Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Сценарии день зимующих птиц в садик. Сценарий весеннего развлечения «День птиц» для средних групп детского сада

Сценарии день зимующих птиц в садик. Сценарий весеннего развлечения «День птиц» для средних групп детского сада

Программное содержание:

    Формировать знания о празднике «День птиц»;

    Закрепить представления о перелетных птицах;

    Продолжать формировать умения отгадывать загадки о птицах;

    Формировать умение узнавать птиц по силуэту;

    Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире;

    Развитие свободного общения друг с другом;

    Создать у детей радостное настроение;

    Продолжать формировать умение выразительно читать стихи;

Ход совместной деятельности

Дети под музыку входят и встают полукругом у центральной стены.

Ведущий : На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

1 реб. Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

2реб. И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Он отмечается ежегодно 1 апреля.

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране –

Встречать с любовью стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Исполняется песня про весну.

Дети садятся.

Ребенок: Приходи весна скорее,

Распахни по шире дверь,

У скворца замерзла шея -

Не вытягивает трель.

Сценка «Птицы ждут весну»

Грач: Сейчас я быстро улечу,

Весну к нам в гости позову.

Грач вводит весну.

Весна : Здравствуйте, ребята. Как я рада встрече с вами!

Только что простились вы, друзья, с Зимой.

Но теперь уж много дел у меня самой:

Нужно все сосульки с крыш домов убрать,

Птиц принять, что с юга будут прилетать.

А еще расчистить место для травы,

Полянки и площадки для игр детворы.

Весна – красна веселье любит. В круг вставайте, да хоровод заводите.

Весна предлагает детям загадки.

Загадки про птиц

1.Всех перелетных птиц черней, 2. Он долго дерево долбил

Чистит пашню от червей, И всех букашек истребил.

Взад-вперед по пашне вскачь, Зря он времени не тратил,

А зовется птица … (грач) Длинноклювый, пестрый … (дятел)

3. Эта птица никогда 4. Угадайте, что за птичка:

Не строит для себя гнезда. Темненькая невеличка,

Соседкам яйца оставляет Беленькая с живота,

И о птенцах не вспоминает. (кукушка) Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

5. Он прилетает каждый год 6. Кто без нот и без свирели

Туда, где домик ждет. Лучше всех выводит трели,

7. В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится...

– Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,

А птицу эту звать... (Кукушка)

8. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой свалиться –

Два могучие крыла

У хозяина... (Орла)

Весна проводит игру "Узнай птицу по силуэту."

А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим.

Показываются силуэты птиц - нужно угадать, что это за птица.

(сделать силуэты птиц: голубя, сороку, утку, ласточку)

Игра «Найди свою птицу»

На полу раскладываются силуэты птиц. Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа становится вокруг выбранной птицы. Когда заиграет музыка, дети бегают по залу, изображая птиц. В это время воспитатель меняет местами силуэты птиц. По окончании музыки дети находят силуэт своей птицы и образуют круг. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Весна: уход весны. Мне пора в дорогу. На прощанье я вам хочу подарить подарок. Дети открывают коробку и находят скворечники.

Ведущий: Это что такое? Как вы думаете, почему весна нам их подарила?

У природы живые краски

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить

Ведущий : Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра, танец цветов.

Давайте послушаем, как птицы поют весной. Слушание фонограммы пения птиц.

Ведущий:

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

Загадка про ворона

Носит черный он жилет,

И у крыльев – черный цвет,

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат:

Карр! Карр! Карр!

Игра «Ворон»

Дети встают у центральной стены полукругом

Дети рассказывают стихотворение З.Александровой "Птичьи песни".

1.Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

2.Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

3.Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

4.Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат".

5.Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

6.Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

7.От кровожадных комаров

Покоя летом нет –

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

8.Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

"Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!"

9.И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Ведущий: Вразвалку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои … (пингвин)

Ведущий : Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок.

Возьмите 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

Ребенок: Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки...

Все, что рядышком со мною, –

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

Данное мероприятие было итоговым, но ему предшествовала подготовительная работа: дети многое узнавали не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе проведения игр.

Художественное творчество: рисование «Грачи прилетели».

Художественное творчество: аппликация «Наши «скворечники».

Развлечение на День птиц в детском саду. Подготовительная группа

Развлечение для детей подготовительной группы, материал будет полезен для музыкальных руководителей детского сада.
Цель развлечения:
Воспитывать желание беречь природу, знакомить детей с разнообразным миром птиц.
Ход развлечения:
(дети входят в зал под музыку и садятся на стулья)
Воспитатель: Если снег повсюду тает
Зеленеет всё вокруг,
В небе солнышко сияет,
Птицы весело поют!
Если солнце ярче светит,
Если всем нам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Слушание: «Пение птиц»
Воспитатель: Ребята, мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. Просыпается и оживает вся природа, звонко бегут ручьи, из под снега появляются первые цветы- подснежники! Домой возвращаются перелётные птицы, пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?
Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы и т.д.)
Воспитатель: Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. (слайд)
Затем- грачи, и тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство.
Вслед за грачами прилетают скворцы и жаворонки. Первая песня жаворонка - свидетельство того, что весна наступила уже бесповоротно.
Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.
А вы знаете, какую?
(радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)
Давайте посмотрим, какие птицы прилетели к нам.
(показ слайдов)
1 реб: В зелени ветвей зелёных,
Поёт песни соловей
Радует прекрасным пеньем,
Нету голоса звончей!

2 реб. Ай да чудо, скворцы
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
Дружно, весело поют!

3 реб. Трясогузка, трясогузочка -
Полосатенькая блузочка
По земле шагает,
Хвостиком махает

4 реб. На лесной опушке
«Ку-ку»- поёт кукушка
Она уж точно знает,
Года наши считает!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших птиц песенкой.
Звучит песня «Ласточка»
Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете птиц.
(Загадывает загадки)
1.На индюка слегка похож,
Размеры те же, веером хвост

И брови красные, такие
И крылья сильные большие! (глухарь)

2.День и ночь поёт певец,
А зовут его…… (скворец)

3.По дорожке скачет птичка,
Только вовсе не синичка,
Угадай её скорей,
Эта птичка…… (воробей)

4.Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах
А зовут её… (ворона)

5.Кто присел на толстый сук
И стучит: « тук-тук-тук-тук». (дятел)

6.Всё летает и стрекочет,
Новость рассказать всем хочет. (сорока)

7.Кто летает тёмной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть, свою ловкость показать
Игра «У каждой птички своё гнёздышко» (дети образуют несколько гнёзд, кругов, внутри- птичка. Под музыку все ребята скачут по залу, в это время птички перемещаются, с окончанием музыки, каждое гнёздышко должно собраться около своей птички, кто быстрее)
(дети садятся, залетает сорока)
Сорока: Ребята, у нас в лесу беда. Пришли к нам туристы, они по лесу бродят, страх на всех наводят, кустики ломают, гнёзда разоряют, костры разжигают, всех птиц пугают.
Воспитатель: Надо всех птиц позвать, надо лес – то выручать.
Появляются туристы (поют)
Туристы: Мы весёлые туристы,
Мы мальчишки, каратисты,
Будем мы в лесу гулять,
Да костры здесь разжигать.

Всех зверей перепугаем,
Веток много наломаем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Против нас не устоять!

(начинают собирать ветки, разжигать костёр, мусорить и т. д.)

Воробей: – Все сюда! Все сюда!
Ведь в лесу у нас беда!
Сова: Что случилось, воробей?
Воробей: В лес пришли туристы, мальчишки, каратисты. Всех вокруг пугают, гнёзда разоряют, костры разжигают, кустики ломают.
Сова: А давайте их напугаем, ребята помогите нам.
Воспитатель: Будем угукать, как сова.
Дети : У-у, у-у, у-у!
Воробей: Нет они не испугались.
Сорока: Тогда я его испугаю, ребята помогите мне
Воспитатель: Постучим по полу кулачками, туристы испугаются стука и убегут!
Воробей: Нет они не испугались.
Кукушка: Я их перехитрю, в лес «поглубже» заманю. Попрошу ребят кричать и как эхо отвечать.
1 турист: Я пришёл в лес гулять,
2 турист: Буду всех в лесу пугать.
3 турист: Вот я смелый какой.
Дети: Ой-ой-ой.
Туристы: Ой! Это кто такой?
Дети: Такой-такой-такой.
Туристы: Ой боюсь!
Дети: Боюсь-боюсь-боюсь.
Воспитатель: Кто это шумит, кто навёл такой беспорядок в лесу?
Туристы: Это мы!
Воспитатель: разве вы не знаете, как надо вести себя в лесу?
Туристы: Не- а, нас этому не учили!
Воспитатель: Ребята, подскажите им правила поведения в лесу!
(дети рассказывают, как надо вести себя в саду)
Воспитатель: (туристам) Теперь вы поняли?
Туристы: Мы больше не будем так себя вести!

Воспитатель: Как хорошо, что вы всё поняли. Все рады весеннему солнышку, у нас весёлое настроение. Я приглашаю всех на весёлый танец.
Танец.
Воспитатель: А сейчас мы вспомним про птиц пословицы.
(дети рассказывают пословицы)

Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
Птицы наши друзья обижать их нельзя.
Мала синичка, да коготок остёр.
Немного синица ест, пьёт да весело живёт
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Соловей берёт пением, а человек – умением.
Журавль прилетел и тепло принёс.
Сколько кукушка не кукуй, а к зиме улетает.

Воспитатель: Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Песня: «Из чего наш мир состоит»

Воспитатель: Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
(дети под музыку уходят из зала)

Цель праздника:

способствовать развитию и укреплению интереса обучающихся к природе родного края, формированию экологической культуры.

— познакомить детей с обычаями и праздниками русского народа, посвящёнными встрече весны и прилёту птиц;

— развивать познавательный интерес к культуре и истории своего народа;

— развивать коммуникативные навыки обучающихся;

— формировать у детей чувство национальной гордости;
— учить ценить и беречь окружающий нас мир.

Праздник «День птиц» рассчитан на обучающихся в возрасте 7-12 лет.

Его можно провести и в рекреации в школе и в кабинете.

Предварительная работа.

Дети первого года обучения (7-8 лет) на занятиях знакомятся с пословицами и поговорками о птицах, учат заклички и репетируют хоровод.

Дети второго года обучения (9-10 лет) на занятиях разучивают песню

«У дороги чибис».

Дети третьего года обучения (11-12) на занятиях лепят из глины

птичек-свистулек.

Ведущие – старшеклассники- выпускники детского объединения.

Педагог вместе с родителями обучающихся печет «жаворонков» из теста.

Изготовить и установить на территории образовательного учреждения скворечник.

Оформление кабинета: в центре доски перекидной календарь (40х50см), на страницах которого написано

Страница День птиц.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Музыкальное сопровождение.

1. Украинская народная песня «Птичка».

2. Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

3. Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

4. Песня «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

1-й ведущий. Дорогие друзья, сегодня праздник в честь наших пернатых друзей, сегодня у нас День птиц.

(Звучит украинская народная песня «Птичка»)

1-й ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю.

2-й ведущий. Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов.

Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в конце марта проводят традиционный День птиц. Почему выбран этот месяц нам подскажет Русский земледельческий календарь, который мы сегодня откроем на самых главных весенних птичьих страницах, дополняя приметы и обычаи наших предков исследованиями биологов.

1-й ведущий. Открываем первую страницу.

Как гласит календарь, 9 марта в день Обретения главы Иоанна Предтечи — птица гнездо обретает.

Какие поговорки вы знаете об этом дне?

Вот какие поговорки есть в календаре об этом дне:

(дети перечисляют поговорки)

На день Обретения птица гнездо завивает а перелётная птица возвращается (из тёплых стран) вырытая.

Птичье потенье – гнёзд обретенье.

Именно с птиц начинается весенняя суматоха.

Синица запела – тепло ворожит, жалуется на бескормицу, поёт: «В пуне светится, в пуне светится». Ей вторит овсянка: « А ты мужик сено носи, да не труси».

2-й ведущий. С этого дня наши соседи, воробьи, синицы, вороны, с громким криком и шумом возвращаются к своим гнёздам и начинают их ремонт.

Кто из вас знает загадки о воробьях, синицах и воронах?

(загадывание и отгадывание загадок детьми)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

На дереве сидит, кар-кар кричит. (Ворона.)

1-й ведущий. Открываем вторую страницу.

Весна красна,

На чем пришла?

На прутике,

На хомутике,

На овсяном пучке,

На пшеничном колоске

14 марта согласно Русскому земледельческому календарю день Авдотьи-весновки. Этот день раньше был началом нового года и считался большим праздником. Отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях в этот день дети и девушки начинали «кликать весну», влезая на крыши строений или собираясь на пригорках и выкрикивая веснянки:

Дай весна

Добрые годы

Годы добрые

Хлебородные,

Зароди жито

Жито густое,

Колосистое.

Колосистое,

Ядринистое,

Чтобы было с чего

Пиво варити.

Пиво варити,

Ребят женити,

Ребят женити,

Девок отдавати.

(Выходят дети и становятся в хоровод.)

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём,

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём.

(Выходит «Весна») Я Весна – красна

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход,

Присылаю к вам гонца –

Говорливого скворца,

Всюду: в поле и в лесу,-

Людям радость я несу.

(Дети поют в хороводе) Мы весняночку поём,

Весну красную зовём,

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём

1-й ведущий. Долгое время люди верили, что песня жаворонка в этот день являлась божьим благословлением.

2-й ведущий. Ребята, отгадайте загадку:

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли на нос не садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)

Правильно!

Открываем третью страницу.

С этого дня начинается прилёт перелётных птиц. Какие пословицы и поговорки вы знаете о граче?

(дети перечисляют поговорки)

Увидел грача – весну встречай.

Грач на горе – весна на дворе.

Грач зиму расклевал.

Налетели грачи,

стали зиму толчи,

пить снегов молоко.

1-й ведущий. А сейчас мы с вами проведём игру, которая называется «Грачи летят». Я буду читать стихи и показывать, как летят птицы.

Будьте внимательны: кто ошибётся – выходит из игры.

(Игра «Грачи летят»)

2-й ведущий. Ребята, отгадайте-ка загадку:

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растенья.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворенья. (Жаворонок.)

Открываем четвертую страницу.

22 марта, православный праздник – День сорока Севастийских мучеников. В этот день согласно Русскому земледельческому календарю приходит главный птичий праздник, который в народе называют СОРОКИ.

Давно заметили, что с этого дня вслед за жаворонком и скворцом начинается массовый прилёт перелётных птиц.

А какие пословицы и поговорки вы знаете об этом празднике?

(дети перечисляют поговорки)

Сорок сороков птиц на Сороки прилетают.

На Сороки сорока кладёт сорок палочек на гнездо.

Сколько проталинков – столько и жаворонков.

1-й ведущий. Между небом и землёй

Песня раздаётся

Неисходною струёй

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей.

Где поёт так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий? (Н. Кукольник «Жаворонок»)

Как долгожданная весть звучит над полем первая песня жаворонков.

Не зря в Древней Руси любили жаворонков – ведь он один из главных помощников в борьбе с вредными насекомыми в поле.

Детвора зазывала жаворонков, чтобы они быстрее вернулись и принесли весну на крыльях, чтобы не оставили их поля и нивы без своей звонкой песни, без своего заступничества, без божьего благословления.

2-й ведущий. На Сороки из пресного теста пекли «жаворонков» (ведь в это время всегда Великий пост). В большинстве случаев с распростёртыми крыльями, как бы летящих. А вы знаете, что жаворонок одна из немногих птиц, поющих в полёте?

(Раздаём всем печеных птичек).

Этих печёных птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

(дети микро-группами читают заклички)

Жаворонок, жаворонок,

На тебе зиму,

А нам лето.

На тебе сани,

А нам телегу!

Уж ты пташечка,

Ты залётная,

Ты слетай за сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите!

Нам зима то надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Нет ни хлеба, ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел!

Ой вы, жаворонки, жаворонки,

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

1-й ведущий. Печёных птичек обычно съедали, а вот новгородцы по этим птичкам гадали. В одну из них запекали монетку. Кому в семье она достанется – тот в этом году будет самым счастливым. А монетку хранили на божнице или носили с собой. В ряде мест на Сороки выбирали с помощью этих печёных птичек семейного засевальщика. Для этого также запекали в них одну монетку. И мужчины, независимо от возраста, тянули жребий. Кому он выпал, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала сева. В Орловской губернии дети отдавали печёных жаворонков матерям со словами:

Как жаворонок высоко летал,

Так чтобы и лён твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова,

Так чтобы и лён головастый был.

В закличках вспоминали не только жаворонков, но и много других птиц.

Жаворонки, жаворонки, прилетите!

Красну весну принесите.

Галки, галки, принесите по палке!

Голубочки, голубочки, принесите по клубочку!

Кукушки! Принесите по мотушке.

Синицы, синицы, принесите по спице!

Канарейки, принесите по швейке.

Чечётки, чечётки, принесите по щётке.

Тогда утки дуйте в дудки,

Идите плясати.

(Дети танцуют хоровод с песней «Ах, утушка моя луговая»)

2-й ведущий. А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку:

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…(скворец).

А какие поговорки вы знаете о скворце?

Увидел скворца – весна у крыльца.

Скворец – весны гонец.

Люди давно обратили внимание на ту помощь, которую оказывают человеку скворцы, защищая растения от опасных насекомых. Обратили внимание на их забавное пение и на то, что они охотно селятся вблизи человеческого жилья.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели,

Прилетели наконец!

1-й ведущий. Отгадайте-ка ещё загадку:

На берёзе теремок,

Не висит на нём замок.

Дверь открыта для жильца –

Говорливого скворца. (Скворечник.)

Кто же придумал скворечник?

Это установить невозможно. В прошлом тысячелетии индусы развешивали для скворцов сухие бутылочные тыквы. В Европе первыми стали устанавливать скворечники голландцы в начале XVI века. Это были глиняные сосуды с отверстием, которые прикреплялись к деревьям или стенам домов. В то же время немцы начали делать деревянные скворечники, но и в Голландии, и в Германии те, кто сооружал скворечники, преследовали корыстную цель: когда птенцы подрастали, их забирали и съедали.

В России делали скворечники из эстетических соображений «… чтобы приятный свист увеселял слух человеческий». Судя по всему, это был древний обычай. Вот что писал в «Зоогеографии», вышедшей в 1811 году, знаменитый учёный Паллас: «Во всей России, в особенности в умеренных широтах и на юге… скворцы пользуются большой заботой. У домов ставят на высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички… и за преступление считается, если гнездо разоряется или убивают скворца».

Обычай вывешивать скворечники, чтобы привлекать и охранять птиц, стал из России распространяться по странам Европы с 20-х годов прошлого столетия. Следуя этому древнему обычаю, сегодня мы с вами установили на территории школы скворечник и дуплянку. А поселившиеся в них птицы будут охранять растения от вредителей и радовать нас своими песнями.

2-й ведущий. В поговорке говорится, что сорок сороков птиц прилетает на Сороки, однако не все птицы прилетают одновременно. Их прилёт растягивается на весь апрель и начало мая.

В апреле в Русском земледельческом календаре нет отдельных «птичьих» страниц, но именно в этот месяц прилетают основные наши помощники в борьбе с гусеницами, тлёй, мухами и комарами. К нам летят дрозды и зяблики, пеночки и трясогузки, мухоловки и чибисы.

(Дети поют «Песенку про чибиса».)

1-й ведущий. Открываем пятую страницу. Отгадайте загадки:

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)

Спереди шильце, сзади вильце,

Сам мал, а за морем бывал. (Ласточка.)

Именно 6 мая в Егорьев день ожидали прилёт ласточек, стрижей, начинали прислушиваться к кукушке. Кто знает пословицы, приметы об этих птицах?

Ласточки и стрижи тепло принесли.

Кукушка кукует — хорошая погода будет.

При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились.

2-й ведущий. С этого дня стаями прилетали певчие птицы. Егорьев день – большой праздник на Руси. Раньше он открывал сезон хороводов и весенних ярмарок, на которых крестьяне и промысловый люд продавали сделанные за зиму товары. Ярмарки оглашал свист дымковских и филимоновских свистулек. А ведь именно певчие птицы послужили прообразом этому народному музыкальному инструменту. Свистульки в форме птичек сделали на занятиях наши мастерицы. Сейчас они продемонстрируют вам своих птичек и их «голоса». Мы надеемся, что вы по достоинству оцените их усилия.

(Дети свистят на свистульках)

1-й ведущий. Вот мы и подошли к последней весенней птичьей странице нашего календаря. Отгадайте загадку:

Не заметный с виду

Там среди ветвей

Песню с переливами

Спел нам …(соловей).

15 мая, в день Бориса и Глеба – соловьиный праздник. Давно заметили, что в это время начинает петь соловей. А какие вы знаете поговорки о соловье?

(дети перечисляют поговорки)

Мала птица соловей, а знает май.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Соловья услышишь раньше кукушки – счастлив будешь.

(Звучит фрагмент песни «Соловьиная роща».)

2-й ведущий. Вспомнив многих перелетных и оседлых птиц, пришло время сказать о той неоценимой пользе, которую они оказывают.

Вот что говорят исследователи:

Птицы поют по утрам и вечерам, днем они заняты поисками пищи для себя и птенцов, которых они выкармливают в основном насекомыми и их личинками.

(показ слайдовой презентации)

Слайд 1. Одна семья скворцов в день съедает до 800 личинок насекомых, а за весь период гнездования – 8000 майских жуков и их личинок (один десяток майских жуков в состоянии уничтожить все растения на площади в один квадратный метр)

Слайд 2. Грач за одно лето съедает около 8000 проволочников – злейших вредителей полей.

Слайд 3. Кукушка в час съедает до 100 мохнатых гусениц. За лето — это 270 000 штук.

Слайд 4. Синица за день съедает насекомых столько, сколько весит сама.

Слайд 5. Ласточка за лето вылавливает до 1000 000 мелких мошек и тлей.

Слайд 6. Мухоловка ежедневно ловит около 350 насекомых, за два месяца это составит 50 000 штук.

Слайд 7. Совы и сычи за лето съедают до 1000 мышей (а мышь за лето может съесть до 1 кг зерна). Если посчитать, то получится, что одна сова, за лето сохраняет до одной тонны зерна.

Слайд 8. Серая куропатка поедает не только семена сорных растений, но и колорадского жука.

Слайд 9. А воробьи клюют не только крошки, зерно и плоды. Одна пара воробьев за неделю истребляет несколько тысяч гусениц.

1-й ведущий. Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят —

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет —

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд

«Ты гнезда разорять не смей

На трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

2-й ведущий. Наш праздник мы завершаем такими словами

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Быть может, им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых.

Пусть русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

«День птиц»

Цель: уточнить и расширить представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире.

Задачи:

1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

2. Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать дух соревнования; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив;

3. Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Ход :

1 . Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса».

2.Просмотр фильма о птицах .

3 . Прилетает первая перелетная птица-грач.

Игра-викторина.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, к нам сегодня в гости прилетела первая перелётная птица – грач, он с вами хочет поиграть в очень интересную игру-викторину. Для этого нужны 2 команды (команды придумывают себе названия.)

Ход игры:

1.Приветствие команд:

1команда-СКВОРЦЫ

«Скворцы»

Мы соперникам своим

Шлем большой привет.

От души желаем им

Давать правильный ответ

2команда- ГРАЧИ

«Грачи»

Мы пришли на конкурс наш

Будем, не лениться

На вопросы отвечать

Все заданья выполнять.

2. КОНКУРС «Узнавалки»

Дом.задан. Игра «Узнай по описанию птицу»

Дети одной команды должны рассказать о любой птице, не называя её, а дети из другой команды должны угадать о какой птице рассказ-описание.

3.КОНКУРС «Узнай и назови птицу по рисунку»

4. КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ» (загадываются загадки командам по очереди.)

    На шесте – дворец, во дворце – певец (скворец).

    Чёрный проворный, кричит «кар» - червякам враг (грач).

    Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит в развалочку, спотыкалочку (утка).

    Гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет, и о птенцах не вспоминает (кукушка).

    Спереди шильце, сзади вильце, сверху чёрное суконце, снизу белое полотенце (ласточка).

6. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (воробей).

7. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее……. (ворона).

8. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук, тук, тук, тук!» (дятел).

9.Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень – тень!

Как хорош весенний день!» (синица).

10. Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (сорока).

11. Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (соловей).

12. Кто летает ночью темной

И схватить мышонка хочет? (сова)

13. Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (скворец)

14. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

(танец скворцов –подготов.гр.)

5 КОНКУРС «Рассуждалки»

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

(1 команде выбрать перелетных птиц,2 команде-зимующих)

Игра «Накорми птиц»

Игра «Раскрась птицу»

6Конкурс капитанов

Приглашаем капитанов двух команд.

Вопросы капитану команды «Скворцы»

Назовите:

1. птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых (соловей);

2. птиц, признанных лучшими пернатыми почтальонами (голуби);

3. птиц, которых используют во время охоты (соколы);

4. птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком (дятел);

5. птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка);

вопросы капитану команды «Грачи»

Назовите:

1. бойцовых птиц, которых люди использовали для участия в птичьих поединках (бойцовые петухи);

2. птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом (павлин);

3. нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин);

4. птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучиться произносить человеческие слова (попугай);

5. самая маленькая из всех птиц, размеры который не больше шмеля (колибри).

7 Грач проводит игру «Гадание на яйцах»

Дети аккуратно разламывают пластиковые яйца и смотрят содержимое, если в птичке спрятана крупа - к сытой, весёлой жизни,

если денежка – к богатству,

если пуговица к обновке.

Наши пернатые друзья

Звучит музыка. Опускается экран, на экране появляется изображение птиц.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята. Со дня на день мы ждем приход долгожданной весны, несущей с собой тепло и свет. Ребята, а вы знаете, кто приносит на своих крыльях Весну из дальних стран? Наши пернатые друзья – птицы! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы отметить Праздник птиц. Все песни, игры и танцы на нашем празднике будут посвящены этим очень маленьким, но очень полезным друзьям.

Ребята, вы знаете, кто такие птицы? А вы знаете, какие бывают птицы? Давайте я вам немного о них расскажу.

Презентация «Птицы»

Существуют перелётные птицы, которые на зиму улетают в дальние края. Их очень много. Среди них зяблик, кукушка, трясогузка, ласточка, чибис и многие-многие другие.

Есть птички, которые зимуют дома. Они приспособились к холодам, мороз им не страшен. Только в суровое время года следует подкармливать птичек и тогда они легко доживут до весны.

Есть домашняя птица, которая живёт рядом с человек, бывает очень полезной. Благодаря этим птицам на наших столах есть яйца, без которых не приготовишь ни хлеба, ни пирогов.

А есть птицы, которые живут в далеких краях.

Игра «Птицы - не птицы»

А теперь я проверю, умеете ли вы отличать птиц от животных и насекомых. Поиграем в игру «Птица – не птица». А поможет нам в это веселый и яркий мяч. Если я называю птицу, вы мяч ловите, а если не птицу – отбиваете.

/игра проводится в течение 2-3 минут/

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами споем песенку, которую на праздник приготовили ребята из младшей группы.

Песня Звонко капают капели

1.Звонко капают капели

Возле нашего двора

Птицы весело запели

Чив. Чив. Чив.

Пришла весна

Проигрыщ - пружинка

Мы вчера нашли подснежник

На проталинке лесной

Голубой цветочек нежный

Пахнет солнцем и весной

Ведущий: Давайте позовем птичек к нам.

Птичья закличка

«Уж вы пташечки, щебетушечки…»

Уж вы, пташечки - щебетушечки, прилетите!

Весну красную, весну теплую принесите!

Жаворонки, пташечки малые,

Летят по воле,

Ой, вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье;

Первое - коровье, Второе - овечье,

Третье - человечье.

Весна, приди! Три угодья принеси!

Первое угодье - в лугах половодье!

Второе угодье - солнце на подворье!

Третье угодье – зеленое раздолье!"

Ребята, слышите, птицы песни свои поют! Давайте, послушаем! (Дети слушают)

(В это время выходят перелетные птицы: - грач, . ласточка, скворец)

Дети здороваются с птицами: Здравствуйте, наши друзья!

Птицы : Здравствуйте, ребята!

Ведущий: Расскажите птицы, где вы побывали?

Буслаева Л: Ласточка: В жарких странах, жаркое лето, ни зимы, ни снега там нету!

Ведущий: Расскажите, птицы, что вы повидали?

Калинин Н: Грач: Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, там растут деревья-лианы, там растут на пальмах бананы.

Ведущий . Хорошо ли жили, вы вдали от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Акулов Я: Скворец: Мы скучали по деревьям, по звенящему ручью, по скворечне, по деревьям, по соседу воробью.

Ведущий: Мы вас очень-очень ждали, песню вам сейчас подарим.

4.Хоровод «Ой бежит ручьем вода, не ни снега, нет ни льда….»

Ой бежит ручьем вода

Нет ни снега, нет ни льда

Ой вода, ой вода

Нет ни снега, нет ни льда

Прилетели журавли стоят руки назад как крылышки

И соловушки малы

Журавли,журавли

И соловушки малы

Мы весняночку поем

Весну красную зовем

Ой поем ой поем

Весну красную зовем

Ведущий: про птиц сложено много стихотворений, Давайте послушаем!

Родиченко Аня 1.Милая певунья, ласточка родная.

Ты домой вернулась из родного края.

Над оконцем вьется с песенкой живой

«Я весну да солнце принесла с собой»

Пилявцев Кирилл 2. Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся

И малиновка, и дрозд занялись устройством гнезд

Носят, носят в домики, птицы по соломинке.

Бондарев Кирилл 3.Самой раннею весной, запоет певец лесной.

Это зяблик распевает про любимый край родной.

Зяблик первым узнает, что весна- красна идет.

Шевцов Илья 4. Всех перелетных птиц черней,

Чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица – грач.

Банько Женя: 5. Жура – жура - журавель,

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая,

Лучше нет родного края.

Ведущий: Молодцы. Садимся все на свои места (дети садятся на стульчики). Ребята, скажите, а вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (ворона)

В воде купался,

А сух остался (гусь)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его? (индюк)

"Цып-цып-цып! Кудах-кудах! " -

Слышим мы на улице.

Созывает всех цыплят

Рябенькая… (курица)

На шесте – дворец, во дворе певец.

Издалека прилетел, песню вам свою пропел. (скворец)

Пискунова Катя 3. Мы скворечник – дворец мастерили сами.

Чтоб в него наконец прилетел хозяин.

Скворушка прилетай, себе домик выбирай.

На дереве высоком с крылечком широким.

Игра «Скворушки»

Скворушки, скворушки,

Черненькие перышки. 2 раза - делают крылышки

Греет солнышко теплей,

Прилетайте поскорей. 2 раза - фонарики

Домики, домики,

Мы готовим домики. 2 раза - кулачок на кулачок

Для скворцов готовим дом.

Чтобы птицы жили в нем. 2 раза - пружинка

В домике – скворечнике,

Скворушки сидят. делают домик над головой

Из окна скворечника

Скворушки глядят. смотрят из окна

А в углу, а в углу,

Хитрый кот сидит, грозят пальчиком, медленно подходят к коту

Притворился наш кот,

Будто сладко спит.

Музыка заканчивается, кот просыпается и ловит детей.

Ведущий: Молодцы наши ребята! А теперь игра для непослушных птенцов. Нужно будет успеть погулять и собраться всем в гнездо.

Игра «Вернись в гнездышко».

Как только начинается играть музыка, птенчики разбегаются из гнезда. Как только музыка заканчивается, дети должны успеть вернуться. Кто не успел, выбывает. Повторяется несколько раз.

Ведущий: Молодцы, ребята. Со всем справились.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей.

Бросьте крошки воробью -

Я вам песенку спою.

Бросьте крошки и ячмень -

Буду петь вам целый день!

«Воробьиная песенка»

1.Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки;

Поселился воробей.

Только слушался бы лучше

Этот хитрый озорник.

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

Припев:

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Всем нужны друзья.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Даже воробьям.

2.Очень трудная работа -

Дрессировка воробья.

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Но зато в районе нашем

Удивляется народ -

Воробей вприсядку пляшет,

Бьёт в ладоши и поёт.

Припев.

3.С ним мы делимся обедом,

Как положено друзьям.

Расчирикал он об этом

Всем знакомым воробьям.

Я им крошек дам послаще.

И недели не пройдёт -

Все увидят настоящий

Воробьиный хоровод.

Припев.

Горина Настя Готовы скворечники,

Можно селиться,

Готовы дома, терема,

Летите веселые птицы,

Скорей занимайте дома!

Игра «Займи домик»

Дети разбиваются по парам

Берутся за руки – это домики

Другие дети – птички. Птички летают.

Закапал дождик. Птички летят в домики.

Кому не хватило домика, выбывают из игры.

А потом меняются с детьми домиками.

Ведущий. На этом наш праздник подходит к концу. И чтобы всем нам расстаться в хорошем настроении, на прощание давайте все мы станцуем заводной танец «Веселых утят».

Общий танец «Веселые утята».