Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Афон святая гора, главный оплот христианства. Что грозит за нарушение запрета Синода. Пища монахов Афона

Афон святая гора, главный оплот христианства. Что грозит за нарушение запрета Синода. Пища монахов Афона

Раскол вселенского Православия, учиненный фанарским масоном-экуменистом Варфоломеем, в самое ближайшее время может выйти ему боком. Накануне Священный Кинот Святой горы Афон принял важное решение, не успевшее стать официальным заявлением, но уже растиражированное рядом каналов мессенджера «Телеграм» и либеральным ресурсом znak.com. Речь идет об оформлении монастырей Афона де-юре автономии от Константинопольского Патриархата. Таким образом, вопрос с посещением афонских святынь, молитвенного и евхаристического общения православных России с афонитами автоматически снимается с повестки. Более того, антиэкуменические силы местных монахов-зилотов, давно выступавшие за разрыв отношений с Фанаром и потерпевшие немало лишений за свою позицию, могут праздновать победу.


«Решение Московского Патриархата (о разрыве канонического общения с Фанаром) никак не может относиться к Афону и живущим там представителям Русской церкви. Афон в административном отношении не подчиняется Константинопольскому Патриарху, поскольку он не является правящим архиереем Афонской автономии, а лишь ее духовным отцом. По уставному статуту Афона, который входит в Конституцию Греческой республики и Евросоюза, Афон – это самоуправляемая часть (автономия) Греции, управление которой осуществляется двадцатью афонскими монастырями, а именно собором игуменов, а в перерыве между соборами официальными представителями главенствующих монастырей.

По этой причине православные храмы и монастыри Афона – афонские, а не Константинопольской патриархии, и священнослужители – афонские, а не клирики Константинопольской патриархии. Всякое противное заявление является проявлением невежества и незнания в сфере канонического церковного права и особого церковного статуса афонской автономии и является антиканоническим», – цитируют заявления Св. Кинота источники, близкие к Афону.

Кому-то может показаться, что настоятели афонских монастырей просто озвучили очевидные факты, но это далеко не так. На всех официальных православных ресурсах (в т.ч. – российских) Святая Гора до настоящего времени называлась в числе епархий Константинопольского Патриархата. Несмотря на практически полную административную независимость от Константинопольского трона, патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в настоящее время – митрополит Родопольский Хризостом, а имя Варфоломея, соответственно, поминается первым чином на всех богослужениях.

Влияние Фанара на Афоне до недавнего времени было очень велико, хотя многие старцы и монахи-келиоты открыто называли Варфоломея «лжепатриархом», а старцы одного из самых почитаемых монастырей-Эсфигмена--даже наложили на Варфоломея анафему за его экуменизм, дружбу с папой Римским и канонические прегрешения. В прошлом году более 50 монахов (в том числе авторитетный старец Гавриил Карейский) в открытом письме Св. Киноту и игуменам афонских монастырей назвали прошедший Критский собор 2016 г., организованный Варфоломеем, «разбойничьим» и «антиправославным». В своем заявлении они отметили, что Собор официально узаконивает ересь экуменизма и призвали прекратить поминовение Вселенского патриарха. Тогда открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов. Кинот не рискнул открыто поддержать стоящих в истине, а разгневанный Варфоломей в ответ потребовал немедленно выселить своих обличителей с Афона. Затем в православных СМИ стали появляться сообщения, что монахов-зилотов под разными предлогами выживают с острова, а отдельных отшельников попросту оставляют без жилья, разоряя кельи в их отсутствие.

Как видим, вследствие безумного вторжения Константинополя на Украину а-ля «восточный папа», Варфоломей открыл свою истинную личину и начал терять позиции даже в своих вотчинах. Его действия уже осудили представители древнейших Поместных Православных Церквей и видные богословы, а теперь от него открещиваются и афониты.

Еще одна немаловажная причина выбора Афона – финансовая. По сообщениям различных социальных медиа, с 2005 года российские бизнесмены-меценаты пожертвовали на реставрацию и содержание различных афонских монастырей порядка 200 млн. долларов. То есть российская политическая и финансовая элита, из числа тех, кто считает себя православным, разумеется, в последние годы помогала Афону значительно больше Фанара, и терять такую поддержку Св. Кинот не собирается.

Но одним Афоном проблемы верного исполнителя воли ЦРУ Варфоломея не ограничиваются. В «родной» Турции, госслужащим которой он является и где, собственно, и находятся «константинопольская» община, насчитывающая от силы несколько десятков тысяч человек, местная неканоническая Турецкая православная церковь подала заявление на Константинопольского патриарха в местную прокуратуру, посчитав его «автокефальную деятельность» на Украине намеренным разжиганием конфликта между Россией и ближайшим соседом. Если президент Турции реально хочет сохранить расположение Путина, есть все основания что турецкая прокуратура даст ход этому заявлению---и скоро Варфоломея могут попросить из Стамбула

Это все, конечно, хорошо. А вот что плохо во всей этой истории с Фанаром, это то что РПЦ так и не решилась предъявить Фанару претензий по искажению вероучения, уклонению в экуменизм, одобрению двоебрачия духовенства и многим другим ересям.

Прозорливые монахи Афона давно разглядели в послушном союзнике Ватикана и Госдепа Варфоломее разрушителя Православия, пора наконец и нашему священноначалию порвать со своим экуменическим прошлым и общими усилиями обличить еретика. В том числе чтобы не подпасть под те же анафемы, что и Варфоломей (а такие разговоры, но уже в отношении патр. Кирилла, на Афоне ходят)

Что касается решения Св. Кинода, Московской Патриархии необходимо оперативно его поддержать и признать неактуальным недавнее заявление пресс-секретаря Патриарха Кирилла о том, что «прихожане РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон, являющейся канонической территорией Константинопольского Патриархата». Как видим, собор 20 святогорских монастырей придерживается иного мнения относительно своего управления.

И надо готовиться к преодолению еще одного шлагбаума – светских властей Греции, полностью подчинившихся западному вассалу. Как мы уже рассказывали, в последний год российские архиереи и простые священники, ранее без проблем посещавшие Святую Гору, стали массово получать отказы в визе от греческого консула. Два года назад послом США в Греции был назначен один из кураторов Евромайдана в Киеве Джеффри Пайетт, первым делом посетивший «с инспекцией» Афон, после чего местные власти развернули бурную антироссийскую деятельность. С большой долей вероятности официальные Афины в разгорающемся конфликте встанут на сторону Варфоломея – их объединяет общий куратор. Так пожелаем же нашему священноначалию стойкости и последовательности в принятии решений.

Решение о признании независимости Украинской православной церкви Константинополем фактически принято. Это непременно повлияет на сферу интересов РПЦ не только на Украине, но и во владениях Константинопольского патриархата.

Уже известен первый ответ Москвы на решение Константинополя – это прекращение молитвенного поминовения патриарха Варфоломея настоятелями русских церквей. Такая реакция, по мнению богословов, еще больше усложнит и без того испорченные отношения Москвы и Константинополя. А между тем обоим патриархатам на фоне украинской проблемы придется регулировать множество возникающих в связи с этим вопросов двустороннего взаимоотношения. Одним из них является ситуация вокруг Свято-Пантелеимонова монастыря, находящегося на территории греческого Афона.

Положение Святой Горы Афон с точки зрения международного права не такое уж простое. Он – неотъемлемая часть Греции, однако имеет полное самоуправление на основе собственной Уставной хартии 1924 года. А вот в духовном аспекте все двадцать монастырей Афона входят в сферу юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриарха.

Московский патриархат может иметь виды лишь на один афонский монастырь – Свято-Пантелеимонов, основанный русскими паломниками тысячу лет назад. Многие столетия царское правительство России помогало содержать этот скит и в целом оказывало широкую поддержку Афону, как политическую, так и материальную. С последней четверти XIX века вплоть до окончания Первой мировой войны Свято-Пантелеимонов монастырь находился под непосредственным контролем российского правительства и Русской православной церкви. И по-прежнему обитель, в которой проживает около 100 насельников, братством Афона зовется как «Святой Руссик».

Однако с точки зрения права все изменилось. Как заявляют власти Греции, никакого отношения Россия ни к Пантелеимонову монастырю (кроме исторического), ни к его монахам не имеет: у всех проживающих там послушников греческие паспорта. Не на что рассчитывать здесь и РПЦ, так как в условиях назревающего раскола Константинопольский патриархат не отдаст и пяди своих церковных вотчин.

Не позволяют надеяться на какие-либо положительные перспективы в афонском вопросе и отношения официальной Москвы и Афин, недавно подпорченные высылкой двух российских дипломатов, обвиненных в шпионаже. Правда, греческие СМИ считают, что истинная причина обострившихся разногласий еще недавно дружественных стран – новый посол Соединенных Штатов Америки в Греции Джеффри Пайетт, как предполагается – один из организаторов Евромайдана.

Любопытно, что сразу после своего назначения Пайетт посетил Афон, но скорее не как паломник, а как политик. По сообщению греческой прессы, в ходе инспекции американский посол недвусмысленно дал понять, что пора прекращать сотрудничество афонских монастырей с российскими организациями. Судя по поведению премьер-министра Греции Алексиса Ципраса, который последнее время занимает явную проамериканскую позицию, греческие власти все для этого сделают. Уже сейчас паломники из России сталкиваются с проблемой задержки и даже отказа в выдаче греческих виз, необходимых для посещения Афона.

Но как быть с афонским монашеством, чье мнение в православном мире всего считалось очень весомым? Здесь важно, какую позицию Афон займет в отношении ситуации вокруг автокефалии Украинской церкви. Хоть формально Святая Гора и находится в юрисдикции Константинопольского патриархата, однако ее насельники уже не первый год вступают в оппозицию Варфоломею, критикуя его за нарушение православных канонов. Отношение к признанию независимости УПЦ среди них большей частью негативное.

«Мы на святой горе Афон очень скорбим из-за украинского раскола, который совершил Филарет. Если человек находится вне Церкви, как бы ни старался, святости он достичь не может. Те, кто ушел в раскол, должны понять, что находятся вне лона Церкви», - это слова игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин считает, что афонское монашество может серьезно ослабить позиции Константинопольского патриархата, даже больше, чем на это способны отдельные митрополиты. А вот для РПЦ, по словам Лункина, Афон может стать существенной поддержкой в это непростое для православия время.

Монахи Святой Горы всегда отличались принципиальностью позиции, если речь шла о неукоснительном соблюдении канонов. Хочется верить, что и в этот раз они встанут на защиту единства Русской православной церкви и уж тем более не допустят прекращения духовного общения между Москвой и Афоном.

Госдума России осудила Киев за желание создать свою автокефальную, а значит, независимую от Москвы, церковь. Тем временем раскол в православии почувствовали на себе во всём мире. Наши корреспонденты Игорь Кулей и Денис Дзюба отправились в Грецию на гору Афон, чтобы собственными глазами увидеть, как запреты Русской православной церкви повлияли на посещаемость святынь мирового уровня.

Афон – это не просто святая земля для православных верующих со всего мира. Это еще и два десятка монастырей, которые более тысячи лет живут в уединении и по своим правилам. Для православного верующего посещение этого места сравнимо с паломничеством в Мекку для мусульманина.

Каждое путешествие на Афон начинается очень рано. Сейчас 5:20 утра по местному времени. Святая земля – это отдельное государство. Поэтому, чтобы сюда попасть нужно сначала получить визу.

Ежедневно с пол шестого утра – когда открывается центр выдачи разрешений – за визой сюда приходят сотни мужчин. Женщинам вход на афонскую землю строго воспрещен.

Причина приезда на святую землю у каждого своя.

«Афон для каждого православного является центром православия. Я считаю, что это даже центр духовной жизни всей планеты. Душа каждого православного стремится сюда», – говорит православный священник из России

«Афон – это часть нашего культурного наследия. Один из наших святых построил там монастырь. Это часть нашей истории», – делится паломник из Сербии.

«Это сокровищница большого духовного опыта, людей, монахов, которые отреклись от жизни. Это все помогает человеку нести его жизненный крест», – отмечает паломник из Минска.

«Я утвердился в своей вере, когда мне было 18, благодаря православному святому. И хоть я католик, с того момента моей мечтой было попасть на Афон», – говорит католический монах из Бельгии.

Наземной границы Афона нет. Единственная возможность попасть на Святую землю – по морю через небольшой городок Уранополис, ставший Афонскими воротами для четверти миллиона паломников ежегодно. Именно здесь находится упомянутый выше «визовый центр», а с местного пирса отплывают 99 из 100 посетителей Афона.

Представители местного бизнеса приспособились к нуждам паломников и разговаривают на большинстве языков православных стран.

«Тут довольно много паломников из России, Украины, Беларуси, Молдовы. Поэтому русский язык очень помогает. Знание языка гарантирует работу круглый год», – рассказывает официант Григорий.

«Я говорю по-русски, поскольку тут много туристов. Пожалуйста, проходите сюда, у нас есть морепродукты, кальмары, осьминоги, свежая барабулька, красивая девушка», – смеясь рассказывает Петрос, менеджер ресторана.

Раскол между Московским и Константинопольским патриархатом для местных предпринимателей – тема далекая и преувеличенная, по крайней мере пока. Хотя большинство верующих, которых мы встретили тут, уверяли, что будут и впредь посещать Афон, несмотря на рекомендации Московского патриархата этого не делать, но поток приезжих, все же может сократиться. В первую очередь, за счет священников, которых Москва может контролировать, и особенно набожных верующих.

«Мы были там и планировали остаться подольше, но уехали. Мы планируем придерживаться запрета РПЦ, поскольку наша материнская Церковь – этого не приемлет», -говорит паломник из Австрии.

Если таких паломников будет больше, это может стать значительной проблемой для поселения, которое именно благодаря туризму за последние 50 лет превратилось из маленькой деревни в городок, где кипит жизнь.

«70% туристов – это те, кто едет на Афон. Большинство из них, конечно, русскоязычные. Только треть – это туристы, которые приезжают сюда отдыхать. Но финансовый кризис, который господствует в Греции, заставил нас искать альтернативу. У многих местных жителей есть свои виноградники, оливковые плантации и пасеки. Значительную прибыль приносит продажа рыбы и морепродуктов», – рассказывает президент культурного общества Уранополиса Стата Адамопулу.

В конце концов, у Уранополиса есть дополнительная защита от всех невзгод, связанных с церковным конфликтом между Москвой и Константинополем, которую ему обеспечивают райские пейзажи, кристально чистое море, сказочная погода, а также туристы из Франции и Германии, которые готовы за это платить.

Игорь Кулей, Денис Дзюба, из Греции специально для «Белсата»

Фотоснимок на заставке к видео Viktor Drachev/TASS/Forum

Афанасий Зоитакис — историк, главный редактор сайта Agionoros.ru (Святая Гора) и сотрудник одноименного издательства, которое публикует на русском языке книги афонских старцев. В год 1000-летия русского присутствия на Афоне, Зоитакис рассказал «Русской планете», чем живет сегодня Святая Гора, как она противостоит Евросоюзу и верит пророчествам своих старцев.

Афон и Евросоюз

— Греческая пресса вновь пишет о том, что Евросоюз хочет отменить аватон — древнее правило, которое запрещает доступ женщин на Афон. Насколько снятие аватона возможно сегодня, на ваш взгляд?

— У новости об отмене аватона не было информационного повода. Говоря об этом в очередной раз, в прессе не привели никакой конкретной информации — ни высказываний чиновников, ни каких-то решений Европарламента, ПАСЕ или других организаций. Разговор шел в том духе, что вслед за принятием закона о легализации однополых союзов, в Греции будет проводиться дальнейшая поэтапная дехристианизация — и, возможно, в перспективе одним из ее этапов станет отмена аватона.

Последняя история, связанная с попыткой отменить это древнее правило, датирована началом нулевых годов. Тогда в Европарламенте за отмену высказались 274 депутата, 269 были против и еще 14 человек воздержались. И еще где-то год назад ходили слухи, что якобы Всемирный совет церквей проголосовал за снятие аватона, но это оказалось информацией недостоверной.

Фактов, говорящих о том, что отмену аватона готовят в ближайшее время, сейчас нет. Более того, сейчас это невозможно, поскольку приведет к очень большому резонансу и протестам внутри Греции. Статус Афона защищен 105 статьей греческой конституции и целым рядом соглашений между Грецией и ЕС. Юридически земля Афона принадлежит двадцати монастырям — монахи имеют право ограничить право въезда на Святую Гору тем, для кого посчитают это нужным. Вопрос о снятии аватона можно сравнить со следующей ситуацией: у вас есть 3-комнатная квартира, и тут приходит постановление мэрии, что вам нужно подселить к себе еще трех человек.

— А если говорить о долгосрочной перспективе — какова она?

— Конечно, вопрос о снятии аватона рано или поздно поставят на обсуждение. Но до этого нужно демонтировать еще много других вещей в Греции — например, в больницах и в зданиях судов в Греции висят иконы. Постепенно их уже начинают убирать: буквально на днях в богословском факультете университета в Салониках факультета сняли икону Христа со входа и унесли подальше от глаз, на четвертый этаж, несмотря на протесты ряда педагогов и студентов. Процесс секуляризации идет в Европе, и Афон, безусловно, станет целью атаки. Но не сейчас— позже.

— Ряд афонских монастырей получает финансовую помощь Евросоюза в делах реставрации. Насколько они становятся зависимыми от ЕС через это?

— На данный момент, попыток прямого давления, попыток что-то навязать монастырям, не было. Но я не исключаю, что подобное может произойти в будущем.

На самом Афоне на этот счет разные мнения. Например, монастырь Костамонит принципиально отказался от финансовой помощи со стороны ЕС. Они открыто декларировали: мы боимся, мы опасаемся отмены аватона, и не хотим получить от ЕС ни одного цента, чтобы не впасть в зависимость. Другие монастыри угрозы в этом не увидели или посчитали, что она на данный момент неактуальна.

Вопрос этот тесно сопряжен с вопросом отношения к современным технологиям на Афоне. На наших глазах произошла технологическая революция — появились интернет, транспорт, инфрастуктура. На Афоне разные точки зрения на то, как относиться к прогрессу технологий, насколько это совместимо с монашеством и насколько можно воссоздавать монастыри — в той величественной форме и на том технологическом уровне, как это часто происходит сейчас.

На данный момент Кинот искусственно ограничивает развитие транспортной инфраструктуры, асфальтирование, использование транспорта. Во многих монастырях монахи совсем не пользуются интернетом, мобильными телефонами — и, например, те же ученики старца Паисия сегодня ограничиваются минимумом средств: у них даже нет насоса, чтобы качать воду: ее достают вручную, как это делали во все века. Отношение к технологиям осторожное. И такое же оно к вопросу о финансовой помощи ЕС.

Русские на Афоне

— В одной из первых новостей о праздновании 1000-летия русского присутствия на Афоне, говорилось, что губернатор Афона был недоволен этим праздником и поручил Священному Киноту Афона разобраться с этим. Разве светский губернатор на Святой Горе имеет право вмешиваться в монастырские дела?

— Вопрос сложный. С одной стороны, на Афоне действуют законы греческой республики — в отношении уголовного и административного права. Это проявилось, например, в случае с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом, который был арестован в 2011 году якобы за незаконную сделку с недвижимостью.

С другой стороны, обычно государство в таких случаях запрашивает разрешение Священного Кинота — оно не готово идти на резкие действия против монахов. Пример — монастырь Эсфигмен, который сейчас контролируют монахи, отколовшиеся от церковного общения с другими монастырям Афона и другими церквями. Был принят ряд судебных решение о том, что они обязаны освободить монастырь. Но полиция не готова к тому, чтобы насильственно вторгаться в обитель. Более того, государство — при том, что оно осуществляет таможенные функции — не препятствует Эсфигмену сообщаться с внешним миром, в том числе принимать паломников.

По поводу ситуации, о которой говорите вы, нужно сказать — на первом этапе были некоторые трения по поводу празднования. В частности, высказывались претензии, что Россия сама что-то решила проводить на Афоне, не согласовав это с греческими властями и Вселенским патриархатом, в чьей церковной юрисдикции находится Афон. Сейчас эти вопросы улажены — дано согласие правительство Греции и благословение Константинопольского патриарха. Губернатор Афона не так давно давал местной прессе интервью, где отметил, что за время его администрирования конфликтов и трений между светской властью и Кинотом не было.

— Каков Афон сегодня по соотношению национальностей?

— Большинство монахов — греки и киприоты. На втором месте по численности идут Румыния, Сербия и Россия. Потом, вероятно, Болгария, и есть еще довольно большое количество монахов их европейских стран — Финляндии, Италии, Франции. Представителей Африки и Азии — единицы, их можно назвать экзотикой.

— В прошлом году на форуме известного церковного деятеля развернулась дискуссия о том, что на Афоне действует негласная политика по ограничению присутствия русских. На ваш взгляд, это так?

— Проходила информация о том, что патриарх Константинопольский осторожно смотрит на увеличение числа русских монахов и в целом хочет ограничить количество монахов на Афоне — писал об этом греческий портал «Ромфеа». В целом же игумены на Афоне, по моим наблюдениям, весьма охотно принимают монахов из России — в каждом монастыре есть российские монахи и послушники, часто они занимают видные роли в своих обителях.

Вопрос ограничения русских на Афоне сегодня в первую очередь связан с визовыми препятствиями. Если ты принимаешь постриг на Афоне, то автоматически получаешь греческое гражданство. Но до этого момента нужно еще побыть послушником, и иногда послушничество длится годами. Для этого нужно получать визу, многократную, нетуристическую — иногда рабочую или студенческую, а это не всегда просто.

У людей, которые приняли постриг в России, затем уже поехали на Афон, ситуация еще более сложная. Необходимо оформить очень много документов — для европейцев этот вопрос не стоит.

— В 2011 году, когда арестовали игумена Ефрема Ватопедского, это событие связали, в том числе с его прорусскими симпатиями…

— Само давление на Ватопед было связано с тем, что этот монастырь играл значимую общественную роль, и не всем это нравилось. Ватопед пытался играть консолидирующую роль среди православных, пытался продвигать значение православной традиции и ее защиту — на уровне культурном, политическом, общественном. Это очень активный монастырь, и причины давления на него — недовольство позицией Ватопеда, в том числе, возможно, недовольство и его связями с Россией.

Нужно понимать также, что суверенитет Греции в значительной степени ограничен внешним управлением, а власть находится в руках людей, которые настроены достаточно антицерковно.

Паломничество

— Сегодня, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, нет опасения, что Афон станет модным трендом в ущерб отечественным монастырям? Еще Серафим Саровский неохотно благословлял поток пожертвований и паломничеств на Афон —говоря о том, что и в России остается много поля для делания.

— Такая тенденция, безусловно, есть — многие едут на Святую Гору из праздного любопытства, рассматривают ее как моду, как вид духовного туризма. Однако Афон — это не то место, где все человеческие планы срабатывают. Я знаю немало случаев, когда человек ехал за легким увеселением, но на Афоне судьба сводила его с такими людьми, что он полностью пересматривал свою жизнь: атеисты становились верующими людьми, а некоторые решали даже остаться на Афоне.

Совет, который можно дать паломникам: если уж едешь на Афон, то там надо жить жизнью, максимально приближенной к монашеской — ходить на богослужения, соблюдать принятый распорядок дня.

— Насколько сами монахи дружелюбны к паломникам?

— Монастыри — разные. Есть обители более молитвенного настроя — это не значит, что они чураются людей, но атмосфера там другая: они больше нацелены на молитвенное правило, на тишину и исихию. А есть обители типа монастыря Дохиар, где ты сразу становишься частью братии: они полностью пускают тебя в свою жизнь — вплоть до того, что какие-то вопросы монастырской жизни игумен обсуждает на трапезе при всех, не боится посторонних ушей. Возникает полое ощущение, что ты — один из братии.

—- Русская православная церковь подняла вопрос о возможной канонизации русских афонских подвижников Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова). Насколько приветствуют эту инициативу на Афоне?

— Отношение к русским святым на Святой Горе очень трепетное. Все на Афоне знают и почитают Серафима Саровского, Луку Войно-Ясенецкого — почитание последнего в Греции приобрело какой-то невиданный размах: Святитель Лука являлся многим, люди получали от него чудеса исцеления. Вместе с этими подвижниками каждый афонский монах знает имена Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, на Афоне сильно почитание царской семьи.

Почитание святого Силуана Афонского, который тоже был русским, можно назвать по-настоящему общеафонским. При этом святогорцы чтят и его ученика Софрония (Сахарова) — он еще не прославлен в лике святых, но есть информация, что Константинополь готовит документы по его канонизации. Поэтому отношение к прославлению русских афонитов самое позитивное.

— Как миру узнавать о новых афонских подвижниках? Ведь если бы не отец Софроний (Сахаров), биограф святого Силуана, возможно, мир не узнал бы о нем?

— Это интересная проблема. Я бы сказал, что это всегда происходит по Божьей воле: если Богу угодно, то люди об этом узнают. Потому что сами старцы не хотят, чтобы о них узнали, не хотят этого почитания — вплоть до того, что некоторые завещают себя похоронить в таком месте, где не будет возможностей для паломничества.

В ряде случаев старцы раскрывались сами — после того, как им было явление Господа, призывавшего на какое-то дело. Иногда их «раскрывали» ученики. Но сейчас такое время, что утаить информацию тяжело — есть интернет. Бывает, что человек попадает к какому-то старцу, и почти всегда старец просит о нем не рассказывать — но потом этот человек скажет родственникам, потом кто-то опубликует это в интернете, и вот уже поток паломников растет.

Пророчества Афона

— В июне 2016 года пройдет Всеправославный собор. Известно, что в России многие верующие, и в том числе монахи, негативно относятся к этому события - опасаясь, что оно исказит чистоту православия. Какое отношение к собору на Афоне?

— Отношение осторожное: люди ждут его достаточно. Помимо открытых сопротивленцев, вроде братии монастыря Эсфигмен, опасения по поводу этого события есть у многих, но они пока не выражены в форме открытого противодействия.

К слову, такое же отношение к контактам предстоятелей православных Церквей с католиками — его можно назвать осторожным. Нет сомнений, что если Вселенский патриарх предпримет какие-то шаги, которые покажутся афонитам противоречащими традиции, то ответом на это станет соборный общеафонский документ, реакция всего Афона.

— Известны пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия о будущем освобождении Константинополя. Какое значение придает им Афон — насколько пророчества вплетены в жизнь Святой Горы?

— Значение этим словам придают самое серьезное — безусловно, они авторитетны для монахов, монахи часто ссылаются на них. Другой вопрос, что это не делают главным содержанием жизни, не охватываются паникой, не находятся в нервном смущении или ожидании. Все зависит от Бога, поэтому пророчества и знание о грядущих испытаниях на Афоне воспринимают в первую очередь как повод для усиления молитв.

«Я – Матерь Бога Слова и вместе с Ним сей обители Архангелов и святителя Николая Покров и Предстательство. И отныне пусть прибегают ко Мне при любой нужде. Я быстро услышу всех с благоговением прибегающих ко мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь»

(из кн. «Монастырь Дохиар на святой горе Афон», изд. Монастырь Дохиар, Святая гора Афон, 2012 г.).

Завещал похоронить себя без лишнего шума

Заснули до того, как голова коснулась подушки. И вдруг – колотушка. Колотит и колотит. И еще эти будильники на полчетвертого. Кошмар. Не пойти, что ли? Ну, разок-то можно пропустить. Какое там! Тарас сверху тормошит заботливо: «Павел, пора!» Ну, пора – так пора. Все честно, разве не за этим мы приехали? Греки тоже поднялись. На улице темень – глаз выколи. Некоторые келии освещены – монахи поднимаются на службу. Мы – за ними.

Заходим с другого входа. Это южные двери собора. Слева, на мраморном косяке, до сих пор видна надпись: «1664 год. Октября пятого. Пришли турки, и мы ушли».

В храме полумрак. Мы прикладываемся вслед за монахами к святым образам и становимся на «наши» места. Но что-то не так. Посередине храма стоят большие носилки с ручками. Похоже, в них кто-то лежит. Разум подсказывает, но сердце не верит. Спрашивать не решаемся. Все говорит в пользу того, что мы оказались на похоронах. Служба длится невероятно долго. И вот открывают лицо усопшего и монахи прощаются с ним. Некоторые плачут. Мы решаемся подойти. Судя по всему, это геронда Григорий. Царствие ему Небесное!

После семичасовой панихиды геронду переносят из храма к месту его упокоения: нише в стене храма, где до этого 400 лет лежали мощи другого настоятеля – геронды Германа. Мы были удивлены прозаичностью момента: никаких особых торжеств. Похоже, самый близкий круг друзей и – насельники монастыря. А еще нас поразило, что суровое монашеское пение сопровождалось радостными птичьими трелями канарейки из келии напротив.

Несовместимо. Совместимо. На душе – свет и тишина.

Сдержанные мужские рыдания. Монахи бросают по горсти земли. Мы – тоже… Земля здесь – дефицит, поэтому, по традиции, землей лишь присыпают усопшего. Когда все попрощались с герондой, сверху положили мраморную плиту. На нее ставят портрет геронды и лампадку, свет которой будет постоянно освещать дорогу монашеской жизни насельников Дохиара.

Всех приглашают на поминальную трапезу. Звучит много речей на греческом. Был кагор и коливо (кутья с гранатовыми зернами и корицей). Опять же, гостей – немного. И лишь позже отец Александр рассказал, что геронда Григорий завещал похоронить себя без лишнего шума и стечения народа. А ведь он был и остается одним из самых почитаемых старцев Афона, именно геронда поднял монастырь Дохиар буквально из руин в 1980 году.

Геронда Григорий. Фото: dmdonskoy.ru

Среди паломников также ходит рассказ, что недавно на Афон приезжал Вселенский Патриарх с предложением ограничить приезд русских. На что самые уважаемые старцы, геронда Григорий и настоятель монастыря Симонопетра, ответили решительным отказом. Мы верим, что так оно и было.

Два мешка факи – это вам не фунт изюма

Вот так начался новый день. Новый не только для нас. Надо сказать, что жизнь в монастыре Дохиар настолько отлажена, что никакой неразберихи мы не заметили. Все шло своим, давно заведенным, порядком.

А про нас то ли забыли, то ли примирились с нашим присутствием. Второй день кухня приняла нас известием, что надо чистить «факи». Пришлось переспрашивать. Оказалось, что «факи » – это чечевица. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Два мешка факи – это вам не фунт изюма. Проверка? Или наоборот, оказание особого доверия? В общем, эта факи напомнила нам сказку о Золушке… Ох, скорей бы служба!

Служба была не такой, как вчера. Это и понятно, и греческий тут ни при чем.

Мы выстояли ее, не заметив усталости, потрясенные утренним событием. Необходимо отметить, что геронда Григорий отошел ко Господу в день празднования памяти преподобного Амвросия Оптинского. Царствие ему Небесное!

А вечером, вместо ушедших греков, к нам подселили серба, а точнее черногорца. Вот этот черногорец Саша нас удивил так удивил! Началось с его признания, что он стал верующим благодаря Достоевскому, которого он перечитал от корки до корки. (К стыду своему, я, например, этим похвастаться не могу.) Кроме того, он прочитал Льва Толстого, Ивана Ильина, Алексея Лосева, Николая Бердяева, Игнатия Брянчанинова.

У него двое маленьких детей. Живут небогато, но он много путешествует.

– Как же тебя жена отпустила? – не удержался Тарас.

– А у нас считается, что тот, кто едет по святым местам, тот молится за весь род.

И поэтому Саша, с семейного согласия, уже поклонился многим православным святыням, а в России был у Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, даже у Александра Свирского.

А на следующий день с нами произошел вот такой конфуз.

На кухне нас ждали полтора мешка факи. Господи, помилуй мя, грешного, где набраться столько терпения? Греки-паломники, сидевшие рядом за факи, что-то запели. А потом как-то незаметно пересели на переборку лука. Надо было что-то предпринимать кардинальное. И мы отказались от принятого здесь способа переборки чечевицы: высыпаешь горку в железную миску и выбираешь шелуху, камешки и семена сорных трав. Это – на целый день без продыху. Где же наша русская смекалка?

И мы ее применили. Пока наш добрый ангел, послушник Серафим, смеялся над русским названием этого зерна – «че-чече-ччче-чччче-ви-чча?», мы предприняли мозговую атаку. В результате был найден ускоренный способ переборки данного продукта, и мы все-таки справились с поставленной задачей. Глядя на быстрый рост горки чистой факи, Серафим недоверчиво подошел к нам и тщательно переворошил семена. «О’кей?» – спросили мы. «О’кей, гуд», – задумчиво ответил тот.

Наша взяла! Душа ликовала. «Эх, Тарас, а давай-ка теперь споем нашу, русскую!» – на волне вдохновения нас просто распирало.

Тарас смутился, и петь пришлось одному. «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны!» Рядом здоровенный грек Янис укладывал мелкую рыбку на большой противень для жарки. Он даже завис с рыбкой в руке.

Ободренный произведенным впечатлением, я не удержался и вдарил: «Ой, да не вечер, да не вечер!» Успех был ошеломляющий. Все греки перестали работать, а Янис вежливо спросил у Тараса: «Это тропари?» Тарас смутился: «Нет, это фолк, народное». «А-а-а-а, хорошо. Но - нельзя». Вот такой конфуз!

Отступать было некуда, и дальше мы пели то, что хоть как-то напоминало тропари. И, несмотря на то, что на службу мы опоздали, но, с разрешения патере Ефрема, мы все-таки добили эту «ччччче-чче-ччче-…», короче, «факи»! Провожая нас на трапезу, патере Ефрем улыбнулся. Фух, кажется, задержимся еще на сутки. А там, глядишь, еще факи подбросят…

И – подбросили. Тарасу – окончательное укоренение на кухне, где ему, как повару, самое место, а меня отец Александр, с благословения и.о. настоятеля монастыря, познакомил с местным садовником, отцом Онуфрием. Эх, вот радость-то: заниматься любимым делом! Теперь каждый день Тарас после службы уходил на кухню, а я, взяв пластиковое ведро, секатор и химикаты – к своим любимым растениям, коих в монастыре большое изобилие, тем более, что погода стояла чудесная, около 25 градусов. Но к концу дня, проголодавшись, я все-таки бежал к Тарасу на помощь. (Патере Ефрем или Янис обязательно чем-нибудь да угостят!)

Мы почувствовали: молимся вместе!

Еще одна удивительная встреча: отец Александр познакомил нас с русскоязычным монахом, живущим в монастырском скиту. Монах Феодорит оказался молодым человеком тридцати двух лет, родители – из Калининграда, верующие. Уже четыре года живет в скиту один. Взгляд чистый, как источник, добрая улыбка, тихая речь. Жаль расставаться, но его ждет попутная машина.

Один вопрос: «Не скучно одному?» – «Нет, я сам попросился в скит у геронды Григория. А в монастыре – уже 14 лет», – улыбнулся Феодорит. Спаси и сохрани Господи тебя, Феодорит, на твоем нелегком монашеском пути!

Икона Божией Матери
“Скоропослушница”

Утро, тревожный гул будильника. Полчетвертого. Пора. Теперь рядом с нами – паломники из Румынии. До этого были москвичи, петрозаводцы, украинцы. А вот трудниками здесь – только греки. Ну и мы как-то затесались… Зато среди монахов есть несколько русских. Но на контакт они идут неохотно, что вполне объяснимо, так как у монахов – своя жизнь. С группами русских и украинских паломников мы уже несколько раз отстояли акафист Скоропослушнице. Разве могли мы об этом мечтать!

Поднимаемся и выходим на улицу. Освещения хватает, чтобы не сбиться с пути. Наша цель – попить водицы из святого источника архангелов Гавриила и Михаила. Уже вошло в традицию, что мы перед каждой службой и после нее подходим к чудотворному источнику, местоположение которого было указано архангелами в момент большой нужды монахов в питьевой воде. Глубина колодца – метров 25. Как можно было его найти, да еще прямо у северной стены храма?! Только по молитве. Вкусно пить из оловянного ковша прохладную, хрустальную водицу, исцеляющую и укрепляющую. Слава Богу!

В храме – привычный сумрак, раздвигаемый только светом потрескивающих свечей. Монахи черными тенями передвигаются между чудотворными образами. Помню, в первый приезд на Афон эти крылатые тени меня сильно пугали.

А сегодня произошло то, ради чего, может быть, мы прибыли сюда. Только встали на «свои» места, как само собой вырвалось: «Слава Богу – на молитве!»

И неважно, на каком языке, и неважно как, мы почувствовали: молимся вместе! Вместе с этими древними стенами, вместе с Матушкой Скоропослушницей, с Архангелами, с чутким и внимательным послушником Серафимом, с добрым патере Ефремом, строгим архондаричным патере Христопулосом, отзывчивым отцом Александром, со всеми насельниками монастыря Дохиар. Вместе с герондой Григорием, благословение которого нас согревало и ободряло, помогало не унывать. Царствие ему Небесное! Ведь у Бога все живы.

И говорит по-русски: «Спасибо, брат!»

Наверное, ничего оригинального нет в утверждении, что в монастыре нет часов, нет времени в обычном его понимании. Все сливается в общую нить молитвенного стояния, в котором свое, особенное течение жизни. День – как миг. И наши «трудовые успехи» для монахов – лишь эпизод в бесконечной смене лиц посетителей монастыря.

Так думал ваш покорный слуга, покидая монастырь Дохиар после недельного проживания в его древних и гостеприимных стенах. И вдруг при прощании меня обнимает садовник, грек, отец Онуфрий, и говорит по-русски: «Спасибо, брат!» Это – не забыть. А Тарас остался в Дохиаре. Не пугайтесь, не насовсем – еще на сутки. Он не захотел покидать полюбившуюся ему кухню.

А мне не терпелось узнать, как нынче живет русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Тем более, что пешком от Дохиара до Пантелеимонова монастыря – всего час ходу.

Последний раз я был здесь четыре года назад. И теперь снова был поражен величием храмовых комплексов, обустроенностью и ухоженностью территории монастыря. А как хороша здесь аллея с розами – просто радость садовника! Даже пара бананов растет. Чудеса, да и только.

Интересно, что в дверях монастыря меня встретил молодой монах, чтобы проводить в гостиницу. И знаете, как его звали? Догадайтесь с трех раз. Пантелеимон. А еще он угостил меня несколькими плодами дерева фейхоа, которое растет на территории монастыря. Мол, здесь йода в воздухе много и плоды эти особо целебные. Дай Бог тебе здоровья, Пантелеимон.

И вот – я у своих. Главное отличие от греков: на трапезе подают первое, второе и третье. Перловый суп с грибами, на вторую трапезу был борщ со сметаной. Ну и главное: две последние службы на Афоне прозвучали для меня на славянском языке.

В это посещение Свято-Пантелеимонова монастыря обратил внимание, сколько сюда приезжает болящих людей помолиться о своем исцелении. Господи, спаси и сохрани нас, грешных.

После утренней трапезы готовлюсь к отъезду. Вот, наконец, паром, который заберет паломников, едущих обратно в Уранополис. Почему-то вспомнился молодой парень из предыдущей поездки, который отчаянно мычал, обращаясь к пассажирам. Оказалось, он – немой, пропустил свой самолет и теперь не знал, как дальше быть… Да, многое увидишь здесь. Даже такое:

У источника на пристани

«Осторожно, паром отправляется, следующая остановка – монастырь Дохиар».

На пристани Дохиара на паром подсаживается Тарас. Ого! Он не один, с ним наш старый знакомый, Роман. За 8 дней он обошел 12 монастырей, покорил вершину Афона, и – вернулся к нам, в Дохиар. Ну точно, железный человек! Так что мы возвращались тем же составом: Тарас, Роман и Павел.

Держи меня, а то – улечу!

А на следующий день мы уже были дома. Привет, Москва. Как быстро это произошло. За все путешествие мы ни разу нигде не задерживались. Чудеса!

И вот – снова у Скоропослушницы, снова коленопреклоненный у иконы, написанной афонскими монахами. Да-да, я не обмолвился: только теперь – это список с афонского образа. Ровно три года назад его привез в храм Святой Троицы г. Пушкино настоятель, благочинный города, протоиерей Иоанн Монаршек. На собранные прихожанами средства была заказана на Афоне эта чудесная икона, которая ныне является связующим звеном со Святой афонской землей. И сегодня, 22 ноября – праздник, в храме чествуют Скоропослушницу. Собрались священнослужители со всего Пушкинского благочиния!

Какая торжественная служба, душа ликует. «Держи меня, – говорю Гале, жене моей, – а то – улечу!» Она крепко взяла меня за руку и держала так всю службу.

Вот так, по молитвам Скоропослушнице и с благословения отца Александра Ильяшенко, отца Иоанна Монаршека и отца Фомы Дица, благополучно завершилась наша бесконечно волнительная поездка на Афон, где мы потрудились во славу Божью в греческом монастыре Дохиар, под теплым солнцем Халкидиков и благословенным покровом Пресвятой Богородицы Скоропослушницы.

Октябрь, ноябрь 2018 г. Афон – Москва – Пушкино

Записал Павел Барышников

Р.S. Благодарим за помощь в организации поездки протоиерея Фому Дица и Михаила Юрьевича Маламу.

1. Как добраться из аэропорта города Салоники до Афона

Если группа большая, можно заранее связаться с Ларисой Бушко, по словам одного из паломников, она занимается перевозками «афонитов» в Уранополис.

Скайп: labush2

Почта: [email protected] . Микроавтобус, легковая машина.

Если один-два человека, предлагаем наш вариант: от аэропорта – автобус 1Х, до остановки Площадь Аристотеля (Platia Aristotelous) (2 евро), дальше – вверх по площади до отеля Orestias Kastorias (забронировать можно заранее) – 5 минут ходу. Переночевать в отеле на двоих – 55 евро/сутки. Утром, в 5 часов – вызвать такси (11 евро). В 5.20 мы уже на станции Ktel Xalkidiki (Ктел Халкидики). А в 5.30 автобус отправляется в Уранополис (билет – 13 евро). Паром – в 9.30 (9 евро).

Получение ранее заказанного диамонитириона – 25 евро.

Примерно так же обратно: автобус из Уранополиса до станции Халкидики. Затем автобус № 45 A, B до ост. А.Z.A.R.D (Площадь Аристотеля). Отель. Посещение базилики Димитрия Солунского. Утром – автобус 1Х до аэропорта. Самолет. Дома.

2. Как постараться не быть просто туристом на Афоне

Один монах из скита Пантелеймонова монастыря на этот вопрос ответил, что «не надо стараться строго выполнять намеченный план, на Афоне надо идти туда, куда тебя ведет Богородица».