Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Африканский стиль. Искусство Чёрной Африки. Искусство народов тропической и южной африки

Африканский стиль. Искусство Чёрной Африки. Искусство народов тропической и южной африки

Орнамент - одно из первых проявлений творчества древних народов. В завитках, черточках, кругах, перекрестных линиях человек пытался отобразить окружающую его действительность. Нередко узорам отводилось таинственное и магическое значение.

Применение орнаментов

Традиция использовать орнаменты во многих странах Африки тянется до сих пор. В каждом из узоров отображается накопленная веками мудрость предков, мировосприятие и вера. Африканские орнаменты и узоры не создавались просто так, в них вкладывали особый смысл.

В зависимости от значения узоры применялись для разных ритуалов и церемоний. Их могли наносить на предметы быта и украшения, на вещи, которые отправлялись в могилу вместе с покойником, на предметы, которые использовали для ритуалов, на оружие.

Часто, африканский орнамент наносился на одежду. В Западной Африке для этого была придумана специальная техника. Орнамент выцарапывали на воске, который перед этим наносился на ткань. Затем ткань вываривали в кипящей краске. Воск таил под воздействием температуры, но рисунок отпечатывался на ткани. Ещё одним способом было нанесение орнамента деревянными штампами, которые смачивали в краске.

Другим материалом для нанесения узоров является кожа. Чтобы защититься от врагов или одержать победу на охоте, африканцы расписывают себя символами. Некоторые наносятся для определенных случаев и обрядов, другие можно носить постоянно.

Особенности стиля

Как и другие узоры в мире, африканский орнамент отображает действительность народа. Яркое солнце, экзотические животные, безусловно, нашли свое воплощение в народном искусстве. Узоры Африки отличает контрастные сочетания цветов, удивительное соединение и трансформации всевозможных геометрических форм. Использование холодных цветов и оттенков для африканцев не характерно.

Африканский орнамент, как правило, пропорционален. Узоры содержат множество элементов, а рисунки выполнены в манере примитивизма. В них не прорисовываются мелкие элементы, изображение скорее схематическое, чем точное. Для украшения домов жители Эфиопии чаще используют геометрические фигуры, полосы являются отличительной чертой Бенинцев. Флористические рисунки часто встречаются у жителей Кот-д’Ивуара.

Символика

Цвет играл не маловажную роль. В красный цвет одни племена вкладывали значение силы и здоровья, у других племен это был траурный цвет. Африканский орнамент белого цвет означал связь с предками и богами. В некоторых племенах мальчики могли носить желтый цвет только после наступления определенного возраста.

Нередко в значение узора закладывалось слово, а иногда и целая фраза или пословица. В орнаментах Африки можно увидеть ромбы, круги, спирали. Среди символом может быть и изображение крокодила, который означает приспособленность к различным условиям, а, например, пальма у племени ашанти означает богатство и самостоятельность. В качестве военных символов использовали изображения скрещенных мечей, острого рожка.

Фигура стражника на ковчеге "Кота", Габон XIX век, резное дерево, покрытое медными и латунными чешуйками и пластинками, 55 см, Музей человека Париж.

В Африке с искусством сталкиваешься повсюду, ибо изумительно украшено буквально все вокруг: предметы обихода, пышные наряды, оружие, а стены жилищ покрыты иногда настоящими фресками. Африканская деревянная скульптура плохо сохраняется в условиях жаркого и влажного климата. Вот почему до нас дошло очень мало образцов древней скульптуры, сделанных до конца XIX века, тем более что до недавних времен ее никто не коллекционировал. Таким образом, история африканского искусства почти неизвестна, а география очень неточна. Не всегда можно понять, какое значение придают своим скульптурам африканцы, тем более что в разных странах в них вкладывается разный смысл. Маски-фанг в Габоне (Западная Африка) надевают во время ритуальных танцев, которыми встречают пришельцев. Маски батеке в Конго сопровождают крупные события в общественной жизни. Некоторые статуэтки связаны с похоронными ритуалами, как, например, ковчеги "кота" (в Габоне); другие - с магией и предсказаниями (статуэтки "мумуй" в Нигерии).
Скульптура из дерева, глины и металла

Скульптура из дерева и металла.

Техники, используемые африканским искусством, так же как и его функции -чрезвычайно разнообразны. Некоторые маски, созданные для ритуальных танцев, после завершения обряда выбрасываются или ломаются, так же, каксмывается раскраска танцовщика. Эти вещи далеко не всегда можно назвать профессиональными произведениями. Другие, наоборот, требуют высокого уровня мастерства, и их изготовление доверяют лишь профессиональным скульпторам: деревянная скульптура не дает права на ошибку, ведь деревянную стружку невозможно вернуть на место после того, как она срезана. Иногда скульптор использует несколько техник, каждая из которых определяется материалом: глина, дерево, металл. Например, маски батеке вырезаются из дерева и покрываются цветной глиной. А фигурки-стражники на ковчегах "кота", тоже сделанные из дерева, покрываются латунными пластинами и медными чешуйками. Характерная особенность искусства всех народов Африки - строгое соблюдение канонов: каждый скульптор принадлежит к своему племени, и должен воспроизводить в точности все черты и детали статуй и масок, разработанные поколениями предков, допустимы лишь незначительные изменения. Таким образом, африканский художник - прежде всего ремесленник.

Бронза Бенина В XVI веке установились контакты португальских моряков с королевством Бенин, расположенном на западном берегу Африки: португальцы начали завозить металл и покупать рабов. В те времена королевский дворец в Бенине был украшен бронзовыми рельефами, изображавшими солдат, вооруженных европейским оружием. Тем не менее контакт культур оставался ограниченным: например, ничто не напоминает в этом рельефе об искусстве Ренессанса, которое уже развивалось в Европе.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

Художественная культура Бенина являлась одним из очагов профессионального придворного искусства в Тропической Африке. Бронзовые изделия изготавливались способом отливки «утраченного воска» (по восковым моделям). В искусстве Бенина различают три периода, характеризующихся различием скульптур. От первого дошли портретные головы царей Бенина, связанные с культом предков, их помещали на алтарь. Им присуща определенная условность и лаконичность. Второй период считается временем расцвета бенинского искусства и характеризуется мягкостью и точностью исполнения. Кроме хорошо известных голов и рельефов (с фигурами правителей, вельмож, воинов, музыкантов), скульптура представлена стилизованными фигурками рыб, птиц, хищников и людей (воины, музыканты, придворные), изготовленными из бронзы, слоновой кости и железа. Бенинские произведения искусства были первыми произведениями африканского искусства, с которым познакомились европейцы; многие из произведений так называемой «бенинской бронзы» выставлены в крупнейших музеях мира. Текст скрыт

Реакции на комментарий

1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БЕНИНА

БЕНИ́Н (Benin), средневековое государство, существовавшее в 13-19 вв. в южной части современной Нигерии, к западу от р. Нигер. В период расцвета (14-17 вв.) Бенин являлся крупной империей, простиравшийся от города Онича до внутренних районов современного Бенина на западе. Столицей Бенина являлся Большой Бенин, располагавшийся на месте современного города Бенин-Сити. Бенинские цари носили титул «оба» («оба Бенина» или «бенинский оба»). Наряду с обами важную роль в управлении государством играли крупнейшие сановники.

Согласно местному преданию, обитавший на территории Бенина народ Эдо пригласил правителя Оранмьяна из Ифе (одно из государств йоруба), чтобы избавиться от правления племени осиго. Сын Оранмьяна, Эвека I стал первым оба Бенина. В 15 в., в период правления обы Эвуаре Великого, вся высшая власть в царстве переходит в руки обы, Большой Бенин превращается в укрепленную крепость, окруженную стенами и башнями. Первыми из европейцев берегов Бенина достигли португальцы в 1485. Между Португалией и Бенин вскоре были налажены широкие торговые связи, из Бенина португальские купцы вывозили тропические продукты, а затем преимущественно рабов, ввозились европейские товары и огнестрельное оружие. В нач. 16 в. по приказу обы в Лиссабон был отправлен посол Бенина, а португальский король отправил в Бенин христианских миссионеров. В кон. 19 в. некоторые жители Бенина еще говорили на местном диалекте португальского.

Первая английская экспедиция в Бенин состоялась в 1553, торговля с Великобританией основывалась на экспорте слоновой кости, пальмового масла и перца. Посетившие Бенин в 16-17 вв. англичане привезли в Европу легенды о «Большом Бенине», сказочном городе с богатыми домами и могущественным царем. Богатство и могущество Бенина выросло в 16-17 вв. за счет работорговли с Европой. Рабы из враждебных внутренних государств продавались и перевозились в Америку на голландских и португальских судах. Вскоре часть Бенинского побережья получила название «Невольничий берег». После 1700 государство, а вместе с ним и его столица стали приходить в упадок. Тем не менее, в 19 в. Бенин вновь расцветает, на этот раз благодаря торговле пальмовым маслом. В 1880-х и 1890-х Бенин не раз отказывался подписывать договор о протекторате с Великобританией. Однако, после того как были убиты восемь британских представителей, в 1897 была организована карательная экспедиция, во время которой британские войска под руководством адмирала Гарри Роусона разрушили и сожгли Большой Бенин, уничтожив большинство предметов искусства, созданных мастерами Бенина. После этого Бенин вошел в состав английской колонии Нигерия. В 1975 республика Дагомея (бывшая французская колония), граничащая с историческим Бенином на западе, присвоило себе название Бенин. Текст скрыт

Реакции на комментарий

1

Искусство африканского государства Бенин, сложившееся под непосредственным воздействием более древней культуры Ифе, в XV-XVII веках достигло наивысшего расцвета. Именно к этому времени (1400 год) королевство Бенин, прежде признававшее власть верховных царей племени йоруба, обрело политическую независимость и превратилось в самую могущественную державу на всем побережье Гвинейского залива.

Богатство его основывалось на торговле слоновой костью, перцем, пальмовым маслом и на печально известной работорговле. Еще с конца XV века сюда устремились португальские купцы, а нидерландские и французские путешественники, побывавшие в Бенине в XVII веке, потом с удивлением рассказывали о густонаселенной стране и ее столице, которая размерами своими не уступала европейским городам. Они восхищались великолепием царского дворца, его пышным убранством и роскошью, а также высоким мастерством бенинских ремесленников.

История Бенина, охватывающая почти целое тысячелетие, в конце XIX века завершилась трагически. Тогда между крупными колониальными державами Европы разгорелась схватка за раздел Африки, и английские войска спровоцировали кровавый инцидент. В 1897 году английский вице-консул объявил о своем намерении нанести официальный визит «оббе» - правителю Бенина.

В ответ «обба» сообщил, что не может принять вице-консула в назначенный день, так как будет участвовать в очень важной местной церемонии. Однако английские власти продолжали настаивать на визите. Многие лица, сопровождавшие вице-консула, по дороге погибли, и хотя «обба» не нес за это никакой ответственности, англичане послали в Бенин карательную экспедицию. Они подвергли Бенин ожесточенной бомбардировке и разрушили его столицу. Н пламени пожара погиб и дворец правителя, варварски было уничтожено более 2000 художественных произведений, в число которых входили изделия из бронзы, слоновой кости и деревянные резные украшения. Исчезло около 1000 прямоугольных литых бронзовых пластин (с рельефами), на которых были запечатлены многочисленные посетители дворца (в том числе и португальцы), а также большие бронзовые змеи, отлитые по частям, а потом прикрепленные к башням дворца.

Уцелевшие в развалинах дворца бронзовые головы и некоторые рельефные плиты стали добычей английских солдат, которые привезли их в Англию. Там эти художественные изделия произвели подлинную сенсацию, некоторые из них впоследствии попали в руки антикваров и обогатили коллекции многих европейских музеев. За немногим исключением бесследно исчезли чудесные изделия из кости - гордость бенинских мастеров, и теперь судить о них можно только по случайно уцелевшим образцам.

К их числу относится вырезанная из куска слоновьего бивня голова (высота ее 24,4 сантиметра), служившая пекторалью (на-i рудным украшением) знатного аристократа. Бенинский скульптор очень искусно выточил из твердого, но хрупкого материала выразительное лицо с широко открытыми глазами, подчеркнув в нем типично негритянские черты. Два вертикальных рубца на лбу, куда наставлялись железные полоски, являются отличительными знаками традиционной татуировки. Инкрустированные железом зрачки придают взгляду особую напряженность; ожерелье на шее сплетенное из драгоценных кораллов, орнаментальные завитки волос и венчающая прическу диадема со стилизованными изображениями бородатых голов европейцев (видимо, поразивших воображение мастера) составляют декоративное обрамление маски.

У народа йоруба еще в древние времена мастера Бенина позаимствовали и приемы художественной обработки металлов. Легенда рассказывает, что в 1280 году опытный литейщик Игве-Ига был отправлен царем Ифе в Бенин, где научил своему искусству местных мастеров и где впоследствии возникла оригинальная школа торевтики. Бенинские ремесленники в таком совершенстве овладели сложной техникой отливки изделий из бронзы, что могли получать отливку, толщина стенок которой не превышала 2- 3 миллиметров. Такой виртуозной работы европейские литейщики не знали даже еще в XV веке. Недаром в 1914 году директор Берлинского музея говорил об изделиях искусных бенинских мастеров: «Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше».

Изготовление бронзовых изделий считалось в Бенине привилегией царя, поэтому искусство литья держалось в строжайшем секрете, а осама - бронзовых дел мастера - жили и работали в особом квартале по соседству с царским дворцом и под неусыпным надзором одного из царских приближенных. В этих мастерских изготавливались бронзовые головы умерших царей, горельефные панели для облицовки дворцовых галерей, разнообразные статуэтки вельмож, воинов, музыкантов...

Памятники средневековой скульптуры Бенина тесно связаны с религиозно-магическим мировоззрением бенинцев. У них, как и вообще у многих народов Африки, был широко распространен культ предков. В сознании бенинцев окружающий мир был наполнен множеством духов некогда живших людей. И хотя они уже умерли, но незримо остаются членами родовой общины и оказывают огромное влияние на жизнь своих потомков. В каждом бенинском доме существовал алтарь, на который члены семьи возлагали щедрые дары прародителям и прежде всего покойному отцу.

Особым почитанием пользовались у бенинцев царственные предки - обожествленные владыки Бенина. Их культ имел общегосударственное значение, а алтарь в царском дворце считался главным местом поклонения предкам всей страны. В память о них ежегодно проводились торжественные церемонии, сопровождавшиеся сотнями человеческих жертвоприношений.

Важную роль в таких церемониях играли священные головы предков царя. В отличие от обычных ухув-элао священные головы отливали из бронзы и увенчивали резными слоновьими бивнями.

Наряду с изображением мужских голов среди бронзовых изделий Бенина встречаются и головы царицы-матери, занимавшей при царском дворе привилегированное положение. В соответствии с принятым в Бенине каноном она всегда предстает в облике молодой женщины с ярко выраженными негритянскими признаками.

Одна из таких голов (высота ее 40 сантиметров) сейчас хранится в Британском национальном музее. Ее высокий конусообразный головной убор с подвесками имитирует подлинный наряд царицы. Он сплетен из розовых и голубых кораллов, которые в Бенине ценились выше золота. Из них же составлено и необычайное по своим размерам ожерелье, обнимающее шею бенинской царицы подобно стоячему воротнику и обладающее магической силой.

Древний скульптор, создавший эту голову, искусно отполировал бронзу, создав эффектную игру световых бликов. Вертикальными линиями он обозначил на лбу линии татуировки и стилизовал рисунок ушей, превратив их в орнаментальные завитки. Бронзовая голова царицы-матери принадлежит к подлинным шедеврам бенинского искусства. Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

КУЛЬТУРА БЕНИНА СЧИТАЛАСЬ ОТВЕТВЛЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ ИФЕ,возникшей ранее-в 12-14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.) - Архитектура этих городов - дома с внутренними дворами и бассейнами - напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12-14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба - Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму (илл. 359 6). Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа - типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Оба-луфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п. (илл. 360).

На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они--обожествленного царя - предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ. Текст скрыт

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось на большей части ее территории на протяжении нескольких тысячелетий. Африка внесла огромный, до сих пор еще недостаточно изученный вклад в историю мирового искусства.

Самыми древними памятниками африканского искусства являются наскальные изображения. Они сохранились повсюду - от Сахары до Южной Африки. Это так называемые петроглифы (контуры рисунка), иногда-невысокие рельефы, выбитые на скалах, росписи, выполненные красками из местных минералов. Возникли они, по-видимому, одновременно. Большинство этих изображений было открыто и изучено лишь во второй половине XIX и XX в.

Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др.). Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII - VI тысячелетия до н. э.). В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Здесь водились слоны и носороги, крокодилы и жирафы, древние буйволы и другие животные, чьи изображения встречаются только в самых древних петроглифах. Значительно позднее появляются изображения домашних быков и лошадей, а приблизительно в I-III вв. н. э.- также и изображения верблюдов.

Более поздние по времени комплексы наскальных изображений были открыты во многих районах Африки - в Судане и Эфиопии, в Танзании и Зимбабве, в Южной Африке. В художественном отношении они уступают росписям Сахары, за исключением некоторых наскальных рисунков бушменов. Выполненные всего лишь несколько столетий назад, они тем не менее относятся к культуре каменного века. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон», изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента.

Наскальные изображения Африки прошли сходную с доисторической живописью других районов мира эволюцию. Наиболее древние рисунки реалистичны и монументальны, отличаются точностью и лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать самые характерные черты и повадки животного. Однако эти изображения долгое время оставались изолированными и представляли собой как бы простую сумму отдельных фигур.

В дальнейшем первобытный реализм уступает место большей схематизации, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются. Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Все чаще встречаются фигуры людей - охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. Среди них и сохранившиеся на скалах Сахары изображения «круглоголовых» людей, загадочных «марсиан» или «пришельцев», которые так долго волновали воображение наших современников. Однако, как считают исследователи, скорее всего здесь изображены ряженые в ритуальных масках.

Наскальное искусство существовало у народов Тропической Африки несколько тысячелетий. В некоторых районах оно сохранялось вплоть до нового времени. Традиции его живут до сих пор - в росписях стен народного жилища, в предметах прикладного искусства, в работах современных африканских художников.

Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. - II в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок поражают реалистичностью и мастерством исполнения. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Острая выразительность, граничащая с гротеском, тщательная проработка деталей отличают эти произведения. При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например, изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. Глаза неизменно передавались в виде треугольника с высверленным зрачком, рот обычно полуоткрыт, отчетливо моделированные ноздри как бы раздуты. Такие детали, как волосы, брови, иногда глаза, выполнялись подчеркнуто симметрично и декоративно. Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона, который мог появиться лишь в результате длительного развития.

Так называемая культура Cao (VIII-XIX вв.) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад. На протяжении длительного периода своего развития она сохранила в почти неизменном виде некоторые очень древние формы культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые совершенно невозможно отделить друг от друга. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра.

Скульптура Ифе отделена от памятников культуры Нок почти тысячелетним периодом, однако между ними существует известное стилистическое сходство, которое позволяет говорить о преемственности. Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг.) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Это прежде всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных правителей существовавшего здесь некогда города-государства, культурного и религиозного центра народа йоруба. Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Скульптуре Ифе свойственна подлинная монументальность; обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, что говорит о поисках гармоничного и уравновешенного образа, воплощающего своеобразный идеал человеческой красоты. Классический стиль и необычайное совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении - ее создание приписывали греческим, этрусским, индийским, португальским и другим иноземным мастерам. В настоящее время ее африканское происхождение установлено.

Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. О связях с Ифе говорит не только высокая техника литья и последующей обработки бронзы, но и некоторые стилистические особенности ранних произведений пластики Бенина. Позднее здесь складывается жесткий канон, оставшийся почти неизменным в течение нескольких веков. Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков. Уже на ранних этапах скульптура Бенина отличалась известной условностью в трактовке человеческого лица и некоторой скованностью пластики. В отличие от Ифе чрезмерное внимание уделялось декору - головному убору, ювелирным украшениям и в особенности высоким воротникам. Эти воротники, доходящие до самого рта, представляли собой стилизованное изображение царских регалий - многочисленных ниток коралловых бус. В дальнейшем разработка этих декоративных деталей сводит на нет выразительность человеческого лица.

Наряду со скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение получили бронзовые рельефы, украшавшие галереи царского дворца. Сюжеты их разнообразны: изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, вооруженные воины, португальские солдаты в европейских костюмах. По-своему они очень выразительны, хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, подчиненных декоративному целому. В рельефах нередко можно встретить и изображения животных, связанных с религиозной символикой Бенина.

Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно при дворах африканских правителей, то традиционная декоративная пластика существовала почти повсеместно. Условно ее можно разделить на круглую скульптуру, ритуальные маски и резьбу, украшавшую предметы культа и домашнего обихода. Поскольку в тропиках дерево сохраняется плохо, возраст самых древних произведений не превышает 150-200 лет. Это искусство носило преимущественно культовый характер, хотя резчики выполняли работы, не связанные непосредственно с культом,- столбы и двери жилищ, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, совершенно неповторимого стиля, и все же она обладает рядом особенностей, отличавших ее от скульптуры других континентов. При всей бросающейся в глаза условности африканская скульптура по-своему необычайно жизненна. Однако ее реализм своеобразен. Его сила и убедительность обусловлены не отдельными правдоподобными деталями, но выразительностью и достоверностью целого, необычайной динамичностью, умением отобрать и выделить самое важное в образе. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. Африканский скульптор выделяет прежде всего голову, которая нередко занимает от четзерти до трети размера всей фигуры. С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы. Другая важная особенность - тесная связь скульптуры и прикладного искусства. В скульптурной резьбе непосредственно выражалось эстетическое чувство красоты труда, мастерства как такового. Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного реализма и острой декоративной выразительности. С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов.

В наши дни очаги традиционного искусства сохраняются лишь в очень немногих отдаленных районах Африки. Однако традиции его живы. Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах, но и в работах профессиональных художников. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве), изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). Очень по-разному проявляются эти традиции в произведениях художников, получивших профессиональную подготовку в Европе (Б. Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др.). Хотя современное африканское искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями - отсутствием кадров преподавателей, недостаточным количеством художественных школ, выставочных залов и галерей, оно настойчиво преодолевает их. Начавшийся в освободившихся странах Африки процесс перехода от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ, которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств.

Орнаменты и символика африканского стиля

Африка – это континент контрастных сочетаний. волнителен и удивителен. Сочетание насыщенных цветов и разнообразных геометрических форм заполонили умы современных дизайнеров. породила такое направление, как афро-стиль, который можно воссоздать крючком из разноцветной пряжи.

Сущность африканских мотивов

Накопленная мудрость поколений и отдельных племен воплотилась в африканские узоры, которые являются отражением обыденной жизни ганцев.


Африка уникальна и многогранна, такими же являются и люди, живущие на материке

Орнаменты и узоры находили свое применение на:

  • Тканях. Символы наносились деревянными штампами. Умельцы западноафриканских племен могли расписать на ткани историю жизни поколения или перенести орнаменты, защищающие человека от болезни, несчастья, злого рока.

Ткани в африканском стиле — это настоящее буйство красок
  • Телах. Роспись использовалась для защиты воинов в бою и для защиты от злых духов. Также узоры показывали социальный статус и принадлежность к какому-либо племени. Орнаменты либо ежедневно подкрашивают, либо наносят лишь в праздничные дни.

Многие черты культуры африканских народов, как и особенности их исторического развития, определились природными условиями, в которых они жили
Восточная Африка один из самых колоритных регионов

Орнаменты Африки разделяют на три основных направления:

  1. Мавританский орнамент. Харакеризуется применением оттисков в виде анималистичных узоров, ритуальных масок, картин из быта племени. Также применим для Мавритании цветок.
  2. Нигерийский орнамент. Для него характерно использование образа ящерицы, обнесенной контрастным геометрическим узором.
  3. Орнаменты племен Конго. Их отличие в применении изображения Кую.

Мавританский орнамент

Поразительные орнаменты племен Конго

Орнаментам Африки присуща пропорциональность. Узоры отличаются неординарностью элементов и сюжетных линий.

Цвета Африки

Все узоры имели смысловую нагрузку не только по оттиску, но и по цвету. и узор белого цвета символизировали духовное единство с богами. Так же об африканском стиле можно почитать в .

Белый орнамент трактовали как цвет чистоты и дружелюбия

Красный цвет имел различное значение. Так, в племенах Бакуба и Ашанти это цвет траура. Для племен Центральной части он символизировал крепкое здоровье и долгую жизнь. Нанесение орнаментов красного цвета на тело больного стимулировало к выздоровлению.

Желтый цвет – это цвет юношей и использование его в росписи для мальчиков было под запретом. Детям до 8 лет были разрешены красный и белый цвета. За нарушение запрета следовало наказание.

Желтая африканская роспись по телу

Символика Африки


Искусство адинкра — это нанесение вручную символов на ткань

Адинкра – это символы, нанесенные на тканевую одежду, тело или предметы быта.

В некоторых случаях адинкра трактуется, как праздничная рубаха с вытесненными орнаментами народов Ганы.


Традиционная мужская рубаха народов западной Африки с орнаментом, сделанным техникой штампа

Несет в себе глубокий смысл связи поколений и зачастую обозначает целую фразу. Главным символом является ADINKRAHENE, что обозначает величие и лидерство. Это символ африканских королей и вождей.


Пальма является знаком богатства и долголетия. У народов Конго этот символ называется ABE DUA.


В военном обиходе применялось нанесение военного рожка (AKOBEN), как символа бдительности.


Символом героизма у народов Африки считается меч (AKOFENA). Скрещенные мечи также символизировали власть.

Символом дисциплины является орнамент AKOKO NAN, что переводится, как нога курицы. Помимо этого AKOKO NAN призывает к правильному воспитанию детей, а именно беречь и не развращать отпрысков.

В обыденности популярны следующие символы:

  • Сердце (AKOMA), как уравновешенность.
  • Объединение сердец (AKOMA NTOSO), как согласие.
  • Папоротник (AYA), как знак преодоления препятствий.
  • Игра (DAME) символизирует ум.
  • Крокодил (DENKYEM), как символ адаптации к изменчивым условиям.

Символы Адинкра, вырезанные из дерева

Адинкра – это уникальная техника письма, трактовка которой изучена не до конца. Народы Гана верили в чудодейственную силу символов и наделяли их способностью исцеления от болезней и усиления качеств человека.


Африка в наши дни

Модный сегодня африканский цветок покорил подиумы. Крючкомсоздаются целые полотна африканского узора, где шестиугольный цветок основа композиции.


Светские львицы могут дополнить свой образ экспрессивным клатчем, вывязанным крючком в африканском стиле.


Вязаный клатч из африканских цветов

Романтичные особы могут вывязать крючком нежные африканские мотивы для украшения сумки и одежды.


Сумка из африканских цветков

Пошаговая инструкция вывязывания афроцветка:

  1. Красной ниткой вывязать 5 в.п. и замкнуть кольцо.
  2. Далее провязываем 3 в.п. — подъем, 1 сн замкнуть в кольцо. Последовательность провязать 5 раз и дополнить 1 в.п. и соединительным столбиком, образовывающим верхнюю петлю подъема. Нить обрезать.
  3. Присоединить нитку контрастной пряжи. Набираем от арки из в.п. следующую последовательность: 3 вп, 1 сн, 1 вп, 2 сн в начальную арку. Потом вывязываем 2 сн — 1 вп — 2 сн с пятикратным повторением для арок из 1 вп. Не забыть соединения с крайней петлей подъема.
  4. Продолжаем 1 сс в арку из 1 вп, далее 3 вп подъем, 6 сн. Переходим от арки к арке провязывая 7 сн в каждой, объединяя соединительным столбиком. Обрезаем затянутую нить.
  5. Прикрепляем синюю нить к краю четвертого ряда. Начиная от воздушной петли, провязываем 7 сбн к предыдущему ряду и 1 сн в промежутке двумя рядами ниже. Повторить 6 раз. Соединение закрепить на первом сбн. Нить срезать.
  6. Белую нитку крепим в конце 5 ряда. Вяжем 3 вп — 3 сн — 1 вп — 1 сн. После повторяем 3сн — 1 вп — 4 сн — 1 вп — 1 сн. Заканчиваем узор 3 сн — 1 вп. Соединение в верхней петле. Мебель, декорированная африканскими цветками смотрится очень оригинально

    Крючком можно связать салфетки различного размера для стилизации повседневного приема пищи.


    Коврики для горячих кружек

    Цветок, как узор, может быть применен для создания детских игрушек в африканском стиле. Дети будут в восторге от такого мягкого друга.


    Детские мягкие игрушки из африканских цветков

    Африканские мотивы экспрессивны, колоритны и энергичны.

    Африканский шестиугольный цветок

Часто говоря об искусстве Африки имеют в виду лишь красочные и колоритные африканские маски. Однако африканское искусство - это не только маски, а нечто гораздо большее. И сегодня речь пойдет о памятной скульптуре.

На протяжении веков к югу от Сахары художники Африки увековечили для потомков многих выдающихся личностей своего общества в удивительно разнообразном репертуаре региональных скульптурных идиом натуралистичных и абстрактных. Изначально такие скульптурные изображения (скульптурные портреты) служили социальными ориентирами для следующих поколений и чтобы те помнили о своих предках. Однако африканское искусство вместе с тем нельзя рассматривать как временную абстракцию архетипов общества. На чисто формальном уровне функция архетипа вовсе не очевидна. Вместо этого мы вполне можем проследить связь африканского творчества с реальными историческими событиями, которые имели место быть в свое время на континенте. На этом уровне африканское искусство имеет особую значимость.

Маска "Королевы-матери". Нигерия, Бенин. Слоновая кость, железо, медь.

Эта маска из слоновой кости является одной из двух идентичных работ, одна из которых находится в Британском музее. Хотя образы женщин редко встречаются в художественной традиции Бенина, эти две маски стали символом наследия династии, которая продолжается и по сей день. Маску изготовили, как полагают, в начале 16 века для короля в честь его матери.

В Бенине слоновая кость связана с белым цветом и богом моря Олокуном, служит символом ритуальной чистоты.

Маска является чувственным идеализированным портретом. Работа учитывает изображаемый предмет и потому мы видим мягко смоделированные особенности лица и многочисленные детали, такие как полосы на лбу и коралловые бусы ниже подбородка, где мы видим ряд стилизованных змееголовов.

Голова Оба. Нигерия, Бенин. Бронза.

Лидеры королевства Бенин в современной Нигерии ведут свое происхождение от правящей династии, которая началась в 14 веке. Звание "Оба", или король, передается на первенца каждого последующего короля. Первая обязанность каждого нового короля - отлить в бронзе портрет своего отца и поставить на алтарь во дворце. Алтарь занимает важное место в дворцовых ритуалах и понимается как соединение дел нынешнего короля с делами своих предков.

Идеализированный натурализм этой работы изображает короля в расцвете сил. Головной убор - это стилизация расшитого бисером наряда, как и воротник.

Погребальная голова. Гана. Культура Акан. Терракота.

Начиная со второй половины 16 века традиции терракотовой портретной скульптуры играли важную роль в погребальных обрядах и увековечивали память о мертвых. В то время это было прерогативой лишь знати и королевской семьи. Подобные погребальные головы имеют очень большое стилистическое многообразие. Их размеры варьируются от семи сантиметров до натуральной величины, а также бывают как полыми, так и цельными, округлыми и угловатыми.

Оба с жертвенными животными из алтаря Эзомо. Нигерия, Бенин. Бронза.

Предметы такого рода делались из терракоты, дерева или бронзы в зависимости от статуса человека, которому они посвящены. Скульптура является частью композиции. Обычно они однотипные и рассказ об одной похожей работе в описании следующего изображения.

Алтарь Эзомо Эхенуа. Нигерия, Бенин. Бронза.

Алтарь изображает важный исторический момент, связанный с правлением Акензуа Первого. В начале 18 века мятежный военначальник бросил вызов правлению Акензуа и угрожал стабильности и единству королевства. Эхенуа и несколько его военначальников играли центральную роль в наведении порядка. В знак признательности, в честь героических заслуг Эхенуа была создана эта скульптурная композиция. Художник здесь использовал разномасштабные фигуры для обозначения относительного статуса людей, изображенных на фризе. На вершине сам Эхенуа в боевых доспехах, держащий в руках военные трофеи. Вокруг него группа миниатюрных солдат, слуги и священники. На фризе изображены два ряда солдат, среди которых можно заметить и португальцев, что явно свидетельствует о степени, с которой европейские державы были заняты поддержкой правительства Бенина в то время.

Памятная фигурка придворого музыканта. Кот-д"Ивуар. Терракота.

Эта глиняная фигурка придворного музыканта была создана, чтобы сопровождать погребальный скульптурный портрет правителя Акан. Когда правитель умер, его портрет был привезен на кладбище и остался там среди портретов предыдущих поколений вождей и правителей. Скульптуры придворных, подобные этой, также оставлялись возле захоронения, чтобы утешить и поддержать умершего в загробной жизни. Необычного вида головной убор указывает на особый статус придворного музыканта. Полосатая шея предполагает здоровье и благополучие, в то время как следы на щеках, на лбу и на висках указывают на этническую принадлежность. Руки фигурки прижимают к губам флейту. Работа несмотря на достаточно примитивный вид весьма выразительна, в чем можно убедиться по специфическому наклону головы и прищуренным глазам: все говорит о том, что музыкант полностью поглощен игрой на флейте.

Памятная голова. Гана. Терракота с фрагментами кварца.

Эта элегантная терракотовая голова является памятным портретом. Идеализированное представление, спокойное выражение, сбалансированная композиция призвана воплощать положительные качества правителей. Созданные посмертно, изображения королей, подобные этому, размещались на кладбищах среди портретов предыдущих правителей. Как правило каждый портрет сопровождали изображения его слуг, которые утешали покойного после смерти. Вместе они создавали целые скульптурные комплексы, хранящие память об уважаемых людях. Традиция изготовления таких скульптур восходит по крайней мере к 17 веку. и имеет множество стилистических особенностей. Данная скульптура, к примеру, имеет более натуралистические черты лица, тогда как некоторые другие используют сильно стилизованные формы. Хотя основное внимание в подобной скульптуре уделяется только голове и шее, есть множество других портретов, которые изображают человека в полный рост и даже в динамике.

Тэг: Изобразительное искусство