Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. «Твердый разум» и «нежнейшие чувства» - презентация. Анализ чувств героев повести «Бедная Лиза

Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. «Твердый разум» и «нежнейшие чувства» - презентация. Анализ чувств героев повести «Бедная Лиза

Цели и задачи урока:

  1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
  2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
  3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть, чтение по ролям.

Ход урока

Только влюблённый имеет
право на звание человека.

Александр Блок.

I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, - кричал, - прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" - говорил.

Осталася - и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" - Рассудок повторил,
"Учись от них!" - Эрот ей говорил.

И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения?
- Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)

В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)

II. Работа с текстом.

Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.

Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.

В чём особенности такой любви? (она платоническая)
- Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба)
- Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.
- А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)

Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)

С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)

Таким образом на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.

Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)
- В чьи уста вкладывает автор рассуждения? (Это мать Лизы, её разумный взгляд на выбор друзей.)
- Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”)
- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
- Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)

Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)

О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)

Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)

Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа)
- В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)

Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)

Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)

Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее)
- Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
- Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
- Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)
- Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.)
- С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)
- Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
- Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
- Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.

III. Итог.

Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)
- Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
- Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?

Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.

Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание (письменно, на выбор учащихся):

  1. написать рассуждение на тему “Рассудок и любовь”, используя жизненный материал своих родителей, может быть, знакомых, может быть, свой собственный опыт;
  2. написать свой небольшой рассказ в стиле сентиментализма, где бы присутствовало противостояние рассудка и любви.

Выпускное (итоговое) сочинение-рассуждение по теме: Разум и чувства.

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

РАЗУМ И ЧУВСТВО. МАТЕРИАЛ К СОЧИНЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Варианты вступления о роли чувства и разума в жизни человека

    Разум и чувство…. Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека. Душа человека сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берёт верх над чувствами. И часто случается так, что человек при всём желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевает разум.

    Разум и чувство – это две важные стороны внутреннего мира человека, две противоположности. Часто они вступают в противоборство, вызывая сложный конфликт в душе человека. Как поступить в ситуации выбора между чувством и долгом? Услышать голос разума и пренебречь чувствами. Или пойти на поводу у своих чувств и не прислушаться к доводам собственного разума. Ответы мы найдём в произведениях русской литературы.

    Борьба в человеке чувства и разума требует обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим чувствам или всё же не терять головы, призвать на помощь разум, предусмотреть все последующие последствия поведения, спровоцированными чувствами.

    Что должно быть сильнее в человеке, разум или чувство? Я думаю, что всё должно быть в гармонии. Разум вовремя останавливает человека от безрассудства, а чувство позволит получить удовольствия от жизни, раскрыть новые грани человеческой жизни. Разуму следует идти рука об руку, они должны быть равносильны и неразлучны.

    Шиллер говорил: « Просвещённый разум облагораживает нравственный чувства: голова должна остужать сердце, разум должен возвышать чувства».

    Чем нужно жить, разумом или чувствами? Я считаю, что всё должно быть в гармонии, уравновешено. И чувство и разум должны быть взаимосвязанными силами в человеке. Когда преобладает что-то одно, это неминуемо приведёт к несчастью.

    Человек существо, не только разумное, но и наделённое чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. Именно чувство позволяет ощущать счастье и несчастье. Не было бы чувств, разум не создал бы столько гениальных творений.

    Чувство – это эмоциональный процесс. Они не могут управляться разумом. Разум говорит одно, а чувства рождается вопреки ему.

    Люди руководствуются различными порывами, иногда ими управляют симпатии, тёплое отношение, они забывают о разуме.

    Именно чувства делают нас людьми. « Великим человек может быть благодаря своим чувствам – не только уму» Теодор Драйзер.

    Есть люди, подверженные чувствам. Во время любви сложно заметить очевидные реалии.

МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ

Вступление

1) Разум и чувство. Это две важнейшие стороны внутреннего мира человека. Жизнь человека, лишённая чувств, эмоционально бедна. Однако человек, идущий на поводу своих чувств, не умеющий разумно управлять своими эмоциями, способен совершить много необдуманных и непоправимых поступков (ошибок). Об этом невольно думаю после прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Книга был написана в тот период 18 века, века Просвещения, когда в культ был возведён разум. Но это также было время, когда просвещённая, образованная часть общества понимала необходимость облагороженного разумом чувства. Вот почему повесть «Бедная Лиза» так волновала современников Н. Карамзина и не оставляет равнодушными наших современников.

2) Что важнее, разум или чувство? Этот вопрос никогда не может дать однозначного ответа. Он из категории вечно неразрешённых. Особый интерес тема важности разума и чувства волновало общество в эпоху Просвещения. Эстетика Просвещения требовала от человека стремиться думать в первую очередь о благе Отечества, в ситуации выбора между чувством и долгом отдавать предпочтению долгу. Но жизнь показывала, что человек живёт не только разумом, но и чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает – невозможно вытеснить чувства из нашей жизни. Вот почему, чтобы ответить на вопрос: «Что важнее: разум или чувство?», я обращусь к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

ЛИЗА

Вводим аргумент

    У всех, кто читал «Бедную Лизу», главная героиня вызывает восхищение. Мы восхищаемся её нравственной чистотой, силой чувств, которые проявляются и к родителям, и к Эрасту. Но мы, читатели, и сострадаем судьбе героини.

    Кто бы ни читал «Бедную Лизу»: ни её первые читатели, ни те, кто был знаком с этой книгой в 20 веке, ни наши современники – все проникаются особыми чувствами к главной (заглавной) героине. Читатель преклоняется перед добрым, трепетным отношением к матери, нравственной чистоте героини, достоинством поступков, силой любовного чувства.

Основная часть

В начале повести мы видим в Лизе девушку чувствительную, но благоразумную. Он простая поселянка. Будучи единственной дочерью своей немолодой и больной матери, Лиза разумно устраивает свою жизнь. Она живёт своими трудами, продавая ландыши, собранные собственными руками. Денег, вырученных от продажи ландышей, достаточно на скромную, но достойную жизнь. Редкое благоразумие проявляет Лиза, когда во время первых встреч с Эрастом решительно отказывается от суммы, которую предлагает молодой, богатый и красивый дворянин. Такое достойное и совершенно неожиданное поведение бедной поселянки обескураживает Эраста, вызывает интерес, желание вновь и вновь видеть эту девушку.

Частые встречи Лизы с Эрастом, его интерес к ней делает своё дело: Лиза влюбляется в Эраста. Благоразумие оставляет героиню. Она старается не думать о том, что будущего у них нет. А это действительно так: ведь он дворянин, а она крестьянка. Ни законы того времени, ни семейные традиции такой брак бы не приняли и осудили. Вопреки этому Лиза ждёт встреч с Эрастом, желает их, ей милы его признания в любви. С каждой встречей разум уже не помеха Лизе в отношениях с возлюбленным и заводят эти отношения слишком далеко.

Разлука с Эрастом, которому нужно ехать в армию, где ведутся боевые действия, ещё сильнее укрепляет в Лизе любовное чувство.

Весть о том, что Эраст женится на другой ради выгоды, денег, сломила девушку. Жизнь становится ей невыносимой без того, без которого свет не мил. Лиза принимает решение уйти из жизни.

История бедной Лизы показывает, что такое сильное чувство, как любовь, способно затмить разум у самых благоразумных людей. В конце своей короткой жизни, готовая уйти из неё, настолько захвачена чувством обиды, отчаяния она забыла даже о матери.

Вывод

Читая «Бедную Лизу», мы можем по-разному рассуждать о том, что важнее – разум или чувство. А Н.М. Карамзин тоже ответил на этот вопрос, прославляя такое великое чувство, как любовь

Эраст

Есть в повести и другой герой – Эраст. В душе этого героя нет гармонической уравновешенности между чувством и долгом. Он всегда идёт на поводу своих страстей.

Увидев впервые Лизу, он покорён её красотой. Привыкший к лёгким победам, он пытается купить расположение Лизы, предложив денег сверх меры тех, какие просила эта девушка за скромные цветы.

Достойное поведение девушки только распаляет страсть Эраста. Он ищет встреч с ней. Она ему, несомненно, становится мила. Он видит в ней очевидные достоинства. Однако ему не хватает благоразумия вовремя остановиться, не дать отношениям с Лизой зайти слишком далёко. Как ни знать ему, что у них нет никаких перспектив создать семью. Более того: соблазнив Лизу, он постепенно теряет интерес к ней.

На войне, где сыны Отечества проявляют чудеса мужества и героизма, Эраст снова идёт на поводу своих страстей, хотя и другого рода. Он играет в карты и проигрывает всё своё состояние. Однако Эраст по-своему благоразумно поступает в этой ситуации: женится на деньгах. Безжалостно, жестоко предаёт свои чувства к Лизе, обрекает её на страдания и подталкивает её к самоубийству.

История Эраста, рассказанная Н.М. Карамзиным, – это история человека, который идёт на поводу своих чувств, который чаще всего живёт порывами и страстями. На примере Эраста в вопросе: что важнее, разум или чувства, Н. М. Карамзин ответил нам: конечно же, чувства, если они подлинные. Благоразумие Эраста – это благоразумие эгоиста.

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие» ,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумен ты к теме "Разум и чувство"

Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "Разум и чувство" можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев "Отцы и дети", А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Должен ли разум брать верх над чувствами?"
К чему прислушиваться, к разуму или чувствам - таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Великий философ Эпиктет однажды сказал: «Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой.» Что же такое страсть, чувства? С помощью чего ими можно управлять? И что может быть в случае, если чувства возьмут верх? Чувства – это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Разум – это способность человека логически и творчески мыслить. Я считаю, что человеку для счастливой жизни нужно, чтобы разум, контролирующий страсти, находился в гармонии с порывами чувств. Конфликт двух человеческих начал – излюбленная тема в литературе всех стран и времен.

Итак, что же может быть, если чувства возьмут верх? Многие отечественные писатели подвергали своих героев испытанию любовью. Так, в сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» главной героиней полностью овладевают страсти, её разум затуманен, и она не думает, к каким последствиям это может привести. Она без оглядки отдается возлюбленному, забывая о чести, приличии и, в конце концов, долге перед больной матерью беречь ее покой. Между долгом и чувствами Лиза выбирает чувства и не желает искать компромисс. Причем, любовь к молодому человеку вытесняет в ней любовь к матери, то есть переживания ее поверхностны и эгоистичны. Но Эраст быстро остывает и теряет интерес к Лизе. Правда, у него разум подменяется низким и подлым расчетом. После разрыва с Лизой он женился на богатой женщине. Не совладав с чувствами, девушка очень болезненно и тяжело переживает разрыв с любимым человеком, и, не найдя выхода из этой ситуации, решается на самоубийство из-за предательства. Она оставляет больную мать, о чьем благополучии так пеклась, и предается отчаянному порыву покончить с жестокой и несправедливой жизнью. Но так ли она несправедлива? Стоит ли жалеть импульсивную девушку, как это делал Карамзин? Его то можно понять, он – писатель – сентименталист, но может ли читатель оправдать такую глупость? Вряд ли. Лиза была не в состоянии вновь овладеть собой, она отдалась даже не столько чувству, а наслаждению. До этого ее жизнь была посвящена дочернему долгу, она не ведала радости, доступной другим, более удачливым девушкам. Но появление Эраста все изменило: первая любовь (не самое долговечное и основательное чувство) дала ей долгожданное удовольствие от жизни, не омраченной и тенью долга. Если бы Лиза полюбила всерьез, она бы задумалась прежде о браке, а не о минутном удовлетворении. Людям свойственно не только «парить в облаках», но и заботиться о любимых. Девушка не подумала ни о матери, ни о женихе, нравственность которого от ее поступка сильно пострадала, как и вера в ее благочестие и способности стать верной женой. Значит, Лизой овладело не столько возвышенное чувство, сколько обыкновенная страсть, лишенная осознания и глубины любви. Эта страсть сделала и без того недалекую девушку безрассудной и эгоистичной. Пример заразителен, как болезнь: многие женщины проделали такой же скорбный путь. Если бы Лиза одернула себя, поразмыслила над происходящим, а не отдалась течению, ее судьба сложилась бы иначе.

В качестве второго аргумента хочу привести великолепный роман — эпопею Л. Н. Толстого » Война и Мир». Наташа Ростова — молодая девушка, а, стало быть, искренняя, наивная, добродушная. Она хочет любить и получать любовь взамен. Но нареченный жених Андрей Болконский оставил Наташу одну ровно на год, уехав за границу по настоянию отца. В своём страстном желании любить девушка не проходит испытание и увлекается Анатолем Курагиным,отказывая князю Андрею. Но позже она понимает, что это были ложные чувства, и истинную любовь она испытывала к Болконскому. Очевидно, что страсти погубили и эту героиню, хотя она упала не так низко и не так больно. К сожалению, лицемерный свет оправдывает легкомысленные «страстишки» своих завсегдатаев, поэтому поступок Наташи легко понять. Бездумное увлечение в свете разрушило ее подлинную личную жизнь. Ей не хватило ума и опыта, чтобы отличить зерна от плевел и дождаться настоящей любви. Если бы она подумала, а не только почувствовала, все могло бы сложиться иначе.

Анализируя поступки героев, можно сделать вывод: нельзя давать чувствам брать верх над разумом, это может привести к непоправимым ошибкам. Каждый свой шаг лучше обдумать и ответственно взвесить все «за» и «против», советуясь, быть может, с людьми более опытными и мудрыми. Поэтому на вопрос «Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?» я отвечаю «разум» хотя бы потому, что чувства не управляют человеком, а, напротив, дают ему волю.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!