Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Биография баха иоганна себастьяна. Бах – это вечная гармония Бах известные композиции

Биография баха иоганна себастьяна. Бах – это вечная гармония Бах известные композиции

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

В 1723 году Иоганн Себастьян Бах стал кантором хора при церкви Святого Фомы в Лейпциге, а потом был назначен и «музыкальным директором» всех работавших в городе Церквей. Бах продолжал писать музыку до самой смерти – даже лишившись зрения, он диктовал ее своему зятю. Умер великий композитор в 1750 году, сейчас его останки покоятся в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он проработал 27 лет.

7

Влияние музыки на человека 03.12.2017

Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике состоится встреча с величайшим из композиторов И. С. Бахом. Не пожалейте времени на общение с ним, и он тут же отзовется. Статью подготовила Лилия Шадковска, учитель музыки, она продолжает открывать для читателей прекрасный мир музыки. Передаю слово Лилии.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины Зайцевой. Первые зимние деньки порадовали нас легким морозом и снегопадами. Первый снегопад – он самый красивый. Словно белый пух, нежный чистый снег преобразил всё вокруг. Красивые пейзажи радуют глаз. А что может порадовать нашу душу и сердце в эти долгие зимние вечера? Конечно, музыка!

Воплощение божественной красоты

Сегодня мы отправимся в гости к самому Иоганну Себастьяну Баху. Каждое поколение открывает в музыке Баха нечто новое, созвучное своему времени. Возможно, вы тоже заново откроете для себя этого композитора и его музыку. Мы с вами послушаем лучшие произведения И. С. Баха.

Музыка, которая прозвучит в начале нашей встречи, создает атмосферу возвышенности, ожидания чуда и предвкушение праздника. Но в этом произведении И. С. Баху принадлежит лишь партия аккомпанемента. Разве мог композитор предвидеть, что на основе его прелюдии французский композитор ХIХ века Шарль Гуно сочинит вокальную мелодию?

Вдохновленный божественной гармонией Баха, Ш. Гуно написал вариации для скрипки и фортепиано. После добавления к мелодии слов латинской молитвы «Аве Мария» это произведение становится еще одним шедевром музыкального искусства.

Ш. Гуно – И. С. Бах «Аве Мария»

Предлагаю послушать оригинал прелюдии Баха. Обратите внимание на то, что вся мелодическая сфера рассредоточена в аккордах, сменяющих друг друга непрерывно. Баху удалось создать невероятный образ «Благовещания», затрагивающий струны нашей души, возрождающий доброе, вечное, прекрасное.

И. С. Бах «Прелюдия и фуга до-мажор»

Цель музыки — трогать сердца!
И. С. Бах

И. С. Бах – немецкий композитор, величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху Барокко. Музыкальное наследие Баха вошло в золотой фонд мировой культуры, а его бессмертные шедевры неподвластны времени. Музыка Баха – это история человечества, выраженная в звуках. Талант его был многосторонним – композитор, непревзойденный мастер полифонии, органист, клавесинист, скрипач, педагог. Творчество Баха принадлежит к музыке интеллектуальной, одним словом – это вечное и прекрасное искусство!

Самая музыкальная семья в истории

И. С. Бах родился в 1685 г. в Эйзенах, маленьком тюрингском городке в Германии. Он был восьмым ребенком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Отец обучал его игре на скрипке. Юный Бах обладал прекрасным голосом и пел в церковном хоре. Музыка заполняла всю его жизнь, и отец возлагал большие надежды на своего младшего сына.

Кстати, если когда-либо и существовала семья, в которой благоговение к музыке наследовалось из поколения в поколение, то это была семья Бахов. Композитор сам составил родословную своей семьи, и исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой.

Музыкальная биография И.С. Баха

Счастливое детство закончилось, когда он потерял мать, а через год и отца.
После смерти родителей в десятилетнем возрасте Иоганн был взят на воспитание своим старшим братом Иоганном Кристофом. Старший брат обучал будущего композитора игре на клавире, органе, основам музыки.

В 15 лет Иоганн продолжает свое музыкальное образование в вокальной школе города Люнебург. Здесь он знакомится с творчеством композиторов, получает всестороннее образование. В этот же период И. С. Бах пишет свои первые произведения. Так начинается музыкальная биография великого композитора и органиста.

Блестяще окончив вокальную гимназию, он получает право поступить в университет. Но из-за отсутствия средств продолжить учебу ему не удается. Его приглашают на должность придворного музыканта при веймарском дворе, но неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его искать новую работу. Так он получает место органиста в Новой церкви в Арнштадте.

Виртуоз органа

И. С. Бах пишет много музыкальных произведений, но слава о нем прежде всего распространяется как о виртуозном исполнителе. Он был большим поклонником клавишных инструментов, играл на клавесине, клавикорде. Но именно орган позволил ему в полной мере раскрыть свой талант композитора. Иоганн Себастьян Бах владел им в совершенстве, его мастерство было непревзойдённым. Этот факт признавали даже его соперники.

Погружаясь в этот безбрежный океан звуков, мы отвлекаемся от повседневной суеты и остаемся наедине с божественным. Светлые звуки этой органной прелюдии дают нам ощущение тишины, покоя и умиротворения. Эта музыка прозвучала в фильме А. Тарковского «Солярис».

И. С. Бах «Органная хоральная прелюдия фа-минор»

Есть в музыке святая тишина,
Щемящая, как вера во Всевышнего,
И эта тишина воплощена
В ночных молитвах музыканта грешного.
Молчанье ночи душу холодит,
Свеченье звезд слегка легко колышется,
Средь звезд в ночи пречистый лик горит,
Молитва длится и в молитве слышится…
О господи, прости…

С юных лет И. С. Бах знакомится с творчеством разных музыкантов. Но основательно он изучает творчество итальянских композиторов, обрабатывая их музыку. Так, автором следующего произведения является Алессандро Марчелло – композитор Италии времен Барокко. Хотя он являлся композитором-любителем, его произведения были весьма популярны. Самым известным из них стало «Адажио» в переложении И. С. Баха. Зазвучавшее по-новому, оно нас очаровывает силой и глубиной чувствования.

А. Марчелло, И. С. Бах «Адажио»

«Великий Бах, ты – музыка Вселенной…»

Очень часто музыку композитора сравнивают с космосом. Как вы считаете, почему? Ведь Бах жил задолго до космической эры. Посмотрев видео и услышав звучание органа, вы сможете ответить на этот вопрос. Думаю, что И. С. Баху было позволено услышать музыку небесных сфер. Не потому ли, что и божественная гармония композитора, и пронзительная мощь органа, обрушиваясь на нас, будоражат наши души, создают поистине звездные и космические ассоциации?

Многие музыканты считают, что если бы мы имели возможность слышать звуки вселенной, то они были бы похожи на музыку Баха.

И. С. Бах «Токката ре-минор»

Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.

Послание Баха внеземным цивилизациям

В 1977 году вышел необычный золотой диск с посланием от имени жителей нашей планеты внеземным цивилизациям. На этом золотом диске записаны не только звуки звуки Земли, но и музыка, в том числе и музыка И. С. Баха. Этот диск, помещенный на борт космического аппарата «Вояджер», находится уже на расстоянии около 20 миллиардов километров от Земли, то есть за пределами Солнечной системы.

Образцовая семья

Хочется отметить, что Иоганн Себастьян был образцовым семьянином, а жизнь семьи для него была так же дорога, как и музыка. Дом наполняла музыка, здесь часто устраивали концерты, в которых принимали участие дети Баха. Он сам обучал своих одаренных детей. Четверо из детей Баха впоследствии стали знаменитыми композиторами: Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль – от первого брака, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан – от второго.

Тяжелые испытания выпали на долю Баха, когда он потерял первую жену и детей. Под тяжелыми впечатлениями от смерти жены была написана «Сицилиана» – музыка, пронизанная скорбью и глубокой печалью.

И. С. Бах «Сицилиана»

Вскоре он вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем юная Анна Магдалена. Она прекрасно вела хозяйство, стала заботливой мачехой для детей. Но самое важное – она искренне интересовалась успехами мужа, помогала переписывать ноты, живо интересовалась музыкой.

Семейство Бахов вновь стало пополняться. Анна подарила мужу 13 детей. Новая семья так же часто собиралась вместе вечерами, устраивая концерты. Дом вновь был наполнен счастьем.

«Музыкальная шутка» И. С. Баха воплощает все то, что хотел дать композитор детям. Словно светлая улыбка отца, наблюдавшего за беззаботным весельем своих детей, она покоряет нас своим легким, нежным звучанием флейты и серебристым звоном струнных инструментов в разных вариациях.

И. С. Бах «Музыкальная шутка» (Сюита №2 для флейты с оркестром)

Ах! Как сладок вкус кофе!

Эта удивительная история о кофе и музыке началась с того, что владелец кофейного дома заказал написать музыкальное произведение о кофе в жанре кантаты. Композитором стал Иоганн Себастьян, слова написал Х. Ф. Хенрики.

В те далекие времена кофе был малоизвестным напитком, многие относились к нему с недоверием. Чтобы привлечь внимание к этому напитку, И. С. Бах написал кантату в шутливой форме.

«Кофейную кантату» слушать особенно приятно, когда наслаждаешься волшебным вкусом кофе. Уверена, что каждый раз, наливая себе чашечку ароматного напитка, вы будете вспоминать музыку Баха!

И. С. Бах «Кофейная кантата»

Светских кантат и музыки других жанров на заказ было написано довольно много, ибо они помогали получить дополнительный заработок. Но при этом композитор неуклонно отстаивал свои взгляды на музыку. Известно, что И. С. Бах был глубоко верующим человеком и был убежден, что музыка – это выражение божественного. Он так и говорил: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены».

Из бездны бед я взываю к тебе

Посредством музыки он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни. И эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах большую часть своей жизни служил при церкви. Им было написано множество кантат на духовные тексты. Композитор прекрасно знал Священное Писание, а Иисус был главным героем и идеалом в музыке. Он даже украшал свои партитуры надписями: «Одному Богу слава!», «Иисус, помоги!»

И. С. Бах «Иисус остается моей радостью»

Есть у Баха произведения и подлинно трагические. Но не пугайтесь этого слова. Найдите в себе силы и послушайте одно из самых грандиозных, возвышенных и величественных произведений. Это сцена последнего прощания с Христом. «Спокойно сладко спи. Прочь, скорее прочь от земных скорбей…» Дверь в вечность открыта.

Неописуемая и захватывающая, она пробуждает величайшие чувства в душе
человеческой. Я имела возможность побывать в Лейпциге на концерте, который был посвящён творчеству Баха, и надо сказать, что даже скупые на эмоции мужчины не могли сдержать слез во время звучания финальныго хора.

И. С. Бах «Страсти по Матфею». Финальный хор «Мы сидим со слезами»

Но вновь я поднимаюсь к небесам,
Вибрацией любви Отца несомый,
Туда, где Бог, где свет родного дома
Путь восхожденья освещает нам
К истоку сущего, к божественным стопам.

В 1723 году Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Сам композитор получил должность кантора главных церквей города. Он много работал, его творческий список произведений значительно пополнилось.

Но в последние годы жизни здоровье Баха резко ухудшилось, сказалось перенапряжение глаз, полученное в юности. В результате неудачной операции Бах ослеп. Но он продолжает сочинять музыку, диктуя свои произведения зятю. Через некоторое время он решается на вторую операцию, которая только усугубляет его состояние. 28 июля 1759 года И. С. Бах умирает.

Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Но во время Второй мировой войны храм был разрушен. В 1949 г. прах композитора перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.

После смерти композитора его имя было забыто. И только случайная находка старого клавира «Страсти по Матфею» воскресила незаслуженно забытое имя. Триумфальное шествие музыки Баха по всему миру началось именно со «Страстей по Матфею», прозвучавшее в 1829 году в Берлине. Дирижировал
исполнением оратории молодой композитор Феликс Мендельсон.

Более того, была напечатана биография Баха в одной из популярных газет. Она еще более подстегнула интерес к творчеству композитора у широкой публики. Люди открывали для себя музыку Баха. Было издано полное собрание сочинений композитора, составлены каталоги, проведены концерты. А чтобы отдать дань уважения и преклонения перед гением, музыканты, переписчики нот, члены Баховского общества работали бесплатно. На деньги Феликса Мендельсона был изготовлен памятник великому композитору.

За всю жизнь Бах написал более 1000 произведение во всех жанрах, кроме оперы. Творчество Баха является вершиной мироздания и еще раз доказывает, что человек способен создавать магические предметы искусства и красоты.

А знаете ли вы, что:

  • однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком. Он преодолел расстояние в 350 км, чтобы послушать игру органиста Дитриха Букстехуде;
  • в Дрездене должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Он и Бах познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим музыкантом;
  • Бах иногда переодевался бедным школьным учителем и в церкви какого-нибудь небольшого городка просил разрешения сыграть на церковном органе. Его игра всегда производила такое сильное впечатление на прихожан, что они не могли поверить в то, что перед ними простой учитель;
  • известно, что И. С. Бах был прекрасным учителем. Но за свои частные уроки он никогда не брал плату;
  • Бах обладал уникальным слухом. Он мог без единой ошибки исполнить произведение, услышанное один раз;
  • во всем мире проходят фестивали музыки Баха, а в Лейпциге каждые 4 года проводится один из крупнейших органных конкурсов мира, носящий имя И. С. Баха;
  • «Я любила долгие осенние и зимние вечера, когда дети укладывались спать. Мы с Себастьяном садились за своё обычное занятие –копирование музыки. Две свечи стояли между нами. Так тихо и радостно мы работали бок о бок, храня глубокое молчание. Часто снисходило вдохновение на него, он брал чистый нотный лист из стопки, что я всегда клала рядом с ним, и набрасывал то, что рождалось в его душе – этом неисчерпаемом источнике музыки». (Из воспоминаний Анны Магдалены).

Великий музыкант и композитор оставил нам не только свои творения – он оставил нам целый мир своей музыки – мир Баха. Это та высота, на которой может пребывать человеческий гений. Это высота, на которой человек равен Богу.

Шадковска Лилия

Я благодарю Лилию за рассказ о И. С. Бахе, о его музыкальном гении. Все мы что-то да слышали о нем, ведь необыкновенный был человек, а все равно каждый раз заново удивляешься фактам из его жизни – и из профессиональной, и из личной. Настолько она была полна музыки, любви, благочестия, что это не может не вызвать уважения и восхищения, как и все его великие произведения.

Статьи о музыке и музыкантах

Смотрите также

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

Личная жизнь

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

Продолжение творческого пути

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

Последние годы жизни

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.

Бах Иоганн Себастьян, биография которого вызывает интерес у многих любителей музыки, стал одним из самых великих композиторов за всю ее историю. Кроме того, он был исполнителем, органистом-виртуозом, талантливым педагогом. В этой статье мы рассмотрим жизнь Иоганна Себастьяна Баха, а также представим его творчество. Произведения композитора часто звучат в концертных залах по всему миру.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта (21 - по старому стилю) 1685 г. - 28 июля 1750 г.) - немецкий композитор и музыкант эпохи барокко. Он обогатил созданный в Германии музыкальный стиль благодаря своему мастерству в контрапункте и гармонии, адаптировал зарубежные ритмы и формы, заимствованные, в частности, в Италии и Франции. Произведения Баха - это "Гольдберг-вариации", "Бранденбургские концерты", "Месса си минор", более 300 кантат, из которых сохранились 190, и многие другие сочинения. Его музыка считается очень технически сложной, наполненной художественной красотой и интеллектуальной глубиной.

Иоганн Себастьян Бах. Краткая биография

Бах родился в Эйзенахе в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине, а брат, Иоганн Кристоф - на клавикордах, а также познакомил Иоганна Себастьяна с современной музыкой. Отчасти по собственной инициативе Бах посещал вокальную школу Святого Михаила в Люнебурге в течение 2-х лет. После аттестации он занимал несколько музыкальных должностей в Германии, в частности, придворного музыканта герцога Иоганна Эрнста в Веймаре, смотрителя органа в церкви имени Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте.

В 1749 г. у Баха ухудшились зрение и здоровье в целом, и умер он в 1750 году, 28 июля. Современные историки считают, что причиной его смерти стало сочетание инсульта с пневмонией. Слава Иоганна Себастьяна как великолепного органиста распространилась по всей Европе еще при жизни Баха, хотя он и не был еще так популярен в качестве композитора. Как композитор он стал известен чуть позже, в первой половине 19 века, когда возродился интерес к его музыке. В настоящее время Бах Иоганн Себастьян, биография которого в более полном варианте представлена ниже, считается одним из самых великих музыкальных творцов в истории.

Детство (1685 - 1703)

Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, в 1685 году, 21 марта по старому стилю (по новому - 31 числа этого же месяца). Он был сыном Иоганна Амброзиуса и Элизабет Леммерхирт. Композитор стал восьмым ребенком в семье (старший сын на момент рождения Баха был на 14 лет старше него). Мать будущего композитора умерла в 1694 г., а его отец - восемью месяцами позднее. Баху в то время исполнилось 10 лет, и он перебрался жить к Иоганну Кристофу, своему старшему брату (1671 - 1731). Там он учился, исполнял и переписывал музыку, включая сочинения своего брата, несмотря на запрет это делать. От Иоганна Кристофа он перенял многие знания в области музыки. В это же время Бах изучает теологию, латинский, греческий, французский, итальянский языки в местной гимназии. Как позднее признается Иоганн Себастьян Бах, классика с самого начала вдохновляла и изумляла его.

Арнштадт, Веймар и Мюльхаузен (1703 - 1717)

В 1703 году, после окончания учебы в школе Св. Михаила в Люнебурге, композитор был назначен придворным музыкантом в часовню герцога Иоганна Эрнста III в Веймаре. За время его семимесячного пребывания там за Бахом закрепилась репутация отличного клавишника, и он был приглашен на новую должность смотрителя органа в церкви Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте, на 30 км к юго-западу от Веймара. Несмотря на хорошие семейные связи и его собственный музыкальный энтузиазм, после нескольких лет службы возникла напряженность в отношениях с начальством. В 1706 году Баху был предложен пост органиста в церкви Святого Власия (Мюльхаузен), который он занял в следующем году. Новая должность оплачивалась намного выше, влючала в себя гораздо лучшие условия труда, а также более профессиональный хор, с которым Баху предстояло работать. Через четыре месяца состоялась свадьба Иоганна Себастьяна с Марией Барбарой. У них родилось семеро детей, четверо из которых дожили до взросления, включая Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила, ставших впоследствии известными композиторами.

В 1708 г. Бах Иоганн Себастьян, биография которого приняла новое направление, покидает Мюльхаузен и возвращается в Веймар, в этот раз в качестве органиста, а с 1714-го - устроителя концертов, и имеет возможность работать с более профессиональными музыкантами. В этом городе композитор продолжает играть и сочинять произведения для органа. Он также начал писать прелюдии и фуги, вошедшие впоследствии в его монументальный труд "Хорошо темперированный клавир", состоящий из двух томов. В каждый из них входят прелюдии и фуги, написанные во всех возможных минорных и мажорных тональностях. Также в Веймаре композитор Иоганн Себастьян Бах принимается за работу над произведением "Органная книжечка", содержащим лютеранские хоралы, сборником хоральных прелюдий для органа. В 1717 году он попал в немилость в Веймаре, был взят под арест почти на месяц и впоследствии отстранен от должности.

Кётен (1717 - 1723)

Леопольд (важное лицо - князь Ангальт-Кётенский) предложил Баху работу капельмейстера в 1717 году. Князь Леопольд, будучи сам музыкантом, восхищался талантом Иоганна Себастьяна, хорошо ему платил и давал значительную свободу в сочинении и исполнении. Князь был кальвинистом, а они не используют сложную и утонченную музыку в богослужении, соответственно, творчество Иоганна Себастьяна Баха того периода было светским и включало в себя оркестровые сюиты, сюиты для виолончели соло, для клавира, а также знаменитые "Бранденбургские концерты". В 1720 году, 7 июля, умирает его супруга Мария Барбара, родившая ему семерых детей. Знакомство композитора со второй женой происходит в следующем году. Иоганн Себастьян Бах, произведения которого постепенно начинают обретать популярность, женится на девушке по имени Анна Магдалена Вильке, певице (сопрано), в 1721 году, 3 декабря.

Лейпциг (1723 - 1750)

В 1723 году Бах получил новую должность, начав работать кантором хора Святого Фомы. Это была престижная служба в Саксонии, которую композитор нес в течение 27 лет, вплоть до своей смерти. В обязанности Баха входило обучение студентов пению и написание церковной музыки для главных церквей Лейпцига. Еще Иоганн Себастьян должен был давать уроки латыни, но имел возможность нанять вместо себя специального человека. Во время воскресных служб, а также по праздникам для богослужения в церкви требовались кантаты, и композитор обычно исполнял свои собственные сочинения, большинство из которых появились на свет в первые 3 года его пребывания в Лейпциге.

Иоганн Себастьян Бах, классика авторства которого в настоящее время хорошо известна многим людям, расширил свои композиторские и исполнительские возможности в марте 1729 года, взявшись за руководство Музыкальной коллегией, светским собранием под началом композитора Георга Филиппа Телемана. Коллегия являлась одним из десятков частных обществ, популярных в то время в крупных городах Германии, созданных по инициативе учащихся музыкальных заведений. Эти объединения сыграли важную роль в немецкой музыкальной жизни, будучи руководимыми по большей части выдающимися специалистами. Многие работы Баха периода 1730-1740-х гг. были написаны и исполнены в Музыкальной коллегии. Последняя крупная работа Иоганна Себастьяна - "Месса си минор" (1748-1749), которую признавали как его наиболее глобальное церковное произведение. Хотя полностью "Месса" ни разу не исполнялась при жизни автора, ее считают одним из наиболее выдающихся творений композитора.

Смерть Баха (1750)

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Органное творчество

Больше всего при жизни Бах был известен именно как органист и композитор органной музыки, которую он писал во всех традиционных немецких жанрах (прелюдии, фантазии). Излюбленные жанры, в которых творил Бах Иоганн Себастьян - токката, фуга, хоральные прелюдии. Его органное творчество очень разнообразно. В молодом возрасте Иоганн Себастьян Бах (кратко его биографии мы уже коснулись) заслужил репутацию весьма творческого композитора, способного адаптировать многие иностранные стили к требованиям органной музыки. Большое влияние на него оказали традиции Северной Германии, в частности Георг Бём, с которым композитор познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде, которого Иоганн Себастьян навестил в 1704 году во время длительного отпуска. Примерно в это же время Бах переписывает работы многих итальянских и французских композиторов, а позднее - скрипичные концерты Вивальди, чтобы вдохнуть в них новую жизнь уже в качестве произведений для органного исполнения. За время наиболее продуктивного творческого периода (с 1708 по 1714 годы) пишет Бах Иоганн Себастьян фуги и токатты, несколько десятков пар прелюдий и фуг и "Органную книжечку" - незаконченный сборник из 46 хоральных прелюдий. После отъезда из Веймара композитор пишет меньше органной музыки, хотя и создает ряд известных произведений.

Другие произведения для клавира

Бах писал очень много музыки для клавесина, часть которой можно исполнять на клавикордах. Многие из этих сочинений являются энциклопедическими, включающими в себя теоретические методы и приемы, которые любил использовать Бах Иоганн Себастьян. Произведения (список) представлены ниже:

  • "Хорошо темперированный клавир" - двухтомный труд. Каждый том содержит прелюдии и фуги во всех употребимых 24-х мажорных и минорных ключах, расположенные в хроматическом порядке.
  • Инвенции и увертюры. Эти двух- и трехголосные произведения расположены в том же порядке, что и "Хорошо темперированный клавир", за исключением некоторых редких тональностей. Они были созданы Бахом в учебных целях.
  • 3 сборника танцевальных сюит, "Французских сюит", "Английских сюит" и партит для клавира.
  • "Гольдберг-вариации".
  • Различные пьесы, такие как "Увертюра во французском стиле", "Итальянский концерт".

Оркестровая и камерная музыка

Иоганн Себастьян также писал произведения для отдельных инструментов, дуэты и небольшие ансамбли. Многие из них, такие как партиты и сонаты для скрипки соло, шесть различных сюит для виолончели соло, партита для флейты соло, считаются одними из самых выдающихся в репертуаре композитора. Писал Бах Иоганн Себастьян симфонии, а также создал несколько композиций для лютни соло. Он создавал также трио-сонаты, сонаты соло для флейты и виолы да гамба, большое количество ричеркаров и канонов. Например, циклы "Искусство фуги", "Музыкальное приношение". Самая известная оркестровая работа Баха - "Бранденбургские концерты", названная так потому, что Иоганн Себастьян представил ее в надежде получить работу от Кристиана Людвига Бранденбург-Шведского в 1721 году. Его попытка тем не менее оказалась неудачной. Жанр этой работы - кончерто гроссо. Другие сохранившиеся работы Баха для оркестра: 2 концерта для скрипки, концерт, написанный для двух скрипок (тональность "ре минор"), концерты для клавира и камерного оркестра (от одного до четырех инструментов).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Кантаты. Начиная с 1723 года Бах работал в церкви Св. Фомы, и каждое воскресенье, а также по праздникам он руководил исполнением кантат. Несмотря на то что иногда он ставил кантаты других композиторов, Иоганн Себастьян написал по меньшей мере 3 цикла своих произведений в Лейпциге, не считая тех, что были сочинены в Веймаре и Мюльхаузене. Всего было создано более 300 кантат, посвященных духовной тематике, из которых сохранились приблизительно 200.
  • Мотеты. Мотеты, автором которых являлся Иоганн Себастьян Бах - произведения на духовную тематику для хора и бассо континуо. Некоторые из них были сочинены для похоронных церемоний.
  • Пассионы, или страсти, оратории и магнификаты. Большие произведения Баха для хора и оркестра - это "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" (оба написаны для Страстной пятницы в церквях Святого Фомы и Святого Николая) и "Рождественская оратория" (цикл из 6 кантат, предназначенных для проведения рождественского богослужения). Более короткие сочинения - "Пасхальная оратория" и "Магнификат".
  • "Месса си минор". Бах создал свою последнюю большую работу, "Мессу си минор", в период между 1748 и 1749 годами. "Месса" так и не была поставлена полностью при жизни композитора.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль Баха сформировался благодаря его таланту к контрапункту, умению вести мотив, чутью к импровизации, заинтересованности в музыке Северной и Южной Германии, Италии и Франции, а также преданности лютеранским традициям. Благодаря тому, что у Иоганна Себастьяна был доступ ко многим инструментам и произведениям в детстве и юности, а также благодаря все возрастающему таланту к написанию плотной ткани музыки, обладающей потрясающей звучностью, черты творчества Баха наполнились эклектичностью и энергией, в которой зарубежное влияние умело сочеталось с уже существующей усовершенствованной немецкой музыкальной школой. Во время периода барокко многие композиторы сочиняли в основном только рамочные произведения, и уже сами исполнители дополняли их своими мелодическими украшениями и разработками. Эта практика значительно варьируется среди европейских школ. Однако Бах сочинял сам большинство или все мелодические линии и детали, почти не оставляя простора для интерпретации. Эта черта отражает плотность контрапунктических текстур, к которым тяготел композитор, ограничивающую свободу спонтанного изменения музыкальных линий. В некоторых источниках почему-то упоминаются произведения других авторов, которые якобы написал Иоганн Себастьян Бах. "Лунная соната", например. Мы с вами, конечно, помним, что это произведение создал Бетховен.

Исполнение

Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто - большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения - пассионы и "Месса си минор" - были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные "облегченные" версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них - известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых "Гольдберг-вариаций", создав свое произведение в стиле нью-эйдж.

Иоганн Себастьян Бах – величайшая фигура мировой культуры. Творчество музыканта-универсала, жившего в XVIII веке, жанрово всеохватно: немецкий композитор соединил и обобщил традиции протестантского хорала с традициями музыкальных школ Австрии, Италии и Франции.

Через 200 лет после смерти музыканта и композитора интерес к его творчеству и биографии не остыл, а современники используют произведения Баха в ХХ столетии, находя в них актуальность и глубину. Хоральная прелюдия композитора звучит в «Солярисе» . Музыка Иоганна Баха, как лучшее творение человечества, записана на Золотую пластинку Вояджера, прикрепленную к космическому аппарату, запущенному с Земли в 1977 году. По версии «Нью-Йорк Таймс» Иоганн Себастьян Бах – первый в десятке мировых композиторов, создавших шедевры, стоящие над временем.

Детство и юность

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах, расположившемся между взгорьями Хайнигского национального парка и Тюрингенского Леса. Мальчик стал младшим и восьмым ребенком в семействе профессионального музыканта Иоганна Амброзиуса Баха.

В роду Бахов пять поколений музыкантов. Исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой. Среди них прапрадед композитора Фейт Бах, булочник, повсюду носивший цитру – щипковый музыкальный инструмент в виде ящика.


Глава семейства Амброзиус Бах играл в церквях на скрипке и организовывал светские концерты, поэтому первые уроки музыки младшему сыну преподал он. Иоганн Бах с малых лет пел в хоре и радовал отца способностями и жадностью к музыкальным познаниям.

В 9 лет умерла мама Иоганна Себастьяна – Элизабет Леммерхирт, а через год мальчик стал круглым сиротой. Младшего брата взял на попечение старший – Иоганн Кристоф, церковный органист и учитель музыки в соседнем городке Ордруф. Кристоф отправил Себастьяна в гимназию, где тот учил богословие, латынь, историю.

Старший брат научил младшего играть на клавире и органе, но пытливому мальчику этих уроков оказалось мало: втайне от Кристофа он доставал из шкафа тетрадь с произведениями известных композиторов и лунными ночами переписывал ноты. Но брат обнаружил Себастьяна за недозволенным занятием и отобрал записи.


В 15 лет Иоганн Бах стал самостоятельным: он устроился на работу в Люнебурге и блестяще окончил вокальную гимназию, открыв себе путь в университет. Но бедность и необходимость зарабатывать средства к существованию поставили на учебе точку.

В Люнебурге любознательность подтолкнула Баха к путешествиям: он побывал в Гамбурге, Целле и Любеке, где познакомился с творчеством именитых музыкантов Рейнкена и Георга Бема.

Музыка

В 1703 году, окончив гимназию в Люнебурге, Иоганн Бах устроился придворным музыкантом в капеллу веймарского герцога Иоганна Эрнста. Бах играл на скрипке полгода и приобрел первую популярность как исполнитель. Но вскоре Иоганну Себастьяну надоело ублажать слух господ игрой на скрипке – он мечтал развиваться и открывать новые горизонты в искусстве. Поэтому без раздумий согласился занять освободившуюся должность придворного органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте, что в 200 километрах от Веймара.

Иоганн Бах работал три дня в неделю и получал высокое жалование. Церковный орган, настроенный по новой системе, расширял возможности молодого исполнителя и композитора: в Арнштадте Бах написал три десятка органных произведений, каприччио, кантат и сюит. Но напряженные отношения с властями подтолкнули Иоганна Баха покинуть город через три года.


Последней каплей, перевесившей чашу терпения церковного начальства, стало длительное отлучение музыканта из Арнштадта. Косные церковники, и без того недолюбливавшие музыканта за новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений, устроили Баху унизительное разбирательство за поездку в Любек.

В городе жил и творил знаменитый органист Дитрих Букстехуде, чьи импровизации на органе Бах мечтал послушать с детства. Не имея денег на карету, Иоганн осенью 1705 года отправился в Любек пешком. Игра мэтра потрясла музыканта: вместо отпущенного месяца он пробыл в городе четыре.

После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия.


Власти города и церковное начальство благоволили талантливому музыканту, его заработок оказался выше, чем в Арнштадте. Иоганн Бах предложил экономный план реставрации старого органа, одобренный властями, и написал праздничную кантату «Господь – мой царь», посвященную инаугурации нового консула.

Но через год ветер странствий «снял» Иоганна Себастьяна с места и перенес в ранее покинутый Веймар. В 1708 году Бах занял место придворного органиста и поселился в доме рядом с герцогским дворцом.

«Веймарский период» биографии Иоганна Баха оказался плодотворным: композитор сочинил десятки клавирных и оркестровых произведений, познакомился с творчеством и Корелли, научился использовать динамичные ритмы и гармонические схемы. Общение с работодателем – наследным герцогом Иоганном Эрнстом, композитором и музыкантом, повлияло на творчество Баха. В 1713 году герцог привез из Италии ноты музыкальных произведений местных композиторов, открывших для Иоганна Баха новые горизонты в искусстве.

В Веймаре Иоганн Бах приступил к работе над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий для органа, сочинил величественную органную «Токкату и фугу ре-минор», «Пассакалью до-минор» и 20 духовных кантат.

К концу службы в Веймаре Иоганн Себастьян Бах стал широко известным мастером клавесина и органистом. В 1717 году в Дрезден прибыл знаменитый французский клавесинист Луи Маршан. Концертмейстер Волюмье, наслышанный о таланте Баха, пригласил музыканта состязаться с Маршаном. Но в день соревнования Луи удрал из города, испугавшись провала.

Желание перемен позвало Баха в дорогу осенью 1717-го. Герцог отпустил любимого музыканта «с изъявлением немилости». Органиста нанял на должность капельмейстера князь Ангальт-Кетенский, хорошо разбиравшийся в музыке. Но приверженность князя кальвинизму не позволяла Баху сочинять утонченную музыку для богослужений, поэтому Иоганн Себастьян писал преимущественно светские произведения.

В «кетенский» период Иоганн Бах сочинил шесть сюит для виолончели, Французскую и Английскую клавирные сюиты, три сонаты для скрипичных соло. В Кетене появились знаменитые «Бранденбургские концерты» и цикл произведений, включающий 48 прелюдий и фуг, названный «Хорошо темперированный клавир». Тогда же Бах написал двухголосные и трехголосные инвенции, которые называл «симфониями».

В 1723 году Иоганн Бах устроился кантором хора Святого Фомы в церкви Лейпцига. В том же году публика услышала произведение композитора «Страсти по Иоанну». Вскоре Бах занял должность «музыкального директора» всех городских церквей. За 6 лет «лейпцигского периода» Иоганн Бах написал 5 годовых циклов кантат, два из которых утеряны.

Городской совет дал в распоряжение композитора 8 хоровых исполнителей, но этого количества было крайне мало, поэтому до 20 музыкантов Бах нанимал сам, что служило причиной частых стычек с властью.

В 1720 годах Иоганн Бах сочинял преимущественно кантаты для исполнения в церквях Лейпцига. Желая расширить репертуар, композитор писал светские произведения. Весной 1729 года музыканта назначили руководителем Музыкальной коллегии – светского ансамбля, основанного другом Баха Георгом Филиппом Телеманом. Ансамбль дважды в неделю на протяжении года устраивал двухчасовые концерты в кофейне Циммермана рядом с рыночной площадью.

Большинство светских произведений, сочиненных композитором с 1730 по 1750 годы, Иоганн Бах написал для исполнения в кофейне.

В их число входит шутливая «Кофейная кантата», комическая «Крестьянская кантата», клавирные пьесы и концерты для виолончели и клавесина. В эти годы написана знаменитая «Месса си минор», которую называют лучшим хоровым произведением всех времен.

Для духовного исполнения Бах создал «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», получив от двора в награду за творчество титул королевско-польского и саксонского придворного композитора.

В 1747 году Иоганн Бах побывал во дворе короля Пруссии Фридриха II. Вельможа предложил композитору музыкальную тему и попросил написать импровизацию. Бах – мастер импровизации – тут же сочинил трехголосную фугу. Вскоре он дополнил ее циклом вариаций на эту тему, назвал «Музыкальным приношением» и послал в подарок Фридриху II.


Другой большой цикл, названный «Искусство фуги», Иоганн Бах не дописал. Сыновья опубликовали цикл после смерти отца.

В последнее десятилетие слава композитора померкла: расцветал классицизм, современники считали стиль Баха старомодным. Но молодые композиторы, воспитанные на произведениях Иоганна Баха, почитали его. Творчество великого органиста любили и .

Всплеск интереса к музыке Иоганна Баха и возрождение славы композитора началось в 1829 году. В марте пианист и композитор Феликс Мендельсон организовал в Берлине концерт, где прозвучало произведение «Страсти по Матфею». Последовал неожиданно громкий резонанс, представление собрало тысячи зрителей. Мендельсон отправился с концертами в Дрезден, Кенигсберг и Франкфурт.

Произведение Иоганна Баха «Музыкальная шутка» и сегодня одно из любимых для тысяч исполнителей мира. Задорная, мелодичная, нежная музыка звучит в разных вариациях, адаптированных под игру на современных инструментах.

Популяризируют музыку Баха западные и российские музыканты. Вокальный ансамбль The Swingle Singers выпустил дебютный альбом Jazz Sebastian Bach, принесший коллективу из восьми вокалистов мировую славу и премию «Грэмми».

Обрабатывали музыку Иоганна Баха и джазовые музыканты Жак Лусье и Джоэль Шпигельман. Отдать должное гению попытался российский исполнитель .

Личная жизнь

В октябре 1707 года Иоганн Себастьян Бах женился на юной кузине из Арнштадта Марии Барбаре. У пары родилось семеро детей, но трое умерли в младенчестве. Трое сыновей – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан – пошли стопами отца и стали известными музыкантами и композиторами.


Летом 1720 года, когда Иоганн Бах с князем Ангальт-Кетенским находился за границей, Мария Барбара умерла, оставив четырех малышей.

Личная жизнь композитора наладилась через год: при дворе герцога Бах познакомился с молодой красавицей и талантливой певицей Анной Магдаленой Вильке. Иоганн женился на Анне в декабре 1721 года. У них родилось 13 детей, но пережили отца 9.


В преклонные годы семья для композитора оказалась единственной отрадой. Для жены и детей Иоганн Бах сочинял вокальные ансамбли, устраивал камерные концерты, наслаждаясь песнями жены (у Анны Бах было красивое сопрано) и игрой подросших сыновей.

Судьба жены и младшей дочери Иоганна Баха сложилась печально. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных, а младшая дочь Регина влачила полунищенское существование. В последние годы жизни женщине помог Людвиг ван Бетховен.

Смерть

В последние 5 лет зрение Иоганна Баха стремительно ухудшалось, но композитор сочинял музыку, диктуя произведения зятю.

В 1750 году в Лейпциг приехал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора сложно назвать безупречной, но Бах цеплялся за соломинку и рискнул. После операции зрение не вернулось к музыканту. Тейлор вторично прооперировал композитора, но за кратковременным возвращением зрения наступило ухудшение. 18 июля 1750 года случился удар, а 28 июля 65-летний Иоганн Бах скончался.


Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Затерянную могилу и останки нашли в 1894 году и перезахоронили в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна, где музыкант прослужил 27 лет. Храм был разрушен бомбежкой во время Второй мировой войны, но прах Иоганна Баха нашли и в 1949 году перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.

В 1907 году в Эйзенахе, где родился композитор, открыли музей, а в 1985 году музей появился в Лейпциге.

  • Любимым занятием Иоганна Баха считалось посещение захолустных церквей в одежде бедного преподавателя.
  • Благодаря композитору в церковных хорах поют и мужчины, и женщины. Жена Иоганна Баха стала первой церковной хористкой.
  • Иоганн Бах не брал деньги за частные уроки.
  • Фамилия Бах переводится из немецкого, как «ручей».

  • Иоганн Бах просидел месяц в тюрьме за то, что постоянно просил отставку.
  • Георг Фридрих Гендель – современник Баха, но композиторы не встретились. Судьбы двух музыкантов похожи: оба ослепли в результате неудачной операции, сделанной врачом-шарлатаном Тейлором.
  • Полный каталог работ Иоганна Баха опубликован через 200 лет после смерти.
  • Немецкий вельможа заказал композитору написать произведение, прослушав которое он смог бы заснуть крепким сном. Иоганн Бах выполнил просьбу: знаменитые Гольдберг-вариации - и сейчас хорошее «снотворное».

Афоризмы Баха

  • «Чтобы хорошо выспаться, следует ложиться не в тот же день, когда нужно просыпаться».
  • «Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши нажимать».
  • «Цель музыки – трогать сердца».

Дискография

  • «Аве Мария»
  • «Английская сюита N3»
  • «Брандербургский концерт N3»
  • «Итальянская инфлюенция»
  • «Концерт N5 F-Minor»
  • «Концерт N1»
  • «Концерт для виолончели и оркестра D-Minor»
  • «Концерт для флейты, виолончели и арфы»
  • «Соната N2»
  • «Соната N4»
  • «Соната N1»
  • «Сюита N2 B-Minor»
  • «Сюита N2»
  • «Сюита для оркестра N3 D-Major»
  • «Токката и фуга D-Minor»