Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Кто создал скульптуру рабочий и колхозница. "Рабочий и колхозница". Сложная судьба эталона соцреализма

Кто создал скульптуру рабочий и колхозница. "Рабочий и колхозница". Сложная судьба эталона соцреализма

Смотреть, Детям

С кем можно пойти:

Компания, вторая половинка, дети, друг (подруга), вся семья, коллега

Краткое описание:

Рабочий и колхозница - выдающийся памятник монументального искусства, идеал и символ советской эпохи.

Описание:

Рабочий и колхозница - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина.

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979.

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако, из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года.

В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны специальными антикоррозийными составами.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана 1937 года. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.

Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 метров выше предыдущего. В павильоне-постаменте разместится выставочный зал и музей Веры Мухиной.

4 сентября 2010 открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Музей расположен в постаменте монумента. В музее выставлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Еще три зала – выставочные. Экспозиционная площадь музейно-выставочного центра составляет примерно 3,2 тыс. квадратных метров.

Москва , С. Эйзенштейна, 1

ВДНХ (до метро 10)

Бесплатно:

Режим работы:

круглосуточно

Добавлено:

(25.03.2011 09:00)

Александр

Какой великий памятник! Это образец советской эпохи. Девушка и парень, гордо смотря в небо, стоят рядом и, подняв над головами руки, держат серп и молот - символы союза рабочих и крестьян. Этот памятник является также символом киностудии Мосфильм и его изображение используется на марках и медали. У старшего поколения с "Рабочим и колхозницей" свои чувства, мысли и воспоминания, которые очень сложно понять современной молодежи... Автор этого "чуда" хотел показать в этой паре - простых рабочих. И мне кажется, что это ему удалось, ведь не зря интерес к этому памятнику не уменьшается, а даже возрастает. Недавно произошла реставрация "Рабочего и колхозницы", которая обошлась в 1 миллиард рублей. Если вы еще не посетили памятник, то обязательно сходи в гости к нему.

Отзыв о «

26.03.2011 18:47

Дмитрий

После реставрации «Рабочий и колхозница» поднялись ещё выше и гордо парят над Ярославским шоссе, вызывая недоумения у тех, кто не застал трудовые подвиги советского народа. Никто не спорит, что произведение Мухиной удалось на славу и обладает несомненными художественными достоинствами. Удивляет безумный диссонанс: город, ставший в последние годы символом обогащения и оголтелой капитализации выставляет на всеобщее обозрение величественный монумент в честь героев труда, которые нынче не только не пользуются уважением, но и сидят у пустого корыта, во многом как раз благодаря этим самым «капиталистам». С другой стороны Москва всегда была городом эклектики и контрастов, стало быть, нечего тут особенно удивляться, пора мне уже принять эти несуразности, как одну из традиций российской столицы.

Отзыв о « Памятник "Рабочий и колхозница "

22.05.2011 22:44

Катерина

Вот это памятник!
Просто потрясает воображение. Какие времена были... Какие люди... Не то, что нынешние хлюпики, алкаши, наркоманы и извращенцы.
Только такие ребята, как этот рабочий и колхозница смогли построить такую великую страну. Смогли победить в страшной войне и водрузить флаг победы в над Рейхстагом. Именно они покорили Северный полюс, создали атомную бомбу, запустили первый спутник и полетели в космос.
Молодой парень и девушка, которые олицетворяют собой рабочий класс и крестьянство, в едином порыве вскинули серп и молот. Ринулись навстречу новым подвигам и победам.
Я думаю, что слишком преувеличивают рассказы об ужасной жизни в СССР, репрессиях тридцатых годов. Солженицына и ему подобных поменьше читать надо.
И что бы сегодня не говорили, а у этих ребят была цель в жизни. Были идеалы и вера. Они хотели построить новый мир и им почти это удалось.
Интересный факт. Лидеру Северной Кореи так понравился этот памятник, что там построили его копию. Только юноша держит в руке циркуль, а девушка местный корейский серп.

Отзыв о « Памятник "Рабочий и колхозница "

31.01.2012 13:10

Но это так, мелочи. А теперь о самом важном. Всем известно, что скульптура первоначально была фрагментом советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937г.). Что павильоны СССР и Германии располагались напротив друг друга, а на немецком павильоне сидел громадный орел. И что уже после того, как на наш павильон установили скульптуру, немцы надстроили свой павильон так, что орел оказался на 10 метров выше нашей статуи. И что на фоне «Рабочего и колхозницы» орел выглядел, как воробей. Не были ли наши «Рабочий и колхозница» знаком для Германии, который они не сумели или не захотели расшифровать? Может быть, после этого случая фашистам стоило задуматься, стОит ли идти войной на Россию?

Отзыв о « Памятник "Рабочий и колхозница "

Впервые мир увидел произведение скульптора на Международной выставке в Париже 1937 года. Огромная, сильная и вместе с тем необычайно легкая, скульптура была сооружена на павильоне Советского Союза, построенного по проекту архитектора Б.М. Иофана. Юноша и девушка держат высоко над головой символы труда – серп и молот. Ткань юбки и шарф развеваются на ветру подобно алому стягу – герою советских парадов и демонстраций.

В 1937 году Вера Игнатьевна Мухина приняла участие в конкурсе на скульптуру для павильона СССР. Вместе с ней в конкурсе участвовали В.А. Андреев, М.С. Манизер и И.Д. Шадр.

Советский павильон был задуман как символ, отражающий рост достижений молодой страны. Нарастающими уступами здание поднималось ввысь и венчалось «мощной скульптурной группой». Таков был замысел архитектора. Скульптура должна была подчеркнуть динамику и мощность здания, не задавив его.

«Группа должна была рисоваться четким ажуром на фоне неба», - вспоминала В.Мухина.

Скульптура Мухиной была признана лучшей. «Рабочий и Колхозница» в ее исполнении стали единым целым со зданием, задуманным Иофаном.

Прекрасным решением оказался шарф в руках Колхозницы, подчеркнувший горизонтальное движение павильона. Развевающееся от встречного ветра полотнище, руки, откинутые назад, объединяли скульптурную композицию с пьедесталом, со зданием павильона. Однако именно шарф стал поводом для придирок комиссии и волнений скульптора. Слишком необычной деталью одежды был он для простой трудящейся женщины. Но без него группа теряла горизонтальную линию, переставала быть динамичной.

Вся композиция была сделана из нового тогда материала - хромоникелевой стали. Части скульптуры выколачивались на деревянных шаблонах, а потом сваривались и крепились на мощном балочном каркасе-скелете. Это было новое слово в скульптуре. За воплощение скульптуры в новом материале отвечал инженер Центрального научно-исследовательского института машиностроения П.И. Львов. И он прекрасно справился со своей задачей.

На выставке в Париже скульптура Мухиной имела огромный успех. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторили на множестве сувениров выставки.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Сначала ее не собирались восстанавливать на родине, но в 1939 г. она заняла место перед Южным входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.

В. И. Мухина

Рабочий и колхозница, 1937

Нержавеющая сталь. Высота: около 25 м

Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Ныне - близ Северного входа ВВЦ

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн.

История скульптуры

Создание

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот».

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».

На создание скульптуры был объявлен конкурс, который выиграла скульптор В. И. Мухина.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.

При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВВЦ). Реставрирована в 1979.

Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.

Реконструкция

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.

Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.

4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё три зала - выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м?.

Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.

После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», в который также входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура.

Использование в символике

    Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва». Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года - «Лауреат ВВЦ»).

Кино

    Сразу после установки в Москве в июле 1939 года, скульптуру увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939 г.) и «Светлый путь» (1940 г.)
    Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки». Скульптура попала во фрагменты фильмов «Дневной Дозор (фильм)» и "Утомлённые солнцем".

Галерея

    Увидев постамент для установки памятника в Москве, Вера Мухина назвала его «пеньком» В Бикине в 1938 году была поставлена аналогичная скульптура, правда, меньшего размера и из цемента. В 1998 году была проведена акция по спасению памятника, который в тот момент находился в аварийном состоянии. "Рабочий и колхозница" были облачены в комбинезон и сарафан цветов российского флага и простояли так три дня. Одежду для памятника 560-го размера изготовило текстильное объединение "Монолит".

"Рабочий и колхозница”, неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков - величайшее произведениее скульптуры XX века.

Скульптура была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей "Рабочий и колхозница”, выполненной из металла, принадлежит архитектору Б.М. Иофану. Иофан предполагал сделать скульптуру из дюралюминия, ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Профессор П.Н. Львов - видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования - убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок а путем сварки. В виде пробы была "выбита” голова известной скульптуры "Давид” Микеланджело, и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.

Б. Иофан писал, что во время работы над конкурсным проектом у него "очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот”.

Летом 1936 года был объявлен закрытый конкурс на статую для Парижского павильона. Для участия в нем были привлечены В.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.И. Мухина, И.Д. Шадр. Для непосредственной же помощи в лепке статуи Вера Игнатьевна пригласила двух своих бывших учениц по ВХУТЕМАСу 3.Г. Иванову и Н.Г. Зеленскую. Срок для подготовки конкурсных проектов был дан небольшой - около трех месяцев.


Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины "внутри” группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице - в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Драпировки, дающие горизонтальные складки, расположенные в эскизе Иофана на уровне ног персонажей, она пыталась перенести вверх, изобразив их в виде знамени или стяга сразу же вслед за эмблемой, то есть на уровне плеч и голов рабочего и колхозницы.

Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Она отказалась от статической диагональной композиции статуи и, введя летящий шарф и отброшенные назад руки, сделала эту композицию динамичной и горизонтальной; вместо сплошной массы слипшихся фигур появилась воздушность. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на "золотое сечение”. Все эти неожиданные для архитектора и жюри нововведения долго мешали принятию окончательного решения

Б.М. Иофан задумал советский павильон как "триумфальное здание”. В.И. Мухина же писала, что, "получив от архитектора Иофана проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог”.

До отправки статуи в Париж оставалось чуть больше полугода, а проект все еще не был утвержден. Заместитель председателя Совнаркома Е.К. Антонов резко возражал против шарфа. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Наконец спросили: "А что думает автор?” Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: "Ну, поверим автору”, - и была принята средняя модель с более легким шарфом. 11 ноября 1936 года проект В. Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале.

Началась безумная по темпам работа: сначала создание статуи в 1/15 натуральной величины, а затем увеличение и перевод ее в сталь на заводе ЦНИИМАШ. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света, и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Один из бывших учеников В. Мухиной архитектор Борис Комаров организовал проверку дневного освещения статуи. Маленькую модель в 1/100 покрасили серебряной краской и отвезли в Планетарий, где на аппарате смоделировали положение и высоту солнца в Париже по отношению к ориентации статуи. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных "рискованных” точек.

Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов получил задание разработать конструкцию скульптурной группы. Основной каркас изготовлялся заводом "Стальмост”, детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством П.Н. Львова. Основной несущий каркас статуи представляет собой клепанную конструкцию из толстых листов малоуглеродистой стали.

Он был изготовлен в рекордный срок - 3 недели. Вес каркаса около 48 т.Оболочка навешивалась на основу при помощи промежуточного каркаса, изготовленного из углового железа, и представляла собой ряд небольших ферм.На оболочку ушло 8,5 т нержавеющей а на промежуточный каркас около 15 т стали различных профилей. Для инженеров, которым была поручена постройка почти 24-метровой статуи, это было делом совершенно новым, не имеющим примеров в истории техники.

Для начала работы на заводе предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение. Однако времени для подготовки такой модели не хватало, и "на одном из очень бурных заседаний” П.Н. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой в полтора метра. Способ 15-кратного увеличения давал лишь сравнительно точные общие размеры, но рельеф формы сильно страдал. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. В целом в процессе изготовления статуи в натуральную величину было замерено на поверхности модели около 200 тысяч координатных точек, и в этой работе участвовало 23 человека техников и чертежников.


С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. Он имел размер около 30 метров, вынос 10 метров, весил пять с половиной тонн и должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки. Наконец инженеры Б. Дзержкович и А. Прихожан рассчитали специальную каркасную ферму для шарфа, достаточно надежно обеспечивающую его свободное положение в пространстве.


Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Высота ее до конца серпа - 23,5 метра, длина руки рабочего - 8,5 метра, высота его головы - более 2 метров, общий вес статуи - почти 75 тонн. Через несколько дней началась разборка скульптуры, Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Скульптура с каркасом, и инструментами заняла весь поезд - двадцать восемь вагонов. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Сопровождавший поезд инженер Рафаэль отрезал автогеном куски статуи, чтобы после приварить их на месте.

Сборка статуи была завершена в рекордные сроки - всего за одиннадцать дней, вместо предполагавшихся двадцати пяти. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. По мере того как статуя росла и одевалась оболочкой, она производила все большее впечатление.


Когда выставка закрылась, во Франции появилось желание оставить монумент в Париже, и даже был поставлен вопрос о сборе средств для его выкупа у советского правительства. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. На демонтаж была послана бригада рабочих и инженеров, не знавших сложной специфики скульптуры. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Однако успех и общественный резонанс "Рабочего и колхозницы” были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Первоначальный проект пьедестала, повторявший 34-метровую башню павильона, в спешке был заменен на низкий, 11-метровый, то есть в 3 раза ниже, чем пилон Парижского павильона.

Надо отметить, что Мухиной и Иофаном рассматривался вариант с поднятием скульптурной группы на более высокий пьедестал или восстановленный Парижский павильон. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Монумент был размещен на оси главного входа на ВСХВ и воспринимался на фоне открытого, незастроенного пространства и зелени, без включения фоновой городской застройки, кроме того, ему делегировалась роль одного из главнейших экспонатов ВСХВ.


Но с течением времени ситуация изменилась. В 1950-е гг. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Наконец, на рубеже ХХ – ХХI вв., восприятие скульптурной группы оказалось искажено в связи со строительством эстакады по трассе проспекта Мира. По Продольному проезду в 2003-2005 г. прошла линия монорельсовой транспортной системы, визуально разъединившей пространства комплекса выставки и места размещения памятника.

В октябре 2003 году «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ, разобрав сначала на 17 частей, потом - на сорок. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Тогда его намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако же, из-за проблем с ф инансированием сроки окончания реставрации постоянно отодвигаются.

В июне 2009 года в СМИ появилась информация о том что скульптуру «Рабочий и Колхозница» Веры Мухиной постараются вернуть на свое прежнее место у Всероссийского выставочного к 5 декабря.

«Работы идут в соответствии с решением правительства Москвы. Мы постараемся поставить памятник к 5 декабря, ко Дню конституции. Я думаю, это возможно», - сказал мер Москвы



Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. Работы по его возведению начались в апреле 2009 года. В настоящее время на месте будущего постамента строители возводят фундамент. При создании статьи были использованы материалы сайта archnadzor.ru

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в . Поскольку павильоны и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.


Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.


В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.


С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.