Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  За что канонизирован император Николай II? За что Николай II причислен к лику святых

За что канонизирован император Николай II? За что Николай II причислен к лику святых

Святой мученик Николай Второй является примером праведной жизни для каждого православного человека. Молитвы перед образом русского царя могут помочь вам полностью изменить свою жизнь и судьбу в лучшую сторону.

История иконы

Общеизвестно, что замученного Николая Второго и его семью канонизировали не так давно. Между тем именно будущая канонизация и сыграла основную роль в появлении отдельной иконы Николая Второго.

Русской эмигрантке, постоянно живущей в США, приснился образ последнего русского царя в особом одеянии. Женщина как раз получила небольшое наследство, которое собиралась полностью потратить на благотворительность. Наутро вопрос, куда направить средства, был снят раз и навсегда. Женщина попросила живущего в Чикаго русского художника взяться за исполнение образа императора Николая из ее сна.

Когда икона была готова, ее поместили дома у заказчицы. Примечательно то, что через несколько лет после создания образа царская семья была канонизирована.

Где находится святой образ

Первоначальный образ Николая Второго и по сей день находится в доме благочестивой женщины. Списки и копии образа постепенно распространяются по всем православным храмам как в России, так и за рубежом.

Описание иконы

На иконе изображен последний русский царь Николай Второй в богатом облачении и шапке Мономаха. В одной руке святой держит скипетр, а в другой — державу.

Этот образ напоминает каждому верующему человеку о том, на какие жертвы пошл царь, чтобы защитить свою веру, народ и убеждения. Его смерть является огромной утратой для страны, а защита и покровительство последнего царя дают надежду на лучшее будущее для каждого православного человека.

В чем помогает образ святого Николая Второго

Смерть последнего русского царя стала поворотной точкой истории нашей страны. Известно, что в планах Николая Второго было отречение от престола и движение к демократии. Именно справедливость и воплотил в себе образ святой иконы.

К иконе святого Николая Второго обращаются:

  • с молитвами и просьбами о восстановлении правды;
  • о справедливом возмездии или предупреждении;
  • прося защитить семью от развала.

Молитвы перед образом святого

«О, великий царь, при жизни низвергнутый и невинно убиенный, нашедший покой в Царствии Небесном! Смиренно прибегаю и припадаю к ногам твоим со слезами: молю, убереги, владыко, меня и мою семью от клеветы, лжи и несправедливости во всякий день земной жизни моей. Да не посрамлю я учения Господа нашего Иисуса Христа и смиренно войду во врата Рая, когда пробьет мой земной час. Аминь».

«О, святый великомученик Николай, молим тебя: услышь нас, грешных и недостойных рабов Господних, услышь и не оставь мольбы наши без ответа. Святый Николае, укрой покровом своим бессмертные души и живот наш от всякого зла, несправедливости и муки телесныя и душевныя, абы словом, делом или мыслью не посрамили мы дара, данного Господом. Аминь».

Эта молитва способна помочь вам уберечься от неправильных решений и спастись от лжи и бесчестья.

Молитвы о прощении грехов перед иконой Николая Второго имеют особую силу: с их помощью вы можете полностью очистить свою душу от бремени и изменить жизнь, направив ее по правильному пути. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

22.07.2017 05:54

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный...

________________________________________ _________
* Икона святых Царственных Страстотерпцев,
изготовлена сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря по заказу Московского Кафедрального Богоявленского патриаршего собора.
* Вторая икона аналогично . Автор Филипп Москвитин. Храм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево.
Она мироточит

Очевидны две тенденции иконописцев: первая -- переодевать царскую семью в древнерусские одеяния 16-17 веков, и тогда иконы опознаются по усам Николая да количеству персон на доске. Больше ничем они не отличаются от прочих изображений каких угодно святых.

Вторая тенденция мне лично нравится больше -- оставить их в одежде начала ХХ века, причем подчас в военной форме и передниках медсестер. Но иконописцев, видимо, смущает получающаяся стилевая несообразность -- нимбы плохо сочетаются с кителями, и увы, чаще попадается первый вариант.

Свв.Патриарх Тихон-исповедник и Царь Николай-страстотерпец

Патриарх Тихон (в миру - Василий Иванович Беллавин), был избран патриархом после революции 1917 года. Скончался в 1925 г. в возрасте 60 лет - по официальным данным от сердечной недостаточности, хотя существует версия о его отравлении. Канонизирован в 1989, стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Он стал первым патриархом в России со времен Петра I, отменившего этот институт. Почему они соединены на одной иконе: Николай был сторонником возраждения патриаршества, в маргинальных кругах считают что он настолько разделял эту идею, что даже сам готов был стать патриархом. Тихон -- первый высшихй церковный новомученик, Николай -- первый высший светский - вот они и вместе.

Оба святых изображены предстоящими Распятию Христову. С небес к Христу слетают ангелы, которые несут Орудия Страстей : в данном случае терновый венец и, кажется, молоток и гвозди, которыми прибивали Христа. Сравните их с летящими ангелами на предыдущей иконе (где царская семья написана на зеленом фоне): там они также спускаются с небес, но не к Иисусу, а собственно к Романовым, и держат в руках мученические венцы -- обозначение конкретной планиды семьи и их лика святости.

И Тихон и Николай изображены в "рабочей форме" -- один в патриаршем облачении, другой в горностаевой мантии, правда, накинутой на парадный мундир. Шею императора украшает орден (он был кавалером Георгия IV класса), в руках у него сабля -- эти атрибуты по идее должны подчеркивать его военачальнические функции, которых де факто не было, и поэтому не ясно, почему иконописец решил ее акцентировать -- когда упор делается на страстотерпство, это лучше, ибо действительно правда.

Икона святого Царя-мученика Николая II и святого Патриарха Тихона.
* Первая -- написана русским эмигрантом в Харбине. Видно, для себя, и поэтому гуманно будет не придираться к стилю. Но все те же элементы иконографии, о которых написано выше, уже налицо. За спинами у обоих -- толпы, видимо, мучеников, пострадавших от Советской власти.
* Вторая -- Икона страстотерпца Николая, императора Российского, и святого Патриарха Тихона, находящаяся в зимнем Свято-Духовском храме Спасо-Преображенского прихода острова Кижи

* "Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря"
Автор -- Кокурина Ирина Александровна. Палехская школа. Икона храма святаго славнаго пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке г. Москвы.

"Согласно житию преподобномученицы Елизаветы Федоровны, супруги независимо друг от друга, ещё до знакомства, дали Богу обет девства. Поэтому брак их был бездетным, они жили как брат с сетрой. С другой стороны, социолог, психолог и сексолог И. С. Кун, опираясь на свидетельства современников, указывает, что Сергей Александрович вёл открыто гомосексуальный образ жизни. Согласно утверждениям некоторых авторов, Великий Князь был также склонен к садизму".
Это называется торжество Нейтральной Точки Зрения.

царевич Алексей
Не выходит он у них чего-то.

А вот эта продается там же и стоит 2500 долл.

Распутин и царевич Алексей -- это уже очевидно полная маргинальность, а не РПЦ.
судя по нимбам, это все-таки икона, далее -- старей Николай написан с образом "Распутин и царевич Алексей" в руках. Старец Николай -- это протоирей с о. Залит, известная личность, принадлежал к РПЦ, но его любят всякие сектанты, приписывая ему что она на икону Распутина молился и Ивана Грозного почитал как святого. РПЦ, в отличие от маргиналов, старец еще не канонизирован.

Новомученик Василий (Иванов)
с иконой Николая II в руках. Автор - Раиса Смирнова. Июнь 2006. Икона написана для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёве - почитателей Царя-мученика
Василий Иванов был монархистом, и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных
в составе которого, собственно, царская семья и канонизирована.
("Убиение...", которое выше - клеймо вот этой самой иконы. Вообще, советую поразглядывать клейма)

Клейма (к царской семье отношения не имеют, но уж больно прекрасные):

Святии Новомученицы и Страстотерпцы Российстии Русскою Православною Зарубежною Церковью прославлении 19 октября (1 ноября) 1981-го года.
Икона из Богоявленского храма в Бостоне. Сама икона написана художником Николаем Александровичем Папковым

у этой иконы еще более потрясающие клейма:

Собор Святых покровителей охотников и рыболовов
царь Николай в правой части иконы в первом ряду почему он покровитель охотников и рыболовов-то, кстати? кто это решил, что он покровитель.

"В верхней части иконы расположен ряд чудотворных икон Божией Матери, через которые в разное время Царица Небесная оказывала Свое покровительство охотникам и рыболовам и по сию пору является их Помощницей и Предстательницей. Таких икон пять: если смотреть слева направо, то первая – это Тихвинская, затем Казанская, Озерянская, «Знамение» и Феодоровская икона Божией Матери.

Под этим рядом икон Пресвятой Богородицы слева и справа внизу в молитвенном предстательстве ко Спасителю изображены святые, имеющие особую благодать помогать всем занимающимся охотой и рыболовством. Это, прежде всего, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев (все они изображены в левой части иконы в первом ряду). Во втором ряду мы видим преподобного Никодима Кожеезерского, апостолов Андрея Первозванного и Фому. Замыкают эту группу святых праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский.

В правой части иконы в первом ряду расположены: великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, праведный Симеон Верхотурский и святой страстотерпец царь Николай. Второй ряд святых открывает благоверный Великий князь Александр Невский, за ним следуют великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Выше изображены равноапостольный Великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Димитрий Донской".

Храм в Ульцине (Черногория): фреска св. Иоанн Шанхайский, Николай II и прп. Силуан Афонский (в миру - Семен Иванович Антонов, родом из Тамбова)

В России многие люди в конце XIX в. считали, что на протяжении длительного времени в истории страны действовал простой принцип (или, как бы сейчас сказали, алгоритм): хорошего правителя сменял плохой, но следующий был хорошим. Вспомним: Петр III был плохим и очень непопулярным, Екатерина II вошла в историю как Великая, Павла I убили, Александр I победил Наполеона и был очень популярен, Николая I боялись, Александр II провел великие реформы, а Александр III – контрреформы. Николай II вступил на престол в 1894 г., в возрасте 26 лет, получил неплохое образование. От него ждали продолжения преобразований, прежде всего завершения политических реформ.

Николай II и Александра Федоровна в костюмах эпохи Михаила Романова

Николай II родился в 1868 г. и подростком присутствовал при кончине своего деда – Александра Освободителя. В 1894 г. после смерти отца он оказался на престоле. В 1917 г. его свергли с трона, а в 1918 г. без суда расстреляли вместе с семьей в г. Екатеринбурге.

Он получил неплохое образование, производил хорошее впечатление на окружающих своими манерами. Сам Николай и многие из его окружения считали, что в свои 26 лет он был «не готов к правлению». На него сильно влияли родственники, дядья, вдовствующая императрица, наиболее влиятельный министр финансов С. Ю. Витте, «доставшийся» царю от отца, видные государственные сановники и верхи российской аристократии. «Царь был тряпка, без единой мысли в голове, хилый, презираемый всеми», – характеризовал Николая Эрнест Фетерляйн, адмирал, руководитель дешифровальной службы до 1917 г. в России, а после 1917 г. – в Англии.

При жизни Николая назвали «кровавым». В 1896 г. в Москве во время коронационных торжеств при раздаче царских подарков на Ходынском поле возникла давка, в которой погибло более тысячи человек. 9 января 1905 г. в Петербурге было расстреляно мирное шествие. В день «Кровавого воскресенья» погибло более 1500, а ранения получили свыше 5000 человек. В ходе бездарной русско-японской войны 1904-1905 гг., к которой царя подтолкнуло его ближайшее личное окружение, погибло более 200 тысяч русских солдат. Жертвами репрессий жандармерии, полиции, картельных экспедиций, погромов, инспирированных царской полицией, стало более 30 тысяч человек. В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг., в которую Россия оказалась втянутой из-за близорукой, непоследовательной и нерешительной внешней политики Николая II, Россия уже к моменту свержения царя потеряла убитыми 2 миллиона и искалеченными 4 миллиона человек.

«Народ простил ему Ходынку; он удивлялся, но не роптал против японской войны и в начале войны с Германией отнесся к нему с трогательным доверием. Но все это было вменено в ничто, и интересы Родины были принесены в жертву позорной вакханалии распутинства и избежанию семейных сцен со стороны властолюбивой истерички. Отсутствие сердца, которое подсказывало бы ему, как жестоко и бесчестно привел он Россию на край гибели, сказывается и в том отсутствии чувства собственного достоинства, благодаря которому он среди унижений, надругательства и несчастия всех близких окружающих продолжает влачить свою жалкую жизнь, не умев погибнуть с честью в защите своих исторических прав или уступить законным требованиям страны», – написал на склоне своих лет юрист, писатель, сенатор, член Государственного совета, почетный академик Пушкинского отделения изящной словесности Петербургской академии наук Анатолий Федорович Кони (1844-1927).

В советское время был такой анекдот. При введении звания Героя Социалистического Труда в 1938 г. одним из первых это звание получил Николай Александрович Романов (посмертно). С формулировкой «За создание революционной ситуации в России».

В этом анекдоте нашла отражение печальная историческая реальность. Николай II получил от своего отца в наследство довольно мощную страну и отличного помощника – выдающегося российского реформатора С. Ю. Витте. Витте был отправлен в отставку, так как выступал против вовлечения России в войну с Японией. Поражение в русско-японской войне ускорило революционные процессы – произошла первая русская революция. На смену Витте пришел волевой и решительный П. А. Столыпин. Он начал реформы, которые должны были превратить Россию в приличное буржуазно-монархическое государство. Столыпин категорически возражал против любых действий, которые могли затянуть Россию в новую войну. Столыпин погиб. Новая большая война привела Россию к новой, большой революции 1917 г. Получается, что Николай II своими собственными руками способствовал возникновению двух революционных ситуаций в России.

Тем не менее в 2000 г. он вместе с семьей был причислен Русской православной церковью к лику святых. Отношение к личности Николая II в российском обществе полярное, хотя официальные средства массовой информации сделали все, чтобы изобразить последнего русского царя «белым и пушистым». В правление Б. Н. Ельцина произошло захоронение найденных останков царской семьи в приделе Петропавловского собора.

Любопытно, что о деятельности последнего российского царя, о его личном вкладе в решение многообразных проблем страны даже ангажированные СМИ могут мало что написать. Все мало-мальски разумное, перспективное и важное, что появилось в правление Николая II (парламент, легализация политических партий и профсоюзов, сокращение рабочего дня, введение социального страхования, развитие кооперации, подготовка к введению всеобщего начального обучения и т. д.), не было результатом его собственной позиции, а зачастую происходило вопреки его активному сопротивлению. «Помните одно: никогда ему не верьте, это самый фальшивый человек, какой есть на свете», – со знанием дела говорил И. Л. Горемыкин, дважды занимавший пост председателя Совета Министров при Николае II.

После революции 1917 г. престарелый Иван Логгинович Горемыкин был убит крестьянами из деревень, соседствовавших с его имением.

Чисто по-человечески Николая Романова можно понять и пожалеть. После четырех дочерей его любимая жена родила сына, который оказался болен гемофилией (несвертываемость крови). Ребенок ужасно страдал. В то время больные гемофилией редко доживали до зрелого возраста. «Болезнь наследника была ужасным ударом для государя и государыни. Я не преувеличу, если скажу, что горе подорвало здоровье императрицы, она никогда не смогла избавиться от чувства ответственности за болезнь сына. Сам государь за год состарился на много лет, и близко наблюдавшие не могли не заметить, что тревожные мысли никогда не покидали его», – писала о ситуации А. А. Вырубова, фрейлина, весьма близкая к царской семье.

Похоже, что семейная трагедия отодвинула для царской четы все остальные проблемы на второй план. Может ли себе это позволить верховный правитель огромного государства? Ответ однозначный. «Вокруг трусость, измена и обман», – записал в день своего отречения Николай II в дневнике. А на что он, интересно, рассчитывал, если ему ни до кого и ни до чего не было дела? Царь понял, что командующие фронтов его не поддерживают. Врач сообщил ему, что царевич вряд ли проживет еще пару лет. И царь подписал Манифест об отречении от престола. «Он сделал это с такой же легкостью, как будто сдал эскадрон», – вспоминал один из очевидцев.

«Судьба Алексея поражает какой-то мрачной парадоксальностью – долгие годы борьбы родителей и врачей за спасение жизни тяжело больного ребенка закончились мгновенной жестокой расправой», – пишет автор специальной работы Барбара Берне.

С этого момента царь стал частным лицом, гражданином Романовым. Его канонизация останется весьма спорным решением Русской православной церкви, так как по крайней мере житие Николая II было отнюдь не жизнью святого человека, а смерть его стала результатом борьбы многих сил. Для некоторых погибший император был более желателен, чем благополучный пенсионер где-нибудь в Англии, куда царскую семью не захотела принимать английская королевская семья. Кстати, в ссылку в Сибирь с императорской семьей не поехал ни один из более чем 100 человек священнослужителей. Да и Русская православная церковь удачно воспользовалась ситуацией, чтобы в отсутствие царя и сильной власти вообще восстановить патриаршество.

Захоронение царя в Петропавловском соборе также представляется явным перебором. По дореволюционному законодательству частное лицо не могло быть похоронено вместе с правителями, которые умерли «при исполнении обязанностей».

Утешает лишь то, что почти прекратилась суета членов дома Романовых вокруг опустевшего престола. Они-то знают, что по Закону о престолонаследии, одному из важнейших законов Российской империи, ни у кого из оставшихся Романовых нет юридических прав на престол. Нужна ли России новая династия? Это уже другой вопрос.

Бурная деятельность по защите доброго имени императора Николая II от режиссера Алексея Учителя с его фильмом «Матильда», которую развили православные активисты, часть духовенства и даже депутаты Госдумы во главе с Натальей Поклонской, создали у общественности иллюзию того, что быть православным и относиться к последнему русскому императору без трепета невозможно. Однако в Русской православной церкви были прежде и остаются разные мнения насчет его святости.

Напомним, Николай II, его супруга, четыре дочери, сын и десять слуг были канонизированы в 1981 году Русской православной церковью заграницей как мученики, а затем, в 2000 году, царская семья была признана святыми страстотерпцами и Русской православной церковью Московского патриархата. Архиерейский собор РПЦ принял это решение лишь со второй попытки.

Первый раз это могло произойти на соборе в 1997 году, но тогда выяснилось, что против признания Николая II выступают сразу несколько архиереев, а также некоторая часть духовенства и мирян.

Страшный суд

После падения СССР церковная жизнь в России находилась на подъеме, и помимо восстановления храмов и открытия монастырей перед руководством Московского патриархата стояла задача «уврачевать» раскол с белоэмигрантами и их потомками, объединившись с РПЦЗ.

О том, что канонизацией царской семьи и других жертв большевиков в 2000 году было устранено одно из противоречий между двумя Церквями, заявлял будущий патриарх Кирилл, возглавлявший тогда отдел внешних церковных сношений. И действительно, через шесть лет Церкви воссоединились.

«Царскую семью мы прославили именно как страстотерпцев: основанием для этой канонизации стала безвинная смерть, принятая Николаем II с христианским смирением, а не политическая деятельность, которая была довольно противоречива. К слову, и это осторожное решение многих не устроило, потому что кто-то не хотел этой канонизации вовсе, а кто-то требовал канонизации государя как великомученика, „ритуально от жидов умученного“», - рассказывал спустя много лет член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов.

И добавлял: «Надо иметь в виду, что кто-то в наших святцах, как это выяснится на Страшном суде, святым не является».


«Государственный изменник»

Самыми высокопоставленными противниками канонизации императора в церковной иерархии в 1990-е годы были митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) и Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Для владыки Иоанна худшим проступком царя было отречение от престола в критический для страны момент.

«Допустим, он почувствовал, что потерял доверие народа. Допустим, была измена - измена интеллигенции, измена воинская. Но ты же царь! И если тебе изменяет командующий, отстрани его. Надо являть твердость в борьбе за российское государство! Недопустимая слабость. Если уж страдать до конца, то на престоле. А он отошел от власти, передал ее, по сути, Временному правительству. А кто его составлял? Масоны, враги. Вот так и открылась дверь для революции», - негодовал он в одном из своих интервью.

Однако митрополит Иоанн скончался в 1995 году и не смог повлиять на решение других архиереев.

Митрополит Нижегородский Николай - воевавший под Сталинградом ветеран Великой Отечественной войны - до последнего отказывал Николаю II в святости, называя его «государственным изменником». Вскоре после собора 2000 года он дал интервью, в котором прямо заявил, что голосовал против решения о канонизации.

«Видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. Он государственный изменник. Он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено, но счел нужным сбежать под юбку Александры Федоровны», - был убежден иерарх.

Что касается православных «зарубежников», то о них владыка Николай высказывался очень жестко. «Сбежать и оттуда гавкать - ума большого не требуется», - говорил он.


Царские грехи

Среди критиков канонизации императора оказался и профессор богословия Московской духовной академии Алексей Осипов, обладающий, несмотря на отсутствие священного сана, большим авторитетом у части православных верующих и епископов: десятки из нынешних архиереев попросту являются его учениками. Профессор написал и опубликовал целую статью с аргументами против канонизации.

Так, Осипов прямо указывал, что царь и его близкие были канонизированы РПЦЗ «главным образом по политическим мотивам» и после распада СССР те же мотивы возобладали и в России, а почитатели Николая II без всяких на то оснований приписывают императору величайшую личную святость и роль искупителя грехов русского народа, что с точки зрения богословия является ересью.

Также профессор Осипов напоминал о том, как Распутин позорил царскую семью и вмешивался в работу Святейшего синода, и о том, что царь не упразднил «введенное по протестантскому образцу антиканоническое возглавление и управление Церкви мирянином».

Отдельно он остановился на религиозности Николая II, которая, по мнению Осипова, «носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма».

Известно, что императрица Александра Федоровна презирала русское духовенство, называя членов Синода «животными», зато привечала при дворе разного рода магов, проводивших для императорской четы спиритические сеансы, и прочих шарлатанов.

«Этот мистицизм наложил тяжелую печать на весь душевный настрой императора, сделав его, по выражению протопресвитера Георгия Шавельского, „фаталистом и рабом своей жены“. Христианство и фатализм несовместимы», - замечает профессор.

Как и митрополиты Иоанн и Николай, Осипов настаивал, что император своим отречением «упразднил самодержавие в России и тем самым открыл прямую дорогу к установлению революционной диктатуры».

«Никто из ныне канонизированных святых новомучеников российских - патриарх Тихон, митрополит Вениамин Санкт-Петербургский, архиепископ Фаддей (Успенский), митрополит Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), тот же Илларион Троицкий - никто из них не назвал царя святым страстотерпцем. А ведь могли бы. Более того, в решении Святейшего синода по поводу отречения государя не выражено ни малейшего сожаления», - заключает Алексей Осипов.


«Мудрое решение»

Противники канонизации были не только в России, но и за рубежом. Среди них - бывший князь, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Сам первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) - член Святейшего синода, свидетель революции и один из самых уважаемых иерархов своего времени - и не помышлял о канонизации царя, считая его трагическую гибель расплатой за «грехи династии», представители которой «безумно провозгласили себя главою Церкви». Однако ненависть к большевикам и стремление подчеркнуть их жестокость для последователей митрополита Антония оказались важнее.

О том, как митрополит Николай и другие противники канонизации царя оказались на соборе 2000 года в меньшинстве, журналистам позже поведал епископ Вологодский Максимилиан.

«Давайте вспомним Архиерейский собор 1997 года, на котором обсуждался вопрос о канонизации царственных мучеников. Тогда уже были собраны материалы и тщательно изучены. Некоторые архиереи говорили, что надо прославлять государя-императора, другие призывали к обратному, большая же часть епископов занимала нейтральную позицию. В то время решение вопроса о канонизации царственных мучеников, вероятно, могло бы привести к разделению. И Святейший [патриарх Алексий II] принял очень мудрое решение. Он сказал, что прославление должно быть на юбилейном соборе. Прошло три года, и я, беседуя с теми архиереями, которые были против канонизации, видел, что их мнение изменилось. Колеблющиеся стали за канонизацию», - засвидетельствовал епископ.

Так или иначе, но противники канонизации императора остались в меньшинстве, а их доводы - преданы забвению. Хотя соборные решения обязательны для всех верующих и теперь открыто не соглашаться со святостью Николая II они себе позволить не могут, судя по дискуссиям в Рунете вокруг «Матильды», полного единомыслия в этом вопросе в рядах православных добиться не удалось.


Несогласные в РПЦ

Те, кто не готов восторгаться последним царем по примеру Натальи Поклонской, указывают на особый чин святости, в котором он был прославлен, - «страстотерпец». Среди них - протодиакон Андрей Кураев, рассказавший СНЕГ.TV о мифологизации фигуры Николая II.

«Особый чин святости, в котором был прославлен Николай II, - „страстотерпец“ - это не мученик, не вторая версия Христа, который якобы принял на себя грехи всего русского народа, но человек, который смог в ситуации ареста не озлобиться и по-христиански принять все скорби, что выпали на его долю. Такую версию я принять могу, но, к сожалению, дальше начинает работать наш русский максимализм: к этой основе уже начинают добавляться огромные слои мифологии. По-моему, скоро у нас появится догмат о непорочном зачатии Николая II», - заявил он.

«Скандалы вокруг „Матильды“ показывают народное требование, что он был святым не только в минуты кончины, а всегда. Однако на соборе 2000 года подчеркивалось, что его прославление как страстотерпца не означает ни канонизации монархического рода правления как такового, ни конкретно образа правления Николая II как царя. То есть святость не в царе, а в человеке по имени Николай Романов. Вот это сегодня напрочь забывается», - добавил священнослужитель.

Также протодиакон Андрей Кураев утвердительно ответил на вопрос
СНЕГ.TV , была ли канонизация царской семьи условием воссоединения РПЦ и РПЦЗ. «Да, это было, и во многом, конечно, эта канонизация была политической», - отметил Кураев.


Комиссия по святости

Чтобы яснее понять, кого в Церкви называют страстотерпцами, следует обратиться к официальным разъяснениям от Синодальной комиссии по канонизации святых. С 1989 по 2011 год ее возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, за это время к лику святых были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.

В своем докладе на Архиерейском соборе 2000 года - том самом, где решался вопрос о царской семье, - владыка Ювеналий заявил следующее: «Одним из главных доводов противников канонизации царской семьи является утверждение о том, что гибель императора Николая II и членов его семьи не может быть признана мученической смертью за Христа. Комиссия на основе тщательного рассмотрения обстоятельств гибели царской семьи предлагает осуществить ее канонизацию в лике святых страстотерпцев. В богослужебной и житийной литературе Русской православной церкви слово „страстотерпец“ стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников».

«В истории русской церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 год), Игорь Черниговский (1147 год), Андрей Боголюбский (1174 год), Михаил Тверской (1319 год), царевич Димитрий (1591 год). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения», - отметил он.

Предложение было принято, и собор постановил признать императора, его супругу и детей святыми страстотерпцами, несмотря на то, что Архиерейский собор Русской зарубежной церкви в 1981 году уже признал «полноценными» мучениками всю царскую семью и даже ее слуг, среди которых был католик камердинер Алоизий Трупп и лютеранка гофлектрисса Екатерина Шнейдер. Последняя погибла не с царской семьей в Екатеринбурге, а двумя месяцами позже в Перми. Других примеров канонизации католиков и протестантов православной церковью история не знает.


Несвятые святые

Между тем канонизация христианина в чине мученика или страстотерпца никак не обеляет всей его биографии в целом. Так, святой страстотерпец великий князь Андрей Боголюбский в 1169 году повелел взять штурмом Киев - «мать городов русских», после чего дома, храмы и монастыри были беспощадно разграблены и разрушены, что произвело на современников жуткое впечатление.

В списке святых мучеников можно найти и таких людей, как Варвар Луканский, который первую часть своей жизни занимался разбоями, грабежами и убийствами, а затем внезапно уверовал в Бога, покаялся и погиб в результате несчастного случая - проезжие купцы приняли его в высокой траве за опасное животное и застрелили. Да и по Евангелию первым в рай вошел распятый по правую руку от Христа разбойник, который сам же признал справедливость вынесенного ему приговора, но успел покаяться за считаные часы до смерти.

Тот упрямый факт, что большая часть жизни и все правление императора Николая вплоть до отречения и ссылки отнюдь не являет собой примера святости, было открыто признано и на соборе 2000 года. «Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, Комиссия не нашла в одной этой деятельности достаточных оснований для его канонизации. Представляется необходимым подчеркнуть, что канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает „канонизации“ монархической формы правления», - заключил тогда митрополит Ювеналий.

В таких случаях лучше обращаться к документам:

Первое, что важно. Царь не прославлен один персонально, как уделяют внимание некоторым вождям, вождецентризма нет.

Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

Здесь видим, что частое возражение "много кого убили, почему только царя помним" необосновано. В первую очередь прославлены именно неизвестные.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:

от Алма-Атинской епархии:

  • митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского; 1877-1955)
  • митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877-1937)
  • архиепископа Воронежского Захария (Лобова; 1865-1937)

И только в конце царская семья со следующей формулировкой:

3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.

При этом церковь не идеализировала царя и рассматривает его деятельность так:

Доклад о работе Комиссии Свящ. Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине царской семьи

Будучи помазанным на Царство, наделенный всей полнотой власти, Император Николай II был ответственен за все события, происходившие в его государстве, как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому определенная доля личной ответственности за исторические ошибки, подобные событиям 9 января 1905 года, - а этой теме был посвящен специальный доклад, принятый Комиссией, - ложится на самого Императора, хотя и не может измеряться степенью его участия, а точнее неучастия в этих событиях.

Другим примером действий Императора, имевших пагубные последствия для судьбы России и самой Царской Семьи, были его отношения с Распутиным - и это было показано в исследовании "Царская Семья и Г. Е. Распутин". Действительно, как могло случиться, что такая фигура как Распутин могла оказывать влияние на Царскую Семью и российскую государственно-политическую жизнь его времени? Разгадка распутинского феномена - в болезни Царевича Алексия. Хотя и известно, что Государь неоднократно пытался избавиться от Распутина, но всякий раз он отступал под давлением Императрицы из-за необходимости обращаться за помощью к Распутину для излечения Наследника. Можно сказать, что Император оказался не в состоянии противостоять Александре Федоровне, истерзанной горем из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под влиянием Распутина.

Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла а ней достаточных оснований для его канонизации.

Однако в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения. Их канонизация совершалась именно потому, что свои грехи они искупили не только покаянием, но и особым подвигом - мученичеством или аскезой.