Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Антонелло да Мессина. Antonello da Messina. Антонелло да Мессина – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge Антонелло да мессина мужской портрет автопортрет

Антонелло да Мессина. Antonello da Messina. Антонелло да Мессина – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge Антонелло да мессина мужской портрет автопортрет

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 14.10.2016 14:16 Просмотров: 1312

Антоне́лло из Месси́ны, итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, писал, конечно же, не только портреты.

Но именно портретная живопись является вершиной его творчества. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV- начала XVI вв.

Из биографии

Антонелло да Мессина. Автопортрет

Художник родился в городе Мессина (о. Сицилия) между 1429 и 1431 г. Окончил провинциальную школу. Затем переехал в Неаполь (приблизительно в 1450 г.), где начал учёбу у Колантонио (Никколо Антонио). Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Однако известно, что поскольку Колантонио изучал фламандское искусство, особенно творчество Яна ван Эйка, то нидерландские традиции живописи нашли отклик и в творчестве Антонелло да Мессина. А в зрелых его работах особенно ярко проявился сплав итальянской и нидерландской техник.
Колантонио был первым итальянским художником, начавшим писать маслом. Технику чистой масляной живописи он позаимствовал у Яна ван Эйка. А затем в этой технике начал работать и Антонелло да Мессина.
В 1475-1476 гг. да Мессина работал над заказами в Венеции. Там он познакомился со многими художниками и особенно подружился с Джованни Беллини. Считается, что написанные в Венеции картины Антонелло да Мессина являются лучшими в его творчестве.

Антонелло да Мессина «Распятие» (1475). Национальная Галерея (Лондон)
Евангельский сюжет передан художником в нидерландском стиле и по-своему. Как известно, свидетелями казни Иисуса Христа были 4 человека (не считая распятых разбойников, римских воинов и народа, стоявшего вокруг): Его Мать Мария, евангелист Иоанн, Мария Магдалина и Мария Клеопова. Но Антонелло да Мессина изображает на своей картине только Богородицу и Иоанна, которому Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26-27).
На заднем плане картины изображён родной город художника – Мессина.

Антонелло да Мессина «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом»
На светлом фоне с трудом различается родной город художника – Мессина, но отчетливо вырисовываются фигуры Христа и ангела. Ангел тихо плачет, глаза его потемнели, покраснели веки, две почти невидимые слезы оставили влажные следы на его лице...

Антонелло да Мессина «Ecce Homo» («Се, человек»). Пьяченца, Городской музей
«Вот человек» – слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.
Вид человеческого страдания невыносимо мучителен. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания.

Портреты кисти Антонелло да Мессина

Антонелло был итальянцем по рождению, но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции северной Европы. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Почти треть из его сохранившихся произведений – портреты.
Стиль художника отличается технической виртуозностью и тщательной проработкой деталей, а также глубиной фона. Все эти характеристики свойственны и его портретам, которые с 1470 г. стали основным жанром его творчества. Портретный жанр Антонелло отмечен чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Художник считается мастером трехчетвертного погрудного портрета. Фактически он является первым итальянским мастером станкового портрета. Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

Антонелло да Мессина. «Мужской портрет (возможно, «Автопортрет»). Национальная галерея (Лондон)
Его портретные композиции практически неизменны, т.к. он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета: он всегда пишет модель погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя. Он никогда не пишет руки и не изображает аксессуаров.
Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность, а точка зрения чуть снизу придает изображению оттенок монументальности.
На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикрепленная» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой.
Свет на портрете обычно падает слева, навстречу лицу. Тени тонко моделируют лицо.
Мы уже несколько раз подчёркивали близость портретного жанра Антонелло к нидерландскому искусству. Так вот, современные рентгеновские методы исследования показывают, что техника живописи, глубокие и красочные тона портретов Антонелло идентичны по технике нидерландской живописи.
Но метод Антонелло имеет и свои особенности. Его рисунок нарочито округл и упрощен, его портреты более обобщены. А некоторые искусствоведы даже видят в них подобие круглой раскрашенной скульптуры, т.к. формы лица имеют трёхмерное изображение.
Самым ранним портретом кисти Антонелло да Мессина считается «Портрет неизвестного» из Чефалу.

Антонелло да Мессина «Мужской портрет» (Чефалу)
В отличие от нидерландских портретов персонаж этой картины улыбается. Антонелло стал первым художником XV в., открывшим выразительность улыбки.

«Кондотьер» (1475) – один из самых «нидерландских» портретов Антонелло по технике исполнения и один из самых итальянских по духу.
Имя заказчика полотна неизвестно.
На зрителя смотрит мужественный юноша. Он не пытается кому-либо понравиться, а смотрит высокомерно и как будто с угрозой и презрением. Темный фон и темная одежда контрастируют с хорошо освещенным лицом – собственно, это и было целью художника: сосредоточить внимание зрителя только на лице.
Сам художник не давал название картине, оно дано позднее самими зрителями. В этом лице зрители увидели кондотьера (руководитель военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев, т.е. фактически – наёмник).
Взгляд «кондотьера» сверлящий, напряженный и застывший. Точка зрения художника – чуть сверху, поэтому лицо обретает большую подвижность, сильнее скошены глаза, тени создают более явственный рельеф лица.

Антонелло да Мессина «Портрет старика» (Турин)
Портрет старика считается шедевром того времени. Художник изобразил человека с оттенком иронического пренебрежения на лице. Это впечатление достигается сильным смещением точки зрения вниз. Благодаря этому приему особенности портретного искусства Антонелло получаются особенно заострёнными: зрачки персонажа находятся в резком движении; голова как бы поворачивается, следуя за быстрым взглядом.
Искусствоведы отмечают подчеркнутую демократичность созданных художником образов. Антонелло да Мессина демонстрирует их человеческую, личную уникальность, а не сословную исключительность.
Умер Антонелло да Мессина в Венеции в 1479 г. Его картины составляют большую редкость; значительная часть их хранится в Венецианской академии, в Лондонской национальной галерее и в Берлине; в Вене находится его «Спаситель в гробу», в Мессине – церковные картины. Его творчество оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения.

Антонелло да Мессина(1430-1479)

Мадонна с младенцем

Родился в Мессине, на Сицилии, в семье скульптора. Примерно между 1450-55 обучался в Неаполе в мастерской живописца Колантонио. Автор биографии художника, Джорджо Вазари, сообщает о его поездке в Нидерланды, где Антонелло познакомился с техникой масляной живописи — это сообщение, ранее считавшееся вымыслом, кажется вполне правдоподобным. В 1456 у него уже появляется собственная мастерская в Мессине. В 1457 братство св. Михаила в Реджо-ди-Калабрия заказало Антонелло роспись хоругви. Вероятно, он имел немало подобных заказов, с ними связаны его поездки по Южной Италии.

Мария Аннунциата

Вплоть до 1465 его имя упоминается в различных сицилийских документах, в это время он пишет алтарные образы и расписывает хоругви. В конце 1460-х годов художник, по-видимому, посетил Рим, где познакомился с произведениями Пьеро делла Франческа. В 1473 его имя снова упоминается в мессинских документах в связи с заказами алтарных образов и хоругвей. В 1475 он появляется в Венеции, а в сентябре 1476 снова оказывается в Мессине. Его деятельность прерывается в начале 1479: 14 февраля 1479 он составляет завещание и вскоре умирает.

Портрет мужчины

Ранний период

Уроженец Южной Италии, Антонелло да Мессина соединил в своем творчестве две различные художественные традиции — итальянскую и нидерландскую, так как Неаполь, Палермо и Мессина были тесно связаны с Пиренейским полуостровом, Францией, Провансом и Нидерландами.

Мария Аннунциата

Нидерландская живопись пользовалась большим успехом при арагонском дворе; в пору своего ученичества в Неаполе художник имел возможность познакомиться с хранившимися там произведениями Ван Эйка и Петруса Кристуса. Уже в самых ранних дошедших до нас достоверных работах Антонелло («Распятие», ок. 1455, Музей искусств, Бухарест; «Святой Иероним», ок. 1460, и образ «Христа-Спасителя», 1465, обе — Национальная галерея, Лондон) влияние нидерландцев ощутимо не только в заимствовании иконографии, но и в трактовке окружающего мира — в пейзажном фоне «Распятия» (изображена мессинская бухта), который изобилует множеством подробностей и деталей, воссозданных с чисто «нидерландской» скрупулезностью и тщательностью, в сложных пространственных и световых эффектах изображения «Святого Иеронима». Однако от нидерландских образцов картины Антонелло отличаются типично итальянской, пластичной моделировкой форм и ясностью построения пространства.

Святой Джероламо

Не менее важным для сложения манеры Антонелло было усвоение уроков живописи Раннего Возрождения. Итальянская тяга к идеальной типизации, к пластической обобщенности в сочетании с «нидерландской» натурализацией претворяются в живописи Антонелло после 1470 в особенный стиль.

Святой Грегорио

Его алтарные образы (например, дошедшие до нас в плохой сохранности «Благовещение», 1474, Национальный музей, Сиракуза; «Полиптих св. Георгия», 1473, Национальный музей, Мессина), изображения Мадонны и Христа («Се человек») характеризуются сложным взаимопроникновением нидерландских и итальянских форм и иконографии.

Святой Агостино

Портреты

Наиболее яркая часть наследия Антонелло — его портреты (все относятся к периоду между 1465-76). Здесь решающим было влияние нидерландской живописи и прежде всего портретов Яна Ван Эйка, у которого мастер заимствует композицию портретного изображения и саму технику масляной живописи: портретируемый изображается погрудно в трехчетвертном повороте на темном нейтральном фоне, взгляд устремлен на зрителя.

Портрет неизвестного

Другой источник для Антонелло — портретная пластика приезжавших в Сицилию скульпторов Раннего Возрождения Доменико Гаджини и Франческо Лаурана. Отсюда — пластичность и стереометричность, тяга к выявлению пластического начала, которые отличают работы художника от нидерландских образцов.

Портрет молодого человека

В портретах Антонелло трактовка личности портретируемого становится более открытой, чем у его нидерландских прототипов — нидерландская имперсональность сменяется активностью модели, ее стремлением к самоутверждению. Изображенные люди смотрят на зрителя так пристально, словно ожидают некоего вопроса, их лица нередко оживляет улыбка.

Портрет неизвестного

Шедевром портретного искусства Антонелло являются: «Портрет неизвестного» (1465-70, Музей Мандралиска, Чефалу), так называемый «Кондотьер» (1475, Лувр), где пластическая лепка лица изображенного подчеркивает его внутреннюю энергию; так называемый «Автопортрет» (1474-75, Национальная галерея, Лондон) и «Портрет молодого человека» (1476 ?, Государственные музеи, Берлин-Далем).

Портрет молодого человека

Венецианский период

Заключительный этап творчества Антонелло относится к 1475-76, к годам его венецианского путешествия (возможно, посетил также Милан). Уже вскоре после прибытия в Венецию его творчество стало привлекать восторженное внимание. Венецианские власти делают ему целый ряд заказов, его живопись и прежде всего известная ему техника масляной живописи оказала значительное воздействие на венецианских художников. Метод построения формы цветом, а не линией и светотенью, используемый Антонелло, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие венецианской живописи.

Святой Себастьян

В то же время, знакомство самого Антонелло да Мессина с работами мастеров Раннего Возрождения, прежде всего Пьеро делла Франчески и Андреа Мантеньи, отразилось в изменении образного строя его картин: они стали светлее, пространство свободнее, композиция уравновешенней и структурней, изображения архитектуры более классичными и гармоничными.

Распятие с Марией и Иоанном

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов. Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио - живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475-1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини.Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. - начала XVI в.Умер в Мессине в 1479 году.

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов. Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио - живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475-1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини.Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. - начала XVI в.Умер в Мессине в 1479 году. Сохранить

Антонелло да Мессина (1429/1431 - 1479) - итальянский художник, видный представитель южной итальянской школы живописи эпохи раннего Возрождения.

Биография Антонелло да Мессина

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г.

Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов.

Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио - живописца, связанного с нидерландской традицией.

Умер в Мессине в 1479 году.

Творчество Антонелло да Мессина

В 1475-1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.

Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.

Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.

На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини.

Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.

В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели.

Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. - начала XVI в.

Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда - независимо друг от друга, и нередко - благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров.

Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине - в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета - Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками).

Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах.

Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

Работы художника

  • Распятие. 1475 год. Национальная Галерея. Лондон
  • Мария Аннунциата. Ок.1476 г. Национальный музей. Палермо
  • Распятие с Марией и Иоанном. 1475. музей изящных искусств. Антверпен
  • Мария Аннунциата. 1473. Старая пинакотека. Мюнхен
  • Св. Себастьян. 1476. Галерея старых мастеров. Дрезден
  • Антонелло да Мессина. «Портрет старика (Тривульцио де Милано)», Турин
  • Антонелло да Мессина. Т. н. «Кондотьер», Лувр
  • Благовещение. 1473