Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Здание построенное по проекту баженова. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты

Здание построенное по проекту баженова. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты

Баженов - выдающийся русский архитектор эпохи Екатерины II и Павла I - основоположник классицизма в России, теоретик архитектуры, живописец и график, внесший большой вклад в развитие мировой художественной культуры.

Баженов Василий Иванович родился 1 марта 1737 году в Калужской губернии, село Дольское, в семье псаломщика (из других источников - в 1738 году в Москве), который после рождения сына был переведен в Москву. С малых лет Василий любил рисовать. Срисовывал храмы, здания, надгробия, а зимой из снега лепил свои первые архитектурные творения. Отец хотел, чтобы Василий пошел по его стопам и отдал его учиться на певчего в Страстной монастырь. Но желание рисовать не прошло и в монастыре, и в 15 лет Баженов уговорил бедного старого живописца взять его к себе. С ним Василий принимал участие в восстановлении после пожара (1753) дворца Головина, где расписывал печи под мрамор. Баженов был живописцем самоучкой, овладевшим еще и офортом (сложнейшая техника живописи), и благодаря своим способностям стал живописцем 2-ого класса, не достигнув 18 лет.

Во время работ во дворце способности В. Баженова заметил Д.В. Ухтомский, и взял его в 1751 году в свою архитектурную школу вольным слушателем. Это давало возможность Василию Баженову, не имеющему средств к существованию, не присутствовать на занятиях постоянно, и иметь возможность подрабатывать. Очень часто возможность подработать талантливому ученику предоставлял сам Ухтомский. Как один из лучших учеников Василий Баженов был послан Ухтомским для разрисовки, разборки и установки Креста в Сретенском монастыре. Большой Крест с изображением библейских сцен и значимых событий из жизни Христа был выполнен известным резчиком Григорием Шумаевым.

В 1755 году Баженов поступил в Московский университет, где увлекся изучением иностранных языков, особенных успехов он добился в изучении французского. В художественных классах занимался живописью, скульптурой и архитектурой. В 1757 году по ходатайству И.И. Шувалова был отдан на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербург к знаменитому архитектору С.И. Чевакинскому. Работая в мастерской архитектора Василий Баженов проявил большие способности к архитектуре. И Чевакинский при постройке Никольского Морского Собора взял его к себе помощником. В 1758 году был принят в архитектурный класс, где учился и работал у известных архитекторов Де-ла-Мотта и Кокоринова.

Баженов был первым учеником в открывшейся Академии Художеств и первым «пенсионером» отправленным осенью 1759 года в Париж, для изучения европейской архитектуры. В 1760 году в Париже выдержал экзамен в Академию художеств, в течении двух лет учился и работал у профессора Шарля де Девальи, который обучал Баженова всем тонкостям нового архитектурного стиля - классицизма. После Парижа в 1762 году Баженов едет в Италию, где занимался изучением подлинной античности. Особенно Баженов стал известен созданием своих моделей из дерева и пробки. В Париже им создана модель Луврской галереи, а в Риме Собора св.Петра. Баженов был избран членом Болонской и Флорентийской академий, а диплом академика и профессора Баженову был присужден академией св. Луки в Риме. В 1764 году он снова вернулся в Париж, для продолжения изучения европейских архитектурных стилей.

Весной 1765 года Василий Баженов вернулся в Санкт-Петербург и получил звание академика Академии художеств. Он также рассчитывал получить обещанную должность профессора, но руководство Академии художеств к этому времени поменялось, а новое Баженову в должности отказало. Хотя предложило получить степень профессора по академической программе, в которую входило создание комплекса увеселительных сооружений в Екатерингофе, с чем Баженов блестяще справился. Но ни степени, ни должности он так и не получил, и посчитав это несправедливостью уволился с академической службы. В конце 1766 года князь Г.Г.Орлов определил Баженова в Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В 1767 году Баженов приехал в Москву из Санкт-Петербурга, для возведения Большого Кремлевского дворца по указанию Екатерины II. Баженов создал грандиозный проект (1767-1773), по которому предстояла реконструкция ансамбля Кремля. По замыслу Баженова ансамбль Кремля должен был стать огромным общественным комплексом с площадью для народных собраний, театром. Главный фасад Большого Кремлевского дворца выносился на линию кремлевских стен, а к главной овальной площади сходились бы основные улицы. Проект был одобрен Екатериной II. Состоялась церемония закладки первого камня в 1773 году и в этом же году Баженов создал деревянную модель Большого Кремлевского дворца. На 120 санях модель была отправлена в Санкт-Петербург для утверждения Екатериной II и выставлена в Зимнем дворце, но проект не был утвержден. В настоящее время модель находится в Оружейной палате Кремля.

Баженовым был возведен увеселительный комплекс на Ходынском поле для праздничных торжеств в честь годовщины заключения мира между Россией и Турцией. Построены были храмы, дворцы, замки, крепости, где Баженов использовал разные архитектурные стили - средневековый русский, классический и готический. Сочетание красно-белых цветов строений с зеленью природы в июне месяце и разными цветами - мундиров, ярких нарядов цыган и простого народа с изысканными нарядами аристократов все это придало неповторимую красоту праздничным торжествам на Ходынском поле.

Следующим поручением Баженову от Екатерины II , было строительство резиденции в Царицыно (имение Черная Грязь). В построенный (1775-1785) комплекс в псевдоготическом стиле входили Большой дворец, "Оперный дом", "Хлебный дом" (кухонный корпус) всего было 17 построек и каменные мосты. Екатерина II сказала, что Дворец очень мрачный и уехала. Дворец в Царицыно так и не стал императорской резиденцией. По приказу Екатерины II была снесена вся центральная часть ансамбля и ряд построек, но большая часть их сохранилась и до наших дней. Строительство нового дворцового комплекса было поручено архитектору М.Ф. Казакову. Немилость Екатерины II к Баженову была связана с его причастностью к кружку Новикова, по заданию которого Василий Иванович должен был передать цесаревичу весть о выборе его в верховные мастера московскими масонами. Баженов был исключен Екатериной II со службы и перешел из придворного архитектора в опальные, что повлияло на его служебную карьеру.

Екатерина II сыграла трагическую роль в судьбе архитектора. Почти восемь лет титанического труда по созданию проекта Большого Кремлевского дворца и реконструкции ансамбля Кремля остались на бумаге. Десять лет ушло на создание проекта и строительство императорской резиденции в Царицыно, центральная часть которой была разрушена по приказу императрицы. Это надолго выбило архитектора из колеи и отразилось на его здоровье.

В 1784 году Баженов получил частный заказ на строительство Дома от П.Е.Пашкова, внука денщика Петра I. Дом был построен на Ваганьковском холме напротив Кремля. Этот архитектурный шедевр, стал лучшей работой Баженова. Дом Пашкова больше похож на дворец - величественный трехэтажный корпус в светлых тонах, построенный в стиле классицизма, с портиком увенчанным круглой надстройкой. К дому примыкают разно уровневые галереи и флигеля. Дом Пашкова и сегодня является одним из красивейших зданий Москвы, в нем в настоящее время расположена Российская государственная библиотека. В 1790 году Баженовым разработан один из проектов Михайловского замка.

В 1792 году Баженов переезжает в Санкт-Петербург и снова был принят на службу в Адмиралтейств-коллегии.

Вступив на престол Павел I пожаловал Баженову чин действительного статского советника. А в 1799 году издал Указ о назначении Баженова вице-президентом Академии художеств Санкт-Петербурга. Павел I велел Баженову составить документ о возможности оказания помощи в развитии талантов русских художников в Академии художеств. А также собрать чертежи зданий построенных по проектам российских архитекторов, для проведения исторического исследования отечественной архитектуры. Этим планам не дано было осуществиться.

2 августа 1799 года в Санкт-Петербурге скоропостижно скончался русский архитектор Баженов Василий Иванович.

Не установлено также, где находится село Глазово, в котором Баженов, по его завещанию, был похоронен.

Работы в Москве

  • 1767-1773 гг - Проект реконструкции Московского Кремля;
  • Здание Арсенала и Сената по Знаменке;
  • 1784-1786 гг - построен Дом Пашкова (Российская государственная библиотека)
  • 1775-1785 гг - проектирование и строительство Дворцового комплекса в Царицыне
  • Работы в Санкт-Петербурге

  • 1765 г - проект дворца в Екатерингофе
  • Здание Арсенала на ул.Литейной (здание судебных учреждений)
  • 1790 г - разработал один из проектов Михайловского замка

Историческая справка:


1737(1738)г – родился в селе Дольское, Калужской губернии (1738г Москва)
1751г – учеба в архитектурной школе Ухтомского
1755г – учеба в Московском университете
1757г – учеба в Академии художеств Санкт-Петербург
1759-1765 гг – отправлен «пенсионером» от Академии художеств во Францию и Италию, где учился и изучал архитектуру. Получил диплом академика и профессора присужденный академией св.Луки в Риме. Избран членом Болонской и Флорентийской академий
1760 г – выдержал экзамен в Академию художеств в Париже
1765 г – вернулся в Санкт-Петербург из-за границы и получил звание академика в Академии художеств
1766 г – определен главным архитектором в чине капитана в Адмиралтейское ведомство
1767 г – переехал в Москву из Санкт-Петербурга
1792 г – снова принят на службу в Адмиралтейств-коллегии в Санкт-Петербурге
1799 г – вице-президент Академии художеств
1799 г – 2 августа умер в Санкт-Петербурге

Баженов Василий Иванович (1737 или 1738-1799), архитектор.

Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.

Детство и юность Баженова прошли среди древних построек Московского Кремля, где его отец служил дьячком одной из церквей. Первоначальное образование он получил в «архитектурной команде» Д. В. Ухтомского. Затем следовало поступление в гимназию при Московском университете.

В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.

Вернувшись в Москву в 1765 г., архитектор получил звание академика за проект «увеселительного дома в Екатерингофе», а спустя два года приступил к созданию грандиозного проекта Кремлёвского дворца в Москве (1767-1775 гг.). В комплекс входили императорская резиденция, здания Коллегий, Арсенал, театр, главная площадь с амфитеатром для зрителей, а древние соборы Кремля оказывались как бы в обрамлении новейших построек.

Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, - шла русско-турецкая война 1767- 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.

Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775-1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.

После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом - домом Пашкова (1784-1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792-1796 гг.); он был сооружён в 1797-1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.

В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы - он умер 13 августа того же года в Петербурге.

В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.


ПОСТРОЙКИ АРХИТЕКТОРА В. И. БАЖЕНОВА
АЛЬБОМ АВТОТИПИЙ МОСКВА - 1950
Вступительная статья Е. А. БЕЛЕЦКОЙ

Одним из наиболее ярких представителей передовой культуры и искусства XVIII века был замечательный русский зодчий - Василий Иванович Баженов (1737-1799 гг.).
Значение творчества Баженова в истории русской культуры не ограничивается созданием прекрасных произведений архитектуры, величественных архитектурных проектов. Оно заключено также в его глубоко патриотической общественной деятельности, направленной на воспитание и подготовку отечественных художников, на внедрение знаний в широкие слои населения. Творческий и жизненный путь Баженова был освещен высокими идеалами служения своей Родине, своему народу.
Деятельность Баженова протекала в эпоху становления отечественной науки и культуры. Он первый поднял архитектуру до уровня передовой для своего времени науки, дал глубоко обоснованное изложение архитектурной теории и обобщение практического опыта. Он разработал законы архитектурного построения и методику проектирования, ввел новаторские инженерно-строительные приемы, разрешил проблемы организации строительства и обучения молодого поколения архитекторов.
Баженов был одним из наиболее образованных людей своего времени. Добившись всесторонних знаний упорным трудом в условиях бедности и лишений детских и юношеских лет, Баженов не замыкался в кругу личных и чисто профессиональных интересов. Достигнув в возрасте 27 лет мировой славы, будучи членом, академиком или профессором русской и трех иностранных академий, он продолжал совершенствовать свое мастерство архитектора, художника, инженера-строителя. Овладев искусством зодчества, он неустанно стремился передать свои знания другим. В этом отношении Баженов был прямым последователем своего великого современника - Ломоносова. Баженова роднит с Ломоносовым любовь к своему народу, последовательная, глубоко принципиальная борьба за развитие, русской культуры, против засилия иностранцев в русской науке, непримиримость в отстаивании творческих убеждений.
Широта творческих интересов Баженова сказалась и в создании им архитектурной школы, где неимущие обучались бесплатно, и в предложении организовать художественный музей и открыть типографию для печатания книг по искусству, и в подготовке многотомного издания чертежей сооружений и проектов отечественной архитектуры.
Человек смелых, часто дерзновенных для своего времени мечтаний, Баженов был вместе с тем подлинным практиком, понимавшим насущную необходимость выдвинутых жизнью задач. Так, например, его записка о реорганизации Академии Художеств была научно разработанной программой, основанной на огромном опыте.
Творчество Баженова было подчинено идее служения народу. Горячим патриотическим чувством, сознанием общественного значения труда архитектора была проникнута его речь на закладке Кремлевского дворца: «Ум мой, сердце мое и мое знание не пощадят ни моего покоя, ни моего здравия», - говорил он.
Патриотизм Баженова сказался и в глубоком уважении к истории своего народа, любви к его богатому, разнообразному творчеству. Подобно тому, как пламенный патриот и революционер, великий современник Баженова Радищев знал и любил русскую народную песню, Баженов высоко ценил произведения русского народного зодчества.
Твердо стоящий на русской национальной почве, зодчий умел критически подходить к творчеству народов других стран, выделяя то, что имело общественную значимость и не принимая чуждых, далеких ему архитектурных образов.
Как художник больших творческих обобщений, Баженов не мог не отразить в своем творчестве идеи, волновавшие умы передовых людей его эпохи. В этом заключается прогрессивное значение деятельности великих мастеров искусства во все периоды развития человеческой истории.
Классовая ограниченность екатерининской дворянской империи, в которой жил Баженов, сузила рамки деятельности архитектора и создала неразрешимые конфликты между наиболее величественными замыслами Баженова и возможностью их осуществления. Не была претворена в жизнь его вдохновенная творческая работа - проект Кремлевского дворца, дошедший до наших дней в чертежах и грандиозной модели; не получил завершения и один из наиболее поэтических ансамблей - подмосковная усадьба Царицыно.
В истории архитектуры Баженов занимает исключительное место. Наряду с Казаковым и Старовым его можно назвать основоположником русской архитектурной классики, не только повлиявшим на творчество современников, но и указавшим пути развития зодчества последующим поколениям русских художников.

1. Дом Пашкова, ныне Библиотека имени В. И. Ленина, в Москве. 1784-1786 гг. Общий вид.

2. Дом Пашкова. Фрагмент центральной части главного фасада.

3. Дом Пашкова. Фрагмент главного фасада (боковой павильон).

4. Дом Пашкова. Дворовый фасад.

5. Дом Пашкова. Ворота.

6. Дом Пашкова. Фрагмент ворот.

7. Усадьба Царицыно. 1775-1785 гг. «Оперный дом».

8. Усадьба Царицыно. «Фигурные» ворота.

9. Усадьба Царицыно. «Малый», или «Полуциркульный» дворец.

10. Усадьба Царицыно. Фрагмент стены «Полуциркульного» дворца.

11. Усадьба Царицыно. Ворота «Хлебного» дома.

12. Усадьба Царицыно. «Фигурный» мост.

13. Усадьба Царицыно. Мост через овраг.

14. Церковь в селе Знаменке. 1768 г.

15. Усадьба Михалково. 1779 г. Въезд.

16. Церковь в селе Быково. 1789 г. Общий вид.

Пример исторического портрета

Годы жизни: 1738-1799

Из биографии

  • Баженов Василий Иванович — русский архитектор, по проекту которого было построено много зданий, до сих пор поражающих красотой и величием, теоретик и педагог. Баженов стал основателем классицизма в архитектуре в России. Он же был зачинателем русской псевдоготики.
  • Творил Баженов в эпоху Екатерины II и Павла I, внося новые элементы в архитектурный облик России.
  • Родился в семье дьячка. С детства проявились склонности к рисованию. Получил прекрасное образование: учился у Ухтомского Д.В. в Москве, в Московском университете в 1755, у С.И. Чевакинского в Петербурге, два года проучился в Академии художеств (1758-1760) у художников А.В.Кокоринова и Ж.Б. Валлен- Деламота. Таким образом, у него были прекрасные учителя.
  • В конце жизни сам был избран вице-президентом Академии художеств в Петербурге в 1799.
  • Слава Баженова шагнула далеко за пределы России. Его избрали профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.

Основные направления деятельности Баженова В.И. и их результаты

Одним из направлений деятельности было проектирование зданий, украсивших, прежде всего, столицы России. Им было спроектировано и под его руководством построено множество замечательных строений, один список которых поражает. Наиболее известными являются: дом Пашкова, дворцы и украшение парков Царицына (Хлебный дом, Оперный дом, фигурный мост, арка с гроздью винограда и многие другие), Владимирская церковь в Быково и многие другие.

Результатом данной деятельности стало проектирование и под его руководством строительство многих замечательных строений, которые и до сих пор поражают красотой, необычностью решений, сочетанием различных стилей, индивидуальностью не только россиян, но и всех гостей нашей страны. Его архитектура – новое веяние в строительстве, совершенно иной его этап.

Другим направлением деятельности Баженова была научная, педагогическая работа. Он создавал основы новой архитектуры, пропагандировал её новые направления: сочетание различных стилей, использование ландшафта при строительстве, соединение классики с пышностью и грациозностью и многие другие. Он стоял во главе группы архитекторов при планировании реконструкции Кремля (совместно с Казаковым М.Ф., Назаровым Е.С., и др.), правда, работа не была завершена по приказу Екатерины II.

Баженову доверили возглавлять Академию художеств в Москве, в которой он также ввёл ряд значительных изменений в преподавании, стремясь нацелить преподавателей на формирование и развитие индивидуальности, неповторимости каждого слушателя.

Свой опыт Баженов пропагандировал далеко за границами России, выступая в престижных академиях мира, в некоторых из которых был избран почётным членом: профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.

Результат данной деятельности . Теоретические основы архитектуры, разработанные Баженовым, стали школой для многих последующих поколений архитекторов и до сих пор являются основой теории в вузах России, а педагогическая деятельность способствовала воспитанию талантливых последователей, которые продолжили его деятельность, воплотив идеи Баженова в своих творениях.

Особенности строений Баженова

  • Использование ландшафта при создании композиций, его здания вместе с окружающим пространством создавали единое целое, дополняя друг друга.
  • Здание и флигеля к нему строились в один ряд, что придавало вид городской постройки (ранее флигеля обычно выступали вперёд. Пример тому — дом Пашкова).
  • Величие и пышность сочетаются с гармонией, симметричностью зданий, логическая продуманность соразмерности всех частей зданий.
  • Талантливое использование цвета и фактуры материала зданий гипс, камень, штукатурка). Его здания – произведения живописи с игрой тени и света.
  • Использование псевдоготических мотивов (строения на Ходынском поле в Москве 1774-1775г.)
  • Эклектика, то есть сочетание стилей, характерна для сооружений в Царицыно: элементы романтизма, готики, древнерусские мотивы.
  • Преодоление ограниченности классицизма, добавление его более нарядными и красочными элементами.

Таким образом , архитектор Баженов В. внёс значительный вклад в архитектуру России, в создание неповторимого облика страны, заложил основы теории нового направления в архитектуре, вёл активную педагогическую деятельность. Россияне чтут память об архитекторе. Его именем названы улицы многих городов России, ему и другому талантливому архитектору Казакову М. поставлен памятник в Москве.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Русский архитектор, вице-президент . Один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Автор проектов «Форума Империи», ансамбля усадьбы и дома Пашкова в Москве, а также ряда других зданий. Из-за недостатка данных в ряде случаев авторство Баженова является предметом дискуссии среди историков.

Биография

Василий Баженов родился 12 марта 1738 года по одним данным в Москве, по другим в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Отец архитектора, Иван Федорович Баженов, был дьяком одной из кремлевских церквей. Баженов, получивший начальное образование в Славяно-Греко-Латинской академии, с юности стал интересоваться архитектурой, зарисовывая приглянувшиеся здания. С 1751 года Баженов стал посещать архитектурную школу Дм. Ухтомского, с 1755 года - Московский Университет. В 1758 году его в числе лучших воспитанников университета отправили в Петербург для обучения в открывшейся годом ранее Академии художеств. Здесь Баженов обучался под наблюдением С.И. Чевакинского и . В январе 1760 года за выдающиеся успехи в учебе Баженову было назначено жалование в 120 рублей, а в сентябре он по представлению Кокоринова был направлен для обучения в Париж.

Во французской столице Баженов поступил в ученики к архитектору Шарлю де Вайи. Здесь, среди прочего, он занялся построением макетов, изготовив также и копию Лувра. После получения диплома Парижской академии, Баженов был произведен Академией художеств в адъюнкты и отправлен в Рим для продолжения обучения. Посетив, помимо Рима, также Тоскану, Флоренцию, Парму, Венецию и ряд других городов, он в 1765 году вернулся в Петербург. По возвращению в Россию Баженов разработал для Академии художеств проект «увеселительного заведения». Данный проект должен был подтвердить притязания архитектора на должность профессора, однако по неизвестной причине этого не случилось. В дальнейшем между Баженовым и академией разгорелся финансовый конфликт, в результате которого с архитектора было взыскано 248 рублей.

В это время Баженов по невыясненным до конца причинам перешел на службу в Артиллерийское ведомство в чине капитана. В 1767 году по приказанию был командирован в Москву, где проживал большую часть времени вплоть до начала 1790-х годов. К этому периоду относятся одни из самых известных работ архитектора.

В 1770 году в Москве началось приготовление к строительству «Форума Великой империи». Грандиозный проект Баженова предусматривал снос части кремлевских стен и строительства грандиозного дворца на берегу Москва-реки. Стоимость проекта оценивалась в 30 миллионов рублей. Прошла торжественная закладка здания, была разобрана часть кремлевской стены, однако в ходе работ под угрозой оказались средневековые памятники - в некоторых старых церквях появились трещины. В итоге строительство «форума» было сначала отложено, а в 1775 году отменено . Разобранный участок стены позднее был восстановлен архитектором Матвеем Казаковым.

В 1776-1785 годах Баженов занимался строительство комплекса здания в усадьбе Царицыно. Баженовский проект предусматривал уникальное для своего времени сочетание традиций нарышкинского барокко и западноевропейской готики. Из-за проблем с финансированием строительство затянулось почти на десять лет, но в 1785 году, когда ансамбль был почти завершен, императрица, посетившая усадьбу, потребовала немедленной перестройки комплекса. Очевидцы отмечают, что архитектура показалась ей слишком мрачной и неуютной, но, по некоторым версиям, причиной недовольства работой Баженов стало увлечение архитектора масонством и контакты с великим князем . В дальнейшем перестройка усадебного ансамбля осуществлялась Матвеем Казаковым.

Баженов, вложивший в строительство усадьбы немало собственных средств, в том числе заемных, оказался в тяжелой финансовой ситуации, которая усугублялась опалой со стороны императрицы. В это время он взялся за исполнение частных заказов. Баженову приписывают авторство многих сооруженных в это время зданий, среди которых Дом Пашкова, Дом Юшкова, Владимирская церковь в Быково, Усадьба Тутолмина и др. При этом документальных подтверждений причастности Баженова к их строительству не сохранилось и атрибуция происходит большей частью на основании сходства архитектуры зданий со стилем зодчего.

В 1792 году по повелению великого князя Павла Баженов вернулся в Петербург. Здесь он среди прочего занимается разработкой одного из проектов . По некоторым данным Баженову принадлежат также проекты ряда небольших строений в и первоначальный проект Казанского собора, однако документальных подтверждений этому не имеется. После вступления Павла I на престол он был приближен к императору, награжден орденом св. Анны 2-й и 1-й степени и 1000 душ крестьян. В 1799 году император также назначил Баженова вице-президентом Академии художеств. По поручению Павла архитектор приступил к подготовке издания сборника проектов и чертежей всех выдающихся зданий империи, однако завершить работу не смог, так как 12 августа 1799 года скончался от паралича.

Первоначально архитектор был похоронен в Петербурге, однако в 1800 году его останки были перезахоронены в семейном имении Баженовых в деревне Глазово Тульской губернии.

Творчество

В изучении творчества архитектора существует ряд проблем, связанных с нехваткой источниковедческой базы. Документально подтверждена причастность Баженова к сооружению зданий лишь в нескольких случаях: Форум Великой Империи, ансамбль парка Царицыно, временные увеселительные павильоны на Ходынском поле, один из проектов Михайловского замка. Также несмотря на отсутствие документальных свидетельств большинство исследователей относят к работам Баженова Дом Пашкова на основании устных свидетельств и стилистического сходства с работами архитектора, в частности «Форумом». Кроме этого в разное время выдвигались версии о причастности Баженова к строительству ряда зданий, однако документально подтвердить их на данный момент невозможно. Среди них:

Владимирская церковь в Быково

Церковь иконы Всех скорбящих радость на Большой Ордынке

Дом Юшкова

Дом Долгова

Усадьба Тутолмина

Усадьба Красное (Рязанской губ.)

Каменноостровский дворец

Старый Арсенал на Литейной улице

Ряд строений в Гатчине и Павловске

Усадьба Румянцева на Маросейке

Проект Казанского Собора в Петербурге

Память

В честь Баженова названы улицы в Казани, Пензе, Липецке, Калуге, Калининграде и Жуковском. В 2007 году памятник Василию Баженову и Матвею Казакову был открыт на территории усадьбы Царицыно.