Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  К понятию музыкальной культуры относятся. К исследованию понятия "музыкальная культура". Музыкальная критика и музыкальная наука

К понятию музыкальной культуры относятся. К исследованию понятия "музыкальная культура". Музыкальная критика и музыкальная наука

Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка. Жизненная и духовная среда, которая называется музыкальной культурой, и к которой так или иначе причастны большинство людей, далеко не однородна. В одних случаях границы музыкокультурных областей весьма жестко определены и труднопроницаемы. В других случаях эти границы могут быть не столь заметны с первого взгляда, но они есть. В разных текстах встречаются попытки обособления в пределах музыкальной культуры различных музыкальных сфер: серьезной музыки и развлекательной, музыки народной и профессиональной, музыки устной традиции и музыки письменной, массовой и элитарной, музыки первичных жанров, которая непосредственно включена в поток жизни, и музыки вторичных жанров, существующей в особых внебытовых формах.

Каждое из этих и другие подобные различия опираются на разные критерии, продиктованные потребностью исследования или публицистической задачей. При этом музыка чаще всего рассматривается в ее социологической проекции, т.е. либо с точки зрения тех общественных задач, к осуществлению которых она примыкает, либо с точки зрения интересов тех общественных групп, внутри которых она преимущественно распространена (сельское или городское население, молодежь и т.п.). Но когда цель состоит в том, чтобы понять собственную природу музыкальной культуры как духовного взаимодействия людей по поводу музыки, независимо от их профессионального, социального, возрастного или какого-то другого социологического определения, то нужно избирать критерии, существенные для протекания собственно музыкального процесса.

Есть, по крайней мере, два критерия, характеризующие качество внутренней организации музыкокультурной среды. Один из них - принятый в ней статус музыкального произведения. Он может быть различным: от представления о музыкальном произведении, как о завершенном в своих границах и продуманном во всех деталях создании индивидуального композиторского творчества, до представления о музыке как о несамостоятельной составляющей целостного обрядового действа. Ясно, что эти два полярных друг другу подхода внутри каждой культуры к степени аутентичности и стабильности музыкального текста отражают и всю несхожесть соответствующих музыкокультурных систем в целом.

Другой критерий для различения музыкальных культур опирается на то, как по-разному осмыслены и самостоятельно развиты в них основные виды музыкальной деятельности людей: сочинение, исполнение и слушание. В музыкальной культуре фольклорного типа, где нет «специализации» авторов, исполнителей и слушателей, различия между ними минимальны, а в музыкальной культуре концертного типа они максимальны. Но самое интересное то, что между этими двумя переменными существует однозначная связь: в строго рационализированной культуре концертного типа музыкальное произведение есть вещь, стабильная во всех своих подробностях, а в фольклорной культуре диффузности ее внутренней структуры отвечает диффузность структур и границ ее музыкальных проявлений.

Основная тенденция исторических перемен в мировой музыкальной культуре состояла в последовательной автономизации структурных элементов музыкальной среды и соответственном усложнении связи между ними.

Вопросы для повторения

1. Сходства и различия музыкальных культур.

2. Основные тенденции развития мировой музыкальной культуры.

Тема 6. Ребенок как субъект музыкального воспитания

Вопросы:

1. Понятие о музыкальной культуре личности

2. Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников

3. Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Ее трактовка

4. Теории детерминации музыкальных способностей

5. Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте

Признание человека биосоциокультурным существом позволяет говорить о формировании личности как о процессе приобщения к культуре. Суть воспитания в таком контексте состоит в «превращении культуры общества в культуру данной конкретной личности» (М.С. Каган).

Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности, уровень овладения деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня культуры личности. В широком смысле деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе получило определение понятие «музыкальная деятельность» , сущность которой трактуется в таких ее основных проявлениях, как творчество, исполнительство, восприятие (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.), характерных и для детей дошкольного возраста.

Принцип единства сознания и деятельности указывает сферу внутренних проявлений любого личностного образования, в том числе и музыкальной культуры. Так, музыкальное сознание , являясь внутренним планом музыкальной деятельности, образует, по мнению Р.А. Тельчаровой, второй, повторяющий ее по содержанию и отличный по форме компонент музыкально-эстетической культуры личности. Оно представляет собой «совокупность социально-психологических процессов и выражает идеальную форму внешних практически-операциональных действий, определяющих состояние музыкальной деятельности». Одновременно и музыкальная деятельность, отражая уровень сознания личности, стимулирует его развитие.

Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности выступают способности . Отечественная теория способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретенного в структуре личности. Обращаясь к способностям в музыкальной деятельности, вслед за Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой необходимо подчеркнуть как значение общеэстетических способностей, так и способностей музыкально-слуховых, традиционно определяемых термином «музыкальность».



Содержание понятия музыкальная культура ребенка в трудах основоположников отечественной методики музыкального воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания общеэстетических составляющих музыкальной культуры личности. Так, Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки. Эстетические переживания, суждения, оценку музыки В.Н. Шацкая напрямую связывала с успешностью музыкальной деятельности. Программа музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, по сути, развивала идеи педагогики 20-ых годов, и ставила целью воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры, формирование человека через искусство, т.е. рассматривала формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры.

Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие. В целом их решение шло путями, аналогичными решению проблемы определения сущности и структуры музыкальной культуры школьников.

Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К.В. Тарасовой (музыкальность), Н.А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И.В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А.В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г.А.Никашиной (эстетические чувства), Е.В.Могилиной, (музыкальные способности).

Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника» предпринято О.П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника – это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности». В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника А.И. Катинене, выдеяляя музыкальную деятельность, музыкальный опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребенка, начиная с 4- ех летнего возраста.

Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребенка предполагает целенаправленную работу:

· По развитию музыкальности ребенка

· По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности

· По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного отношения как компонентов музыкального сознания

· По формированию ценностного отношения к музыке

Музыкальная культура. Характеристика понятия "музыкальная культура" , структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

Это - сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

Способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

Особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

Музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

Музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы(дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьина формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сад проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты(средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка(рис.1).

Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart

Следует отметить, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и ценности музыкального искусства. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука.

Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе.

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - формирование музыкальной культуры человека.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. музыкальная культура личность ребенок

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики.

Формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.

Именно музыкальные дарования проявляются ранее других, в яркой и якобы независимой форме у одних детей, в то время как у других - эти проявления очень скромны, робки и несовершенны. Поэтому возникают подчас сомнения в целесообразности музыкального воспитания всех детей». Отстранив менее способного ребенка от активного общения с музыкой, лишают его источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь.

Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных способностей.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе»[i] .

В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной информации практически неограничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса.

Слушание музыки теснейшим образом связано с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностях искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно развить музыкальные способности детей.

Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Формирование музыкальной культуры не ограничивается лишь развитием отдельных способностей детей, оно предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом.

Для формирования музыкальной культуры ребенка необходима самая широкая питательная среда. В первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча с музыкой - это всегда встреча с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных проявлениях обогащает эмоциональное и музыкальное переживание ребенка.

Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.

В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Музыкальные образы, во всей совокупности их мелодических, гармонических, ладовых средств, оказывают на ребенка, прежде всего эстетическое воздействие. Однако совершенно очевидно, что, учитывая их разностороннее влияние на организм ребенка, можно содействовать укреплению его нервной системы, вызвать радостные переживания и тем способствовать физическому развитию. Известно также, что предметом эстетических чувств, вызванных музыкой, могут быть различные явления жизни. Отсюда больше возможности формирования средствами музыки нравственного облика ребенка. В процессе музыкального восприятия ребенок делает первые обобщения, у него возникают сравнения, ассоциации.

Прекрасная музыка пробуждает в ребенке стремление к красоте, воспитывает в нем художника, делает егосоучастником творческого процесса.

Формирование музыкальной культуры понимается и как процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к предстоящей работе не только в данной области, но и в других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий.

Музыкальное развитие сложное, многосоставное явление. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и, сформированными на их основе, музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку из вне; усвоением опыта и, свершающимся при этом, развитием и т.д. Таким образом, происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них.

Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.

Подчас возникает разрыв между первыми реакциями на музыку и сроками начала организованного воспитания. Так, иногда эти реакции появляются очень рано, а воздействие запаздывает, и некоторое время ребенок остается предоставленным сам себе, что или задерживает развитие, или придает ему неверное направление. Но бывает, что внешнее воздействие очень обильно и преждевременно и не учитывает степень готовности ребенка. Эти противоречия говорят о том, что необходимо провести исследования уровня музыкальной образованности детей и на основе полученных результатов разработать программу по формированию музыкальной культуры школьников.

Иногда устанавливаются неверные связи между формами музыкальной деятельности и запросами детей. Так, складываются один и тот же характер деятельности, одна и та же последовательность заданий. Жизнь же ребенка богаче музыкальными впечатлениями. У него возникают новые запросы и интересы, ему хочется проявить себя в иных ситуациях.

Возникают также противоречия между личностью ребенка со свойственным ему своеобразием музыкальных проявлений и участием его в коллективной деятельности. Возникает проблема формирования музыкальных способностей детей с различными данными, а подчас и различной подготовкой в условиях коллективных музыкальных мероприятий. В этой ситуации как раз и необходимы (концертные) музыкальные мероприятия учреждений культуры, так как здесь дети попадают в равные условия.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - условие для формирования целостной личности. Правильно осуществленное музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка.

Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, соприкасаются с различными видами музыкальной деятельности, то формирование музыкальной культуры будет плодотворным и успешным.

Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Она выступает в своей непосредственной целостности. Изменение музыкального звучания вызывает новое переживание у слушающего. Оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но эти выразительные средства, всегда находясь в разнообразных гармонических сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе. Таким образом, восприятие даже самых простейших произведений сложный процесс для ребенка. Поэтому формирование музыкальной культуры, развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям школьного возраста путем подбора произведений возможно вызвать у детей и различные эмоции. Кроме того, им прививаются простейшие навыки, закладываются первые основы слушательской культуры: умение выслушать до конца произведение, следить за егорасположением, запоминать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Музыка - искусство, которое основывается, прежде всего, на слуховом опыте человека, использует музыкальный звук для воплощения идейно-эстетического смысла произведения, духовного развития на слушателя, общество в целом. Она усиливает влияние театра, других искусств, входя с ними в контакт, сопутствует многим сферам деятельности людей.

Само переживание прекрасного в искусстве выступает мерой более широкого отношения человека к миру - и познания, и оценки, и наслаждения, и коммуникации. В первую очередь выделяется здесь чувство красоты, которое интенсивно захватывает воображение, разум и эмоциональную сферу.

Особенности воздействия музыки проявляются и в интонации, и в ритме, и в других ее сторонах; на основании множества воспринятых музыкальных произведений постигаются типы интонаций, жанров, стилей и т.п.

Музыкальное произведение направленно к слушателю, рассчитано на возможности его восприятия, его способности. В свою очередь, восприятие музыки не является пассивным процессом, обладает творческой активностью,

Для полноценного восприятия сложных форм музыкального искусства нужна определенная внутренняя подготовка, нужен хотя бы минимальный слушательский опыт. Однако, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства.

Музыка во многом отличается от других видов искусств - ее выразительные средства и образы не столь наглядны. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Ей свойственно передавать настроения людей в очень обобщенных и специфически условных звуковых образах. Путем ассоциативных сравнений, особых художественных намеков музыка создает живое представление о пространстве и движении, о темных и светлых тонах, о грандиозности или фантастической миниатюрности. Музыкальные образы, интонации и сочетания звуков нельзя перевести на язык понятий, они всегда допускают известную свободу восприятия и толкования. Вот почему в музыке часто получают звуковое выражение те же образы, что и в других искусствах.

Понимание музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в систематическом общении с музыкальным искусством, развитию художественного вкуса.

Культура вкуса строится на совокупности культурных факторов и выступает условием для более широкой, охватывающей всю культуру личности - культуру мышления и деятельности, когда возникает такое важнейшее качество личности, как целостность. Лишь тогда для слушателя наиболее полно раскрываются смыслы произведения. Таким образом, мы можем сказать, что формирование музыкальной культуры школьника включает в себя и развитие вкуса.

Каждый этап формирования музыкальной культуры отмечен стремлением к единству художественного мира, целостности ребенка. Но эта целостность может быть достигнута в полной мере лишь на основе гармонично развитой личности.

Каждому искусству присущи свои, особые законы отражения окружающего мира, свой выразительный язык. Присущ он и музыке, Чтобы научиться понимать этот язык, надо, прежде всего, различать элементы, из которых он состоит, ощущать их выразительные свойства.

Формирование музыкальной культуры начинается с приобретения опыта, составными частями которого является слушание музыки и творчество самих детей.

Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению, Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать. Дети могут или импровизировать песни, или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты.

Детская деятельность расценивается как творческая в том случае, если создается новое, раннее неизвестное индивидууму или детскому коллективу. Детское творчество оценивается не по его объективным высоким качествам, а в силу его воспитательного значения для самих «творцов».

Вторая особенность детского музыкального творчества сказывается в стремлении подчеркнуть роль эмоционального желания детей выразить свои чувства.

Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается так называемое свободное творчество, которому впоследствии суждено стать деятельностью. При этом подчеркивается значение врожденных инстинктов, преувеличивается роль бессознательных влечений и стремлений. Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность.

Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Итак, говоря о сущности музыкальной культуры, важно подчеркнуть, что она помогает формировать духовные потребности ребенка, расширяет его нравственные представления, развивает интеллект, умение дать эстетическую оценку жизненным явлениям.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать заключение, что процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.

Таким образом, в реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Обскова Наталья Ивановна

студентка V курса, факультет теории и методики

дошкольного образования МГПИ

музыкальный руководитель, ГБОУ детский сад № 2443, г. Москва

Якушева Светлана Дмитриевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент МГПИ, г. Москва

Кардинальные изменения социально-экономического строя современного общества привели к возникновению инновационных тенденций, определяющих различные векторыобразовательных систем всех уровней.

В современной системе образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, личной культурой.

Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, цель которого – формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий его мир и самого себя по законам красоты. Искусство не может существовать вне культуры, одним из направлений которого является музыкальная культура.

Проблема развития музыкальной культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Аристотель, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Платон, А. Швейцер, В. Шестаков, А. Шопенгауер); психологов (Л.С.Выготский, Е.В.Назайкинский, Б.М. Неменский, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Тарасов, Б.М.Теплов, П.М. Якобсон); музыкантов-педагогов (О.А.Апраксина, М.М.Берлянчик, Е.В. Боякова, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, И.В. Груздова, А.И.Демченко, Е.А. Дубровская, М.Б. Зацепина, Д.Б.Кабалевский, Л.Н. Комисарова, К.В. Тарсова, Б.Л. Яворский); музыковедов (Б.В. Асафьев, В. Васина-Гроссман, Г.Г. Коломиец, В.В. Медушевский, В.Н. Холопова).

Образованность, интеллект, духовность и культура, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами развития личности современного профессионала.

Сегодня, как и раньше, вопрос культуры, «культурности» является главным в контексте развития нашего Отечества. Необходимо приумножение интеллектуального, нравственного потенциала культуры народа. Без качественного сдвига в сфере образования и воспитания вряд ли состоится это развитие, ибо образование – это не что иное, как передача культуры от одного поколения другому .

В связи с этим выбор темы исследования «Музыкальная культура в развитии профессионального мастерства педагога» был неслучайным.

Для исследования психолого-педагогических аспектов развития музыкальной культуры в становлении профессионального мастерства педагога необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», «музыкальная культура», «музыкальное искусство», а так же рассмотреть понятия «личность» и «становление».

Культура столь же емкое и сложное образование как сама жизнь, поэтому в рамках исследований можно встретить самые разнообразные представления о культуре.

Гегель утверждал, что культура – это созданная человеком «вторая природа».

В толковом словаре В.И. Даля понятие культура трактуется как обработка и уход, возделывание, возделка; это образование – умственное и нравственное.

В.И. Максакова утверждает, что разнообразные культуроведческие концепции сходятся в том, что культура отличает человека от других живых существ. Именно в культуре происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. Культура позволяет индивидам более или менее одинаково постигать окружающий мир, совершать понятные другим поступки и адекватно относиться друг к другу .

Существует тенденция понимать под культурой все содержание жизни, которое характерно для человечества в целом, конкретных сообществ людей (народов и стран, производственных и неформальных объединений и пр.), для каждого человека – взрослого и ребенка .

Культура выявляет и изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития.

Законы развития культуры, это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в сфере общества. По мнению ряда авторитетных ученых (Л.Н. Коган и др.) их несколько.

Закон единства и разнообразия культуры гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества.

Закон преемственности и развития культуры является важнейшим в содержании культурологи. Культура – это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры. Преемственность – основа развития культуры.

Закон прерывности и непрерывности развития культуры гласит, что культура – это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций) происходит изменение типов культуры – они уходят, на смену им приходят другие – так появляется прерывность в развитии культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Поэтому прерывность носит относительный характер, а непрерывность – абсолютный.

Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражали собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового общества.

В настоящее время принято выделять следующие «аспекты» культуры: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.

Вгенетическом аспекте культура предстает как продукт общества; гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых материальных и духовных ценностей; аксиологическом аспекте культура – это явление, отражающее духовную природу человекав совокупности ее базовых ценностей и нравственных норм; гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей; нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире; социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта, а также как состояние и развитие того или иного способа производства .

В аксиологическом аспекте культура есть совокупность, система материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культура вбирает разные способы жизнедеятельности и имеет материальные, духовные, и художественные проявления .

Духовная культура – это идеи, мысли, переживания, выраженные в знаковой форме, закрепляющей определенные значения, которые передаются людям.

По словам Дэвида Мацумото «культура» - это сложное понятие, коренящееся в многочисленных аспектах человеческой жизни. Некоторые аспекты предполагают материальные объекты, такие как пища и одежда; другие относятся к общественным и структурным сущностям, таким как организация власти и структура социума; третьи касаются индивидуального поведения, воспроизводства или организованной деятельности, такой как религия и наука .

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека .

С понятием культуры, как способе опредмечивания исторически выработанной созидательной деятельности человека тесно связано понятие ценности. Поскольку все человеческие достижения имели свои цели, а цели регулируются потребностями и ценностями то и мир культуры является миром ценностей.

Если культура – совокупность, система ценностей, выработанных человеком, то музыкальная культура – совокупность, система музыкальных ценностей, ценностей музыки, музыкального творчества.

В античном обществе почти все свободные граждане обучались музыке. Составляющей «культурного человека» в античном обществе было умение играть на струнном инструменте, разбираться в музыкальных произведениях и их влиянии на нравственность – «приметы культурного человека» .

Само понятие «музыка» древние греки трактовали в узком и широком смыслах: в узком – как искусство музыки или наука о музыке, а в широком как комплекс знаний, связанных с общей культурой и образованием. .

Платон считал, что музыка способствует совершенствованию души. Истинный музыкант не тот, кто исполняет музыку или слушает ее, истинный музыкант – мудрец, усвоивший связь между гармонией и числом, музыкой и математикой, что «действительно удивительно и божественно для вдумчивого мыслителя» .

Аристотель подчеркивал особенности воздействия музыки на человеческую психику. «…Или же, скорее, следует думать, что музыка ведет к добродетели, и что она способна, подобно тому как гимнастика оказывает влияние на физические качества, оказать воздействие на нравственный склад человека, развивая в нем умение правильно радоваться; или…она заключает в себе нечто такое, что служит для пользования досугом и для развития ума?».

В трудах Аристотеля, музыка – предмет, который образует «человека» в человеке, именно поэтому, «предки… поместили музыку в число общеобразовательных предметов» По мысли философа, занятие музыкой «само по себе прекрасно» и вне практической пользы. К тому же, занятия музыкой ведут в будущем к пониманию смысла жизни как «деятельности-блаженства», открывают двери философскому призыву: «познай самого себя». Музыкальная наука была частью философского образования в школе Аристотеля. Обсуждая наиболее ценное свойство музыки – ее способность воздействовать на душу и нрав человека, он считал, что силу музыки следует использовать для воспитания молодежи ..

Платон и Аристотель рассматривали музыку как исключительное средство создания определенной психической настроенности – этоса. Музыка укрощает распущенность, смиряет страсти, превращает людей в благонравных и стойких в своей высокой духовности.

Античность подарила культуре образ музыки как гармонии, как идеального образа благозвучия, лада.

«Приходится удивляться, - отмечал знаменитый исследователь античной культуры Алексей Федорович Лосев, - насколько греки были чувствительны к музыкальному ладу. Каждый лад они связывали с таким определенным этико-эстетическим содержанием, что даже и теперь это содержание можно ясно себе представить» .

Философ Средневековья Беда Достопочтенный в своем трактате «практическая музыка» ставил музыку на первое место среди искусств. В доказательство несравненного совершенства музыки он приводил тезис о том, что единственная из древних наук способна быть достоянием не только ученых представителей церкви, но и вообще всего мира: «Польза же ее (музыки) велика, удивительна и очень совершенна, раз она осмелилась выйти за пределы церкви. Ведь ни одна наука не осмелилась выйти за пределы церкви» .

Кант видел ценность искусства в том, что оно позволяет расширить человеку границы своего сознания, «пережить продуктивные минуты самопревышения». По его мысли, эстетически плодотворным является то, что будит воображение, способствует игре познавательных способностей, а искусство всячески культивирует эту человеческую способность. «Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве - это прекрасное представление о вещи» .

Гегель определял ценность искусства в способности пробуждать чувства, заражать «волнениями души», а также служить средством морального воздействия. Высшая цель искусства в раскрытии истины в чувственной форме. Важнейшая особенность искусства в возможности человека как духовного существа удваивать себя в созидаемых им образах внешнего мира .

Музыка как часть духовной культуры содержит ценности человеческого духа (эстетические, моральные, мировоззренческие) . Содержательное ядро духовной культуры так же составляют человеческие ценности, значит, музыка есть интонационный способ существования этих ценностей (Л. Закс). По определению Б. Асафьева, музыка – искусство интонируемого смысла, поскольку природа музыки не столько звуковая, сколько интонационная – от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль .

В.Н. Холопова определяет интонацию в музыке как «выразительно-смысловое единство, существующее в невербально - звуковой форме и функционирующее при участии музыкального опыта и внемузыкальных ассоциаций» .

Музыкальное искусство, оказывая сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать непосредственную, не затрагивающую интеллект физиологическую реакцию в виде ритмического движения тела, с другой – разряжает, способствует очищению, катарсису, успокоению и умиротворению. Однако существует парадокс, заключающийся в том, что приоритет чувственного начала в музыке (известны высказывания: музыка нужна для души; «там, где кончаются слова, начинается музыка») существует антиномно с противоположной точкой зрения: «по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщенным абстрактным искусством – художественным эквивалентом философии и математики» .

Обоснованием является мнение современного французского композитора Я. Ксенакиса, который сказал, что суть музыки в том, чтобы выразить интеллект с помощью звуков.

Музыка как вид искусства сочетает в себе чувственное и рациональное начало, выполняет функцию и наслаждения, и пищи для ума, развивает мышление. Восприятие высокой музыки, являясь эстетическим актом, включает работу ощущений и эмоций, затрагивает чувственную сторону и одновременно, предполагает работу интеллекта .

В научной литературе даны теоретические основы процесса развития музыкальной культуры, выделены ее специфические признаки:

А. Сохор утверждает, что музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

М.Г. Рыцарева считает, что музыкальная культура - это такой же тонкий организм, как, например, экономика. В ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, - "болеет" вся культура.

М.И. Найдорф заявляет, что музыкальная культура в его вполне определенном значении: качественной характеристики музыкальных сообществ как той специфической общественной среды, которая возникает по поводу общественного бытия музыкальных текстов.

Музыкальная культура ориентирована прежде всего на раскрытие уникальной личности человека.

Личность – это человек, интегрированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому личность в современном представлении – это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению .

Личность – социальное качество человека. А качество имеет степень развития: от минимума личности (осознания своего Я… ) до авторской, творческой личности. Личность развивается через свою активность - субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.

По мнению А.Н. Леонтьева, личность – не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся». Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, природных и общественный, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития .

Свою субъектность личность строит из своих психических и психологических свойств: биогенных, социогенных и духовных ресурсов, коррелируя их с содержанием решаемой задачи.

«Работа личности» включает в себя: самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей со смыслом и ценностями личностного Я ; психосинтез, «сшивание» различных граней «Я – опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни; психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний; и главное – духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода.

Результатом обозначенной работы личности выступает изменение, развитие, процесс новообразований личности.

Личность, по мнению Г.С. Тарасова обладает внутренними побуждениями, мотивацией, потребностями, которые характеризуют потенциал культурного и творческого ее роста .

В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лоским, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность.

Каждому человеку нужно знать свои способности и рационально их использовать, глубже погружаясь в собственную одухотворенность и постигая все больше смысл и красоту Мироздания. Для развития человеческой чувственности нет иного пути кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства.

Искусство становится мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует развитие духовной сферы, формирование целостной картины мира в соответствии с каноном прекрасного, выработанным человеком.

В этой связи особое значение приобретает проблема построения взаимоотношений личности с культурой и искусством.

По утверждение С.Д. Якушевой, специфика искусства состоит в том, что оно развивает всеобщую универсальную человеческую способность, взаимодействует и формирует духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру .

Искусство не существует вне культуры, это мастерская и самопознание ее. Доминантное положение искусства в ряду «предметов», способных активно формировать целостную, грамотную, развитую личность, объясняется еще и тем, что в общении с произведениями художественного творчества человек приобщается к миру гениального художника, идентифицирует себя с ним, «проживает» вместе с автором его интеллектуальную и эмоциональную жизнь.

А.А. Оганов считает, что искусство создает автопортрет общества и является самопознание культуры .

По словам Л.А. Зубаревой в процессе всестороннего развития личности музыкальной культуре принадлежит ответственейшая роль, ибо хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.

Согласно трактовке искусствоведов, музыкальная культура – сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны – типы музыки, принадлежащие к разным эпохам и мировым культурам; факторами развития этой системы выступают взаимодействие элементов и единство музыки с контекстом культуры, в предназначение характеризуется социальной полифункциональностью, воплощением ценностных ориентиров культуры и направленностью на духовное совершенствование человека.

Несмотря на имеющиеся в современных исследованиях различные подходы к определению понятия «культура личности» и своеобразие теоретических концепций к выявлению сущности субъективного уровня культуры (М. Каган, Л. Коган, У. Суна и др.), незыблемым остается признание деятельной сущности человека, согласно которой личность формируется в деятельности, в результате которой изменяет среду, изменяет и развивает себя как субъекта.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что, во-первых, развитие музыкальной культуры занимает важное место в развитии целостной личности педагога, во-вторых, эффективность музыкальной культуры зависит от развития музыкальных способностей человека, дающих возможность ему наиболее полно охватить, понять, осмыслить природу музыки, доставляя тем самым человеку эстетическое наслаждение, в-третьих, результативность воздействия музыкального искусства на всестороннее развитие человека зависит от его умелого использования в педагогическом процессе, т.е. успех процесса формирования музыкальной культуры педагога опосредуется уровнем его педагогического обеспечения; в четвертых, музыкальная культура личности педагога играет важное значение в ее здоровьесбережения: устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, умении преодолевать жизненные трудности, формировании самоконтроля для сдерживания агрессивных реакций.

Исходя из вышеизложенного, С.Д. Якушева определяет музыкальную культуру педагога как становление и мерило развития его творческой деятельности в процессе их реализации и совершенствования. Таким образом, по определению С.Д. Якушевой музыкальная культура педагога – интегративное личностное качество, которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности, направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим опытом, управляемой музыкально-эстетическим сознанием, с целью формирования у школьников основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной культуры.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития музыкальной культуры личности позволяет сделать следующие выводы:

  1. музыкальная культура – феномен духовной культуры, социальная деятельность человечества в сфере производства, распространения и потребления результатов творческой деятельности, художественными ценностями которой являются произведения музыкального искусства;
  2. различные виды музыкальной деятельности, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей и деятельность различных учреждений, связанных с музыкальным образованием и воспитанием, музыкознанием, подготовкой кадров – образуют музыкальную культуру общества;
  3. музыкальная культура личности – сложное динамическое образование, которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности, направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим опытом, управляемой музыкальным сознанием, с целью развития основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной и личностной культуры педагога;
  4. развитие музыкальной культуры педагога – это сложный процесс, осуществляющийся на основе взаимодействия социальных и природных факторов развития личности и выражающейся в особенностях внутренних преобразований личности будущего учителя, на становление которой влияет музыкальное воспитание в педвузах.

Таким образом, образование рассматривается как мощный фактор культуры, который должен способствовать самореализации личности, ее потенциальных возможностей и способностей. Сегодня личность сама должна быть ответственна за свой образовательный потенциал и социальную траекторию. Профессиональное образование становится процессом, в котором рождается личность специалиста, обладающая творческим типом мышления, развитой музыкально-эстетической культурой, высоким профессионализмом и нравственными ценностями, обеспечивающими его реальную конкурентоспособность.

Список литературы:

  1. Аристотель. Политика. (1339а 15-30). Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1984.
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Твор. центр "Учитель", 1999. - 560 с.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. СПб: Питер, 2008. - 304с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1-4. М., 1968-1973.
  5. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Изд. «Алтейя», 1995. – 335 с.
  6. Кант И. Собр. Соч.: В 6 т. Т.5. М., 1965.
  7. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетичекое воспитание (аксиологический подход): Монография. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. - 240с.
  8. Культурология. Введение в культурологию: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Сапрыкина. М.:МГИЭМ (ТУ), 1995. - 210 с.
  9. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
  10. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения» М., 1966.
  11. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 238 с.
  12. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512с.
  13. Платон. Послезаконие (989 c-d). Соч.: В 3 т. Т.3 (2). М., 1973.
  14. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. - 718с.: ил.
  15. 1Тарасов Г.С. О психологии музыки // Вопросы психологии. – 1994. - №5. – С. 95-99.
  16. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд. М., 1994.
  17. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Ч.I. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994.
  18. Якушева С.Д. Музыкальное искусство в формировании духовной культуры студенческой молодежи // Российский научный форум. «Россия. Культура. Будущность». Ч.I. Материалы Международной научно-практической конференции «Идентичность в культуре: феномены, теоретико-методологические аспекты исследования» / ЧГАКИ, ЧИ (филиал) УрАГС. Челябинск, 2005. - 169 с.