Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Как мармеладов относится к соне. Соня Мармеладова - главный женский образ в романе «Преступление и наказание

Как мармеладов относится к соне. Соня Мармеладова - главный женский образ в романе «Преступление и наказание

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Сонечка Мармеладова навеки любимая героиня самого Фёдора Михайловича и, конечно, большинства его читателей. Хрупкое, лёгкое, вечно испуганное создание с голубыми глазами на детском личике. Юная Соня сирота по матери. Ей всего лет 17 или 18. Она единственный родной ребёнок чиновника Семёна Мармеладова, женившегося после смерти супруги на вдове с тремя детьми от первого брака Катерине Ивановне.

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Отец Сони падок на алкоголь, со временем он теряет все, тащит из дома вещи для продажи, а его семья вынуждена голодать. Совестливая и милосердная девушка, не сумев найти достойной и оплачиваемой работы, решилась на отчаянный шаг и отправилась на улицу продавать своё тело. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

Несчастная девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку . Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Соня так кротка и слаба, что обидеть её может любой вроде подонка Лужина, подкинувшего ей деньги с целью обвинить в воровстве, или сварливой хозяйки съёмной квартиры. Сирота просто не в состоянии дать отпор.

Душевная сила Сони

Вместе с тем физическое безволие сочетается в образе этой девушке с невероятной силой души. Что бы Сонечка ни делала, причина её поступков — любовь и жертва ради любви. Из любви к своему нерадивому отцу-алкоголику она отдаст последние гроши на опохмел. От любви к детям она каждый вечер отправляется на панель. А полюбив , Соня отправляется с ним на каторгу, несмотря на всё его равнодушие. Доброта, сострадание и умение прощать выделяют Сонечку из толпы остальных героев романа. Она не держит зла на отца и мачеху за загубленную честь. Она простила и даже пожалела Раскольникова, хотя Лиза ей была близка.

Где черпает это несчастное растоптанное жизнью существо душевные силы? Как говорит сама Соня, ей помогает вера в бога. С молитвой она и сама выстоит и ещё другому руку помощи протянет. Так она помогла Родиону сначала признаться в преступлении, затем по-настоящему раскаяться, обрести бога и суметь начать жизнь заново. Эта падшая женщина во всём романе самая невинная из героев. Её образ разбивает теорию Раскольникова вдребезги. Да, она унижена, но она не «тварь дрожащая», а человек достойнейший, а на поверку ещё и намного сильнее главного персонажа. Пройдя все круги ада, Сонечка не очерствела, не опошлилась, а осталась чистой, как ангел, и смогла преодолеть все удары судьбы. И заслужила своё маленькое счастье рядом с любимым человеком.

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Внешность Сони

Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.

Катерина Ивановна о Соне

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!

Мармеладов о Соне

«Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота? Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!..»

Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

Преступление и наказание

Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.

Изначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.


Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:

«Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня - олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с переживает за судьбу девушки:

«...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Биография и сюжет романа

Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки - пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.


Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.

Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.


Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:

«...дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».

Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.

Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой - непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.

Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.

В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:

«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел...»

Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно - господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.


Но желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать арестанта в ссылку. Девушку не пугает, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и бескорыстие исцелят и направят Родиона на верный путь.

В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат - Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.

Экранизации

Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий пленки не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свой вариант трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриэн Марш.


В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла , но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.


В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины - Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.


В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила .


Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия - Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.

  • Первого ребенка Достоевского звали Соня. Девочка умерла спустя пару месяцев после рождения.
  • В Петербурге героиня проживала в здании бывшей казенной палаты. Это реально существующий дом. Точный адрес Сони - набережная канала Грибоедова, 63.
  • Рэп-исполнитель использует в качестве псевдонима имя главной героини из «Преступление и наказание».
  • В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но непорочной любви Лужина.

Цитаты

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо...»
«...И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.


Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения.

Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Таким образом, благодаря Сонечке Раскольников сумел найти новый смысл жизни и снова обрести утраченную веру.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -