Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Сценарий внеклассного мероприятия "день птиц". Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая

Сценарий внеклассного мероприятия "день птиц". Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая

Природу нужно охранять не
только потому, что она лучшая защита
для человека, но и потому, что она
прекрасна.
(
Жан Дорст)

Традиционно в школах проводится Неделя Птиц. Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц учитель должен заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:

На лучший скворечник;
- на лучший рисунок;
- на лучшее стихотворение о птицах;
- на лучшую поделку (мягкая игрушка, вышивка, соломка, аппликация);
- на лучший доклад «Роль птиц в природе», «Значение птиц в жизни человека» и другие, или тему предлагают сами ученики).

Неделю можно начать с проведения праздника Птиц в младших классах. Здесь учитель с помощью старшеклассников организует игры, конкурсы. Необходимо делать акцент на полезных для человека птицах, видах, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной.

Примерный сценарий Дня Птиц для младших школьников:

Ведущий (1):

Судьбы твоей пройдут дороги
Через пустыни и сады;
Отроги жизненной гряды
Круты порой, порой пологи...
Но если строги будут боги
И вкус почувствуешь беды
Не унывай, не жди подмоги,
Не плачь, не обивай пороги,
Взгляни внимательно под ноги:
Кругом - следы, следы, следы...

Ведущий (2): Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе животных, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.

Примерные игры:

1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

Вот, к примеру, праздник «Все о птицах» проводится в форме КВН :

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята - участники игры и уважаемые зрители! Мы начинаем КВН и посвящаем его птицам. Играют две команды: «Ласточки» и «Иволга». Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.) Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара.)

Итак, первый конкурс - «Приветствия команд». Конкурс оценивается в три балла. (Приветствия команды готовят заранее).

Примерные приветствия:

Для команды «Ласточки»:

Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Вы, конечно, тут как тут,
«Ласточками» нас зовут.
Мы крылатая команда,
Мы команда хоть куда,
В школе мы своей играем,
Вот теперь пришли сюда.
Мы соперников уважим,
Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая –
Наши знанья показать.
А в итоге мы получше
Будем все о птицах знать.

Приветствие команды «Иволга»:

Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать!
Клуб любознательных играет,
На поединок вызывает
Команду «Ласточек» -
Команда «Иволга».
Иволга – это:
интеллектуальная,
весёлая,
очень любознательная,
готовая играть
команда.
Наш девиз: «Не унывать, выше
Голову держать!»

(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Наш второй конкурс – «Блицтурнир». Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы для блицтурнира:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка.)

6. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)

9. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)

10. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

11. Птица, питающаяся падалью? (Сип.)

12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

13. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

14. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

15. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)

16. Хищная птица, не вьющая гнёзд? (Сапсан.)

17. Что означает слово «археоптерикс»? (Древнее крыло.)

18. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)

19. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

20. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)

21. У какой птицы плавучее гнездо? (У чомги.)

22. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)

23. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)

24. Дайте название птице: длинные ноги - ходули (ходуличник); лысинка на голове (лысуха); зелёная с головы до ног (зеленушка); гузкой трясёт (трясогузка); бровки белые (белобровка); ножки белые (белоножка).

25. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

26. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

27. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)

28. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

29. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

30. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)

31. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)

32. Какая птичка кричит «спать пора, спать пора»? (Перепел.)

33. Какие птицы - единственные среди куриной родни – являются перелётными? (Перепела.)

34. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

35. Ползающие птицы? (Поползень.)

36. Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)

37. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)

38. Какая птица любит есть незабудки? (Зяблик.)

39. О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)

40. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица.)

41. Как кричит жар-птица? (Квакает как лягушка.)

42. Какая птица к зиме белеет? (Белая.)

43. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)

44. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов.)

45. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

46. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут.)

ВЕДУЩИЙ: Конкурс третий - «Конкурс капитанов». Высшая оценка - три балла. Капитаны, на ринг! Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше». Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

ВЕДУЩИЙ: Закончился «конкурс капитанов». Начинаем следующий конкурс, который называется «Четвёртый лишний» . Каждая команда получит сейчас по две карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих пицц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.

Примеры карточек:

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками.

Мини-викторина:

1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)

2. Какое народное название у вороны? (Карга.)

3. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

4. Как называлось в Греции гадание «на петухах»? (Алектриомания.)

5. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)

6. Почему в Индии петухов называли «солнечными птицами»? (Древние индийцы верили, что когда садится солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи победили дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете же петухи сообщали: злые духи покидают землю, и их уже не надо бояться.)

ВЕДУЩИЙ: А теперь слово жюри. (Жюри объявляет оценки конкурса «Четвёртый лишний».)

Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё. А сейчас я предлагаю нашим командам показать свои способности в области рекламы. Итак, наш заключительный конкурс - «Реклама птиц»! Оценивается он в два балла.

Это задание команды готовили заранее, и никто не знал, что придумала каждая из них. Посмотрим, что у них получилось! (Каждая команда показывает или рассказывает, в форме стихотворения или песни, то есть как можно оригинальнее, роль в природе и жизни человека птицы, находящейся под охраной.)

(Жюри оценивает выступления команд.)

А вот сценарий игры «Слабое звено», которая также пользуется популярностью среди учащихся:

8 участников, 1 тур - 2мин 30сек, 2тур - 2мин 20 сек, 3тур - 2мин 10 сек, 4тур - 2мин, 5тур - 1 мин 50сек, 6тур - 1мин 40сек, 7тур 1мин 30сек, 8тур - без учета времени. Выбор «слабого звена» после каждого тура.

Ведущий: Мы начинаем игру.

1 тур

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)

18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

Ведущий: Итак, кто, по вашему мнению, «слабое звено»? Кто как вчерашнее скисшее молоко? (Выбор «слабого звена», «последнее слово» уходящего игрока.)

Правда ли что...

1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. ...цапля пудрится (Да.)

3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. ... журавли любят танцевать (Да.)

14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Ведущий: Кто пытается одевать сандалии вместо шубы? (Слово уходящему игроку.)

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица - любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носастый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)

2. Конечно же, узнали вы, кто близкий родственник совы. (Филин.)

3. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)

5. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)

6. Ловко ныряет, словно матрос, в волны морские рыбак… (Альбатрос.)

7. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)

8. Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)

9. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)

10. Ей зерна насыпь скорей-ка, кушать просит … (Канарейка.)

11. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)

12. Грозных бурь морских предвестник, над волнами - … (Буревестник.)

13. Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок… (Страусиха.)

Для вопросов следующих туров можно взять загадки, смешные вопросы, приметы, связанные с птицами. В заключительном 8-ом туре финалистам предлагается отгадать птиц по их описанию.

Вот так в школе отмечается День Птиц.

Список литературы

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.

2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.

3. Журнал «Читаем, учимся, играем».

Предлагаем вам оригинальный сценарий праздника природы в школе - "День птиц". Викторина о птицах. Данный сценарий написан в форме увлекательной театрализованной викторины о жизни птиц для школьного праздника птиц. Вы можете использовать этот интересный сценарий школьного праздника птиц при проведение и организации школьных мероприятий.

Сценарий праздника в школе: РУССКИХ ПТИЦ ВОЛШЕБНАЯ СТАЯ

Викторина с элементами театрализации на школьный праздник птиц

Внимание! авторский контент! запрещено к перепечатке!!!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник – День птиц.

Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли, лишь иногда в некоторых школах или на станциях юных натуралистов отмечали птичий праздник. Весной 1998 года детский журнал «Муравейник» предложил возродить День птиц. Теперь этот праздник отмечается 7 апреля.

А начнем мы наш праздник с такого вопроса: какие птицы обитают в нашей местности?

(ответы детей)

Ведущий: Все птицы, которых вы назвали, очень интересны и приносят неоценимую пользу. Их надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики. Но важно не только правильно сделать птичий домик, но и правильно его повесить. Скворечники, например, вешают в садах, на опушке леса и на окраинах города на высоте не менее 4 метров на толстых деревьях без сучьев внизу, чтобы до них нельзя было добраться без лестницы. Чтобы главные городские враги птиц – кошки – не могли разорить гнездо, укрепляй домик так, чтобы кошка не могла влезть лапой в скворечник.

Заботясь о птицах, не навреди деревьям. Ни в коем случае нельзя прибивать птичий дом гвоздями, а надо прикреплять проволокой или вешать за прикрепленную сзади планку.

Какие бы птицы не поселились в ваших домиках, лес скажет вам спасибо.

Но вот наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинный и начинается прилет птиц. Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принести».

Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

Ведь комары да мухи не только людей донимают, но и всех лесных обитателей. Так одна-единственная ласточка за лето до миллиона этой кусачей мелкоты истребляет. Да и стриж, и даже маленькая мухоловка ей не уступает.

А самая крошечная наша пичужка – королек – за год до 10 миллионов вредных насекомых съедает. Представляете, что осталось бы от леса, если бы не маленькие лесные пташки?

А сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

У нас две команды. Команды, представьтесь, пожалуйста.

(Команды представляются.)

Первый конкурс «Разминка» (на знание имен птиц)

(за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

* Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

* Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

* Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

* Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

* Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

* Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

* У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

* Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

* Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

* У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

* Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

* Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

* Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Второй конкурс: Конкурс пословиц. (на знание пословиц о птицах)

Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

* Ласточка день начинает … (соловей кончает)

* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

* У каждой птицы … (своя песня)

* Цыплят по осени … (считают)

* Слово не воробей …(вылетит - не поймаешь)

* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

* Старого воробья … (на мякине не проведешь)

* Всякий кулик свое … (болото хвалит)

* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

* Одна ласточка … (весны не делает)

* … свинье не товарищ (гусь)

Третий конкурс. "Сороки - тараторки" (конкурс на знание скороговорок)

Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

* Дятел дуб долбил да не додолбил.

* У перепела да перепелки пять перепелят.

* Проворонила ворона вороненка.

* Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

* Три сороки – тараторки тараторили на горке.

* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Четвертый конкурс. "Загадки о птицах"

Ведущий: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.

(Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку. Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

Летом за пахарем ходит,

а под зиму с криком уходит.

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавль)

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

(Жаворонок)

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Пятый конкурс на знание фактов из жизни птиц.

Ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать командам факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

* В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

* Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

* Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

* У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

* На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

Шестой конкурс на знание чудесных волшебных птиц из былин и сказок.

Ведущий: Молодцы, ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

стихи о Стратим-птице:

От меня пошли все птицы,

Я – всем русским птицам мать.

Океан готов взъяриться,

Лишь крылом начну махать.

В кружева одеты волны,

Раскачался океан,

Ветры буйные довольны –

Им по нраву ураган.

Ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

стихи о птице Сокол:

Птица Сокол! Я в почете у народа.

Не опасна мне любая непогода.

Я, как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно.

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

Ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.

В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

стихи о Жар-птице:

Жар-птица – это пламя и огонь!

Ослепнуть можно от ее сиянья.

Ах, сколько было схваток и погонь,

Как говорят старинные сказанья,

Чтоб завладеть хотя б ее пером!

Один герой случайно догадался

И угостил ее хмельным зерном –

И он домой с Жар-птицей возвращался.

Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

А ночью, вольный совершив полет,

Сад райский опереньем освещает.

Ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

стихи о птице Алконост:

Я – райская птица,

Зовусь Алконостом,

Со мною сравниться

Вам, птички, не просто:

В двойном я обличье –

Девичьем и птичьем –

Лицом я девица,

А тело – от птицы.

Ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

День птиц. Сценарий праздника в начальной школе

Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.

II.Стихи о весне

Весна идет!

Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

Весна идет!

Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна.

III.

То вдруг прольется ливнем бурным,

То хлынет золотом с высот,

То облаком почти скульптурным

Себя у окон пронесёт.

А то распустит хвост павлиний

В нависшей капле дождевой,

Или доверчивый и синий,

Несёт по лужам яркий свет,

Над ним закат огни колышет,

А он не в силах отойти -

Старается как можно выше

Весь этот пурпур вознести.

И всё же, мраку уступая,

Вдруг вспомнит, отходя ко сну,

Как, серебром пересыпая,

Творят пернатые весну.

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.

Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.

Перо - чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые маленькие птицы в мире - колибри.

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)

Скворец

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?

А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня - Скворец!

Верно! Вы угадали.

Я очень полезная птица,

С которой надо сдружиться.

Из года в год, из века в век

Живу там, где живет человек.

Селюсь с колхозником рядом,

Слежу за его полем и садом -

От вредителей.

И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

Все:

Мы рады тебе скворец-молодец.

(Танец-полька) Скворец приглашает на танец девочку, одетую в костюм птицы (крылья и шапочка).

VII.

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.

Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.

VIII.

С юга ласточки явились,

Прилетели к нам с весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

Нривить-ти-вить-сную проворно,

День-другой, ещё денек, -

И под крышей узорной

Вырос ласточкин домок.

Слышен писк и щебет птичий.

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей -

Малышам нужна еда.

Звучит песня «Ласточка», музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана

1.Не прошла зима, снег еще лежит,

Но уже домой ласточка спешит.

На ее пути горы и моря.

Ты лети, лети ласточка моя!

2.Нет, порою сил, труден перелет,

Только как весна без нее придет?

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя

3.Будь ее гнездо трижды золотым,

Тот далёкий край не назвать родным.

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя!

4.Не прошла зима, и земля бела,

Но уже вдали машут два крыла.

На её пути горы и моря.

Ты лети, лети, ласточка моя!

К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

XII.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

XIII.

Звучит песня «Просьба», сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой .

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится.

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце, сердце человечье.

Припев:

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы,

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев:

Викторина

1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?

2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?

3.Чем полезны совы?

4.Как охраняются птицы в нашей стране?

5.Определите, из какого произведения этот отрывок?

Вот полночною порой

Свет разлился над горой

Будто полдни наступают,

Жар-птицы налетают,

Стали бегать и кричать,

И пшено с вином клевать…

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то, - сущий смех!

Чай, таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету,

Словно батюшкина печь!

(Ершов «Конек-горбунок»)

6.Когда птица поёт громче - в полёте или сидя на ветке?(в полёте)

7.Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны?(серая ворона)

8.Какая птица может отвёртывать гайки клювом?(какаду)

9.Какая птица прилетает в наши края первая?(грач)

10.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей?(понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)

11. Какие птицы летают быстрее других?(стриж, 144 км/ч)

12. Меня ты увидишь теперь лишь в музее,

Крестьяне мной землю пахали всегда,

Но букву одну измени поскорее -

Я очень полезная птица тогда.

(Соха - Сова)

13. Простая буква я, ну что же?

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я,

Всем вам известную, друзья

(Сорок - А)

14. С буквой «С» живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой «ф» за красоту

Меня жар-птицей называют.

(Сазан-фазан)

15. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.

(Сова)

16. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)

17. Что за птица:

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху синенькое суконце,

Снизу белое полотенце.

(Ласточка)

18. Мать- отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду, чужим буду.

(Кукушка)

19. Щиплет за пятки - беги без оглядки.

(Гусь)

20. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

(Петух)

Заключительная часть

Все участники праздника «День птиц» идут с плакатами, со скворечниками в ближайший лес и развешивают скворечники.

Награждение участников


Экологическая трибуна с элементами конкурсной программы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,

показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,

развивать экологическую культуру и творческий потенциал обучающихся;

повысить интерес к природе родного края;

расширять кругозор обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День птиц - Защитим птиц

Экологическая трибуна с элементами конкурсной программы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,

показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,

развивать экологическую культуру и творческий потенциал обучающихся;

повысить интерес к природе родного края;

расширять кругозор обучающихся.

Ход мероприятия.

Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их пожалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!

Ведущий: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.

Ежегодно орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц . Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.

Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись?
(Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)
Какую пользу приносят птицы людям?
(За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что

  • Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
  • Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.
  • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • А ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
  • Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий: Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля.

Ученик 1 . Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Ведущий: Символом мудрости со времен античной Греции является сова, символом храбрости и силы – орел. Не зря двуглавый орел присутствует в гербе России, а символом США является белоголовый орлан.

Ученик 2 . Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Ведущий: Насколько хорошо вы знаете жизнь птиц, мы узнаем из нашей сегодняшней игры.

За каждый правильный ответ в нашей игре вы будете получать жетон в виде птиц. У кого будет больше жетонов в конце игры, тот станет ЗНАТОКОМ ПТИЦ и получит приз. Те, кто займет 2-5 место, тоже получат призы, как знатоки и помощники птиц.

Ведущий: Мы начинаем нашу игру. И 1 конкурс – «Р А З М И Н К А».

  1. Ребенок курицы? (Цыпленок)
  2. Птица, которая любит стоять на болоте на одной ноге? (Цапля)
  3. Считают, что эта птица приносит детей в клюве? (Аист)
  4. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
  5. Пингвин – птица или нет? (Птица)
  6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
  7. Какая птичка достает себе пищу подо льдом? (Оляпка)
  8. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
  9. Какая птица умело подражает голосам птиц? (Скворец)
  10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  11. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
  12. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?(Тетерева, рябчики)
  13. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
  14. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников?(Сорокопут)
  15. У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)
  16. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
  17. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?(Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)
  18. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)
  19. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
  20. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
  21. Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
  22. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
  23. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
  24. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)
  25. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
  26. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
  27. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)
  28. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)
  29. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)
  30. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
  31. Ползающие птицы? (Поползень.)
  32. Кто такой лесной петух? (Глухарь)
  33. Какая птица может ходить под водой, а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь? (Оляпка)
  34. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)
  35. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
  36. Какая птица выше всех летает? (Орел)
  37. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти. Какие же государства поместили орла на свои гербы? (Россия, Польша, США).
  38. Назовите птицу, которая может спать во время полета? (Аист)
  39. Назовите сказки, в которых птицы являются главными героями. (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Серая Шейка, Журавль и Цапля, Кукушка, Лиса и Тетерев и др.)

Ведущий: 2 конкурс – « Б Р А Ч Н Ы Й С О Ю З»

С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц «брачный союз» длится вечность (например, лебеди), у других – всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц.

ОТВЕТ:

Петух – курица Индюк - индейка

Гусь – гусыня Орел - орлица

Утка – селезень Тетерев - тетерка

Голубь – голубка Глухарь - глухарка

Перепел – перепелка Фазан - фазанка

Ведущий: 3-й конкурс: « ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК».

Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

Ведущий читает письмо – описание.

  1. « У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

Ответ: синица.

  1. «Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?

Ответ: полозень.

  1. «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»

Ответ: щегол.

Ведущий:4 конкурс «БАРОМЕТРЫ ПРИРОДЫ»

По поведению птиц в природе вам необходимо догадаться, какую погоду они предсказывают.
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)
3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)
4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)
5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)
6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)
7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)
8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)
9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)
10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)
11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)
12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)
13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)
14. Днём сова кричит. (К дождю.)

Ведущий:5-заключительный конкурс «ПОСЛОВИЦЫ»
Я начинаю, а вы заканчиваете пословицы и поговорки о птицах.

Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).
Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).
Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).
Гусь свинье (не товарищ).
Старого воробья (на мякине не проведешь).
На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).
Ворон ворону, (глаз не выклюнет).
Всяк кулик, (свое болото хвалит).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ.

Сценарий составила: Какорина С.П. – учитель английского языка

Ведущий . Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Издавна люди отмечали день птиц. С приходом весны слетаются на родину из разных стран перелетные птицы. Без них нельзя представить нашу планету. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, а порой и охранять от любителей охоты на птиц. Сегодня мы узнаем и вспомним много интересного о птицах. Итак, начнем.

«Костюмированные загадки»

Ведущий. Насколько хорошо вы знаете птиц, их повадки, мы узнаем по тому, как вы будете отгадывать загадки.

Выходят ребята в костюмах птиц и про себя загадывают загадки. Тот, кто правильно угадал, получает картинку с изображением этой птицы.

«Названия птиц»

Ведущий . Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали себе названия.

Ребятам задаются вопросы:

1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

«Птичьи ребусы»

Ведущий . Следующий конкурс заключается в том, что по ребусам, изображенным на плакате, вам надо угадать название птиц.

«Пение птиц»

Ведущий . Кто не слышал пение птиц? Давайте закроем глаза, сядем поудобнее, представим себе весенний лес и послушаем птичий концерт, записанный в лесу.

Ведущий . Ну, а теперь проверим, можете ли вы узнать голоса птиц.

Включают пение одной птицы. Ребята отгадывают. Затем пение второй птицы, ребята опять отвечают, и т. д.

Игра «Слет птиц»

Ведущий. Пора нам и поиграть. Птицы собрались на важное совещание. Прошу выйти всех желающих поиграть. (Выходят игроки.)

Но так как они будут решать только свои птичьи проблемы, то посторонних пускать нельзя. И выставили птицы стражу, которая должна подавать сигнал, если появятся чужие. Сначала на стражу встали кукушки. Ребята, вы должны подавать сигнал «ку-ку», если появится кто-то чужой. Кто ошибается — уходит из стражи.

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, грачи,

Мухи и стрижи...

А теперь сели на страже вороны.

Ребята должны давать сигнал «Кар!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Ласточки, синицы,

Голубцы, стрижи,

Аисты, вороны...

А потом уселись охранять филины.

Сигнал «Ух!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Аисты, лисицы,

Крокодилы, чайки...

Потом охранять пошли воробушки.

Сигнал «Чик-чирик!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Болтики, синицы,

Совы и грачи,

Мухи, саранчи...

А теперь, ну-ка, тетерева, летите сторожить!

Сигнал «Чок-чок-ток-ток!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Гаечки, кукушки,

Совушки, лахмушки...

(Замечание: гаечки — вид синиц.)

Теперь попросим глухарей посторожить лес.

Сигнал «Цок-цок!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, кукушки,

Аисты, лягушки,

Чибисы, стрижи,

Чайки и чижи...

Ведущий. Прошу поаплодировать самым лучшим сторожам.

Викторина «Особые птицы»

Ведущий зачитывает вопросы, записанные на картинках с изображением птицы, о которой идет речь. Тот, кто правильно отгадает, получает ее.

Вопросы:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

2. Птица являющаяся символом мудрости со времен античной Греции? (Сова)

3. Какая птица выше всех летает? (Орел)

4. Какая птица в мире самая большая? (Страус)

5. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

6. Птица, являющаяся символом храбрости? (Орел)

7. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

8. Какая птица, охотясь, стоит неподвижно, поджав одну ногу? (Серая цапля)

9. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла — до 15 см)

11. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

12. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

13. Какие птицы, чтобы покормить птенцов, отрыгивают из зоба рыбу в клюв птенца? (Пеликаны)

14. Какая птица, чтобы спастись от врагов, погружается в воду, как подводная лодка? (Чомга)

15. Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Ученые назвали эту птицу археоптериксом, а что это означает в переводе на русский язык? {Древнее крыло)

Игра «Дупло совы»

Ведущий. Как известно, совы живут в дуплах старых деревьев. Но часто бывает, что люди вырубают деревья, и птицы остаются без жилья. Давайте посмотрим, что происходит с «бездомными» совами.

По сцене раскладывают обручи — это «дута». Все игроки делятся на пары и занимают дупла. По команде «Ночь» пары покидают «дупла» и перемещаются по сцене. В этот момент убирают один обруч. По команде «День» пары должны запять любые дупла. Оставшиеся без жилья выбывают из игры, т. е. совы погибают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

Конкурс «Задачи на смекалку»

➢ «Две вороны»

На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.

— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.

Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)

➢ «Сколько голубей?»

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные — улетели)

➢ «Вареные яйца»

Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)

Викторина «Доскажи словечко»

Ведущий. О птицах написано много книг. Постарайтесь вспомнить сказки, рассказы о птицах и скажите полностью название.

➢ Повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

➢ Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (Шейка)

➢ А. Поповкин «Черные...» (Лебеди)

➢ В. Флинт «Где живет белый...» (Журавль)

➢ В. Суров «Путешествие к...» (Пеликанам)

➢ Сказка С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими...»(Гусями)

➢ Сказка А.С. Пушкина «Золотой...» (Петушок)

➢ Сказки Г. X. Андерсена «Гадкий...» (Утенок), «Дикие...» (Лебеди)

➢ Русские народные сказки «Курочка...» (Ряба), «Гуси-...» (лебеди), «Лиса и...» (журавль), «Жар-...» (Птица)

«Танец маленьких лебедей»

Ведущий . Всем вам, скорее всего, приходилось видеть лебедей. А вот танцующих — сомневаюсь. Из одного зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести.

Входят 4 мальчика в балетных костюмах.

Посмотрите, как они грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду.

Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Сценка «Два веселых гуся»

Ведущий. А теперь предлагаю вам посмотреть сценку на русскую народную песню «Два веселых гуся».

Песня:

Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один — серый,

Другой — белый,

Два веселых гуся.

Вытянули шеи —

У кого длиннее?

Один серый,

Другой белый —

У кого длиннее?

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один — серый,

Другой — белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один — серый,

Другой — белый,

Гуси мои, гуси.

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один — серый,

Другой — белый,

Кланялись бабусе.

Конкурс «Домино пословиц»

Ведущий. Если мы с вами затронули народное творчество, то давайте его и продолжим.

Зрителям раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы. Карточки прикрепляются па магнитную доску, как в игре «Домино».

Пословицы:

Дела не голуби — не разлетятся.

Всякая птица свое гнездо любит.

На чужой стороне и орел — ворона.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глух как тетерев.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Гусь свинье не товарищ.

Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Гогочет как гусь на проталине.

Дай курице гряду — изроет весь огород.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Увидел грача — весну встречай.

Дятел и дуб продалбливает.

Ведущий. Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух всегда. Они, так же как и все мы, нуждаются в заботе и внимании. Особенно зимующие птицы, ведь им так недостает корма в лютые морозы.