Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Гармония с миром и собой. Братья Кирсановы. Срочно нужна история жизни павла петровича из романа отцы и дети

Гармония с миром и собой. Братья Кирсановы. Срочно нужна история жизни павла петровича из романа отцы и дети

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

Тест по произведению

Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания Базарова с нескрываемым сочувствием, словно желая и в своего наставника вселить такое же отношение к Павлу Петровичу. Следует отметить, что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя, реакция Базарова на услышанное была весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом», подаренное Павлом Петровичем княгине Р, за которой он волочился по всей Европе, является своеобразным символом, ведь сфинкс – загадочное крылатое существо из древнегреческой мифологии с туловищем льва и головой и грудью женщины, загадывавшее сложные загадки при входе в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших эти загадки. Видимо, княгиня Р была для Павла Петровича неразгаданной тайной, властно и необъяснимо притягивающей его. Это по-настоящему тургеневское, неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня возвращает Кирсанову кольцо, на котором теперь сфинкс перечёркнут. Тем самым предмет слепого обожания Павла Петровича словно ставит крест на загадке, упрощая жизненную ситуацию, снимая налёт таинственности и превращая, казалось, незаурядную романтическую историю любви в незамысловатый фарс. «А никакой тайны не было», - будто говорит герою княгиня. Очевидно, Павел Петрович принимал желаемое за действительное, и после этой истории он стал значительно более сдержанным с женщинами, о чём свидетельствует в дальнейшем его отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом причин. Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам. Кроме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.

Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи. С позиции первого конфликта рассматривается образ Павла Петровича Кирсанова, а образ Николая Петровича включен во второй. Этим определяется различие их роли и значения в романе, а также разница характеров и судеб двух братьев Кирсановых.

Поначалу кажется, что между ними много общего: оба они принадлежат к слою дворянской интеллигенции, прекрасно образованы, воспитаны в лучших традициях дворянской культуры, оба люди думающие и тонко чувствующие. Николай Петрович более поэтичен, увлечен музыкой, а Павел Петрович несколько суховат, строг в манерах и даже в деревне одевается как «денди лондонский». Но в целом оба они представляют, по выражению Тургенева, «сливки» дворянского общества. При этом каждый из братьев Кирсановых много пережил: у Павла Петровича была романтическая, всепоглощающая любовь к таинственной графине Р., а Николай Петрович не может забыть свою горячо любимую жену, мать Аркадия. К моменту начала действия романа каждому из них суждено было пережить утрату любимой женщины, и оба они уже перешагнули сорокалетний рубеж. Правда, Николай Петрович пытается создать новую семью с молодой женщиной Фенечкой, и с трепетом ожидает того, как Аркадий воспримет рождение младшего брата. Павел Петрович никогда не был женат, он хранит память о графине, хотя тоже тайно влюблен в Фенечку.

Братья Кирсановы воспринимаются молодыми героями - Аркадием и Базаровым - как представители поколения отцов, почти старики, которые доживают свой век. При этом оба брата не согласны с такой оценкой своих возможностей: они еще полны сил и готовы отстоять свои позиции. Но в том, как они это делают, сказывается разница в их характерах и возможностях. Павел Петрович, столкнувшись с нигилистом Базаровым, готов ринуться в бой и ведет непримиримую борьбу за так дорогие ему «принсипы». Его раздражает в Базарове буквально все - манера одеваться, говорить, вести себя, но особенно ненавистно ему беспощадное базаровское отрицание всего того, что так дорого Кирсанову-старшему. Это противостояние выливается сначала в идейный спор, а затем приводит к дуэли. Но судьбы Павла Петровича и Базарова схожи: оба обречены на одинокую, бобыльную жизнь, которая завершается разрывом со всем, что было им дорого. Базаров умирает, а Павел Петрович, ставший похожим на мертвеца, доживает свой век в Англии вдали от родных и близких.

Николай Петрович, напротив, гораздо мягче в своем отношении к молодому поколению, он даже готов с ними в чем-то согласиться и пытается понять, что волнует молодежь, к чему она стремится. Приехавший из Петербурга сын Николая Петровича Аркадий находится поначалу под большим влиянием своего друга Базарова и несколько резок по отношению к отцу и дяде. Но Николай Петрович старается не обострять конфликт, а наоборот, найти путь ко взаимопониманию. И такая позиция дает свои благотворные результаты. В конце романа мы видим, как Аркадий, избавившийся от «болезни» нигилизмом и женившийся на Кате, прекрасно уживается с отцом Николаем Петровичем, его новой женой Фенечкой и младшим братом под крышей отчего дома в Марьине. Сын успешно продолжает дело отца по организации фермы. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому - это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходящими ценностями.

Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Место образа Николая Кирсанова в романе и его взаимосвязь с братом

Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа. Он не является активным деятелем в описываемых событиях, но его значение и участие в конфликте сложно переоценить. По сравнению с другими персонажами, Тургенев обделяет Николая Петровича в активности действий – персонаж появляется в ключевых моментах, а его образ составляется в основном из фрагментов и намеком автора, но при этом нельзя не отметить влияние Николая Петровича на развязку конфликта и сильное влияние этого самого конфликта на жизнь Кирсанова.

Иван Тургенев тесно связывает своего персонажа с образом Павла Петровича Кирсанова – старшего брата. Все описания и события жизненного пути Николая Петровича сопоставляются с определенными событиями или качествами характера брата. Другими словами, можно сказать, что вся жизнь Николая Петровича проходит в сравнении с жизнью и личностью брата.

Детство и юность Николая Кирсанова

Тенденция к сравниванию и сопоставлению личности братьев берет свое начало еще в детстве. В описаниях читатель замечает, что образ старшего брата противоречиво противопоставляется образу младшего.

В первую очередь это выражается в готовности последовать по стопам отца. Петр Кирсанов был происхождению потомственным дворянином, но особого влияния их род не имел. Ситуацию исправили заслуги в области военной службы – его авторитет значительно усилился, а деревенской глуши, где находилось их родовое поместье, он стал незаменимым и крайне уважаемым человеком.

Исходя из такого поворота событий, судьба мальчиков была предопределена – они также должны были приступить к воинской службе. Для старшего сына это была посильная задача – он обладал жестким и твердым характером. Младший же, был человеком совсем другого состава – мягкий и впечатлительный, он совсем не годился для военной карьеры. К этому всему еще и добавлялась некая робость и трусость: он «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». Полученная травма ноги, на всю оставшуюся жизнь сделавшая мальчика хромым, спасла Николая Кирсанова от тяжкого бремени. Родителям ничего другого не оставалось, как отдать сына в университет. «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…»
В «1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом».

Николай Кирсанов и Маша Преполовенская

Неприятности, связанные с Николаем, не ограничились физической травмой. Вскоре родителей потрясла еще одна неприятная новость об их младшем сыне. На этот раз причиной стала влюбленность – их Николай был по уши влюблен в дочку «чиновника Преполовенского» Машу. Тургенев не вдается в подробности дела, но констатирует факт – родители были крайне недовольны выбором сына, они считали, что девушка недостойна быть женой Николаю.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Павла Кирсанова”

Накалившую ситуацию разрядила смерть родителей – авторитарность по отношению к Николаю была исключена, и уже не было препятствий для брака влюбленных. Выждав нужное время для траура, молодые женились. Опасения родителей по поводу несоответствия и ошибочности брака с Машей были напрасны. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались». Семейная жизнь Кирсанова была похожа на утопию, но эта сказка неожиданно прервалась – Маша умирает после десяти лет супружеской жизни. О ней у Николая Петровича остаются только воспоминания и маленький сын Аркадий.

Внешность Николая Петровича

«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы».

Тургенев мало уделяет внимания описанию внешности своих героев, особенно в тех случаях, когда гардероб не становиться предметом постоянного внимания персонажа. Как раз ко второй категории персонажей относиться Николай Петрович – он равнодушен к модным тенденциям, а в одежде ценит удобство. Он не проводит длительное время, подобно своему старшему брату за туалетом и с некой долей равнодушия относиться к состоянию своего костюма, но при этом и не запускает его.

Отношения Николая Петровича и Аркадия

Именно в Аркадии нашел утешение и смысл жизни Николай Петрович после потери жены. Несмотря на всю его мягкость характера и огромное горе, неожиданно нахлынувшее, Кирсанов понимает, что не может позволить накрыть себя волной хандры – в таком случае он потеряет абсолютно все и, после, уже вряд ли сможет изменить ситуацию.


По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.


Аркадий также очень привязан к отцу, он считает его хорошим и добрым человеком. Аркадий часто отзывается хорошо о своем отце: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».

Жизнь после смерти жены

После потери жены Кирсанов окончательно перебрался в деревню и занялся делами поместья Марьино. Их родовое поместье представляло собой «хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли».

К сожалению, мягкость характера и отсутствие практичности не позволяют Николаю Петровичу наладить дела в поместье «жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые».

Благодаря трудолюбию Николая Петровича, дела не выглядят совсем ужасно – поместье кое-как держится на плаву. Павел Петрович, считает, что основная причина, по которой дела пошли на спад – непрактичность брата: «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».

Романтика в жизни Николая Кирсанова

Николай Петрович всегда был человеком впечатлительным и романтичным. Большинству молодых людей свойственна такая приверженность, но со временем, под влиянием жизненных трудностей, романтизм замещается прагматичностью. Такого не случилось по отношению к Николаю Петровичу – он сохраняет романтический настрой до конца своих дней. Основной массив событий романа припадают на возрастной ценз Николая Петровича в 44 года.

Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».

Николай Петрович не оставил занятия музыкой, и, хотя его музыкальные умения были далеко не идеальны, он все же не пренебрегает игрой на фортепиано и виолончели – он испытывает катарсис.

Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.

Николай Петрович и Феня

Бесспорно, смерть жены стала огромной утратой в жизни Кирсанова. Образ Маши стал для него ключевым, идеальным. Порой он придавался ностальгии и грезил о былых временах, когда он был счастлив со своей женой. Ему искренне хотелось, чтобы Маша ожила и он смог вновь ощутить тепло ее рядом с собой. Какова бы не была значительная утрата, время постепенно вытеснило ее и в жизни Кирсанова, спустя 10 лет после смерти жены возник огонек новой любви.

Предлагаем ознакомиться с “образом Николая Петровича Кирсанова” в романе И. Тургенева “Отцы и дети”.

Объектом нежного чувства на сей раз стала неблагородная по происхождению девушка – Феня. Она переехала вместе со своей матерью в поместье Кирсанова, после того, как Николай Петрович предложил женщине службу в своем поместье. На то время Феня была маленькой девочкой. Время шло, и из маленькой девочки, получилась очень привлекательна и благочестивая женщина. Кирсанов влюбляется в нее, а после смерти ее матери завязывает роман. Эти отношения не становятся мимолетным увлечением в жизни Кирсанова – он питает любовь по отношению к девушке, и это чувство взаимно. Кирсанов не спешит жениться – его беспокоит возможное осуждение со стороны аристократии, но живет с Феней как с законной женой. Под влиянием просьбы Павла Петровича, свадьба все же состоялась.

Николай Кирсанов и Евгений Базаров

Не могло пройти не замеченным в жизни Николая Кирсанова появление друга Аркадия – лекаря-нигилиста Евгения Базарова.

Жизненные позиции Николая Петровича и Евгения слишком отличаются. Евгений – человек специфический, ему нравиться провоцировать людей на конфликт, но, несмотря на все разногласия, Николай Петрович не вступает в спор или дискуссию. Кирсанов в мягкой форме расспрашивает Базарова о его позиции, но при малейших же намеках на дискуссию, прекращает обсуждение. Такое поведение Кирсанова связанное с желанием угодить сыну. Аркадий в восторге от своего нового друга, и отец не хочет ставать камнем преткновения между ними. С другой стороны, Николай Петрович осознает, что пришло его время «проглотить горькую таблетку» нового времени – пришли новые порядки и такие старики, как он не в силе преуспеть за ходом их развития.

Третья причина, которая препятствует дискуссии – нелюбовь Кирсанова к конфликтам и спорам.

Таким образом, Николай Кирсанов обладает спокойным темпераментом, ему не свойственна резкость суждений или действий. Он романтичный и эмоциональный человек – не способен на подлость и коварство. Отличительной чертой Николая Петровича является чувство такта и деликатности. В целом он позитивный и добрый человек, наделенный мудростью и умением к глубокому анализу ситуации.

Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 5 votes

Опубликованный в 1862 году. Годом ранее царь Александр Второй принимает указ, отменивший крепостное право в России. В этот период энергично развивается промышленность и прогрессируют естественные науки. Крепнут экономические и культурные связи с Европой. Русское общество разделяется на «славянофилов» и западников. Поколение молодых людей приветствует нововведения, приходящие с запада, и отвергает старинный уклад жизни. Павел Петрович Кирсанов, один из главных героев романа, относится к лагерю отцов.

Биография Кирсанова

Карьера военного

Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.

Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины :

  1. Русский и иностранные языки.
  2. Точные науки - математика, физика, география.
  3. Военное дело, геральдика, генеалогия.
  4. Гуманитарные дисциплины - история, философия, мораль, право.

Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.

Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения . В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана. Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.

Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.

Роковая любовь

На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду. Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу. Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.

Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова. Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась. В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.

Жизнь в деревне

Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг . Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер. Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения. Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.

Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном. Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников. Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.

Дуэль

В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:

  1. Седые волосы пожилого человека коротко пострижены и аккуратно причёсаны. Длинные волосы Базарова раздражают Кирсанова.
  2. В отличие от изысканно и модно одетого аристократа, нигилист носит скромную и староватую одежду.
  3. Речь Базарова проста и незамысловата, а образованный помещик употребляет витиеватые и напыщенные фразы, подчёркивая расстояние, разделяющее простолюдина и дворянина.
  4. Кирсанов боготворит женщин и относится к ним по-рыцарски. Базаров рассматривает женский пол только с физиологической точки зрения.

Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.

Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения . Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы - кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.

Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети» . Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.

Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту. Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю. Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.