Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Бычков Василий. Музыкальные инструменты. — Ветер Воды - фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы. Кириллин И. Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья

Бычков Василий. Музыкальные инструменты. — Ветер Воды - фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы. Кириллин И. Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Арт - проект

«Тайны музыкальных инструментов»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся для изучения истории возникновения музыкальных инструментов, стихов о них;

2) послушать музыкальные произведения в исполнении учащихся филиала ДШИ и участников школьной вокальной студии.


Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории.

1 этап. Учащимся старших классов предлагается приготовить материал о том, как появились музыкальные инструменты (гитара, лютня, виола, скрипка, фортепиано, домра) и продемонстрировать его в виде внеклассного мероприятия для учащихся 3-5 классов.

    этап. Планирование. Ученики делятся на 4 группы.

1 группа изучает материал литературный.

2 группа изучает исторические сведения о возникновении инструментов.

3 группа учащиеся филиала музыкальной школы совместно со своими педагогами разучивают музыкальные произведения (дается задание).

4 группа участники школьной вокальной студии разучивают песни.

3 этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждой свое задание.

4 этап. Результаты. Совместная работа по соединению полученной информации в единый сценарий, подготовка презентации.


5 этап. Проведение внеклассного мероприятия «Тайны музыкальных инструментов» в рамках предметной недели эстетического цикла для учащихся среднего звена.

6 этап. Оценка результатов (учитывается активность каждого участника, качество и объем используемых источников, креативность). Выводы.

Ход мероприятия

Ведущая (на фоне тихой, нежной музыки): Добрый день, ребята!

Добрый день, уважаемые гости! Слайд №1

Мы рады приветствовать вас в мире муз. Да-да, не удивляйтесь, ведь сейчас вы находитесь в музыкальном классе. Именно здесь и живут Музы - богини-покровительницы поэзии, искусств и наук. Их 9 сестёр. А их предводитель – сводный брат –солнечный Бог Аполлон. Познакомьтесь с ними: Слайд №2

ЭВТЕРПА - покровительница лирической песни и всего музыкального

искусства.

МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии и театрального искусства.

ТЕРПСИХОРА - покровительница танцев.

ЭРАТО - муза лирической поэзии и свадебных песен.

ПОЛИГИМНИЯ - покровительница гимнов и песнопений в честь богов и

героев.

УРАНИЯ - владычица звёзд и астрономии.

ТАЛИЯ - муза комедии и юмора.

КЛИО - покровительница истории.

КАЛЛИОПА - муза эпоса - повествования о событиях, предполагаемых в прошлом.

А не хотите ли вы побывать сейчас в прошлом и узнать тайны музыкальных инструментов, которые находятся сегодня в этом классе?

Как вы думаете, какие инструменты придумали раньше: струнные или клавишные? (Струнные).

Щипковые или смычковые? (Щипковые). И прообразом их был тот самый лук, из которого охотились первобытные люди. Ещё Орфей в Древней Греции играл на лире. Слайд №3 А на этом фрагменте (Древний Египет. 3 тысячи лет до н.э.) изображена целая музыкальная сценка. Ещё не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчёта исторического времени, а гитароподобные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия. Первый наш рассказ о гитаре. Его нам поведают муза истории Клио и муза эпоса Каллиопа.

Подобные инструменты существуют столь давно,что проследить их возникновение невозможно,не затерявшись во времени.Ещё не возвышалась пирамДревнейшая арийская

Путешествуя по музеям Европы можно найти древнейшие изображения предков гитары, относящиеся к 3-4 тысячелетиям до нашей эры. Арабские кочевники-бедуины, завоевавшие в 7 веке нашей эры Грецию и Персию, были покорены высокой культурой этих цивилизаций отчасти благодаря и музыкальному искусству. Год спустя они завоёвывают и Испанию и привносят в эту страну элементы восточной культуры и завозят гитару. Именно в Испании гитара приобрела особую популярность и стала символом всего музыкального искусства Испании. Упругие ритмы испанских танцев и грустные мелодии-всё оказалось подвластно этому инструменту.

(видеоролик испанского танца)

Постепенно гитара завоёвывает одну страну за другой. Постепенно менялась и конструкция самого инструмента. В 16 веке музицировали на гитарах, имеющих 4 двойные струны (хоры). Этого оказалось маловато, поэтому гитара на время была вытеснена другим струнным музыкальным инструментом-лютней (Слайд №4) , которая имела до десяти хоров струн. Известно, что выдающиеся художники эпохи Возрождения –Караваджо, Паоло Веронезе, Тинторетто были хорошими музыкантами- исполнителями. Учиться играть на лютне или на другом инструменте считалось «хорошим тоном». А Леонардо да Винчи, например, играл на лютне собственной конструкции, серебряной, в виде лошадиной головы. Однако и этот инструмент вскоре потерял популярность, так как был очень «капризным». Один журналист в 18 веке, как бы не без сарказма, писал: «Лютнист, доживший до 80 лет, наверное,60 лет из них провёл в настраивании своего инструмента, а содержание лютни обходилось столь же дорого, как содержание лошади». Поэтому вскоре лютню сменяет её соперница - виола - некий гибрид лютни и гитары. По форме виола была близка к гитаре, только больших размеров, имела 5 хоров и одну одинарную струну. Виола совсем было вытеснила гитару, которая «ушла в народ», стала инструментом «уличным», аккомпанирующим народным песням и пляскам. Существовали и другие гибриды, например лира- гитара, арфа- лютня (Слайд №5 ).

И ушла бы гитара, канула в Лету…Но пульсирующая жизнь фантастична в своих хитросплетениях и в неожиданных сюжетах…Гитара воскресла! И всего-то для её «реанимации» понадобилось прибавить пятую струну. И сделал это, по преданию, не музыкант, а поэт Виценте Эспинола, друг великого Сервантеса и учитель гениального Лопе де Вега. В 5-ти струнной форме гитара вновь обретает популярность. Чуть позже один из лучших гитаристов Испании Руис де Рибайязо существенно усовершенствовал инструмент, оставив в нём один ряд струн, чем упростил его настройку и технику игры, а Яков Август Отто, придворный лютнист и гитарист Веймарской княгини Амелии, первым присоединил к пяти струнам шестую. С середины 18 века такой инструмент можно было встретить во многих странах Европы. Этот тип гитары и стали считать классическим. Слайд №6

К сожалению, из-за относительно слабой звучности в состав оркестра гитара не вошла, но 20 век вдохнул новую жизнь в гитарное искусство. После долгих веков гитара из аккомпанирующего инструмента становится инструментом-солистом. Во многих странах появляются гитаристы-виртуозы, выступающие с сольными программами.

Ведущая: Позже был изобретён смычок и следующий наш рассказ о скрипке. Каллиопа: Скрипка является струнным смычковым инструментом. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе щипковых. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Из Индии они попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда через Балканский полуостров в 8 веке - в Европу.

Изменившись со временем они породили новый тип струнного смычкового инструмента – ФИДЕЛЬ (Слайд №7). От фиделя и произошли впоследствии две основные ветви европейских смычковых инструментов – виолы и скрипки (Слайд №8 ).

Виолы появились чуть раньше. Строились они разных размеров и держали их во время игры по-разному (Слайд №9 ): между колен, как современную виолончель, или на колене. Некоторые виды виол ставились на скамеечку, а играли на них стоя. Но была виола, которую держали на плече, она – то и послужила прообразом скрипки.

Представители виольного и скрипичного семейств занимали разное «общественное» положение в прежние времена. Виола была инструментом, связанным с жизнью аристократических кругов. Её предшественники, а затем и она сама, звучали в церквях, во дворцах, замках, богатых домах. Очень мягкий, как бы приглушенный звук виолы был хорошо слышен лишь в небольшом помещении. Игра на нём сочеталась с представлениями того времени о красоте, со всей утончённой атмосферой салона 17-18 веков: красивой мебелью, прекрасной живописью, пышными одеждами и поэтическим, возвышенным настроением людей, увлечённых искусством.

Со скрипкой дело обстояло иначе. Инструменты скрипичного семейства распространялись, прежде всего, в народной среде. Скрипка была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляньях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Об этом рассказывают многие произведения живописи и графики старых мастеров (Слайд №10).

Послушайте «Вальс» Фрида в исполнении ансамбля скрипачей младших классов.

Особую роль в судьбе скрипки сыграл родившийся на рубеже 16-17 столетий новый музыкальный жанр - ОПЕРА. Скрипки в оркестре заняли ведущее место, так как естественно сочетались с другими инструментами, с пением вокалистов. Наряду с певческими голосами скрипка часто солирует, ведёт важные мелодические линии. А вот виолу в оркестр не взяли, ведь её звук не мог наполнить большого зала и пропал бы в общем звучании оркестра.

Начиная с 16 столетия сам инструмент претерпел ряд изменений, дающих новые возможности и перспективы исполнителю: чётче определились его размеры, строй, положение инструмента во время игры; изменилась форма смычка, вследствие чего он стал легче и подвижнее.

Своего расцвета скрипичное искусство достигает в Италии: замечательные композиторы создают сочинения для скрипки (Антонио Вивальди, Николо Паганини, Корелли), замечательные мастера изготавливают удивительные, волшебные по звучанию инструменты: Амати, Гварнери, Страдивари. Они до сих пор считаются непревзойдёнными, а тайна их звука до сих пор окутана легендами.

«Романс» Бакланова звучит в исполнении Шуляевой Жени

Ведущая: Вы, наверное, согласитесь со мной, что все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр (окраска звука), свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано. Как солист он на первом месте. Незаменим и в ансамбле с голосом и с другими инструментами, как вы уже успели сегодня убедиться. Как же появился этот инструмент и что выделяет его среди других?

Самым ранним предком фортепиано считается МОНОХОРД. Да, тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор (6 век до н.э.) и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Казалось бы, что общего между примитивным однострунным ящиком и фортепиано – сложным музыкальным инструментом с десятками струн, педалями и клавишами?

Клавиатура давно используется в музыкальных инструментах. Хотя точно определить, когда она появилась, сложно. Существует две версии, объясняющие это. Первая связана с эволюцией органа (Слайд №11) . Примитивные органы имели систему громоздких рычагов, выдвигая которые играющий извлекал звук. Считается, что со временем выдвижные рычаги были заменены нажимными, то есть клавишами. Сначала они были больших размеров (свыше 30 см в длину и около 10 см в ширину), и, чтобы извлечь звук, по ним ударяли кулаком локтями.

Согласно второй версии, клавиатура впервые появилась на клавишно-струнных инструментах. Историки, изучавшие происхождение, обнаружили, что это слово близко по написанию и звучанию к тому, как на Востоке назывались шахматы. Тогда и возникло предположение, что прототипом клавиатуры послужила шахматная доска. Что ж, может быть, чёрно-белая клавиатура действительно ведёт своё начало от чередования чёрных и белых квадратов на шахматном поле.

Основных видов клавишно-струнных инструментов было два: клавикорд и клавесин. (Слайд №12) Однако к концу 17 века насчитывались десятки клавишных, различающихся внешним видом, многообразием форм и названиями. Один французский путешественник этого времени писал: «Проехав в продолжение последних месяцев через десятки больших и малых городов Европы и проявляя всяческий интерес к музыкальным инструментам - обычным и диковинным,- не могу не отметить, как пестро и разнообразно семейство инструментов, в коих звук извлекается посредством клавишей». И, действительно, какие только инструменты не были распространены в то время! (Слайд №13) Огромные крылообразные флюгели и небольшие, размером со шкатулку, спинеты, похожие на стол верджинелы, пирамидальные клавиры, различные фисгармонии, на которых звук получался от воздуха, нагнетаемого мехами при помощи двух ножных педалей (Слайд №14).

Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах. Звук клавесина – ясный, чёткий, острый - был намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что на любом струнно-смычковом инструменте исполнитель мог без труда усиливать и уменьшать громкость, а клавесинисту это было недоступно. Разумеется, такая ситуация не могла удовлетворить музыкантов и мастеров клавишных инструментов, поэтому в разных странах Европы шёл неустанный поиск конструкции нового клавишного инструмента, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянец Бартоломео Кристофори. В 1709 году он изобрёл клавишный инструмент, который назвал «клавесин с тихим и громким звуком». Это и было фортепиано. А вскоре к идее создания фортепиано пришли и в других странах Европы. Конечно, звук на первых моделях был несколько далёк от современного. Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им всё больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. К концу 18 века фортепьяно полностью вытеснило клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и многих других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

Пианино в его теперешнем виде появилось лишь в начале 19 века. Оно предназначалось для помещения, где нужен малогабаритный инструмент и от которого не требовалось полноты звучания большого концертного рояля. Ну а рояль – разновидность фортепиано - поистине является «королём» всех инструментов (Слайд №15). Так и живёт сегодня рядом с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других помогающий нам ощутить великую радость от общения с музыкой. (Слайд №16)

Послушайте музыкальное произведение в звучании этого инструмента.

Мечиган «Минорная сцена». Исполняет Анна Галкина.

Клио: На русской земле ещё с древности ведётся, что все праздники проходили под балалайку и её сестру- домру. Эта традиция сохранилась и дошла до наших дней. Пляски, песни, игры- всё сливалось в одну пёструю картину весёлого гулянья.

«Домрачка - поёт,

Балалаечка - бренчит,

гармошка – заливается -

На весеннем на лугу веселье начинается».

И бренча, играя на этих инструментах русский народ забывал о своей нелёгкой доле.

Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в летописях в эпоху Киевского государства (1068 год) – во времена князей Ольги и Владимира. (Древняя Русь). Поначалу домра была очень несовершенна. Делали её из специально выращенного сорта тыквы – горянки. Внутри домра была выбита мелким хрусталём, поэтому и звучала звонко и чисто. Струны делали из жил животных. Домра была общедоступным инструментом. Церковь заволновалась: «Что, не слишком ли музыка отвлекает народ от бога?». Играли на таких инструментах скоморохи – бродячие музыканты. Шумною толпой они бродили по русской земле и веселили народ. Здесь были акробаты, певцы – гусляры, сказители, канатоходцы, дрессировщики. Скоморохи высмеивали своим острым словом бояр, князей за их ханжество, поэтому и было на скоморохов гонение. В 1551 году один митрополит обратился к Царю Ивану 4: «Бога ради, Царь, вели скоморохов извести, чтобы не было их в твоём государстве, иначе не будет тебе спасения». В 1648 году вышел указ уже другого Царя Алексея о полном истреблении скоморохов. Там говорилось: «А где объявятся домры, сопели, гусли и всякие бесовские гудённые сосуды, надо их ломать, жечь, а некоторых – в ссылку». Пять доверху гружёных телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву – реку и сожжены. Но время от времени то тут, то там эти инструменты появлялись вновь, ведь народу нужен был инструмент и инструмент возрождался то круглой формы, то треугольной, сделанный из пяти дощечек с тремя струнами. Происходило постепенное превращение домры в балалайку. Так в 17 веке домра почти совсем исчезла из обихода.

Треугольный инструмент называли балабойка от слова «балаболить»- пустозвонить. Играли на таком инструменте в конюшнях, подворотнях крестьяне – беднота. Если мы полистаем исторические книжки, то там написано, что первое упоминание о балалайке относится к 1715 году. При Петре 1 был целый оркестр инструментов, который сопровождал шествие

Ведущая: Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в историю музыкальных инструментов. Я благодарю всех артистов за то, что они подарили нам удовольствие от звучания живой музыки, а ведь в нашей жизни это бывает так редко. Хочется верить, что они нас порадуют ещё не раз и станут настоящим звёздами.

(Исполнение песни «Созвездие талантов» вокальным ансамблем.)

До новых встреч.

Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка - это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.

Я узнала, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.

К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.

Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки.

Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России.

Уже тот факт, что столь разные по тематике исследования единодушно уделяют внимание народной музыкально-инструментальной практике, говорит о безусловном оживлении интереса к ней со стороны передовых научных деятелей «века русского Просвещения» . Трудно переоценить значение этих первых специальных сведений, дающих представление о составе русского инструментария середины XVIII века, устройстве и некоторых названиях, характере звучания, порой и условиях бытования отечественных народных инструментов, приемов игры на них.

Балалайка.

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века» . Он называл балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране» и приписывал ей славянское происхождение. Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента. «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению, то обстоятельство, что его можно самому изготовить» .

Позднее А. Новосельским в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов» написано о том, что балалайка - это видоизмененная домра. Треугольный кузов которой в кустарном изготовлении более прост и удобен. Он дает еще более упрощенное толкование: «... под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой. Так из азиатской домры получилась русская балалайка» .

Много произведений в литературе посвящено балалайке. Это и пословицы, и поговорки, и загадки.

Вот, например, загадки:

Всех игрою весели!
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка?

Это наша… (балалайка)

Струн дано мне очень мало,
но пока что мне хватало?
Струны ты мои задень
и услышишь: длень, длень, длень.

Ну-ка кто я? Угадай-ка? – ну, конечно… (балалайка) .

В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары.

Гитара – один из самых распространённых инструментов. Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании где уже в 8 – 9 веках получила широчайшее распространение.

Гитара – струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струйные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семи- струнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента. Шестиструнная гитара тоже стала сольным инструментом.

По мнению учёных, домра чужеземный инструмент, а по убеждению других он существовал ещё до образования общерусского государства.

Исследователи сходятся между собой в названии «домра» . Вероятно, термин «домра» тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домра) .

Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин - пандури и чонгури, таджиков и узбеков - думбрак, туркмен и узбеков - дутар, киргизов - комуз, азербайджанцев и армян - тар, саз, казахов и калмыков - домбра, монголов - домбур, украинцев- бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.

Известно, что упоминания о домре встречаются в указах, грамотах, посланиях 16 -17 в. как об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.

Домра имеет корпус в форме полушария, состоящего из кузова (нижней части корпуса) и деки, которая прикрывает кузов сверху. Дальше тянется длинная шейка, а на конце винтики, к ним струны крепятся. Над грифом, который соединяется с корпусом, натянуты струны.

Домра – душа оркестра русских народных инструментов. Она так же неотразима здесь, как скрипка в симфоническом оркестре. Сегодня в оркестрах русских народных инструментов именно домры ведут самые главные мелодии. Группа трехструнных домр включает семь инструментов: домру пикколо, домру малую, домру альтовую, домру меццо-сопрановую, домру теноровую, домру басовую и домру контрабасовую.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Значение скрипки понимали ещё в 17в, и говорили: «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный» .

Все вы, наверное, видели скрипку кто – то наяву, кто – то на картинке. А теперь представьте себя самого. Похожа скрипка на человека? Да, похожа. Кстати, даже детали имеют похожие названия: головка, шейка, какие плавные у неё закругления, какая тонкая «талия» . Вот видите, как интересно. Когда - то человек создал совершеннейшее из своих созданий - скрипку и сделал её похожей на совершеннейшее создание природы - самого себя.

Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. Свято хранили итальянцы – скрипичные мастера семейств Амати, Гварненри и Страдивари – секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Смычок это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча.

Клавишными струнными инструментами являются пианино и рояль.

Фортепиано.

Клавишные струнные музыкальные инструменты - пианино и рояль - называют одним словом «фортепиано» (от ит. forte - «громко» и piano - «тихо» ) .

Очень-очень давно, в Древней Греции, еще во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один, chorde- струна) . Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis - ключ) . Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты - металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать.

Этот инструмент стал называться клавикордам (от латинского clavis и греческого chorde) . Его должны были ставить на стол и играть стоя. Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых.

Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Од-новременно с ним возник и развивался другой, похожий на него клавесин.

Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения.

Звук клавесина – довольно слабый, не очень – то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы включали множество украшений для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяжённо. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента - пианофорте, а позднее- фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.

На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано) .

Духовые музыкальные инструменты.

Саксофон.

Изобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла - серебра или особого сплава. Своё название саксофон получил от имени изобретателя – бельгийского мастера Адольфа Сакса.

Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно стали вводить а оперный и симфонический оркестры. Но полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в 20 веке его звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали её в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в 15 веке. Композиторов привлекало её напевное звучание. Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо. Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше.

Клавишно-духовые инструменты.

Баян и аккордеон.

Баян и аккордеон – это разновидности гармоники. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Она родственница самого величественного музыкального инструмента – органа. Все разновидности гармоники – тоже клавишно – духовые инструменты. Только у аккордеона с одной стороны, а у баяна с обеих сторон клавиши не такие, как на рояле, а в виде кнопок.

Особенность ещё и в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у неё нажатием одной кнопки – клавиши для левой руки извлекается не звук, а целый аккорд. Это делает более лёгким исполнение простых музыкальных произведений – песен, танцев, но делает невозможным исполнение классической музыки.

Лишь один из этих инструментов. Так называемый «выборный» баян имеет в басу не только заготовленные заранее аккорды, но и полный, как на рояле, звукоряд. На таком баяне играют сложные классические произведения.

31.12.2015 16:19


По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.