Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Гитарист "тяжелого" поведения. Ищем звук Ричи Блэкмора — белые Стратокастеры

Гитарист "тяжелого" поведения. Ищем звук Ричи Блэкмора — белые Стратокастеры


      Перевод: Андрей Гончаров
      Дата публикации: 04 ноября 2002 г.

Вам не надоело читать о личных раскладах между участниками легендарной рок-группы "Deep Purple"? Или, к примеру, о взрывном темпераменте гитариста Ричи Блэкмора? В самом деле, такого добра более чем предостаточно найдется на страницах всевозможных малохольных "рок-журналов". Таковы, увы, законы бульварного жанра.

В настоящий момент легендарный "стратокастеровец" снова в строю с новым составом "Ritchie Blackmore"s Rainbow", хард-роковым проектом, который был собран музыкантом после ухода из "Deep Purple" в середине 1970-х. Воссоединение "Deep Purple" в начале 80-х носило непродолжительный характер. Уже в начале 90-х Blackmore снова объявляет об уходе. Причины, по большому счету, те же, что и два десятка лет назад... Впрочем, давайте без лишних подробностей, о"кей?

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур "Rainbow" в поддержку "Stranger In Us All" ("Fuel Records") был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда "Deep Purple" прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal "Hush". В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: На обложке альбома "Stranger In Us" имеется такое посвящение: "Спасибо всем... в том числе, отцу, купившему мне первую гитару, с которой все началось?". Что это была за гитара - модель и фирма-производитель?

Мне было 11 лет, когда я уговорил отца купить гитару. Тогда по радио звучал Элвис Пресли и другие, и мне хотелось быть, как Скотти Мур. Отец купил акустику "Framus" в местном музыкальном магазине. Тогда она стоила 7 гиней, что эквивалентно 20 долларам. Бешенные деньги по тем временам! Помню как он сказал: "Если ты не научишься играть на этой штуковине, то я разобью ее у тебя на голове".

Кроме того, мне очень нравился Томми Стил, который на тот момент пользовался бешенной популярностью в Англии. Я хотел играть, как он. Я не пропускал ни одного шоу с его участием. Шоу называлось "Six-Five Special" (в Америке было тоже нечто подобное. Называлась передача "Shindig"). Каждый раз я смотрел "Six-Five Special" и пытался бряцать на гитаре, хотя и не знал аккордов. Мне тогда казалось, что смотрится это сногсшибательно (смеется) .

Мне посчастливилось, так как ходить заниматься я начал с самого начала. К учителю ездил на велосипеде за шесть миль. В одной руке у меня была гитара, другой я управлял велосипедом. Это было отличное время!

Vintage Guitar: Ну, и, наверное, Вы слушали "Radio Luxembourg" ?

А как же! Вспоминаю об этом, как об одном из лучших моментов моей жизни. Программы транслировались с 8-ми до 10-ти вечера. После 10 приходилось делать приемник тише, так как отец думал, что я уже сплю! "Radio Luxembourg" в то время было практически единственным источником информации. Они ставили Buddy Holly и Duane Eddy, которые были также моими кумирами. Группа, в которой я начал играть подростком, переигрывала их песни.

Vintage Guitar: С какой гитарой вы пришли в группу?

На день рождения я купил себе звукосниматель. Сам установил его на "Framus", сам припаял ручку громкости и тембра. Одно время на этой гитаре было даже три датчика. Но потом, когда мне исполнилось 15 или 16, появился "Hofner Club 50" и усилитель "Watkins Dominator". Тогда мы выступали раз в неделю (не больше), и каждый раз, как я его включал, что-то постоянно ломалось. На первом или втором номере! Приходилось играть через чужой аппарат. Ближайшая мастерская - в Лондоне. Не ближний свет. Чтобы поменять одну-единственную лампу, усилитель в 30 фунтов приходилось тащить на себе. Однажды мне посоветовали: "Да, возьми ты другой аппарат". И что вы думаете? Только начали играть - опять что-то полетело!

Vintage Guitar: И как часто такое случалось?

Шесть раз. В конце концов, лондонские умельцы сдались и попросили прийти к ним с гитарой и усилителем и что-нибудь сыграть. И как только я включил усилок в их мастерской - бац! Опять что-то сломалось! В итоги мне дали новый агрегат, который, впрочем, тоже прослужил недолго: месяц или два. По-моему, эта модель не была рассчитана, чтобы играть на полной громкости.

Vintage Guitar: Говорят, что на "Club 50" стояли совсем слабые датчики. Так ли это?

И да, и нет. Эти гитары выглядели просто потрясающе, а дерево - так просто фантастика! Когда мне исполнилось 17, я купил "Gibson ES-335". По-моему, это была модель 59-го года. Сейчас, говорят, коллекционная ценность.

Vintage Guitar: Верно ли следующее утверждение: первый успех пришел к вам в составе "Nero & the Gladiators"?

Я никогда не играл в "Nero & the Gladiators", как они теперь об этом рассказывают. Одной из моих первых групп была "Screaming Lord Sutch and the Savages". Да, мне действительно нравилось, как "Nero & the Gladiators" исполняют чужие песни. Они тогда были моими кумирами.

Vintage Guitar: Давайте поговорим об альбоме "Shades of Deep Purple", где есть пара интересных кавер-версий. В частности, "Hush" и парочка "битловских" мелодий. Было ли это влиянием "Nero & the Gladiators"?

Все, в общем, достаточно прозаично: у нас на тот момент не было достаточно собственных композиций. Еще в Германии я услышал "Hush" Billy Joe Royal. Это была шикарная вещь. Я подумал, что неплохо бы ее переиграть в собственной обработке.

Vintage Guitar: А как насчет "Vanilla Fudge", которые одновременно с вами выпустили кавер на ту же песню?

Мы, конечно же, слышали о них. Но после того, как "Vanilla Fudge" записала 8-минутную версию, слизанную нота в ноту у нас, перестали их уважать. Это было году в 68-м.

Vintage Guitar: Какой комплект оборудования использовался на "Shades of Deep Purple"?

Моя 335-я и 200-ваттный усилитель "Marshall". И кроме того, английский fuzzbox плюс "квакушка" "Vox", которой пользуюсь и по сей день.

Vintage Guitar: Мне показалось, что на "Hush" гитара звучит как-то преувеличено. Прописывали дабл-трэком?

Хотите верьте, хотите нет, но эту песню записали со второго дубля. А запись всего альбома заняла 48 часов. Практически все песни были записаны со второго раза. Работать под давлением иногда бывает даже очень полезно. Ты не можешь позволить себе расслабиться, мол, студийного времени еще валом, и можно все еще сто раз переписать. Но иногда такое давление противопоказано. Ты пишешься через силу, теряются многие моменты спонтанности. Единственный незапланированный момент на "Hush" - это feedback. У меня есть одна дурацкая привычка - щелкать во время игры переключателем звукоснимателей. Как тот дерганный кролик. Если играю какую-нибудь синкопированную фразу, то и переключателем синкопирую. Не знал, как это смотрится со стороны, пока кто-то мне сказал об этом. И все-таки мне нравится, когда одна и та же фраза звучит каждый раз с новым звуком.

Vintage Guitar: Расскажите, на чем вы играли в первом составе "Deep Purple".

Я пришел с 335-й и "Vox AC-30", который был полностью переделан Marshall`ом. Оригинальные комбики фирмы мне абсолютно не нравились. Мне кажется, что тогда я всех заколебал на маршалловском заводе. Прихожу - и каждый раз играю на полную катушку. Офис Джима Маршалла тогда находился чуть ли не в самом начале улицы. И вот встречаю как-то хозяина фирмы, а он мне и говорит: "Ричи, не иначе ты вчера к нам на огонек захаживал? Слышал, слышал (смеется)...". В конце концов, сделали такой усилитель, который устраивал меня на все сто. У него больше, чем обычно, концертной мощности и "мяса".

Vintage Guitar: Как вы перешли на "Stratocaster"?

По-моему, это было в 71-м. Гриф служившего мне верой и правдой "Gibson`а" отработал свое. Замену ему было найти весьма и весьма проблематично. Так я взял в руки "Fender". Поначалу приходилось нелегко. Звучание "фендера" очень "чистое", но не хватает сустейна "гибсоновских" звукоснимателей. Но в тоже самое время, "Fender" - бескомпромиссный инструмент. На нем еще надо уметь играть. По правде говоря, первый "Stratocaster" достался мне в наследство от Эрика Клэптона. Эрик подарил гитару моему приятелю, который на тот момент был нашим роади. С тех пор я заинтересовался "фендерами". По-моему, первым альбомом, записанном исключительно на гитарах "Fender", был "Deep Purple In Rock".

Vintage Guitar: Чем принципиально отличался первый состав "Rainbow" от "Deep Purple"?

У музыкантов было меньше амбиций (смеется)! Хотя общая концепция группы не изменилась - та же гитара, тот же орган.

Vintage Guitar: Кавер-версия "Still I"m Sad" на первой пластинке "Rainbow" - инструментал. Как так получилось?

Я и сам не знаю. Вроде как кто-то посоветовал, чтобы на первом альбоме обязательно был инструментальный номер. Мне всегда нравились песни "Yardbirds". Показалось, что именно эта вещь и будет инструменталом. Впрочем, существует издание первого "Rainbow" где "Still I"m Sad" звучит с вокалом. Тональность, в которой мы играли, очень высока для пения, так что новую версию пришлось переиграть в другом ключе.

Vintage Guitar: Можно ли сказать, что первый состав "Rainbow" ассоциируется прежде всего с "Street of Dreams"?

Нет, ну почему же? У нас было несколько хитов в Европе - "Stone Cold" и "I Surrender"... "Stone Cold", например, попал в штатовский хит-парад.

Vintage Guitar: "Deep Purple" воссоединились. "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы" так и остались основными составляющими вашего оборудования?

Совершенно верно. Однако в 85-м году я позволил себе эксперимент с гитарным синтезатором фирмы "Roland". Купился на то, что многие звуки можно играть самому. Особо отмечу струнные эффекты.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде "Renaissance" или "Baroque", гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно...

Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз - это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса...

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная...

О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она "запланированная". Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения "Deep Purple" музыка группы станет другой?

Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, "Perfect Strangers" получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома "Smoke On The Water", все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из "Yes" также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

(смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома "Bad Company", где поет уже Роберт Харт?

Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на "Stranger In Us All", поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава "Rainbow"...

Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, - "In A Metal Mood" c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к "плохим". Так было и так будет всегда. Увы...

Vintage Guitar: И вот новый состав "Rainbow". И все те же "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы"?

Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки "Engl". Они великолепны. Обладают широким спектром "перегрузов" и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с "Marshall" показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на "десятку". "Двойка"-"тройка" - и звук становиться жиденьким. А "Engl" хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: "Stratocaster" - ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях "Fender" с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Самое дефицитное в гитаре - хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на "фендеровскую" фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику...

Не поверите: у меня нет ни одного "старого" "Stratocaster". Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались "Stratocaster`ы" периода, когда "Fender" вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар "Fender" - это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество - два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, "страты" с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Как бы это сказать... С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант "громче и тише".

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои "Stratocaster`ы". Но не похоже, что вы - коллекционер.

Да. Для меня странно, что люди так хвалят ""58 Strat". По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар "Gretsch". Внешний вид - фантастика! А внешний вид в гитаре - это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный "страт". Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что "Fender" постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде "Blackmore"s Night". Он - акустический.

Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night - моя жена - пела бэк-вокалы на "Stranger In Us All", а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку "Stranger In Us All"? Куда собираетесь дальше?

Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце - концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта "Blackmore"s Night". В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе - через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень ревностно относится к собственной музыке, но наш разговор с ветераном рок-сцены носил исключительно доброжелательный и открытый характер. И хотя Блэкмор заслужил славу как исполнитель "громкой" музыки, он нашел в себе смелость раздвинуть собственные музыкальные горизонты, пойти наперекор общественному мнению и играть в свое удовольствие.

Ричард Хью Блэкмор - гениальный британский гитарист. Он не только исполняет, но и сам пишет песни. Блэкмор один из первых привнес в блюз-рок элементы классической музыки.

Биография Ричи Блэкмора: детские годы

Ричард Хью Блэкмор родился 14 апреля 1945 г. в английском курортном городе Уэстон-сьюпер-Мэр, находящемся на побережье В два года Ричард вместе с родителями переехал в Хестон (пригород Лондона). Отец его работал в Хитроу, Трудился в бригаде, прокладывающей для самолетов полосы. У матери был небольшой собственный магазинчик.

В школе Ричи учился без усердия, а в спорте добился многого. Больше всего ему удавалось плавание и толкание ядра, но еще получалось метание копья. В связи с серьезными достижениями в спорте Ричарда хотели включить в сборную Англии, но он не прошел по возрасту.

Как появилась страсть Ричи Блэкмора к музыке

В конце 50-х гг. в Лондоне вовсю кипела музыкальная жизнь. Благодаря телевидению, которое начало трансляцию первых поп-шоу, Ричи Блэкмор впервые услышал рок-н-ролл. Больше всего его поразило выступление гитариста Томми Стала. Блэкмор сразу же одолжил у друга на время гитару и попробовал начать играть. И хоть ничего сразу не получилось, он понял, что это его страсть.

Первые шаги к известности

Спустя некоторое время отец подарил ему подержанную акустическую гитару, которую купил за семь фунтов. Сначала Ричи год учился классической игре, изучая основные правила. Это была первая гитара Ричи Блэкмора. Большинство блюзовых гитаристов играли всего тремя пальцами. Ричи научился использовать все десять.

Со временем Блэкмор переделал свой первый музыкальный инструмент под электрогитару, добавив колонку и усилитель. С помощью друзей брата познакомился с Джимом Салливаном, который считался одним из самых авторитетных гитаристов 60-х годов. Шлифуя мастерство, Ричи занимался по шесть часов ежедневно. За это время он выработал свой неповторимый стиль, соединив рок и классику.

Первые выступления Блэкмора и создание своей группы

Первый ансамбль, в котором играл Блэкмор, был организован в 1960 году. В это время Ричи работал радиомехаником в аэропорту Хитроу. Накопив денег, он купил новую электрогитару за 22 фунта и некоторое время работал с местной группой. Затем решил создать собственную команду. Это стала первая группа Ричи Блэкмора, которую он создал.

Со школьных времен Блэкмор дружил с Миком Андервудом, у которого была настоящая Его он и пригласил в свою группу в качестве барабанщика. Затем набрал остальных участников. Группа существовала недолго и вскоре распалась. После этого вместе с Миком Ричи присоединился к группе The Satellites.

В мае 1961 г. Ричи Блэкмор увидел объявление о вакансии гитариста в одну из популярных групп под названием The Savages. Там он впервые встретился с Дэвидом Сатчем, с которым впоследствии часто пересекался в работе. На прослушивание он пришел со своей девушкой и отцом. Но, несмотря на явный талант и виртуозные пассажи, в группу Ричи не взяли из-за того, что ему было всего 16 лет. Через год Блэкмора все-таки взяли в The Savages. Несмотря на юный возраст, у Ричи уже появились свои фанаты. Несколько месяцев группа провела на гастролях в Австралии и Скандинавии. Совмещать работу с шоу-бизнесом стало все труднее, и Ричи уволился в 1963 году.

Растущая слава Ричи Блэкмора

В 1965 году Ричи пригласили работать в группу The Crusaders. Ее возглавлял певец Нейл Кристиан. До появления Блэкмора гитаристом в группе был Фил Макпилл. Но перед появлением Ричи он бесследно исчез. Блэкмор проработал в группе недолго и вернулся обратно в The Savages. Но и там не задержался из-за обостренных отношений с лидером Дэвидом Сатчем. Ушел Ричи Блэкмор из группы уже через три месяца. За ним последовали бас-гитарист Эйвис Андерсон и барабанщик Торнадо Эванс.

Все трое уехали на временные гастроли в ФРГ с другой группой. После завершения контракта они остались в Германии и начали выступать в музыкальном клубе в Бохуме, образовав свою группу, которую назвали «Три мушкетера». Но спустя время администрации перестали нравиться шумные выступления, и контракт с музыкантами расторгли. Весной все трое вернулись в Англию. После приезда Ричи написал песню, попавшую на 14-е место хит-парада. Слава Ричи начала расти. О нем заговорили не только как о виртуозном гитаристе, но и как о композиторе.

Период депрессии Блэкмора

После возвращения в Англию Ричи пробыл там недолго. Он снова решил вернуться в ФРГ и сменил там несколько групп. Но, разочаровавшись, видя, что так может продолжаться бесконечно, а продвижения вперед нет, гитарист Ричи Блэкмор решил прервать музыкальную карьеру на неопределенное время.

Днем он бесцельно гулял по гамбургским улочкам, вечерами играл гаммы в своем гостиничном номере, готовясь к выпускному экзамену в консерватории, куда поступил несколько лет назад. В 1967 году Ричи вернулся в Англию, сдал экзамены в консерватории, получил диплом и снова уехал в Германию.

Возращение Блэкмора в музыкальный мир

Вернувшись в ФРГ, Ричи Блэкмор целыми днями оттачивал свое мастерство. Так продолжалось до тех пор, пока он не получил телеграмму из Лондона с предложением присоединиться к Deep Purple и принял приглашение. Эта группа вскоре стала одной из самых известных, а Ричи стали называть мрачным и непостижимым королем хард-роковой гитары.

Стиль Ричи отличался своей индивидуальностью. По его словам, во время концерта он не слушает других гитаристов, растворяясь в звуках собственного инструмента. Видимо, на необычный стиль игры Ричи повлияла его любовь к струнной музыке (а конкретно исполняемой на скрипке и виолончели). Немалую роль сыграло и образование, полученное в консерватории. Но Ричи чувствовал себя в группе неуютно, ему как будто чего-то недоставало, и через некоторое время музыкант из нее ушел.

Затаенные мечты

Биография Ричи Блэкмора изобилует множеством групп, из которых он уходил и снова возвращался. Одной из них была Deep Purple, которую он покинул в 1975 году. Блэкмор уехал в Нью-Йорк и предложил нескольким музыкантам из группы «Эльфа» организовать собственный коллектив. Они согласились и назвали свою команду Rainbow. В тот же год группа выпустила первый альбом. А через время в Rainbow начали возникать внутренние конфликты.

В одном из интервью Блэкмор признался, что, уйдя из Deep Purple, хотел создать что-то новое, где бы ему дышалось легче. А в результате снова оказался в таком же напряжении, от которого и пытался сбежать. А в связи с возрастающей популярностью Rainbow оно только усилилось.

Поделился Ричи с репортерами и своими желаниями. Оказалось, что дома он чаще всего слушает Баха. Ричи хотел бы играть классическую музыку, но на концертах она кажется скучной. Не хватает в ней толики радости, ощущения праздника. А в рок-н-ролле это присутствует. Он мечтал создать нечто среднее, новое направление, но пока не получалось.

Новый виток музыки Блэкмора

Ричи ушел из Rainbow и еще некоторое время периодически возвращался в группы, в которых выступал ранее. Несмотря на достигнутые успехи, в 1997 году он решил создать новый проект Blackmore´s Night вместе со своей женой. Идея возникла благодаря музыке, которую Ричи услышал во время гастролей по Германии. Группа музыкантов играла средневековую музыку на старинных инструментах. Ричи Блэкмора помог ему найти ту изюминку, которая требовалась для создания музыкального шедевра.

В домашней студии он сам записал все партии клавишных, ударных и т. д. В результате получился необычный альбом. Оригинальный коктейль из разной музыки средневековья, в которой есть страсть, романтизм, патетика и мистика с добавлением звуков электро- и акустических гитар, струнных старинных мелодий и очаровательного голоса жены Блэкмора, исполняющей песни. Проект до сих пор не теряет своей привлекательности.

Личная жизнь Блэкмора

Ричи Блэкмор (фото можно посмотреть в данной статье) женился на Маргарит Волькмар 18 мая 1964 г. Она была родом из Германии. Сначала жили в Гамбурге, где у них родился сын Юрген. Через несколько лет Ричи развелся. Второй раз он женился на Барбель Харди, тоже немке. Свадьбу сыграли в сентябре 1969 года. Брак был недолгим, и Блэкмор снова развелся. В 1974 году он переехал в город Окснард, где познакомился с Эни Ротман, которая стала его третьей женой. Брак просуществовал до 1983 года, потом последовал очередной развод.

В конце 80-х Блэкмор познакомился с Кэндис Найт - поэтессой и вокалисткой. В то время девушке было всего 18 лет. Вскоре они обручились, но свадьбу сыграли только через 15 лет - в октябре 2008 г. Через два года у них родилась дочка, которую назвали Отом Эсмеральда. А второй ребенок появился на свет 7 февраля 2012 г.

Вам не надоело читать о личных раскладах между участниками легендарной рок-группы "Deep Purple"? Или, к примеру, о взрывном темпераменте гитариста Ричи Блэкмора? В самом деле, такого добра более чем предостаточно найдется на страницах всевозможных малохольных "рок-журналов". Таковы, увы, законы бульварного жанра.

В настоящий момент легендарный "стратокастеровец" снова в строю с новым составом "Ritchie Blackmore"s Rainbow", хард-роковым проектом, который был собран музыкантом после ухода из "Deep Purple" в середине 1970-х. Воссоединение "Deep Purple" в начале 80-х носило непродолжительный характер. Уже в начале 90-х Blackmore снова объявляет об уходе. Причины, по большому счету, те же, что и два десятка лет назад... Впрочем, давайте без лишних подробностей, о"кей?

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур "Rainbow" в поддержку "Stranger In Us All" ("Fuel Records") был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда "Deep Purple" прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal "Hush". В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: На обложке альбома "Stranger In Us" имеется такое посвящение: "Спасибо всем... в том числе, отцу, купившему мне первую гитару, с которой все началось?". Что это была за гитара - модель и фирма-производитель?

Ричи Блэкмор: Мне было 11 лет, когда я уговорил отца купить гитару. Тогда по радио звучал Элвис Пресли и другие, и мне хотелось быть, как Скотти Мур. Отец купил акустику "Framus" в местном музыкальном магазине. Тогда она стоила 7 гиней, что эквивалентно 20 долларам. Бешенные деньги по тем временам! Помню как он сказал: "Если ты не научишься играть на этой штуковине, то я разобью ее у тебя на голове".

Кроме того, мне очень нравился Томми Стил, который на тот момент пользовался бешенной популярностью в Англии. Я хотел играть, как он. Я не пропускал ни одного шоу с его участием. Шоу называлось "Six-Five Special" (в Америке было тоже нечто подобное. Называлась передача "Shindig"). Каждый раз я смотрел "Six-Five Special" и пытался бряцать на гитаре, хотя и не знал аккордов. Мне тогда казалось, что смотрится это сногсшибательно (смеется) .

Мне посчастливилось, так как ходить заниматься я начал с самого начала. К учителю ездил на велосипеде за шесть миль. В одной руке у меня была гитара, другой я управлял велосипедом. Это было отличное время!

Vintage Guitar: Ну, и, наверное, Вы слушали "Radio Luxembourg" ?

Ричи Блэкмор: А как же! Вспоминаю об этом, как об одном из лучших моментов моей жизни. Программы транслировались с 8-ми до 10-ти вечера. После 10 приходилось делать приемник тише, так как отец думал, что я уже сплю! "Radio Luxembourg" в то время было практически единственным источником информации. Они ставили Buddy Holly и Duane Eddy, которые были также моими кумирами. Группа, в которой я начал играть подростком, переигрывала их песни.

Vintage Guitar: С какой гитарой вы пришли в группу?

Ричи Блэкмор: На день рождения я купил себе звукосниматель. Сам установил его на "Framus", сам припаял ручку громкости и тембра. Одно время на этой гитаре было даже три датчика. Но потом, когда мне исполнилось 15 или 16, появился "Hofner Club 50" и усилитель "Watkins Dominator". Тогда мы выступали раз в неделю (не больше), и каждый раз, как я его включал, что-то постоянно ломалось. На первом или втором номере! Приходилось играть через чужой аппарат. Ближайшая мастерская - в Лондоне. Не ближний свет. Чтобы поменять одну-единственную лампу, усилитель в 30 фунтов приходилось тащить на себе. Однажды мне посоветовали: "Да, возьми ты другой аппарат". И что вы думаете? Только начали играть - опять что-то полетело!

Vintage Guitar: И как часто такое случалось?

Ричи Блэкмор: Шесть раз. В конце концов, лондонские умельцы сдались и попросили прийти к ним с гитарой и усилителем и что-нибудь сыграть. И как только я включил усилок в их мастерской - бац! Опять что-то сломалось! В итоги мне дали новый агрегат, который, впрочем, тоже прослужил недолго: месяц или два. По-моему, эта модель не была рассчитана, чтобы играть на полной громкости.

Vintage Guitar: Говорят, что на "Club 50" стояли совсем слабые датчики. Так ли это?

Ричи Блэкмор: И да, и нет. Эти гитары выглядели просто потрясающе, а дерево - так просто фантастика! Когда мне исполнилось 17, я купил "Gibson ES-335". По-моему, это была модель 59-го года. Сейчас, говорят, коллекционная ценность.

Vintage Guitar: Верно ли следующее утверждение: первый успех пришел к вам в составе "Nero & the Gladiators"?

Ричи Блэкмор: Я никогда не играл в "Nero & the Gladiators", как они теперь об этом рассказывают. Одной из моих первых групп была "Screaming Lord Sutch and the Savages". Да, мне действительно нравилось, как "Nero & the Gladiators" исполняют чужие песни. Они тогда были моими кумирами.

Vintage Guitar: Давайте поговорим об альбоме "Shades of Deep Purple", где есть пара интересных кавер-версий. В частности, "Hush" и парочка "битловских" мелодий. Было ли это влиянием "Nero & the Gladiators"?

Ричи Блэкмор: Все, в общем, достаточно прозаично: у нас на тот момент не было достаточно собственных композиций. Еще в Германии я услышал "Hush" Billy Joe Royal. Это была шикарная вещь. Я подумал, что неплохо бы ее переиграть в собственной обработке.

Vintage Guitar: А как насчет "Vanilla Fudge", которые одновременно с вами выпустили кавер на ту же песню?

Ричи Блэкмор: Мы, конечно же, слышали о них. Но после того, как "Vanilla Fudge" записала 8-минутную версию, слизанную нота в ноту у нас, перестали их уважать. Это было году в 68-м.

Vintage Guitar: Какой комплект оборудования использовался на "Shades of Deep Purple"?

Ричи Блэкмор: Моя 335-я и 200-ваттный усилитель "Marshall". И кроме того, английский fuzzbox плюс "квакушка" "Vox", которой пользуюсь и по сей день.

Vintage Guitar: Мне показалось, что на "Hush" гитара звучит как-то преувеличено. Прописывали дабл-трэком?

Ричи Блэкмор: Хотите верьте, хотите нет, но эту песню записали со второго дубля. А запись всего альбома заняла 48 часов. Практически все песни были записаны со второго раза. Работать под давлением иногда бывает даже очень полезно. Ты не можешь позволить себе расслабиться, мол, студийного времени еще валом, и можно все еще сто раз переписать. Но иногда такое давление противопоказано. Ты пишешься через силу, теряются многие моменты спонтанности. Единственный незапланированный момент на "Hush" - это feedback. У меня есть одна дурацкая привычка - щелкать во время игры переключателем звукоснимателей. Как тот дерганный кролик. Если играю какую-нибудь синкопированную фразу, то и переключателем синкопирую. Не знал, как это смотрится со стороны, пока кто-то мне сказал об этом. И все-таки мне нравится, когда одна и та же фраза звучит каждый раз с новым звуком.

Vintage Guitar: Расскажите, на чем вы играли в первом составе "Deep Purple".

Ричи Блэкмор: Я пришел с 335-й и "Vox AC-30", который был полностью переделан Marshall`ом. Оригинальные комбики фирмы мне абсолютно не нравились. Мне кажется, что тогда я всех заколебал на маршалловском заводе. Прихожу - и каждый раз играю на полную катушку. Офис Джима Маршалла тогда находился чуть ли не в самом начале улицы. И вот встречаю как-то хозяина фирмы, а он мне и говорит: "Ричи, не иначе ты вчера к нам на огонек захаживал? Слышал, слышал (смеется)...". В конце концов, сделали такой усилитель, который устраивал меня на все сто. У него больше, чем обычно, концертной мощности и "мяса".

Vintage Guitar: Как вы перешли на "Stratocaster"?

Ричи Блэкмор: По-моему, это было в 71-м. Гриф служившего мне верой и правдой "Gibson`а" отработал свое. Замену ему было найти весьма и весьма проблематично. Так я взял в руки "Fender". Поначалу приходилось нелегко. Звучание "фендера" очень "чистое", но не хватает сустейна "гибсоновских" звукоснимателей. Но в тоже самое время, "Fender" - бескомпромиссный инструмент. На нем еще надо уметь играть. По правде говоря, первый "Stratocaster" достался мне в наследство от Эрика Клэптона. Эрик подарил гитару моему приятелю, который на тот момент был нашим роади. С тех пор я заинтересовался "фендерами". По-моему, первым альбомом, записанном исключительно на гитарах "Fender", был "Deep Purple In Rock".

Vintage Guitar: Чем принципиально отличался первый состав "Rainbow" от "Deep Purple"?

Ричи Блэкмор: У музыкантов было меньше амбиций (смеется)! Хотя общая концепция группы не изменилась - та же гитара, тот же орган.

Vintage Guitar: Кавер-версия "Still I"m Sad" на первой пластинке "Rainbow" - инструментал. Как так получилось?

Ричи Блэкмор: Я и сам не знаю. Вроде как кто-то посоветовал, чтобы на первом альбоме обязательно был инструментальный номер. Мне всегда нравились песни "Yardbirds". Показалось, что именно эта вещь и будет инструменталом. Впрочем, существует издание первого "Rainbow" где "Still I"m Sad" звучит с вокалом. Тональность, в которой мы играли, очень высока для пения, так что новую версию пришлось переиграть в другом ключе.

Vintage Guitar: Можно ли сказать, что первый состав "Rainbow" ассоциируется прежде всего с "Street of Dreams"?

Ричи Блэкмор: Нет, ну почему же? У нас было несколько хитов в Европе - "Stone Cold" и "I Surrender"... "Stone Cold", например, попал в штатовский хит-парад.

Vintage Guitar: "Deep Purple" воссоединились. "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы" так и остались основными составляющими вашего оборудования?

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Однако в 85-м году я позволил себе эксперимент с гитарным синтезатором фирмы "Roland". Купился на то, что многие звуки можно играть самому. Особо отмечу струнные эффекты.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде "Renaissance" или "Baroque", гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно...

Ричи Блэкмор: Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз - это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса...

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная...

Ричи Блэкмор: О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она "запланированная". Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения "Deep Purple" музыка группы станет другой?

Ричи Блэкмор: Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, "Perfect Strangers" получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома "Smoke On The Water", все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из "Yes" также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

Ричи Блэкмор: (смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома "Bad Company", где поет уже Роберт Харт?

Ричи Блэкмор: Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на "Stranger In Us All", поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава "Rainbow"...

Ричи Блэкмор: Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, - "In A Metal Mood" c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Ричи Блэкмор: Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к "плохим". Так было и так будет всегда. Увы...

Vintage Guitar: И вот новый состав "Rainbow". И все те же "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы"?

Ричи Блэкмор: Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки "Engl". Они великолепны. Обладают широким спектром "перегрузов" и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с "Marshall" показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на "десятку". "Двойка"-"тройка" - и звук становиться жиденьким. А "Engl" хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: "Stratocaster" - ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях "Fender" с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Ричи Блэкмор: Самое дефицитное в гитаре - хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на "фендеровскую" фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику...

Не поверите: у меня нет ни одного "старого" "Stratocaster". Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались "Stratocaster`ы" периода, когда "Fender" вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

Ричи Блэкмор: А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар "Fender" - это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество - два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, "страты" с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Ричи Блэкмор: Как бы это сказать... С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант "громче и тише".

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Ричи Блэкмор: Точно.

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Ричи Блэкмор: Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои "Stratocaster`ы". Но не похоже, что вы - коллекционер.

Ричи Блэкмор: Да. Для меня странно, что люди так хвалят ""58 Strat". По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар "Gretsch". Внешний вид - фантастика! А внешний вид в гитаре - это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный "страт". Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что "Fender" постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде "Blackmore"s Night". Он - акустический.

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night - моя жена - пела бэк-вокалы на "Stranger In Us All", а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку "Stranger In Us All"? Куда собираетесь дальше?

Ричи Блэкмор: Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце - концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта "Blackmore"s Night". В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе - через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень ревностно относится к собственной музыке, но наш разговор с ветераном рок-сцены носил исключительно доброжелательный и открытый характер. И хотя Блэкмор заслужил славу как исполнитель "громкой" музыки, он нашел в себе смелость раздвинуть собственные музыкальные горизонты, пойти наперекор общественному мнению и играть в свое удовольствие.

Рассказ о трудовой биографии Ричи Блэкмора.
Часть 1-я. 1968-1975 гг.

Биография всемирно известной рок-группы «Deep Purple» настолько хорошо известна всем любителям тяжёлой музыки, что, казалось бы, и написать тут больше нечего. Тем не менее существует достаточно большое количество мнений, касающихся профессионализма игравших в разные времена в этой супер-группе музыкантов. Также с годами открываются всё новые и новые данные, многие из которых просто невозможно обобщить в одном каком-либо труде. Именно поэтому предпочтения отдаются чаще всего какому-либо одному музыканту. Сегодняшнее исследование коснётся одного из самых выдающихся деятелей не только группы «Deep Purple», но и всей рок-музыки в целом – Ричи Блэкмора. Именно благодаря Блэкмору «Deep Purple» стала не просто знаменитой группой, а самым настоящим брендом. И хотя уже долгие годы в этой команде играет совсем другой гитарист, не обладающий ни талантом, ни техническим совершенством великого маэстро, «Deep Purple» спустя 40 с лишним лет остаётся эталоном того, какой именно должна быть настоящая хард-рок-группа современности.

Ричард Блэкмор. Несомненно, славой своей «Deep Purple» обязаны именно этому выдающемуся гению гитарных струн и музыкальных композиций. В принципе и так ясно, что не будь в составе Блэкмора с самого начала, то группа «Deep Purple» может быть и существовала бы сегодня, но мирового бренда не получилось бы. Именно благодаря Блэкмору группа имеет специфическое звучание, которое так ценится её поклонниками и сегодня, а все эксперименты по изменению стиля, попытки которых были после ухода музыканта из состава группы, приводили в конце концов не то чтобы к фиаско, но всех возложенных на себя надежд не оправдывали. По большому счёту даже сегодня на концертах «Deep Purple» публика ждёт исполнения именно тех композиций, которые были написаны и опробованы когда-то Блэкмором, а всё что было написано впоследствии, без его участия, особенным спросом не пользуется, и существует как бы логическим дополнением к классическому материалу.

Итак, Ричи Блэкмор родился на западе Англии, но вскоре его семья поселилась в пригороде Лондона, что в немалой степени определило успех будущей музыкальной звезды. Занятия музыкой поощрялись родителями Ричи, к тому же ему очень повезло – на его пути постоянно появлялись всякого рода музыканты-профессионалы, от которых Блэкмор хорошо усваивал все премудрости гитарно-музыкального ремесла. Обладая отличным слухом и творческими талантами, он не только становился виртуозом, но и являлся автором замечательных песен и композиций. Правда, очень долго ему не удавалось реализовывать свои таланты – музыканту приходилось быть простым аккомпаниатором в многочисленных рок-группах, зато он лично был знаком с такими мастерами как Джим Салливан, Джин Винсент и Джерри Ли Льюис – ему приходилось играть и в их коллективах, и, следовательно, творческая копилка Блэкмора пополнялась очень ценными знаниями.

После многих лет мытарств Блэкмору удалось-таки стать участником независимой группы, правда для того чтобы стать в ней лидером, ему при попустительстве органиста Джона Лорда пришлось избавиться от её основателя – более-менее известного в те времена английского бас-гитариста, певца и барабанщика Криса Кёртиса. Кёртис не вынес такого предательства своих коллег, и после ухода из группы навсегда покинул музыку и поступил на государственную службу. Первоначально группа называлась «Roundabout», но Блэкмор сразу назвал её по иному - «Deep Purple ». Как он сам потом рассказывал, название группы было дано в честь его бабушки, которая любила слушать одноименную песню какого-то американского певца. После этого наступил черёд ретироваться и других участников нового проекта, в итоге были заменены все, кроме Джона Лорда, который имел в группе очень сильные позиции, был её формальным руководителем, но полностью подпал под влияние Блэкмора. Так пришли барабанщик Ян Пейс, с которым Блэкмор договорился заранее, примерно за год до описываемых событий, и басист Ник Симпер, который играть на своём басу умел не шибко, зато был заметным модником, что впоследствии очень пригодилось новой группе для своей популяризации посредством визуального воздействия на публику во время концертов. Долго не могли найти вокалиста, прослушивания проходил даже Род Стюарт, известный уже тогда музыкальный стиляга, но его голос и стиль пения совершенно не понравились Блэкмору. В итоге отдали предпочтение протеже Пейса – Роду Эвансу.

Итак, Блэкмор наконец сколотил свою первую настоящую рок-группу, расставил всех музыкантов на свои места и полностью отдался творческому процессу, то есть обработкам хоть и чужих, но известных песен, одной из которых стал первый хит группы – «Hush». Поначалу всё пошло не совсем так как ему хотелось бы - «Deep Purple» за два года записали три альбома, но получили некоторый успех не на родине, а в США, где все эти два года и гастролировали. Тут выяснилось, что успехом группа обязана не своим собственным композициям, которые изящностью практически не блистали, а исключительно каверам америкнских и битловских хитов, потому что первоклассное звучание инструментов – это ещё даже не половина успеха. Блэкмору пришлось срочно думать об улучшении репертуара группы, а так как остальные четыре участника хоть и научились хорошо играть рок, но в композиторы по большому счёту не годились. Например, даже Джон Лорд, имевший прекрасное музыкальное образование, умел только «сочинять» свои версии старинных классических тем, не совсем интересных английским любителям тогдашних монстров рока «Cream» или «Nice», Симпер и Эванс зациклились на театральных эффектах, а Ян Пейс был чистейшим профессионалом, очень далёким от творческих проблем группы. В итоге, оглядываясь назад, Блэкмор видел, что группа достигла огромных успехов в техническом плане, но музыка «Deep Purple» оставалась на относительно низком уровне, ведь на каверах уехать далеко просто невозможно.

В общем, идея усилить и ужесточить саунд пришла в голову Блэкмору вовремя, но не все музыканты соответствовали новому направлению. Пришлось снова избавляться от некоторых из них, зато появившиеся в «Deep Purple» Гиллан и Гловер (два друга из группы «Episode Six») полностью соответствовали музыке, сочиненной Блэкмором для нового альбома. И хотя в авторах «In Rock », вышедшего в 1970-м году, значатся все пятеро музыкантов, однако можно не сомневаться в том, что новый альбом – заслуга исключительно гитариста, а появление в титрах Лорда, Гиллана, Гловера и Пейса является чисто маркетинговым ходом. Нужно было показать публике и критикам, что «Deep Purple» - хоть и разноплановый, но монолитный коллектив, а не сборище музыкантов, каждый из которых «себе на уме». Таким образом спектр талантов Блэкмора значительно расширился. Правда, он не умел петь и сочинять стихи (которые для группы сочинял исключительно Роджер Гловер, хотя об этом мало кто знает), как многие другие гитаристы того времени, но для такой сильной группы, в которую превратились «Deep Purple» со сменой курса, этого и не требовалось. Главное – «забойные» мелодичные песни, исполняемые на высшем уровне. Успех в Англии не заставил себя долго ждать. Все критики, выступившие было против «Deep Purple», очень скоро были посрамлены. Один за другим появлялись альбомы, уже на момент выхода становившиеся классическими, а такие хиты как «Child in Time» и «Fireball», «Smoke On The Water» и «Woman From Tokyo» затмевали все творения даже самых лучших конкурентов. Блэкмор мог торжествовать – его идеи и таланты принесли очень хорошие плоды. Но, как часто случается с гениями, Блэкмору этого было мало.

Очень быстро в группе прорисовался ещё один гений, способный затмить Блэкмора своими несомненными талантами. Это был Иен Гиллан. И если от прошлого вокалиста Блэкмор избавился только лишь из-за отсутствия у него способностей к развитию, то с Гилланом всё было наоборот – Гиллан был слишком способен, и угрожал лидеру смещением с пьедестала. Блэкмору пришлось снова проявлять свои диктаторские склонности – он просто указал Гиллану на дверь, благо поводы были, потому что, как говорится, «Боливар двоих не вынесет». Гиллан и Блэкмор перестали друг друга понимать, что в конце концов отразилось на музыке. А так как Блэкмор был «старожилом» группы, то пришлось уйти не ему, а Гиллану. Вместе с Гилланом ушёл и его старый друг Гловер, с которым Блэкмор ругаться совершенно не собирался, и которого ценил за покладистость (при всех несомненных талантах бас-гитариста), но горевать по этому поводу не приходилось, и Блэкмор снова принялся за поиски кандидатур на освободившиеся места.

Так в группе появились Ковердейл и Хьюз. С этими музыкантами Блэкмору пришлось проработать полтора года. Хьюз на момент прихода в «Deep Purple» был уже достаточно известным музыкантом, он был фронтменом группы «Трапеция» и одновременно пел и играл на бас-гитаре. Несмотря на свою «звёздность», он не собирался конкурировать с Блэкмором по популярности, а вот с Ковердейлом было всё наоборот – этот музыкант хоть и не был практически известен в музыкальной среде, однако, почувствовав свой музыкальный и организаторский талант, очень быстро стал предъявлять свои претензии, и в конце концов, также как в своё время и Гиллан, создал прямую угрозу Блэкмору как лидеру группы. После выхода в свет альбома «Burn » Ковердейл стал вести себя в группе как полноправный хозяин, и бесхарактерные Лорд и Пейс начали подпадать под его влияние. Хьюза он подкупил тем, что разделил с ним все вокальные партии и полностью потворствовал последнему в его стремлении облегчить звучание «Deep Purple», подстраивая его под свой специфический тембр голоса. Все идеи Блэкмора, базировавшиеся на развитии хард-роковой линии, встречали сначала мягкое, а потом всё более жёсткое сопротивление остальных участников, которые полностью одобряли политику Ковердейла. В один прекрасный момент Блэкмор оказался в меньшинстве, но поделать с этим ничего не мог. Доходы группы хоть и росли, но уже не так уверенно, как в прошлые годы, и во всём винили Блэкмора за его отказ писать материал для американской публики. В итоге это противостояние вылилось в прямой конфликт, и Джон Лорд воспользовался наконец своим формальным лидерством, чтобы изгнать становившегося неудобным чисто в коммерческом плане гитариста. Менеджмент группы, хоть и с сожалением, пошёл на поводу у музыкантов и также стал требовать «отставки» Блэкмора.

Блэкмор сопротивлялся недолго, и хоть ему и самому уже надоели все проблемы внутри группы, спешить всё же он не собирался. До мелочей продумав своё отступление, он решил сначала записать сольную пластинку и посмотреть на реакцию своих поклонников. В «списках друзей» у «Deep Purple» давно наличествовала группа «Elf», которую с 1972 года продюсировал Роджер Гловер, и в начале 1975 года Блэкмор собрал музыкантов этой группы (за исключением, естественно, гитариста) и записал с ними свой первый «сольник». Этот альбом, озаглавленный «Pitchie Blackmore"s Rainbow », хоть и был несколько слабее последних альбомов «Deep Purple», однако был встречен поклонниками «Deep Purple» на ура. Блэкмор понял, что с брендом, для развития которого он отдал столь много сил и времени, можно прощаться, хоть и с сожалением, но без ущерба, так как он вполне в состоянии создать новый бренд, и ещё успешнее старого. Отыграв с «Deep Purple» европейские гастроли в апреле 1975 года, он заявил о своём уходе и создании новой группы. Ковердейл вздохнул с облегчением, воспрянули духом и остальные музыканты. Им показалось, что с уходом Блэкмора у группы появились новые горизонты. Как сильно они ошибались – стало ясно уже через несколько месяцев, после того как они пригласили американского гитариста Томми Болина, который, в принципе и развалил группу окончательно. Однако это только лишь «в принципе», так как скорее всего просто кончилось время тяжёлого рока, который с середины 70-х годов стал подвергаться атакам новых музыкальных течений – панк-рока и диско. «Deep Purple», невзирая на свою популярность, просто не выдержал конкуренции, которая стала ослабевать значительно позже, когда панк и диско, в свою очередь, потеснил «хэви-метал», способствовавший возвращению на сцену многих старых рок-групп, развалившихся в 70-х, но многие из которых «восстали из пепла» в 80-х.

Любому уважающему себя поклоннику классической рок-музыки известно имя Ричи Блэкмора. Он — живая легенда, музыкант, входящий в сотню лучших гитаристов мира по версии журнала «Rolling Stone».
Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) родился в Великобритании, в городке с причудливым названием Уэстон-сьюпер-Мэр. Рос он довольно замкнутым и нелюдимым ребенком, главным увлечением и страстью которого была игра на гитаре.

Творческий путь Ричи Блэкмора

Ричи было 11 лет, когда в подарок от отца он получил свою первую гитару — испанскую акустику фирмы «Framus», которую позже он переделал в электрогитару, установив звукосниматель и ручки громкости и тембра. Музыкой он увлекался крепко: занимался игрой на классической гитаре, брал уроки игры на электрической у «Большого» Джима Салливана, известного британского гитариста, практиковался по 6 часов в день, зарабатывал деньги на более серьезный инструмент, жертвуя свободным временем и не пускаясь во все тяжкие, как многие другие начинающие музыканты того времени.

Музыкальная карьера Ричи началась в шестидесятых годах прошлого столетия. Он выступал с несколькими разными группами, такими как Mike Dee & The Jaywalkers, The Outlaws и The Crusaders. Когда Ричи присоединился к основателям Deep Purple, Крису Кертису и Джону Лорду, он уже был достаточно известным гитаристом, пусть и перебивался случайными подработками, не имея четких перспектив. Именно Блэкмору группа была обязана своим названием, он же стал ее неофициальным лидером. В середине семидесятых, после того, как Ричи, разочаровавшись в том направлении, в котором двигалась музыка Deep Purple, покинул группу, он собрал коллектив Rainbow. Позже, вместе с Кэндис Найт, писавшей некоторые тексты для Rainbow и исполнявшей бэк-вокал партии, основал Blackmore"s Night, группу, в которой играет и по сей день.

Гитары Ричи Блэкмора

Какие же гитары прошли через руки легендарного Блэкмора помимо той испанской акустической?
Первой электрогитарой Ричи стала модель Hofner club-50, которую он довольно скоро перерос и целых два года проработал радиомехаником в аэропорту для того, чтобы приобрести полуакустическую Gibson ES-335.

Ritchie Blackmore with Hofner club-50

Три первых альбома Deep Purple были записаны им на этом инструменте. Воистину революционная универсальная гитара, открывающая простор для множества маневров, на добрых десять лет ставшая постоянной спутницей музыкальной жизни Блэкмора.

Gibson ES-335

Ниже приведено видео Ричи Блэкмора как раз с этой гитарой.

Deep Purple — Wring That Neck

В семидесятых Блэкмор сменил на . Тогда он находился под влиянием игры , использовавшего именно эту модель. По словам самого Блэкмора, свою первую гитару этой модели он получил от . «Стратокастеру» Ричи остается верен и сейчас: легендарная все еще в руках не менее легендарного гитариста. И слушать музыку Ричи Блэкмора одно удовольствие.

Ричи Блэкмор и его Fender