Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Верная любовь в капитанской дочке. История любви маши и гринева

Верная любовь в капитанской дочке. История любви маши и гринева

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.

Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, большую роль в произведении играет Маша Миронова. Я думаю, именно дочь капитана Миронова воплощает идеал А.С. Пушкина – идеал человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви. Мне кажется, что именно благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.

Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» - она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».

Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.

Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.

Во время кровавых событий захвата Белогорской крепости Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью. Оказавшись в крепости одна, в окружении врагов, Маша не поддается на давление Швабрина - она до конца остается верной Петру Гриневу. Ничто не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они - судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.

После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Отношения этих героев, как мне кажется, - это авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главными являются любовь, уважение, беззаветная преданность друг другу.

Как это часто бывает, через судьбы простых, обыкновенных людей прокладывает себе путь история. И эти судьбы становятся ярким «цветом времени». Кто же является главным героем в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина? Представитель народной мысли и-народного дела Пугачев? Независимый, свободный в своих отношениях к Пугачеву Гринев? Честный капитан Миронов и его жена? Их дочь Маша? А может, сам народ?

В «Капитанской дочке» сокровенная мысль гораздо глубже и значительнее. Да, Пушкин как бы скрывается за образом повествователя, русского офицера, современника Пугачевского восстания, не только свидетеля, но и участника исторических событий. Но мне кажется, что за исторической канвой ни в коей мере нельзя забывать и о человеческих отношениях, о силе и глубине чувств людей. Все в повести полно милосердием. Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гринев разглядел человека в Пугачеве и не может уже забыть этого Пугачев. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна.

Велика сила любви! Как точно и кратко описывает автор состояние капитана Гринева, когда тот, тревожась за судьбу Марьи Ивановны, вошел в комендантский дом. Быстрым взглядом Гринев охватил жуткую картину разгрома: « Все было пусто; стулья, столы, сундуки были переломаны; посуда перебита, все растаскано». В светлице Марьи Ивановны все перерыто; Гринев представил ее в руках пугачевцев: «Сердце сломалось… Я громко произнес имя моей любезной». В короткой сценке небольшим количеством слов переданы сложные чувства, которые охватили молодого героя. Мы видим и страх за любимую, и готовность спасти Машу во что бы то ни стало, и нетерпение узнать о судьбе девушки, и переход от отчаяния к трезвому спокойствию.

Мы знаем, что и капитан Гринев, и Маша - лица вымышленные, но без них мы не могли бы представить Пугачева, наши знания о жизни XVIII века были бы бедны. И тогда у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Гринев не оставил девушку в трудную минуту и отправился в Белогорскую крепость, занятую Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачев все понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю». Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, но в то же время и ее избавителем. От избытка противоречивых чувств она потеряла сознание.

Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом:

* «Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Родители Гринева хорошо приняли Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке. Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, однажды полюбив, каждая из них осталась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Как мы знаем, она добилась оправдания и освобождения любимого человека.

Поистине, сила любви огромна. Так на протяжении романа постепенно изменился характер этой девушки. Из робкой, бессловесной «трусихи» она стала смелой и решительной героиней, способной отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван «Капитанская дочка». Она - истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся со временем в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

    Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность...

    «Капитанская дочка» - последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес­кую тему. Тема романа - крестьянское вос­стание 1773-1775 годов - так же законо­мерна и важна в идейной и творческой эволю­ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но,...

    Обычно внимание читателей привлекают главные герои литературных произведений - доблестные, отважные, великодушные, готовые к подвигу. Мне же после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» больше всего понравилась Маша Миронова. В начале...

    Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» - это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания...

Сочинение на тему: Любовь Гринёва к Маше

В повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" затрагивается не только тема чести и верности, тема крестьянского восстания, но и тема любви главного героя.
Семнадцатилетний Пётр Гринёв приезжает служить в Белгородскую крепость, где комендантом был капитан Иван Кузьмич Миронов. Миронов жил постоянно в крепости с женой и дочерью Машей . При первой встречи с дочерью Миронова Пётр увидел девушку "лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши", она не произвела на него большого впечатления, потому что Швабрин назвал её полной дурочкой, а её мать сказала, что Маша глупая трусиха, от залпов орудий, чуть не упала в обморок. Но со временем, Гринёв понял, что Маша очень скромная, искренняя и благоразумная девушка, своей простотой и душевностью, она покорила сердце Петра. он написал для неё стихи и решил показать Швабрину, но тот только рассмеялся и посоветовал купить для неё пару серёжек, тогда он сразу добьётся благосклонности. Пётр, как человек чести не мог терпеть таких разговоров в сторону девушки и вызвал Швабрина на дуэль, которая закончилась его ранением. Пока он лежал раненый, Маша ухаживала за ним, не отходила от него ни на шаг. Пётр понял, что сильно её полюбил и признался в своих чувствах, Маша ответила ему взаимностью и сказала, что родители будут рады её счастью. Но их планам на счастливое замужество не суждено было сбыться. перед ними возникло много трудностей.

Сначала отец Петра не разрешил ему жениться, а Маша не могла выйти замуж без благословения родителей, потом Емельян Пугачёв захватил крепость и убил родителей Маши. Гринёву пришлось покинуть крепость, а Маша после пережитого ужаса слегла в горячке. Уже в Оренбурге Гринёв получил письмо от Маши, в котором она писала, что Швабрин держит её под замком на воде и хлебе, таким образом заставляя выйти за него замуж. она просила у Петра помощи. Генерал не захотел вести своих солдат на освобождение Белгородской крепости, и Пётр отправился один спасать Машу, так как он не мог оставить свою возлюбленную в беде. По дороге он встретил Пугачёва и рассказал о своей беде, Емельян пообещал спасти сироту. Когда они приехали в крепость, то Пугачёв узнал от Швабрина, что Маша дочь капитана, который не захотел переходить на их сторону и был за это убит. Пугачёв всё равно помиловал Машу, но она даже не знала, как принять такое освобождение, ведь Пугачёв был убийцей её родителей. Пётр отправляет Машу к своим родителям, а сам остаётся служить дальше, но скоро Пугачёва поймали и казалось бы, что теперь никто не сможет помешать их счастью, но Петра арестовывают, как сообщника Емельяна. И здесь открывается твёрдость характера Маши и её целеустремлённость. Она доказывает свою любовь к Петру, отправляется к императрице, чтоб добиться освобождения Петра, и у неё всё получается.

Цель: Дать понятие о любви в высоком смысле этого слова, любовь как жертва.

Задачи:

  • Проанализировать отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.
  • Показать пути раскрытия прекрасных сторон души героев.
  • Раскрыть смысл страданий во имя любви.
  • Объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие,
  • благородство, порядочность, жертвенность.
  • Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
  • Учить делать самостоятельные выводы

Оборудование:

  • портреты А.С. Пушкина,
  • текст повести “Капитанская дочка”,
  • иллюстрации к повести,
  • видеофильм “Капитанская дочка”,
  • видеофильм “Русский бунт”,
  • мультфильм “Капитанская дочка”,
  • компьютер, телевизор, проектор, видеомагнитофон, таблицы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя (компьютер).
  3. Беседа с учащимися (таблица, компьютер, иллюстрации).
  4. Работа с текстом (тексты, проектор, иллюстрации).
  5. Работа по теме урока (видеофильмы, мультфильм, слайды). Испытание героев (работа бригадами)
  6. Составление кратких тезисов (проектор, таблица, книги)
  7. [эпизод – душевные качества (черты характера)].
  8. Запись вывода (слайд).
  9. Итог урока.
  10. Слово учителя.




все покрывает, всему верит,

(1 Кор. 13, 1-8).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о любви. Что такое любовь? Как она возникает? Какой бывает любовь? Сначала внимательно прочитаем эпиграф:

Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт…
(1 Кор. 13, 1-8).

Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее о любви не сказано ни поэтами, ни философами. “Любовь не ищет своего..”. Если ты любишь, забудь о себе. Без любви ты ничто.

Но чтобы так любить, нужно научиться “не искать своего” - отказаться от эгоизма, от самости. Стать свободным, чистым, любящим.

Человек проходит свой путь от ребенка до старца затем, чтобы научиться понимать и любить людей, чтобы осознать: самое дорогое в мире – это любовь. Только любовь наделяет человека способностью видеть глубину человеческой личности, только влюблённые видят дивную красоту человеческой души.

Любовь дает возможность человеку пройти все испытания, чтобы помочь любимому.

“Любовь не совершенна, если она не страдала”. (Иоанн Крестьянкин)

Чтобы лучше понять сказанное, мы обратимся к повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. За основу возьмем отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.

3. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, от чего зависит воспитание человека? (От родителей, от общества, от друзей, от учителей).

Поэтому сначала мы поговорим о родителях наших героев. Обратимся к таблице на доске:

1. Родители Петра и Маши.

2. Отношение родителей к любви героев.

Родители Петра Гринева Родители Маши Мироновой
Отец Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер в отставке.

Мать Авдотья Васильевна, дворянка, родила 9 детей, все умерли, кроме Петра.

Отец послал Петра “понюхать пороху”, послужить в армии и дал наставление: “Береги честь смолоду”.

Отец Иван Кузьмич, из крестьян, сам добился офицерского чина. “Человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.

Жена Василиса Егоровна, простая добрая женщина управляла мужем и крепостью. “Люди самые почтенные”. Жили в любви и

согласии.

Мать была бы согласна, отец не дал своего благословения, узнав о дуэли.

Родители приняли Машу как родную.

Родители были согласны на брак.

Родители погибли. Жили вместе и погибли вместе.

Вывод: Родители Петра и Маши были людьми честными, порядочными, достойными, они своим примером воспитали хороших детей.

4. Работа с текстом.

Петр Гринев влюбился в Машу Миронову потому, что она была красавицей.

Верно или нет данное утверждение? Докажите, используя текст.

(Ученик зачитывает портрет Маши по книге.)

Маша не красавица. Она скромная, застенчивая, робкая, трусиха, бесприданница. Гринев полюбил Машу не из-за красоты. Внешность – не главное в любви.

5. Работа по теме урока. Работа бригадами.

(Как и в чем проявляется любовь героев?)

I бригада
Петр
II бригада
Маша
а) Первое испытание Петра – буран.

Петр попадает в буран по своей вине, он не слушает ямщика и Савельича, автор же не забывает упомянуть, что Петр решился предать себя воле Божьей. И далее мы все более убеждаемся, что он не беспокоился за судьбу свою, вверяя её Всевышнему.

б) В эпизоде, где Петр дарит свой тулуп бродяге, раскрываются такие черты его характера, как доброта и человечность.

В) Во время дуэли со Швабриным он ведет себя как честный, порядочный мужественный человек, защищающий честь своей любимой.

г) зарождается любовь юных, чистых людей. Петр слышит “ангельский голос” любимой девушки. Открываются внутренние глаза человека, он видит душу любимого, образ Божий. Петр делает предложение Маше.

д) Петр прощает Швабрина, что говорит о его благородстве и незлопамятности.

е) Петр и Маша ждут письмо – благословение от родителей на брак. Они послушные дети, почитающие своих родителей и Бога.

ж) Во время пугачевского бунта Гринёв не признал Пугачева, не изменил присяге, данной императрице, не предал своей чести. Пугачев оценил эти качества Гринёва: искренность, честность, благородство, порядочность. Петр испытывает страх за любимую, он готов ее спасти даже ценой своей жизни.

з) Когда Петра обвиняют в причастности к бунтовщикам, он не думает о себе, не оправдывается, чтобы доброе имя Маши не было запятнано. И вновь Петр обращается к Богу в молитве, он возлагает надежду на Бога:

Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет.

а) Маша в начале повести робкая и застенчивая девушка, трусиха. Она не идет против совести, отказывается выйти замуж за Швабрина – богатого и умного жениха. Она бескорыстна. В семье она послушна, скромна, спокойна. Гринев нашел в ней “благоразумную и чувствительную девушку”.

б) Маша полюбила Петра сильно и глубоко, она ухаживает за ним, когда он ранен. Но узнав о несогласии отца Петра на их брак, Маша отказывается выйти за Петра замуж без родительского благословения. Потому что это грех, это против Бога, счастья без благословения нет. Маша не хотела, чтобы ее любимый страдал. Она жертвует своей любовью. Маша поступает благоразумно.

в) Говорит Маша просто, не ломается, не жеманится, а больше молчит. Она целомудренна.

г) Маша переносит смерть родителей, домогательства Швабрина. Она тверда в своих убеждениях, она не идет против совести, верна своему слову и решительна. Она готова умереть, но не изменить любви. Верность, душевное благородство видим мы в этой девушке.

д) После этих испытаний Маша живет у родителей Петра:

Вскоре они к ней искренне привязались, потому что “нельзя было ее узнать и не полюбить”. Родители увидели, что Маша разумна, добра, спокойна, а главное – искренне любит их сына.

е) Эта любовь помогла Маше выдержать последнее испытание, когда Гринева передали в суд и обвинили напрасно. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице просить за Гринева. Маша боролась за спасение чести и доброго имени своего жениха. Гринёв был оправдан.

ж) Сила любви огромна. Из робкой, бессловесной “трусихи” Маша стала смелой и решительной женщиной. Любовь дает Маше, простой капитанской дочке, пройти все испытания и добиться счастья.

6. Краткие тезисы .

Петр

Итог: счастливая семейная жизнь.

Маша

Итог: счастливая семейная жизнь.

7. Вывод: Испытания делают героев более сильными, укрепляют их любовь, раскрывают прекрасные стороны души.

8. Итог.

В награду за испытания герои получают счастье жить в любви, иметь детей, внуков, счастливую семейную жизнь.

На примере Петра и Маши автор показал, какую силу имеет настоящая любовь. Любовь помогает сохранить честь, достоинство и чистоту в самых сложных ситуациях. Любовь героев укрепилась и выросла в страданиях. Петр и Маша “не искали своего”, они жертвовали собой друг для друга.

9. Слово учителя.

Почему так интересно было читать повесть, ведь все события произошли очень давно? (Тема любви – вечная тема, всегда интересная. Мы получаем уроки нравственности, учимся жить и поступать в жизни так, чтобы сохранить человеческое достоинство. Учимся любить.


Настроение сейчас - среднее

Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.