Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Чем необычна история создания повести бедные люди. Ф.М. Достоевский "Бедные люди": описание, герои, анализ произведения

Чем необычна история создания повести бедные люди. Ф.М. Достоевский "Бедные люди": описание, герои, анализ произведения

Внутренний мир «маленького человека», его переживания, проблемы, разочарования, но, в то же время, и духовное развитие, нравственная чистота - вот что волнует Фёдора Михайловича, поднявшего тему трансформации личности в тяжелых жизненных обстоятельствах. Возврат самоуважения через помощь к другому обездоленному существу, сохранение личностной целостности вопреки невзгодам - об этом заставляет задуматься переписка двух не очень счастливых людей.

История создания

Весной 1845 года редактирование текста продолжается, вносятся окончательные поправки. В первых числах мая рукопись готова. Григорович, Некрасов и Белинский выступили первыми читателями, а уже в январе 1846 года «Петербургский сборник» познакомил с романом широкую общественность. В 1847 году выходит отдельное издание.

Стилистические изменения добавлялись Достоевским и позже, при подготовке собраний его сочинений.

Исследователи творчества писателя считают, что у многих персонажей «Бедных людей» были прототипы.

Анализ произведения

Описание произведения

Бедный чиновник решает помочь дальней родственнице, находящейся в непростом положении. Он не жалеет для неё ни собственных средств, ни времени, ни добрых советов, ни ласковых слов. С благодарностью принимает Варя помощь, отзываясь теплотой и сердечностью. Во взаимоотношении двух обездоленных людей, ставших опорой друг для друга, открываются лучшие стороны обоих.

В финале Варвара принимает решение выйти замуж за нелюбимого помещика Быкова, чтоб обрести социальный статус и финансовое благополучие.

Главные герои

Центральных персонажей в романе двое: одинокий Макар Девушкин и юная сирота Варенька Добросёлова. Раскрытие их характеров, особенностей и недостатков, взглядов на жизнь, мотивов поступков происходит постепенно, от письма к письму.

Макару 47 лет, 30 из которых он занимается малозначительной работой за мизерное жалование. Служба не даёт ему ни морального удовлетворения, ни уважения коллег. У Девушкина высокие амбиции, он не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Неудачные попытки создать престижный образ в глазах окружающих ещё больше понижают самооценку титулярного советника. Но под застенчивостью и неуверенностью главного героя скрывается большое сердце: встретив нуждающуюся девушку, он снимает для неё жильё, пытается помочь материально, делится душевным теплом. Принимая искреннее участие в судьбе Вари, ощущая свою значимость, Девушкин растёт в собственных глазах.

Варвара Добросёлова, потерявшая родных, столкнувшись с подлостью и предательством, также всей душой тянется к доброму человеку, посланному ей судьбой. Доверяя собеседнику подробности своей жизни, Варя, в свою очередь, с сочувствием и сердечностью относится к сетованиям чиновника, поддерживает его морально. Но, в отличие от Макара, девушка более прагматична, обладает целеустремленностью и внутренней силой.

(Сцена из спектакля "Бедные люди" Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург )

Формат романа в письмах, представленный Достоевским, обладает отличительной чертой: мы слышим прямую речь героев, их отношение к окружающей действительности, их собственную оценку происходящих событий, при этом субъективное мнение автора отсутствует. Читателю предлагается самому разобраться в ситуации и сделать выводы относительно характеров и поступков персонажей. Мы наблюдаем развитие двух сюжетных линий. Тождественность отчеств героев намекает на схожесть их судеб. При этом, если Добросёлова остается по ходу повествования на одном и том же уровне, то Девушкин духовно растет, преображается.

Безденежье и невзгоды не разрушили самого главного в душе «маленького человека» - способности к состраданию, милосердию. Возросшее самоуважение, пробуждающееся самосознание ведёт к переосмыслению своей и окружающей жизни.

Министерство образования, науки и молодёжи Республики К1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

Учреждение Республики Крым

,Симферопольский профессиональный строительный техникум “

СООБЩЕНИЕ

НА ТЕМУ:

«_________________________________________________________»

Студента группы №

________________________________

Г.Симферополь

Достоевский «Бедные люди» – история создания

Повесть «Бедные люди» (см. на нашем сайте её полный текст и краткое содержание ) была впервые опубликована в «Петербургском сборнике, изданном Н. Некрасовым», (СПб., 1846) с подписью: Ф. Достоевский. Вышел в свет «Петербургский сборник» 21 января 1846 г.

Некоторые мемуаристы предполагали, что замысел «Бедных людей» возник у Достоевского еще в годы учения в Инженерном училище . Но в январе и ноябре 1877 г. Достоевский дважды заявил в «Дневнике писателя», что «Бедные люди» были начаты в 1844 г. «вдруг», «в начале зимы», и эти свидетельства нужно признать более достоверными. Как видно из письма Достоевского к брату от 30 сентября 1844 г., последний до этого был знаком лишь с его драматическими замыслами, и сообщение о работе младшего брата над романом должно было явиться для М. М. Достоевского неожиданным.

Скорее всего (даже если отнести возникновение первых мыслей о романе к более раннему времени) Достоевский приступил вплотную к работе над «Бедными людьми» в январе 1844 г., вскоре после окончания перевода «Евгении Гранде» Бальзака . Проработав над романом весну и лето 1844 г. и считая в этот момент свою работу близкой к окончанию, Достоевский 30 сентября решился наконец раскрыть свою тайну брату, которому писал: «У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме «Eugenie Grandet». Роман довольно оригинальный. Я его уже переписываю, к 14-му я наверно уже и ответ получу за него. Отдам в «О<течественные> з<аписки>», (Я моей работой доволен) <…>. Я бы тебе более распространился о моем романе, да некогда…».

Однако надежда окончить и даже отдать в редакцию роман к 14 октября не осуществилась, и интенсивная творческая работа над ним продолжалась до начала мая 1845 года. Д. В. Григорович , поселившийся с Достоевским осенью (в конце сентября) 1844 г на одной квартире, так вспоминает о происходившей у него на глазах работе над «Бедными людьми»: «Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать. Я мог только видеть множество листов, исписанных тем почерком, который отличал Достоевского: буквы сыпались у него из-под пера точно бисер, точно нарисованные <…> Усиленная работа и упорное сиденье дома крайне вредно действовали на его здоровье…».



24 марта 1845 г. Достоевский писал о романе брату: «Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать: переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензировать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться <…> Моим романом я серьезно доволен. Это вещь строгая и стройная. Есть, впрочем, ужасные недостатки».

Роман имел не менее двух черновых редакций, первая из которых, законченная в ноябре 1844 г., была в декабре коренным образом переработана. Вторая редакция подверглась в феврале-марте 1845 г и позднее, после ее переписки набело, в период с середины марта по начало мая, новым исправлениям. Лишь к 4 мая 1845 г роман был наконец закончен. В этот день Достоевский сообщал брату: «Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем. Я вздумал его еще раз переправлять, и, ей-богу, к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл. Но уж теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрогиваться». Здесь же Достоевский писал, что намерен отдать роман в «Отечественные записки», а затем перепечатать его на свой счет отдельным изданием.

Окончив в конце мая 1845 г. переписку романа набело, Достоевский прочитал его Григоровичу «в один присест и почти что не останавливаясь». «Восхищенный донельзя» и понявший, насколько роман Достоевского был выше того, что «сочинял до сих пор» он сам, Григорович, который незадолго до этого напечатал свой первый очерк «Петербургские шарманщики» в программном сборнике писателей «натуральной школы» – альманахе Н. А. Некрасова «Физиология Петербурга» (1844), передал рукопись «Бедных людей» Некрасову, рекомендовав ее для задуманного последним нового альманаха. Не отрываясь, они ночью вместе прочли «Бедных людей», закончив чтение под утро, и вдвоем прибежали в четыре часа утра к Достоевскому, чтобы под свежим впечатлением прочитанного сообщить ему о своем восторге и о принятии романа Некрасовым для альманаха. На следующий день Некрасов передал рукопись Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!», вызвавшими в первый момент естественное недоверие критика. Однако после чтения «Бедных людей» недоверие это рассеялось, и Белинский, встретив вечером Некрасова, «в волнении, просил сразу же привести к нему автора «Бедных людей», которого при первом свидании, состоявшемся на следующий день, горячо приветствовал. Еще до личного знакомства с Достоевским, утром того же дня, Белинский заявил Анненкову, рекомендуя ему «Бедных людей» как произведение «начинающего таланта»: «…роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому <…>. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит». Художническую «бессознательность», непосредственную силу таланта молодого Достоевского Белинский отметил, по воспоминаниям писателя, и при первом свидании с ним: «Он заговорил пламенно, с горящими глазами: «Да вы понимаете ль сами-то <…> что это вы такое написали! <…> Вы только непосредственным чутьем, как художник, это могли написать, но осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали? <…> А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, – да ведь тут уж не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности-то его ужас! Это трагедия! Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. Мы, публицисты и критики, только рассуждаем, мы словами стараемся разъяснить это, а вы, художник, одною чертой, разом в образе выставляете самую суть, чтоб ощупать можно было рукой, чтоб самому нерассуждающему читателю стало вдруг все понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..»». (Дневник писателя. 1877. Январь. Гл. 2. § 4).

Высоко оцененный Белинским и Некрасовым роман Достоевского 7 июня 1845 г. был передан Некрасовым цензору А. В. Никитенко (которого он просил взять на себя цензуру «Петербургского сборника») с просьбой просмотреть рукопись «хоть к сентябрю месяцу». В письме к цензору Некрасов попутно рекомендовал ему роман как «чрезвычайно замечательный».

Готовя в 1847 г. роман для отдельного издания, Достоевский подверг его стилистической правке и сократил длинноты, отмеченные в первопечатном тексте Белинским и другими критиками. Авторской стилистической правке (менее значительной) роман подвергся также в 1860 и 1865 гг. при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.

Некоторые мемуаристы предполагали, что замысел «Бедных людей» возник у Достоевского еще в годы учения в Инженерном училище . Но в январе и ноябре 1877 г. Достоевский дважды заявил в «Дневнике писателя», что «Бедные люди» были начаты в 1844 г. «вдруг», «в начале зимы», и эти свидетельства нужно признать более достоверными. Как видно из письма Достоевского к брату от 30 сентября 1844 г., последний до этого был знаком лишь с его драматическими замыслами, и сообщение о работе младшего брата над романом должно было явиться для М. М. Достоевского неожиданным.

Достоевский. Бедные люди. Аудиокнига

Скорее всего (даже если отнести возникновение первых мыслей о романе к более раннему времени) Достоевский приступил вплотную к работе над «Бедными людьми» в январе 1844 г., вскоре после окончания перевода «Евгении Гранде» Бальзака . Проработав над романом весну и лето 1844 г. и считая в этот момент свою работу близкой к окончанию, Достоевский 30 сентября решился наконец раскрыть свою тайну брату, которому писал: «У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме «Eugenie Grandet». Роман довольно оригинальный. Я его уже переписываю, к 14-му я наверно уже и ответ получу за него. Отдам в «О<течественные> з<аписки>», (Я моей работой доволен) <…>. Я бы тебе более распространился о моем романе, да некогда…».

Однако надежда окончить и даже отдать в редакцию роман к 14 октября не осуществилась, и интенсивная творческая работа над ним продолжалась до начала мая 1845 года. Д. В. Григорович , поселившийся с Достоевским осенью (в конце сентября) 1844 г на одной квартире, так вспоминает о происходившей у него на глазах работе над «Бедными людьми»: «Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать. Я мог только видеть множество листов, исписанных тем почерком, который отличал Достоевского: буквы сыпались у него из-под пера точно бисер, точно нарисованные <…> Усиленная работа и упорное сиденье дома крайне вредно действовали на его здоровье…».

24 марта 1845 г. Достоевский писал о романе брату: «Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать: переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензировать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться <…> Моим романом я серьезно доволен. Это вещь строгая и стройная. Есть, впрочем, ужасные недостатки».

Роман имел не менее двух черновых редакций, первая из которых, законченная в ноябре 1844 г., была в декабре коренным образом переработана. Вторая редакция подверглась в феврале-марте 1845 г и позднее, после ее переписки набело, в период с середины марта по начало мая, новым исправлениям. Лишь к 4 мая 1845 г роман был наконец закончен. В этот день Достоевский сообщал брату: «Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем. Я вздумал его еще раз переправлять, и, ей-богу, к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл. Но уж теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрогиваться». Здесь же Достоевский писал, что намерен отдать роман в «Отечественные записки», а затем перепечатать его на свой счет отдельным изданием.

Окончив в конце мая 1845 г. переписку романа набело, Достоевский прочитал его Григоровичу «в один присест и почти что не останавливаясь». «Восхищенный донельзя» и понявший, насколько роман Достоевского был выше того, что «сочинял до сих пор» он сам, Григорович, который незадолго до этого напечатал свой первый очерк «Петербургские шарманщики» в программном сборнике писателей «натуральной школы» – альманахе Н. А. Некрасова «Физиология Петербурга» (1844), передал рукопись «Бедных людей» Некрасову, рекомендовав ее для задуманного последним нового альманаха. Не отрываясь, они ночью вместе прочли «Бедных людей», закончив чтение под утро, и вдвоем прибежали в четыре часа утра к Достоевскому, чтобы под свежим впечатлением прочитанного сообщить ему о своем восторге и о принятии романа Некрасовым для альманаха. На следующий день Некрасов передал рукопись Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!», вызвавшими в первый момент естественное недоверие критика. Однако после чтения «Бедных людей» недоверие это рассеялось, и Белинский, встретив вечером Некрасова, «в волнении, просил сразу же привести к нему автора «Бедных людей», которого при первом свидании, состоявшемся на следующий день, горячо приветствовал. Еще до личного знакомства с Достоевским, утром того же дня, Белинский заявил Анненкову, рекомендуя ему «Бедных людей» как произведение «начинающего таланта»: «…роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому <…>. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит». Художническую «бессознательность», непосредственную силу таланта молодого Достоевского Белинский отметил, по воспоминаниям писателя, и при первом свидании с ним: «Он заговорил пламенно, с горящими глазами: «Да вы понимаете ль сами-то <…> что это вы такое написали! <…> Вы только непосредственным чутьем, как художник, это могли написать, но осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали? <…> А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, – да ведь тут уж не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности-то его ужас! Это трагедия! Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. Мы, публицисты и критики, только рассуждаем, мы словами стараемся разъяснить это, а вы, художник, одною чертой, разом в образе выставляете самую суть, чтоб ощупать можно было рукой, чтоб самому нерассуждающему читателю стало вдруг все понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..»». (Дневник писателя. 1877. Январь. Гл. 2. § 4).

Высоко оцененный Белинским и Некрасовым роман Достоевского 7 июня 1845 г. был передан Некрасовым цензору А. В. Никитенко (которого он просил взять на себя цензуру «Петербургского сборника») с просьбой просмотреть рукопись «хоть к сентябрю месяцу». В письме к цензору Некрасов попутно рекомендовал ему роман как «чрезвычайно замечательный».

Готовя в 1847 г. роман для отдельного издания, Достоевский подверг его стилистической правке и сократил длинноты, отмеченные в первопечатном тексте Белинским и другими критиками. Авторской стилистической правке (менее значительной) роман подвергся также в 1860 и 1865 гг. при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.

Анализ романа «Бедные люди» Ф. М. Достоевского

В октябре 1844 года совершилось то, о чем "снилось и грезилось" молодому Достоевскому: не прослужив даже года по полученной в инженерном училище специальности, он вышел в отставку и превратился из инженерного подпоручика в профессионального литератора. А двумя неделями раньше он сообщал брату: "У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме "Eugenie Grandet". Роман довольно оригинальный...". Речь шла о романе "Бедные люди". Безусловно, замысел Достоевского складывался под впечатлением бальзаковского повествования о несчастной девушке. И все же в первую очередь он знаменовал собою закономерный этап внутреннего развития писателя, обусловленный самой логикой этого развития.

В русской литературе появилась история жалкого петербургского чиновника Макара Девушкина. Еще до встречи с Достоевским критик отозвался П. В. Анненкову о "Бедных людях", что роман "открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому...". Горячие похвалы Белинского автору "Бедных людей" вторят этому отзыву: "Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали... Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем...".

Черты "натуральной школы" и "гоголевского направления", действительно, очевидны в первом романе Достоевского. История полунищего петербургского чиновника - типично гоголевский сюжет. После "Шинели", "Записок сумасшедшего" и порожденной ими целой массовой литературы повествовательного и очеркового характера эту тему можно было даже назвать избитой. Обрамление основного сюжета рядом деталей, выполненных в духе своего рода документальности, перекликается с традицией физиологического очерка. Перед взором читателя раскрывается жизнь столицы в ее повседневных, самых прозаических подробностях. Образы главных героев окружены целой галереей "двойников", взаимная спроецированность которых оттеняет, делает более масштабным описание их судеб. Разнообразие типов - от уличного нищего до "его превосходительства" - придает метко схваченным деталям социальное звучание. Именно на это указал Достоевскому Белинский, когда восклицал: "Да вы понимаете ль сами-то... что это вы такое написали!.. А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, - да ведь тут уж не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности его ужас! Это трагедия!".

Однако от большинства критиков ускользнул произведенный автором "Бедных людей" "коперниковский переворот", осуществленный изнутри вполне освоенной им художественной школы. Достоевский как бы взрывает ее устои, одновременно закладывая основы своей собственной системы. Оставленные без внимания художественно-психологические особенности "Бедных людей" являлись на самом деле зерном самобытности Достоевского, давшим в его зрелом творчестве грандиозные всходы.

Изображенный в повести Гоголя "Шинель" Акакий Акакиевич Башмачкин - бедный, забитый чиновник, всю жизнь переписывающий бумаги, которого распекает начальство, над которым издеваются сослуживцы, - во всех этих чертах прямой "предшественник" главного героя "Бедных людей", Макара Девушкина. Но если аскетизм Башмачкина опошлен недостойным объектом - вещью, то у героя Достоевского он превращается в возвышенную и трогательную привязанность к Вареньке Доброселовой, он оживает, очеловечивается. Следствием такого превращения является кардинальная трансформация в архитектонике образа "маленького" человека: бессловесность, имевшая место в отношениях с вещью, сменяется самосозиданием и перерождением в слове; переписчик становится писателем. Достоевский выбрал для своего произведения жанр эпистолярного романа. Тем самым героям "Бедных людей", Макару Девушкину и Вареньке Доброселовой, предоставлялась - через их переписку - свобода выявления и предельно полного выражения их внутреннего мира. Иными словами, предметом изображения у Достоевского становится самосознание героев, история их душевной жизни.

Именно как особое душевное состояние анализируется в романе феномен бедности, давший произведению его название. Физические страдания, описываемые Девушкиным, жизнь в чадной кухне, впроголодь, хождение на службу в обветшавшем мундире и дырявых сапогах - все это ничто по сравнению с теми душевными муками и терзаниями, униженностью, беззащитностью, запуганностью, на которые обрекает бедность, превращая самого героя в "ветошку". Макар Девушкин признается Вареньке: "...знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь все народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона..."; "а главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне все равно, хотя бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу, мне ничего, человек-то я простой, маленький, - но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь? Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги, пожалуй, для них же носишь".

Для Макара Алексеевича, который ест, пьет и одевается для "другого", забота о материальном благе становится заботой именно о душе.

Самое первое письмо героя, пронизанное мотивами райского блаженства, вводит смысловой пласт первостепенной значимости для всего произведения: "Я даже и помечтал сегодня довольно приятно, и все об вас были мечтания мои, Варенька. Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной... то есть я все такие сравнения отдаленные делал". "Отдаленные сравнения" Макара Девушкина имеют смысловую опору, безусловно, в Нагорной проповеди Христа.

Примечательно и другое "отдаленное" сравнение героя - болезненного ощущения чужого взгляда с девичьим стыдом. Стыд как преобладающее свойство мироощущения Девушкина проявляет утвердившееся в нем сознание собственной наготы, открытой взгляду другого - чужого - врага. Ощущение подкрепляется и его восприятием холодного, грязного, неуютного - "студного" петербургского мира.

Истоки преследующей героя Достоевского стыдности восходят к событию библейской истории, когда у первых людей после грехопадения "открылись глаза" и они увидели свою наготу. Как результат стремления скрыть ее возникает одежда - "ризы кожаны". "Ризы кожаны" и есть главная забота, владеющая душой Макара Девушкина, забывшей райское блаженство, которым дышит его первое письмо. По его мнению, эта забота свойственна человеку вообще, независимо от его социально-имущественного статуса. "Все мы... выходим немного сапожники", - пишет Макар Алексеевич Вареньке, обобщая свой жизненный опыт. Конечно, одежда означает здесь не шинели и сапоги как таковые, а метафизическую "одежду" души, "облачающий" душу подвиг жизненного делания. "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими, - указывает апостол Павел на нужду души в "одежде". - Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог... ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал...".

Речь идет об одном из важнейших образов Евангелия, содержанием которого проникнута вся хронологическая богослужебная и аскетическая практика. В евангельской притче, уподобляющей Царство Небесное брачному пиру, данный образ предстает как "брачная одежда". "...Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных". Смысл, заложенный в образе "брачной одежды", раскрывается в апостольских словах: "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись". "Я сораспялся Христу, - говорит апостол Павел, - и уже не я живу, но живет во мне Христос".

Герой "Бедных людей", чувствуя в себе эту духовную нужду, старается создать себе "ризы кожаны", и прежде всего он "облачается" в слово, "формируя слог". Особенности "слога" Макара Девушкина отчетливо проступают с первого же его письма. Рассказывая Вареньке о своей новой квартире, он пишет: "Я живу в кухне или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный... то есть, или еще лучше сказать, кухня большая в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный... Ну, так вы и не думайте, маточка, чтобы тут что-нибудь такое иное и таинственный смысл какой был; что вот, дескать, кухня! - то есть я, пожалуй, и в самой этой комнате за перегородкой живу, но это ничего; я себе ото всех особняком, помаленьку живу, втихомолочку живу".

Назвав прямо предмет описания, Девушкин как будто испугался его откровенной неприглядности, отпрянул и, словно кружась вокруг него, медленно подступает опять, подыскивая для него более завуалированную словесную оболочку. Таким путем герой пытается преобразить свое бытие - прежде всего, естественно, в глазах другого. Подобные попытки сопряжены у Макара Алексеевича с намерением "пуститься в свет", сопровождающимся "литературными увлечениями". Эти увлечения выявляют всю важность для Девушкина жизни в слове, когда Достоевский заставляет его поочередно прочитать "Станционного смотрителя" Пушкина и "Шинель" Гоголя. "Маленький" человек, таким образом, из героя знаменитых произведений превращается в их читателя и судью.

Эпиграф к "Бедным людям", взятый из рассказа В. Ф. Одоевского "Живой мертвец", содержит лукаво-ироничное сетование на "сказочников", которые своими писаниями "всю подноготную в земле вырывают". Девушкин обнаруживает эту "подноготную" и в "Станционном смотрителе", и в "Шинели". Но если первое произведение вызывает в нем восторженное умиление, то второе - ожесточает, приводит в негодование и подталкивает к "бунту" и "дебошу". "В жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек, - пишет герой по поводу пушкинской повести. - Читаешь, - словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое оно уже там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно - вот как!.. Нет, это натурально!.. Это живет".

Гоголевскую же "книжку" он называет "злонамеренной", жалуясь на оскорбивший его "пасквиль" именно за то, что в его "конуру" "пробрались" и "подсмотрели": "Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать - куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет; ведь тут это все так доказано, что нашего брата по одной походке узнаешь теперь". Девушкин, переходя из пушкинского мира в гоголевский, ощутил себя, подобно Адаму и Еве, вкусившим запретный плод, "скрывающимся и прячущимся".

Оскорбленный герой выносит приговор "злонамеренной книжке": "...это просто неправдободобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Да ведь после такого надо жаловаться, Варенька, формально жаловаться". В пушкинском мире нагота сердца, "вывороченного изнанкой", не стыдна, но, напротив, вызывает умиление, поскольку покрыта милующим сочувствием, создающим впечатление, "словно сам написал". В гоголевской "Шинели" - холодно-студный взгляд "чужого", подсматривающий взгляд - и в этом неправда. Искусно создав в своем произведении взаимную спроецированность трех "родственных" сюжетов, Достоевский раздвинул рамки гоголевской темы о бедном чиновнике, соединив ее с темой "отцовского попечения". Причем последняя встроена им в тот же смысловой ряд, в каком разворачивался мотив "жизни в слове" Макара Девушкина.

Подобно тому, как герой "Станционного смотрителя", горячо любящий свою дочь, пытается спасти ее от похитившего ее соблазнителя, герой "Бедных людей", страстно привязанный к сиротке Вареньке, всяческими "благодеяниями" стремится оградить ее от оскорбителей - офицера, помещика Быкова, Анны Федоровны. Причем роману Достоевского передалась и сориентированность пушкинской фабулы на евангельскую притчу о блудном сыне. В сознании Девушкина впечатление от прочитанного им "Станционного смотрителя" сливается с реакцией на намерение Вареньки идти к "чужим людям": "...Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться... вот оно что, маточка, а вы еще тут от нас отходить хотите, да ведь грех, Варенька, может застигнуть меня. И себя и меня сгубить можете, родная моя".

"Благодеяния", которыми Девушкин осыпает Вареньку, объясняются внутренней установкой, проявляющейся в его словах: "...я занимаю у вас место отца родного". Эти слова приоткрывают подспудные мотивы его поступков во взаимоотношениях с "родственницей"-сироткой, неразрывно связанных с "литературными" и "светскими" устремлениями героя, с "чаем" и "сапогами" "для людей". Уже в первом своем романе Достоевский наметил глубоко разработанную им в позднем творчестве ситуацию человека, желающего стать в глазах другого на место Бога. Сокрытие от болезненно ощущаемого чужого взгляда собственной "наготы" становится предпосылкой усвоения себе Девушкиным по отношению к Вареньке "отцовских" функций, а через них - и "божеских".

От "облагодетельствованной" Вареньки требуется оставить "блажь" и своим послушанием "осчастливить старика". Героиня как бы соизволяет этой внутренней установке "благодетеля": "Я умею оценить в моем сердце все, что вы для меня сделали, защитив меня от злых людей, от их гонения и ненависти". Она "покрывает" его крайнюю нужду в объекте "благодеяний", обнаруживающуюся со всей остротой в момент разлуки, когда Девушкину приходится придумывать наивные и беспомощные предлоги, чтобы удержать ее. Вообще все "благодеяния" Девушкина осуществляются за счет взятого вперед жалованья, увеличения долгов, т. е. того самого "проматывания", о котором говорится в евангельской притче. Парадоксальным образом герой, желая утвердиться в "отцовских" функциях, оказывается на месте блудного сына. Даже разглашение тайны его переписки с Варенькой несет в себе отзвук евангельского "живя распутно".

"Благодеяния" Девушкина заканчиваются "бунтом" и "дебошем". Он - первый "бунтовщик" Достоевского; его глухое и испуганное вольнодумство будет впоследствии громко подхвачено Раскольниковым и Иваном Карамазовым. После "дебоша" уже Варенька посылает Макару Алексеевичу "полтинничек". Героиня добровольно несет на себе "бремена" своего "благодетеля". Тихая кротость в сочетании с внутренней силой и решительностью - непременные черты ее портрета, свойственные целому ряду женских образов Достоевского. Особенно подробно они раскрываются в "Маленьком герое" в описании облика m-me M*: "Возле нее всякому становилось как-то лучше, как-то свободнее, как-то теплее... Есть женщины, которые точно сестры милосердия в жизни. Перед ними можно ничего не скрывать, по крайней мере ничего, что есть больного и уязвленного в душе. Кто страждет, тот смело и с надеждой иди к ним и не бойся быть им в тягость, затем что редкий из нас знает, насколько может быть бесконечно терпеливой любви, сострадания и всепрощения в ином женском сердце. Целые сокровища симпатии, утешения, надежды хранятся в этих чистых сердцах, так часто тоже уязвленных, потому что сердце, которое много любит, много грустит... Их же не испугает ни глубина раны, ни гной ее, ни смрад ее: кто к ним подходит, тот уже их достоин; да они, впрочем, как будто и родятся на подвиг...".

Наделяя подобные женские образы такого рода свойствами, Достоевский сближает их с евангельской грешницей, возвеличенной Христом над фарисеем за то, что она "возлюбила много".

Герой, явственно ощущая крах своих попыток к мнимому преображению, осознает пересечение с жизнью "оскорбленной и грустной" героини как судьбоносный рубеж. "Я знаю, чем я вам, голубчик вы мой, обязан! - признается Макар Девушкин Вареньке. - Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная. И гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную. Так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек".

Свет, просвещающий внутреннюю тьму, о котором говорит Девушкин, - свет подлинного преображения, перерождения "ветошки" в человека. Прогоняя прежний, мнимый свет ложного делания, он проникает в самую глубину, и его действие - пробуждающее, оживляющее, подвигающее к любви. Пьянящему "расточению" неправедно полученного "наследства" противопоставлено трезвящее возвращение герою самого себя, венчающееся встречей с "его превосходительством", воскресившим своим поступком его дух. Эта встреча, составляющая силовой центр сюжетной концовки, закономерно насыщена звучанием мотивов Страшного Суда, когда все тайное и незримое превращается в явное и зримое. Рассказ Девушкина Вареньке выдержан в соответствующих тонах. "Суд" над Макаром Девушкиным происходит чрез него самого, увидевшего себя в зеркале. Зеркало показывает ему его "наготу", которая подчеркивается оторвавшейся пуговицей, покатившейся "к стопам его превосходительства". Не оправдывающий себя "маленький" человек оправдывается самим "судией".

В изображении "суда" генерала последовательно подчеркнуто стремление совершить прощение максимально неосуждающе, милующе, покровенно. При этом самый далекий "чужой" для "маленького" человека - "его превосходительство" - становится "родней", братом.

Сегодня мы поговорим об одном из самых увлекательных и мудрых романов в истории русской литературы. Как вы уже поняли, это - «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание данного произведения, хотя и не даст полностью прочувствовать персонажей, проникнуться атмосферой, но позволит познакомиться с основными действующими лицами и ключевыми сюжетными моментами. Итак, начнём.

Знакомство с главными героями

Девушкин Макар Алексеевич - главный герой романа «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание позволяет получить о нём общее представление. Девушкин - сорокасемилетний титулярный советник, занимается тем, что переписывает бумаги в одном из петербургских департаментов за скромное жалованье. К моменту начала повествования он как раз перебирается в новую квартиру неподалёку от Фонтанки, в «капитальном» доме. Вдоль длинного коридора располагаются двери комнат других жильцов, а сам Девушкин ютится за перегородкой на общей кухне. Предыдущее его жилище было на порядок лучше, однако теперь для советника на первом месте - дешевизна, ведь ему также приходится оплачивать в том же дворе дорогую и удобную квартиру для Варвары Алексеевны Доброселовой, своей далёкой родственницы. Бедный чиновник также опекает семнадцатилетнюю сироту, за которую, кроме самого Девушкина, просто некому заступиться.

Начало нежной дружбы Вареньки и Макара

Варвара и Макар живут рядом, однако видятся нечасто - Девушкин опасается сплетен и пересудов. Тем не менее, обоим необходимо сочувствие и Как же удаётся обрести его героям романа «Бедные люди» Достоевского? Краткое содержание не упоминает о том, как началась переписка между Макаром и Варенькой, однако очень скоро они начинают писать чуть ли не каждый день. 31 письмо от Макара и 24 - от Вари, написанные за промежуток с 8 апреля по 30 сентября 184… г., раскрывают их отношения. Чиновник отказывает себе в платье и еде, чтобы выделить средства на конфеты и цветы для своего «ангельчика». Варенька же, в свою очередь, сердится на своего покровителя за большие расходы. Макар утверждает, что им движет одна лишь отеческая приязнь. Женщина же приглашает его почаще заходить в гости, мол, какое кому дело? Также Варенька берёт на дом работу - шитьё.

Следует ещё несколько писем. Макар рассказывает подруге о своём жилище, сравнивая его с Ноевым ковчегом по обилию разномастной публики, рисует для неё портреты своих соседей.

Здесь наступает новая сложная ситуация в жизни героини романа «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание в общих чертах повествует нам о том, как о Вареньке узнаёт её дальняя родственница, Анна Фёдоровна. Некоторое время Варя и её мать жили в доме Анны Фёдоровны, а после женщина, чтобы иметь возможность покрыть расходы, предложила девушку (на тот момент уже сироту) обеспеченному помещику Быкову. Тот обесчестил её, и теперь Варя опасается, что Быков и сводня узнают её адрес. Страх подорвал здоровье бедняжки, и только забота Макара спасает её от окончательной «гибели». Чиновник продаёт свой старый вицмундир, чтобы выходить свою «ясочку». К лету Варенька поправляется и посылает заботливому другу записки, в которых рассказывает о своей жизни.

Счастливое детство Вари прошло на лоне деревенской природы, в кругу родной семьи. Однако вскоре отец семейства потерял работу, последовала череда других неудач, которые свели его в могилу. Четырнадцатилетняя Варя и её мать остались одни в целом свете, а дом вынуждены были продать для покрытия долгов. В этот момент их и приютила у себя Анна Фёдоровна. Мать Вари работала, не покладая рук и губя тем самым и без того шаткое здоровье, однако покровительница продолжала попрекать её. Сама же Варя начала учиться у Петра Покровского - бывшего студента, жившего в том же доме. Девушку удивляло то, что добрый и достойный человек относится с неуважением к своему отцу, который, напротив, старался как можно чаще повидаться с обожаемым сыном. Этот человек некогда был мелким чиновником, но к моменту нашей истории уже окончательно спился. Мать Петра помещик Быков выдал за него с внушительным приданым, но вскоре молодая красавица скончалась. Вдовец женился вновь. Сам же Пётр рос отдельно, Быков стал его покровителем и именно он решил поместить юношу, вынужденного бросить институт из-за состояния здоровья, «на хлебы» к Анне Фёдоровне, своей «короткой знакомой».

Молодые люди сближаются, ухаживая за не встающей с постели матерью Вари. Образованный знакомый приобщал девушку к чтению, помогал ей развить вкус. Но спустя некоторое время Покровский заболевает чахоткой и умирает. В счёт похорон хозяйка забирает все немногочисленные вещи покойного. Старику отцу удалось забрать у неё несколько книг, он набил ими шляпу, карманы и т. д. Пошёл ливень. Старик в слезах бежал за телегой, которая везла гроб, а книги падали из его карманов прямо в грязь. Он подбирал их и продолжал бежать вдогонку. В тоске Варя возвратилась домой, к матери, однако ту тоже вскоре настигла смерть.

Как вы уже видите, есть множество тем, которые затрагивает в своём творении Достоевский. «Бедные люди», краткое содержание которых сегодня является темой нашей беседы, описывают и жизнь самого Девушкина. В письмах к Вареньке он рассказывает, что служит уже на протяжении тридцати лет. «Добренький», «смирненький» и «тихонький» человек становится предметом насмешек окружающих. Макар возмущается, и единственной радостью в своей жизни считает Вареньку - словно «домком и семейством благословил меня Господь!».

Больная Варя устраивается гувернанткой, так как для неё становится очевидной неспособность Макара материально позаботиться о себе - на него без презрения уже не смотрят даже слуги и вахтёры. Сам чиновник против этого, так как считает, что, чтобы быть полезной, Вареньке достаточно продолжать благотворно влиять на него, на его жизнь.

Варя посылает Девушкину книги - пушкинского «Станционного смотрителя», а следом - гоголевскую «Шинель». Но если первая позволила чиновнику возвыситься в своих глазах, то вторая, напротив, обижает его. Макар отожествляет себя с Башмачкиным и считает, что автор нагло подсмотрел и обнародовал все мелочи его жизни. Достоинство его задето, он полагает, что «после такого надо жаловаться».

Неожиданные трудности

До начала июля Макар растратил все свои сбережения. Больше, чем нищета, его беспокоят только бесконечные насмешки жильцов над ним и Варенькой. Однако хуже всего то, что в один день к ней приходит один из бывших соседей, «искатель»-офицер и делает женщине «недостойное предложение». Сдавшись отчаянию, герой на несколько дней уходит в запой, пропадает и пропускает службу. Девушкин встречается с обидчиком и делает попытку пристыдить того, однако в итоге его самого сбрасывают с лестницы.

Варя пытается, как может, утешить своего защитника и призывает его не обращать на сплетни внимания и приходить к ней на обед.

Начиная с августа, Макар стремится занять денег под проценты, однако все его попытки заканчиваются неудачей. Ко всем предыдущим проблемам добавилась новая: к Вареньке, по наущению Анны Фёдоровны, явился новый «искатель». Вскоре Анна сама навещает девушку. Возникает необходимость как можно скорее переехать. От бессилия Девушкин снова запил, однако Варя помогает ему вновь вернуть самоуважение и желание бороться.

Самочувствие же самой Вареньки стремительно ухудшается, женщина уже не в силах заниматься шитьём. Сентябрьским вечером, чтобы развеять тревогу, Макар решает прогуляться по набережной Фонтанки. Он начинает размышлять о том, почему, ежели труд считается основой столько бездельников никогда не испытывают потребности в еде и платье. Он приходит к выводу, что счастье даётся человеку не за какие-то его заслуги, а потому богатые не должны игнорировать жалобы бедных.

9 сентября Макару улыбнулась фортуна. Чиновник допустил на бумаге ошибку и был направлен к генералу на «распеканцию». Жалкий и смиренный чиновник вызвал в сердце «его превосходительства» сочувствие и получил от генерала лично сто рублей. Это - настоящее спасение в бедственном положении Девушкина: ему удаётся заплатить за квартиру, одежду, стол. Великодушие начальника заставляет Макара испытывать стыд за свои недавние «либеральные» размышления. Чиновник вновь полон надежд на будущее, он коротает свободное время за чтением «Северной пчелы».

Здесь в сюжет вновь вклинивается персонаж, которого раньше уже упоминал Достоевский. «Бедные люди», краткое содержание которых приближается к заключению, продолжаются, когда Быков узнаёт о Вареньке и 20 сентября начинает свататься к ней. Он стремится завести законных детей, чтобы «негодный племянник» не получил наследства. Быков приготовил запасной вариант: если Варя отказывает ему, он делает предложение купчихе из Москвы. Однако, невзирая на то, что предложение было сделано в грубой и бесцеремонной форме, Варя соглашается. Макар пытается отговорить подругу («сердечку-то вашему будет холодно!»), но девушка непреклонна - она считает, что только Быков может спасти её от бедности и вернуть ей её честное имя. От горя Девушкин заболевает, но до последнего дня продолжает помогать Вареньке со сборами в путь.

Конец истории

30 сентября состоялась свадьба. В этот же день, перед самым отбытием в поместье Быкова, девушка пишет прощальное письмо.

Ответ Девушкина полон отчаяния. Он уже ничего не сможет изменить, но считает своим долгом сказать, что всё это время он лишал себя всех благ только потому, что «вы… здесь, поблизости, напротив жили». Теперь сформировавшийся слог письма, да и сам Макар никому не нужны. Он не знает, по какому праву можно разрушить жизнь человека.