Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Описание темного царства в грозе. «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза. Темное царство в пьесе Островского Гроза

Описание темного царства в грозе. «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза. Темное царство в пьесе Островского Гроза

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот «Домострой», по другую - Катерина и молодое поколение города.

Герои драмы живут в городе Калинове. Этот город занимает маленькое, но не последнее место в России того времени, в то же время он - олицетворение крепостничества и «Домостроя». За стенами города чудится другой, чужой мир. Не зря Островский в ремарках упоминает Волгу, «общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид». Мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, «безудержно огромного». Это мир Катерины, родившейся и выросшей на Волге. За этим миром кроется та жизнь, которой так боятся Кабаниха и ей подобные. По словам странницы Феклуши, «старый мир» уходит, лишь в этом городе «рай и тишина», в других же местах «просто содом»: люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия», а в Москве «теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит». Но и в старом Калинове что-то меняется. Новые мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и представителей более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть по ним время.

Познакомимся с остальными представителями Калинова.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба,с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет, она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Дикому и Кабанихе - представителям старого порядка, противостоит Кулигин. Ку-лигин - изобретатель, его взгляды соответствуют просветительским взглядам. Он хочет изобрести солнечные часы, «перпетуум мобиле», громоотвод. Его изобретение громоотвода символично, так же как в драме сим-волична гроза. Недаром так не любит Кули-гина Дикой, который обзывает его «червяком», «татарином» и «разбойником». Готовность Дикого отправить изобретателя-просветителя к городничему, его попытки опровергнуть знания Кулигина, основываясь на самом диком религиозном суеверии, - все это тоже в пьесе приобретает символическое значение. Кулигин цитирует Ломоносова и Державина, ссылается на их авторитет. Он живет в старом «домостроевском» мире, где еще верят в предзнаменования и людей с «песьими головами», однако образ Кулигина - свидетельство того, что в «темном царстве» уже появились люди, которые могут стать нравственными судьями тех, кто над ними господствует. Поэтому в конце драмы именно Кулигин выносит тело Катерины на берег и произносит полные укоризны слова.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно, Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский Сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен

бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Катерина отличается и от представителей молодежи - Варвары и Кудряша. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя. Островский мог бы закончить драму сценой покаяния Катерины. Но это бы значило, что «темное царство» победило. Катерина погибает, и в этом ее победа над. старым миром.

По словам современников, пьеса Островского «Гроза» имела очень большое значение. В ней показаны два мира, два образа жизни - старый и новый с их представителями. Гибель главной героини Катерины наводит на мысль, что новый мир победит и что именно этот мир придет на смену старому.

А.Н. Островский родился и жил в Москве, на Малой Ордынке. В этом районе издавна обосновалось купечество. Он с детства примечал картины быта и своеобразные нравы этого купеческого мирка. И понятно, почему писатель в своих произведениях использовал прежде всего свой богатый запас наблюдений над бытом купцов, приказчиков и мещан. Ему был чужд и противен весь склад этой пустой, темной жизни. Островский написал 48 пьес, и все они имели большой успех, что говорит о небывалом таланте автора.

Одно из наилучших произведений А.Н. Островского – это драма «Гроза», написанная им в 1859 г. Она была написана в то время, когда на смену домостроевских порядков, на смену прогнившей, никому не нужной старины приходит стремление к учебе, к знаниям, стремление по-настоящему жить и свободно любить. В «Грозе» Островский показал типичных представителей «темного царства», «отцов» города Калинова, которые, опираясь на свое богатство, унижают и обкрадывают бедных людей, творят любые бесчинства как у себя дома, так и на улицах города.

Самый богатый калиновский купец – Савёл Прокофьевич Дикой. Это властный и суровый человек, привыкший, чтобы все окружающие подчинялись ему, а те идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневать его. Дикой чувствует свою власть над остальными жителями Калинова, и потому ему ничто не стоит обругать, обокрасть бедного человека и вытолкать его ногой за дверь. Ради денег он готов пойти на любое мошенничество и обман. И он прямо заявляет городничему: «Много у меня в год-то народа перебывает… не доплачу им по копеечке, у меня из этого тысячи составляются, так что оно мне и хорошо». Все члены семьи Дикого находятся в постоянном страхе, боясь хоть чем-нибудь прогневить своего хозяина самодура. Вот что говорит Кулигин: «Уж такого-то ругателя как Савёл Прокофьевич, поискать еще!»

Дикой очень темный и малограмотный человек. Когда механик-самоучка Кулигин объяснил ему, что такое гроза, он с возмущением воскликнул: «Какое еще там елестричество!? Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»
Кулигин советуется с Диким о постройке солнечных часов, громоотвода – всех тех вещей, которые необходимы в городе. Но этот богач настолько невежественный и темный, что не только не дает денег Кулигину, а угрожает ему тюрьмой за вольнодумие: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!»

Дикой – представитель старых порядков, он очень религиозен. Боясь прогневать господа бога, он в то же время бесчинствует над бедняками. У меня к Дикому имеется единственное чувство – это неприязнь, презрение. Как он подло поступил со своим племянником Борисом? Блеск золота довел этого купца до того, что он нарушил завещание своей матери и не отдал ту часть наследства, которая предназначалась его племяннику. Во всем своем облике этот человек ужасно противен. Страшный эгоист.

Вторым представителем калиновского купечества является Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Это лицо так же типично для представителей «темного царства», но еще более зловещее и мрачное. Кабаниха сурова и властна. Она ни с кем не считается и заставляет всю семью ползать на коленях перед ней.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.

Она строго соблюдает порядки домостроевской старины и пытается подчинить этим порядкам своих детей, которые, как она видит, живут уже по другим, совсем ей непонятным правилам. Она не представляет, как будут жить молодые люди после смерти их «премудрых» отцов и матерей: «… Что будет, как старшие перемрут, как свет будет стоять, уж и не знаю!»
Кабаниха, также как и Дикой, темна, невежественна. Страннице Феклуше она так отвечает, когда та рассказывает ей о новых удивительных машинах: «Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду».

Она зла и деспотична. Требуя повиновения, она не дает жить Тихону и Катерине, не дает им самостоятельно действовать. Невзлюбив Катерину за ее свободолюбие, гордость, за непослушание, она даже рада смерти этой прекрасной девушки, которая хотела жить и любить свободно, чтобы ее не связывали рамки домостроевщины. Властность Кабанихи сказывается и тогда, когда она заставляет Катерину вставать на колени перед Тихоном: «В ноги, в ноги!»
Дикой и Кабаниха сходны между собой, но в то же время у них есть резкие отличия: Кабаниха прежде всего умнее Дикого, она более сдержана, внешне бесстрастна и сурова. Она единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

Кабаниха и Дикой типичные представители «темного царства», которые препятствуют развитию всего нового, передового.

Заслуга А.Н. Островского заключается в том, что он очень точно, метко смог показать нам представителей купеческого мирка в драме «Гроза». Н.А. Гончаров писал: «С какой бы стороны она ни была взята, - со стоны ли плана, или драматического движения, или наконец характеров – всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки».

По всему ходу драмы мы видим неизбежную обреченность «темного царства», всех Кабановых и Диких, которые мешают правильной свободной жизни.

Драма «Гроза» написана А.Н. Островским в преддверии крестьянской реформы в 1859 году. Автор раскрывает перед читателем особенности социального уклада того времени, характеристику общества, стоящего на пороге знаменательных изменений.

Два лагеря

Действие пьесы разворачивается в Калинове – купеческом городке на берегу Волги. Общество поделилось в нем на два лагеря – поколение старшее и поколение молодое. Они невольно сталкиваются между собой, так как движение жизни диктует свои правила, и сохранить старый строй не удастся.

«Темное царство» — мир, характеризующийся невежеством, необразованностью, самодурством, домостроем, неприятием перемен. Главными представителями становятся купчиха Марфа Кабанова – Кабаниха и Дикой.

Мир Кабанихи

Кабаниха мучает родных и близких беспочвенными упреками, подозрениями и унижениями. Для нее важно соблюдение правил «старины», пусть даже за счет показушных действий. Того же она требует и от своего окружения. За всеми этими законами не приходится говорить хоть о каких-то чувствах по отношению даже к собственным детям. Она жестоко властвует над ними, подавляя их личные интересы и мнения. Весь уклад дома Кабановых основан на страхе. Запугивать и унижать – жизненная позиция купчихи.

Дикой

Еще более примитивен купец Дикой, истинный самодур, унижающий окружающих громкими криками и бранью, оскорблениями и возвышением собственной личности. Почему он так ведет себя? Просто для него это своеобразный способ самореализации. Он хвастает Кабановой, как изощренно поругал того или иного, восхищаясь своим умением придумывать новую брань.

Герои старшего поколения понимают, что их поре приходит конец, что на смену их привычному образу жизни приходит нечто иное, свежее. От этого их злость становится все безудержнее, яростнее.

Поддерживает философию Дикого и Кабанихи странница Феклуша, уважаемая гостья для того и другого. Она рассказывает устрашающие истории о чужих странах, о Москве, где вместо людей ходят некие существа с собачьими головами. Этим легендам верят, не понимая, что тем самым выставляют на показ собственное невежество.

Подданные «темного царства»

Молодое поколение, вернее более слабые его представители, поддаются влиянию царства. К примеру, Тихон, который с детства не смеет сказать матери ни слова против. Сам он страдает от ее гнета, но у него не хватает сил, чтобы противостоять ее характеру. Во многом из-за этого он теряет Катерину, свою жену. И только склоняясь над телом погибшей супруги, он осмеливается обвинить мать в ее смерти.

Племянник Дикого, Борис – возлюбленный Катерины, тоже становится жертвой «темного царства». Он не смог противостоять жестокости и унижениям, начал воспринимать их как само собой разумеющееся. Сумев соблазнить Катерину, он не смог спасти ее. Ему не хватило мужество увезти ее и начать новую жизнь.

Луч света в темном царстве

Получается, что только Катерина выбивается из привычной жизни «темного царства» своим внутренним светом. Она чиста и непосредственна, далека от материальных желаний и устаревших жизненных принципов. Только ей хватает смелости пойти против правил и признаться в этом.

А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.

В центре событий купеческая среда, которая олицетворяет «темное царство». Островский точно и красиво передает все существующие отрицательные образы, появляется фактически целая галерея образов, наделенных достаточно отрицательными чертами характера.

Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.

Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.

Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.

Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.

Но при этом, далеко не каждый может бороться с влиянием темного царство. Оно обладает достаточной силой и фактически давит на некоторых героев. Так, например, Тихон Кабанов фактически забит своей матерью, которая пытается во всем и всегда доказать свою правоту.

Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.

Сочинение 2

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».

«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.

Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.

Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.

Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».

В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».

В «темное царство» мы попадем с первых же строчек пьесы. Впрочем, название «царство» вызывает ассоциации со сказкой и слишком поэтично для того, чем является описанный Островским купеческий мир. Характеристику города Калинова в начале произведения дает Кулигин. По его словам, здесь не увидеть ничего, кроме контраста богатства и бедности, жестокости и покорности. Богатые стремятся еще больше обогатиться за счет бедных. При этом богачи враждуют между собой, так как чувствуют конкуренцию. «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают-то в высокие свои хоромы пьяных приказчиков... А те им…злостны кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям». Кулигин отказывается запечатлеть все это в стихах - настолько нравы кажутся ему прозаичными.

Рассмотри персонажей, которые являются выражением этих нравов, лицом «темного царства».

Один из них - помещик Дикой. Жители города называют его «ругатель» и «пронзительный мужик». Именно появление Дикого, когда он «как с цепи сорвался», дает Кулигину повод начать обсуждать жестокие нравы города. Фамилия этого персонажа говорящая. Его можно сравнить с диким зверем - настолько он жестокий, вспыльчивый, упрямый. Дикой - деспот, как в своей семье, так и за ее пределами. Терроризирует он в том числе и своего племянника, издевается над горожанами - «надругается всячески, как душе угодно». Общее впечатление о Диком складывается, если прислушаешься к отзывам о нем от разных лиц.

Кабаниха в своей жестокости не уступает Дикому. Она также наделена говорящей фамилией. «Кабаниха» - производное от слова «кабан», что также отсылает к приземленности персонажа, жестокости, бесчеловечности, отсутствием одухотворенности. Она изматывает своих домашних постоянными нравоучениями, тиранит их, заставляет жить в соответствии со строгими правилами. Она вытравливает человеческое достоинство из своих домашних. Особенно тяжело страдает Катерина, которая говорит, что благодаря свекрови ей опостылела жизнь и дом стал противен.

Феклуша занимает «в темном царстве» особую роль. Это странница, которая усиленно распространяет слухи о различных суевериях и явных бессмыслицах. Например, о людях с песьими головами, об умалении времени, об огненной змее. Самое печальное - то, что в городе Калинове люди охотно верят этим слухам, любят Феклушу и всегда рады пригласить ее в дом. Это показывает степень их суеверия и беспросветную глупость.

Барыня является еще одним колоритным персонажем, который выражает дух и нравы «темного царства». Эта полусумасшедшая женщина кричит Катерине, что красота приведет ее в омут, чем вводит ее в ужас. Образ барыни и ее слова можно понимать двояко. С одной стороны, это предостережение о том, что настоящая красота (носительницей которой является Катерина) в этом мире долго не проживет. С другой стороны - как знать? - возможно, Катерина - это олицетворение барыни в молодости. Но она не справилась с этим мирам и к старости сошла с ума.

Итак, все эти персонажи олицетворяют худшие стороны уходящего мира - его жестокость, примитивность, мистицизм.