Что такое нулевое окончание? Бывает ли первое, второе и третье окончания
Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.
Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол
, лошадь
. Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола
, лошади
.
Сравним:
- Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
- Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
- Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
- Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.
Внимание:
В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .
Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол
, лошадь
окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра
, сверху
, слева
.
Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;
2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;
3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.
Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей-. Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений, гениj-[я], гениj-[ю] — участков-[ый], участков-[ого], участков-[ому]
армиj-[я], армиj-[ей] — столов-[ая], столов-[ой] и т. д.
4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;
5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число И. п. син-[ий] лисий-
Р. п. син-[его] лисьj-[его]
Д. п. син-[ему] лисьj-[ему]
В. п. = и. п. / в. п.
Т. п. син-[им] лисьj-[им]
П. п. син-[ем] лисьj-[ем].
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама — мам-ин-, лиса — лис-ий-. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;
6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-[а], дела-л-[и];
7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-, пиш-и-[те];
8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-.
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс - М., 2000 г.
Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.
Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.
Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще.
А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.
Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?
Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.)))
Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.
Элен, отвечаю здесь
//----------------------
Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?
Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").
Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.
Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений
. А школьники понимают, зачем она нужна
? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что
им говорят - но зачем
это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".
Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой.
Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.
А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)
При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".
Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.
Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?
Окончание или флексия (лат. flixio - сгибание) - это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.
Грамматическое значение окончаний разных частей речи.
- Имя существительное . Окончания существительных
река - реки - рекам
- Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных
указывают на их число и падеж и род:
красивый - красивая - красивых
- Имя числительное . Окончания имён числительных
указывают на их падеж и число:
второй - второго - вторых
- Глагол . Окончания глаголов
настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:
читают - читает
Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:
Смотрел - смотрели - смотрело - смотрела
- Местоимение . Окончания местоимений
указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:
он - его
свой - своего - своей - своих - Причастие . Окончания причастий
указывают на число, род и падеж:
прочитанный - прочитанная - прочитанных
Окончание - это исключительно формообразующая морфема
, которая не придает слову никаких дополнительных значений.
Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.
Нулевое окончание - это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:
- Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
- Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных - именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
- Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
- Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
- Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
- Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
- Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал - писал бы; смотрел - смотрел бы; ходил - ходил бы.
Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:
Несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто
Притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их
Несклоняемые прилагательные: бордо, хаки
Наречия
Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.