Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Донской монастырь - стены, храмы, горельефы. Донской монастырь. Горельефы Храма Христа Спасителя

Донской монастырь - стены, храмы, горельефы. Донской монастырь. Горельефы Храма Христа Спасителя



Посетив в середине мая Донской монастырь, я узнал, что большую часть его территории занимает некрополь, который возник в конце XVII века. Спустя 100 лет в "Истории Государства Российского" Н.М.Карамзина этот некрополь упоминается, как главное кладбище богатого купечества и элиты русского дворянства в Москве.

На официальном сайте http://www.donskoi.org/ отмечено: «На памятниках Донского некрополя можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Грушецкие, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены выдающиеся писатели и поэты, архитекторы и ученые… ». Однако в советское время к купеческим и дворянским фамилиям в некрополе присоединились совершенно другие люди - невинные жертвы террора, царившего в годы сталинизма.

Вот, что написано в исторической справке «Некрополь Донского монастыря»: «К 1927-му году находящийся на территории монастыря храм преподобных Анны Кашинской и Серафима Саровского был переделан под крематорий, в котором с 1934-го года и до начала 1950-х годов кремировали расстрелянных жертв сталинских репрессий. При этом, скорее всего, их прах был захоронен рядом с крематорием на кладбище, однако явных доказательств этому факту не обнаружено и по сей день ».

Во многих источниках Донской монастырь также называют «Архитектурным кладбищем», и тому есть своя причина. В частности, в монашеской обители были спрятаны разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. В 1967 году ворота были вывезены из монастыря и установлены на Кутузовском проспекте.

Я нашел на сайте http://www.donskoi.org/ следующую информацию: «…в советское время обители приходилось хоронить не только человеческий прах, но также и скрывать в своих стенах памятники разрушенной Москвы. Еще до отечественной войны в монастыре располагался музей русской архитектуры, в который свозили все фрагменты уничтоженных советской властью памятников старины. Как свидетельство разрушения города в северной стене помещены наличники церкви Успения Божией матери на Покровке и Сухаревой башни, а в восточной - горельефы храма Христа Спасителя ».


Чудом сохранившиеся в Донском монастыре горельефы взорванного храма Христа Спасителя произвели на меня неизгладимое впечатление. Сейчас на месте мраморных горельефов в восстановленном храме красуются произведения Зураба Церетели, несравнимые с шедеврами мастера А.В.Логановского, создавшего уникальные скульптурные композиции в 1847- 49 г .г.

К счастью, в Донском монастыре сохранились не только отдельные фрагменты горельефов храма Христа Спасителя, но и целые скульптурные панно А.В.Логановского.

Впечатляет размах и мастерство скульптора, который отразил библейские сюжеты столь реалистичным образом. Каждый герой в горельефах А.В.Логановского - это живой человек со своим характером, костюмом, социальным статусом, жестами, эмоциями и индивидуальным выражением лица. Все персонажи горельефов словно замерли на миг и вот-вот оживут...



Не менее интересные горельефы создал А.В.Логановский по сюжетам древней истории Руси. На своем очередном панно скульптор отобразил сразу нескольких исторических персонажей, о которых на Руси слагали легенды и чей героический образ до сих пор жив и почитаем.

Меня удивили выражения лиц героев горельефа. Скульптору удалось так реалистично отобразить черты лица каждого исторического персонажа, словно он знал этих людей в жизни и создавал свои шедевры с живой натуры.

Вот такие шедевры скрыты от посторонних глаз в восточной стороне Донского монастыря. Горельефы вмонтированы в крепостную стену монашеской обители, и большая часть скульптур закрыта ветвями и кронами деревьев, высаженных прямо у стены. Поэтому заметить столь огромные скульптурные панно непросто. Многие посетители монастыря проходят мимо горельефов, не замечая их, и углубляются в изучение надгробных памятников некрополя. А ведь горельефы с храма Христа Спасителя являются жемчужиной архитектурной коллекции Донского монастыря, способной завладеть вниманием и удивить любого человека.

Храм Христа Спасителя взрывали в 1931 году. Оставшуюся после взрыва мраморную крошку сыпали на дорожки в парке Сокольники, бронзовый декор оставил след в московском метро, а вот уличные скульптуры – горельефы – до сих пор хранятся на территории Донского монастыря, абсолютно забытые государством. Корреспондент АиФ.ru выяснял, почему памятники с прежнего Храма Христа Спасителя пылятся на задворках.

Снос Храма Христа Спасителя в Москве 05.12.1931

Старинные горельефы - фрагменты наружного украшения старого Храма - до сих пор хранятся на территории Донского монастыря. Они вмонтированы в крепостную стену монашеской обители, и прячутся за деревьями, высаженными у ограды. Раньше они украшали стены самого знаменитого храма страны, сейчас - вмонтированы в небольшие ниши. Не в небе, как раньше, а недалеко от земли - так, что каждый посетитель монастыря может подойти, потрогать. Туристов здесь много, отношение разное: кто-то успел покрасить ноготь на ноге одной из скульптур.

Некоторым фрагментам не нашлось места и в стенах. «Красивейшие скульптуры из белого мрамора стоят, запорошенные снегом, в непогоду -забрызганные грязью. Да, за ними стараются следить работники Донского, но я одного не понимаю -предмет искусства такого масштаба и красоты не интересует чиновников от культуры?» - пишут на многочисленных форумах гости монастыря. Памятники нуждаются в реставрации, без нее мрамор становится более уязвимым для внешних угроз. Столетия назад и воздух был чище: в окружающей среде таилось гораздо меньше опасных выбросов.

По проекту, на Храме Христа Спасителя - 48 горельефов. Они изображают просветителей Христовой веры, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск в войне 1812 года. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.

Втоптать все в грязь

«Это крупицы былой славы, былой красоты, - рассказывает Олег Стародубцев, заведующий кафедрой Церковной истории Сретенской духовной семинарии, - посмотрите, как проработана каждая деталь - до морщинки, до ногтя на пальце. Это сейчас мы имеем возможность все это разглядеть, а ведь тогда они находились на приличной высоте. Но работа проделана фантастическая».


Горельефы с взорванного храма спасли чудом. В июле 1931го года святыню обнесли забором, в декабре - взорвали, но за это время кто-то успел вывезти ценные фрагменты на территорию Донского монастыря, который уже тогда был закрыт. Во времена, когда церковь была под запретом, поступок был смелым. Историки предполагают, что это сделал Алексей Щусев - академик архитектуры, автор генплана советской Москвы и проекта Мавзолея. Советская власть благоволила Щусеву и он мог использовать личный авторитет для спасения фрагментов Храма. А уже через три года, на территории Монастыря начали создавать Музей Архитектуры, где нашли приют многие осколки и фрагменты разрушенных храмов, церквей, старинных «буржуазных» построек. Все это покоилось на территории вместе с шалашами папуасов и фрагментами советского искусства - в музее ценилось разнообразие экспонатов.

«То, что удалось спасти хоть что то, большая удача. Советской власти была цель - втоптать все в грязь. Храм Христа Спасителя - это памятник победе русского оружия, былому патриотизму. Там внутри были плиты, на них золотыми буквами выбиты имена каждого отличившегося в Отечественной войне 1812 года, вплоть до низших чинов, если они действительно совершили подвиг, - рассказывает Олег Стародубцев. -Эти плиты потом пошли на электросчетчики, на лавки для бань, …. Историю сохранили так. Это вопрос политический, храм был слишком весомым, слишком много говорил о памяти русского народа об Отечественной войне. А историю начинали с нуля».

В 1991 году московские власти передали территорию Донского монастыря Русской православной церкви, и все экспонаты вывезли. Остался только знаменитый некрополь - здесь можно найти могилы Солженицына, Деникина, государственных деятелей прошлых веков - и горельефы.

Возрождение Храма

Спустя три года разрушенный Храм Христа Спасителя начинают воссоздавать заново. Один из первых вопросов, который встает перед создателями - что делать с сохранившимися фрагментами. Мэр Москвы Юрий Лужков предложил использовать их при строительстве - провести реставрацию, встроить в концепцию нового Храма. Такие поручения он отдавал специальной комиссии еще в 1997 году. Однако руководитель проекта воссоздания художественного облика - Зураб Церетели - от этой идеи отказался.

«Прошлый храм строили десятилетиями, мы подняли его всего за 2, 5 года, - вспоминает Церетели. - Мы использовали самые новые технологии, чтобы усовершенствовать его - с дверью, которую раньше могли открыть только девять человек, теперь легко управлялся один. Стены с фресками, которые раньше страдали от холода, защитили с помощью специальной воздушной прослойки внутри - чтобы роспись сохранялась как можно дольше».

Мраморные горельефы с территории Донского в реконструкцию не взяли - вместо них Зураб Церетели предложил копии из бронзы. «Бронза - материал вечный, для скульптора он идеален, белый мрамор в наших условиях быстро темнеет, страдает от коррозии. Бронза - материал на века», - говорит президент Российской Академии художеств.

Критики скульптора считают это слишком явным отходом от оригинала. Многие искусствоведы сохраняют нейтралитет, говорят: время такое. «Конечно, белый мрамор создает совершенно другой облик, он символизирует чистоту, легкость. Бронзовые горельефы диссонируют, цвет тяжелый, желтый, - комментирует искусствовед Татьяна Бажутина. - Но все делалось быстро, в сжатые сроки, поэтому получилось, как получилось».


«Посмотрите на эти лики, - говорит Олег Стародубцев, - какое величие, какая духовность, запечатленная в камне. После Отечественной войны его строили как храм памяти, когда народное воодушевление было так высоко, что купцы выстраивались в очередь с целым обозами кирпича, чтобы отдать его бесплатно, а комиссия оценивала его качество, и при малейшей претензии обозы отсылались обратно. Было воодушевление, был ответ русского духа! Современный храм - совсем другая история, и сравнивать - не нужно. Другие исторические условия. Те художники, которые работали над новым, выросли в советское время: плакатная живопись, „весь мир до основания мы разрушим“, и вдруг нужно сделать такое. А как? Где образ, где пост, где молитва? Почему там, на старых горельефах, такие совершенные лики? Потому что все через сердце. Россия восстанет, но не сразу, нельзя требовать многого».

Частицы истории

Татьяна Бажутина отмечает, что опыт использования подлинных фрагментов в России есть - например, Триумфальная арка, которая сейчас установлена на Кутузовском проспекте. В Европе подобная практика распространена достаточно широко. Но с горельефами - сложнее. Во-первых, они числились как музейные экспонаты, и изъятие их из фондов могло занять много времени. Еще одной из причин, по которым фрагменты старого храма не использовали в новосозданном, было их состояние. «Они несколько лет пролежали во дворе монастыря, на открытом воздухе, на земле, несколько лет. Только после войны их вмонтировали в восточную стену. Естественно, их состояние сильно ухудшилось, не все дошло до нашего времени в первозданном виде».

Татьяна Бажутина с коллегами подавали заявку, предлагали властями выделить средства на реставрацию горельефов на территории Донского монастыря, но в программу этот проект так и не включили.

Сейчас горельефы, которые после переезда музея остались на территории монастыря, принадлежат церкви, поэтому не получают поддержки ни у министерства культуры, ни у московских властей. Их содержат, чистят и реставрируют сотрудники монастыря, средства на это получают с пожертвований.

«Нас иногда упрекают, почему вы ничего не делаете, но где мы возьмем деньги? - замечает Олег Стародубцев, который также работает помощником наместника Донского монастыря по историко-архитектурной работе. - Понятно, что в центре Москвы монастырь не будет заброшен никогда. У нас молодой, энергичный отец-наместник, к нам приходят добровольцы, которые за свой счет предлагают восстановить что-нибудь из исторического наследия. Так, все вместе, пытаемся сберечь частицы истории».

Вехи истории храма Христа Спасителя: к годовщине освящения


Ровно 130 лет назад – 7 июня 1883 года (26 мая по старому стилю) – в Москве был освящён храм Христа Спасителя . Строился он почти полвека, ещё через полвека был взорван и восстановлен только к 2000 году. Что ещё известно о главном соборе Русской православной церкви?

Как создавался храм?

История храма Христа Спасителя начинается с Высочайшего Манифеста о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа, который подписал император Александр I в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Сама идея возведения храма принадлежала генералу армии Михаилу Кикину .

Был устроен конкурс на лучший проект храма, в котором участвовали многие известные в то время архитекторы. В результате победил проект архитектора Александра Витберга .

Первоначально храм заложили на Воробьёвых горах в 1817 году, однако строительству помешали подземные ручьи и непрочность почвы. После смерти Александра I работы в этом месте были прекращены.

Император Николай I утвердил новый проект архитектора Константина Тона и выбрал для храма другое место – на берегу реки Москвы, где он и стоит сейчас. Тогда на этом месте находились Алексеевский монастырь и церковь Всех святых. Они были разрушены, а монастырь перевели в Сокольники.

Торжественная закладка храма состоялась в 1939 году. Строился храм Христа Спасителя около 44 лет. Средства на строительство выделяла казна, также собирались народные пожертвования.

Над созданием храма работали многие выдающиеся художники, архитекторы и скульпторы. Роспись создавали, например, такие известные живописцы, как Василий Суриков , Иван Крамской , Василий Верещагин . Скульптуры создавали Пётр Клодт и Александр Логановский .

В результате собор высотой в 103,5 метра стал самым высоким зданием в Москве на тот момент. Также он стал самым большим в стране храмом – вмещал 10 тысяч человек.

В 1883 году собор был освящён митрополитом Иоанникием . Церемония освящения совпала с днём коронации императора Александра III . С этого момента в храме начались богослужения. Здесь проводились торжественные церемонии и отмечались всенародные праздники.

Как и почему храм был разрушен?

После революции 1917 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство храма Христа Спасителя. Братство фактически занималось содержанием храма и было призвано не допустить его закрытия. Однако же в 1922–1923 годах собор захватили обновленцы, а в 1931 году он всё-таки был закрыт.

Советская власть решила храм Христа Спасителя разрушить и построить на его месте Дворец Советов с гигантской статуей Ленина . Храм пытались разобрать, но сделать этого не удалось. В результате в 1931 году по личному распоряжению Сталина храм был взорван. Было произведено два взрыва. После первого взрыва он устоял, второй всё-таки его уничтожил.

Однако же Дворец Советов на берегу Москвы-реки так построен и не был. Вместо него в конце 1950-х на месте, где когда-то стоял храм, появился бассейн «Москва».

Как восстанавливали храм?

В 1990 году Священный синод Русской православной церкви обратился к правительству с просьбой разрешить восстановить храм Христа Спасителя. В 1991 году на месте алтаря храма появилась временная часовня, а в 1995 году состоялась торжественная закладка храма.

Во второй раз строительство шло гораздо быстрее, чем в первый. Все работы, в том числе и отделочные, были завершены уже в 2000 году.

19 августа 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол храма.

Современность

На сегодняшний день в храме Христа Спасителя проводятся регулярные богослужения, ежедневно – в нижней Преображенской церкви храма Христа, а по воскресеньям и в великие праздники – в самом храме.


Настоятелем храма является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл .

В храме находятся такие святыни, как чтимая Смоленская икона Божией Матери , икона «Спас Нерукотворный», находившаяся в храме до его закрытия, икона святителя Николая, писанная в Италии, частицы мощей апостола Андрея Первозванного и апостола Иакова .

Подлинные горельефы храма, созданные в XIX веке скульптором Логановским , на сегодняшний момент находятся в Донском монастыре.

Использованы материалы сайтов Московского Патриархата и храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя (виртуальный тур)

Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений

Раритет. Альбомы Найденова Н.А. "Москва. Соборы, монастыри и церкви"
и
"Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений" (1882-1888)

Знаменитые альбомы Найденова в одном архиве! Пожалуй, трудно найти другое собрание исторических документов об одном городе такой же ценности, выполненное силами и на средства одного энтузиаста. Дореволюционные фотографии памятников архитектуры и духовной культуры многие из которых сохранились только на этих фотографиях, потому сказанная автором фраза - первая фраза предисловия - "Цель настоящего издания состоит в сохранении на память будущему вида существующих в Москве храмов" оказалась пророческой...
Дорогостоящую съемку произвела лучшая по тем временам московская фирма "Шерер, Набгольц и К°", являющаяся поставщиком Императорского двора.
В архиве представлено кроме пяти томов(все 7 альбомов) известного издания "Москва. Соборы, монастыри и церкви" содержащего снимки соборов, монастырей, церквей, видов некоторых городских местностей, храмов Москвы и их краткое описание, ещё и вышедшее на несколько лет позднее продолжение, где автор существенно расширил тематику - под общим названием "Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений". Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья.
Особо стоит выделить виды основных московских улиц, передающих неповторимый облик Москвы конца XIX столетия. На листах этих альбомов размещены планы и изображения Кремля и Москвы XVII - XVIII веков, воспроизведенные из рукописей, с гравюр, с изображений на иконах и с чертежей. Рядом с зарисовками Олеария (1636 г.), Мейерберга (1661 г.) соседствуют прекрасные гравюры Делабарта, акварели Ф. Я. Алексеева и М. И. Махаева, а век XIX представлен, кроме того - копиями старинных чертежей и воспроизведениями общего вида утраченных или переделанных зданий, часто более красивых, чем вновь построенные.
В этой выразительной "иконографии" Москвы XVII-XIX веков современники обращали особое внимание на рисунки четырех храмов, которые были выполнены, ещё в детстве, самим Н. А. Найденовым, а также, на тот момент впервые (а как потом оказалось и вообще единственный раз) печаталась круговая панорама города - снятая еще в 1867 году с храма Христа Спасителя!
Материал, представленный в этих альбомах абсолютно бесценен, поскольку дает представление о старой Москве, ушедшей или изменившей свой облик ведь дает многим поколениям исследователей единственную возможность полностью ознакомиться с навсегда утраченным архитектурно-художественным наследием, так как после 1917 г. только в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе - 39 храмов, в Замоскворечье - 12 храмов....

2

В центре монастыря возвышается Большой ("Новый") собор Донской иконы Божией Матери. Собор заложила в 1684 г. царевна Софья, а продолжил строительство Пётр I. Среди вкладчиков монастыря - боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты - Богдан Матвеевич Хитрово, а также родственники Степана Разина, которые внесли в список людей, за которых следует молиться, Степана и Фрола Разиных, преданных анафеме.

// trof-av.livejournal.com


Справа от входа в монастырь находится братский корпус

// trof-av.livejournal.com


Большой ("Новый") собор Донской иконы Божией Матери

// trof-av.livejournal.com


Справа от Большого собора расположен Малый ("старый") собор Донской иконы Божией Матери.

Построен в 1591-1593гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. По одним свидетельствам, заказчиком собора был царь Федор Иоаннович, по другим - Борис Годунов. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников - "огненным" завершением. В 1679г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная "о 12 окнах". В 1748г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В 1948-1950гг. проводилась реставрация древнего собора. Раз в несколько лет в соборе варят миро для всех русских приходов

// trof-av.livejournal.com


Водосвятная часовня

// trof-av.livejournal.com


Больничная церковь Михаила Архангела (усыпальница кн. Голицыных). Построена в 1714-1809 (перестраивалась в 1806-09 гг. - под руководством, вероятно, архитектора И. В. Еготова). До 1990 г. в ней располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры, представлявшая работы Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и других выдающихся русских и европейских ваятелей.

// trof-av.livejournal.com


Пролом в стене (если мне не изменяет память - это квадратная башня южной стены)

// trof-av.livejournal.com


// trof-av.livejournal.com


Пристройка к больничному корпусу (со строны монастырской стены)

// trof-av.livejournal.com


Двигаемся дадьше вдоль монастырской стены против часовой стрелки. Малый ("старый") собор Донской иконы Божией Матери, за ним виднеется Большой собор

// trof-av.livejournal.com


// trof-av.livejournal.com


Квадратная башня южной стены

// trof-av.livejournal.com


// trof-av.livejournal.com


Круглая угловая юго-восточная башня

// trof-av.livejournal.com


Квадратная башня восточной стены и угловая юго-восточная башня

// trof-av.livejournal.com


Здесь, по центру восточной стены Донского монастыря, выставлены горельефы с фасада оригинального храма Христа Спасителя

// trof-av.livejournal.com


"Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями", скульптор А.В.Логановский

// trof-av.livejournal.com


"Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.", скульптор А.В.Логановский

// trof-av.livejournal.com


"Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами", скульптор А.В.Логановский

// trof-av.livejournal.com


"Встреча Давида, победившего Голиафа", скульптор А.В.Логановский

// trof-av.livejournal.com


"Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями", скульптор А.В.Логановский

// trof-av.livejournal.com


Слева от горельефов ещеодна квадратная башня и круглая северо-восточная башня

По проекту, на Храме Христа Спасителя - 48 горельефов.
Они изображают просветителей Христовой веры, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск в войне 1812 года. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.

.

Горельефы с взорванного храма спасли чудом. В июле 1931го года святыню обнесли забором, в декабре - взорвали, но за это время кто-то успел вывезти ценные фрагменты на территорию Донского монастыря, который уже тогда был закрыт. Во времена, когда церковь была под запретом, поступок был смелым. Историки предполагают, что это сделал Алексей Щусев - академик архитектуры, автор генплана советской Москвы и проекта Мавзолея. Советская власть благоволила Щусеву и он мог использовать личный авторитет для спасения фрагментов Храма. А уже через три года, на территории Монастыря начали создавать Музей Архитектуры, где нашли приют многие осколки и фрагменты разрушенных храмов, церквей, старинных «буржуазных» построек.





Встреча Давида, победившего Голиафа. Скульптор А.В. Логановский

Мариам, библейская героиня, воспевающая победу народа над врагами
скульптор А.В. Логановский



Скульптор А.В. Логановский

Девора, библейская героиня, призывающая народ к борьбе с поработителями
Скульптор А.В. Логановский

Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом на татар в 1380г.
Скульптор А.В. Логановский



Фрагменты текста http://www.aif.ru/realty/44077

На северном фасаде Храма, обращенном к Пречистенке, горельефы изображают Просветителей веры Христовой, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск.

Правый угол Храма. Горельеф "Преподобный Сергий благославляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пресвета и Ослябя".

Правая оконная арка выступа. Слева: святой великомученник Георгий. Справа: святой апостол Андрей.

Правая оконная арка выступа. Святой великомученник Георгий.

Правая оконная арка выступа. Ссвятой апостол Андрей.

В июле 2010 года Северный фасад Храма Христа Спасителя находился на реставрации.

Западный фасад Храма Христа Спасителя




Справа при оконных арках портала. Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветком в руке.

Справа при оконных арках портала. Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветком в руке.



Справа при оконных арках портала. Архангел Иегудиил с венцом в руке.




Справа при оконных арках портала. Архангел Варахиил с цветком в руке.

Левая оконная арка выступа. Слева: архангел Уриил с пламенем в руке, справа: архангел Гавриил с лилией в руке.

Левая оконная арка выступа. Архангел Уриил с пламенем в руке.

Левая оконная арка выступа. Архангел Гавриил с лилией в руке.

Большие средние врата.

Большие средние врата.

Арка больших средних врат. Четыре Ангела с распростертыми крылами, держащие над срединою арки хартию с надписью - "Господь Сил с нами" и два ангелочка.

Образ Христа Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею (диаметр 5м).



Скульптуры на Больших средних вратах.

Скульптуры на Больших средних вратах.

Левые малые врата.

Левая арка малых врат. Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест.

Правые малые врата.

Правая арка малых врат. Два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно.

Левый угол Храма. Многофигурная композиция "Помазание Соломона на царство".

Правый угол Храма. Многофигурная композиция "Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма".

Южный фасад Храма Христа Спасителя

На южном фасаде Храма, обращенном к Москве-реке, размещены изображения Святых, в дни празднования памяти которых происходили битвы в 1812 году, а так же священные изображения, которые имеют непосредственное отношение к событиям Отечественной войны.



Левая арка малых врат. Моисей.

Левая арка малых врат. Мариам.

Левая арка малых врат. Моисей и Мариам.
Левые малые врата. Автор Ф.П. Толстой, воссоздал З.К. Церетели.



Левый угол Храма. Многофигурная композиция "Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен".

Правая арка малых врат. Варак.



Правая арка малых врат. Деворра.



Арка больших средних врат. "Явление Архистратига Божия Михаила Иисусу Навину".

Правая оконная арка выступа. Слева: благоверный князь Гавриил Покровский. У святого Гавриила надпись на мече - "Чести своей никому не отдам". Справа: преподобный Варлам Хутынский.
Правый угол храма. Горельеф "Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек"

Правая оконная арка выступа. Благоверный князь Гавриил Покровский. У святого Гавриила надпись на мече - "Чести своей никому не отдам".

Правая оконная арка выступа. Преподобный Варлам Хутынский.

Правый угол храма. Горельеф "Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек".

Восточный фасад Храма Христа Спасителя

На восточном фасаде, обращенном к Кремлю, горельефы изображают святых заступников и молитвенников за Русскую Землю и ее избавителей от внешних врагов, особо чтимые иконы и картины двух важнейших событий жизни Спасителя.

Левая арка малых врат. Св. Филипп Митрополит Московский в архиерейском облачении.

Левая арка малых врат. Св. Иона Митрополит Московский в архиерейском облачении.

Правая арка малых врат. Преподобный Сергий в монашеской мантии и епитрахили.

Правая арка малых врат. Святитель Стефан Пермский в епископском облачении с хартией пермского письма.

Левая оконная арка выступа. Боярин Федор Черниговский - мученик, почиваюший в архангельском соборе.

Левая оконная арка выступа. Святой благоверный князь Михаил Черниговский - мученик, почиваюший в архангельском соборе.

Левая оконная арка выступа. Святой благоверный князь Михаил Черниговский.

Левый угол Храма. Горельеф "Рождество Христово".

Арка больших средних врат. Два Ангела, держащие Евангелие.

Арка больших средних врат. Святитель Петр Митрополит Московский в архиерейском облачении. Св. Петр держит хартию с изображением Московского Успенского Собора, позади два диакона.

Арка больших средних врат. Святитель Алексий Митрополит Московский в архиерейском облачении. Св. Алексий благословляет модель церкви Чуда Св. Архистратига Божия Михаила, позади него два диакона с рипидами.