Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Государственный русский музей краткое описание. Что посмотреть в корпусах русского музея. Картины в Русском музее

Государственный русский музей краткое описание. Что посмотреть в корпусах русского музея. Картины в Русском музее

Одним из самых знаменитых собраний российского искусства в мире является Государственный Русский музей. Более того, это собрание - крупнейшее из всех существующих (речь идет о коллекциях произведений именно российских авторов).

Общая территория музея, находящегося в центре северной российской столицы, по-настоящему огромна. Музей состоит из нескольких зданий, которые сами по себе являются памятниками истории и архитектуры, также на музейной территории расположены два сада. Коллекция музея составляет четыреста десять тысяч девятьсот сорок пять единиц хранения : это живопись и графика, нумизматическая экспозиция и скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства и шедевры народного творчества, а также ряд архивных материалов.

Рождение Русского музея

Императорский указ о создании музея был издан в середине 90-х годов XIX столетия . Согласно положению о музее, предметы, вошедшие в его коллекцию, не могли больше передаваться ни в какое иное учреждение, навсегда оставаясь музейной собственностью. Правила отбора единиц хранения были весьма строгими. Особенно эта строгость касалась произведений авторов конца XIX века (то есть, живший и творивших в период открытия музея). Управляющий новым музеем должен был непременно принадлежать к императорской фамилии. Все эти правила подчеркивали особый, исключительно высокий статус музея.

Его официальное открытие состоялось фактически на границе двух столетий (в конце 90-х годов XIX века). Тогда же в музей поступило несколько сотен картин. Императорская Академия художеств передала сто двадцать две картины; из Эрмитажа поступило восемьдесят картин; Зимний дворец и два пригородных дворца передали девяносто пять картин. Также музей получил несколько произведений из частных коллекций; одной из дарительниц стала княгиня Мария Тенишева , передавшая музею великолепные акварели и рисунки. Так было положено начало знаменитому собранию одного из самых известных музеев мира.

История коллекции

Коллекция стремительно росла. Уже через десять лет существования музея она увеличилась в два раза. Произведения приобретались на средства из государственного бюджета, специально выделенные для этой цели. Также музей принимал финансовые пожертвования, которые, согласно императорскому указу, расходовались на пополнение коллекции.

В послереволюционное время собрание музея стало увеличиваться еще быстрее. В него поступало большое количество национализированных произведений искусства . В 20-е годы XX века была открыта новая экспозиция, в которую вошли работы авторов того периода времени.

В середине 20-х годов музейное собрание уже насчитывало три тысячи шестьсот сорок восемь картин . На этом стремительный рост коллекции не закончился: произведения искусства в огромном количестве продолжали поступать в музей. Возникла необходимость расширения экспозиционных площадей, что и было сделано в 30-е годы XX века.

В начале 40-х годов, в военное время, большая часть музейного собрания была эвакуирована в Пермь (тогда этот города носил название Молотов). Было вывезено более семи с половиной тысяч экспонатов, являвшихся наиболее ценной частью музейного собрания. Оставшиеся произведения искусства были тщательно упакованы и размещены в подвальных помещениях здания. Ни один из этих экспонатов не пострадал. Эвакуированные произведения искусства по окончании войны также были благополучно возвращены в музей. В первый же послевоенный год открылось несколько новых экспозиций. С середины 50-х годов XX века пополнение музейного собрания стало проводиться в соответствии с определенным планом, оно лишилось всякой спонтанности и хаотичности, став более целенаправленным.

В начале XXI века территория музея вновь расширилась: ее частью стал Летний сад вместе с находящимися в нем зданиями и мраморными изваяниями (в саду насчитывается более девяноста скульптур).

На что обратить внимание

Из каких же произведений состоит знаменитое музейное собрание, какие шедевры экспонируются в музее? Расскажем о некоторых из них.

В музее можно увидеть великолепные образцы древнерусского искусства . Это иконы, самые древние из которых датируются XII столетием. Все произведения этой коллекции созданы не позднее XV века. В числе их авторов прославленные, даже легендарные иконописцы: Дионисий, Симон (Пимен) Ушаков и, конечно, Андрей Рублев.

Но в собрании музея находятся не только древнерусские образа: экспонируются в его залах и иконы , написанные в более позднее время, и даже произведения иконописцев начала XX столетия. Собрание музея включает в себя около пяти тысяч различных икон.

Но, разумеется, иконами музейная коллекция не исчерпывается. Те, кто интересуется российским искусством конца XVIII века и начала XIX столетия , увидят здесь такую великолепную экспозицию, какой нет, пожалуй, больше ни в одном музее мира. Лучшие произведения прославленных российских живописцев того периода времени украшают стены музейных залов. Если сравнивать различные коллекции музея, то именно эта, безусловно, является наиболее полной и одной из самых интересных.

Те, кто интересуется произведениями второй половины XIX века , также получат от посещения музея огромное удовольствие. Коллекция шедевров этого периода времени по своему богатству несколько уступает той, о котором говорилось в предыдущем абзаце, но все же она тоже великолепна и неизменно производит на посетителей большое впечатление.

Не меньшее восхищение вызывает у горожан и гостей города коллекция советского искусства , также не оставляет посетителей равнодушными и собрание работ конца XIX века и начала XX столетия.

Отдельно нужно сказать несколько слов о произведениях новых, экспериментальных видов искусства , представленных в музее. Для того, чтобы включать их в музейную коллекцию, в 80-е годы XX века был создан специальный отдел, занимающийся современными течениями в искусстве. Сегодня в музейных залах можно увидеть не только шедевры российских классиков, но и множество инсталляций, ассамбляжей и других произведений современного искусства.

Территория музея

Как уж было сказано выше, здания музея сами по себе являются памятниками истории и архитектуры. Расскажем подробнее о некоторых из них:

Одним из зданий, в которых размещена основная экспозиция музея, является Михайловский дворец . Он был построен в середине 20-х годов XIX века. Автор проекта здания - Карл Росси. В середине 90-х годов XIX века дворец передан музею. Примерно тогда же началась перестройка здания. Она была необходима для того, чтобы дворец, ставший одной из экспозиционных площадей, полностью соответствовал своему новому назначению. Общая площадь дворца составляет более двадцати четырех тысяч квадратных метров. В начале XX века к нему был пристроен новый корпус, названный в честь архитектора Леонтия Бенуа (автора проекта).

Еще одно здание, в котором находится часть основной музейной экспозиции, - это Инженерный замок , известный также как Михайловский. Он был выстроен на рубеже XVIII и XIX столетий. Некоторое время являлся резиденцией Павла I; именно в ней император был убит. Позже в здании, несколько переделанном, располагались квартиры, затем здесь открылось училище, готовившее инженеров. В послереволюционное время в замке находились различные организации. Лишь в 90-е годы XX века здание было передано музею. Его общая площадь - около двадцати двух тысяч квадратных метров.

- Мраморный дворец - одно из пяти зданий, в которых размещается наиболее интересная и посещаемая часть музейной экспозиции. Здание было выстроено во второй половине XVIII века. После революции оно было национализировано. Передано музею лишь в 90-е годы XX века. Тогда же во дворце были начаты масштабные реставрационные работы. Общая площадь здания - приблизительно десять с половиной тысяч квадратных метров.

Можно знать досконально экспозиции Эрмитажа, можно идеально ориентироваться в Третьяковской галерее, можно быть готовым в любой момент провести для своих друзей импровизированную экскурсию по музею имени Пушкина, но все-таки не считать себя знатоком русского художественного искусства. А все почему? Потому что без Русского музея в этом деле никуда! Сегодня вспоминаем историю музея, в котором хранится одна из самых больших коллекций русской живописи в мире.

Любитель искусств Александр III

13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. А официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.


Александр III с женой и тремя старшими детьми. 1878 г

Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил, и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства, которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тут-то Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял патриотические настроение и все такое прочее.

Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

Особый статус Русского музея

К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский дворец.

В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены особые правила создания коллекции, например, произведения современных художников должны были сперва 5 лет находиться в музее при Академии художеств и только затем по выбору управляющего их могли поместить в Русский музей.

Предметы искусства, помещаемые в музей, должны были остаться там на веки вечные - то есть их нельзя было забрать или передать в какое-нибудь другое место.

Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был принадлежать к Императорскому дому.

Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
С миру по нитке - музею коллекция

Поначалу коллекция музея составлялась из собранных Александром III картин, которые были переданы из Академии художеств, Эрмитажа, например, знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях. Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны, в которой даже ввели отдельный параграф для музея, и благодаря возможным пожертвованиям.

Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений и 5000 экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея был зачислен «цвет нации» - самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки, например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.

Жизнь музея в XX веке

Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое-то время в музее вообще не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых было крайне скудным.

В 1922 году экспозиция музея впервые была выстроена по научно-историческому принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но одного лишь здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей начал «завоевывать территорию». В 30-х годах занятые до той поры арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея «съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии народов СССР. В 40-х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили специальным переходом.


Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
Куда сходить и что посмотреть?

В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии), а также расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею, сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть позже - кирпичным чехлом.

В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее, можно назвать иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, полотна Брюллова «Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», Айвазовского «Девятый вал» и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» кисти Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева. Но это лишь малая часть из тех прекрасных полотен русских живописцев, которые хранятся в Русском музее.


Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Лучше один раз увидеть — если запланируете путешествие по Санкт-Петербургу, обязательно посетите Русский музей.

Г ости Русского музея могут прямо в выставочных залах узнавать интересные детали из истории создания полотен. Для этого достаточно установить на телефон приложение дополненной реальности Artefact и навести камеру гаджета на экспонат. Сейчас в доступно - любопытные факты о пяти из них рассказывает портал «Культура.РФ».

«Гумно» Алексея Венецианова, 1822

Впервые картину показали на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году. Там ее приобрел император Александр III. Какое-то время полотно находилось в Зимнем дворце, но в 1897 году переехало в недавно образованный Русский музей.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина, 1903

Заказ на картину поступил Илье Репину в апреле 1901 года от российского императора. Живописцу помогали Борис Кустодиев и Иван Куликов.

«Хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками».

Игорь Грабарь

Еще до юбилея художники создали наброски интерьера в Круглом зале Мариинского дворца. А в день торжественного заседания Илья Репин делал здесь фотоснимки и эскизы - все материалы живописцы использовали во время работы над картиной. Полотно писали три года.

В центре сюжета картины - Николай II и представители императорского дома: младший брат царя Михаил, великие князья Михаил Николаевич и Владимир Николаевич, который тогда был президентом Императорской академии художеств. Рядом с ними - лица, занимавшие важнейшие посты в государстве. Всего на картине изображен 81 человек.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Государственный Русский музей в Петербурге - крупнейшее собрание живописи русских художников, насчитывающее более 400 тысяч произведений. Подобного собрания русского искусства в мире больше нет.

Создание Русского музея

Указ об учреждении музея был опубликован в 1895 году. Для этого был приобретен Михайловский замок и сад вокруг, и службы, и флигели. По указу все произведения, уже приобретенные музеем, нельзя никому продавать или передавать. Они всегда должны находиться в коллекции. В 1898 году для посетителей открылся Государственный Русский три года с нетерпением ждал этого события. В него поступили произведения из Академии Художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца и частных коллекций. Первоначальная экспозиция не была обширной.

После революции

Коллекция постоянно пополнялась, и расширялись площади музея за счет присоединения новых помещений. В годы Отечественной войны все самые ценные произведения были эвакуированы и нисколько не пострадали. Те, что остались в осажденном городе, были тщательно упакованы и хранились в подвалах. Они также остались в полной сохранности. Государственный Русский музей полностью справился с такой непростой задачей - уберечь всю экспозицию, в которой уже было более семи тысяч экспонатов.

Рост музея

Новые поступления активно прибавлялись в 50-е годы. Размещал Государственный Русский музей произведения и в Михайловском дворце, и в в корпусе Бенуа, а также и других зданиях. В них имеется раздел с бесценными произведениями Рублева, Дионисия и ряда других иконописцев раннего и позднего средневековья. Хранит Государственный Русский музей произведения 18-середины 19 веков.

На фото показана работа Д.Г.Левицкого «Портрет Е.И.Нелидовой». Музей по праву гордится полнотой представленных посетителям картин. Перечисление имен и фамилий наших выдающихся и гениальных художников займет очень много места. Широко представляет Государственный Русский музей произведения середины и конца 19 века, а также работы живописцев «Мира искусства» и художников-футуристов, которые тоже составляют гордость музея. Целый зал посвящен работам художника, искусствоведа, декоратора.

На фото А.Н. Бенуа «Парад в царствование Павла I». В коллекции музея есть полотна советских художников всех периодов существования Советского Союза. В настоящее время собирает и экспонирует Государственный Русский музей произведения новые, нетрадиционные. Этот отдел, занимающийся новейшими течениями, был создан в около тридцати лет назад.

Знаменитое полотно

В экспозиции находится «Черный квадрат». Государственный Русский музей приобрел его уже со скандальной славой и разместил в корпусе Бенуа.

Создать громкий скандал было задачей художников-футуристов, а затем суперматистов, чтобы привлечь к себе внимание. Их предшественником был Герострат, который, чтобы остаться в веках, сжег храм. Главное желание Малевича и его соратников - уничтожить все: мы освободились от всего предшествующего, и теперь будем делать искусство на чистом ровном выжженном месте. Первоначально Малевич сделал черный квадрат как кусок декораций к опере. Два года спустя он создал теорию, доказывающую, что она выше всего (суперматизм), и отрицающую все: и форму, и природу. Просто существует искусство из ничего.

Впечатляющая выставка 1915 года

На выставке «0.10» были картины, состоящие из квадратиков, крестиков, кругов, и в этом зале в правом углу наверху, куда вешают иконы, Малевич повесил свой квадрат.

Что тут важно? Квадрат или место, где он повешен? Конечно, место было важнее, чем то, что нарисовано, особенно если учесть, что написано было «ничего». Представьте «ничего» на месте Бога. Это было очень знаменательное событие. Это был феноменально талантливый пиар-ход, продуманный до конца, потому что речь идет не о том, что там изображено. Заявление было такое - ничего, чернота, пустота, темень вместо Бога. «Вместо иконы, которая ведет вверх, к свету - путь в мрак, в люк, в подвал, в преисподнюю» (Татьяна Толстая). Искусство умерло, вот вам вместо него кусок бессмыслицы. Вы же готовы за него платить деньги. «Черный квадрат» Малевича - это не искусство, а блестящий поступок очень талантливого продавца. Скорее всего, «Черный квадрат» - просто голый король, и об этом стоит говорить, а не о глубинах постижения мира. «Черный квадрат» - не искусство, потому что:

Где там талант чувства?

Где там мастерство? Любой может нарисовать квадрат.

Где там красота? Зритель долго должен соображать, что это значит, и так и не понять.

Где там нарушение традиций? Там нет никаких традиций.

Таким образом, если посмотреть с этой точки зрения, то мы видим, что случилось и случается с искусством, которое порывает с искренностью, которое начинает апеллировать к интеллекту, то есть «я долго думаю, что сделать, чтобы случился скандал, и меня заметили». Нормальный человек задает себе вопрос: «Зачем он это сделал? Хотел денег заработать или хотел выразить какие-то свои чувства?». Вопрос искренности встал потому, что художник думает, как себя продать. Погоня за новизной ведет искусство к полной беспредметности, и это интеллектуальное стремление идет от головы, а не от сердца. Малевич и иже с ним искали способы скандалов и продаж, что теперь поднято на профессиональную высоту. Очень важно подвести под свое создание теорию и добавить непонятное длинное умное название, которое важнее изображения. Талантливым в нашем обществе считается почему-то то, что человеку непонятно. Отсутствие духовного начала в «Черном квадрате» для очень многих несомненно. Признаком времени и умелой торговли собой является «Черный квадрат». Государственный Русский музей не мог пропустить столь «говорящую» работу.

Драма на море

В 1850 г. Айвазовский создал масштабное полотно «Девятый вал». Государственный Русский музей теперь экспонирует это произведение.

Мощная волна нависает над обломками корабля. Человечество представлено в этой картине в виде несчастных моряков, которые на остатке мачты, мало пригодной для плавания, отчаянно цепляются за нее, в то время как волна безжалостно хочет ее поглотить. Наши чувства раздваиваются. Они поглощены подъемом этой огромной волны. Мы входим вместе с ее движением вверх и испытываем напряжение между гребешком и силой притяжения, особенно в тот момент, когда верхушка волны разбивается и превращается в пену. Вал направлен на тех, кто вторгся в эту стихию воды без спроса. Моряки выступают активной силой, которая проникает сквозь волны. Можно попытаться рассмотреть эту композицию как картину гармонии в природе, как картину гармоничного сочетания воды и земли, которой не видно, но она присутствует в нашем сознании. Вода - стихия текучая, изменчивая, непостоянная, и земля как главный объект надежды даже не упомянута. В этом как бы побуждение к активной роли зрителя. Это картина Вселенной, которая показана через пейзаж. Волны на горизонте выглядят, как горы, покрытые дымкой, и они, более пологие, повторяются ближе к зрителю. Это ведет к ритмическому упорядочению композиции. Поразителен колорит, богатый оттенками розового и лилового на небе, и зеленым, синим, фиолетовым в море, пронизанный лучами восходящего солнца, несущий радость и оптимизм. Одной из жемчужин коллекции является романтическое произведение «Девятый вал». Государственный Русский музей обладает шедевром, написанным молодым Айвазовским.

Трагедия на земле

Если в предыдущей картине были задействованы две стихии, вода и ветер, то на следующем полотне грозно выступают земля и огонь - это «Последний день Помпеи». Государственный Русский музей получил его из собрания Академии художеств.

Написанная 1834 году и выставленная в Риме, картина произвела среди итальянцев, как впоследствии и среди русских зрителей, фурор. Пушкин, Гоголь, Баратынский посвятили ей проникновенные строки. Почему это произведение актуально и в наши дни? Пластикой движений, поворотами тел и голов, динамикой красочной палитры художник оживил события давно минувших тысячелетий. Мы причастны к ужасным переживаниям людей, которые вот-вот погибнут в огненной лаве, вызванной извержением вулкана и мощным землетрясением. Разве в наши дни нет подобных трагедий? Совершенна классическая форма произведения, великолепно мастерство исполнения, заставляющее вспомнить имена художников Высокого Возрождения. Шедевр Карла Брюллова захватывает своей красотой, несмотря на то, что здесь изображена гибель античной цивилизации.

Музей в современное время

Если первоначально музей состоял из Императорских дворцов, то сейчас это целый ансамбль, необычайно красивый, являющийся культурным центром, поскольку он решает научно-просветительские задачи. Из глубин веков дошло до нас наследие великих живописцев. Классические, романтические, бытовые, жанровые хранит Государственный Русский музей произведения. Фото показывает нам главный корпус - Михайловский дворец.

Это жилое помещение было перестроено для хранения работ мастеров кисти.

Ансамбль, примыкающий к дворцу

Государственный Русский музей размещается в шести памятниках архитектуры 18-19 столетий, который дополняют Летний и Михайловский сады, в которых посетители могут любоваться не только строгими регулярными посадками кустов и деревьев, но и прекрасными скульптурами. В зданиях музея проводятся экскурсии, а также оказываются дополнительные услуги лекторием, кинозалом, интернет-классом, кафетерием, оборудованными для приема инвалидов.