Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Древнерусские и славянские имена. Забытые мужские славянские имена и их значения

Древнерусские и славянские имена. Забытые мужские славянские имена и их значения

С принятием христианства на Руси многие исконно русские имена оказались утрачены. Их вытеснили имена греческого, латинского, еврейского происхождения. Так имя Павел является латинским, Екатерина – греческим, а Мария – еврейским. Однако некоторые русские имена все-таки остались в обращении, а другие – возвращаются в моду сегодня.

Радостные имена

Большинство исконно русских имен можно узнать по трем основным признакам. Во-первых, их значение мы можем понять и сегодня, причем, без использования словарей. Например, Богдан – данный Богом. Во-вторых, подавляющее число славянских имен носили светлый, добрый, радостный смысл. Наши предки верили в то, что имя ребенка способно определить его судьбу. Так, Любомир – любящий мир, любимый миром. А, в-третьих, многие имена состояли из двух частей. Например, Люд-мила, Добро-нрав, Миро-слава, Любо-мысл.

«Яр», «слав» и «свет»

Некоторые исконно русские имена имеют в своем составе буквенное сочетание «яр». Происходит оно от древнерусского слова «ярило». Так называли на Руси бога солнца, который олицетворял жизнь, процветание, радость. Поэтому наши предки были уверены в том, что появление частички бога в имени принесет ребенку только счастье. Сегодня эти имена снова входят в моду. Так «Ярослав» последние пять лет не покидает 30-ку самых популярных имен в России.

Впрочем, то же самое можно сказать и о «Владиславе». Это тоже древнее славянское имя. Многие мужские и женские имена на Руси имели в своем составе корень «слав». Достаточно вспомнить Святослава или Мирославу. Понятно, что «слав» обозначает славу, известность.

«Свет» также являлся корнем многих русских имен. Например, Светогор, Светополк, Светослава.

«Бог» и «мир»

Множество русских имен имели в своем составе и слово «бог» («бож»). Наверняка, наши предки называли так своих детей для того, чтобы Бог всегда был с ними и охранял их. Например, Боголюб, Богумил, Божен, Божедар. В эту же группу входит и имя Богдан, которое тоже нынче очень популярно среди новоиспеченных родителей.

Конечно, без такого светлого и доброго слова как «мир» также было просто не обойтись. Так появились имена Добромир, Яромир, Велимир.

«Люб» и «мил»

Без любви тоже далеко не уйдешь. Так считали наши предки. Именно поэтому имена частенько формировались из корней «люб» и «мил»: Любослав, Добромил.

Забытые имена

При рождении младенцу на Руси имя не давали. Поначалу его называли каким-нибудь прозвищем: Заяц, Дурак, Пятак, Мужик, Семя. С течением времени, когда ребенок уже показывал свой характер во всей красе, его и наделяли соответствующим именем. Теперь большинство из этих имен канули в Лету. Это такие имена, как Храбр, Прекраса, Вышан, Дорож, Истр, Звенец и другие.

Любопытнейший факт: как много того, что мы считаем родным, нашим, по происхождению оказывается заимствованным. Возьмем, к примеру, такие "исконно русские" имена, как Ольга (скандинавское), Екатерина (греческое), Мария (древнееврейское) или Вадим (заимствованное из арабского), Павел (латинское)... Дело в том, что с принятием христианства на

Руси изменилась и традиция наречения. А до этого на состав имен влияли варяги - отсюда и большое количество скандинавских по происхождению (Игорь, Олег).

Истинно надолго оставались позабытыми. Ведь детей после крещения Руси называли не произвольно, не по выбору, а по святцам. Исконно русские имена вытеснялись "новомодными" христианскими - греческими, латинскими, еврейскими. И лишь недавно стала возрождаться традиция наречения детей "по-славянски". Каковы же эти исконно русские имена? В первую очередь они содержат "прозрачную" этимологию. То есть значение их нам понятно без дополнительных толкований. К примеру, Людмила, Светлана, Владимир, Велимир. С корнем "-слав" (известный, славный) существует большое количество имен. Это не только знакомые нам Владислав, Святослав, Ярослав. Это и Венцеслав, Изяслав, Ратислав, Переслав. И женские: Мирослава, Путислава, Богуслава, Ведислава. содержат и другие значимые корни. К примеру, "яр" - от славянского Ярина, Ярослава, Яромир (-а), Яромил, Светояр, Ярополк. С корнем "свет" известны такие исконно русские имена (восточнославянские): Светополк, Светозар, Светомир, Светогор, Пересвет, Светолика, Светослава...

Называя младенца, наши далекие предки старались подчеркнуть

какую-либо черту. Поэтому малыши имели временные имена - скорее, прозвища, которые впоследствии - через много столетий - становились фамилиями: Молчун, Неждан, Первой, Третьяк. Лишь позже, при обряде стрижения волос, то есть когда малышу исполнялся год, три года, его нарекали заново. Существовали и традиции смены имени. К примеру, после достижения совершеннолетия, после выздоровления, после вступления в брак в зрелом возрасте. Считалось, что имя несет в себе судьбу. Кроме того, существовали определенные запреты. Нельзя было называть ребенка именем живущих в доме членов семьи или умерших старших детей. Издавна повелась традиция называть "по деду", так как считалось, что доля передается через поколение. Какие же еще исконно русские имена можно вспомнить? Конечно же, с корнем "бог" ("бож"): Богдан, Божен, Боголюб, Богумил (-а), Божидар... Много было имен и с элементом "благ": Блажен, Благомир, но чаще с восточнославянским "добр-": Доброслава, Добромир, Добромил, Добронрав, Добрыня. Распространен был и корень "люб": Любомир, Любослав, Любомысл, Любим, Любава.

Исконно русские имена несли положительный посыл, ярко позитивные коннотации. Поэтому чаще всего выбирались с добрым, светлым значением. Полные русские имена чаще всего состояли из двух частей. Следует вспомнить и такие замечательные антропонимы, как Радослав, Радмир, Радосвета, Лада, Милана, Милена, Милорад, Милован. А также более поздние (поскольку содержат старославянское неполногласие) Златомир, Злата, Златояр, Златогор. Популярны и сегодня исконно русские или Ростислав, но достойны внимания и такие забытые, как Забава, Боян, Сиян, Добрава.

Большинство русских мужских имён, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нам настолько привычны и хорошо знакомы, что мы воспринимаем их как русские имена, особенно не задумываясь об их происхождении. На самом же деле исконно русских из них в современном обществе остались буквально единицы. Действительно русские мужские имена, имеющие славянские корни, оказались со временем вытесненными именами греческого, латинского (римского), еврейского, скандинавского происхождения. На сегодняшний день большинство мужских имён, заимствованных когда-то давно у других народов, считаются русскими, хотя на самом деле они имеют иностранные корни.

Русские мужские имена славянского происхождения

Среди первых мужских имён, появившихся на Руси, очень мало тех, что "дожили" до наших дней. Подавляющее большинство истинно русских славянских мужских имён уже давно забыты и существуют только в архивных материалах, оставленных нашими предками. А жаль, ведь это очень красивые мужские имена!

Русские мужские имена греческого происхождения

Заимствованные мужские греческие имена прижились почти во всех европейских языках. Они есть и в русском языке. Немало русских мужских имён иностранного происхождения имеют греческие корни. После принятия христианства на Руси детям давали имена при крещении. Священник выбирал имя ребёнку согласно Святцам.

Русские мужские имена латинского (римского) происхождения

Среди русских мужских имён есть много и тех, которые имеют латинские корни. Значение данных мужских имён основано на латинском происхождении.

Русские мужские имена еврейского происхождения

Немало мужских имён имеют также еврейские корни. Даже, казалось бы русское имя Иван на самом деле, - еврейского происхождения, и оно образовано от древнееврейского слова Яхве, что означает - Бог помиловал.

Необычные "новые" мужские имена придумали в период бума на неологизмы в СССР. Некоторые из этих мужских имен были известны и ранее, но по созвучию с реалиями советского времени получили более широкое распространение.

В Древней Руси верили, что вместе с именем мужчине передаются и те свойства, которые заключены в лексическом значении. Считалось, что не следует сообщать своего имени незнакомцу, чтобы не оказаться под влиянием его колдовства. Древние мужские русские имена и их значения были своеобразными характеристиками людей.

Так случилось, что русские мужские имена представлены на только исконно русскими именами, но и греческими, римскими, еврейскими. Именно поэтому выбор имен для родителей велик. В русских семьях родители могут дать своему сыну любое понравившееся имя. Чтя предков и традиции, русские называют своих сыновей в честь дедов и прадедов, выдающихся исторических деятелей, политиков, артистов.

Надо сказать, что большая часть современных русских мужских имен на самом деле не имеют славянского или русского происхождения. А все потому, что в 19 веке о исконно русских именах забыли, заменив их тогда более звучными и интересными византийскими, греческими, вавилонскими и сирийскими именами.

Огромной популярностью в настоящее время в русских семьях пользуются древнееврейские имена, например, Даниил, Гавриил, Захар, Семен. А все потому, что они красивые, звучные, но при этом довольно сильные и волевые.

Если же не хотите отступать от традиций и ходите дать своему сыну традиционное русское мужское имя, то приглядитесь к следующим именам: Бронислав, Богдан, Владимир, Глеб, Ярослав. Согласитесь, эти русские мужские имена не лишены благородства, силы, мужества, свойственного для сильных и выносливых русских богатырей.

Психологи утверждают, что имя человека – это не просто набор чередующихся звуков, а своего рода уникальный код личности. Услышав имя впервые, мозг новорожденного младенца на подсознательном уровне начинает подстраиваться под него, формируя определенные черты характера.

В советские времена разнообразие имен было не в чести, поэтому жителей городов и сел практически поголовно звали Сергеями, Мариями, Валентинами, Иванами, Алексеями и т. п. Как результат – обезличенность основной массы людей, обладавших сходными характеристиками и проживавших похожие жизни.

В конце ХХ – начале нашего века произошла смена приоритетов и появилась тенденция давать детям редкие и давно забытые имена . Стали даже выпускать специальные сборники – именословы, помогающие молодым родителям подобрать для своего наследника красивое имя. И хотя некоторые мамы и папы предпочитают, чтобы их сыночка или дочурку звали «заграничным» именем типа Анжелины или Гарри, большинство все же обращается к истокам и выбирает старые русские имена.

Дела давно минувших дней…

До введения христианства на Руси использовались самобытные имена, которые по своей сути являлись прозвищами, данными по тому или иному поводу. Зачастую они присваивались мужчинам и женщинам по внешним признакам – росту, телосложению, манере говорить, особенностям характера или времени рождения.

Для защиты от злых духов и недобрых людей существовала система двойных имен. Первое давалось ребенку при рождении и чаще всего звучало не слишком привлекательно – Нелюба, Некрас, Злоба, Крив, но именно это и должно было отпугивать от него злые силы.

Вторым именем нарекали уже в юношеском возрасте, учитывая черты характера, которые уже проявились у мальчика или девочки. Эти имена, как правило, можно классифицировать по таким группам:

  1. По порядку рождения на свет в семье – Первуша, Вторак, Третьяк, Осьмуша и другие.
  2. По главным качествам характера – Смеян, Стоян, Тороп, Крас, Зорко и т. п.
  3. Имена, отражающие мир растений или зверей – Волк, Сокол, Дуб, Щука, Орех и другие.
  4. По телосложению – Вышата, Давила, Мал и т. п.
  5. Прозвания языческих божеств – Лада, Ярила и т. п.

Но подавляющее большинство старославянских имен были двухосновными, то есть образованными от двух корней. Чаще всего использовались «слав», «мудр», «яр», «свят», «полк», «рад» и другие: Милорад, Мстислав, Лучемир, Ярополк, Святослав. Для образования уменьшительной формы от полного имени отсекали вторую часть и добавляли суффиксы «нег», «тка», «ша», «ята», «ня», например, Добрыня, Ярилка, Милонег, Путята, Святоша.

Старославянские мужские имена

Мужские языческие имена наши пращуры придумывали особенно тщательно. Ведь мальчики всегда были желаннее девочек как носители силы и мудрости, продолжатели рода, защитники своего народа. При этом строго соблюдались следующие правила и запреты:

  1. Ребенку не давали имя его отца: считалось, что при этом удваиваются не только достоинства, но и недостатки, что было недопустимо.
  2. Нельзя, чтобы в одной семье два человека носили одинаковые имена, так как один из них должен был вскоре умереть.
  3. Не следовало использовать имена утопленников, умерших детей, а также слабоумных, калек, разбойников, пьяниц, поскольку отрицательные качества могли передаться младенцу.

Существовал и такой интересный ритуал. Если после рождения ребенок долго не подавал признаков жизни и не кричал, его начинали окликать различными именами. То, на которое он реагировал, и становилось его собственным.

Список забытых имен очень обширен. Некоторые древние славянские имена, в особенности мужские, могут показаться в наше время вычурными и странными. Однако среди них есть множество таких, которые с успехом можно использовать в современном мире.

  • Агний – огненный, светлый;
  • Баян – хранитель старины;
  • Берислав – берущий славу;
  • Боговед – ведающий богов;
  • Богодий – угождающий богам;
  • Богумил – милый Богу;
  • Боеслав – побеждающий в боях;
  • Братислав – брат славы;
  • Будимил – будь милым;
  • Буеслав – аист;
  • Белогор – из белых гор;
  • Белояр – яростный;
  • Вадимир – предводитель мира;
  • Всемил – милый всем;
  • Вячеслав – славящий совет;
  • Володарь – дарящий волю;
  • Градимир – смотрящий на мир;
  • Горисвет – высокий свет;
  • Добрыня – добрый;
  • Деян – активный;
  • Дан – свыше данный;
  • Даромир – дающий мир;
  • Даромысл – мыслящий;
  • Жданимир – жданный мир;
  • Ждан – долгожданный;
  • Желан – желанный;
  • Заря – восходящий свет;
  • Звенимир – призывающий к миру;
  • Зданимир – создатель мира;
  • Идан – идущий;
  • Ивар – древо жизни;
  • Истислав – славящий истину;
  • Красибор – избранный из красивых;
  • Кудеяр – кудесник;
  • Ладислав – славящий красоту;
  • Людимир – несущий людям мир;
  • Люборад – радующий любовью;
  • Любояр – любящий Ярилу;
  • Любим – любимый;
  • Любодрон – дорогой;
  • Любогост - гостеприимный;
  • Милан – милый;
  • Млад – молодой;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Могута – мощный;
  • Миродар – дарующий мир;
  • Негомир – нежный и мирный;
  • Найден – найденный;
  • Остромысл – остро мыслящий;
  • Отчеслав – слава отцу;
  • Пересвет – пресветлый;
  • Радей – радостный;
  • Ратибор – избранный воин;
  • Святомир – святой мир;
  • Святовик – свет;
  • Святобой – воин;
  • Умир – умиротворение;
  • Хвалимир – прославляй мир;
  • Честимир – честь мира;
  • Яромил – милый;
  • Янислав – славный.

С введением христианства старославянские имена были вытеснены греческими, римскими, еврейскими и арабскими, а некоторые даже оказались под строжайшим запретом. Правда, впоследствии отдельные имена, например, Ярослав, Владимир, Мстислав, были внесены в православный именослов благодаря прославившим их Владимиру Святому, Ярославу Мудрому или Мстиславу Великому.

Особенности женских славянских имен

Как и мужские, основные женские славянские имена не давались от рождения. Их часто заменяли отвлекающими прозвищами, а то и просто говорили «чадо», «дитё», «девчонка», «меньшая». С годами, обнаружив у дочери тягу к какому-нибудь ремеслу или увидев в ней особенные черты характера, родители готовили ее к обряду получения нового постоянного имени.

Согласно обычаям, обряд проводился на капище – древнеславянском святилище возле статуй языческих богов. Вначале девочку купали в воде, смывая с нее старое детское имя, а затем волхвы торжественно нарекали ее новым.

Обычно это происходило, когда девушке исполнялось 16 лет. Однако были и исключения. Например, для девочек из княжеских семей обряд проводили в 12 лет, а для малышек, которым с детства предназначено было стать ведуньями или жрицами, – в 9.

Старорусские женские имена обладают особой мелодичностью и красотой. Поэтому многие из них можно использовать и в наше время, называя своих ненаглядных дочурок.

  • Áгния – огненная, просветлённая;
  • Бела – беленькая, чистая;
  • Бажена – желанная;
  • Баяна – сказительница;
  • Белослава – славящая чистоту;
  • Белоснежа – чистая, белая;
  • Беляна – просветлённая;
  • Благиня – добрая;
  • Богдана – данная Богом;
  • Боголюба – любящая богов;
  • Богумила – милая Богу;
  • Богуслава – славящая Бога;
  • Боримира – борющаяся за мир;
  • Бояна – боевая, мужественная;
  • Братислава – берущая славу;
  • Бронислава – славная защитница;
  • Верна– верная;
  • Ведана – ведающая;
  • Велена, Велина – повелительная;
  • Велижана – вежливая;
  • Венцеслава – увенчанная славой;
  • Веселина – жизнерадостная;
  • Весняна – весенняя;
  • Влада – ладная;
  • Владислава – владеющая славой;
  • Власта – властная;
  • Властелина– властительница;
  • Воислава – завоевывающая славу;
  • Вратислава – возвратившая славу;
  • Всемила – всем милая;
  • Всенежа – всем нежная;
  • Вышена – высокая;
  • Вячеслава – наиболее славная;
  • Гала – душевная;
  • Галина – женственная, земная;
  • Голуба – нежная;
  • Горазда – способная;
  • Дарёна – подаренная;
  • Дарьяна – мужественная;
  • Добровлада – владеющая добротой;
  • Доброслава – славящая доброту;
  • Догада – догадливая;
  • Доляна – удачливая;
  • Домна – домовитая, хозяйственная;
  • Драгана – драгоценная;
  • Душана – душевная;
  • Ждана – жданная;
  • Желана – желанная;
  • Забава – утешительница;
  • Задора – задорная;
  • Збигнева – сдерживающая гнев;
  • Звездана – рожденная под звездами;
  • Златояра – сильная, как солнце;
  • Зореслава – славная красотой;
  • Избора – избранная;
  • Ирина – вознесённая;
  • Карина – кареглазая;
  • Краса – красивая;
  • Лада – милая;
  • Лагода –душевная;
  • Лебедяна – стройная;
  • Лучезара – лучезарная;
  • Любовь – любовь, любимая;
  • Любодара – дарящая любовь;
  • Людмила – милая людям, человечная;
  • Матрёна – зрелая;
  • Милада – милая богине Ладе;
  • Милана – милая;
  • Милица – милая на лицо;
  • Милолика – милая лицом;
  • Милонега – милая и нежная;
  • Милорада – милая радостью;
  • Миронега – мирная, нежная;
  • Млада – молодая, ладная;
  • Надежда – надежда;
  • Ненагляда – ненаглядная;
  • Огнеслава – славящая Огонь;
  • Олеся – лесная;
  • Олеля – любимая;
  • Полеля – любящая;
  • Полёва – полевая;
  • Полина – уравновешенная;
  • Прекраса – прекрасная;
  • Прелеста – прелестная;
  • Пригода – пригожая;
  • Радмила – заботливая и милая;
  • Радослава – славящая радость;
  • Рогнеда – изобильная;
  • Росана – чистая, свежая;
  • Ружена – розовая;
  • Румяна – румяная;
  • Русава – русая;
  • Светана – светлая;
  • Светолика – просветленная;
  • Светояра – солнечная;
  • Синеока – голубоглазая;
  • Сияна – сияющая;
  • Славия – славная;
  • Смеяна – смеющаяся;
  • Смирена – смирная;
  • Снежана – беловолосая;
  • Станислава – постоянно славная;
  • Стояна – очень мужественная;
  • Услада – услаждающая;
  • Цветана – цветущая, нежная;
  • Чаруша – щедрая;
  • Чернава – смуглая;
  • Чеслава – славная честью;
  • Щедра – щедрая;
  • Ядвига – кормилица;
  • Яна – мужественная;
  • Яролика – солнцеликая;
  • Яромира – яркая и мирная;
  • Ярослава – славящая Ярилу-солнце.

Наши предки придавали именам особое значение. Древние люди верили, что звуки, из которых они слагаются, имеют магическую силу, получаемую от богов и самой матери-природы . Старославянские имена – это огромный пласт нашей истории и культуры, к которому все чаще обращаются современные родители, надеясь найти для своего любимого малыша самое красивое имя.

Мария, Анна, Петр, Николай, Александр, Андрей, Дмитрий - мы уверены, что эти привычные имена родились в Древней Руси и всегда были исконно русскими.

Однако этимологический экскурс к истокам русской истории может привести к неожиданным открытиям - древние славяне носили совсем другие имена. Пожалуй, ввиду сложных исторических процессов сегодня непросто дать точное определение исконно русским именам.

Многие имена, которые мы считаем русскими, таковыми не являются - они пришли в Россию вместе с христианством.
Однако история страны, как и история исконных русских имен, началась гораздо раньше…
В те далекие века на Руси имя человека было его своеобразной приметой, или меткой характеристикой.
Оно могло многое рассказать о человеке, отражая его социальный статус, уровень положения в семье, определенные черты характера, его внешние приметы и даже профессию.
Возможно, имена далеких предков воспринимались бы в наше время как прозвища, однако обычаи древних славян давали им полноценный статус имен.
Эти имена, часто непривычные для нашего слуха, многое могли сказать об их владельцах - вслушайтесь в выразительное звучание имен
Храбр, Черныш, Умник, Кудряш, Селянин, Досада, Добрава, Прекраса, Богдан, Любим, Мороз, Зима и даже… Дурак.
Часто детей называли именами, вышедшими из животного и растительного мира - Волк, Трава, Ветка, Заяц, Корова, а в больших семьях имена иногда происходили от числительных (Первой и Перва, Третьяк, Четверуня, Семак, Пятак, Девятко).
Эти имена наших далеких предков были пронизаны поэзией древнего язычества и безграничной верой людей в силы природы и судьбы.
Языческая религия подарила жизнь именам, посвященным древним божествам славян - Ярослав (Ярилу славящий), Яромил, Велеслав, Лада.
Однако со временем языческая религия уступила место христианству, и на Древнюю Русь пришли новые имена, принесенные скандинавскими варягами и имеющие византийские, древнегреческие и еврейские корни.
В частности, Великий Киевский князь Володимир, после своего крещения в Константинополе, стал зваться Василием.
Это имя, которое большинство из нас считает исконно русским, стало одним из первых христианских имен на русской земле.
Одновременно с насаждением христианства и подавлением языческой веры к славянам пришли имена, дошедшие до наших дней, и имевшие, в свою очередь, глубокое значение
- Елена (светлая), Виктор (победитель), Георгий (земледелец), Татьяна (устроительница), Никита (победитель), Софья (мудрая), Евгений (благородный), Алексей (защитник), Андрей (мужественный).
Таким образом, привычные слуху русские имена Татьяна, Петр, Мария, Николай, Александр не были исконно русскими, но оказались привнесенными из других языков и культур.
Тем не менее, исконные русские имена, овеянные православными традициями и дававшиеся ребенку при крещении, такие,
как Ольга, Игорь, Олег, Любовь, Ярослав, Святослав, Ярополк, были популярными у древних славян и дошли до наших дней, получив свое второе рождение.
В наши дни, с возникновением моды на старинные имена, имена, русские православные имена звучат все чаще.
Исконно русские имена, родившиеся в славянской культуре, имеют добрые значения, понятные каждому из нас:
Владимир - владеющий миром, Людмила - милая людям, Святослав - священная слава, Всеволод - всем владеющий, Милица - милая, Богдан - Богом данный, Злата - золотая, Ярослав - Ярилу славящий.
В наши дни мы обращаемся к истокам русской истории, вспоминая чудесные имена древних славян, ставшие ее частью.
Все чаще молодые родители называют детей звучными славянскими именами, наполненными глубоким смыслом и обещающие нашим детям добрые судьбы.

Сколько русских людей в России носит исконно русское или славянское имя

Самое привлекательное и бесконечно интересное для человека слово - его имя. Но многие практически ничего не знают о значении русских и славянских имён. Более того, не знают, за незначительным исключением, и самих русских и славянских имён. В этом вопросе много веков царит искусственно созданная чехарда.

Возьмите любой словарь-справочник так называемых «русских имён» - и вы найдёте там русского едва ли не один процент. Общеупотребительные сейчас имена Елена, Ирина, Анна, Раиса, Виктор, Семён, Илья, Вениамин, Николай, Пётр, Павел, Сергей, Андрей, Алексей, Александр, Дмитрий - не русские.

Доходит до того, что, например, в словаре «Славянская мифология от А до Я» (изданном под патронажем Н.И.Толстого) одним из персонажей славянской мифологии объявлен... Иуда (ему посвящена обширная статья). Воистину, всё поставлено с ног на голову! Те, кто читали этот словарь, - вы действительно думаете, что Иуда - изначально славянский персонаж?

Древние египтяне считали, что имя тесно связано с индивидуальностью. Безымянное существо не могло быть представлено богам. В дохристианском мире, где были обожены все явления природы, всё, населяющее её, все вещи, ни одна сотворенная вещь не существовала без имени.

Человек, не имевший имени, с точки зрения божественных сил находился в худшем положении, чем самый ничтожный неодушевлённый предмет. Увековечение имени отца (деда, ближайших родственников) - первейший сыновний и родовой долг. А содержание гробниц в хорошем состоянии, позволявшем прочесть имена тех, кто лежит в них, считалось в Древнем Египте одним из самых похвальных деяний.

Имя человека вечно. Не случайно мы поминаем по имени даже умерших очень давно, тех (пращуров), о ком почти ничего не помним, кроме имени. В Упанишадах сказано: «Когда умирает человек, то что не оставляет его? - имя. Поистине имя - бесконечно... с его помощью он обретает бесконечный мир».

Бог создал людей, разделив их по племенам и национальностям; каждый созданный Богом народ хранил-охранял ядро своей культуры, свои верования, неприкосновенность генетического кода своего рода-племени.

Одним из сильных защитных средств против любого инородного вторжения, изменяющего генетический аппарат, разрушающего устои и цельность сознания, было национальное поименование, прозвание людей словами из родного языка. Даже слова самого «низкого» ряда, как это ни парадоксально, защищали род и народ от утраты самосознания, а значит, от гибели, - не говоря уже о возвышенных, полных энергии, силы, духовно обязывающих именах, которых было немало.

Каковы же эти заветные славянские и русские имена? Здесь не только известные Владимир, Святослав, Борис, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Мстислав, Ростислав, Юрий, Ярополк, Светлана, Людмила, но и имена, отлучённые от нас христианством; сейчас они будто «страны незнаемые» - имена, которые мы нынче читаем почти как иностранные: Борислав, Боян, Брячислав, Богумир, Бравлин, Буривой, Вратислав, Вышан, Вратимир, Всеслав, Вышеслав, Годимир, Гостята, Гостомысл, Гремислав, Даброгез, Дакша, Дорож, Дарослав, Дер-жикрай, Добрава, Добровит, Добромир, Доброслав, Драгомир, Дружина, Еруслан, Ждан, Жданимир, Ждислав, Завид, Званимир, Звенец, Звенислав, Земомысл, Зоремир, Истр, Мстислав, Исток, Искра, Истома, Избава, Коловрат, Кресимир, Крепимир и многие другие, которые вы найдёте в настоящем «Словаре». Эти имена, большей частью, имеют достаточно чёткую семантику и привычную структуру.

В Древней Руси существовала культура имени. У простого народа принято было до года, трёх или семи лет (в разных регионах славянско-русского мира свои традиции) скрывать имя ребёнка от злых сил, нечисти, сглаза, смерти, так как оно - своеобразный код: кто им владеет, тот обладает влиянием на носителя имени. Вспомните: знание имени позволяло творить заговоры, наводить порчу. А младенец со своими ещё не окрепшими душой и сознанием не был способен противостоять злу, защитить себя.

Поэтому детей до поры называли «временными» именами: Первой, Третьяк, Малыш, Мальчик, Мужик, Меньшой, Большой, Баба (похож на бабушку), Дед (похож на дедушку), Семя; Незван, Зван, Ждан, Неждан, Найдён, Прибыток - в зависимости от обстоятельств рождения; Крикун, Горлан, Молчун, Сопелка, Будилко, Плакса, Спячий, Говорун, Пивень, Соловей, Кукушка - в зависимости от поведения младенца; Краден, Куплен, Ненаш, Нехорош, Некрас - обманные имена; Смерть, Мара, Марья, Вук, Волк, Медведь - обманные имена для устрашения злых духов и т.д.

При обряде первого пострижения волос в год, три, семь лет человеку давали новое, постоянное имя. К этому времени он уже успевал как-то проявить себя, свой характер, и имя предка получал соответствующее: если был воинственный - имя предка-героя, если добрый и ласковый - имя мирное, нежное, любовное. При этом происходил особый священный ритуал очищения ребёнка огнём костра или печи. Обряд совершала одна из старейших женщин рода. Помните сказочки для детей, где Баба Яга (прародительница) на деревянной лопате для выпечки хлебов «перепекает» дитя, трижды на мгновение всовывая его в огромную печь? В них отражён древний ритуал. Увы, вследствие постепенной демонизации национальных образов христианизированным сознанием ныне Баба Яга представляется нам безобразной злой колдуньей.

Бывало, имя меняли и при достижении совершеннолетия, вступлении в воинский возраст, при переходе в волхвы, при выздоровлении от тяжёлой болезни или другом вызволении из лап смерти. Но иногда «временные» имена по каким-то причинам оставались с человеком навсегда, порой даже при новом имени, как уточнение: Тонкой Скоморох, Субота Остёр, Семерый Наливайко. Встречались случаи, когда у человека было три имени: Первой Добрыня, зовомый Чернобровец...

Меняли имена женившихся в старости (вступавших в брак более четырёх раз, как превысивших «законное» количество браков для одной жизни). В переименования вкладывали мистический смысл: иное имя - иная судьба.

Существовали и определённые запреты. Нельзя было дублировать имя живущих в доме (поэтому чаще обращались к именам дедов и прадедов). Избегали присваивать имя умершего ребёнка народившемуся. Чаще давали «дедне» имя, так как считалось, что судьбу человек выбирает через поколение. Позже - в средние века и в ХVIII-ХIХ веках - нарекали детей и отеческими именами.

Всё изменилось с воцарением на Руси христианства: переписывались или уничтожались летописи и литературные памятники, напористо вытеснялись национальные имена. На Русь хлынули мёртвые (большей частью) имена из мёртвых языков (древнееврейского, древнегреческого, латыни), принадлежавшие христианским мученикам и пророкам: Нафанаил, Евстропия, Агафангел, Малахия, Илирия, Гликерия, Мастридия, Иегудиил, Мисаил и т.д. (посмотрите на перечень имён, внесённых в дореволюционный церковный календарь). Имена-пришельцы были объявлены правильными, а отеческие прозванья - неправильными.

Славянские природные имена стали называть «неблагочестивыми», «еретическими», «языческими», «бесовскими», «сатанинскими», «волчьими» и т.д. Предки русских людей, родители, история рода и народа, их сознание, традиции отодвигались на необозримо дальний план. В церковный календарь - «святцы» - входило менее двух десятков славянских имён, в то время как чужесловных - еврейских, греческих, римских - сотни...

Древнерусские, древнеславянские имена, с их древнейшими, общеиндоевропейскими ещё корнями (каждое из них, будучи целевой мантрой, имело особый сакральный смысл, произнесение его влекло за собой на тонком, мистическом уровне конкретные последствия), были заменены на византийские и иудейские, несущие другую суть и судьбу.

Посудите сами: нужно ли было (и если нужно, то кому и зачем) родные исторические имена Богша, Богун, Богунка, Богуш, Бож, Богдан, Божедар, Боголеп, смысл которых совершенно ясен, менять на того же значения еврейские имена Анания, Варахий, Елезар, Иезекииль, Иеремия, Иоаким, Иоанн, Иоиль, Малахия, Мануил, Мисаил, Михаил, Михей, Нафанаил; или, соответственно, на греческие - Амвросий, Диодор, Диодот, Дорофей, Досифей, Иерофей, Матфей, Минсифей, Тимофей, Феаген, Феогнид, Феогнос, Феодор, Феодорит, Феодосий, Феодот, Феодох, Феоктирист, Феоктист, Феона, Феопемит, Феопрепий, Феостирикт, Феотекан, Феофил, Феспесий, Христофор (все перечисленные примеры «иноземных» имен заимствованы из дореволюционных «святцев»)?

Стоит ли удивляться, что, несмотря на старания церкви, многие из этих имён - звуковых монстров - народ так и не принял. Замена была чисто идеологического свойства. Цель её - уничтожение русских и славянских имён как части национального самосознания.

Идеологи христианства писали, что переводное имя (тот же смысл, но на чужом языке) «в очарованиях теряет силу». Перестав очаровывать нас мощным богатством родных созвучий и привлекать ясным прозрачным смыслом, имя перестаёт быть «Словом Силы», превращается в холодный знак условности, официоза, не несущий ничего родного, милого сердцу.

Эти чисто механические имена с таким же успехом можно заменить и лагерными номерами (а ныне - налоговым кодом или кодом пластиковой карточки), что происходило (и происходит!) в миллионах и миллионах случаев. Обезличенные люди ещё более обезличивались и представали перед Богом «в светлом пространстве неба» чужими (иноимёнными) или безымянными жертвами сил разрушения.

Церковное имя выбирать было нельзя, оно «устанавливалось» в зависимости от дня рождения. При этом «установление» имени воспринималось как нечто фатальное и потому могло нести счастье, а чаще (имя мученика) - несчастье имянаречённому.

Получалось, как у Гоголя в повести «Шинель»: «Родительнице предоставили на выбор любое из трех...: Мокия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, - подумала покойница, имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифиллий, Дула и Варахисий, "Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифиллий и Варахисий". Еще переворотили страницу вышли: Павсикакий и Вахтисий... "Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий". Таким образом и произошел Акакий Акакиевич».

Бедная женщина, забитая насаждаемой интервентами иностранщиной, решила вернуться к давней традиции. Однако в XIX веке эта почва уже была заражена, отчие и дедние славяно-русские имена ещё раньше вытоптаны, выкорчеваны из памяти и сознания последующих поколений потомков, и Акакий Акакиевич стал двойным, а если вспомнить «третье имя - в пространстве неба», - то и тройным мучеником на этой Земле, что Гоголь и показал всей мощью своего таланта.

Имя очень информативно. Оно говорит о задачах и возможностях человека, является защитой своего носителя, частью его биологического и астрального кода. Имя может вдохновить человека и подвигнуть его на великие дела, а может заставить страдать, мучиться.

«Псевдонимы» мучеников христианского интернационала наводнили русскую землю. Выбор этих «псевдонимов» создал целый народ-мученик - от крепостного права до советских лагерей, расказачивания, раскулачивания, раскрестьянивания. Волна мученической участи захлестнула и самоё церковь (некогда «огнём и мечом» искоренявшую Русь, нередко уничтожавшую вместе с именами и их носителей): тысячи священников были погублены, церкви порушены или превращены в склады, а в монастырях разместили колонии заключённых (как это было, например, в Соловках, в Суздале, где могила князя Пожарского) или, в лучшем случае, детские дома.

В сознание потомков богатырей, которым Бог дал самую обширную в мире землю, внедрялась мысль: надо повторить путь мучеников, быть рабами. В итоге люди оказались рабами, но не Божьими, а рабами наводнившего Русь интернационала - и далеко не только христианского. До революции была в ходу ироническая присказка: мама - турок, папа - грек, а я - русский человек.

Имя - тонкотканная материя - несёт в себе судьбоносные закономерности. Есть примеры того, как в христианской Руси имена мучеников нашли своих носителей. Жизнь простого народа, не попадавшую в летописи, на протяжении поколений проследить трудно, а имена князей, царей и их судьбы известны.

Какое-то время среди царских имён оказалось популярно имя Иоанн (по-русски - Иван). Сам Иван Грозный был сиротой, еле выжил. Его сын Иван погублен (не все верят в историю убийства царём разумного и подходящего наследника престола). Иван - сын Марины Мнишек, прозванный «ворёнок», повешен пяти лет от роду.

Брат Петра I, Иван Алексеевич, соправитель на троне, был предан забвению и сгинул. Младенец царь Иоанн Антонович царствовал всего несколько дней, и когда в результате дворцового переворота на троне оказалась Елизавета Петровна, младенец был отправлен в крепость, где впоследствии умерщвлён. Больше Иоаннами цари наследников не называли. ...

Пётр I, предполагают, умер не своей смертью. Внук его - подросток Пётр II - внезапно умер якобы от простуды. Пётр III, царствовавший около трёх лет, был низложен Екатериной II и позднее убит. Больше Петрами цари наследников не называли.

С Алексеями, после отца Петра I, тоже происходили несчастья: сын Петра I, Алексей, названный «дедним именем» и воспитанный консервативными боярами, был казнён отцом. А спустя два века Николай II нарёк своего сына Алексеем. Его гибель (вместе с семьей) стала гибелью всей династии...

Александр I, победивший европейский интернационал и запретивший масонство, то ли умер, то ли тайно ушёл в мир и сгинул. Александр II Освободитель убит террористами. Александр III, разумный и толковый правитель, умер загадочной смертью в расцвете лет.

Чудовищные гибели-убийства Андрея Боголюбского, царевича Дмитрия, Павла I раз и навсегда отбили у царей охоту называть наследников Андреями, Дмитриями, Павлами.

Замещение родных имён произошло не сразу. Долгое время (до XIV, а в отдельных случаях - до XVII века) русским давали и «дедние» имена и прозванья, определяемые как «мирские», «русские», «княжеские» («княже»), «природные», «прирожденные» («прироком»), «нареченные» («реклые», «рекомые», «зовомые», «назвищем», «глаголемые», «сиречь»), - и христианские, или «молитвенные».

Народ сопротивлялся христианизации, тяжело расставаясь с природными именами, но с церковью тогда спорить было опасно.

Природные имена употребляли повсеместно, а пришлые христианские - в деловых бумагах, государственных грамотах, указывали при смерти, чтоб была возможность поминать усопших в церкви. Но из памятников письменности видно, что ещё в ХIII-ХIV веках поминали и по природным русским именам. Общение с умершими велось с помощью «окличек» и поминальной трапезы. Церковь, будучи не в силах искоренить эти дохристианские обычаи, переняла их и теперь использует как свои. В то же время народные поминовения христиане осуждали:

В детстве многие читали «Сказку о царе Салтане...» Пушкина. Не встречая в жизни экзотического для XX века имени Салтан, многие думали, что и оно - сказка. Но в ХV-ХVII веках десятки Салтанов жили на юго-западе Руси. Пушкин изучал историю не по современным учебникам.

Мы были уверены: нерусские имена - Ратмир, Ратман, Несмеяна, Милонега... А Иван - нас убеждали - еврейское имя (из «Иоанн»). В то же время евреи Иванами своих детей почему-то не называют. А русские, которым по святцам выпадало Иоанн, - лукавили охотно, заменяя чуждое сочетание звуков на родное древнее «Иван» (распространенный индоевропейский вариант «Ван»). Вани, Ванюши - повсеместны на Руси. Были целые сёла - сотни Иванов, но не Иоаннов.

Мария - еврейское имя. Но у славян было своё подобное: Мара, Марья, Мор - «смерть». Славяне давали малышам (до первого пострига) и обманные «охранительные» имена: Смерть, Марья, Волк, Вук...

Очень точно подмечено: имя может быть «непосильно величественным» для «этого времени». Непосильно величественными кажутся сейчас имена Остромир, Осмомысл, Земомысл, Держикрай, Бравлин, Буривой, Звенислав, Мстислав, Коловрат, Судислав, Творимир. Рядом с ними неуместен жаргон, примитивизирующий русский язык, со словечками «блин», «чувак», «придурок», «клёвый» (и ещё похлеще!). Другое дело, если сказать: «Витька, Сёмка, Тёмка... - чуваки»; «Антошка, пошли копать картошку»!

Нынче многие русские - увы! - утратили чутьё на родные слова, родные имена, не говоря уже о древних смыслах родокоренных понятий. Этому предшествовала и способствовала постоянная - из столетия в столетие - фальсификация русской и мировой истории. Воинственное вытаптывание унифицированными подошвами всего самобытного во всех странах не проходит бесследно, и вот уже униформа, камуфляж выдаются за «общечеловеческие ценности». А имя - часть национального сознания (и очень тонкая часть!) и судьбы народа.

Пока пользуешься церковным календарём, кажется, что славянских имён до нас дошло мало, но стоит вникнуть в памятники письменности - летописи, письма, договоры, купчие, берестяные грамоты и записки, надписи на монетах, мечах, пряслицах, корчагах, братинах, камнях, крестах и т.д., - как видишь море разливанное разнообразия имён и прозваний русских и славян.

В последнее время, возвращается тяга русских людей к исконно славянским именам. Хотя пока их не так много в общем числе, всего лишь 5 процентов.

Краткий список древних русских и славянских имён