Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  После бала главный герой описание. Характеристика и образ ивана васильевича из рассказа после бала

После бала главный герой описание. Характеристика и образ ивана васильевича из рассказа после бала

В рассказе «После бала» главные герои — Иван Василье­вич и полковник, отец Вареньки.

Повествование ведется от имени героя-рассказчика. Это Иван Васильевич, он повествует о своей молодости (это было в сороковых годах, Иван Васильевич был студентом в провинци­альном университете).

Об этом периоде он вспоминает потому, что именно тогда им были сделаны важные жизненные открытия, изменившие, как он считает, его судьбу.

Рассказчик был влюблен в Вареньку, которую он описывает как замечательную красавицу: «…в молодости, восемнадцати лет, была она прелестна: высокая, стройная, грациозная и ве­личественная, именно величественная».

Толстой включает в повествование много деталей, позволя­ющих судить о том, что герой действительно был счастлив, был влюблен и мир воспринимал легко и светло.

Описание бала имеет большое значение. Вся обстановка бала создает настроение рассказчика: восторг, благодарность, уми­ление, бесконечное счастье, которое «все росло и росло». Это настроение и восприятие объясняется состоянием влюбленно­сти, которое переживал молодой человек.

Отец Вареньки тоже на балу, это «красивый, статный, высо­кий и свежий старик». Он танцевал с дочерью, все любовались этой парой, полковник нежен и мил по отношению к дочери. К этому человеку рассказчик во время бала «испытывал <…> ка­кое-то восторженно-нежное чувство».

Для углубления представления о полковнике Толстой мас­терски использует прием антитезы. Более важным для него яв­ляется то, что было после бала: сцена наказания, которую уви­дел Иван Васильевич, в корне изменила его представления о жизни. Человек, руководящий казнью, — отец Вареньки. Он идет рядом с солдатом, которого «гоняют за побег», спокойно и твердо.

Еще Иван Васильевич увидел, как полковник «своей силь­ной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного мало­рослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил палку на красную спину татарина».

Становится страшно от того, насколько сильно изменился человек. Какой же полковник настоящий? Скорее всего, насто­ящий он в сцене наказания. А на балу он просто играл роль ра­душного хозяина и любящего отца.

Ощущения Ивана Васильевича тоже понятны: его возвышен­ные чувства были полностью разрушены тем, что он увидел на площади.

Иван Васильевич анализирует свои ощущения он увидел пол­ковника другими глазами. Может быть, Варенька совершенно другая, но рассказчик уже утратил то свежее и светлое чувство, которое он испытывал к ней вначале.

В рассказе “После бала” главные герои – Иван Василье­вич и полковник, отец Вареньки.

Повествование ведется от имени героя-рассказчика. Это Иван Васильевич, он повествует о своей молодости (это было в сороковых годах, Иван Васильевич был студентом в провинци­альном университете).

Об этом периоде он вспоминает потому, что именно тогда им были сделаны важные жизненные открытия, изменившие, как он считает, его судьбу.

Рассказчик был влюблен в Вареньку, которую он описывает как замечательную красавицу: “…в молодости, восемнадцати лет, была она прелестна: высокая, стройная, грациозная и ве­личественная, именно величественная”.

Толстой включает в повествование много деталей, позволя­ющих судить о том, что герой действительно был счастлив, был влюблен и мир воспринимал легко и светло.

Описание бала имеет большое значение. Вся обстановка бала создает настроение рассказчика: восторг, благодарность, уми­ление, бесконечное счастье, которое “все росло и росло”. Это настроение и восприятие объясняется состоянием влюбленно­сти, которое переживал молодой

Отец Вареньки тоже на балу, это “красивый, статный, высо­кий и свежий старик”. Он танцевал с дочерью, все любовались этой парой, полковник нежен и мил по отношению к дочери. К этому человеку рассказчик во время бала “испытывал ка­кое-то восторженно-нежное чувство”.

Для углубления представления о полковнике Толстой мас­терски использует прием антитезы. Более важным для него яв­ляется то, что было после бала: сцена наказания, которую уви­дел Иван Васильевич, в корне изменила его представления о жизни. Человек, руководящий казнью, – отец Вареньки. Он идет рядом с солдатом, которого “гоняют за побег”, спокойно и твердо.

Еще Иван Васильевич увидел, как полковник “своей силь­ной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного мало­рослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил палку на красную спину татарина”.

Становится страшно от того, насколько сильно изменился человек. Какой же полковник настоящий? Скорее всего, насто­ящий он в сцене наказания. А на балу он просто играл роль ра­душного хозяина и любящего отца.

Ощущения Ивана Васильевича тоже понятны: его возвышен­ные чувства были полностью разрушены тем, что он увидел на площади.

Иван Васильевич анализирует свои ощущения он увидел пол­ковника другими глазами. Может быть, Варенька совершенно другая, но рассказчик уже утратил то свежее и светлое чувство, которое он испытывал к ней вначале.

Глоссарий:

  • после бала главные герои
  • главные герои рассказа после бала
  • главные герои после бала
  • толстой после бала главные герои
  • после бала герои

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ­Жестокость Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” был опубликован уже после смерти писателя, а именно в 1911 году. В основу сюжета легла история, рассказанная братом...
  2. 1. Полковник - один из главных героев рассказа Л. Н. Тол­стого “После бала”. 2. Отец Вареньки на балу: а) внешность героя показывает, что рассказчику он...
  3. ­Разум и чувства Рассказ “После бала” был написан в 1903 году и относится к поздним произведениям Л. Н. Толстого. В нем автор пересказал историю, услышанную...

Иван Васильевич - главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя автор изобразил портрет человека, который являлся типичным для той эпохи. Иван Васильевич был человеком, который жил очень скромно, ему были безразличны большие дела. Такой человек был похож на всех остальных, ничем не выделяясь из общей массы. Но, кажущаяся внешне «обыкновенность» этого человека, не является его полной характеристикой. Характером главного героя автор показал то, как должен относиться честный и порядочный человек к происходящему в обществе. Толстому очень доступно и понятно удалось изобразить недостатки, которые были присущи времени, описанному в рассказе. Иван Васильевич опытный человек, знающий жизнь. Он учит молодых людей и уважаем ими. Рассказывает Иван Васильевич молодому поколению о «делах давно минувших дней». Наверное, для того, чтобы показать насколько похоже прошедшее время и настоящее. Но, началось все с того, что в сороковых годах девятнадцатого столетия Иван Васильевич был «веселым и бойким малым, да еще и богатым».

В это время он был студентом, учился в университете. Кроме учебы, которой отводилось определенное время, главный герой развлекался, посещал балы, на которых поражал присутствующих своим умение танцевать. Он имел успех среди женщин. Иван Васильевич жил жизнью, которой жили многие другие молодые люди той эпохи. Он не задумывался о каких-либо нравственных категориях, важных делах. Как и свойственно всем молодым людям - Иван Васильевич влюбился. Он полюбил девушку по имени Варенька, которая была дочерью полковника Б. Девушка была красива и не лишена внимания многих молодых людей. Однажды, Иван Васильевич очутился на балу у одного богатого камергера, который являлся губернским предводителем дворянства. На этом шикарном балу была и возлюбленная Ивана Васильевича.С которой он танцевал почти весь вечер. В этот момент Тван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком. Он не знал? отвечает ли ему девушка взаимностью, но ее улыбка, взгляд делали его счастливым. Иван Васильевич был опьянен своим чувством, все вокруг ему казалось прекрасным. На Ивана Васильевича произвел огромное впечатление и отец Вареньки: «статный, высокий и свежий старик». «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Отец, танцуя со своей дочерью, выглядел достойно, грациозно, изящно. Весь его облик, наличие множества орденов, вызывали у Ивана Васильевича уважение. Иван Васильевич обратил внимание на сапоги старого полковника: они были старомодны. Но, отсутствие новых сапог у полковника, как говорили люди, было вызвано желанием лучше одевать свою дочь. Такая забота о дочери вызывала у Ивана Васильевича восхищение и уважение.

После бала, находясь под впечатлением от этого шикарного действа, Иван Васильевич не может заснуть. И молодой человек принимает решение отправиться в дом к полковнику Б., чтобы еще раз увидеть свою любимую Вареньку. На пустыре, перед домом полковника, Иван Васильевич увидел, как солдаты вели другого солдата-татарина, который был привязан к прикладам. Этот солдат был наказан за побег и проходя сквозь строй, он подвергался жестоким ударам со стороны других солдат. Рядом с этим строем Иван Васильевич увидел отца своей любимой, который бил по лицу солдата, который, по мнению полковника, недостаточно сильно бил наказанного. Эта сцена заставила Ивана Васильевича задуматься: как может так жестоко поступать человек, который на балу был таким веселым, заботливым по отношению к дочери? Увиденное перед домом полковника повлияло на Ивана Васильевича. Он передумал быть военным. Эта картина даже охладила чувства Ивана Васильевича к Вареньке. Иван Васильевич понимал, что, наверное. полковник поступил так, как было нужно, как было принято. Но, должна быть и моральная сторона поступков. Бить беззащитного человека - это безнравственно. Таким образом, Лев Николаевич Толстой показал, что человек (в данном случае Иван Васильевич), не решается открыто высказать свой протест против происходящего, а то, что произошло, было порождением существующих в государстве порядков, беззакония. Но, внутри Ивана Васильевича бурлит протест против существующего строя, против законов и устоев, по которым живет современное ему общество.

    В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после...

    1. Контрастность цветовой палитры. 2. Контрастные чувства и вещи. 3. Связующее звено контрастных отрывков. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся...

    В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...

    Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то...

Сочинение

Иван Васильевич - главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя автор изобразил портрет человека, который являлся типичным для той эпохи. Иван Васильевич был человеком, который жил очень скромно, ему были безразличны большие дела. Такой человек был похож на всех остальных, ничем не выделяясь из общей массы. Но, кажущаяся внешне «обыкновенность» этого человека, не является его полной характеристикой. Характером главного героя автор показал то, как должен относиться честный и порядочный человек к происходящему в обществе. Толстому очень доступно и понятно удалось изобразить недостатки, которые были присущи времени, описанному в рассказе. Иван Васильевич опытный человек, знающий жизнь. Он учит молодых людей и уважаем ими. Рассказывает Иван Васильевич молодому поколению о «делах давно минувших дней». Наверное, для того, чтобы показать насколько похоже прошедшее время и настоящее. Но, началось все с того, что в сороковых годах девятнадцатого столетия Иван Васильевич был «веселым и бойким малым, да еще и богатым».

В это время он был студентом, учился в университете. Кроме учебы, которой отводилось определенное время, главный герой развлекался, посещал балы, на которых поражал присутствующих своим умение танцевать. Он имел успех среди женщин. Иван Васильевич жил жизнью, которой жили многие другие молодые люди той эпохи. Он не задумывался о каких-либо нравственных категориях, важных делах. Как и свойственно всем молодым людям - Иван Васильевич влюбился. Он полюбил девушку по имени Варенька, которая была дочерью полковника Б. Девушка была красива и не лишена внимания многих молодых людей. Однажды, Иван Васильевич очутился на балу у одного богатого камергера, который являлся губернским предводителем дворянства. На этом шикарном балу была и возлюбленная Ивана Васильевича.С которой он танцевал почти весь вечер. В этот момент Тван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком. Он не знал? отвечает ли ему девушка взаимностью, но ее улыбка, взгляд делали его счастливым. Иван Васильевич был опьянен своим чувством, все вокруг ему казалось прекрасным. На Ивана Васильевича произвел огромное впечатление и отец Вареньки: «статный, высокий и свежий старик». «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Отец, танцуя со своей дочерью, выглядел достойно, грациозно, изящно. Весь его облик, наличие множества орденов, вызывали у Ивана Васильевича уважение. Иван Васильевич обратил внимание на сапоги старого полковника: они были старомодны. Но, отсутствие новых сапог у полковника, как говорили люди, было вызвано желанием лучше одевать свою дочь. Такая забота о дочери вызывала у Ивана Васильевича восхищение и уважение.

После бала, находясь под впечатлением от этого шикарного действа, Иван Васильевич не может заснуть. И молодой человек принимает решение отправиться в дом к полковнику Б., чтобы еще раз увидеть свою любимую Вареньку. На пустыре, перед домом полковника, Иван Васильевич увидел, как солдаты вели другого солдата-татарина, который был привязан к прикладам. Этот солдат был наказан за побег и проходя сквозь строй, он подвергался жестоким ударам со стороны других солдат. Рядом с этим строем Иван Васильевич увидел отца своей любимой, который бил по лицу солдата, который, по мнению полковника, недостаточно сильно бил наказанного. Эта сцена заставила Ивана Васильевича задуматься: как может так жестоко поступать человек, который на балу был таким веселым, заботливым по отношению к дочери? Увиденное перед домом полковника повлияло на Ивана Васильевича. Он передумал быть военным. Эта картина даже охладила чувства Ивана Васильевича к Вареньке. Иван Васильевич понимал, что, наверное. полковник поступил так, как было нужно, как было принято. Но, должна быть и моральная сторона поступков. Бить беззащитного человека - это безнравственно. Таким образом, Лев Николаевич Толстой показал, что человек (в данном случае Иван Васильевич), не решается открыто высказать свой протест против происходящего, а то, что произошло, было порождением существующих в государстве порядков, беззакония. Но, внутри Ивана Васильевича бурлит протест против существующего строя, против законов и устоев, по которым живет современное ему общество.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!