Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Никола пуссен картины классицизм. Никола Пуссен – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Никола пуссен картины классицизм. Никола Пуссен – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Нормандец по происхождению, Никола Пуссен (1594-1665 гг.) родился в Лез-Андели, небольшом городке на берегу Сены. Юному Пуссену было обеспечено хорошее образование и возможность изучить начальные этапы искусства художника. Более подробное знакомство с секретами мастерства он узнал уже после переезда в Париж, где учился у мастеров.

Портретист Фердинанд Ван Элле стал первым наставником молодого живописца, позднее же Пуссен учился у мастера, расписывающего церкви - Кентена Варена, и придворного художника Жоржа Лаллемана, который придерживался относительно нового в то время стиля маньеризма. «Набить руку» ему помогло и копирование картин признанных мастеров живописи, этим он мог свободно заниматься в Лувре.

Первый период творчества в Италии

В 1624 г. имя Пуссена уже было известно среди ценителей живописи, а его самого все больше увлекало творчество итальянских мастеров. Решив, что у французских наставников он узнал всё, что мог, Пуссен перебрался в Рим. Помимо итальянской живописи Пуссен высоко ценил и поэзию, во многом благодаря знакомству с Джиамбаттиста Марино, представителем галантной поэзии. Они подружились ещё в Париже, и Никола иллюстрировал поэму своего друга «Адонис». Из раннего парижского период творчества художника до нашего времени сохранились только иллюстрации.

Пуссен изучал математику и анатомию, скульптуры времён античности служили ему образцами для зарисовок, а научные труды Дюрера и да Винчи помогали в понимании того, как пропорции человеческого тела должны быть перенесены в художественное искусство. Теоретические познания он приобрёл в геометрии, оптике, законах перспективы.

Карраччи, Тициан, Рафаэль и Микеланджело – работы этих мастеров глубоко впечатлили французского живописца. Первые годы жизни в Риме были временем поиска собственного стиля, а его работы тогда характеризовались резкими ракурсами, мрачными тонами и обилием теней. Позднее его художественный стиль изменился, цветовая гамма стала более тёплой, а элементы картин подчинялись единому центру. Темой творчества того времени были героические сюжеты и действия античной мифологии.

По заказу одного из римских покровителей Пуссена, Кассиано дель Поццо, художником была создана серия картин «Семь таинств», а «Разрушение Иерусалима» и «Похищение сабинянок» принесли ему более широкую известность. К мифологической тематике своих картин он добавлял веяния современности, упорядочивая композицию и перенося действие на передний план картины. Пуссен стремился добиться естественности положений действующих лиц и придать их жестам и выражениям лиц ясное значение. Гармония и единство с природой, характерные для античных мифов, вдохновляли художника, это прослеживается в картинах «Венера и сатиры», «Диана и Эндимион», «Воспитание Юпитера».

«Метаморфозы» Овидия послужили основой для «Царства Флоры», картина стала своеобразным гимном возрождению и весеннему обновлению природы. Приобретённые ранее теоретические познания позволили ему точно следовать принятым законам композиции, а тёплые, ясные цвета делали картины по-настоящему живыми («Танкред и Эрминия», «Венера и пастухи»). Дополнительную точность изображениям придавала предварительная подготовка: он изготавливал модели фигурок из воска, и, прежде чем приступить к работе над картиной, экспериментировал с игрой света и положением этих фигурок.

Парижские интриги и возвращение в Рим

Наиболее успешными в карьере Пуссена были годы, которые он провёл в работе над украшением Луврской галереи по приглашению кардинала Ришелье (вторая половина 30-х гг.). Получив звание первого королевского живописца, он работал и над галереей, и над множеством других заказов. Такой успех не прибавил ему популярности среди коллег-живописцев, а особенно недовольны были те, кто также претендовал на работу в Лувре.

Интриги недоброжелателей вынудили художника оставить Париж и в 1642 г. снова перебраться в Рим. В этот период творчества (до 50-х гг.) источником тем для картин Пуссена стали Библия и Евангелие. Если в ранних произведениях царствовала природная гармония, то теперь героями картин стали библейские и мифологические персонажи, одержавшие победу над своими страстями и обладающие силой воли (Кориолан, Диоген). Знаковая картина того периода – «Аркадские пастухи», композиционно говорящая о неизбежности смерти и мирном принятии этого осознания. Эта картина стала образцом классицизма, манера художника приобрела более сдержанный характер, не такой эмоционально-лиричный, как в работах первого римского периода. В цветовой гамме преобладающим стал контраст нескольких цветов.

Последнюю свою работу, «Аполлон и Дафна», художник завершить не успел, но именно в его картинах было сформировался французский классицизм.

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Никола Пуссен (1594–1665)

Никола Пуссен

Несмотря на то что в Италии Пуссен был очень популярным и регулярно получал заказы, на его родине, во Франции, придворные художники высказывались о его работах отрицательно. А сам Пуссен, вынужденный жить при французском дворе, тосковал по солнечной Италии и писал красноречивые письма жене, в которых упрекал себя в том, что сам надел себе на шею петлю и желает вырваться из-под власти «этих животных», вернуться в свою мастерскую и заняться настоящим искусством.

Французский художник Никола Пуссен родился в Нормандии, недалеко от города Лез-Андели. Его отец был военным, семья жила небогато. О детстве и юношестве Никола сохранилось довольно мало сведений. Предполагают, что его первым учителем стал Кантен Варен - странствующий художник, приехавший в ту местность, где жил Пуссен.

Варен не жил долго на одном и том же месте - вскоре он отправился в Париж. Никола, заинтересовавшись рисованием, в возрасте восемнадцати лет тайно оставил родной дом и отправился вслед за своим учителем. В Париже он не добился успеха и вскоре покинул его. Лишь через несколько лет художник вернулся и прожил в столице некоторое время.

Пуссен интересовался не только живописью: он изучал математику и анатомию, читал произведения античных писателей, а также восхищался творениями мастеров эпохи Возрождения. Так как у Никола не было возможности поехать в Италию, он знакомился с произведениями Рафаэля, Тициана и других художников по гравюрам.

Живя в Париже, Пуссен учился живописи в мастерских Ж. Лаллемана и Ф. Элле. Юноша оказался талантливым учеником и быстро усваивал все уроки. Довольно скоро Никола начал писать свои картины, которые характеризовали его уже как сложившегося мастера. Популярность Пуссена с каждым годом увеличивалась, и в конце 10-х годов XVII века (Никола не исполнилось еще и двадцати пяти лет) он уже выполнял заказы для Люксембургского дворца в Париже. Вскоре художник получил заказ на создание большого алтарного образа «Успение Богоматери».

Примерно в это же время Пуссен познакомился с итальянским поэтом, кавалером Марино, чьи поэмы были в то время очень популярными. По просьбе Марино художник выполнил иллюстрации к поэме Овидия «Метаморфозы», а затем к его собственной поэме «Адонис».

Благодаря удачным заказам Пуссен довольно скоро мог накопить денег для осуществления своей мечты - поездки в Италию. В 1624 году он покинул Париж, в котором уже успел прославиться, и отправился в Рим.

Приехав в столицу Италии, Пуссен получил возможность познакомиться с работами знаменитых художников, которые уже знал по гравюрам. Однако он не просто ходил по соборам и галереям, восхищаясь и зарисовывая увиденное. Время, проведенное в Риме, он использовал для того, чтобы пополнить свое образование. Пуссен тщательно осматривал и обмерял статуи, внимательно читал работы Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера (сохранились иллюстрации художника к одному из списков работ да Винчи).

В свободное время Пуссен интересовался наукой, много читал. Благодаря его всестороннему образованию за ним закрепилась слава эрудита и художника-философа. Сильное влияние на формирование личности Пуссена оказал его друг и заказчик Кассиано дель Поццо.

Н. Пуссен. «Ринальдо и Армида», 1625–1627, ГМИИ, Москва

Сюжеты для своих картин Пуссен довольно часто брал из литературы. Например, мотивом для создания полотна «Ринальдо и Армида» (1625–1627, ГМИИ, Москва) послужила поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

На переднем плане изображен спящий Ринальдо, предводитель крестоносцев. Над ним склонилась с намерением его убить злая волшебница Армида. Однако Ринальдо так красив, что Армида не может выполнить задуманное.

Эта работа написана в традициях популярного в то время стиля барокко: введены дополнительные персонажи, например в правой части полотна мастер изобразил речного бога, усыпившего Ринальдо шумом воды, а в левой - амуров, играющих с доспехами.

В 1626–1627 годах художник создал историческое полотно «Смерть Германика» (Институт искусств, Миннеаполис). Пуссен превосходно передал образ мужественного полководца, надежду римлян, отравленного по приказу завистливого императора Тиберия, не доверявшего никому.

Германик лежит в постели, вокруг которой столпились воины. Чувствуется их растерянность из-за случившегося и в то же время решительность, желание наказать виновных в смерти полководца.

Произведения принесли Пуссену успех, и вскоре он получил почетный заказ на выполнение алтарного образа для собора Св. Петра. В 1628 году художник закончил картину «Мученичество св. Эразма» (Ватиканская пинакотека, Рим), а вскоре после этого - «Снятие с креста» (ок. 1630, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Оба эти полотна ближе всего к барочным традициям.

Затем мастер вернулся к творчеству Тассо и написал картину «Танкред и Эрминия» (1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Перед зрителем предстает раненый Танкред, лежащий на земле. Его старается поддержать друг, Вафрин, к ним спешит Эрминия.

Она только что сошла с коня и быстрым движением руки отрезает мечом прядь своих волос, чтобы перевязать рану любимого.

В 30-е годы Пуссеном были написаны и другие произведения, наиболее известным из которых является работа «Аркадские пастухи» (между 1632 и 1635, собрание герцога Девонширского, Чезуорт; вариант 1650, Лувр, Париж). В это же время художник выполнил заказ кардинала Ришелье и создал серию вакханалий для украшения его дворца. Из этих картин сохранилась только одна - «Триумф Нептуна и Амфитриты» (Музей искусства, Филадельфия).

Популярность художника быстро росла, вскоре о нем уже было известно во Франции. Мастер получил приглашение вернуться на родину, но оттягивал поездку насколько мог. Наконец ему вручили письмо от короля Людовика XIII, который повелевал немедленно подчиниться приказу.

Осенью 1640 года Пуссен прибыл во Францию и был назначен, согласно королевскому указу, руководителем всеми художественными работами, проводимыми в королевских дворцах. В Париже его встретили довольно холодно - придворным художникам не нравились его картины, они завидовали его успеху и принялись плести против Никола интриги. Сам Пуссен в свою очередь пытался найти возможность вернуться в Италию. В одном из писем он сообщал: «…если я останусь в этой стране, мне придется превратиться в пачкуна, подобно другим, находящимся здесь».

Через два года Пуссен заявляет, что якобы получил письмо, из которого узнал, что его жена тяжело больна. Под этим предлогом он возвращается в Италию и до конца жизни остается в этой стране, где его всегда так тепло принимали.

Среди полотен, написанных во Франции, наиболее удачными считаются «Время спасает Истину от Зависти и Раздора» (1642, Музей, Лилль) и «Чудо св. Франциска Ксаверия» (1642, Лувр, Париж).

Последующие композиции Пуссена уже выполнены в стиле классицизма. Одной из наиболее интересных работ считается «Великодушие Сципиона» (1643, ГМИИ, Москва). В ее основу легла легенда о римском военачальнике, завоевателе Карфагена Сципионе Африканском, который по праву победителя получил в собственность пленную девушку Лукрецию. Однако он совершает благородный поступок, который поражает не только его приближенных, но и побежденных карфагенян, - римлянин, хоть и любит прекрасную пленницу, возвращает ее жениху.

Мастер разместил фигуры на полотне в один ряд, как на античном рельефе. Благодаря этому можно разглядеть позу, жест и выражение лица каждого участника этого события - Сципиона, сидящего на троне, жениха, почтительно склонившегося перед ним, стоящей между ними Лукреции и др.

В конце жизни Пуссен увлекся новыми жанрами - пейзажем и портретом («Пейзаж с Полифемом», 1649, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Пейзаж с Геркулесом», 1649, ГМИИ, Москва; «Автопортрет», 1650, Лувр, Париж).

Пейзаж так увлек художника, что он внес его элементы в очередную историческую картину - «Похороны Фокиона», 1648, Лувр, Париж). Герой Фокион был несправедливо казнен своими согражданами. Его останки запретили хоронить на родине.

Н. Пуссен. «Великодушие Сципиона», 1643, ГМИИ, Москва

На картине Пуссен изобразил слуг, выносящих на носилках тело Фокиона из города.

В этой работе впервые появляется противопоставление героя окружающей его природе - несмотря на его смерть, жизнь продолжается, по дороге медленно движется повозка, запряженная волами, скачет всадник, пастух пасет стадо.

Последней работой художника стала серия пейзажей под общим названием «Времена года». Наиболее интересны полотна «Весна» и «Зима». На первой Пуссен изобразил Адама и Еву в цветущем раю, на второй - Всемирный потоп.

Картина «Зима» стала его последней работой. Осенью Никола Пуссен умер. Его творчество оказало значительное влияние на итальянских и французских художников второй половины XVII и XVIII века.

В XVII веке Испания, в отличие от таких европейских стран, как Голландия и Англия, являлась отсталым и реакционным государством. автора Ляхова Кристина Александровна

Якопо Тинторетто (1518–1594) Якопо Тинторетто родился и вырос в одном из скромных кварталов Венеции на Фондамента деи Мори. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Будучи бескорыстным и равнодушным к богатству и роскоши, художник часто ради возможности рисовать

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Никола Пуссен (1594–1665) Несмотря на то что в Италии Пуссен был очень популярным и регулярно получал заказы, на его родине, во Франции, придворные художники высказывались о его работах отрицательно. А сам Пуссен, вынужденный жить при французском дворе, тосковал по солнечной

Из книги автора

Виллем Клас Хеда (1593/1594–1680/1682) Натюрморт с раком 1650–1659. Национальная галерея, ЛондонВ голландской живописи XVII века большое распространение получил натюрморт. Этот жанр характеризовался разнообразием «поджанров». Каждый мастер обычно придерживался своей темы.Наиболее

2 - Творчество Никола Пуссена

Наиболее знаменитым художником Франции XVII века, работавшим в классическом стиле, считается Никола Пуссен. Основными этапами его творчества являются: пребывание в Риме с 1624 г. (вызвавшее к жизни его первые известные произведения, написанные под влиянием стиля Рафаэля), жизнь в Париже в 1640 - 1642 (где были написаны его лучшие картины на церковные темы) и последний римский период, который принес ему славу мастера исторического ландшафта

Настоящим классиком французской живописи XVII столетия был Никола Пуссен (1593-1665), великий нормандец, самый решительный представитель галло-римского направления французского искусства, с явной склонностью к антику и ренессансу Рафаэля. Он всегда подчиняет индивидуальность отдельных типов усвоенному римскому чувству красоты и тем не менее сообщает всем своим произведениям свой собственный французский отпечаток. Стремление к внутреннему единству, вразумительной ясности и полной убедительности изображаемых эпизодов ведет его не только к чрезвычайно точному исполнению каждого жеста и мины, но и к выражению сущности каждого действия, сначала пережитого мысленно, а затем ясно выраженного в наглядных формах. Он ненавидит побочные фигуры и лишние добавления. Каждая из его фигур играет необходимую, рассчитанную и продуманную роль в ритме линий и в выражении смысла его картины. Сам характер своих ландшафтов, большей частью заимствованных из римской горной природы и играющих важную роль, иногда даже составляющих главное в его картинах с мелкими фигурами, он приспособляет к характеру изображаемых эпизодов. "Я ничем не пренебрегал", - говорил он сам. Его искусство прежде всего искусство линий и рисунка. Его краски, непостоянные, в первое время пестрые, затем приведены к более общему тону, иногда же сухие и мутные. В лучших картинах, однако, царит правдивая, играющая теплыми световыми пятнами светотень, а в ландшафтах благородные очертания гор, роскошные лиственные деревья удачно распределены, а великолепные здания в большинстве случаев окутаны полным настроения идеальным светом. Как пейзажист Пуссен сочетал всю мощь своих нидерландских и итальянских предшественников с более ясным чувством единства и создал направление, влияние которого сказывалось в течение веков. Если мы не можем восхищаться строгим классицизмом Пуссена, то все же должны признать, что он умел убедительно и с настроением выразить все, что хотел сказать.

История пуссеновской живописи, очерк которой дали сначала Беллори и Фелибьен, потом Бушите, Джон Смит и Мария Грегем и, наконец, Денио и Адвиель, начинается в Риме, где он появился в 1624 г. Чему он научился на своей родине у Кантен Варена, в Париже, у нидерландцев Фердинанда Элле и Жоржа Лалемана, мы не знаем. Гравюры школы Рафаэля, без сомнения, повлияли на его направление уже в Париже. Одно то, что он копировал в Риме античную стенную картину "Альдобрандинская свадьба", характеризует все его римское развитие. Первые известные картины, написанные им около 1630 г. в Риме для кардинала Барберини, "Смерть Германика" в галерее Барберини и "Разрушение Иерусалима", копии с которых находятся в венской галерее, скомпонованы более сжато и более совершенно, чем поздние произведения, но уже обнаруживают все его самые сокровенные качества.

Обширная на первый взгляд область сюжетов Пуссена ограничивается почти исключительно античной мифологией и историей, Ветхим Заветом и христианскими темами, написанными им с таким же внутренним воодушевлением, как и языческие. Сцены мученичества были ему не по душе. Конечно, главное произведение его первого римского периода (1624-1640) для церкви св. Петра, замененная здесь мозаичной копией большая картина Ватиканской галереи довольно выразительно изображает мученическую смерть св. Эразма. Пуссен, однако, и здесь старается, насколько возможно, смягчить ужасный эпизод нежным чувством красоты. Наиболее известны картины его этого периода: "Похищение Сабинянок", "Сбор манны" и более позднее "Нахождение Моисея" в Лувре, раннее изображение "Семи святых даров" в Белвуар Кестл, "Парнас", выполненный в рафаэлевском духе, в Мадриде и по-александрийски прочувствованное "Преследование Сиринги Паном" в Дрездене.

Рис. 125 - "Мучение св. Эразма". Картина Никола Пуссена в Ватикане. По фотографии Ф. Ганфштенгля в Мюнхене

Из картин, написанных Пуссеном в течение его двухлетнего пребывания в Париже уже в качестве "первого мастера короля" (1640-1642), "Чудо св. Ксаверия" в Лувре обнаруживает его лучшие стороны как церковного живописца. Эскизы для украшения Луврской галереи сохранились только в гравюрах Пеня.

Из многочисленных картин последнего римского периода Пуссена (1642-1665) вторая серия "Св. Даров" (Бриджватерская галерея, Лондон) наделала шуму изображением Тайной Вечери в виде римского триклиниума с возлежащими гостями. Самый поздний ландшафт с Диогеном, бросающим чашу, в Лувре, написан в 1648 г. Пастушеская идиллия "Et in Arcadia ego" в Лувре и "Завещание Эвдамида" в галерее Мольтке в Копенгагене принадлежат к самым стильным его произведениям. Мы не можем перечислять здесь его многочисленные картины в Лувре, Лондоне, Дульвиче, Мадриде, Петербурге, Дрездене и т. д. Произведения, создавшие ему славу творца "исторического" или "героического" ландшафта, великолепная и вместе с тем искренняя картина с Орфеем и Эвридикой 1659 г. в Лувре и четыре мощных ландшафта того же собрания (1660-1664), с четырьмя временами года, оживленными эпизодами из Ветхого Завета, относятся к последнему десятилетию его жизни.

Пуссен лично образовал только одного ученика, своего шурина, родившегося от французских родителей в Риме и там же умершего, Гаспара Дюге (1613-1675), называемого также Гаспаром Пуссеном. Он разрабатывал мотивы албанских и сабинских гор в большие, резко стилизованные, идеальные ландшафты, типичные уже схемой своей "древесной листвы", иногда с грозовыми тучами и облаками, с фигурами вроде добавлений, в которых он скорее пренебрегал эпизодом, чем античным костюмом или героической наготой. Он вдохнул новую жизнь преимущественно в ландшафтную стенопись, давно уже известную в Италии. Он украшал дворцы римских магнатов (Дориа, Колонна) обширными сериями ландшафтов. В ландшафтных фресках с эпизодами из истории пророка Илии в Сан Мартино аи Монти он довел до художественного совершенства особенный, исследованный автором этой книги, род церковной живописи, распространенный в Риме бельгийцем Паулем Брилем. Отдельными картинами Дюге обладают все более или менее значительные галереи. Типичны его ландшафты с бурей и "Надгробный памятник Цецилии Метеллы" Венской галереи. Он ценится также как гравер.

Величайший французский художник XVII века Никола Пуссен говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. «Мое естество, - отмечал он, - влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». В этих словах отразились эстетические принципы классицизма, которым Пуссен не только следовал, но и был в живописи их создателем. Классицизм - художественное направление и стиль в литературе и пластических искусствах Франции XVII столетия - опирался на античное и ренессансное наследие и отражал идеи общественного долга, разума, возвышенного героизма и безупречной морали. Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества. Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии.

Никола Пуссен родился близ нормандского городка Андели. Молодым человеком, после нескольких лет странствий и недолгой работы в Париже, он поселился в Риме, где прожил всю свою жизнь. Однажды ему пришлось по настоянию Людовика XIII на два года возвратиться во Францию, но его воззрения и работы не встретили там ни поддержки, ни понимания, а сама атмосфера придворной жизни вызвала брезгливое отвращение.

Искания Пуссена прошли сложный путь. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626-1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Германик - мужественный и доблестный полководец, надежда римлян - был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Но не личное горе, а гражданственный пафос - служение родине и долгу - составляет образный смысл этого полотна. Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей. Все действующие лица расположены подобно рельефу.

Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628-1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. 1627). При этом построение обеих картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, безупречно. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. В мюнхенском полотне господствуют различные оттенки серого, с которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона.

Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами. Античная тема его ранних работ, в которых сказалось увлечение колоритом Тициана, утверждает светлую радость жизни. Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия, изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения. Струящаяся из головы Гиацинта кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов, из крови Аякса вырастает красная гвоздика, Нарцисс любуется на свое отражение в вазе с водой, которую держит нимфа Эхо. Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.

Драматическое начало, которое входит в произведения Пуссена, придает его образам возвышенный характер. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Эрминия, только что сойдя с коня, устремляется к возлюбленному и взмахом сверкающего меча отсекает прядь своих белокурых волос, чтобы перевязать ему раны. Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно. Господствует язык строгих, чистых уравновешенных форм, совершенен линейный и цветовой ритм.

Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии…» - напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. В раннем варианте (1628-1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.

Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией - увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии. Идея картины - рождение прекрасного в искусстве, его торжество - воспринимается ярко и образно, без малейшей надуманности. Образы объединены общими строем чувств. Муза, стоящая рядом с Аполлоном - живое олицетворение прекрасного. Композиционное построение картины, с его внешней простотой, в своем роде образцово для классицизма. Тонко найденные смещения, повороты, движения фигур, отодвинутое в сторону дерево, летящий амур - все эти приемы, не лишая композицию ясности и равновесия, вносят в нее чувство жизни. Картина насыщена желто-золотистыми, синими и красными красками, что придает ей особую торжественность.

Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи. Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма. Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста. Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.

«Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. Циклоп Полифем, словно вырастающий из серых скал, играет на свирели песнь любви морской нимфе Галатее. Звукам мелодии внимают теплое южное море, могучие горы, тенистые рощи и населяющие их божества, нимфы и сатиры, пахарь за плугом и пастух среди стада. Впечатление безграничности пространства усиливается тем, что Полифем, изображенный спиной к зрителю, смотрит вдаль. Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками.

Могучее величие природы покоряет в «Пейзаже с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), где запечатлена победа Геркулеса над великаном Какусом. Хотя героем совершен подвиг, ничто не нарушает разлитого в картине ясного и строгого покоя.

Изображая Иоанна Богослова на острове Патмос, Пуссен отказывается от традиционного истолкования этого образа. Он создает редкий по красоте и настроению пейзаж - живое олицетворение прекрасной Эллады. В трактовке Пуссена образ Иоанна напоминает не христианского отшельника, а истинного мыслителя.

Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660-1664, Париж, Лувр). Каждый пейзаж имеет символическое значение. «Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) - это цветение мира, детство человечества. «Лето», где представлена сцена жатвы, пора горячего труда, олицетворяет мысль о зрелости и полноте бытия. Зима изображает потоп, гибель жизни. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Нигде нет спасения. Вспышки молнии прорезают ночную тьму, и природа, охваченная отчаянием, предстает оцепенелой и неподвижной. Трагическая «Зима» - последнее произведение художника.

Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). Время посеребрило темные волосы стареющего мастера, но не лишило твердости осанки, придало чеканную и мужественную строгость крупным чертам лица, проницательную зоркость взгляду, укрепило чувство мудрого самообладания и спокойного достоинства. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. Художник для Пуссена - прежде всего мыслитель, он видит ценность человека в силе его интеллекта, в творческой мощи. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Его истинными наследниками стали не французские академисты второй половины XVII века, исказившие традиции великого мастера, а представители революционного неоклассицизма XVIII столетия, сумевшие в формах этого искусства выразить новые идеи своей эпохи.

Татьяна Каптерева

Во 2-й половине 17-го века во Франции официальным направлением в искусстве становится классицизм. Однако, в скульптуре и живописи сложнее, чем в архитектуре, здесь сказывается еще большое влияние барокко. И тем не менее классицизм завоевывал свои позиции.

Как уже было сказано, классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, эстетическим идеалом служила античность. Произведениями классицизма провозглашались только прекрасные и возвышенные, согласно античным идеалам.

Создателем направления классицизма в живописи Франции 17-го века стал Никола Пуссен. Уже в ученические годы Пуссен стал интересоваться искусством Возрождения и античностью. Он поехал совершенствовать свое мастерство в Италию, брал уроки в Венеции, в Риме, невольно восхищаясь и живописью барокко Караваджо.

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий Завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высоко чувства долга перед обществом и государством. Картины его поэтично-возвышенны, во всем царит мера и порядок. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Однако лучшие произведения Пуссена лишены холодной рассудочности.

В первый период творчества он много пишет на античный сюжет. Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин данного периода. Чувственная стихия у него становится упорядоченной, разумной, все обрело черты героической, возвышенной красоты.

В 40-х годах в его творчестве наблюдается перелом. Он связан с переездом в Париж, ко двору Людовика XVIII, где скромному и глубокому художнику было очень некомфортно. В картины Пуссена в это время врывается тема смерти, бренности и тщеты земного. Из картин уходит лирическая непосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность.

В последние годы жизни лучшими у Пуссена становятся пейзажи.Он создал замечательный цикл картин "Времена года", имеющий символическое значение и олицетворяющий периоды земного человеческого существования.

Героев этой картины Пуссен позаимствовал из поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы".
Полифем - циклоп, страшный с виду одноглазый великан, который жил на Сицилии, отличался дурным нравом и крушил все, что попадалось под руку. Он не занимался ремеслами, а жил тем, что давала природа, и пас стада. Однажды он влюбился в морскую нимфу Галатею. Она была его полной противоположностью, и не только внешне. Циклопы в античной мифологии олицетворяют разрушительные силы, а нимфы - созидательные, так что рассчитывать на взаимность Полифем не мог. Галатея любила Акида, сына лесного бога Пана.
Укрощенный своим возвышенным чувством, великан перестал крушить скалы, ломать деревья и топить корабли. Усевшись на прибрежную скалу, он заиграл на своей стогласой свирели. Прежде свирель издавала ужасные звуки. Теперь же из нее полилась прекрасная песня, и очарованные мелодией нимфы перестали смеяться над Полифемом, Угомонились их вечные ухажеры сатиры, божества плодородия с лошадиными хвостами, рожками и копытами; заслушался, присев на камень, речной бог. Сама природа притихла, внимая музыке, в ней воцарились мир и гармония. В этом и заключается философия пуссеновского пейзажа: так замечательно выглядит мир, когда на смену хаосу приходит порядок. (Кстати, хотя герои - из мифа, природа на полотне - настоящая, сицилийская).
Между тем обманувшийся в своих надеждах циклоп вновь дал волю злобному нраву. Он подстерег соперника и придавил его скалой. Опечаленная Галатея превратила любимого в прозрачную речку.

Однажды, пребывая в состоянии депрессии, Пуссен написал полотно - аллегорию "Танец человеческой жизни".

Художник изобразил четырех женщин, олицетворяющих наслаждение, богатство, бедность и труд . Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Не желая расставаться с властью, он придумал своеобразный выход из положения: как только у его жены рождался ребенок, Хронос его проглатывал. Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Зевса тайно переправили на остров Крит, где он и вырос, после чего сверг своего отца и воцарился на Олимпе.

В этом мифе Хронос символизирует безжалостное время, поглощающее то, что само же создало. И Пуссену он понадобился на картине, чтобы сказать: время себе идет, ему все равно, а богатство сменяется бедностью, наслаждение - трудами.

Слева на картине герма (столб) с двуликим Янусом. Это исключительно римское божество. Именно в его честь был назван месяц январь. Януса изображали с двумя лицами, смотрящими в разные стороны, поскольку считалось, что ему ведомы и прошлое, и будущее. "Так было и будет", - так, видимо, размышлял Пуссен, выписывая герму.

Фоном для хоровода служит равнинный, безмятежный пейзаж. По небу в золотой колеснице едет бог солнца Гелиос. Этот путь он совершает ежедневно - ведь солнце восходит каждый день - и видит сверху дела богов и людей, но ни во что не вмешивается. Своим присутствием на полотне Гелиос призван напомнить, что вечная природа равнодушна к человеческим печалям и радостям. Замечательны по этому поводу строки Пушкина:

И вновь у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. Юноша и девушка случайно натолкнулись на надгробную плиту с надписью "И я был в Аркадии", т.е. "И я был молод, красив, счастлив и беззаботен - помни о смерти!". Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение - все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Стоическое смирение перед судьбой, мудрое приятие смерти роднит мироощущение классицизма с античностью.

Сюжет взят из "Метаморфозы" Овидия.
Силен, воспитатель и спутник бога виноградарства и виноделия Вакха, был схвачен крестьянами и приведен к Мидасу, царю Фригии. Тот отпустил Силена, и Вакх даровал царю по его просьбе способность обращать в золото все, к чему он прикоснется. Но когда в золото стала превращаться даже еда, царь раскаялся в своей жадности и взмолился о пощаде.
Вакх сжалился над Мидасом и повелел омыться в реке Пактол. Мидас вошел в реку и сразу же избавился от несчастного дара, а Пактол стал золотоносным.
На картине изображен момент, когда коленопреклоненный Мидас благодарит Вакха за освобождение от рокового дара. На заднем плане у реки виден стоящий на коленях человек, видимо, ищущий золото а речном песке.

Миропомазание - Таинство, при котором через помазание миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.
Совершается священником или архиреем через помазание миром лба и других частей тела с произнесением слов "Печать дара Духа Святого. Аминь." Миропомазание совершается над человеком только раз в жизни, обычно после Таинства Крещения.
На картине происходит Таинство Миропомазания маленьких детей, которых привели матери. Вот уже одному ребенку священник намазывает лоб миром, а рядом готовятся к Таинству мать и дочь, стоящие на коленях. Одного ребенка уговаривает священник, что ничего плохого не случится, все будет хорошо. Картина передает настроение взволнованности, торжественности, чувство сопричастности к великому событию.

Мелеагр - сын властителя Калидонского царства, что в Этолии. Он вырос смелым, красивым юношей и вместе с аргонавтами отправился в Колхиду. Пока он отсутствовал, его отец забыл принести ежегодную дань Диане, и богиня в наказание за это наслала на его царство чудовищного вепря, который пожирал людей и опустошал поля. Вернувшись из похода, Мелеагр собрал всех храбрецов Греции и устроил большую охоту, во время которой они собирались изловить или убить вепря.
На призыв Мелеагра откликнулись многие герои, в том числе и прекрасная Аталанта. Эта царевна вела жизнь, полную приключений, поскольку, когда она родилась, ее отец, огорченный тем, что вместо долгожданного сына на свет появилась дочь, велел отнести ее на гору Парфенум и отдать на съедение диким зверям. Но проходившие мимо охотники увидели медведицу, которая кормила младенца, совершенно ее не боявшегося, и, пожалев девочку, принесли ее к себе домой и воспитали ее настоящей охотницей.
Большую Калидонскую охоту возглавили Мелеагр и Аталанта, полюбившие друг друга. Они храбро преследовали зверя, а за ними скакали другие охотники. Вепрь побежал, и тут Аталанта нанесла ему смертельную рану, но, умирая, зверь чуть было не убил ее саму, если бы вовремя не подоспел Мелеагр и не прикончил его.

Когда Моисей сорок дней и ночей на горе Синай вел разговор с Богом, народ Израилев устал его ждать. Им нужен был новый проводник, который бы шел впереди и показывал им дорогу в Землю обетованную. И попросили они Аарона, старшего брата Моисея, сотворить изваяние языческого бога, чтобы ему поклоняться.
Аарон собрал у всех женщин золотые украшения и отлил из них золотого тельца.
Перед отполированным ярко сиявшим на солнце тельцом он поставил жертвенник. Все смотрели на него как на чудо. Аарон пообещал на следующий день устроить большой праздник. На другой день все нарядились в праздничные наряды. Аарон совершил на жертвеннике всесожжение. После этого все стали есть, пить, танцевать вокруг золотого тельца и хвалить Аарона за появление у них красивого золотого бога.
Все это увидел Господь, очень огорчился и велел Моисею спускаться к людям, ибо они творят неправедное дело. "Развратился народ твой, - сказал Он Моисею, - который ты вывел из земли Египетской."
Когда Моисей увидел пляски вокруг золотого тельца, то воспламенился гневом, подошел к жертвеннику и бросил тельца в костер.
Затем он отделил тех, кто признает законы Господни, от тех, кто их не признает. Тех, кто хотел служить золотому тельцу, сыны Левиины убили. После чего Господь велел Моисею вести народ дальше.

Прекрасный музыкант и певец Орфей покорял своим талантом не только людей, но даже богов и саму природу. Женат он был на красавице нимфе Эвридике, которую безмерно любил. Но счастье длилось недолго. Эвридику укусила ядовитая змея, и Орфей остался один.
От свалившегося на него горя Орфей впал в глубокую депрессию. Он исполнял печальные песни в честь умершей жены. Вместе с ним оплакивали Эвридику деревья, цветы и травы. Отчаявшись, Орфей отправился в подземное царство мертвых бога Аида, куда уходили души умерших, чтобы попытаться вызволить оттуда свою любимую.
Добравшись до страшной подземной реки Стикс, Орфей услышал громкие стоны душ умерших. Перевозчик Харон, который переправлял души на другую сторону, отказался взять его с собой. Тогда Орфей провел по струнам своей золотой кифары и запел. Харон заслушался и все-таки перевез певца к Аиду.
Не прекращая игры и пения, Орфей склонился перед богом подземного царства. В песне он рассказал о своей любви к Эвридике, жизнь без нее потеряла смысл.
Все царство Аида замерло, все слушали печальную исповедь певца и музыканта. Всех растрогала печаль Орфея. Когда певец замолчал, в царстве мрачного Аида царила тишина. Тогда Орфей обратился к Аиду с просьбой вернуть ему любимую Эвридику, пообещав по первому требованию вернуться вместе с женой сюда. когда придет время.
Аид выслушал Орфея и согласился выполнить его просьбу, хотя никогда до этого не делал такого. Но при этом поставил условие: Орфей не должен на протяжении всего пути оглядываться назад и обращаться к Эвридике, в противном случае Эвридика исчезнет
Любящие супруги отправились в обратный путь. Гермес с фонарем показывал дорогу. И вот показалось царство света. От радости, что скоро они снова будут вместе, Орфей забыл о своем обещании Аиду и оглянулся. Эвридика протянула ему руки и стала удаляться.
Окаменел от горя Орфей. Долго он сидел на берегу подземной реки, но уже никто к нему не вышел. Три года он прожил в глубокой скорби и печали, а затем его душа ушла в царство мертвых к своей Эвридике.

Нарцисс - прекрасный юноша, родителям которого предсказали, что он проживет до глубокой старости. но никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необыкновенной красоты, его любви добивались многие женщины, но он был равнодушен ко всем. Когда Нарцисс отверг страстную любовь нимфы Эхо, она высохла от горя так, что от нее остался только голос.Отвергнутые женщины потребовали у богини правосудия наказать Нарцисса. Немесида вняла их мольбам.
Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс взглянул в незамутненный источник и впервые увидел свое отражение, да так был им восхищен, что страстно влюбился в него, в свое отражение. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе.
Боги превратили Нарцисса в цветок, названный нарциссом.

Картина написана на сюжет из Ветхого Завета. Царь Соломон отличался здравым суждением, отличной памятью, обширным запасом знаний, немалым терпением. Он внимательно выслушивал людей, помогал мудрым советом. Самой важной обязанностью для себя он считал судейство. И слава о его справедливом суде распространилась по всему Иерусалиму.
Жили в Иерусалиме две молодые женщины, у каждой было по грудному ребенку. Жили они вместе и вместе спали. Однажды во сне одна женщина случайно задавила своего ребенка, и тот умер. Тогда она взяла у спящей соседки живого младенца и положила его на свою кровать, а той подложила мертвого. На утро вторая женщина увидела возле себя мертвого младенца и отказалась принять его за своего, сразу увидев, что он чужой. Она обвинила соседку в обмане и подлоге.
Однако и другая женщина не хотела признаваться и настаивала на своем, не желая отдавать живого младенца. Долго они спорили и в конце концов пошли к Соломону, чтобы тот их рассудил.
Соломон выслушал каждую, После этого он приказал слуге принести меч и сказал:" Мое решение такое. Вас двое, живой ребенок один. Рассеките его пополам, и пусть каждая утешится его половиной". Одна сказала:"Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите". А другая сказала:"Отдайте ей ребенка, только не рубите".
Соломон тотчас понял, кто мать живого ребенка и кто обманщица. Он сказал своим стражникам:"Отдайте ребенка той матери. которая не хотела его смерти. Она настоящая мать ребенка",

Иерусалимский храм - культовое сооружение, центр религиозной жизни еврейского народа между X веком до н.э. и I веком н.э. Был объектом паломничества всех евреев три раза в год.
В 66 - 73 годах произошло антиримское восстание. При подавлении этого восстания римская армия во главе с Титом осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг храма.
Осада и бои длились пять месяцев.Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока Тит не приказал поджечь храмовые ворота. Храм запылал. Удерживающие храм повстанцы сражались до конца и когда пламя охватило здание. многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а затем Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора, на которой стоял храм, была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 тысяч жителей.

По рассказам римских историков в Риме жили в основном мужчины, т.к. соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедных римских женихов. Тогда Ромул устроил праздник и пригласил соседей сабинян вместе с семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных гостей и похитили у них девушек.
Возмущенные соседи начали войну. Римляне легко разбили латинян, напавших на Рим. Однако война с сабинянами была гораздо труднее. При помощи дочери начальника капитолийской крепости Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго.
Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Основателю), если он остановит бегущих. Однако ситуацию спасли похищенные ранее сабинянки, которые вместе с новорожденными детьми, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять прекратить битву.
Сабиняне согласились, согласились и римляне. Был заключен вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. Римляне должны были носить кроме своего имени еще и сабинское название - квириты, религия становилась общей.

В центре картины изображена нереида Амфитрита, супруга Нептуна. Она сидит на быке, туловище которого оканчивается рыбьим хвостом в окружении многочисленной свиты. Две нереиды почтительно поддерживают локоть и розовое покрывало Амфитриты, а два тритона трубят ей славу.
Фигура Нептуна сдвинута к краю картины влево. Одной рукой он управляет тройкой стремительно несущихся коней, а другой держит трезубец, традиционный атрибут бога морей. Его взор обращен к прекрасной Амфитрите.
Еще левее, над фигурой Нептуна, мы видим колесницу богини любви Афродиты в сопровождении амуров и с зажженным факелом в руках.
Другие амуры осыпают главных персонажей цветами роз и мирта, символизирующими любовное влечение и брачный союз Нептуна и Амфитриты.
Один из амуров целится из лука в Нептуна, а стрелы второго уже достигли мужчины, уносящего прекрасную нимфу на своих плечах. Но кто же представлен в этой сцене похищения? Лица мужчины не видно, оно прикрыто рукой, а поэтому можно предположить, что здесь изображены нереида Галатея, и влюбленный в нее циклоп Полифем, считавшийся сыном Нептуна. И нам становится понятным его жест: циклоп был внешне безобразен, а художник избегал изображения безобразия в своей живописи.