Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Сочинение Пушкин А.С

Сочинение Пушкин А.С

Изображение дворянства в романе "Евгений Онегин"

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость, минуты

радости и горькие часы без сна - вся

жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Н.Долинина.

Из книги "Прочитаем "Онегина" вместе".

План Вступление. "Евгений Онегин"- "энциклопедия русской жизни". Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в романе. Пустая жизнь светского общества Петербурга. Косность и консерватизм московского дворянства. Поместное дворянство: сравнение его с дворянством столичным; отсутствие высоких интересов; барский произвол; подражание иностранному, боязнь нового. Отношение автора к дворянству. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.

Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над ним более восьми лет.

За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Хотя это время подъема национального самосознания, начало организованного революционного движения, абсолютное большинство дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мятущейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно увидеть в романе эти явления (я не говорю о 10 главе).

Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, "блеск и нищету" петербургского дворянства. Вот отец Онегина, который "давал три бала ежегодно и промотался наконец". Вот и сам Онегин, который "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно", и "свет решил, что он умен и очень мил". Дни его проходят весело, "три дома на вечер зовут". Он легко вписывался в высшее общество, где присутствуют "необходимые глупцы", "моды образцы", "с виду злые дамы", "неулыбающиеся" девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее - вот основное времяпровождение. Жизнь "однообразна и пестра", и "завтра то же, что вчера".

Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

Неудивительно, что Татьяне "душно здесь". Московские знакомые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец...

И дальше начинает перечислять их "неизменные" качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, да еще с "прикрасой легкой клеветы". Правда, "они клевещут даже скучно". Несколько строф, и навеки запечатлены и эпоха, по словам Л.Толстого, самые выгодные условия жизни, но который истратил их на балы, праздники, дуэли.

Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич.

Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убога жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже только потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а значит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже немало. Вспомним "Забытую деревню" Некрасова.

Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский и Татьяна.

Но все-таки какая поразительная убогость! Смотря глазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил". Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная лень- вот характерные черты многих из них. Их образование имеет как бы очень внешний налет. Так, мать Тани умела "русский Н, как N французский", произносить в нос, знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многих проявляется даже в смешных мелочах.

Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают. В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это то, что поэт назвал "барство дикое". Так, мать Лариной сама "служанок била осердясь".

Все они боятся нового, что может ограничить их власть. Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Соседи-помещики увидели в этом "страшный вред", а его ославили, как "опаснейшего чудака".

С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций.

Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей,

говорит он. Но ведь прежде - дельным!

Несомненно, в этом своем романе, как и в других произведениях (например, "Капитанская дочка" в сценах воспитания Гринева), он является продолжателем сатиры Фонвизина так же, как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России.

Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что "без "Онегина" был бы невозможен "Герой нашего времени" так же, как без "Онегина" и "Горя от ума" Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию сочинение о дворянстве, каким его показывает Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Дворянство (Высший свет) в романе «Евгений Онегин».

А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изобразил жизнь русского дворянства двадцатых годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, «он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия ».

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро наскучивает.

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гроздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков «; Петушков, «уездный франтик «; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут «. Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например, Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины — герои «Недоросля» Фонвизина, Буянов — герой «Опасного соседа» В.Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает «битый палкой » — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как не отличаются интеллектом их беседы:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняется естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры.

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья.

Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций. Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Вторая столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тети седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века.

Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец…

Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо:

К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…

Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны «, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора

Пушкину удалось дать в «Евгении Онегине» развернутую картину жизни дворянского сословия, а вместе с тем, по мнению Белинского, и всею общества «в том вида, в котором от находилось в выбранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего XIX столетия».

Вот такое сочинение-характеристика высшего общества в романе «Евгений Онегин».

Байтериков Александр

По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

Байтериков Александр

Ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Руководитель

Царёва Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

  1. Введение.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

  1. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Заключение
  1. Литература

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин!
Как хорошо, что есть твое
богатство:
Твои стихи, поэмы и романы,
Твои сонеты, оды, эпиграммы –
Все, чем сильно твое искусство.

Т.В. Румянцева

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: - исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; - рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; - выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Духовный мир провинциальных дворян.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом...

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ - полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея - воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” - пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” - безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” - сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Заключение.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века. Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.

Литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

3. Большая советская энциклопедия

4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

Дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.

В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»: Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Наша поэзия... должна искать для себя материалов почти исключительно в том классе, который, по своему образу жизни и обычаям, представляет более развития и неравномерного движения. («Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая») В связи с этим традиционным определением Белинского М. М. Бахтин дает современное понимание энциклопедизма Пушкина: И это не немая вещно-бытовая энциклопедия. Русская жизнь говорит здесь всеми своими голосами, всеми языками и стилями эпохи. («Из предыстории романного слова») I. В своем романе Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX века, причем детально показана как жизнь провинциального дворянства, так и жизнь столичного общества (петербургского и московского). 1. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ДВОРЯНЕ. 1) В изображении провинции Пушкин следует за Фонвизиным, дает представление о персонажах с помощью фамилий фонви- зинских героев. Здесь как будто царствует прошлый век и минувшая литературная эпоха с ее «говорящими фамилиями»: Гости на балу: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, (С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный Буянов... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Перечисление гостей на именинах Татьяны содержит очевидные реминисценции: чета Скотининых и Гвоздин напоминают о персонажах комедии Фонвизина; Буянов - главный герой поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед» (1811). Пушкин называет Буянова двоюродным братом, так как считает его детищем своего дяди. 2) Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод... Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины. Обряд старинный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. - Во взаимоотношениях с соседями сохранились черты екатерининской эпохи: И за столом у них гостям Носили блюды по чинам. 3) Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно: Он в том покое поселился, ГДе деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. В то же время провинциальная жизнь не лишена определенного практического смысла: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам... (о матери Татьяны) 4) Деревенские развлечения - охота, гости. Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне... Среди прочих провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новейшие веяния еще не проникли в глубинку - даже в исполнении танцев здесь господствует традиция: "Но в городах, по деревням Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы Все те же: их не изменила Лихая мода, наш тиран, Недуг новейших россиян. 5) Чтение: - женщины читают в основном сентиментальные романы. Жена ж его была сама От Ричардсона без ума. (о матери Татьяны) Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо... (о Татьяне) Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: - романы Самуила Ричардсона «Пальмина, или Возрожденная добродетель», «Кларисса», «История сэра Грандисона», - Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», - Жермены де Сталь «Дельфина». Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов: Кларисой, Юлией, Дельфиной, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит... - Сонник Мартына Задеки (примечание Пушкина:«Гадатель- ные книги издаются у нас под фирмою Мартына Задеки, почтенного человека, не писавшего никогда гадательных книг...»): Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин, Но ни Вергилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов. Мартын Задека стал потом Любимец Тани... Он отрады Во всех печалях ей дарит И безотлучно с нею спит. - Вообще же деревенские жители читают довольно мало: Строки о дяде Онегина перекликаются со следующим замечанием из «№шитанской дочки»: Батюшка у окна читал Придворный Календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. б) Деревенские жители много едят. Это также связано с обычаями XVIII века. В стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» (1807) Державин рассказывает об идиллической деревенской жизни: " Идет за трапезу гостей хозяйка с хором. Я озреваю стол - и вижу разных блюд Цветник, поставленный узором: Багряна ветчина, зелены щи с желтком, Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером Там щука пестрая - прекрасны! Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус; Но не обилием иль чуждых стран приправой: А что опрятно все и представляет Русь, Припас домашний, свежий, здравой. Пушкин также с удовольствием описывает деревенские разносолы: Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. Но целью взоров и суждений В то время жирный был пирог (К несчастию, переселений); Да вот в бутылке засмоленой, Между жарким и блан-манже, Цимлянское несут уже... Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской ЖИЗНИ. Ее значение для провинциалов в «Евгении Онегине» можно сравнить с представлениями о еде гоголевских «старосветских помещиков»: Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений. 7) Сельские жители - одна большая семья, они любят посудачить друг о друге. Мотив сплетни, в отличие от сатирической трактовки Грибоедова, здесь получает легкую ироническую окраску: Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха; Иные даже утверждали, Что свадьба слажена совсем, Но остановлена затем, Что модных колец не достали. О свадьбе Ленского давно У них уж было решено. 8) Взаимоотношения с крестьянами не являются самостоятельной темой в «Евгении Онегине»; о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц: - об Онегине: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак.. - о семье Лариных: В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоды в кустах И хором по наказу пели (Наказ, основанный на том, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели И пеньем были заняты: Затея сельской остроты!) Основной мотив здесь - традиционность, патриархальность. Пафос - легкая ирония. Деревенские помещики всю свою жизнь проводят среди крепостных, и поэтому крепостное право воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. Крепостные иногда становятся как бы членами семьи (см. разговор Татьяны с няней). 9) Типичная судьба провинциальных дворян: - судьба матери Татьяны. Бывало, писывала кровью Она в альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью И говорила нараспев, Корсет носила очень узкий, И русский Н как N французский Произносить умела в нос; Но скоро все перевелось: Корсет, альбом, княжну Алину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла: стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец. - предполагаемая судьба Ленского. А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и богат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей. Здесь интересно то, что предметно-бытовая деталь подчеркивает определенный этап в жизни героя (см. «Культура в «Евгении Онегине»). 10) Пародия - одно из средств раскрытия провинциального общества в «Евгении Онегине». Сон Татьяны - пародия на именины (см. «Композиция «Евгения Онегина»). О бальных традициях см. также план «Культура в «Евгении Онегине». 2. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДВОРЯНСТВО. 1) Основной мотив, сопутствующий описанию петербургской жизни,- суета, мишурность («Везде поспеть немудрено»). День Онегина - воплощение суеты. Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник? С чего начнет он? Все равно: Везде поспеть немудрено. Весь день наполняют сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. - Для светского льва день начинается после полудня. Он встает как можно позже. Это черта аристократизма, характерная только для неслужащего дворянина. Но шумом бала утомленный И утро в полночь обрати, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. - Типичное место прогулок дворянина: Невский проспект и Английская набережная, также Адмиралтейский бульвар12. Этот маршрут традиционен и определен тем, что здесь имел обыкновение прогуливаться Александр I. Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. Уж темно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик... К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. - Послеобеденное время необходимо чем-то занять. Одна из возможностей - театр. Театр составляет существенную часть петербургской жизни, однако для Онегина он потерял свое очарование, стал чем-то обыденным и надоевшим. Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Онегин полетел к театру... Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят... А уж Онегин вышел вон, Домой одеться едет он. - Бал начинался в 9-10 часов, но в обычае светских молодых людей было приезжать заполночь. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. - Утром герой отправляется домой - спать: Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. - В плане отношения ко времени можно сравнить Татьяну и Онегина. У ТАТЬЯНЫ все происходит вовремя, и в этом она сходна с лирическим героем Пушкина: Пора пришла, она влюбилась. День Татьяны начинается рано: Она любила на балконе Предупреждать зари восход. Зимой В привычный час пробуждена Вставала при свечах она. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна... У ОНЕГИНА же все наоборот; он пытается бунтовать против времени: Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра И завтра то же, что вчера Он влюбляется в Татьяну - уже светскую женщину. Однако интересно, что, после того как он провел зиму взаперти (Глава восьмая), он едет к Татьяне «ясным утром», и застает ее уже проснувшейся. 2) Мотив маскарада: Блестит великолепный дом; По цельным окнам тени ходят, Мелькают профили голов И дам и модных чудакоа Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад... Позднее Лермонтов в драме «Маскарад» и стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» (см. разбор этого стихотворения) разовьет эту тему. 3) Еще одна черта петербургской жизни - скука. В театре Онегин «отворотился - и зевнул». А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?.. 4) Пушкин рисует картину нравов петербургского общества. - Подчеркивая неестественность и пустоту, пользуется иронией и иногда сатирой: Туг был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. - Однако пафос изображения аристократического дворянства ни в коем случае нельзя считать в целом сатирическим или обличительным. Рассеянная жизнь Онегина напоминает жизнь самого автора в столице, недаром поэт вводит героя в круг своих друзей и знакомых (см. «Образ автора в «Евгении Онегине»). - Салон Татьяны изображается с явной симпатией. Пушкин сам посещал такие салоны, например, московский салон 3. Волконской. Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал ничьих ушей Свободной живостью своей. - Муза Пушкина также входит в салонную петербургскую жизнь. Ей нравился порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет. 5) Петербуржцы - поклонники Байрона. Байрон очень часто упоминается в романе в связи с Онегиным. Мода на Байрона сказывается - в манере поведения: Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак иль еще Москвич в Гарольдовом плаще... Прямым Онегин Чильд-Гарольдом Вдался в задумчивую лень... - в манере одеваться: Как dandy лондонский одет... - в выборе круга чтения: Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно... Господствующее направление в Петербурге - романтизм, тогда как в деревне - это сентиментализм. 6) Бал. Ход бала одинаков и в провинции, и в столице, однако в деревне сохраняются старинные традиции, например, исполнение мазурки: Бывало, Коща фемел мазурки фом, В офомной зале все дрожало, Пфкет лфещал под каблуком, 7>яслися, фебезжали рамы; ПЕТЕРБУРГ ПРОВИНЦИЯ Теперь не то: и мы, как дамы. Но в городах, по дфевням Скользим по лаковым доскам. Еще мазурка софанила Первоначальные /фасы: ТТршфыжки, каблуки, усы... Традиционность обыгрывается при помощи звукового образа: аллитерации на «Р* в случае описания деревенского исполнения танца и аллитерации на сонорные для изображения новомодного, плавного его исполнения. См. также «Культура в Евгении Онегине». 7) - Идеальная светская карьера: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: N. N.- прекрасный человек. - Судьба отца Онегина также типична: Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. 8) Светская любовь как времяпрепровождение: Что занимало целый день Его тоскующую лень, Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон... 9) Образование в Петербурге включает несколько необходимых моментов: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринуэвденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. - Домашнее воспитание молодого человека (Онегин). Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил... Monsieur PAbbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой... Он знал довольно по-латыни, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха Пушкин отрицательно относился к домашнему воспитанию. Возможно, есть основания даже говорить о некоторой автобиографичности описания домашнего воспитания героя романа. Типичность такого образования подчеркивается также лирическим отступлением в первой главе. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитанием, слава Богу, У нас немудрено блеснуть. Подробнее о воспитании в эпоху Пушкина см. «Культура в «Евгении Онегине». 10) В Петербурге огромное значение имеет мода: Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде... Латынь из моды вышла ныне... - В литературе мода - это Байрон и романтические герои. Мода влияет на образ жизни: Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он... (об Онегине) - Кабинет Онегина полон модных вещиц, через которые поэт воссоздает облик светского молодого человека: Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам... Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. 11) Для петербургского дворянина превыше всего честь и общественное мнение, которое создает особенный тип поведения. Отсюда и лицемерие светских людей. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Но дико светская вражда Боится ложного стыда. (История дуэт Ленского и Онегина) 3. МОСКОВСКОЕ ДВОРЯНСТВО. 1) В Москве жизнь течет медленно: она статична, неизменна. Чтобы подчеркнуть это, Пушкин обращается к комедии Грибоедова: в романе много реминисценций из «Горя от ума». Во всем видна ревностно хранимая старина. Здесь царит дух семейственности. Семейственность - основной мотив как «Горя от ума», так и седьмой главы «Евгения Онегина». «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «ГОРЕ ОТ УМА» Как и у Грибоедова, у Пушкина московские дворяне называют друг друга по имени и отчеству. Это говорит об их устоявшейся славе и о патриархальном укладе, при котором все друг друга знают. - В Москве можно встретить и молчалинский тип: Архивны юноши толпою Молчалин: На Таню чопорно глядят И про нее между собою с тех поР как числюсь по Архивам, Неблагосклонно говорят. Три награждены! получил... Кроме того, здесь можно усмотреть намек на московских литераторов, многие из которых служили в Архиве иностранных дел. Они-то дают тон московской молодежи... в театре и гостиных. Так писала петербургская газета «Северная пчела» в 1830 году. - Московские сплетни, в отличие от «крупной соли светской злости», выглядят скорее по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где всем известны любые тайны окружающих. Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки... - Мотив гостеприимства московских дворян также можно соотнести с «Горем от ума»: Родне, прибывшей издалеча, Да это ли одно? Возьмите вы хлеб-соль... Повсюду ласковая встреча, И восклицанья, и хлеб-соль. 2) При описании московского общества, как и при описании петербургского высшего света, появляется мотив пустоты, скуки. Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно... 3) Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом. II. О предметно-бытовой детали, характеризующей жизнь дворян в провинции, Москве, Петербурге подробнее см. «Культура в «Евгении Онегине». III. Одна из антитез романа - антитеза европейского, искусственного и народного, естественного образа жизни - раскрывается через противопоставление Татьяны, с ее деревенским миром, и Онегина, представителя петербургского дворянства.

В романе "Евгений Онегин" Пушкин описывает свое время, отмечая для жизни все, что было существенно для жизни поколений: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского дворянского общества: высший свет Петербурга, поместное и московское дворянство.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Затем обед в ресторане, посещение театра:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд:

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…

Так, Евгений Онегин является типичным молодым "светским львом", представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформулировали его убеждения, мораль и интересы. Пушкин говорит о петербургском дворянстве с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная "однообразна и пестра", а "света шум" очень быстро наскучивает. Таким образом, мы видим, что жизнь дворянства в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но нужно заметить, что и провинциальное общество представлено в романе весьма широко.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни. Мать ее любила Ричардсона, но "не потому, чтобы прочла", а из-за того, что кузина Алина часто твердила о нем. Замуж она вышла поневоле:

Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле…

Мать Татьяны сначала была несчастлива в браке, но "привычка усладила горе, не отразимое ничем…". Она раскрыла тайну, как управлять супругом, и уже сама распоряжялась расходами, "солила на зиму грибы", "ходила в баню по субботам". Но, как говорит Пушкин, "муж любил ее сердечно". Часто к Лариным приезжали гости, такие же мелкопоместные дворяне. Описание их автор дает нам на именинах у Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, с низменными интересами, все их разговоры ведутся "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне".

Отличается от мелкопоместных помещиков, пожалуй, лишь Ленский. Он "романтик и больше ничего", по определению Белинского. "С душою прямо геттингенской", потому что получил образование Владимир в Германии. Сам Пушкин видит два выхода, рассуждая о будущем Ленского. Автор считает, что Владимир мог бы стать либо известным русским поэтом, либо заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими. Однако Пушкин пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о петербургском. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Он отзывается о нем довольно резко, остро-сатерически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

В гостиной всех занимает "бессвязный, пошлый вздор":

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают "разговоры ни о чем". Самой Татьяне душно в светской среде, она хочет вырваться из этой суеты:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит…

Типичность характеристики выведенных лиц Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Не зря автор вносит в эпиграф к седьмой главе строки Грибоедова, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве ничего не изменилось. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисовал нам русское общество в "один из интереснейших моментов его развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нравов и обычаев России первой четверти XIX века.