Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Характеристика чацкого горе от ума. Образ Чацкого ("Горе от ума"). Характеристика Чацкого

Характеристика чацкого горе от ума. Образ Чацкого ("Горе от ума"). Характеристика Чацкого

Чацкий - комический или трагический герой?

Грибоедов сказал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». С момента появления главного героя завязался его конфликт с этими 25 глупцами. Все действие комедии расположено между двумя «точками» - приезда и отъезда Чацкого. Но есть еще и предыстория действия, связанная с периодом, предшествовавшим его первому отъезду. Постепенно всплывают воспоминания о прежних взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Софья вспоминает о нем в разговоре с Лизой буквально перед самым его появлением. Однако характеристика, данная Софьей, скорее, похожа на легкий шарж, свидетельствующий о том, что Софье Чацкий не очень понятен.

Чацкий же стремится в Москву, чтобы вновь встретиться с Софьей, которая издевочки-подростка за это время превратилась в невесту: «Спешил!., летел! дрожал! вот счастье, думал, близко...» Что же его ожидает в Москве? Фамусов потихоньку готовит сватовство (дочери, выбрав ей в женихи молодого и богатого полковника Скалозуба. Софья же хочет по-своему устроить свою судьбу и пытается внушить отцу мысль о возможности счастья с «милым человеком», который «и вкрадчив, и умен, но робок._».

И вот в эту постепенно развивающуюся интригу неожиданно попадает Чацкий со своей любовью и взглядами! непригодными в данной среде. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. «Зачем сюда Бог Чацкого принес!» - с досадой думает Софья.

Чацкого можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо мыслить. Он видит пороки и противоречия общества, в котором живет, и хочет бороться с ними. Он борется пока только словом, но уже недалек тот день -14 декабря 1825 года, - когда люди с такими же взглядами выйдут на Сенатскую площадь.

С другой стороны, Чацкий может показаться чересчур болтливым, самоуверенным и язвительным. Его также обвиняют в том, что он впустую тратит энергию на свои обличительные монологи. Вот что написал А. С. Пушкин о Чацком: «Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? ... Это непростительно. Первый признак умного человека -с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и т. п.». Добролюбов при всей своей ненависти к «самодержавно-крепостнической среде» не воспринимает всерьез Чацкого-обличителя: «Грибоедов как будто имел в виду русских сатириков, изображая Чацкого». Язвительные выступления Чацкого Добролюбов называет «восклицаниями азартного господина».

Наверное, кому-то Чацкий может показаться комическим героем. Возможно, комический оттенок появляется также благодаря остроумным репликам Чацкого. Но мне кажется, что это скорее связано с жанром произведения, нежели с желанием автора выставить Чацкого в комическом свете. Кроме того, он не более комичен, чем все остальные персонажи.

Чацкий во всем противоположен Типичным представителям «фамусовского общества». Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб и им подобные видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - эта фраза, ставшая крылатой, как нельзя лучше характеризует Чацкого. Он резко критикует общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве и разврате. С горечью Чацкий говорит:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?

Чацкий понимает, что этим людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Их мракобесие также не знает границ. Об этом красноречиво свидетельствуют реплики Фамусова: «забрать все книги бы да сжечь», ибо «ученость - вот причина», что «безумных развелось людей, и дел, и мнений». Чацкий же ценит людей, обладающих умом, «алчущим познаний», и увлеченных искусством «творческим, высоким и прекрасным».

Чацкий восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчаливых.

Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонении обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются.

Конечно, Чацкий - герой трагический. Причем значительная доля этой трагичности заключается в его одиночестве. У Чацкого нет единомышленников. Хотя нет! Один все-таки есть - это сам Грибоедов.

ЧАЦКИЙ

ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.

Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой - глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. - романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин - антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.

С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

//Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря;

//И растерялся весь...» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни - «день за день, нынче, как вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.

Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом...» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету...». Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.

Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел образа Ч. Они его отнесли к амплуа резонера, что никак не отвечает сложности сценического характера, созданного Грибоедовым. Первые исполнители роли Ч. (в Петербурге и в Москве), крупные, незаурядные актеры - И.И.Сосницкий, сыгравший Ч. с сценах из «Горя от ума», В.А.Каратыгин, П.С.Моча-лов, исполнявшие уже всю пьесу, - были поставлены в невыгодные условия. Удавались части, но не складывалось целое. Полный текст пьесы был разрешен цензурой в 1863 году. В условиях другой эпохи, иного художественного стиля образ Ч. был скорректирован социально и психологически, стал ближе к образам Островского. Великие актеры середины девятнадцатого века И.В.Самарин,

С.В.Шумский, А.П.Ленский исполняли Ч. более глубоко, художественно цельно, остро драматично. Но целая россыпь романтических красок и оттенков, данная автором образу Ч., исчезла.

В дальнейшем «Горе от ума», оставаясь репертуарной пьесой, обрастает трафаретами сценического исполнения. В 1928 году необычный спектакль В.Э.Мейерхольда «Горе уму» заново открыл обширный круг проблем, связанных с поэтикой комедии Грибоедова и представил новую концепцию героя. Э.П.Гарин в роли Ч. соединял в себе лирическое и характерное. Смотревшие спектакль сравнивали его то с самим Грибоедовым, то с Александром Одоевским, то с Чаадаевым, то с молодыми мечтательными героями новелл Гофмана.

В спектакле Г.А.Товстоногова «Горе от ума» (1962) роль Ч. исполнял С.Ю.Юрский. Основная эмоция образа - искренняя, заполняющая всего героя, вновь вспыхнувшая в момент встречи любовь к Софье; основное свойство характера - свободное дыхание, полная внутренняя непосредственность в ощущении жизни, не смягченная никакими дополнительными соображениями житейского расчета. Ч. в спектакле Товстоногова окружали не карикатурные монстры, а умные и сильные антагонисты. Борьба с ними отнимала все силы героя, становилась опасной для жизни. «Безумие» Москвы обретало в трактовке режиссера фантасмагорический характер.

Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Ч. как образ - часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».

Лит.: Белинский В.Г. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях в стихах. Сочинение А.С.Грибоедова

//Собр. соч. М., 1977. Т. 2; Гончаров И.А. Мильон терзаний

//Собр. соч. М., 1955. Т. 8; Григорьев А.А. По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума»

//Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М., 1986; Флоринская Ю.Ф. Чацкий и Гамлет

//А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Степанов Л.А. Действие, план и композиция «Горе от ума»

//Проблемы творчества А.С.Грибоедова. Смоленск, 1994.

Е.В.Юсим


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЧАЦКИЙ" в других словарях:

    Фамилия. Известные носители: Чацкий, Станислав Иосифович (1899 −1937) советский разведчик. Чацкий, Тадеуш польский историк, публицист, общественный деятель. Чацкий Александр Андреевич персонаж пьесы А. С. Грибоедова… … Википедия

    Чацкий - Смотри также (Горе от ума). Первые списки еще не отделанной вполне комедии Грибоедова появились в 1823 г. Пушкин в письме А. Бестужеву (1825) дал характеристику Чацкого … Словарь литературных типов

    - (Тадеуш Chacki; 1765 1813) польский ученый и общественный деятель, родом из Подольской губернии. В 1800 г. вместе с некоторыми другими основал Общество любителей наук в Варшаве, а в 1803 г. Коммерческое общество (Towarzystwo handlowe). К этому же … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ср. Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях, и невесть что расскажет! Чуть низко поклонись, согнись ка кто кольцом, Хоть пред каким ни есть лицом Так назовет он подлецом... Грибоедов. Горе от ума. 8, 21. Фамусов. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Чацкій. Ср. Давно дивлюсь я, какъ никто его не свяжетъ! Попробуй о властяхъ, и невѣсть что разскажетъ! Чуть низко поклонись, согнись ка кто кольцомъ, Хоть предъ какимъ ни есть лицомъ Такъ назоветъ онъ подлецомъ... Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 3, 21 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Чацкий фамилия. Известные носители: Чацкий Александр Андреевич персонаж пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий, Влодзимеж кардинал, дипломат, поэт, публицист. Чацкий, Станислав Иосифович (1899 −1937) советский разведчик. Чацкий,… … Википедия

    - (Фаддей Игнатий Цезарий Августин Иосиф Иоанн Непомук Онуфрий; Tadeusz Czacki) тайный советник, основатель Кременецкого Лицея, писатель. Сын польского подчашего коронного Щенсного (Sezęsny = Felix) Чацкого и жены его, Екатерины Малаховской,… … Большая биографическая энциклопедия

    Тадеуш Чацкий Tadeusz Czacki … Википедия

    М. Ф. Ленин в роли Чацкого, 1915 Александр Андреевич Чацкий (1824; в первой редакции Чадский) персонаж стихотворной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Содержание 1 Характер 2 Биография … Википедия

Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова - это комедия "Горе от ума". Один из главных героев комедии - Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии "Горе от ума". Известно, что именно после сочинения этого произведения Грибоедов сразу же занял почетное место в ряду ведущих поэтов эпохи и снискал популярность. Бурно отреагировали и литературные круги, многие критики торопились высказаться в отношении образов комедии и сделать свой анализ произведения. Как раз один из таких образов, который вызвал особенный интерес - это образ Чацкого.

Кто стал прототипом Чацкого?

Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию "Горе от ума". Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.

Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить - пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.

Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова.

Что сказал сам автор о Чацком

Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий "сбивчивый", то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.

Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого. Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем "сумасшедствии", которое приписали ему. Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви. Вот поэтому он кажется таким опальным, сбивчивым и с непоследовательными поступками.

Мировоззрение Чацкого

В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума". Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному. Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием - этот момент принципиальный в комедии.

Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим. Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий - опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое. Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить "как все", но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.

Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем. В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя. А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.

Вы прочитали в данной статье о характеристике Чацкого и его образе, вы можете также ознакомиться с биографией Александра Грибоедова и прочесть краткое содержание "Горе от ума" . Кроме того прочитайте.

/А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. "Горе от ума". СПб. 1862/

Вот я перехожу теперь ко второму своему положению, — к тому, что Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. <...>

Чацкий прежде всего — честная и деятельная натура, притом еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная.

Говорят обыкновенно, что светский человек в светском обществе, во-первых, не позволит себе говорить того, что говорит Чацкий, а во-вторых, не станет сражаться с ветряными мельницами, проповедовать Фамусовым, Молчаливым и иным. <...>

В Чацком только правдивая натура, которая никакой лжи не спустит, — вот и все; и позволит он себе все, что позволит себе его правдивая натура. А что правдивые натуры есть и были в жизни, вот вам налицо доказательства: старик Гринев 1 , старик Багров 2 , старик Дубровский 3 . Такую же натуру наследовал, должно быть, если не от отца, то от деда или прадеда, Александр Андреевич Чацкий.

Другой вопрос — стал ли бы Чацкий говорить с людьми, которых он презирает.

А вы забываете при этом вопросе, что Фамусов, на которого изливает он "всю желчь и всю досаду", для него не просто такое-то или такое-то лицо, а живое воспоминание детства, когда его возили "на поклон" к господину, который

Согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей. <...>

<...> Чацкий менее, чем вы сами, верит в пользу своей проповеди, но в нем желчь накипела, в нем чувство правды оскорблено. А он еще, кроме того, влюблен...

Знаете ли вы, как любят такие люди?

Не этою и не достойною мужчины любовью, которая поглощает все существование в мысль о любимом предмете и приносит в жертву этой мысли все, даже идею нравственного совершенствования: Чацкий любит страстно, безумно и говорит правду Софье, что

Дышал я вами, жил, был занят непрерывно...

Но это значит только, что мысль о ней сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести и добра. Правду же говорит он, спрашивая ее о Молчалине:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб, кроме вас, ему мир целый Казался прах и суета?

Но под этою правдою кроется мечта о его Софье, как способной понять, что "мир целый" есть "прах и суета" пред идеей правды и добра, или, по крайней мере, способной оценить это верование в любимом ею человеке, способной любить за это человека. Такую только идеальную Софью он и любит; другой ему не надобно: другую он отринет и с разбитым сердцем пойдет

Искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок.

Посмотрите, с какой глубокой психологической верностью виден весь разговор Чацкого с Софьею в III акте. Чацкий все допытывается, чем Молчалив его выше и лучше ; он с ним даже вступает в разговор, стараясь отыскать в нем

Ум бойкий, гений зрелый, —

и все-таки не может, не в силах понять, что Софья любит Молчалина именно за свойства, противоположные свойствам его, Чацкого, за свойства мелочные и пошлые (подлых черт Молчалина она еще не видит). Только убедившись в этом, он покидает свою мечту, но покидает как муж — бесповоротно, видит уже ясно и бестрепетно правду. Тогда он говорит ей:

Вы помиритесь с ним по размышленье зрелом. Себя крушить!.. и для чего? Вы можете его Бранить, и пеленать, и посылать за делом.

А между тем есть ведь причина, по которой Чацкий горячо любил эту, по-видимому, столь ничтожную и мелочную натуру. Что это в нем такое было? Не одни же воспоминания детства, а причины более важные, по крайней мере, хоть физиологические. Притом же это факт вовсе не единственный в том странном, ироническом круговороте, который называется жизнию. Люди, подобные Чацкому, нередко любят таких мелочных и ничтожных женщин, как Софья. Даже можно сказать — по большей части любят так. Это не парадокс. Они встречаются иногда с женщинами вполне честными, вполне способными понять их, разделить их стремление, — и не удовлетворяются ими. Софьи — нечто роковое, неизбежное в их жизни, такое роковое и неизбежное, что ради этого они пренебрегают честными и сердечными женщинами...

<...>Вы, господа, считающие Чацкого Дон-Кихотом, напираете в особенности на монолог, которым кончается третье действие. Но, во-первых, сам поэт поставил здесь своего героя в комическое положение и, оставаясь верным высокой психологической задаче, показал, какой комический исход может принять энергия несвоевременная; а во-вторых, опять-таки вы, должно быть, не вдумались в то, как любят люди с задатками даже какойнибудь нравственной энергии. Все, что говорит он в этом монологе, он говорит для Софьи; все силы души он собирает, всею натурою своей хочет раскрыться, все хочет передать ей разом. <...> Тут сказывается последняя вера Чацкого в натуру Софьи...; тут для Чацкого вопрос о жизни или смерти целой половины его нравственного бытия. Что этот личный вопрос слился с общественным вопросом, — это опять-таки верно натуре героя, который является единственным типом нравственной и мужеской борьбы в той сфере жизни, которую избрал поэт. <...>

Да, Чацкий есть — повторяю опять — наш единственный герой, то есть единственно положительно борющийся в той среде, куда судьба и страсть его бросили. <...>

Чацкий, кроме общего своего героического значения, имеет еще значение историческое . Он — порождение первой четверти русского XIX столетия, прямой сын и наследник Новиковых 7 и Радищевых 8 , товарищ людей

Вечной памяти двенадцатого года,

могущественная, еще глубоко верящая в себя и потому упрямая сила, готовая погибнуть в столкновении с средою, погибнуть хоть бы из-за того, чтобы оставить по себе "страницу в истории"... Ему нет дела до того, что среда, с которой он борется, положительно не способна не только понять его, но даже и отнестись к нему серьезно.

Зато Грибоедову, как великому поэту, есть до этого дело. Недаром назвал он свою драму комедиею.

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. "Горе от ума"

  • Комедия Грибоедова "Горе от ума" — представление светского быта
  • Характеристика Чацкого

И.А. Гончаров

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

Меню статьи:

В литературе появления героев, которые опережают свое время, будучи непонятными непринятыми современным им обществом, явление нередкое.

Вначале кажется, что это явление исключительно литературное и никакого отношения к реальной жизни не имеет, но, на самом деле, это ошибочное мнение. Появление таких людей на сломе веком или во время кризисных периодов развития частое явление, однако полноценно проанализировать таких индивидуумов находясь с ними в одном временном промежутке довольно тяжело. Они, на общем фоне, выглядят чудаковатыми и странными. Их позиция всегда противоречит общепринятым принципам и поэтому порой кажется, что они находятся на грани сумасшествия и здравого смысла.

Логику их поступков и позиции можно проанализировать исходя из дальнейшего ходя развития истории и культуры. Этот процесс легко воплотить в реальность, если перед нами не живой человек, а художественно произведение, к тому же написанное несколько десятков или даже сотен лет тому. В таком случае мы можем оценить существенность позиции того или иного персонажа.

«Лишний» Чацкий

С образом Чацкого неотъемлемо такое понятие как «лишний человек». Этот термин имеет русские корни. Первое проявление этого явления были обнаружены литературными критиками и научными деятелями в образе главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин». Исходя из позиции литературоведов, такой герой находится всегда выше по своему уровню образования, талантам, чем все окружающие. Его потенциал настолько безграничен и многообразен, что ему не удается воплотить себя в любой из видов деятельности. Он постоянно находится в поисках смысла жизни, но не может его найти, поэтому тратит свои силы и умение на всякие жизненные мелочи – кутеж, балы, дуэли – одним словом на все то, что приносить наслаждение или является детищем страсти. Такие персонажи приносят страдания другим (а основном женщинам), ломают судьбы многих людей, порой даже самых близких, становятся причиной смерти. Они не видят проступка в своих действиях – воспринимают случившееся беспристрастно.

В некой мере такая позиция сродни Чацкому – он тоже кажется нам вырванным из другой эпохи, ищет свое предназначение и обладает необыкновенным потенциалом. Его отличительная черта от «лишнего человека» состоит в том, что Чацкий не приносит таких кардинальных разрушений для общества или отдельных его представителей, он не умирает, как это принято для подобных персонажей в конце повествования, а просто покидает чуждое ему общество.


Исходя из этого отличия, в научной литературе Чацкого называют предвестником лишнего человека. Понятие о таком типаже героев важно для понимания целостной картины всего образа и поступков героя – персонаж периодически действует негативно не потому, что он плохо воспитан, а потому, что под давлением общества и своего внутреннего мира другой продукт деятельности и реакция на окружающее для него невозможна.

Прототипы Чацкого

Прототипы в литературе явление частое. Иногда взаимосвязь между героем повествования и реально существующим человеком прозаична, порой отыскать прототип сложно ввиду мало известности человека. В случае с Чацким прототипами были два человека: Петр Чаадаев и Вильгельм Кюхельбекер.

Первый по своей деятельности публицист и философ (как он утверждал сам, «христианский философ»). Второй – поэт, друг и однокурсник Пушкина. И Чаадаев, и Кюхельбекер были активными общественными деятелями, яро и резко критиковавшими власть и порядки – эта позиция их роднит с Чацким. Современники Грибоедова неоднократно высказывались по поводу схожести, даже внешней с Чаадаевим. Философа 19 века многие считали сумасшедшим (как фамусовское общество Чацкого) и пытались всячески выжить этого остро саркастического человека из своего ареала.

Биография

Грибоедов дает читателю скудную информацию о биографических данных главного героя. Автору важно показать не процесс становление его как личности, а резкую критику аристократического общества, его привычек и принципов.

Но, все же, о некоторых моментах жизненного пути своего главного героя Грибоедов кратко рассказывает.

Александр Андреевич Чацкий – дворянин по происхождению Его родители умерли, когда он был еще ребенком. На воспитание к себе мальчика забрал друг отца – Павел Афанасьевич Фамусов. Некоторое время Чацкий воспитывался и получал образование вместе с дочерью Фамусова – Софьей. Повзрослев, молодой человек начинает жить отдельно. Он довольно завидный жених в его владении поместье с 300 – 400 крепостными. Спустя некоторое время Чацкий отправляется заграницу. По истечению трех лет Александр Андреевич возвращается в Россию и посещает дорогой для него дом Павла Афанасьевича. Именно это место становится в дальнейшем фоном для разворачивания основных событий.



Разлука с Родиной и близкими ему людьми подействовала на Чацкого ностальгически – ему мило и дорого все, что связано с детством и юношеством. Такой радости от его приезда не испытывают ни Фамусов, ни Софья – их радость скорее показная, чем искренняя. Они оказывают ему внимание, чтобы не выглядеть невеждами в глазах других. Их радость – это всего лишь знак приличия.

В дальнейшем ходе развития событий эта ситуация усугубляется – появления Чацкого для всех становится испытанием. Дело в том, что Александр Андреевич всегда в запасе имеет какую-то колкость или язвительное замечание. Получить в свой адрес такое приятное послание никому не хочется, даже если оно имеет реальное основание. Желание выглядеть в глазах других добродетельно берет у аристократов верх. Чацкий всегда находит, за что зацепится – подкупы, решение вопросов благодаря дружественным связям и родству, воровство – это тот не полный список основных проблем современного общества.

Чацкий надеется, что его любовь к Софье поможет ему реализоваться в семейной жизни, но и эта надежда не осуществляется – девушка играет чувствами молодого человека, а на самом деле любит другого.

Более, покладистого по характеру, умеющего сделать комплимент в нужный момент, подлизаться. Софью мало волнует причины такого отношения возлюбленного по отношению к ней, она всерьез думает, что это проявление любви. На самом же деле причиной такого благоговения пред ней является материальная база ее отца. Молчалин, в котором души не чает Софья, ее не любит, а терпит и угождает лишь для того, чтобы улучшить свою финансовую ситуацию. Чацкий не может примириться с такими порядками – в своих монологах он неоднократно утверждает, что аристократия перестала руководствоваться принципами морали. Ее всего-навсего интересует только способ набить себе карманы.

Слухи, распущенные Софьей о невменяемости Чацкого, усугубляют ситуацию. Александру Андреевичу не остается ничего остального, как уехать прочь.

Внешность Чацкого

Александр Сергеевич не дает точное описание внешности героев комедии «Горе от ума». Исключение не составляет и образ Чацкого. О его внешнем виде, стиле одежды и телосложении мы можем говорить исходя из отзывов о нем и кратких намеков о личности других действующих персонажей.

Исходя из общего мнения, Александр Андреевич человек приятной наружности, без каких-либо изъянов.

В комедии Чацкий дает рекомендации Платону Михайловичу Горичу на предмет езды на лошади и активного времяпровождения. Этот факт позволяет сделать вывод, что и самому Александру Андреевичу не чуждо такое отношение к досугу, вполне вероятно, что он человек стройной комплекции.

Фамусов, впервые увидевший Чацкого после трехлетней разлуки, отмечает, что он франт, то есть, человек одевающийся по моде.

Таким образом, Александр Андреевич – не лишен милых, приятных черт лица. Он, как и все люди его возраста, интересуется конным спортом и модными веяниями в плане одежды. Чацкий – уникальный персонаж комедии, он не лишен негативных качеств характера, но они объясняются влиянием на него общества. Быть «колючим» – это для него единственный способ оградить себя от сумасшествия аристократии.

Характеристика Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание, биография героя

5 (100%) 2 votes