Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  После ивана кожедуба. Биография кожедуб иван никитович кратко

После ивана кожедуба. Биография кожедуб иван никитович кратко

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.


Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.

Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.


К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский);
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 и Ла-5ФН

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.


Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.


Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.


По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье. Он был нежданным, младшим в семье ребёнком, родившимся после большого голода.

Его отец был незаурядным человеком. В перерывах от работы на фабрике и и крестьянским трудом, он находил время и силы читать книги и сочинять стихи. Невзирая на протесты матери, отец посылал пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Став старше, сын спросил: «Зачем это?». Действительно, воровали тогда редко, да и сторож из ребёнка бесполезный. Отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям». И это сработало.

В 1941 году Кожедуб окончил Чугуевскую авиационную школу лётчиков, где и остался инструктором. Курсанты за глаза называли строгого инструктора "Триждыдубом", но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Казахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года лётчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.

Первое боевое "крещение"

Авиационная техника всегда развивается гораздо быстрее, чем артиллерийские системы или стрелковое вооружение. Кожедубу пришлось осваивать новую для себя технику - истребитель "Ла-5". У машины было две автоматических пушки. По огневой мощи она не уступала немецким истребителям. Недостатком был, пожалуй, очень небольшой для воздушного боя боекомплект - по 60 снарядов на ствол.

Первый воздушный бой будущего аса оказался не из простых. Получив повреждения от огня истребителей противника, самолёт Кожедуба попал под огонь советских зениток. С большим трудом лётчик сумел посадить повреждённую машину.

Первая "Золотая Звезда"

Свою первую победу будущий ас Великой Отечественной одержал далеко не сразу - 6 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге, совершив 40-й к тому времени боевой вылет. Кожедуб был сбит немецкий бомбардировщик "Ju-87".

Всего в боях на Курской дуге Кожедуб одержал не менее пяти воздушных побед. 4 февраля 1944 года Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов.

Начиная с мая 1944 года, Кожедуб сражался на "Ла-5ФН", построенном на накопления колхозника Сталинградской области В. В. Конева, сын которого погиб в ходе войны.

В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Никитович был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка, и стал воевать на новом истребителе "Ла-7".

Вторая "Золотая Звезда"

Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб - уже майор гвардии - совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди которых было 17 пикирующих бомбардировщиков "Ju-87", по 2 бомбардировщика "Ju-88" и "He-111", 16 истребителей "Bf-109" и 21 "Fw-190", 3 штурмовика "Hs-129" и 1 реактивный истребитель "Me-262".

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил два "FW-190", Кожедуб провёл в небе над Берлином.

Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.

Советский ас действовал по принципу, который исповедовал ещё при работе с курсантами: «Любой неизвестный самолёт - враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьёзные повреждения.

Третья "Золотая звезда"

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Наряду с отвагой, находили место здравый расчёт и опыт, необходимые в воздушном бою. Кожедуб, обладавший прекрасным глазомером, предпочитал открывать огонь с расстояния в 200-300 метров, поражая противника на средних дистанциях и стараясь избегать ненужного риска.

В небе Кореи

Серьёзным испытанием для советской авиации стала воздушная война в Корее, которая бала отмечена первыми боями между реактивными самолетами. В 1950 году в состав 64-го авиакорпуса прибыла 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием трижды Героя Советского Союза полковника Кожедуба, в составе 176-го и 196-го полков (60 "Миг-15").

Всего со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года лётчиками дивизии под командованием Кожедуба было произведено 6269 боевых вылетов и уничтожено, как минимум, 216 (по другим данным 258) самолётов противника. Собственные потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков.

Сам Кожедуб на боевые задания не летал - ему запрещалось непосредственно принимать участие в боях с противником. На командире дивизии лежала не менее ответственная и сложная задача руководства воздушными боями и огромная ответственность за вверенных ему людей и технику. Большую работу Иван Никитович проводил и с корейскими пилотами, которых американцы сбивали куда чаще, чем подчиненных Кожедуба.

Награды Ивана Кожедуба

Среди наград Ивана Никитовича - три звезды Героя Советского Союза. Он стал третьим и последним человеком, удостоенным звания Трижды Героя до конца Второй мировой войны. И Брежнев, и Будённый были удостоены высшей степени отличия намного позднее. Кожедуб отмечен был двумя орденами Ленина (орден до брежневской эпохи вручался лишь при первичном присвоении звания Героя Советского Союза), семью орденами Красного Знамени.

Среди иностранных наград - Орден возрождения Польши - высшая награда Польской республики, восстановленная в 1944 году. Награжден Кожедуб был не первой степенью этой награды. Хотя надо сказать, что ордена Возрождения Польши лишь 2-й и 3-й степеней были удостоены маршалы Жуков, Рокоссовский, Василевский, внесшие, прямо скажем, немалый вклад в освобождение польской территории.

Другой интересной наградой Ивана Никитовича стал корейский орден Государственного флага. Первоначально очень почётная награда Северной Кореи в дальнейшем подверглась приличной девальвации, когда многие корейские военачальники-старожилы были отмечены шестью-девятью орденами Государственного Флага за выслугу лет.

Послевоенная карьера Ивана Никитовича сложилась относительно скромно. Ряд исследователей связывает это с нежеланием прославленного лётчика принимать участие в развенчании культа личности Сталина. Так ли это точно сказать сложно, но званием маршала авиации Кожедуб был удостоен лишь в мае 1985 года.

Небесный почерк

У Ивана Кожедуба в бою был индивидуальный "почерк" в небе. В нём органично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.

Все его полёты представляли собой каскад всевозможных манёвров: разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром.

Дата рождения:

Место рождения:

Село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, Украинская ССР

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Род войск:

Авиация (военно-воздушные силы) РККА, истребительная авиация ВВС ВС СССР

Годы службы:

Маршал авиации ВВС СССР

240 иап, 176 Гв. иап

Сражения / войны:

Великая Отечественная война: 1 - Курская битва 2 - Битва за Берлин
Корейская война 1950-1953

В отставке:

Писатель Депутат Верховного совета СССР Народный депутат СССР

Список воздушных побед

Библиография

(укр. Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховского уезда Черниговской губернии, Украинская ССР — 8 августа 1991, Москва) — советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).

Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов.

Биография

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне — Шосткинского района Сумской области) Украинской ССР в семье крестьянина — церковного старосты. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 — в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию, г. Чимкент. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт — бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Он же считается первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 — Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324 иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — PZL P.24 ), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Дата победы

Тип самолёта

Место победы

зап. Завидовка

ст. Гостищево

Красная Поляна

вост. Покровка

Прелестный

Искровка

сев. Искровка

юго-зап. Бородаевка

зап. Бородаевка

зап. Бородаевка

Петровка

юго-зап. Андреевка

юго-зап. Андреевка

сев.-зап. Бородаевка

юго-зап. Красный Кут

зап. Куцеваловка

Бородаевка

Днепрово-Каменка

сев. Плоское

юж. Петровка

юж. Домоткань

Кривой Рог

зап. Будовка

Ново-Злынка

вост. Нечаевка

зап. Липовка

Лебедин — Шпола

сев. Яссы

юго-вост. Вултуру

Хорлешти

Хорлешти

Тыргу Фрумос — Думбрэвица

вост. Вултуру

Чужа Вода

зап. Стынка

Редиу-Улуй — Тэтэр

Редиу-Улуй — Тэтэр

сев.-зап. Яссы

сев.-зап. Стренчи

юго-зап. Рамниеки — Даксты

сев.-зап. Валмиера

юж. Студзяна

сев.-зап. окр. аэродром Морин

зап. Кинитц

зап. Кинитц

оз. Китцер-Зее

вост. Альт-Фридлянд

сев. Фюрстенфельде

сев. Брюнхен

сев. Кюстрин

сев.-зап. Кюстрин

сев. Зеелов

вост. Гузов

ст. Вербиг

В конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.

Награды

  • Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3)
  • Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944; 21.02.1978)
  • Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483)
  • Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500)
  • Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985)
  • Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955)
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990)
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975)
  • Кавалер ордена Боевого Красного знамени МНР
  • Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др.

Память

Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на Юго-Востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба).

Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш. ХВУ, ХИЛ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в Парке Славы, в Киеве. 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба. 12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.

О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».

Библиография

  • Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1945. — 40 с.
  • Служу Родине. — М. — Л.: Детгиз, 1949.
  • Праздник Победы. — М., 1963.
  • И. Н. Кожедуб Верность отчизне. — М.: Детская литература, 1969, 1975. — 430 с. — 100000 экз.
  • Друзья-однополчане. — М., Детская литература, 1975.
  • Иван Кожедуб Верность отчизне. Ищущий боя. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 608 с. — (Сталинские соколы). — 5000 экз. — ISBN 5-699-14931-7
  • И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 368 с. — (Величайшие советские асы). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-34385-0

Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

Иван Никитович Кожедуб появился на свет 8 июня 1920 в селе Ображиевка, расположенного на территории нынешней Украины. Его детство приходилось на годы гражданской войны, он жил в обычной крестьянской семье. Мальчик ничем не отличался от остальных парней того периода, всё время проводил на улице вместе со своими друзьями. После окончания местной школы Иван отправился в город Шостка, чтобы поступить в химико-технологический техникум. Во время обучения он состоял в аэроклубе, где ему и привили любовь к авиации. После окончания техникума он продолжил заниматься своим хобби. Он стал учеником Чугуевской военной авиационной школы, где проучился до начала 40-ых годов. После её окончания Иван остался работать в ней в качестве преподавателя.

Переломным моментом для Кожедуба стало вступление в ряды Красной Армии. Тогда он осознал, что хочет посвятить себя военному делу. Началась Великая Отечественная война. Ивана и остальной преподавательский состав эвакуировали в Казахстан. Там лётчик получил звание старшего сержанта. Через несколько месяцев его отправили на фронт в составе 240 истребительного полка. Его первым самолётом стала модель “ЛА-5”, пилот гордо называл его “Лопахиным”. К сожалению, первый полёт Кожедуба не удался, его подбили. Тем не менее он героически посадил повреждённый агрегат. В 1943 году он стал младшим лейтенантом.

Славу ему принесла битва на Курской дуге. Там он смог сбить несколько истребителей противника. За проявленную храбрость он получил звание Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедубу дают капитана. Он становится пилотом нового самолёта “Ла-7”. За время наступательной операции по освобождению Восточной Европы он сбил несколько десятков вражеских бомбардировщиков. Победу он встречал в Берлине, где и получил вторую “Золотую Звезду”. В конце войны произошло столкновение Кожедуба с двумя американскими лётчиками, которые случайно восприняли его, как противника. Иван, обороняясь, сбил самолёты, что, возможно, сыграло роль в обострении отношений.

После войны он поступил в Краснознамённую Военно-воздушную академию, где получил высшее образование. Параллельно великий лётчик занимался испытаниями новых моделей летательных аппаратов. Но военная служба не оставила его. Иван принимал непосредственное участие в Корейской войне. Благодаря его мастерству удалось выиграть многие сражения с минимальными потерями. После возвращения к мирной жизни он служил командиром ВВС. Дальнейшие 10 лет он проработал инспектором Министерства обороны. Лишь в 1985 году, став Маршалом авиации, Иван решил изменить вектор своей деятельности. Он стал депутатом Верховного Совета СССР, где проработал до своей смерти. Он скончался 8 августа 1991 года, причиной смерти стал сердечной приступ. Даже спустя 30 лет все продолжают почитать подвиги Ивана Кожедуба, что говорит о его несомненном вкладе в развитие авиации, он являлся настоящим патриотом своей страны.

Биография 2

Иван Никитович Кожедуб стал одним из самых известных советский асов, участвовавших в Великой Отечественной войне. В его биографии отразились особенности эпохи.

Он родился в простом украинском селе в 1920 году. Будущему Маршалу авиации не вполне повезло с социальным происхождением, на которое тогда обращали гораздо больше внимания, чем теперь. Однако сын сельского церковного старосты, как и многие его сверстники всерьез заинтересовался авиацией. При химико-технологическом техникуме, куда он поступил после окончания школы, был аэроклуб, куда молодой человек вступил.

В начале войны Кожедуба отправляют в эвакуацию в Казахстан, доучиваться на военного летчика и в 1942 году он выпущен в истребительный авиаполк, в звании сержанта. В следующем году Иван Никитович принимает участие в боях на Воронежском фронте, пилотируя истребитель Ла-5. Дебют был не слишком удачным - самолет получил повреждения, будучи обстрелянным своими же советскими зенитчиками. Однако ни в тот раз, и далее на протяжении всей войны, пилот не был сбит ни разу, хотя его боевая машина неоднократно получала серьезные повреждения.

В конце войны Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, совершив триста тридцать боевых вылетов. Последний он сбил в небе над столицей Германии в апреле 1945 года, тогда же получив Героя Советского Союза в третий раз.

После победы заслуженный летчик остался в военной авиации, учился в Военно-Воздушной академии, параллельно осваивая новые типы самолетов.

Во время войны в Корее, где советские летчики сражались с американцами и их союзникам, он командовал авиационной дивизией. Потеряв всего двадцать семь самолетов, его подчиненные сбили 216 вражеских.

В 1964-71 гг. Иван Никитович занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Впоследствии он в составе группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Высших военачальников было не принято отправлять в отставку, поэтому они формально занимали высокую должность, но реально не командовали.

В 1991 году Маршал авиации (звание было присвоено в 1985 году) умирает, находясь на все той же почетной должности.

Имя: Иван Кожедуб (Ivan Kozhedub)

Возраст: 71 год

Деятельность: военачальник, лётчик-ас, депутат, трижды Герой Советского Союза

Семейное положение: был женат

Иван Кожедуб: биография

Иван Никитович Кожедуб – трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации, советский военачальник и участник Великой Отечественной войны. На счету летчика десятки сбитых вражеских самолетов.

Детство и юность

8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой. Детство и юность Ивана прошли в Глуховском уезде Черниговской губернии, которая была позже переименована в Шосткинский район Сумской области Украины.

В 14 лет Кожедуб получил аттестат зрелости, после чего отправился в город Шостка. Молодой человек подал документы в химико-технологический техникум, прошел необходимые испытания, после чего был зачислен в качестве студента в учебное заведение.


К авиации Иван тянулся с юношеских лет, поэтому во время учебы в техникуме стал заниматься в аэроклубе. В 1940 году в биографии Кожедуба появилась новая строчка – Красная Армия. Молодой человек перевоплотился в военнослужащего.

В это же время Иван завершил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков. Самолеты завораживали Кожедуба, поэтому парень решил остаться здесь в должности инструктора.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.


Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.


Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.


Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.


Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.


После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Личная жизнь

В 1928 году родилась будущая супруга Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. О том, как молодые люди познакомились, как между ними завязались романтические отношения, военнослужащий предпочитал не рассказывать.


В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую назвали Натальей. Позже девушка подарила родителям внука Василия Витальевича. Сейчас мужчина трудится в медицинском учреждении в Москве.

В 1952 году вновь у Кожедубов случилось пополнение. На этот раз родился сын. Мальчик получил имя Никита. Юноша пошел по стопам отца, но только не в летное, а в мореходное училище. Во время службы Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году у новоиспеченной семьи родилась девочка Анна. В 2002 году объявили о кончине капитана 3 ранга ВМФ СССР.

Смерть

8 августа 1991 года родственники Ивана Кожедуба объявили о том, что Герой Советского Союза скончался. Официальной причиной смерти назвали сердечный приступ. Для захоронения летчика выбрали Новодевичье кладбище, расположенное в Москве.


К юбилею летчика сняли документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба», который представили зрителю в 2010 году. На съемках картины использовали личные записи, дневники и даже семейные архивы пилота, в том числе фото. Главную роль сыграл российский актер Сергей Ларин. Интересно, что в супругу прославленного героя перевоплотилась внучка Ивана Никитовича Анна.

Награды

  • 1943, 1945, 1951, 1968, 1970 – кавалер ордена Красного Знамени
  • 1944, 1945 – Герой Советского Союза
  • 1944, 1978 – кавалер ордена Ленина
  • 1945 – кавалер ордена Александра Невского
  • 1955 – кавалер ордена Красной Звезды
  • 1975 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
  • 1985 – кавалер ордена Отечественной войны I степени
  • 1990 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени