Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Блог сергея алексеевича. Призраки Сухаревой башни (5 фото)

Блог сергея алексеевича. Призраки Сухаревой башни (5 фото)

Старая Москва. Сухарева башня.

Сухарева башня - выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший по своей архитектурной ценности в одном ряду с Кремлем, его соборами, и храмам Василия Блаженного, башня являлась символом Москвы с 1695 по 1934 годы, возвышалась она пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира).

"…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться" М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

Башня была сооружена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города., по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название своё получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров!
Во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: "Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра".

В 1698-1701 годах башня была реконструирована и приобрела тот вид, в котором дожила до начала двадцатого века. Главным элементом строения стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую готическую ратушу.

На территории Сухаревой башни Петром были устроены библиотека и астрономическая обсерватория, а также навигацкая и математическая школы, в которых преподавали люди не только из-за рубежа, но и Леонтий Магницкий, написавший первый в истории России учебник арифметики. Также в башне находились астрономические часы, а в нижнем ярусе – большой медный глобус (более 2 метров в диаметре), подаренный еще отцу государя Петра властями Голландии

Это было первое в России высшее светское специальное учебное заведение. Именно оно дало стране первых, мореплавателей, инженеров, архитекторов и геодезистов.
Учились в ней представители самых разных сословий.

Много легенд было связано с Сухаревой башней. Одна из них возникла в результате разбора башни. Московская легенда гласит, что Сталин принял решение разрушить Сухаревскую башню, с целью найти какой-то клад. Поэтому башню разбирали очень аккуратно, по кирпичику.

Но все же вернемся к реалиям того времени и от легенд перейдем к истории и фактам.

После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву её жители и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.

В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В разное время в башне размещались и резервуар с водой для города, и склады, и чиновничьи конторы, и квартиры служащих, и лавки, и даже часовня с кельями для монахов,.
В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897-1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

В марте 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали «Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»

Ответ не заставил себя ждать."Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.
Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.
Уважающий вас (И.Сталин)

Отношение москвичей к разрушению башни ярче всего отражено в стихах Владимира Алексеевича Гиляровского:
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу её я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею…

Тем не менее, параметры башни были зафиксированы в обмерных чертежах, а некоторые особо ценные фрагменты декора удалось сохранить. Один из наличников окон третьего этажа перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену.

Вконтакте

Краткая история

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

неизвестен , Public Domain

В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.

В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

История сноса Сухаревской башни

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» .

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.


неизвестен , Public Domain

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

  • При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Сергей Глушков , Public Domain
  • Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.
  • Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Юрий Олеша: «Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах».

Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:

Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,Солнца закатным лучом освещённая,В груду развалин живых превращённая,Все ещё вижу её я вчерашнею -Гордой красавицей, розовой башнею…

Восстановление

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Фотогалерея





Полезная информация

Сухарева башня

Расположение

В Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира) в 1695-1934 годах.

Легенды башни

Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В народе ходили слухи, будтов башне хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и "после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями".

Так же по легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

В литературе и искусстве

  • Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872).
  • Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта».
  • Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV.
  • Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена.
  • Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после окончания петровской эпохи событиям (1725--1727 года).
  • Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
  • Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой автором правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997).
  • Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.

В районе современной Сухаревской площади и одноименной станции метро - там, где кончается улица Сретенка, - располагалась стрелецкая слобода. Ранее это были две площади - Большая и Малая Сухаревские, которым в период с 1936 по 1990 год суждено было носить названия Большая Колхозная и Малая Колхозная. Чтобы найти связь топонима Сухаревская площадь с поселениями московских стрельцов, обратимся не только к истории московской топонимии и стрелецкого войска, но и к трагической истории уникального московского архитектурного памятника, бывшего вместе с Кремлем, храмами Василия Блаженного и Христа Спасителя своеобразным символом столицы, - знаменитой Сухаревой башни.


Поначалу в конце Сретенки стояла деревянная башня, возведенная в 1591-1592 годах как часть укреплений Скородома. Эта московская крепость сгорела в 1611 году. Вместо нее в конце 30-х годов XVII века был насыпан высокий земляной вал. Через два десятка лет - в 1659 году - на валу была выстроена деревянная ограда с проездными башнями. В самом конце XVII века (в 1692-1695 годах) молодой царь Петр I заменил деревянную башню и ворота при выезде со Сретенки на Троицкую дорогу новым каменным зданием - двухэтажными палатами со сквозным проездом и трехъярусной башней над ними. С 1698 по 1701 год здание это достраивалось - был возведен третий этаж, а башня увеличилась на два яруса. Постройка стала самым крупным светским зданием в России - высота этого величественного и неповторимого по очертаниям памятника архитектуры, который отчасти напоминал здание ратуши в западноевропейских городах (не зря башня достраивалась именно после поездки Петра Алексеевича за границу), составляла 60 метров!

Жители Москвы стали называть здание Сухаревой башней, поскольку сторожевую службу в этом районе Москвы нес стрелецкий полк под командованием полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева. Этот стрелецкий командир навсегда вошел в российскую историю, ибо в тяжелом для Петра августе 1689 года, ставшем месяцем противостояния молодого царя и его сводной сестры - тогдашней правительницы Софьи - именно полк Сухарева (единственный из девяти стрелецких полков, расквартированных тогда в Москве) остался верным царю Петру и пришел ему на защиту. Тогда все могло закончиться гибельно для Петра, вынужденного бежать ночью от восставших стрельцов в Троице-Сергиеву лавру.

Традиционно принято считать, что Сухарева башня была возведена Петром в благодарность за верную службу полковнику и его стрельцам. Однако справедливости ради следует сказать, что ныне это мнение разделяется не всеми московедами. Первые сомнения появились у П. В. Сытина, первоначально придерживавшегося традиционной версии. Однако затем он изменил свою точку зрения и уже в книге «История планировки и застройки Москвы» подчеркнул, что Сухарева башня не могла быть построена в честь или в память полковника Сухарева, поскольку это не следует из памятной надписи. П. В. Сытин упомянул и о том, что Сухарев был награжден Петром за Троицкий поход гораздо более скромно по сравнению с другими. В наше время известный исследователь истории Москвы и ее памятников С. К. Романюк в своей книге «Москва. Утраты», изданной в 1992 году, также обращает внимание читателей на то, что никаких документальных свидетельств в пользу версии о возведении царем Сухаревой башни в благодарность полковнику Сухареву на самом деле нет. Действительно, на двух памятных досках, помещенных еще в петровские времена на стенах Сухаревой башни, мы не находим прямого свидетельства этому: «Построены во второмъ Стрелецкомъ полку по Земляному городу Сретенскiя ворота, а над теми воротами палаты и шатры с часами, а подле воротъ по обе стороны малыя палаты, да казенный амбаръ, а позади воротъ къ новой Мещанской слободе часовня съ кельями къ Николаевскому монастырю, что на Перерве. А начато то строенiе строить въ лето 7200 (1692), а совершено 7203 (1695), а в то время будущаго у того полка стольника и полковника Лаврентiя Панкратьева Сухарева».

Но в любом случае здание Сухаревой башни стало одним из архитектурных символов Москвы. Ее название тесно связано с именами многих окрестных объектов (часть из которых не сохранилась): Большая и Малая Сухаревские площади, Садово-Сухаревская улица, Большой и Малый Сухаревский переулки, знаменитый Сухаревский рынок.

Московский поэт Михаил Дмитриев посвятил башне такие строки, написанные 30 июля 1845 года:

Что за чудная, право, - это зеленая башня!
Высокая и тонкая; а под ней, как подножье, огромный;
Дом в три жилья, и примкнулось к нему, на откосе, под крышей,
Длинное сбоку крыльцо, как у птицы крыло на отлете!
Кажется, им вот сейчас и взмахнет! - Да нет! тяжеленька!
Сухарев строил ту башню, полковник стрелецкой! - Во время
Бунта стрельцов на юных царей Петра с Иоанном.
Верен с своим он полком двум братьям-царям оставался.
Именем верного, в память ему, Петр и прозвал ту башню...
...Тут прадеды ваши учились,
Как по морскому пути громоносные править громады!
Тот же народ простодушный любит веселую шутку!
Хочет жениться, и слышно, берет за себя он ту башню!

В Сухаревой башне в обширных палатах Петр устроил впервые в России математическую и навигацкую школы (где помимо заморских учителей преподавал и автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий), астрономическую обсерваторию и библиотеку. В советское время в 1926 году в Сухаревой башне был открыт знаменитый Московский Коммунальный музей, директором которого стал выдающийся историк Москвы Петр Васильевич Сытин, инициатор этого нового этапа в биографии Сухаревой башни. Но и этому памятнику московской архитектуры и культуры было суждено стать жертвой нового политического режима. Несмотря на официальные протесты даже таких известных людей, как И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, К. Ф. Юон, А. М. Эфрос, и других, высшее советское руководство приняло решение о демонтаже, а попросту - об уничтожении Сухаревой башни. Лишь недавно стали доступными документы, свидетельствующие, что в принятии решения о сносе Сухаревой башни непосредственно участвовал И. В. Сталин. В частности, в сентябре 1933 года он писал Л. М. Кагановичу: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны». В июне 1934 года замысел властей свершился - Сухарева башня перестала существовать. Вот что писал о тех днях В. А. Гиляровский в письме, адресованном дочери: «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом». Это описание В. А. Гиляровский дополнил собственными стихотворными строками:

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу ее я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею...

Благодаря действиям нынешних московских властей, направленным на возрождение исторической памяти, запечатленной в старомосковских топонимах, на карте столицы и в нашем речевом обиходе вновь существует название Сухаревская площадь. Но я думаю и о другом. За последние несколько лет в Москве были восстановлены архитектурные памятники, служившие украшением столицы и теснейшим образом связанные с самим понятием «Москва», - храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо в Кремле. Хочу надеяться, что мы, москвичи, так же сможем вернуть нашему городу, свои потомкам и Сухареву башню.

Сухарева башня - невеста Ивана Великого
"...На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться".- писал о Сухаревой башне в 1834 году Лермонтов.

С Сухаревой башней связано много легенд. Пожалуй, самая первая относится ещё к дате её постройки. Доподлинно неизвестно что именно послужило причинной построить башню именно в этом месте, дать ей такое имя и придать такие чудные для русской архитектуры формы.
Согласно распространенному мнению Петр построил башню в подарок сухаревскому стрелецкому полку, за то, что он поддержал его во время памятного бунта. Но, с другой стороны, полковник Сухарев был не единственным, кто встал на сторону князя, и Петр уже щедро одарил верный полк (что не помешало ему расформировать его через несколько лет) и дал денег на ремонт полковой церкви Троицы в Листах, расположенной по соседству с будущей башней. По другой версии Петр, спасшийся из Свято-Троицкой обители, решил таким образом ознаменовать свое избавление от грозившей ему опасности, и сделать на московской дороге, которая вела в лавру, роскошный монументальный въезд в город на голландский манер.

Кстати сам император изначально башню назвал "Сретенской по Земляному городу", а Сухаревой она стала называться уже после смерти Петра.
Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах архитектором М.И. Чоглоковым на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. По легенде активное участие в её проектировании принимал сам Петр I, а по другой версии архитектором башни являлся Франц Лефорт. Сама же башня должна была олицетворять корабль с мачтой. Галереи второго яруса представляли верхнюю палубу, восточная сторона - нос, а западная - корму.

Первоначально башня представляла собой двухэтажные палаты со сквозным проездом и трехъярусной башней над ними. Но Петр оказался недоволен. Существует теория, что за основу башни взята ратуша одного из европейских городов, но, то ли Российский император оказался разочарован результатом, то ли причина была в том, что Петр решил в башне основать навигационную школу (а для этого требовались классные комнаты) и обсерваторию для своего "придворного колдуна" Якова Брюса. Так это или нет, но и после поездки в Западную Европу решили башню перестроить, что и было осуществлено в 1698-1701 годах. Каменные палаты обзавелись третьим ярусом, а башня ещё двумя этажами. Таким образом, она стала самым крупным светским знанием в России, её высота теперь превышала шестьдесят метров, а москвичи стали ласково называть "невестой Ивана Великого".

Это была удивительно красивая башня. В то время оборонительные сооружения уже потеряли своё первостепенное назначение, и башня была лишена каких либо фортификационных элементов. Стены третьего яруса были украшены множеством парных окон с затейливыми наличниками, а широкая лестница вела на так называемое гульбище вокруг второго и третьего ярусов.

Сухареву башню, также как и Спасскую и Троицкую украсили часами и двуглавым орлом. Правда, орел был несколько необычным, в его лапах были зажаты молнии. По легенде, за день до вступления Наполеона в Москву, над башней откуда-то появился ястреб с опутанными веревками лапами и запутался в крыльях орла. Ястреб долго бился, пытался вырвать и только к вечеру умер. Народ воспринял это как предзнаменование, что и оккупанты запутаются в крыльях русского орла.

Часы тоже были необычные. Это были куранты с неподвижной стрелкой и вращающимся циферблатом. К сожалению, они были устаревшей конструкции и просуществовали на башне недолго. Почти два века башня существовала вообще без часов, новые куранты были установлены только в 1899 году на четвертом ярусе башни и значительно выше того места, где они располагались при Петре.


Чернокнижник и башня
Все самое мистическое и таинственное, что связано с именем Якова Брюса относится к Сухаревой Башне. То же высказывание верно и наоборот.
Считается, что Яков Брюс подтолкнул Петра к идее создания в Сухаревой башне "Школы навигационных и математических наук", а значит, возможно, и к перестройке башни. Но, так или иначе, башня вскоре была перестроена и школа открылась. Это было первое в России высшее светское специальное учебное заведение и именно оно дало стране первых, мореплавателей, инженеров, архитекторов и геодезистов. Притом учились в ней представители самых разных сословий, а преподавал сам Яков Брюс. На самом верху башни "чернокнижник" устроил обсерваторию для наблюдения за звездами и планетами. Школа находилась в башне с 1701 по 1715 год, пока не была перенесена в Санкт-Петербург.

В башне проходили встречи Нептунова общества, в которое кроме самого Якова Броса входили Петр I, Лефорт, Меньшиков, Шереметьев, Голицин. На деле это было скорее тайный совет, но москвичи верили, что немцы в башне занимаются всякими непотребствами, колдуют. А сам Брюс по ночам летает над городом на железной птице (кстати, если верить всё тем же легендам, то первые самолеты делались именно на основе чертежей, оставшихся от знаменитого "чернокнижника"), умеет превращать свинец в золото, а старца снова сделать молодым.
Хранилась в башне и знаменитая Черная книга, которая давала своему обладателю власть над миром. Перед смертью Яков Вилимович успел её замуровать, то ли в стены башни (согласно одной из версий именно поиски Черной книг вынудили коммунистов буквально по кирпичику разобрать башню), то ли в её основание (тут поиски различными авантюристами продолжаются до сих пор). Если верить людской молве, то где-то в переходах под Сухаревой башней замурована и не менее знаменитая библиотека Ивана Грозного

Работал Брюс и над эликсиром бессмертия. Изначально разрабатывался он для Петра I, но Брюс по каким-то непонятным причинам приберег его для себя. Согласно завещанию, после смерти следовало обрызгать его тело "живой" водой, но доверенный слуга очень волновался и разбил флакон с драгоценной жидкостью. Только несколько капель попали на руку Брюса. Вроде всего лишь красивая сказка? Тогда почему, когда вскрыли могилу Брюса в двадцатых годах прошлого века, одна рука его оказалась нетленной?

После Брюса
Как при жизни Якова Брюса Сухарева башня была окутана сетью загадок и тайн, так после его смерти она растеряла почти всю свою таинственную привлекательность. Нет, легенды остались, но почти все они относились к петровской эпохе. Пожалуй, последняя и самая главная тайна связана с гибелью башни. Но об этом позже.

Не смотря на то, что навигационную школу перевели в Санкт-Петербург, башня осталась в ведомстве Адмиралтейства. Вплоть до 1752 года в ней размещалось подготовительное училище для петербургской Морской академии. Затем в башне расположились судебные палаты и адмиралтейские конторы, склад для имущества Балтийского флота.

После войны 1812 года около Сухаревой башни возник знаменитый Сухаревский рынок. Эта площадь и раньше, ещё в допетровские времена, служила местом торга, но тогда торговали крестьяне нежелавшие платить въездные пошлины.

Отцом Сухаревского рынка можно смело назвать московского градоначальника графа Ростопчина. После войны в разоренном городе возникла жуткая неразбериха с собственностью и многие бросились искать свои пропавшие вещи. Ростопчин издал указ, согласно которому: "все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет". И повелел свободно торговать ими, но только по воскресеньям до сумерек и только на площади у Сухаревой башни. Рынок прижился, хотя поначалу торговали на нем в основном крадеными вещами. Обстановка в городе постепенно стабилизировалась и на рынке появились различные торговые ряды.


Один из путеводителей того времени подробно описывает, как жил Сухаревкий рынок: "С самого утра, а часто и накануне воскресенья на площади идут приготовления к торгам: вбивают колья, навешивают на них холщовые крыши, разбивают палатки и балаганы, устанавливают лавки и раскладывают на них товар. Еще до окончания обеден эта площадь наполняется народными толпами. При входе на рынок развешаны ситцы, далее раскинуты балаганы с обувью, затем уж идут ряды со всевозможными костюмами, далее галантерейные товары. Правее выставлена мебель и простая, и комфортабельная, и новая, и леченая. Одним словом, на Сухаревке можно обуться и одеться, наесться и даже сладко дремотно выспаться на пружинных диванах или на навале перин, набитых мочалками, под баюканье людского говора, канареечных, свистящих органчиков, гуслей, самогудов и беспрестанных предупредительных звонков конки... Торг у Сухаревой башни продолжается до сумерек, в продолжение всего этого времени там беспрерывно бывает прилив и отлив народа всякого звания".

С 1828 и почти до конца девятнадцатого века Сухаревой башне пришлось послужить водонапорной. В ней были размещены чугунные резервуары знаменитого Мытищинского водопровода до тех пор, пока не были построены Крестовские водонапорные башни гораздо большей вместимости.

В течение следующих двух десятков лет в башне размещались магазины и склады, городской архив и квартиры для городовых, электротрансформаторная установка и телефонный узел, а также различные конторы. Некоторые помещения пустовали и долго не ремонтировались, но внешне Сухарева башня выглядела вполне респектабельно, а территория вокруг нее была замощена и освещена.

После революции в 1920-1925 годах башня была отремонтирована, и в ней открылся Московский коммунальный музей. Толпы москвичей потянулись в башню, но их скорее интересовало окутанное легендами величественное сооружение, где обитал дух "чернокнижника" Брюса, чем скудная экспозиция.

Сухаревский рынок после революции вновь стал одной из криминальных точек столицы и советские власти поставили вопрос о срочной его ликвидации, но грянул НЭП. В 1925 году рынок в целях расширения движения и борьбы с антисанитарией был переведен в "Гефсиманское подворье", а через несколько лет и вообще ликвидирован.

В 1933 году в одной из газет промелькнула заметка о том, что башня якобы мешает движению и её решено ломать. Многие архитекторы и общественные деятели буквально завалили Сталина прошениями и проектами, которые позволяли расширить движение, не нанося непоправимого вреда башне. Но это уже не имело никакого значения, вождь пролетариата обвинил архитекторов в "слепости и бесперспективности" и через полгода, в ночь с 13 на 14 апреля 1934 года, приступили к разборке башни.

Разбирали башню осторожно, по кирпичику. Именно это и послужило основой легенды о том, что Сталин искал Черную книгу. Говорят, что какие-то книги в стенах башни всё же нашли, но сама Черная книга так и осталась ненайденной.
Пожалуй, ярче всего и острее отношение москвичей к разрушению башни отражено в стихах Гиляровского:

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу ее я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею...

Это был выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, сооруженный по инициативе Петра I. Сухарева башня простояла в Москве с 1695 по 1934 год. При ее уничтожении она была буквально разобрана по кирпичику, в башне явно что-то искали и разыскиваемое, скорее всего, было связано с загадочной личностью Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В честь Лаврентия Сухарева

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Ее возвели на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города, на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Свое название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, которому царь Петр I был очень обязан. Когда Петр I в 1689 году сбежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, именно стрелецкий полк Сухарева защитил его. Этот полк охранял Сретенские ворота, в знак благодарности царь приказал снести старые ворота и вместо них возвести новые, каменные, с часами. После перестройки ворота в центре украсила высокая, увенчанная шатром башня, чем-то похожая на западноевропейскую ратушу.

В целом, как считают архитекторы, стиль Сухаревой башни представлял собой некий «сплав» ломбардского и готического стилей. Как и Спасскую башню Кремля, Сухареву украшали часы. Ее высота составляла около 64 метров. Более 200 лет она оставалась не только украшением Москвы, но и одной из главных доминант города. Венчал башню двуглавый орел, причем довольно необычный, ведь его лапы окружали стрелы; по мнению некоторых исследователей, они
могли символизировать молнии.

Башню строили на века, а может, и на тысячелетия; во всяком случае, до нашего времени она достояла бы без проблем. Как отмечают специалисты, она отличалась колоссальной прочностью, залогом которой являлся очень глубокий фундамент. В Сухаревой башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1612 года. В народе к башне было двойственное отношение: одни ласково называли ее «невестой Ивана Великого» (речь идет о колокольне Ивана Великого), другие с опаской - Башней колдуна.

Сохранилось описание Сухаревой башни, которое дал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году в «Панораме Москвы»:«… На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться».

Под руководством архитектора А. Л. Обера в 1870-е годы прошла реставрация башни, а в период 1897-1899 годов ее отремонтировали. Следующий ремонт отложили из-за войны с Германией. В 1919 году прошла очередная реставрация башни под руководством архитектора З. И. Иванова, который также подготовил проект перестройки ее под музей. Но 1934 год стал для башни роковым - ее разобрали до основания.

Гибель уникального памятника

Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах», - так писал о башне Юрий Олеша. Однако красота башню не спасла. 17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», где сообщалось, что 19 августа строительные организации приступят к сносу сооружения и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь в связи с ее реконструкцией. 28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в нем они указывали на ошибочность такого решения. Они писали: «Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Аналогичное письмо в тот же день было отправлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(6) Л. М. Кагановичу. 4 сентября тот на совещании московских архитекторов-коммунистов свел спор о башне к ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - заявил он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты-архитекторы атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?»

Такая постановка вопроса должна была сбить волну осуждения по поводу сноса Сухаревой башни, ведь получалось, что выступающие за ее спасение в своем роде попадают в лагерь реакционеров. Их спасало лишь отсутствие принадлежности башни к церковной архитектуре. Однако Каганович все же согласился приостановить разрушение башни и дать им время составить проект реконструкции. Он сказал, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу
движения».

Увы, Сталин почему-то явно нацелился снести башню. 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, а также авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они просили остановить разрушение архитектурного шедевра.

22 апреля 1934 года Сталин так ответил на их просьбу: «Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню - получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчество, чем Сухарева башня; жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И. Сталин».

В ночь на 11 июня 1934 года снос знаменитой Сухаревой башни был полностью завершен. Один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранен и перенесен в филиал Государственного музея архитектуры, находящегося тогда в Донском монастыре. Его вмуровали в аркаду монастырской стены, там он находится и сейчас, однако доступ к нему ограничен. А вот часы, снятые с Сухаревой башни, можно увидеть на башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.

Верный сподвижник Петра

Почему Сталин не откликнулся на просьбу столь большого количества выдающихся деятелей культуры и все-таки настоял на деконструкции башни? Некоторые исследователи предполагают, что при сносе он хотел что-то найти и это что-то было связано с именем Якова Брюса, ближайшего сподвижника Петра I, которого считают фигурой не менее загадочной, чем французский прорицатель Мишель Нострадамус.

Шотландец нашел себя на службе у русских царей. Он был военным, политиком, дипломатом, инженером, математиком, топографом, астрономом, астрологом, знахарем и, как уверяли его современники, самым настоящим колдуном. В последнее, говорят, верил даже царь Петр. Знакомство Брюса и Петра I началось еще в потешном войске, в которое записался 16-летний шотландец. С тех пор Брюс часто сопровождал царя в поездках по стране и Европе, он был крепок в пьянстве и загуле, мог поддержать компанию Петру, который в молодые годы не отличался примерным поведением.

Яков Брюс дослужился до чина генерал-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году даже получил титул графа. При этом, обладая живым умом и тягой к знаниям, Брюс стал одним из наиболее образованных людей своего времени. Он свободно владел несколькими европейскими языками, увлекался астрономией и астрологией, математикой и химией, ботаникой и медициной. Здесь перечислена только часть его научных интересов, их круг был необычайно широк.

В 1709 году был издан знаменитый «Брюсов календарь». Представляете, в нем был астрологический прогноз на 100 лет вперед! В календаре можно было найти прогнозы о самых различных грядущих событиях, начиная от погоды и урожаев и кончая войнами и миром. Там же содержались и полезные советы, в какие дни лучше заключать браки или отправляться в плавание.

Тайна «Черной книги»

Конечно, больше всего разговоров ходило о чародействе Брюса. Его необычные в те времена занятия вызывали много слухов. Например, поговаривали о том, что Брюс создал в Сухаревой башне для домашних работ механическую куклу-служанку необыкновенной красоты. Она делала уборку в комнатах, готовила еду, подносила хозяину кофе. Брюс упорно пытался сконструировать для нее какое-нибудь приспособление, чтобы она смогла говорить, но это ему не удалось. Механическая кукла выглядела настолько естественно, что в нее даже влюблялись молодые аристократы.

Простолюдины звали Брюса колдуном и были уверены, что в ночное время у него на башне собирались черти, упыри и прочая нечисть. Якобы в полнолуние к колдуну на башню прилетал настоящий дракон, на котором Брюс совершал полеты над спящим городом. Скорее всего, москвичей пугало светящееся каждую ночь окно на самом верхнем этаже башни, где Брюс устроил для себя обсерваторию. Наблюдение за звездным небом в те времена было в диковинку, вот и списывали эти ночные бдения на общение с нечистой силой.

Впрочем, это не самое интересное. Согласно ходившей в то время легенде, в Сухаревой башне хранилась «Соломонова печать» на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. Владевший перстнем получал немалые возможности; «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратишь, все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…»

Самой же большой тайной Брюса до сих пор считается его магическая «Черная книга». Шотландца звали чернокнижником и говорили, что эта книга давала ему не только власть, но и тайные знания. Ходили слухи, что Брюсу удалось разыскать легендарную библиотеку Ивана Грозного, с ней ему и досталась «Черная книга». Библиотеку он якобы надежно спрятал в подземельях Сухаревой башни. Ну а в народе автором таинственной книги считали самого сатану и называли ее «Библией черта».

По другой версии, «Черная книга», написанная волшебными знаками, когда-то принадлежала премудрому царю Соломону. В ней якобы были описаны судьбы всех людей на земле. Книга являлась заговоренной, поэтому только Брюс мог взять ее в руки, при попытке других она таяла в воздухе. Якобы эту книгу хотел полистать Петр I, но она так и не далась ему в руки, хотя Брюс присутствовал при этом. Чувствуя приближение смерти, Брюс замуровал «Черную книгу» в тайной комнате где-то в Сухаревой башне. На нее он наложил «магический замок» (особое заклятие), не позволяющий найти книгу посторонним людям, желающим узнать изложенные в ней тайные знания.

Самую масштабную попытку найти легендарную книгу предпринял Сталин. В результате в 1934 году Сухарева башня была разобрана буквально по кирпичику, в то время как другие сносимые здания просто взрывали. Причем разборка башни шла под бдительным оком Лазаря Кагановича. Стоит отметить и тот факт, что как людей, так и машины, покидающие объект, тщательно обыскивали сотрудники НКВД. Было сделано все, чтобы не допустить утечки каких-либо находок, обнаруженных в башне. Есть свидетельства, что различные находки все-таки были, но «Черная книга» среди них отсутствовала.

Ходили упорные слухи, что Лазарь Каганович, наблюдавший за уничтожением уникального архитектурного памятника, рассказал Сталину о высоком худом человеке в старинном парике, который из толпы погрозил ему пальцем, а потом словно растаял в воздухе. Скорее всего, это был сам Яков Брюс…

4116