Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Где находится скульптура мыслитель. "Мыслитель": малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена

Где находится скульптура мыслитель. "Мыслитель": малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена

Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.

Несколько слов об авторе

Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.

Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.

Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.

Врата ада как ключевое произведение

В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».

Центр Помпиду

Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.

А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.

Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора , над которым теперь не было давления заказчиков.

«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.

Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Врата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.

Мыслитель — тайна в бронзе

Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в музей Родена в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.

Лувр: картины

Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.

У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.

Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо , обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.

Билеты в Лувр

В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада»

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.


«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.


Огюст Роден - великий французский скульптор

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.


«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг)

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.


«Три тени» Огюста Родена

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки.

К:Скульптуры 1880 года

История

По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада » по мотивам «Божественной комедии », изображая Данте , создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело , Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.

Моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо (фр. Jean Baud ), мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей .

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне . В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне . При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.

Копии

Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне , пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета .

    The Gates of Hell Philadelphia3.JPG

    Над «Вратами ада» сидит «Мыслитель»

Напишите отзыв о статье "Мыслитель (скульптура)"

Литература

  • Albert Edward Elsen, Rosalyn Frankel Jamison, Bernard Barryte. . - Oxford University Press, 2003. - P. 174-179. - 662 p. - ISBN 9780195133813.

Ссылки

  • - Проект, посвящённый судьбе различных копий скульптуры

Отрывок, характеризующий Мыслитель (скульптура)

Я не выносила манеру Караффы говорить о себе «мы», но это была привилегия Пап и королей, и оспаривать её, естественно, никто никогда не пытался. Мне сильно перечила такая преувеличенная подчёркнутость своей значимости и исключительности. Но тех, кто такую привилегию имел, это, конечно же, полностью устраивало, не вызывая у них никаких отрицательных чувств. Не обращая внимания на слова Караффы, кардинал с лёгкостью преклонил колено, целуя «перстень грешников», и, уже поднимаясь, очень пристально посмотрел на меня своими яркими васильковыми глазами. В них отразился неожиданный восторг и явное внимание... что Караффе, естественно, совершенно не понравилось.
– Вы пришли сюда видеть меня, а не разбивать сердца прекрасных дам! – недовольно прокаркал Папа. – Счастливого пути, Мороне!
– Я должен переговорить с вами, перед тем, как начну действовать, Ваше святейшество – со всей возможной учтивостью, ничуть не смутившись, произнёс Мороне. – Ошибка с моей стороны может стоить нам очень дорого. Поэтому прошу выделить мне чуточку вашего драгоценного времени, перед тем, как я покину вас.
Меня удивил оттенок колючей иронии, прозвучавший в словах «вашего драгоценного времени»... Он был почти, что неуловимым, но всё же – он явно был! И я тут же решила получше присмотреться к необычному кардиналу, удивляясь его смелости. Ведь обычно ни один человек не решался шутить и уж, тем более – иронизировать с Караффой. Что в данном случае показывало, что Мороне его ничуточки не боялся... А вот, что являлось причиной такого уверенного поведения – я сразу же решила выяснить, так как не пропускала ни малейшего случая узнать кого-то, кто мог бы когда-нибудь оказать мне хоть какую-то помощь в уничтожении «святейшества»... Но в данном случае мне, к сожалению, не повезло... Взяв кардинала под руку и приказав мне дожидаться в зале, Караффа увёл Мороне в свои покои, не разрешив мне даже простится с ним. А у меня почему-то осталось чувство странного сожаления, как будто я упустила какой-то важный, пусть даже и очень маленький шанс получить чужую поддержку...
Обычно Папа не разрешал мне находиться в его приёмной, когда там были люди. Но иногда, по той или иной причине, он вдруг «повелевал» следовать за ним, и отказать ему в этом, навлекая на себя ещё большие неприятности, было с моей стороны просто неразумно, да и не было на то никакого серьёзного повода. Потому я всегда шла, зная, что, как обычно, Папа будет с каким-то непонятным интересом наблюдать мою реакцию на тех или иных приглашённых. Мне было совершенно безразлично, зачем ему было нужно подобное «развлечение». Но такие «встречи» позволяли мне чуточку развеяться, и уже ради этого стоило не возражать против его странноватых приглашений.
Так и не встретившись никогда более с заинтересовавшим меня кардиналом Мороне, я очень скоро о нём забыла. И вот теперь он сидел на полу прямо передо мной, весь окровавленный, но всё такой же гордый, и опять заставлял точно также восхищаться его умением сохранять своё достоинство, оставаясь самим собой в любых, даже самых неприятных жизненных обстоятельствах.

О СКУЛЬПТУРЕ О.РОДЕНА " МЫСЛИТЕЛЬ"
Данная статья -обзор носит научный характер, и написана, опираясь на данные, взятые из интернета:Википедия,Биография скульптора Огюста Родена,Д.Алигьери, " Божественная комедия",М.изд. Эксмо, 2011год,экскурсии в музее О.Родена в Париже.

" Мыслитель"(фр.Le Penseur) - одна из самых известных работ французского скульптора Огюста Родена.Оригинал экспонируется в музее О.Родена. который находится в бывшем особняке маршала Бирона, 7 квартала Парижа, на улице Варенн, недалеко от Собора Инвалидов.
Интересным является тот факт, что скульптор изобразил человека, как бы задумавшегося над решением сложной задачи, человека, задающего себе внутренний вопрос.По словам того же О.Родена - " Кто я?,Откуда пришел?,Куда я иду? и Какова моя цель? ".Автор придал скульптуре портретное сходство с автором " Божественной комедии", средневековым поэтом - Данте Алигьери (1265 - 1321), идентифицировав этим два понятия: поэт и мыслитель.
Почти семь веков прошло с того дня, когда прах Данте был заключен в мраморный саркофаг, установленный в Равенне,в церкви Сан- Пьер - Маджоре, но образ великого поэта и его творчество, его " Комедия", уже ближайшим поколением прозванная "божественной",остаются высочайшими духовными ориентирами человечества.
Каждая новая эпоха культуры,привносившая с собой иное мировоззрение, иное знание,иные ценности, неизменно обращалась к творчеству Данте как к абсолютному образцу и непогрешимой мере своей духовной состоятельности.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Приступая к этой большой работе, он, естественно, обратился к аналогичным образцам в искусстве прошлого и прежде всего к знаменитым «райским дверям» Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии.Баптистерий (крещальня)Сан- Джованни,во Флоренции известен тем, что 26 марта 1266 года в Страстную субботу,в нем прошла пышная и торжественная церемония крещения, которая проводилась в Италии, во Флоренции по тем обычаям,только один раз в год. В том числе, получил крещение в этот день- через год после рождения-, и будущий известный поэт средневековья Данте Алигьери.
Впоследствии, вход в баптистерий был украшен тремя дверями с бронзовыми рельефами, великолепно исполнеными Андреа Пизано(1336г.),и более известным скульптором эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти (1424 и 1452г.)
И как бы отталкиваясь от замысла, предложенного родоначальником современного барельефного искусства в европейской скульптуре Лоренцо Гиберти (1378–1455), Роден выдвигает свой собственный грандиозный замысел. Он решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте. Впоследствии замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.

Творение Родена, полное напряженной внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решенное в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от четкого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти. Роден, уделявший большое внимание использованию классического наследия, всегда требовал творческого подхода даже к самым высоким образцам. Он предостерегал молодых художников от механического подражания классикам: «Уважая традицию, умейте различать то, что она заключает в себе вечно плодотворного: любовь к природе и искренность. Это – две сильные страсти гениальных мастеров... Сама традиция предлагает вам беспрестанно вопрошать действительность и запрещает слепо подчиняться какому-либо мастеру».

Гигантская работа над «Вратами ада» продолжалась до конца жизни Родена, а в бронзе «Врата» были отлиты уже после его смерти.Врата завершала фигура Мыслителя - которая была меньших размеров, чем экспонируемая сегодня скульптура - в саду музея О. Родена. Многие фигуры и скульптурные группы, предназначенные для включения в композицию дверей, получили самостоятельное существование («Мыслитель». 1880; «Три тени». 1880; «Адам». 1882; «Ева». 1882; «Уголино». 1882; «Старуха», «Вечная весна», «Поцелуй». 1886 и др.). Поистине колоссален диапазон мыслей и чувств, выраженных в роденовских образах. Многие из них как бы концентрируют и обобщают явления, имеющие общечеловеческий смысл. Трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ «Мыслителя». И, пожалуй, нигде еще в такой страстной и одновременно целомудренной форме не прославлялась в скульптуре любовь, как в знаменитом «Поцелуе».

«Мыслитель»
Огюста Родена

И снова скульптура!! Делаю это сообщение по случаю Дня рождения великого Огюста Родена.
Итак, самая знаменитая вещь мастера- МЫСЛИТЕЛЬ!!!

«Мыслитель» (фр. Le Penseur) - одна из самых известных скульптур Огюста Родена, созданная в период от 1880 до 1882 года. Оригинал скульптуры находится в музее Родена в Париже, бронзовая копия скульптуры находится на могиле скульптора в Медоне, пригороде Парижа. Также скульптуры «Мыслителя» установлены у ворот Филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета. Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. Уменьшенная скульптура «Мыслителя» является фрагментом скульптурного портала «Врата ада»

В 2008 году Парижский Музей Родена отметил 130-летие своего главного экспоната - скульптуры "Мыслитель", одной из самых знаменитых в истории человечества. Первоначально мэтр назвал ее "Поэт" в честь автора "Божественной комедии" Данте.Вся композиция "Врата ада" предназначалась для парижского Музея декоративных искусств. Моделью Родена был могучий боксер Жан Бо, который выступал в то время в парижских притонах . Самый первый "Мыслитель" был размером всего 72 сантиметра. Вскоре был отлит другой, самый известный, высотой 1,89 метра. Именно его Роден подарил городу Парижу. Скульптура была торжественно открыта 21 апреля 1906 года в Пантеоне, а затем попала в столичный Музей Родена. Наряду с "главным" оригиналом "Мыслителя" известны более семидесяти авторских копий разной величины. Одну из них можно увидеть на могиле скульптора в парижском предместье Медон.

Роденовскую бронзу при его жизни изготовляли в разных литейных мастерских. Сам скульптор ничего не имел против тиражирования своих работ, получая солидный гонорар за каждую копию . В ту пору тираж работ практически не ограничивался. Бум на "Мыслителя" разгорелся с новой силой после кончины Родена в 1917 году. И чтобы удовлетворить спрос, литейщики поставили производство на конвейер.

Роден

Во время оккупации фашисты активно скупали творения мэтра - предприимчивые дельцы в основном сбывали нацистам "фальшаки". Любимый ваятель фюрера Арно Брекер заказал "Врата ада" для Германии. Но до рейха работа не дошла, а впоследствии была куплена музеем Цюриха. Так или иначе, арт-рынок давно уже наводнен изделиями "под Родена". В результате, признают эксперты, сегодня очень трудно отличить оригинал от подделки . А бизнес на авторе "Мыслителя" тем временем продолжается.

В нем официально участвует и сам Музей Родена, который хранит его оригиналы. В свое время он продал сеульскому музею копию "Врат ада" вместе с "Мыслителем". Только в 1981 году французы приняли закон, ограничивающий число копий двенадцатью . Однако этот закон не остановил изготовителей подделок.Самый известный из них - Ги Эн, он же "Бургундский герцог", хозяин одноименной парижской галереи.

На его складе в конце прошлого века полиция обнаружила сотни поддельных "Мыслителей", "Бальзаков", "Поцелуев" и других роденовских работ общим весом в двадцать тонн. "В своем деле он был настоящим гением, - восхищались арт-дилеры. - Выпускал классную продукцию, которая порой была лучше оригиналов". Но эта оценка не спасла "гения" от четырехлетнего тюремного заключения. Лавина первоклассных подделок, конечно, настораживает коллекционеров, которые опасаются попасть впросак. Тем не менее "настоящие" подлинники Родена стоят миллионы. В прошлом году "Мыслитель" высотой 72 сантиметра ушел с молотка на парижском аукционе за три миллиона евро.


А еще нашла юмористические стихи про Мыслителя)))

У копии «Мыслителя» Родена, стою,
Понять пытаясь, что ж так задумчив он,
И отчего так густо сведены над переносьем брови?
Что не дает ему покоя?
Какие мысли привели к тому, что стал он
Изваянием безмолвным, как символ человека,
Не успокоенного, данным Богом знаньем?
Зачем он сел, задумавшись навечно?
Когда свою откроет тайну пониманья?

Присяду рядом - кисть в подбородок и в коленку локоть…
Вдруг я сумею уловить потоки мыслей,
Что не один уж век к нему нисходят…
Вот, вот: с утра посуду не успела вымыть.
Вернусь – помою. Надо бы зайти в аптеку,
Не забыть купить пипетки, дочь чихает…
Вчера два раза комп завис, неверно, вирус…
Нет, вот, ага… По залам ходишь, наслаждаясь,
А шла ведь в магазин! Опять затянется приготовление обеда?

Нет,нет, не то…Вчера уведомление прислали из налоговой…
О, Боже! Опять проверка. В кассе ни шиша,
Представить нечего для справки без придирок…
Фу, просто срам, какие мысли в голову приходят.
И это сидя рядом с вечностью!
Ну, нет, сейчас сосредоточусь и услышу….
Покалывает в голове и вот,
Ну, наконец – то, слышу, слышу:
Что ты сидишь? Ты женщина, а это приговор.
Не бабье дело, внимать из вечности идущие потоки.
Лишь муж, мужчина должен,
Не отвлекаясь на пустячные заботы,
Сидеть и мыслить. И не важно,
Что там намыслил он – процесс важнее.
Вот я сижу уже не сотню лет,
И ничего ещё не сообщил я миру,
Но кто посмеет мне сказать: ты не мыслитель?
А ты чего пристроилась?
Иди к своей посуде, к магазину!
Сбиваешь только мне теченье чистых мыслей!

И битых два часа я просидела,
Что бы услышать это? Зло берёт!
В дверях остановилась, обернулась,-
Ты не мыслитель! - крикнула…
И ходу…