Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  История и причины расизма. Психологические причины проявления расизма

История и причины расизма. Психологические причины проявления расизма

Человечество прошло долгий путь и преодолело множество трудностей. Будь-то война, эпидемия, стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, мы прошли через это. Но за все эти годы, кажется, мы упустили суть того, что все беды, с которыми мы сталкиваемся, создаем мы сами. Это мы - люди так неистово разжигаем внутри себя ненависть, которая является причиной большинства разрушений.

Хотя международное сообщество прилагает все усилия, чтобы распространить идею любви, кажется, что их послание остается не услышанным –насилие, убийства, расизм, гомофобия, военные преступления ежедневно происходят в наше время. И из всего этого столкновения с расизмом не заслуживает ни один человек. По сути, расизм - это предубеждение и дискриминация против людей определенной расы. Хотя мы побороли радикальный расизм, он все еще преобладает во многих частях мира. Вот некоторые самые расистские страны мира –


Любая страна способна сделать многое, чтобы остановить расизм, и весьма печальными душераздирающим является тот факт, что расизм в Южной Африке пережил Манделу, который всю свою жизнь так упорно с ним боролся. Благодаря движению борьбы против апартеида, была изменена правовая система государства и сейчас проявление расизма считается незаконным, но он все еще остается реальностью жизни.

Как известно, люди в Южной Африке – расисты, и в некоторых местах цены на продукты и товары устанавливаются в зависимости от расы человека. Недавно в Южной Африке была задержана группа людей, подстрекавших к насилию против белых. Это лишь доказывает, что расизм находится за пределами правовых рамок.


Являясь богатой страной, Саудовская Аравия имеет некоторые очевидные преимущества перед бедными и развивающимися странами. Но Саудовская Аравия использует эти привилегии для получения своей выгоды. Как известно, Саудовская Аравия привлекала рабочих из развивающихся стран, таких как Бангладеш, Индия, Пакистан и т.д., с которыми плохо обращались и которые проживали в нечеловеческих условиях.

Помимо этого, граждане Саудовской Аравии проявляют расизм по отношению к более бедным арабским странам. Спустя некоторое время после сирийской революции многие сирийцы нашли убежище в Саудовской Аравии, где с ними очень плохо обращаются. Самое печальное, что эти люди никуда не могут обратиться со своими жалобами.


Страна свободы и отваги также оказалась в списке самых расистских стран мира. Хотя на сложившуюся картину в США мы смотрим через розовые очки, и она кажется очень радужной, настоящее положение дел сильно отличается. В дальних южных и средне-западных регионах таких, как Аризона, Миссури, Миссисипи и т.д., расизм – это ежедневное явление.

Быть против азиатов, африканцев, южноамериканцев и даже обычных жителей США – это суть коренных американцев. Случаи неприязни и ненависти из-за цвета кожи постоянно учащаются, и пока мы не изменим мышление людей, никакой закон ничего не изменит.


Вероятно, они все еще страдают комплексом превосходства, поскольку в какой-то момент истории им довелось практически править всем миром. И сегодня Великобритания является одной из самых расистских стран в мире, особенно по отношению к людям, которых они называют «дези». Речь идет о людях родом с индийского субконтинента.

Помимо этого они проявляют неприязнь в отношении американцев, которых они презрительно называют«янки», французов, румын, болгар и т.д. Поразительно, что и сейчас любая политическая партия в Великобритании пропагандирует вопрос о том, хочет ли человек жить рядом с иммигрантами, что и приводит к расовой ненависти и расизму.


Австралия не похожа на страну, которая может быть расистской, но никто не знает горькую правду лучше, чем индийцы. Большинство людей, которые живут в Австралии, мигрировали сюда из других стран. И все же они считают, что любой новый человек, который мигрирует или переезжает в Австралию, чтобы зарабатывать на жизнь, должен вернуться в свою родную страну.

В 2009 году в Австралии участились случаи преследования и нападок на уроженцев Индии. Было заявлено почти 100 таких случаях, и в 23 из них была выявлена расовая подоплека. Законы ужесточились и сейчас ситуация стала намного лучше. Но такие инциденты только показывают, насколько эгоистичным может стать человечество, удовлетворяя собственные потребности и причиняя вред другим.


Геноцид в Руанде в 1994 году – это пятно позора в истории человечества. Это было ужасное время, когда две этнических расы Руанды конфликтовали между собой и этот конфликт привел к ужасной гибели более 800 000 человек. Два племени тутси и хуту были единственными участниками геноцида, в котором племя тутси стало жертвой, а хуту виновником преступления.

Напряженные отношения между племенами остаются и сегодня, и даже небольшая искра может заново разжечь пламя ненависти в стране.


Япония на сегодня представляет собой хорошо развитую страну первого мира. Но тот факт, что она по-прежнему страдает ксенофобией, отбрасывает ее на много лет назад. Несмотря на то, что согласно японским законам и постановлениям расизм и дискриминация являются запрещенными, правительство само практикует то, что называется «положительной дискриминацией». Это очень низкая терпимость к беженцам и людям из других стран.

Также известен факт, что Япония старается изо всех сил не пускать мусульман в свою страну, так как они думают, что ислам не соответствует их культуре. Такие очевидные случаи дискриминации широко распространены в стране и ничего с этим не поделаешь.


Если вы посеете ненависть, вы пожнете только ненависть. Германия является живым примером того, какое влияние может оказывать ненависть на разум людей. Сегодня, спустя многие годы после правления Гитлера, Германия остается одной из самых расистских стран мира. Немцы испытывают чувство ненависти ко всем иностранцам и все еще верят в превосходство немецкой нации.

Неонацисты существуют и сейчас и открыто заявляют об антисемитских идеях. Убеждения неонацизма могут привести к неожиданному пробуждению тех, кто думал, что идеи немецкого расизма умерли вместе с Гитлером. Немецкое правительство и ООН прилагают все усилия, чтобы скрыть эту запретную деятельность.


Израиль был центром противоречий многие годы. Причиной этого были преступления, совершенные против палестинцев и израильских арабов. После Второй Мировой Войны новое государство было создано для евреев и коренным жителям пришлось стать беженцами на своей собственной земле. Так начался текущий конфликт между Израилем и Палестиной. Но сейчас мы очень хорошо видим, как Израиль жестоко обращался с людьми и проводил дискриминацию по любому признаку.


В России все еще преобладают ксенофобия и «националистические» чувства. Даже сегодня русские являются расистами по отношению к тем людям, которых они не считают исконно русскими по происхождению. Кроме этого, они испытывают расовую неприязнь по отношению к африканцам, азиатам, кавказцам, китайцам и т. д. Это приводит к ненависти и в дальнейшем к серьезным преступлениям против человечности.

Российское правительство наряду с ООН пытались сделать всевозможное, чтобы предотвратить такие случаи расизма, но они все еще продолжают появляться не только в отдаленных районах, но даже в крупных городах.


Пакистан – страна, где большинство населения исповедуют ислам, но даже там происходят многочисленные конфликты между сектами суннитов и шиитов. С давних пор эти группировки враждуют между собой, но не принимается никаких мер, чтобы прекратить это. Кроме того, всему миру известна продолжительная война с соседней Индией.

Между индийцами и пакистанцами были случаи проявления расизма. Наряду с этим подвергаются дискриминации другие расы, такие как африканцы и латиноамериканцы.


Страна с таким великим многообразием также находится в списке самых расистских стран мира. Индийцы – самые расистские люди в мире. Даже в наше время ребенка, родившегося в индийской семье, учат почитать любого человека с белой кожей и презирать темнокожего. Так зародился расизм по отношению к африканцам и другим темнокожим нациям.

К светлокожему иностранцу относятся как к божеству, а к темнокожему отношение крайне противоположное. Среди самих индийцев также возникают конфликты между кастами и людьми из разных регионов, как например, конфликт между маратхами и бихарцами. И все же индийцы не будут признавать этот факт, и гордиться многообразием культур и принятием их. Самое время нам открыть глаза на то, какова ситуация на самом деле, и принять во внимание конструктивное высказывание «Athithi DevoBhava» (принимайте гостя как Бога).

Этот список показывает, что никакие существующие законы и правила, никакой документ не сможет нас изменить. Мы должны сами изменить себя и свое мышление для лучшего будущего и приложить все усилия, чтобы ни одна человеческая жизнь в дальнейшем не пострадала из-за чьего-либо эгоизма и ощущения превосходства.

Социальный ролик о том, как мы каждый день в обычной жизни сталкиваемся с расизмом. Все люди одинаковы - пора над этим задуматься.

Понятие расизма

Определение 1

Под расизмом понимают дискриминация по расовому признаку, то есть по отличительным признакам расы человека.

Расизм является широко распространенным явлением на территории всех государств мира. Он связан с тем, что все люди делятся на расы, которые далеко не всегда положительно относятся друг к другу. Люди отличаются по цвету кожи, морфологическим и физиологическим признакам, в силу климатических условий, в которых они проживают и так далее. Всё это вызывает негативное отношение у определенного меньшинства, которые считают свою расу самой лучшей, а другие расы отстающими.

В основе российских воззрений лежат антинаучные учения, заявляющие, что люди разных рас генетически различны, в том числе отличаются по таким признакам, как харизма, лидерство, чувство юмора, характер и так далее. Несмотря на анти научность данных учений, они оказали значительное влияние на развитие истории и культуры многих государств.

Существует и более широкое понятие расизма. Например, расизм рассматривают в качестве идеологии о разделении людей на определенной категории или группы, именуемые расами, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими. На практике расовая дискриминация заключается в том, что, как минимум, нарушаются права и свободы человека и гражданина, а как максимум - совершаются преступления по признакам расовой ненависти.

Виды расизма

Несмотря на специфичность данного явления, существуют различные его виды:

  • мягкий;
  • этноцентризм;
  • символический расизм;
  • биологический расизм.

Мягкий расизм характеризуется тем, что представители разных рас могут общаться друг с другом, быть соседями, одноклассниками и даже супругами. Между расами имеются тесные связи, даже, несмотря на неприязненные отношения.

Биологический расизм представляет себя учение о том, что определенные категории лиц не имеют права жить в какой-либо стране, так как они не являются уроженцами данной страны. При этом они наделяются более низкими интеллектуальными способностями, расисты верят в то, что различия между ними являются врожденными и передаются генетически. Как правило, его представители выступают против заключения браков между различными расами. Также пытаются отделить отдельные категории населения путем ограничений в различных сферах, сегрегацией.

Символический расизм предполагает тот факт, что у иммигрантов нет никаких прав и свобод, в том числе политических и социальных. Позитивно его представители относятся только к местному населению, к мигрантам же отсутствует толерантное отношение, кроме тех случаев, если они соответствуют своим поведением местным устоям. Нередко именно в сфере данного расизма возникают утверждения о том, что расисты представляют опасность для общества и его культуры, а также жалобы о том, что приезжие получают больше прав и свобод, чем коренные жители.

И, наконец, этноцентризм направлен на сохранение у коренных народов образа жизни. Его представители убеждены в том, что коренные жители ведут себя положительно и пристойно, в то же время у властей имеются основания для того, чтобы депортировать всех приезжих, и эти инструменты должны применяться. Однако применение силы принуждения государства осуществляется лишь тогда, когда мигранты недостойно себя ведут.

Замечание 1

Интересным является тот факт, что такие термины, как раса, этнос и этничность в каждой стране имеют своё собственное значение. Так или иначе, указанная терминология затрагивает расовую принадлежность.

Формы расизма

Сегодня выделяют не только виды расизма , но и его формы. Например, выделяют следующие формы:

  • Примордиалистские;
  • Эссенциалистские.

Указанные формы выступают в качестве концепций расизма, сложившихся достаточно давно, однако в XX веке стали пересматриваться. Такая позиция связана с изменениями в социальной и культурной среде. В частности, было установлено отсутствие связи между культурой, расой, этничностью. Подобная позиция имеет место постольку, поскольку человек легко способен переходить из одной культуры в другую. Человек выступает в качестве самостоятельного и активного объекта в силу первого подхода. Однако нередко дискриминация наступает, в том числе по признаку культуры.

Для России характерна вторая точка зрения. В частности, в период существования СССР здесь долгое время была политизирована этничность, в том числе в сфере преступности. В связи с этим некоторые авторы выделяют так называемые криминогенные народы. В частности, некоторым народам приписывается свойство совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом негативное отношение направлено не на конкретных преступников, которые совершают преступления, а на весь народ, к которому принадлежит преступник. Сторонники данной концепции считают, что на поведение людей оказывает влияние культура, которая диктует ему определенную модель поведения.

Замечание 2

На сегодняшний день, очевидно, что для преодоления всех указанных видов расизма необходимо формирование твердой гражданской позиции в обществе, требуется воспитывать толерантность, расширять кругозор молодёжи, отказываться от всех не научных исследований.

В последнее время американские антропологи выступают за тот факт, что никаких рас не существует. С другой стороны, такая реакция рассматривается в качестве реакции на длительное господство в США представления о разделении на расы. От дискриминации страдали, прежде всего, афроамериканцы.

На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что расы существуют. В этом нет ничего зазорного. Расизм начинается тогда, когда какую-либо расу объявляют господствующей, а остальные низшие. Все люди равны в своих правах и свободах, несут равные обязанности, какая-либо дискриминация в данной сфере недопустима.

В некоторых случаях главенствующим объявляется какая-либо конкретная раса, в других случаях делается указания на конкретный народ, однако национальные группы постоянно смешиваются друг с другом, и разделить их по каким-либо признакам на сегодняшний день невозможно.

Понятие расизма

Определение 1

Под расизмом понимают совокупность воззрений о том, что человеческие расы физически и умственно неравноценны. Данная точка зрения оказывала весомое влияние на развитие истории и культуры во многих странах.

Некоторые источники содержат более широкое понятие расизма, рассматривая его в качестве идеологии, которое затрагивает вопросы о разделении людей на дифференцированные группы, именуемые расами, о возможности наследования расовых признаков, физических черт, черт характера, интеллекта, юмора, морали, культуры, а также о превосходстве какой-либо расы над другой.

На практике идеологию расизма используют для розжига дискриминации, ограничения прав каких-либо расы, обоснования превосходства над какой-либо расы.

Необходимо отметить, что данный термин впервые появился в 1932 году во французском словаре Ларусса, который представлял собой справочник по основным политическим и политологическим терминам. В нём он представлялся в качестве системы, которая утверждала превосходство одной расовой группы над другими. В настоящее время значение данного термина постоянно дополняется, расширяется, в некоторых странах видоизменяется, что вносит значительный вклад в развитие данного понятия в такой науке, как политология.

Однако на сегодняшний день в разных странах сложились достаточно устойчивые мультирассовые и расовые мультикультурного общества, в связи с чем понадобилось расширение данного понятия. Так, на сегодняшний день понятие расизма толкуется как влияние расы на характер человека, его моральные качества, таланты, а также поведение.

Указанное понятие называют еще новым расизмом. А в нём рассматривается в качестве меняющейся личности, которое приспосабливается к окружающей среде, являясь при этом членом определённых этнических и цивилизованных общностей. Нередко такая личность отражает стереотипы поведения определенной расы.

Замечание 1

На сегодняшний день расизм запрещён международно-правовыми документами и считается политически неприемлемым. Однако некоторые лица продолжают выражать данные взгляды, хотя и более завуалированно. Тем более что расизм постепенно исчезает и на смену ему приходит идея несовместимости цивилизаций. Это идея означает, что представители разных рас различаются друг между другом и поэтому не должны смешиваться.

История расизма

История появления данного понятия связанные, прежде всего, с географическими открытиями европейцев. Поначалу имела место колонизационная политика, которая нередко сопровождалась тем, чтобы европейцы, пребывая на определенные территории, уничтожали местных жителей или порабощает их. Кроме того, именно европейцами была придумана теория о том, что некоторые народы были прокляты в соответствии с библейскими положениями, что давало основание обращения их в рабство. Особенно данное положение касалось негроидной расы. Вместе с тем, отдельные представители данной расы занимали очень высокое положение в европейском обществе и оказывали значительное влияние на развитие политики в целом, пользовались бесспорным авторитетом среди своих соотечественников и европейцев.

Пример 1

Например, такой шведский политик, как Густав Бадин, первоначально являлся шведским чернокожим рабом. Однако впоследствии королевой он был возведен в ранг высокопоставленного чиновника, долгое время являлся значимым государственным деятелем, приближенным королевы.

А в XII веке появилась так называемая теория полигенеза, который обосновал следующую точку зрения: у разных рас имелись разные прародители. Однако данная теория была опровергнута учеными, но легла в основу расизма.

В XX веке расизм также имел место и характеризовался следующими признаками:

  • появление нацистов;
  • оправдание расизмом уничтожения людей в период Второй мировой войны;
  • появление остракизма;
  • направленность расизма против иммигрантов.

К концу XX века мировое сообщество пришло к выводу о том, что расизм как явление должен быть истреблен, иначе это приведет к появлению Третьей мировой войны и большим человеческим жертвам. Кроме того, появилось понятие "дискриминация", которое означало в том числе дискриминацию по расовому признаку. В настоящее время действует запрет на дискриминацию в любых сферах, в том числе в сфере трудового права.

Причины появления расизма

Говоря о причинах расизма, необходимо отметить следующие особенности:

  • влияние европейской расы на формирование основных точек зрения в данной области;
  • в некоторых государствах расизм существует с момента их появления (США);
  • одной из причин расизма является существование колоний и необходимость обоснования подчинения отдельных категорий народов;
  • необходимость обоснования рабства.

Причиной расизма долгое время являлось именно обоснование рабства и существование колоний. Именно поэтому в XX веке такое понятие, как расизм, существовало и процветало. Этим обосновывается различие между слоями населения, необходимостью существования категории рабов и категорий господ, феодальными и сословными различиями.

Средневековый строй обосновывал возможное существование расизма как такового, в противном случае невозможно было бы заставить рабов и рабочих осуществлять трудовую деятельность за копейки. Соответственно, такая зрения была выгодна государствам для развития собственной экономики. XX век отличается от остальных тем, что имели место перевороты в социальной сфере, сфере управления государством, во многих государствах стала преобладать республиканская форма правления, что оказало значительное влияние на последующую отмену рабства и отрицание любых форм дискриминации.

Замечание 2

В настоящее время обстановка в данной сфере более-менее стабилизировалась, хотя отдельные вспышки расовой неприязни наблюдаются. В целом, взаимоотношения между народами на сегодняшний день строятся на взаимном интересе к культуре, истории друг друга, интересе к различным историческим памятникам, благодаря чему активно процветает туризм. Кроме того, развитию взаимного доброжелательных отношений способствует распространение сети Интернет, в которой представители различных рас общаются и находят друзей.

Расизм - психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на антинаучных, человеконенавистнических представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о допустимости и необходимости господства «высших» рас над «низшими». Расизм и национализм взаимосвязаны. Абсолютизируя второстепенные внешние наследственные признаки той или иной расы (цвет кожи, волос, строение головы и т. д.), идеологи расизма игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека (функции мозга, нервной системы, психологическую организацию и др.), которые одинаковы у всех людей.

Современный расизм - порождение капиталистической эпохи. Он имеет свою предысторию, уходящую в прошлое человечества. Идея врожденной неполноценности отдельных человеческих групп, составляющая суть современных расистских представлений, возникла уже в древнейших классовых обществах, хотя выражалась в иной форме, чем в 20 в. Так, в Древнем Египте общественное неравенство рабов и их владельцев объяснялось принадлежностью к разным породам людей. В Древней Греции и Древнем Риме считалось, что рабы, как правило, обладают только грубой физической силой в отличие от господ, наделенных высокоразвитым интеллектом. В средние века феодалами культивировались взгляды о «кровном» превосходстве дворян над чернью, имели широкое хождение понятия «голубая кровь», «белая» и «черная кость».

Уже в 16 в. испанские завоеватели Америки для оправдания варварской жестокости по отношению к индейцам выдвинули «теорию» о неполноценности «краснокожих», которые были объявлены «низшей расой». Расистские теории оправдывали агрессию, захват чужих территорий, безжалостное истребление народов колоний и зависимых стран. Расизм выступил как важнейшее идеологическое оружие в борьбе против покоренных народов. Военно-техническое и организационно-политическое преимущество европейских стран и США обусловило появление у колонизаторов чувства превосходства над порабощенными народами, представителями негроидной или монголоидной расы, чаще всего оно принимало форму расового превосходства. Что касается африканцев, то лишь в конце 18 в. - начале 19 в., когда шла борьба за запрещение работорговли, была создана теория о их неполноценности по сравнению с европейцами. Она была нужна сторонникам рабства и работорговли для того, чтобы обосновать законность дальнейшего существования работорговли. До этого к африканцам в целом не относились как к низшей расе.

В 1853 г. французский аристократ граф Жозеф Артюр Гобино, дипломат и публицист, опубликовал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он пытался установить своего рода иерархию народов, населяющих нашу планету. Низшей расой Гобино считал «черную», несколько более развитой - «желтую», а высшей и единственно способной к прогрессу - «белую» расу, в особенности ее элиту - арийскую, светловолосых и голубоглазых. Среди арийцев на первое место Гобино ставил германцев. Они, по его мнению, создали настоящую славу Рима, ряд государств в новой Европе, в том числе Русь. Теория Гобино, где отождествлялись расы и языковые группы, стала основой многих расистских теорий.

В эпоху империализма сформировалась теория противоположности Запада и Востока: о превосходстве народов Европы и Северной Америки и отсталости стран Азии и Африки, об исторической неизбежности для последних находиться под руководством «цивилизованного Запада». После первой мировой войны в Германии приобрел популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной, или «нордической», расы, якобы генетически связанной с народами, говорящими на германских языках. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм стал официальной идеологией фашизма. Фашистская доктрина получила распространение в Италии, Венгрии, Испании, Франции, Нидерландах и других странах. Расизм оправдывал агрессивные войны, массовые уничтожения людей. Во время второй мировой войны гитлеровскими расистами было запланировано и начато уничтожение (геноцид) определенных наций, согласно расистским теориям фашизма считавшихся неполноценными, например евреев, поляков.

Равенство народов и рас было провозглашено и закреплено в документах ООН. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека (1948). После разгрома фашизма расизму был нанесен сокрушительный удар. ЮНЕСКО неоднократно принимало декларации о расах и расовых предрассудках.

Существуют две исторические разновидности расизма: добуржуазный и буржуазный. Основными формами первого были биологический расизм (противопоставлялись различные народы по их происхождению, внешнему виду и строению) и феодально-клерикальный (противопоставление шло по религиозным воззрениям). При капитализме возникает буржуазный расизм. Сюда относятся: англосаксонский (Великобритания), антисиметизм, неонацизм, антибелый расизм («расизм наоборот», негритюд), общинный расизм и др. Каждая из вышеуказанных форм расизма может распространяться на представителей всех иных рас или иметь строгую направленность по отношению к конкретной расе. По степени и форме выражения расизм может быть открытым и грубым, прикрытым и утонченным.

Современный расизм многолик. Расисты выступают под разными вывесками и выдвигают различные программы. Их взгляды и убеждения имеют широкий спектр - от «либеральных» до фашистских. Разнохарактерны и конкретные проявления расизма - от линчеваний американских негров до создания расистскими идеологами изощренных доктрин, «обосновывающих» деление человечества на «высшие» и «низшие» расы. Сегрегация является одной из крайних форм расовой дискриминации в буржуазных государствах, она ограничивает человека в правах по расовой или национальной принадлежности. Сегрегация - это политика принудительного отделения негров, африканцев и «цветного» населения от белых. Она сохраняется в США, несмотря на формальный запрет, в Австралийском Союзе, где аборигены вынуждены жить в резервациях. Элементы сегрегации проявляются в настоящее время в некоторых странах Западной Европы по отношению к рабочим-иммигрантам - арабам, туркам, африканцам и др.

Одной из форм расизма является апартеид (апартхейд; на языке африкаанс - apartheid - раздельное проживание). Политика апартеида до последнего времени применялась в ЮАР, была официальной идеологией, образом мысли, поведения и действий. Проведение политики апартеида началось с принятия закона о регистрации населения (1950), который периодически оформлял принадлежность каждого гражданина страны, достигшего 16 лет, к той или иной расовой категории. Каждый житель получал удостоверение, в котором содержалось описание его примет и указывалась так называемая «этническая» (точнее, расовая) группа. Было предпринято составление реестра всего населения страны под эгидой социальной коллегии по расовой классификации. К 1950 г. был принят акт о расселении по группам. В соответствии с ним правительство имело право объявить любую территорию областью расселения какой-либо одной расовой группы. В 1959 г. принимается акт о предоставлении банту независимости (Билль о бантустанах). явившийся законченным юридическим оформлением апартеида. Создаются бантустаны, или «национальные отечества», для каждой из этнических групп коренного населения. Некоторые из банту станов объявлялись Преторией «независимыми государствами», хотя ни одна страна не признала официально подобную независимость.

Система апартеида лишала черное население ЮАР всех основных политических прав и свобод, в том числе свободы передвижения в своей собственной стране и права на квалифицированный труд, подвергала всем известным видам и формам расовой дискриминации, практически лишала доступа к образованию, культуре, медицинскому обслуживанию.

Во 2-й половине 80-х - начале 90-х гг. правительство ЮАР провело ряд реформ, направленных на ослабление режима апартеида. Отменялись законы, ограничивавшие свободу передвижения по стране (пропуска, миграционный контроль), вводился единый южноафриканский паспорт, разрешались деятельность профсоюзов черных, межрасовые браки, более того, исчез так называемый малый апартеид, т. е. проявление расизма в быту и повседневной жизни.

ЮАР подвергалась бойкоту и санкциям, рекомендованным ООН, как странами третьего мира, так и западными демократиями. Однако в 1989-1991 гг. ситуация кардинальным образом изменилась. В соответствии с реформаторским курсом Фредерика де Клерка начался демонтаж системы апартеида. Отменено свыше ста законодательных актов, подвергавших людей дискриминации из-за цвета кожи. Огромную роль в деле осуждения международным сообществом апартеида сыграл Африканский национальный конгресс (АНК) - старейшая организация Южной Африки (существует с 1912 г.). АНК выступает в качестве партнера правительства по подготовке переговоров и новой конституции страны.

Однако идеология расизма не сдает своих позиций и ныне проявляет тенденцию к активизации.

РЕФЕРАТ

Тема: проблема расизма в современном мире

Выполнил:

Ученик 11 класса

Зуйков Михаил

Проверила:

Муратова Т.И.

Алатырь 2016

Введение……………………………3

Происхождение расизма……………………………4

Расизм в современном мире……………………………6

Современные проявления расизма

Скинхеды

Национал-социалистическое движение

Чёрный расизм

Расизм в России

Отношение общественного мнения к расизму……………………………9

Противники расизма

Сторонники расизма

Расизм – это хорошо

Расизм – это плохо

Список используемой литературы……………………………14

Введение

Слово «расизм» - производное от существительного «раса», которое уже довольно давно перестало обозначать во французском языке понятие «род» или «семья». В XVI веке принято было ссылаться на принадлежность к «доброй расе», а также объявлять себя человеком хорошей «породы», «дворянином». Подчеркивание своего происхождения было способом выделиться, показать свою значительность, что было также своеобразной формой социальной дискриминации. Простолюдин, мечтавший о «благородной крови», старался не упоминать имя своих предков. Постепенно «заслуга происхождения» меняет содержание, и в конце XVII века слово «раса» употребляется уже для разделения человечества на несколько крупных родов. Новая трактовка географии представила Землю не только разделенной на страны и регионы, но и населенной «четырьмя или пятью родами или расами, различие между которыми настолько велико, что может служить основанием для нового разделения Земли». В XVIII веке наряду с другими значениями термина, при которых он может иногда означать социальный класс, в «Естественной истории» приводится идея, что расы - это разновидности человеческого рода, в принципе единого. Эти разновидности «являются результатом мутаций, своеобразных искажений, которые передаются от поколения к поколению».

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарем Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом смысле иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определение расизма потребовалось расширить. Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности.



Происхождение расизма

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Первый намек на дискриминацию негроидов можно найти в надписи на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III: «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде - на лодке, запрещен переход всякому черному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому черному во всех случаях спускаться в лодке по реке за Хех».

Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьезным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищенные народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

В XVI-XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.

В середине XIX века появились первые обобщающие работы по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил высшей расой арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее чистом виде среди аристократии германских народов. Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлиненность, то светлые, то темные или даже черные глаза (следует учесть, что он сам был француз с черными глазами). Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций.

Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силой вспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну с предложением освободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялся и не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По совету известного в то время антрополога Мортона Калгоун составил ноту, адресованную Англии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, так как негры представляют собой якобы особую породу людей.

17 ноября 1863 г. открылось первое заседание Лондонского антропологического общества - первой антропологической организации в Англии. Президент общества Джемс Гент выступил с докладом на тему «Место негра в природе», в котором были приведены многочисленные доказательства неравенства белых и негров, причем неграм приписаны самые отрицательные свойства человеческой природы.

В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество. После Первой мировой войны главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной или нордийской, расы. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток

и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому - японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа - Израиля и т.д.

В XIX века в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса - американоидная.

В 60-е гг. XX века в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

Расизм в современном мире

Современные проявления расизма

В последние несколько лет обострились конфликты на почве межнациональной розни. Выйдя сейчас на улицу, можно встретить представителей расистских, националистических, фашистских, неонацистских группировок. Так же особняком держатся футбольные группировки, которые в последнее время межнациональную рознь увязывают с их любимым спортом, отчизной, справедливостью и всем, чем только можно. Вот наиболее известные проявления расизма сегодня.

Скинхеды

Скинхеды - представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка.

Внешний вид скинхедов: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы.

Основной организацией скинхедов считается «Честь и Кровь», структура, основанная в 1987 г. Яном Стюартом Дональдсоном - музыкантом, погибшим в автомобильной катастрофе в Дербшире в конце 1993 г. Группа Стюарта, Skrewdriver на протяжении многих лет была самой популярной скингруппой в Британии и во всем мире. Под названием Klansmen группа сделала несколько записей для американского рынка - одна из их песен имеет характерное название FetchtheRope. Стюарт всегда предпочитал называть себя просто «нацистом», а не «неонацистом». В интервью одной из лондонских газет он сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что сделал Гитлер, кроме одного - его поражения».

На сегодняшний день большинство бритоголовых неприязненно относится к черным, евреям, иностранцам и гомосексуалистам. Хотя и существуют левые или красные скинхеды, так называемые redskins и даже организация «Скинхэды против расового насилия». Поэтому стычки между красными скинхедами и скинхедами-нацистами - обычное дело.

Скинхэды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки. Это уличные бойцы, выступающие против расового смешения, распространившегося, как зараза, по всему миру. Они прославляют чистоту расы и брутально-мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии - азиатов, во Франции - негров, в США против расовых меньшинств и иммигрантов и во всех странах против гомосексуалистов, и «вечного врага», евреев; кроме того, во многих странах, они гоняют бомжей, наркоманов и другие, по их мнению, отбросы общества.