Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Сочинение на тему "Гроза" Островского. Темы сочинений по драме Островского "Гроза". Гроза островский сочинение

Сочинение на тему "Гроза" Островского. Темы сочинений по драме Островского "Гроза". Гроза островский сочинение

“Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А. Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности.

Между тем Островский, идя сво-им самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей. Так, пьеса “Гроза” стала неожиданностью для многих. Л. Н. Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в “Грозе” звучит протест против “существующего”, который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” утверждал. что от образа Катерины в “Грозе” “веет на нас новой жизнью”. Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, “частной” жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка.

Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И. Писарев: “Гроза” – картина с натуры, оттого она и дышит правдой”. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали “мир тюремного и гробового безмолвия”. Савел Дикой и Марфа Кабанова – это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она “грызет. долго и неотступно”.

Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она “не воет” на людях, провожая супруга. Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни – деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она – бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет. Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.” ^рямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит “темное царство” такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха.

В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой. Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы. Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: “Я скоро умру”, она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: “Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я – к образам да богу молиться!”. После этого гроза умолкает ненадолго.

Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой. Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: “Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”. И после этого мотив грозы уже не смолкает. Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах (“у нас грозы частые”) и вызывает гнев Дикого: “Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?”. А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”, – купец и вовсе не находит что сказать, кроме: “А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!”.

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано. или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.


Написанная в 1859 году А.Н. Островским драма "Гроза" поистине является вершиной его зрелого творчества. Произведение вошло в цикл пьес о "тёмном царстве", здесь драматург не просто описал тёмные и светлые начала, но и показал их взаимодействие. На основе собственных наблюдений за коренным русским населением автору удалось создать пьесу жизни, которая повествует нам о судьбах молодого поколения и героями которой стали обыкновенные люди, такие как купцы, их жены и дети, а также мещане и чиновники. Действующие лица, их характеры и взгляды выражены в драме очень точно, но самым ярким является образ Катерины, главной героини. Такие персонажи, как Дикой и Кабаниха, представляют тёмную сторону. А Катерина, как писал Добролюбов, подобна "лучу света в тёмном царстве". Катерина стала тем самым лучом потому, что только она, на первый взгляд слабая и беззащитная девушка, выступила с протестом, и этот протест удался.

На вопрос, почему так происходит, есть ответ: всё дело в характере героини, в силе этого характера и в его слабости.

Катерина - мечтательница. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". И её действительно можно считать такой. "Вольной птичкой" она была раньше, когда жила не тужа: занималась тем, чем хотела, а маменька в ней души не чаяла, наряжала как куклу, "работать не принуждала". Счастливое время проходит, и птицу сажают в клетку. Катерина выходит замуж не по любви, и это ей стоит дорого. Её страдания начинаются в доме Кабановых.

"Я у вас завяла совсем", - говорит девушка Варваре. По-другому здесь и быть не могло: постоянные розни между домашними, скверный характер свекрови и постоянное осуждение со стороны.

Катерина не может жить в таком "тёмном царстве", поэтому пытается выжить. Совсем слабой героиню назвать нельзя, так как уже в начале она пускай и не выступает против Кабановой, но уже защищает себя: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Тихая и скромная Катерина показывает и свои сильные стороны. В её характере присутствует цельность и бесстрашие. Впрочем, об этом она знает сама: "Такая я уж зародилась, горячая!" Следом за данной фразой следует рассказ героини о себе, как в детстве, чем-то обиженная, она села в лодку и уплыла по Волге. Девушку отличает стремление к свободе, к свободе от "тёмного царства". В разговоре с Варварой её просто не узнать. "Отчего люди не летают?" Собеседница не поняла слов Катерины и посчитала их странными, но для самой Катерины это имеет большое значение. Ей приходится очень тяжело в доме Кабановых, и она хочет покинуть это место. Хочет, но не может. Хочет, как птица, взмахнуть крыльями и улететь, но не может. Потому что люди не умеют летать. Добролюбовым верно подмечена "сосредоточенная решительность Катерины". И действительно, ведь она на всё готова ради свободы, или хотя бы её глотка. Она готова взлететь, чтобы не жить у Кабановых. Готова каяться всенародно, чтобы не умирать грешницей, чтобы душа её после смерти обрела свободу. Она решительна, хоть и долго грешит сама на себя. Она решила для себя, дала волю своим настоящим чувствам и провела две недели с Борисом, немотря на то, что этот глоток свободы ей дорого обошёлся.

Главную героиню отличает искренность. Она не умеет да и не обманывает не только Варвару, что не любит мужа, но и саму себя. Она честна прежде всего перед собой, что говорит о её духовной чистоте. Как девушка религиозная Катерина очень сильно переживает о своём грехе и боится умереть такой, какой является. Но одновременно она верна своим чувствам, своей любви к Борису. Поэтому мы можем говорить, что Катерина верна своим духовным идеалам. Пытаясь бороться с самой собой, героиня умоляет Тихона взять её с собой, но остаётся непонятой. Тогда она хочет дать клятву верности, но и тут муж остаётся равнодушным. То, чего избежать было нельзя, случается. Но даже в момент встречи с Борисом она продолжает бороться со своей любовью: «Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!» Из этого следует, что Катерина верна своим жизненным принципам, поэтому ей так тяжело сделать выбор между тем, чтобы подавить в себе любовь и тем, чтобы отдаться ей целиком. Одержав победу над собой, она открывает в себе способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного. Страх отходит на второй план: "Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Но страх за содеянное и страх умереть с грехом, не покаявшись, сделали своё дело. Сумасшедшая старуха, неожиданное появление Бориса и вновь начавшаяся гроза пугают Катерину ещё больше, и она признаётся перед всеми.

Свою судьбу героиня решила сама. Она падает не от удара грома, а сама бросается в омут. Катерина считает, что жить с грехом на душе - ещё тяжелее, чем не жить. "«Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…", - рассуждает она. Сделав окончательный выбор, героиня бросается с обрыва и кончает жизнь самоубийством. С одной стороны, такой поступок - проявление слабости характера Катерины, и этот поступок делает её побеждённой. Но с другой - великое мужество, наверное, требуется, чтобы принять такое решение и осуществить задуманное. Даже Тихон ей позавидовал: "«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Недаром вконце пьесы Кулигин убегает, а Тихон начинает осознавать, что и Кабанова была не права по отношению к Кате: "Вы её погубили! Вы! Вы!" Главная Героиня свела счёты сама с собой, наказав себя, но одержала нравственную победу над "тёмным царством", пошатнув давно устоявшиеся рамки общества.

В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в «Грозе», действие которой происходит в вымышленном глухом волжском городке Калинове (он будет потом еще дважды упоминаться в других пьесах - «Лесе» и «Горячем сердце»). Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Временное торжество старого лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой. Кабаниха - человек кризисной эпохи, как и другие герои трагедии. Это ревнитель худших законов старой морали. Хотя на деле она легко отступает не только от духа, но и от буквы домостроевских предписаний. «.. .Если обидят - не мсти, если хулят - молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься, прежде всего, о них, отвергни советы злых людей, равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же», - гласит старый нравственный закон. «Врагам-то прощать надо, сударь! — увещевает Тихона Кулигин. А что он слышит в ответ? «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Деталь многозначительная! Кабаниха страшна не верностью старине, а самодурством «под видом благочестия».

Своеволие Дикого в отличие от самодурства Кабанихи уже ни на чем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Этот «воин» сам себе не рад, он жертва собственного своеволия. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Чем более Дикой богатеет, тем бесцеремоннее он становится. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? - заявляет он Кулигину. - Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Бабушка Бориса, оставляя завещание, в согласии с обычаем поставила главным условием получения наследства почтительность племянника к дядюшке. Пока нравственные законы стояли незыблемо, все было в пользу Бориса. Но вот устои их пошатнулись, появилась возможность вертеть законом так и сяк, по известной пословице: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». «Что ж делать-то, сударь - говорит Кулигин Борису. — Надо стараться угождать как-нибудь».

Но сильный материально, Савел Прокофьевич Дикой слаб духовно. Он может иногда и спасовать перед тем, кто в законе сильнее его, потому что тусклый свет нравственной истины все же мерцает в его душе: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова визил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся… при всех ему кланялся».

Конечно, это «прозрение» Дикого - всего лишь каприз, сродни его самодурским причудам. Это не покаяние Катерины, рожденное чувством вины, мучительными нравственными терзаниями. И все же в поведении Дикого этот поступок кое-что проясняет.

Дикой своевольничает с тайным сознанием беззаконности своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его авторитет. ротив отцов города восстают молодые силы жизни. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина. Бедою Тихона является рожденное «темным царством* безволие и страх перед маменькой. По существу, он не разделяет ее деспотических притязаний и ни в чем ей не верит. В глубине души Тихона свернулся комочком добрый и великодушный человек, любящий Катерину, способный простить ей любую обиду. Он старается поддержать жену в момент покаяния и даже хочет обнять ее. Тихон гораздо тоньше и нравственно проницательнее Бориса, который в этот момент, руководствуясь слабодушием «шито-крыто», выходит из толпы и раскланивается с Кабановыми, усугубляя тем самым страдания Катерины. Но человечность Тихона слишком робка и бездейственна. Только в финале трагедии просыпается в нем что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» От гнетущего самодурства Тихон увертывается временами, но и в этих увертках нет свободы. Разгул да пьянство сродни самозабвению. Как верно замечает Катерина, «и на воле-то он словно связанный».

Варвара - прямая противоположность Тихону . В ней есть и воля, и смелость. Но Варвара - дитя Диких и Кабаних, не желающее отвечать за свои поступки, ей попросту непонятны нравственные терзания Катерины: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» - вот нехитрый жизненный кодекс Варвары, оправдывающий любой обман. ораздо выше и нравственно проницательнее Варвары Ваня Кудряш. В нем сильнее, чем в каком-либо из героев «Грозы», исключая, разумеется, Катерину, торжествует народное начало. Это песенная натура, одаренная и талантливая, разудалая и бесшабашная внешне, но добрая и чуткая в глубине. Но и Кудряш сживается с калиновс-кими нравами, «его натура вольна, но подчас своевольна». Миру «отцов» Кудряш противостоит своей удалью, озорством, но не нравственной силой. купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни.

Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. русской трагедии Островского сталкиваются, порождая мощный грозовой разряд, две противостоящие друг другу культуры - сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. «Гроза» в такой же мере устремлена в будущее, в какой обращена и в глубь веков. Для ее понимания нужно освободиться от существующей путаницы, берущей свое начало с добролюбовских времен. Обычно «Домострой» с его жесткими религиозно-нравственными предписаниями смешивают с нравами народной, крестьянской Руси. Домостроевские порядки приписывают семье, сельской общине. Это глубочайшее заблуждение. «Домострой» и народно-крестьянская нравственная культура - начала во многом противоположные. За их противостоянием скрывается глубокий исторический конфликт земского (народного) и государственного начал, конфликт сельской общины с централизующей, формальной силой государства, с великокняжеским двором и городом. етрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной.

Случайно ли живая сельская жизнь приносит в Калинов запахи с цветущих заволжских лугов? Случайно ли к этой встречной волне освежающего простора протягивает Катерина свои изможденные руки? Обратим внимание на жизненные истоки цельности натуры Катерины, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

Почему же вызвала такое всеобщее внимание простая на первый взгляд история о том, как купеческая жена, оспитанная в строгих правилах и понятиях старинной нравственности, полюбила приехавшего из Москвы молодого человека, «порядочно образованного», изменила мужу, не захотела скрыть свою вину и, публично в неё покаявшись, бросилась в Волгу с высокой кручи? Дело в том, что Островский показал не только внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное, формальное отношение калиновцев к вере, ранящее душу Катерины, религиозное чувство которой пылко и возвышенно, властную грубость богатых купцов, хозяев города, нищету и суеверие жителей, замкнутость калиновско-го мира. Главное в пьесе - внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю», - признается она сестре мужа Варваре. Катерина - исподволь - начинает ощущать себя личностью. В соответствии с жизненным опытом молодой женщины из купеческой среды это чувство принимает форму неожиданной и «незаконной» любви. Любовь и воля неразрывно сливаются в сознании героини, но стремление к тому и другому, возникшее в душе, она воспринимает как нечто страшное и гибельное, противоречащее ее собственным нравственным представлениям. Непереносимые страдания Катерины вызваны не только разлукой с любимым, но прежде всего - сознанием греха, муками совести и - одновременно - отвращением к жизни в домашней неволе.

Дух старинного уклада с его подлинно высокой моралью, как показывает Островский, уже исчез из жизни - осталась только мертвая, давящая оболочка. Все молодые герои пьесы лишь внешне исполняют патриархальные заповеди. Муж Катерины Тихон делает вид, что любит и почитает маменьку. Варвара, внешне живущая «как надо», тайно встречается с любовником. Катерине же, по-прежнему воспринимающей мир с позиции нравственных идеалов уходящей в прошлое эпохи, невозможно примирить любовь и совесть. Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Раскатами весеннего грома пронеслась она над Калиновом, потоками очищающего ливня хлынула в души его обитателей, ударом молнии разбудила их равнодушные сердца.

Янв 18 2016

ПЬЕСА А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» В 1856 году Александру Николаевичу Островскому пришлось ближе познакомиться с Волгой и волгарями. Морское министерство снарядило в тот год экспедицию для описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и больших рек Европейской России. Островский должен был составить описание верхней Волги - от истоков до Нижнего Новгорода. Под влиянием волжских впечатлений драматург написал немало прекрасных произведений. Самым замечательным из них является «Гроза» 1859 года.

Действие пьесы открывается словами , любующегося с высокого берега Волги ее вольной ширью: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу…» В драме «Гроза» события только во втором действии пр°’ исходят в душной купеческой горнице.

Во всех остальных действиях волжский простор расстилается перед зрителями нний вечер, когда солнце еще золотит его, и в теплую ” ‘ ю полночь, и в грозу, и в суровые сумерки, переходя-В темную ночь, от Волги веет ширью, величием, воль-е расотой. Тем беднее, ничтожнее и теснее представляет-, которою живут на ее берегах обыватели города ясизн, сЯ нова - Дикие, Кабанихи и все те, кто находится у них ^подчинении. ТЗыт города Калинова обрисовывает в следующих вдивых словах: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, стокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да и дяости нагольной, не увидите.

И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше куска насущного хлеба. А у кого деньги сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…

» «Значительное лицо в городе» по богатству и влиянию на всего населения купец Дикой так ответил городничему, которому «…мужики пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет»: «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Трудно более откровенно и точно объяснить хищнический способ накопления капитала, чем это сделал Дикой.

Самовольство Дикого, властолюбие купчихи - вдовы Кабановой, держащей в трепете и страхе всех домашних, не знают границ. В статье «Луч свете в темном царстве», посвященной драме «Гроза», Добролюбов пишет об Островском, что «у него вы находите не только нравственную, но и житейскую, экономическую сторону вопроса, а в этом-то и сущность дела. У него вы ясно видите, как самодурство опирается на мошне, которую называют «божьим благословением», и как безответность лк>дей перед ними определяется материальною от него зависимостью». Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая » открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства.

«Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой ^изни», - писал Добролюбов о жизни Калинова, а следователь-н°> и любого другого города царской России. Для Кабанихи не существует ни независимой мысли, ни сводного чувства; все должны подчиняться старшим и власть мУЩим. Она ненавидит все молодое, новое, живое. В тот дом, где нет стариков, где не властвует старость, «выведена на», ей и войти не хочется, как в зараженное жилише плюнешь, да вон скорее». Кабаниха гнет всех, кому прихо; с нею столкнуться, но сильнее всех сына Тихона.

Она нем волю, погрузила его ум в глубокий сон. Тихон по-своему горячо и преданно любит жену, но «темного царства» легла и на него. Он мягок по отношению Катерине, но он же бывает и груб с нею, водит компанию Диким. В бессилии и страдании Тихона часто чувствуется корность раба.

И все же под грубым купеческим сюртуком Ти хона бьется человеческое сердце. Обиженный и оскорбленный он кричит над трупом Катерины: «Маменька, вы ее погубили’ копирование запрещено 2005 вы, вы, вы…» Лучом света в темном царстве назвал Добролюбов в одноименной статье Катерину. Дикие и Кабанихи превратили город Калинов в звериную берлогу, где человеку тесно, а им простор-’ но, и вот эту тьму внезапно пронизывает луч света. Правда, он мигом погас, но возвестил свет, показал, что тьма будет разрушена, Дикие и Кабанихи будут побеждены.

У вольная душа и сердце, ищущее любви, полное сочувствия ко всему живому, прекрасному, светлому, что есть в природе и человеке. Серая, скучная, темная жизнь, которою живут вокруг нее люди, не удовлетворяет Катерину. Она молча переносит свою неволю в доме Кабанихи, все ее попреки и укоры, но не покоряется ей. Никакие наставления свекрови, что спасителен один лишь страх перед старшими и Богом, никакие увещания суровой старухи, что «воля» - это грех, не могут истребить в душе Катерины ни жажды любви, ни порыва к воле.

Дом Кабанихи для нее - темница. Катерина говорит Варваре: «Не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат I меня никакой силой.

В окно брошусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Катерина - это сильный русский характер, но «не разрушительный, а созидательный». В драме «Гроза» есть еще один «светлый» - это Кулигин. Прообразом Кулигина, мещанина, часовщика-самоучки, отыскивающего «перпету-мобиль», то есть вечный двигатель, послужил Островскому замечательный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин (1735-1818).

Островский наделил своего Кулигина той же любовью к науке, пытливой страстью к знаниям. С открытием «вечного движения» у Кулигина связана мечта не о собственной славе, а ооенном благе: «Я бы все деньги для общества и употре-доддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки а’работать неЧ6ГО>>” ес? ь’ у Кулигиным и Катериной существует глубокая внутсвязь. Подобно Катерине, он обладает любящим серд-Pefl П0этической душой; Кулигин так же, как и она, вскорм-оодной Волгой, любит ее, не перестает любоваться ее Лв торами.

Он один способен понять, какие богатства души 0Р ^чены в Катерине, горячо сочувствует ее тоске и стремле-3 ю освободиться от власти «темного царства». «Гроза» - одно из наиболее выдающихся созданий великого аматурга-реалиста. По мнению Добролюбова, «”Гроза” есть, без сомнения, самое решительное Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Не потеряла своей актуальности драма и в наши дни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Пьеса А. Н. Островского «Гроза» . Литературные сочинения!

На литературе нам задали сочинение по произведению Гроза Островского за 10 класс. Гроза Островского, и ставшее символичным темное царство, было написано в 1859 году. Работа автора переносит нас во времена преддверия крестьянских реформ.

Сочинение на тему Гроза Островского

По пьесе Островского нам нужно написать и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина — луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза — это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.