - рабочие-каменщики, старообрядцы, живущие единой артелью и строящие мост через Днепр. Это честные, чистые и смелые люди, талантливые в работе и простодушно преданные своей вере. Больше вceгo они дорожат иконами, но их отбирают и губят власть имущие, насилие, бесчестность и произвол которых осуждаются автором. В рассказе каменщика Марка Александрова о том, как живописная святыня с изображением архангела Михаила сотворила чудо воссоединения раскольников с церковью, слышатся авторские раздумья о необходимости преодоления идейных и иных распрей во имя национального единения. В рассказе Лескова тонко и гармонично нарисована личность «благочестивого» художника-простолюдина, человека предельной душевной чистоты, хранителя народных традиций в искусстве. Писатель иконописно рисует портреты, пейзажи, наполняя текст старославянизмами, вплетая в их канву просторечье. «Древние храмы, монастыри святые со многими святых мощами; сады густые и дepeва таковые, как по старым книгам в заставках пишутся, т. е. островерхие тополи» .

Атмосфера «очарованности» жизнью, пронизывающая многие произведения Лескова, во многом определила характер центрального героя в eгo творчестве. Яркому, полусказочному миру соответствует и герой - человек цельной натуры, щедрой души, богато одаренный, настоящий богатырь. Такой герой предстает перед читателем в повести «Очарованный странник». Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через тяжелые жизненные испытания, символизирует физическую и нравственную стойкость pyccкoгo народа, постепенный, но неуклонный рост eгo духовных сил, развитие самосознания.

В процессе исследования жизни в поле зрения писателя попадают различные казусы, анекдоты, странности, несообразности. Анекдот у Лескова из небольшой комической истории с неожиданной развязкой превращается в структурообразующий принцип eгo произведений, нередко становится центральным событием: «Путешествие с нигилистом» (1882), «Дух госпожи Жанлис» (1881), «Маленькая ошибка» (1883), «грабеж» (1887) и др.

Такое увлечение курьезным характеризует мировосприятие Лескова - eгo интерес к яркому, колоритному,
необычному. Жизнь в восприятии писателя необычна и сказочно интересна. Любые самые обыденные явления
жизни, попадая в художественный мир автора, стaновятся увлекательной историей или «веселой старой сказкой, под которую сквозь какую-то теплую дрему свежо и ласково улыбается сердце... ». «Старая сказка» у Лескова - это связь с прошлым, с национальными основами жизни, это то поэтическое, что есть в жизни каждого человека и каждого народа. Это проявление свойственной писателю.очарованности» жизнью, русской землей, поэтическим миром и широтой души pyccкoгo человека.

Творчество 80-х годов.

Цикл «Праведники». Поиск положительного героя при водит Лескова к ярким, нeoбычным народным характерам, запечатленным писателем в произведениях цикла «Праведники». Eгo праведники, по выражению Горького, - это «маленькие великие люди», они несут в мир добро. Их общие черты прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться с несправедливостью. Лесков находит праведников в самых различных слоях pyccKoгo общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они вступают в борьбу со злом, руководствуясь в своих поступках голосом совecти. Таковы герои рассказов «Однодум» (1879), « Человек на часах» (1887), «Несмертельный Голован» (1880) и др. Герой несмертельного Голована» в эпидемию чумы ухаживает за больными, а кончает свою жизнь, спасая людей на пожаре. «В этакие горестные минуты общего бедствия среда народная выдвигает из себя гepоeв великодушия, людей бесстрашных и самоотверженных. В обыкновенное время они не видны и часто ничем не выделяются из массы; но наскочит на людей «пупырышек» , и народ выделяет из себя избранника, и тот творит чудеса, которые делают eгo лицом мифическим, баснословным, «несмертельным». Свое понимание раведничества Лесков дал в статье «О героях и праведниках» (1881).

Материальные затруднения вынудили писателя поступить на государственную службу. В 1874 году он был назначен членом особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, но в 1883 году был уволен за «несовместимость» eгo литературных занятий со службой. Министр народного просвещения, знавший писателя лично, просил подать eгo прошение об отставке якобы по собственному желанию. Лесков отказался и потребовал уволить eгo без прошения. Уволить без прошения извecтнoгo писателя было неловко, и смущенный министр спросил: «Но зачем же это вам нужно, Николай Ceмeнович, непременно без прошения-то?» «Нужно! Хотя бы для некрологов: мoeгo... и вашего», - ответил Лесков.

К этому времени писатель начал сотрудничать в ряде журналов и газет без определенного политического coдержания. А со второй половины 80-x годов eгo печатают либеральные журналы «Русская мысль», «Неделя», «Живописное обозрение », «Вестник Европы » .

Критический взгляд Лескова проникал в самые различные области русской жизни. Он писал о трагической участи талантливых людей из народа («Левша» 1883; «Тупейный художник», 1883). Образ pyccкoгo умельца, художника-мастера наиболее удался Лескову в «Левше». Созданию рассказа помогли фольклорные источники, устные рассказы о сметливости и поразительном мастерстве тульских оружейников. Рисуя образ героя, писатель противопоставляет мастерству левши eгo нeвeжество, а eгo патриотизму - бездушие правителей стpaны и их безразличие к делу. О том, каким было положение простого pyccкoгo человека, даже отмеченного цapским вниманием, говорит трагический конец левши.

Последние годы творчества .

В 80-90-e годы усиливается сатирическая линия в творчестве Лескова. Все более едким становится изображение и помещиков, и купцов, и офицеров, и чиновников. Сила сатиры еще увеличивается оттoгo, что речь идет о реально существовавших людях. Писатель разоблачает подлые методы работы царской охранки, моральное разложение общества.

Николай Семенович Лесков — сын обедневшего дворянина из Орловской губернии, появился на свет 4 февраля 1831 года. Его детство прошло сначала в городе Орле, а потом и в селе Панино, где у будущего писателя была возможность близко познакомиться с жизнью простого народа.

Детство и юность

В десятилетнем возрасте Николай был отдан в гимназию. Учеба давалась ему тяжело. В результате за пять лет учебы Лескову удалось закончить только два класса.

Когда Николаю исполнилось шестнадцать лет, отец помог ему устроиться на работу в канцелярию по уголовным делам орловского суда. В этом же году Лесков теряет не только отца, умершего от холеры, но и все имущество, которое сгорело при пожаре.

На помощь юноше приходит дядя, поспособствовавший его переводу в Киев на должность чиновника в казенную палату. Старинный город очаровал молодого человека. Ему по душе пришлись его пейзажи; особый нрав местных жителей. Поэтому даже после трехлетнего периода работы в компании дяди, которая требовала его частых поездок по России и Европе, по завершении карьеры он снова возвратился в Киев. Именно 1860 год можно считать той самой «отправной точкой» в его писательском творчестве. Вначале это были периодические журнальные статьи. А после переезда в Санкт-Петербург началась серьезная литературная деятельность в газете «Северная пчела».

Творческий путь

Благодаря корреспондентской деятельности Лескову удалось объездить территорию Польши, Чехии, Западной Украины. В это время он тщательно изучает быт местного населения.

1863 год стал годом окончательного возвращения в Россию. Переосмыслив все то, с чем ему пришлось столкнуться в годы странствий, Лесков пытается изложить свое видение жизни простого народа в первых масштабных произведениях, романах «Некуда», «Обойденные». Его позиция отличается от взглядов многих писателей того времени: с одной стороны Лесков не принимает крепостного права, а с другой — не понимает революционного способа его свержения.

Поскольку позиция писателя шла в разрез с идеями тогдашних революционных демократов, его не особенно охотно печатали. Только главный редактор «Русского вестника» Михаил Катков шел на встречу и помогал писателю. Причем сотрудничество с ним давалось Лескову неимоверно трудно: Катков постоянно правил его произведения, практически изменяя кардинально их суть. При несогласии — просто не печатал. Дело доходило до того, что некоторые свои произведения Лесков просто не мог дописать именно из-за разногласий с редактором «Русского вестника». Так произошло с романом «Захудалый род». Единственной повестью, которую совсем не правил Катков, оказалась «Запечатленный ангел».

Признание

Несмотря на богатое литературное творчество, в историю Лесков вошел как создатель знаменитого рассказа «Левша». В его основу легла легенда о мастерстве тогдашних оружейников. В рассказе косой мастер Левша сумел искусно подковать блоху.

Последним масштабным произведением писателя стала повесть «Заячий ремиз». Она вышла из-под пера в 1894 году. Но поскольку в ее основе лежала критика политического устройства России того времени, повесть смогла быть опубликованной только после Октябрьской революции 1917 года.

Не совсем удачно складывалась и личная жизнь писателя. Его первая жена Ольга Смирнова болела психическим расстройством, а первенец-сын умер маленьким. Не сложилась жизнь и со второй женой Екатериной Бубновой, с которой расстался через 12 лет брака.

Умер писатель от астмы 21 февраля 1895 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. И сегодня почитатели таланта писателя могут почтить память на его могиле.

1831 , 4 (16) февраля – родился в селе Горохово Орловского уезда в семье Семена Дмитриевича Лескова и жены его Марии Петровны (урожденной Алферьевой).

1839 – выходит в отставку его отец С.Д.Лесков, дворянский заседатель Орловской палаты уголовного суда. Семья Лесковых переезжает из Орла в свое имение – с. Панино Кромского уезда Орловской губернии.

1841–1846 – обучение в Орловской губернской гимназии. Получает свидетельство из Орловской гимназии о пройденных им "науках" в двух классах.

1847 – принят на службу в Орловскую палату уголовного суда "с причислением ко 2-му разряду канцелярских служителей". Сюжет повести "Леди Макбет Мценского уезда" навеян службой того времени.

1849 – "перемещен в штат Киевской казенной палаты". Переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева.

1857 – перевозит орловских крестьян графа Перовского в Понизовье (неудачи этого поручения впоследствии изображены в рассказе "Продукт природы").

1857–1859 – коммерческая служба в английской компании "Шкотт и Вилькенс" и "странствования по России". – "Это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел".

1860 , май – возвращение с семьей в Киев.
21 июня – появление первой корреспонденции Лескова в "С.-Петербургских ведомостях", 1860, N 135 (за его полной подписью) – "О продаже евангелия на русском языке по возвышенным ценам".

1861 , январь – Лесков приезжает в Петербург во второй раз. Он навещает Т. Г. Шевченко, который дарит ему свой "Букварь южно-русский".
28 февраля – присутствует на отпевании и похоронах Т. Г. Шевченко.
Отныне жизнь Лескова будет связана с Петербургом. Писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил на Фурштатской улице.

1862 – начало сотрудничества в газете "Северная пчела" – передовая статья "С новым годом, с новым счастьем!" (без подписи) в № 1.

1863 – начало публикации повести "Житие одной бабы" – "Библиотека для чтения", 1863, № 7.

1864 – начало публикации романа "Некуда" под псевдонимом М.Стебницкий – "Библиотека для чтения" (в рамках полемики с романом Н.Г.Чернышевского "Что делать?").

1865 –1866 – работа над повестью "Островитяне".

1871 , 4 марта – Лесков был на организационном собрании Литературно-художественного кружка в гостинице Демута. Присутствовало 160 представителей литературы и искусства; среди них: И. С. Тургенев, П. В. Анненков, М. О. Микешин, П. Д. Боборыкин, А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, В. В. Самойлов, М. А. Зичи, М. П. Клодт.
Июнь – выход в Петербурге отдельного издания очерка "Загадочный человек".
Ноябрь – выход в Москве отдельного издания "На ножах".

1873 – публикация рассказа "Запечатленный ангел" – "Русский вестник", 1873, № 1.
Посылает в Москву в "Русский вестник" первую редакцию повести "Очарованный странник" (под названием "Черноземный Телемак").
Август-сентябрь – публикация серии путевых заметок "Монашеские острова на Ладожском озере" – "Русский мир", 1873, №№ 206–208, 219, 220, 224, 226, 227, 232, 233, 236.

1881 , апрель – начало мая – работа над произведениями "Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе" и "Леон, дворецкий сын".
Октябрь. Начало публикации "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе" – "Русь", 1881, № 49.

1889–1890 – издание собрания сочинений.

1895 , 21 февраля (5 марта) – умер в Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.