Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Езда по встречным трамвайным путям. Можно ли ездить по трамвайным путям: правила и нюансы

Езда по встречным трамвайным путям. Можно ли ездить по трамвайным путям: правила и нюансы

Решением Верховного суда РФ от 29.09.2011 № ГКПИ11-610 пункт 9.6 ПДД признан не действующим со дня вступления решения суда в силу.

Напомним, что раздел 9 Правил регулирует расположение транспортных средств на проезжей части. Пунктом 9.6 ПДД, предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного пункта недействующим в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. В заявлении указано, что из анализа пунктов 1.1, 1.2 и 9.1 Правил видно, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.6 Правил в оспариваемой части противоречит как названным положениям Правил, так и статье 6, пункту 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и нарушает его права, гарантированные этим Федеральным законом.
В дополнении к заявлению гражданин. поддержал свое требование и пояснил, что как водитель он обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил. Однако наличие в них неопределенности создает опасность для движения, поскольку участники движения могут по-иному, чем он, воспринимать оспариваемое предписание, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Тем самым пунктом 9.6 Правил нарушаются его права на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит заявление гражданина подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). При этом в силу пункта 9.1 Правил стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2).
Из приведенных норм следует, что при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия «обгон».
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 этого Федерального закона определено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
По смыслу изложенных положений установление единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации предполагает, что регламентирующие его нормы должны согласовываться между собой и отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности. Между тем содержание пункта 9.6 Правил в оспариваемой части этим критериям не отвечает, что не позволяет признать его соответствующим требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Таким образом, ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. № 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

С ситуацией, когда требуется осуществить разворот на трамвайных путях, ежедневно сталкиваются сотни автовладельцев. Однако, как свидетельствует статистика, более трети из них не представляет, как выполнять этот маневр правильно, и лишь 20% знает о штрафах, которые может повлечь его (маневра) неверное исполнение. В этой статье мы попробуем восполнить сей пробел и расскажем:

  • Как правильно/неправильно производить разворот через трамвайные пути;
  • Про нюансы движения по трамвайным путям;
  • О штрафах, связанных с движением по трамвайным путям.

Движение по трамвайным путям

Перед тем как говорить о возможностях и запретах для водителей, связанных с трамвайными путями, хотим напомнить: манипуляции, производимые вами на трамвайных путях не должны создавать проблем другим участникам дорожного движения!

Теперь рассмотрим, что конкретно нам разрешено правилами дорожного движения. Согласно пункту 9.6, допускается движение (если остальные полосы попутного направления заняты) и поворот налево с трамвайных путей попутного направления , если это не противоречит п. 8.5. ПДД. При этом они должны быть распложены слева от полосы движения автомобиля и находятся с проезжей частью на одном уровне. Опережение по попутным трамвайным путям (не путать с обгоном) также допускается.

Движение по трамвайным путям запрещено

С подобной ситуацией вы можете столкнуться, если:

  1. Трамвайные пути расположены по правую сторону относительно полосы движения, что ре редко встречается в городах, где трамвайное движение имеет место быть.
  2. Трамвайные пути расположены выше/ниже проезжей части. В этом случае они выступают в качестве разделительной полосы, выезд на которую строго запрещен.
  3. Трамвайные пути являются встречными для движения автомобиля. Выезд на встречные трамвайные пути может грозить лишением прав.
  4. Разворот запрещен дорожной разметкой (1.1, 1.2.1 и 1.3) или дорожными знаками (3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4)
  5. Разворот запрещен п. 8.11 ПДД, в таких местах, как:
    • Железнодорожные переезды;
    • Места, видимость дороги в которых не превышает 100 м;
    • Места, предназначенные для остановки автобусов, трамваев и иных маршрутных транспортных средств;
    • Мосты, путепроводы, эстакады (в т.ч. и под ними);
    • Пешеходные переходы;
    • Тоннели.

Поворот на путях

Допустим, вам необходимо произвести пересечение трамвайных путей, дабы начать осуществлять движение в противоположную сторону от текущего. Это действие и будет считаться разворотом. Выполняться оно может по-разному. Многое зависеть будет от того, находится автомобиль на перекрестке или вне него.

На перекрестке

Рассмотрим ситуацию, когда трамвайные пути позволяют трамваю выполнить любой маневр, будь то движение прямо или поворот налево/направо. Если в вашем случае на перекрестке трамвайные пути соединяют лишь некоторые направления, то правила проезда для вас значительно упростятся.

Итак, проезжая часть, по которой вы подъезжаете к перекрестку, разделена трамвайными путями, находящимися на одном уровне с ней. Можно ли разворачиваться на трамвайных путях, в данном случае? Согласно пунктам 8.5 и 9.6. ПДД вы можете (а иногда и обязаны) выехать на трамвайные пути для осуществления разворота. Однако ваш маневр не должен противоречить дорожным знакам 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметке 1.18. Кроме того он не должен создавать затруднения другим участникам дорожного движения.

Что касается взаимоотношений водителей автомобилей и трамваев на регулируемых перекрестках, то они подробно описаны в п. 13.6 ПДД, где говорится, что:

В ситуации, когда сигналы светофора/регулировщика одновременно разрешают движение трамваю и другим безрельсовым транспортным средствам, трамвай всегда будет иметь преимущество, независимо, в каком направлении он осуществляет движение. Однако если движение осуществляется в направлении стрелки, которая была активирована в дополнительной секции единовременно с красным/желтым сигналом светофора, трамвай обязан уступить дорогу транспортным средствам, что движутся с других направлений.

Отметим, что мы описали лишь общие правила разворота на трамвайных путях, т.к. комбинаций, в зависимости от положения трамвайных путей, жестов регулировщика и т. д, можно насчитать сотни. Если у вас возникли вопросы или имеются уточнения относительно них, то добро пожаловать в комментарии.

Вне перекрестка

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка должен осуществляться следующим образом:

  1. Убедитесь, что трамвайные пути расположены по левую руку от вас и не находятся выше проезжей части, описанные выше ограничения (разметка, запрещенные для разворота места и т. д) отсутствуют.
  2. Уступите дорогу попутным трамваям и перестройтесь на трамвайные пути попутного направления.
  3. Включите поворотник и, попутно следя за движением трамваев в обоих направлениях, осуществите разворот. Встречные трамваи также необходимо пропустить.

Наиболее распространенные ошибки при проведении разворота:

  • Разворот производится с проезжей части, а не с трамвайных путей . Хотя за такой маневр законодательно ответственности не предусмотрено, вы значительно повышаете вероятность возникновения аварийной ситуации. В то время как вы начнете разворот, вы рискуете совершить столкновение с автомобилем, движущимся по трамвайным путям.
  • Разворот производится со встречных трамвайных путей . Здесь имеет место грубое нарушение п. 9.6. ПДД, а именно: «выезд и движение на трамвайные пути встречного направления».
  • При выезде на трамвайные пути встречного направления транспортное средство оказалось не перпендикулярно им (путям) . В данном случае, маневр может быть представлен сотрудниками ГИБДД в качестве выезда на трамвайные пути встречного направления, и повлечь за собой штраф.
  • При развороте по левую сторону относительно движения припаркованы машины. В данном случае поворот стоит начинать, когда «носы» вашей машины и припаркованного автомобиля находятся на одной линии, подобная постановка, в условиях ограниченного пространства, позволит избежать столкновения с припаркованными транспортными средствами.

Видео: Правильный и неправильный разворот с трамвайных путей

Штрафы, связанные со въездом на трамвайные пути

Число ДТП, участниками которых становятся трамваи и автомобили, с каждым годом лишь увеличивается. В 95% случаев виновником аварийной ситуации признается водитель, находящийся за рулем машины, т. к. выезжая на трамвайные пути, он обязан не создавать помех движению трамвая. Случаи, когда вина лежит на водители трамвая (который, например, осуществлял движение при запрещающем сигнале светофора), тоже встречаются, но их количество не превышает 5% от всех случаев.

Однако даже без наличия аварийной ситуации, двигаясь по трамвайным путям, автолюбитель может получить штраф или даже лишиться водительских прав. Размер наказания напрямую зависит от пункта ПДД, который был, в данном случае, нарушен. Так:

  • За остановку на трамвайных путях вам придется заплатить: 3 тыс. р, если это произошло в Санкт-Петербурге либо в Москве, 1,5 тыс. р. – в любом другом городе РФ.
  • Создание помех для трамвая , движущегося в попутном направлении, влечет штраф – 500 р.
  • За нарушение правил дорожной разметки придется заплатить от 500 р. до 1500 р (при повороте/развороте в нарушение разметки).
  • Выезд на встречные трамвайные пути в первый раз обойдется водителю в 5 тыс. р (либо лишение прав на 4 – 6 месяцев), повторно – лишением прав на год.
  • Выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия будет стоить водителю от 1 до 1,5 тыс. р.

Помните, при развороте на трамвайных путях следует всегда предварительно пропускать трамвай, даже если движение того грубо нарушает ПДД. В противном случае последствия аварии для вашего автомобиля (да и для вас самих) могут оказаться куда более серьезными, чем для трамвая.

Езда по травмайным путям вызывает вопросы у многих владельцев авто. Трамвайные линии не входят в состав дорожного полотна. Можно ли ездить по трамвайным путям или за это полагается штраф? Можно ли обгонять автомобили по ним или выполнять развороты? На все эти вопросы можно будет найти ответы ниже.

В каких случаях передвижение по трамвайным линиям разрешено?

Согласно ПДД, передвижение по ним разрешено, но только если соблюдены некоторые условия:

  1. Они располагаются слева;
  2. Они располагаются на одинаковой высоте с дорогой;
  3. Они проходят попутно.

На основе приведенного списка можно легко понять, когда за езду по трамвайным путям полагается штраф:

  1. Если они размещаются с правой стороны от дорожного полотна. В городах, где ходят трамваи, такая ситуация встречается довольно часто;
  2. Если они располагаются ниже, чем проезжая часть, или выше нее. В этой ситуации рельсы являются своеобразной полосой;
  3. Если был совершен выезд на трамвайные пути встречного направления.

ПДД допускает движение по трамвайным путям попутного направления в той ситуации, если передвигаться по другим полосам дороги нет возможности. Но даже если автомобилю приходится ехать по рельсам, он не должен быть мешать движению трамвая.

ПДД позволяют передвижение по рельсам прямо, разворот на них в левую сторону и поворот. Но стоит учитывать тот момент, что пути передвижения электрического транспорта не созданы для осуществления по ним поворота в правую сторону. Так что за подобный маневр будет предъявлен штраф.

Выезд на трамвайные пути попутного направления не разрешается, если присутствуют соответствующие знаки.

Поворот в левую сторону, разворот и обгон


Осуществлять поворот стоит очень внимательно:

  1. Для начала стоит убедиться, что правила дорожного движения позволяют сделать поворот. Помимо этого стоит посмотреть на разметку, располагающуюся справа, слева или посередине рельсов. Если вы увидели сплошную линию, то поворачивать не рекомендуется.
  2. Далее можно встать на линиях попутного направления. Но стоит обращать внимание на электрический транспорт, который движется с вами в одном направлении и в противоположном.
  3. Если дорога свободна, можно смело совершать поворот в левую сторону. Выезд необходимо делать под прямым углом. Иначе поворот может быть оценен инспекторами как езда по трамвайным путям встречного направления.

Правила разворота такие же, как и правила поворота в левую сторону. Обгон по трамвайным путям не разрешается, потому как во время него происходит выезд на встречку.

Какой предусмотрен штраф?

Наказание в каждой конкретной ситуации будет разное:

  • Если водитель решил проехать по попутной линии, которая была отмечена сплошной, он может отделаться предупреждением, а может получить штраф 500 руб.
  • За проезд по встречной трамвайной полосе предусматривается более серьезное наказание. Такое нарушение сравнивается с выездом на встречную автомобильную полосу. Оно предусматривает выставление штрафа в размере 5 тыс. рублей. В некоторых ситуациях водителя могут лишить прав на 4-6 месяцев. В случае совершения нарушения второй раз автомобилист может лишиться прав на 1 год. Если нарушение зафиксируется видеокамерой, то водителю повезет отделаться одним штрафом.
  • За объезд препятствий по полосе передвижения трамваев по встречке выписывается штраф в размере 1-1,5 тысячи рублей. Важно помнить о том, что пробка и затор на дороге – это не препятствие.
  • Если во время движения по рельсам автомобиль станет барьером для передвижения трамваев, автомобилист получит штраф в размере 500 руб.
  • Остановка на рельсах предусматривает штраф в размере 3 тысяч рублей для московских и петербургских водителей и 1,5 тысяч рублей для водителей других регионов.



ДТП на трамвайных путях

ДТП, которые происходят в результате движения машин по трамвайной линии, никоим образом не отличаются от тех ДТП, которые происходят на перекрестках и парковках. При этом в происшествии всегда виноватым останется водитель, потому как передвижение трамвая по рельсам не предполагает наличия помех.

Но бывают случаи, когда виновным признают и водителя трамвая, например, когда трамвай только что выехал из гаража, или когда его водитель решил начать двигаться на запрещенный сигнал светофора.

Если виновным будет призван водитель автомобиля, ему придется оплатить упущенную выгоду городского Управления транспорта. Ведь пока происшествие будет фиксироваться, общественный транспорт не сможете передвигаться и осуществлять перевозку пассажиров. Обычно выплата составляет более 10 тысяч рублей. Суд обычно идет истцу навстречу. Поэтому если вы оказались виновником ДТП, не важно, принимает в нем участие трамвай или нет, необходимо попытаться не создавать препятствий для движения электрического транспорта.

Если ДТП случилось на трамвайной линии, но сам электрический транспорт в нем не задействован, то следует как можно скорее зафиксировать свидетелей, сделать схему ДТП, сделать фотографию места происшествия и немедленно выехать в отделение ГИБДД. Если есть возможность, то можно и не привлекать к разбирательству ГИБДД.

Итак, за езду по трамвайным линиям по ПДД в ряде случаев предусматривается весьма суровое наказание плоть до лишения прав. Поэтому если у вас возникла необходимость пересечь трамвайную полосу, стоит убедиться в том, что вы не станете нарушителем ПДД.

Видео: Езда по трамвайным путям по ПДД