Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Аникушин михаил константинович скульптуры. Аникушин, михаил константинович. Аникушин Михаил Константинович

Аникушин михаил константинович скульптуры. Аникушин, михаил константинович. Аникушин Михаил Константинович

Установленный в Петербурге напротив здания Русского музея, но скульптор также является автором более двадцати монументальных композиций. Самая известная работа Михаила Константиновича Аникушина - «Памятник защитникам Ленинграда», открытый в 1975 году.

Хотя вся творческая жизнь Михаилf Аникушина волей обстоятельств оказалась связанной с Ленинградом, но он считал себя москвичом по духу и по происхождению. Аникушин родился в Москве, в одном из переулков, расположенных близ Большой Серпуховской улицы. Его отец пришел в Москву из деревни и почти до последних дней жизни работал мастером-паркетчиком.

Михаил был четвертым ребенком в семье. В год его рождения отец был призван в армию, поскольку продолжалась Первая мировая война. Едва оправившись после родов, мать переехала вместе со всеми детьми в деревню, к родителям мужа. Только в 1926 году, когда Михаил закончил второй класс, семья вновь оказалась в Москве, куда к тому времени вернулся и отец.

Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Он говорил, что, сколько себя помнит, лепил и рисовал. В Москве он поступил в школу, где стал школьным художником, оформлял стенгазеты и рисовал плакаты к праздникам. Учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров Ленинского района. Ею руководил известный педагог и художник Г. Козлов. Он заметил, что Михаил хорошо чувствует объем, и стал заниматься с мальчиком лепкой.

Под руководством Козлова, Михаил Аникушин осваивает необходимые навыки и начинает лепить с натуры портреты своих товарищей и небольшие жанровые группы - «Юный авиамоделист», «Помощь товарищу». Козлов настоял на том, чтобы работы Аникушина были показаны в разделе детского творчества на выставке, посвященной пятнадцатилетию организации Красной армии. Там их увидел известный художник Александр Дейнека . Он встретился с мальчиком и сказал, что ему необходимо получить специальное образование.

Закончив среднюю школу, Михаил Аникушин отправляется в Ленинград, поскольку там находилось единственное в то время скульптурное отделение при Академии художеств.

Козлов дал Аникушину рекомендательное письмо к ректору Академии Иосифу Бродскому . Михаил блестяще сдает вступительные экзамены, и его принимают сразу во второй подготовительный класс при Академии. Тогда отделение скульптуры вел В. Богатырев. Под его руководством Аникушин не только выполняет учебные задания, но и начинает работать самостоятельно. Его скульптуры «Мать», «Пионер, читающий свои стихи» были показаны на выставке юных дарований, посвященной восьмому съезду Советов. Там они получают восторженную оценку художника Б. Иогансона, который отметил, что по уровню исполнения скульптуры соответствуют первому курсу Академии.

Всего за год Михаил Константинович Аникушин полностью выполняет учебный план подготовительных классов, и по ходатайству Богатырева его переводят сразу в последний класс средней художественной школы. Теперь его педагогом становится скульптор Г. Шульц.

Под его руководством Михаила Аникушин выполняет вступительную работу в Академию. В 1937 году он становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. Он был известен не только как автор прекрасных монументальных работ, но и как талантливый педагог, воспитавший не одно поколение мастеров.

В мастерской Матвеева Аникушин проучился пять лет. Уже во время учебы на нервом курсе он становится ассистентом профессора и помогает ему в работе над проектом памятника А. Пушкину. Вместе с другими скульпторами в 1937 году Матвеев принимал участие в конкурсе на памятник поэту, который планировалось установить в Ленинграде. Проект Матвеева занял на конкурсе второе место, но он не смог завершить работу над ним: началась война.

В 1939 году по совету Матвеева, Михаил Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами. Он получает первую премию, и в послевоенное время памятник по его модели был установлен в Баку.

Поскольку к началу войны Аникушин был студентом пятого курса, его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Но он добивается призыва и становится солдатом противотанкового полка.

Михаил Константинович Аникушин пробыл на фронте до Дня Победы, в немногие свободные часы продолжая рисовать. Им была создана галерея портретов однополчан. В 1945 году Аникушин возвращается в Академию и начинает работу над дипломной композицией «Воин-победитель». Работа получает высокую оценку комиссии, ее признали настолько удачной, что она вошла одной из составляющих в создававшийся в Сталинграде памятник воинам-чекистам.

Закончив Академию, Михаил Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. Он занимается со студентами и начинает работать в качестве скульптора-портретиста.

К 1949 году в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное. Первой большой работой, выполненной после окончания Академии, становится памятник Пушкину, представленный им на конкурс 1949 года. Вместе с Аникушиным в конкурсе участвовали В. Домогацкий, С. Меркуров, В. Синайский, И. Шадр, но лишь несколько вариантов, в числе которых оказалась и модель, представленная Аникушиным, получили одобрение комиссии и были выставлены в Русском музее. Зрители и авторитетное жюри отдали предпочтение двум вариантам памятника - Аникушина и Николая Томского. Но последний снял свою кандидатуру. Так Михаил Аникушин стал победителем.

Однако он продолжил работу над памятником. В процессе подготовки окончательного варианта Аникушин существенно изменил композицию. Он отказался от круглого постамента и вместе с архитектором В. Петровым сделал гранитный пьедестал в форме параллелепипеда, гармонировавший с классицистическим оформлением Русского музея.

В ходе работы над памятником Аникушин создал несколько вариантов фигуры поэта. Некоторые из них были настолько удачными, что стали моделями для ряда памятников Пушкину. Один из первых вариантов стал основой мраморной фигуры, установленной в фойе актового зала MI"У на Воробьевых горах. Другой вариант памятника - «Сидящий Пушкин-лицеист» - разместили в Царском Селе, его выполнили в бронзе. Основной же вариант установили, как и планировалось, перед Русским музеем.

Параллельно Михаил Константинович Аникушин работает над памятниками другим русским писателям. В 1954 году он выполняет портрет Маяковского для памятника, позже установленного на площади Маяковского в Москве.

В 1956 году Михаил Аникушин отправляется в поездку по Италии, работает в музеях Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Им были созданы циклы рисунков и графических листов, вышедшие в виде книги.

Вернувшись из поездки, Михаил Аникушин продолжает работу над памятником Пушкину. Позже он признавался, что основной вариант сложился у него под влиянием пропорций скульптуры «Давид» Донателло. Именно тогда Аникушин предложил развернуть фигуру поэта и поднять его правую руку в экспрессивном жесте. Фигура приобрела легкость и наполнилась скрытым движением.

В апреле 1958 года за памятник Пушкину Аникушину присудили Ленинскую премию. Тогда же ему был заказан еще один памятник поэту для города Гурзуфа. Михаил Аникушин изобразил Пушкина сидящим на берегу моря. Основой для него послужил знаменитый портрет поэта, выполненный О. Кипренским. По разным причинам Аникушин никак не мог завершить памятник, он был установлен только в 1972 году.

Скульптор начинает работать и над памятником Чехову. Но он не успел к назначенному комиссией сроку и представил статую уже после завершения конкурса. Однако жюри сочло возможным отвергнуть остальные варианты и утвердило работу Аникушина.

Первоначально мастер задумал двухфигурную композицию, состоявшую из фигур Чехова и И. Левитана. Но комиссия приняла только скульптуру Чехова, ставшую основой памятника, открытого в Москве в 1973 году.

Затем он приступает к работе над памятниками физиологу Владимиру Бехтереву и композитору Р. Глиэру. В первой работе заметно влияние учителя Аникушина скульптора Меркурова. Своеобразная лаконичность силуэта соединяется с глубоким психологизмом. Похожим образом был решен памятник академику-физику А. Иоффе, установленный вначале на могиле ученого, а затем и перед институтом, где он работал.

Сам мастер своей лучшей работой считал скульптуру известного хирурга П. Куприянова, с которым он неоднократно встречался еще во время службы в армии. Первый вариант скульптуры Аникушин изготовил в 1947 году, это был своеобразный скульптурный эскиз.

В 1967 году по просьбе родных Куприянова, Аникушин вернулся к работе над бюстом и на его основе создал памятник хирургу, установленный на его могиле. Михаил Аникушин решил его в редком для русской скульптуры жанре барельефа. Изображенная в полный рост фигура врача как бы выходит из массивной беломраморной стелы.

С начала семидесятых годов Аникушин полностью сосредотачивается на монументальном замысле: он приступает к работе над памятником, посвященным героическим защитникам Ленинграда во время войны. Еще в пятидесятые годы вместе со скульптором Синайским и архитектором А. Баручевым Аникушин участвовал в конкурсе на проект мемориала погибшим во время блокады. Но тогда конкурс не был завершен.

Теперь он разрабатывает проект монумента вместе со своим постоянным соавтором архитектором Ф. Гепнером. Монументальная композиция была принята комиссией и стала основой мемориала, построенного на Московской площади в Ленинграде. Задуманный проект оказался настолько грандиозным, что был осуществлен в содружестве со скульптором Ф. Каменским и архитектором Ф. Сперанским.

Центром композиции стала монументальная статуя Победы, стоящая перед мраморным обелиском. Правда, в процессе работы Михаил Аникушин отказывается от традиционной аллегорической фигуры и заменяет ее композицией «Победители».

Вокруг нее разместились шесть скульптурных групп, в которых Аникушин изобразил защитников города. Каждая группа составляет своеобразное повествовательное единство с сюжетом. Скульптор признавался, что общий замысел композиции возник под влиянием услышанного им «Реквиема» Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. Образы персонажей навеяны военными стихами Ольги Берггольц .

Михаил Аникушин назвал всю композицию сказом о войне. Действительно, он придал каждой фигуре и конкретные, и обобщенные черты. Скульптор стремился, чтобы в памятнике передавалась не только скорбь, но и радость победы. Мастер не скрывал, что в компоновке отдельных элементов композиции он использовал опыт своих предшественников. В частности, группа «Оборонные работы» родилась под влиянием скульптуры Огюста Родена «Граждане Кале».

Одновременно с работой над памятником Аникушин изготовил бронзовый скульптурный фриз «Победа», который установили на фасаде здания Большого концертного зала.

В последние годы жизни Михаила Константиновича Аникушин занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней жизни продолжал преподавать в классе скульптуры. Он проработал профессором Академии более сорока лет.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917 – 1997) родился в семье рабочего-паркетчика в год знаменитого Октябрьского переворота. В скульптурной студии в Москве Г.А.Козлов познакомил юношу с традициями русской реалистической школы предыдущего века. Вдохновленный, Аникушин едет в Ленинград в и середине 1930-х и поступает в ИЖСА на скульптурный факультет. Учился у мастера А.Т.Матвеева, и его влияние на Аникушина будет определяющим долгие годы.

Но молодой скульптор не хотел порывать с материальным воплощением мира в скульптуре, не хотел видеть, как «матвеевцы», лишь отвлеченную художественную форму в результате. Грянула война, и начинающий скульптор ушел на фронт.

После войны все его творчество связано крепкими нитями только с городом на Неве. Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств был открыт в 1957 году. Это венец творения художника, скульптура органичнейшим образом (допустим такое словосочетание) вписалась в не терпящий малейшего дурновкусия ансамбль площади. Этот факт с удивлением отмечали современники Аникушина, отмечают и теперь практически все туристы. Складывается впечатление, что памятник здесь стоит со дня основания Петербурга. Пушкинская тема была очень важна для Михаила Константиновича: он работает над образом Пушкина для Пятигорска, Кишинева, Ташкента, станции метро «Черная речка»…

Другая значимая персона - вождь революции В.И. Ленин «в динамике» зафиксирован Аникушиным на Московской площади (1970 год). Вообще, его работам присуща индивидуализация, психологизм, чувства, переживаемые под «статическим» образом, а впоследствии - и откровенный страстный порыв. Таковы барельеф "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" (1967), Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975).

Волновал мастера и другой русский классик – А.П. Чехов. Он долго работал над монументом (это одна из основных подмеченных его черт - никуда не торопиться, если можешь сделать лучше - сделай), в итоге памятник появился в Москве.

Среди других его работ в городе на Неве - всем хорошо знакомые памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954), Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры, Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).

После смерти мастера не забыли: на доме 16 на Песочной набережной установлена мемориальная доска; именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где была его мастерская.

Фото: vk.com, 2do2go.ru/uploads, sutochno.ru/images, e-cis.info/pobeda, i.t30p.ru/1xZ

Аникушин Михаил Константинович
2 октября 1917

Михаил Константинович Аникушин родился 2 октября 1917 года в Москве, в многодетной семье рабочего-паркетчика. Он был четвертым ребенком в семье. Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Михаил Константинович рассказывал, что, сколько себя помнит, всегда лепил и рисовал.
В школе он рисовал стенгазеты и плакаты к праздникам. Школьный учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров. Ею руководил тогда известный педагог и художник Г. Козлов. Он-то и заметил, что мальчик хорошо чувствует объем, и начал заниматься с ним лепкой.
По совету Козлова, после окончания школы, Аникушин поехал в Ленинград с рекомендательным письмом к ректору Академии художеств И. Бродскому. Именно там находилось единственное в то время скульптурное отделение.
Михаил блестяще сдал экзамены и был зачислен сразу во второй подготовительный класс.
В 1937 году Михаил Аникушин становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. В 1939 году по совету Матвеева Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами и получает первую премию.
К началу войны Аникушин учился уже на 5-ом курсе. Его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Однако он яростно рвался на фронт и, в конце концов, стал солдатом противотанкового полка. Он прошел всю войну, в редкие свободные часы рисовал портреты своих однополчан.
В 1945 году Аникушин вернулся в Академию и начал работать над дипломной композицией «Воин-победитель».
Закончив Академию, Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. К тому времени в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное.
Одним из главных творений скульптора является памятник Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957 год). К пушкинской теме Аникушин обращался уже в 40-х годах. И она красной нитью прошла через все его творчество. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.
Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982).
Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, действительный член Академии художеств СССР. В последние годы жизни он занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней продолжал преподавать в классе скульптуры.
Умер Михаил Константинович 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге.

Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - советский и российский скульптор.

Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1958). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1986). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Учился в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945):

  • 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • 1936-1937 - учился в СХШ при В. А. Х., у Г. А. Шульца.
  • 1937-1941 и 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде.

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина.

Действительный член АХ СССР (1962). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1966-1976).

М. К. Аникушин умер 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1977).
  • два ордена Ленина (1967, 30.9.1977)
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.1985)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.1987)
  • орден Дружбы народов (28.9.1992)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева», «Рабочий В. С. Чичеров», «Балерина Г. С. Уланова», «Композитор Г. В. Свиридов»
  • народный художник СССР (1963)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации.

Память

  • 2 октября 2007 года на доме, где жил Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска.
  • Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он работал.
  • Имя скульптора также носит художественная школа города Кронштадт.
  • Именем скульптора названа малая планета № 3358.
  • В Вяземском переулке перед зданием мастерской 12 сентября 2013 года установлен памятник работы Николая Краюхина.

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А.; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева, бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку, Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова, установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре.
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки.
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде.
  • Памятник А. П. Чехову в Камергерском переулке в Москве (1997).
  • Памятник А. П. Чехову в городе Чехов. Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

    Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств

    Статуя А. С. Пушкина в вестибюле станции метро «Пушкинская»

    Памятник Ленину на Московской площади