Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Упражняя дошколят, развиваем их внимание! Игры лабиринты для детей. Упражнение «Обведи картинку»

Упражняя дошколят, развиваем их внимание! Игры лабиринты для детей. Упражнение «Обведи картинку»

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание : воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель : развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия : небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель : развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель : развивать внимание, пространственное мышление.

игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста

    Лабиринты.

Это задание рекомендуется использовать на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка можно сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.

Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:

    Найди различия

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться от 2-3 до 5-6. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь: « Посмотри, что держит в лапках зайка?» и т.д.

    Поиск парных изображений

    Найди сходства

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – несколько таких же объектов, но каждый из них отличается деталями. Один из них точно такой же, как и предлагаемый на образце, его и необходимо найти.

    Определение изменений, перестановок, произошедших на картинке, либо в помещении (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):

Кто самый внимательный?

Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек.

На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1-2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.

Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.

Что изменилось? (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

    Нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:

    Расставь точки

    Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице (для детей, владеющих счетом до 10).

Допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.

    Нахождение нелепиц, несоответствий на картинках.

    Дорисуй

Предложить ребенку картинки, в которых не хватает каких-то деталей (стрелок у часов, колес у велосипеда, хвоста у кошки и т.п.), пусть попробует исправить ошибки художника и дорисовать.

    Обведи картинку.

Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, парохода.

    Найди предмет

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо назвать их.

    Зачеркни

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов.

Для детей дошкольного возраста на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). А также предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

А также надо фиксировать время выполнения задания, например с помощью секундомера.

Данные указания относятся и к выполнению следующего упражнения.

    Корректор

Сначала ребенку предлагаются таблицы с крупно написанными и разделенными большими интервалами буквами.

Затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк текста.

    Разведчики

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

    Повтори узор

Взять два листа бумаги и расчертить на клетки (9, 12, 16) в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.

    Срисовывание по клеточкам

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

    Раскрась вторую половинку.

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Можно взять раскраску, попросить ребенка отвернуться, а в это время раскрасить часть картинки. Задача – определить, что закрашено. Чем больше деталей картинки закрашено, тем сложнее ребенку определить эти участки.

    Найди тень

Игрушки оказались на солнце, а их тени перепутались. Определи, где какая тень должна быть, и соедини тени и игрушки линиями. Тень какого животного нарисована неправильно?

    Маленький жук

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

    Будь внимателен

    На каждую команду взрослого дети выполняют определенное движение: «Зайчики – прыгать», «Лошадки – скакать », «Птички – махать руками», «Раки – пятиться назад» .

    Когда взрослый поднимает руки вверх, ребенок хлопает, когда разводит в стороны – хлопает, опускает вниз – подпрыгивает. Движения выполняются медленно, постепенно увеличивая темп.

    Если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

    Лесенка

И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

    Слушай хлопки

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды взрослого:

1 хлопок – ходьба по кругу;

2 хлопка – поза лягушки (присесть и скакать вприсядку)

3 хлопка – поза аиста (стоять на одной ноге)

4 хлопка – поза зайца

    Слушай и выполняй

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.

Команда первая: «Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх».

Команда вторая: «Поднять правую руку вверх, левую руку вверх, опустить обе руки».

Команда третья: «Поднять правую ногу, опустить; поднять левую ногу – опустить; три раза подпрыгнуть на обеих ногах». Команды выполняются при выключенной музыке.

    Запретное число

Взрослый договаривается заранее с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Если дети услышат слово «Восемь», они должны хлопнуть в ладоши. Под музыку дети идут по кругу и слушают счет. На счет «Восемь» дети хлопают в ладоши. (Усложнение: 2-3 числа и на них выполняются определенные движения).

    Кто летает?

Если взрослый назовет что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, например, стрекозу, дети отвечают: «Летает» и показывают, как она это делает. Если взрослый спросит: «Поросенок летает?» – дети молчат и не поднимают руки.

Список слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, собака, вертолет и т.д.

Дети образуют круг. Взрослый называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Взрослый поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

    Обманные движения.

Дети реагируют только на словесные команды, не обращая внимания на отвлекающие действия взрослого. Например, произнося команду «Руки вперед!», взрослый показывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

    Тик-так-тук.

Дети идут колонной друг за другом. Взрослый подает сигнал «Тик», тогда все делают наклон влево-вправо; по сигналу «так» - останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

    Четыре стихии

Взрослый дает команды – дети должны на них выполнять определенные движения:

«Земля» – опустить руки вниз;

«Вода» – вытянуть руки вперед;

«Воздух» – поднять руки вверх;

«Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Кто ошибается, считается проигравшим.

    Зеваки

Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого (удар в бубен) делают 4 хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

    Запрещенное движение

    Взрослый определяет, какое движение будет запрещенным. Например, команда «руки в стороны». На данную команду дети должны остановиться. На другие команды дети выполняют соответствующие движения (руки вверх, руки вперед, вниз и т.д.) При этом они ходят по кругу.

    Взрослый заранее договаривается с детьми, какое движение должно быть запрещенным из следующих команд: «Зайчики – прыгать, лошадки – скакать; раки – пятиться; птицы – махать руками; аист – стоять на одной ноге».

    Нос-пол-потолок

Взрослый называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на нос, пол, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать детей). Дети же показывают то, что называет взрослый.

    Покажи и повтори

Дети садятся в круг, каждому необходимо придумать действие, например, хлопнуть в ладоши, закрыть глаза и т.д. Первый игрок показывает движение, которое он придумал, второй - движение первого и свое и т.д. по часовой стрелке.

    Пожалуйста

Взрослый делает любые движения, обращаясь к детям с просьбой повторять за ним. Дети же повторяют в том случае, если взрослый добавляет слово «пожалуйста».

  • Из лесу вышло 5 крокодилов

Дети сидят в кругу. Взрослый, распределив номера между детьми, начинает:

Из лесу вышло 5 крокодилов.

Игрок №5 возмущается:

А почему 5?

А сколько? – спрашивает ведущий.

Четырнадцать! – отвечает игрок №5.

А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.

Дети, вовремя не вступившие в игру выбывают.

    Сосед, подними руку (латышская игра)

Играющие, стоя или сидя, образуют круг и выбирают ведущего, который занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с ведущим ролями. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Внимание! Ведущий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому желает обратиться.

    Боб-Доб.

Дети усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку (или другой мелкий предмет). Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: "Бобчинский, Добчинский, руки на стол!" Все должны немедлено положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т.п.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, а если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.

  • Мой волшебный сундучок

Участвовать в игре могут от двух ребятишек, при этом оптимальное число составляет 3-5 человек. Она не требует никакой специальной подготовки, играть в нее можно в любом месте. Участвовать в ней могут дети старше 5 лет.

Начинается игра с фразы: «Я достаю из моего волшебного сундучка книгу». Это может быть и какое-либо животное, предмет, пища или одежда. Следующий игрок должен сказать: «Я достаю из своего волшебного сундучка книгу и…» – он добавляет свой предмет. Следующий игрок будет «доставать из сундучка» уже три предмета, и так далее. Список предметов будет увеличиваться до тех пор, пока игроки в состоянии его запомнить. Тот, кто пропускает какое-либо название предмета или путает их порядок, выходит из игры. Победителем считается игрок, последним оставшийся в игре.

Можно посоветовать игрокам для лучшего запоминания порядка названных слов попытаться представить их в виде картинок. При этом в одной картинке должны быть задействованы несколько предметов, в той последовательности, в которой их необходимо назвать. Например, игрок должен произнести: «Я достаю из своего волшебного сундучка черепаху, книгу и шоколадку». Для того чтобы запомнить последовательность слов, можно представить себе черепаху, которая читает книгу и ест шоколад.

  • Имена

Эта игра представляет собой упрощенный вариант игры «Мой волшебный сундучок». Один из игроков называет свое имя. Второй должен повторить его имя и назвать свое. Третий повторяет первые два имени, прибавляя к ним свое. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все имена повторялись именно в том порядке, как они были произнесены. Чем больше игроков, тем труднее им запомнить правильный порядок имен. Поэтому с маленькими детьми надо играть в небольшой компании, все время меняя игроков местами, чтобы изменялся и ряд имен.

  • Повторите!

Выбрать ведущего. Остальные игроки должны разместиться напротив него. Ведущий будет произносить различные слова, когда же он скажет: «Повторите», дети должны повторить то слово, которое последует за «Повторите». Если же это ключевое слово не звучит, дети должны молчать. При этом игру следует вести в достаточно быстром темпе, а ведущему следует стараться как можно больше сбивать и путать игроков.

Примером его речи могут служить следующие слова:

Повторите – дом. (Дети должны повторить).

Повторите – игрушка. (Должны повторить).

Повторяете за мной – кино. (Все должны молчать).

Ведущий должен постепенно увеличивать темп игры.

Говорите – кошка. Повторите – буфет. Повторяйте – река. Скажите – медведь. Повторите за мной – колбаса, и т. д.

Игроки, делающие ошибки, повторяя то, что не следует, выходят из игры. Победителем объявляется тот игрок, который меньше всех ошибается или не делает ошибок вовсе.

  • Садовник

Желательно, чтобы число участников было не меньше 10. Выбрать ведущего. Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если ребенок не откликнулся, когда назвали его цветок, или «влюбился» в того, кого здесь нет, то он проиграл. Игра начинается сначала.

  • Детектив

Эта игра подобна предыдущей, но в нее больше любят играть мальчики. Оптимальное число игроков должно быть не менее 7-10.

Выбрать ведущего – это и будет «детектив». Он должен выйти из комнаты. В это время дети распределяют между собой цвета. «Детектив» должен войти в комнату и начать игру словами: «Внимание! Совершено ограбление! Пропали серебряные часы. Я считаю, что часы у «Синего». «Синий» должен ответить: «Нет, часов у меня нет. Часы у «Красного». «Красный» в свою очередь должен назвать другой цвет, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не назовет цвет, который в игре не представлен, или не откликнется. Проигравший сам должен стать «детективом».

  • Солнышко!», «Камешки!», «Заборчик!

Ведущим должен быть взрослый. Посадите или расставьте детей полукругом и встаньте к ним лицом. Поочередно громко и отчетливо отдавайте детям команды: «Солнышко!», «Заборчик!», «Камешки!», постоянно меняя слова местами. Дети должны реагировать на каждое слово соответствующим образом. Если вы говорите: «Солнышко!», они должны поднять руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. При слове «Камешки!» дети должны поднять руки со сжатыми кулаками. Когда вы произносите: «Заборчик!», дети поднимают руки с раскрытыми ладонями, но пальцы их плотно прижаты друг к другу. Темп игры вы должны постепенно ускорять. Ребятишки, сделавшие ошибку, выбывают из игры. Победителем считается игрок, оставшийся последним. одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), начинающихся на звук "К", "Т" или "С". Можно усложнить задание, дав несколько признаков одновременно.

    Съедобное – несъедобное

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    Лови – не лови

Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»

    Скажи наоборот

    Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно – «Нет»).

Примерные фразы:

«Платье одевает девочка» - «Да».

«Зубы чистят щеткой» - «Да».

«У волка три хвоста» - «Нет» и т.д.

    На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные – «Да».

Примерные фразы:

« На елке выросли яблоки» - «Да».

«Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет» и т.д.

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Задание на развитие внимания "Корректор"

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце. а каждом занятии таблицы и значки меняются.

Задание на развитие внимания "Девочки"

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

Задание на развитие внимания "Найди букву (цифру)"

Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.

Задание на развитие внимания "Нйди цифры от 0 до 90"



Задание на развитие внимания "Хрюши"

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;
б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;
в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

Задание на развитие внимания "Раскрась или обведи все заданные предметы"

Задание на развитие внимания "Буренки"

Предлагаются бланки с изображением буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним рогом / двумя /;
б) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним ушком / с двумя /;
в)/ подчеркни, / сосчитай / с одним рогом, одним ушком. / и наоборот /
и другие варианты.

Количество учебных задач вводите постепенно.

Задание на развитие внимания "Раставь цифры под рисунками"

Распечатайте форму и предложите заполнить пустые клетки по аналогии с первой строкой. Разумеется, не стоит заполнять сразу все линии. Лучше делать это упражнение регулярно, 2–3 раза в неделю.

Задание на развитие внимания "Найдите предмет"



Задание на развитие внимания "Человечки"

Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.

Задание на развитие внимания "Кольца"

Зачеркивать кольца с определенным разрывом (вверху, внизу, слева, справа и т.д.).

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле , представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.

Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

Дидактическая игра «Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Предлагаем подборку простых и интересных игр с детьми дошкольного возраста , которые развивают у детей внимание и память. Данный материал может быть использован воспитателями как в повседневной деятельности, так и при проведении занятий с детьми в детском саду . Некоторые упражнения могут стать отличным дополнением к физкультминуткам. Небольшая подборка подобных игр на развитие внимания и памяти дошкольников публиковалось в данной статье .

Игра «Печатная машинка»

Каждому игроку присваивается 1-2-3 буквы алфавита (в зависимости от количества участников, чтобы все буквы были распределены). Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. На сигнал ведущего ученики начинают «печатать». Когда слово будет «напечатано», все дружно хлопают.

Игра «Мебель»

Участникам игры предлагают представить себя каким-то предметом интерьера и занять соответствующее место в помещении. Один из игроков - «хозяин» комнаты - знакомится с интерьером. Его можно представить с помощью выразительных поз участников игры. После этого «хозяин» выходит из помещения. Однако, появляется его «сын» - шалунишка и делает перестановку в помещении. «Хозяин» должен все расставить так, как было.

Игра «Какие звуки повторяются?»

Вариант 1. Ведущий зачитывает 4-5 слов, в каждом из которых встречается какой-то один звук. Например: хлеб - халат - хомяк - мех. Дети определяют звук, который повторяется в каждом слове.

Вариант 2. Дается набор слов, в которых повторяются 2 звука.

Упражнение «Слушай аплодисменты»

Дети свободно двигаются по кругу, когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, все принимают соответствующую позу (на 10-20 с).

Количество аплодисментов

1. Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге)

2. Поза «лягушки» (ребенок приседает)

3. Дети продолжают движение по кругу

Упражнение «В магазине зеркал»

Ведущий: «Представьте себе, что в магазин, где продаются зеркала, вошел мужчина с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркале, и подумала, что это другие обезьянки и начала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей такие же гримасы».

Выбирается ребенок на роль обезьянки, а все остальные - ее отражение в зеркалах.

Упражнение «Слово на одну букву»

Ведущий предлагает всем придумывать слова на одну букву. Дети по кругу говорят каждый свое слово, не повторяя уже названных. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.

Упражнение «Летели дракончики»

Дети стоят в кругу, выставив вперед ладони. Ведущий идет, тихонько поочередно бьет по ладоням, говоря:

«Летели дракончики,

Ели пончики.

Сколько пончиков,

Столько и дракончиков»

На последнее слово тот, к кому прикоснулись последним, говорит произвольное число, после этого ведущий считает ладони к заданному числу, тот на кого выпадает заданное число, должен спрятать за спину руки, которые ведущий пытается схватить.

Упражнение «Буквы алфавита»

Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий называет букву, а ребенок, которому присвоена эта буква, хлопает в ладоши.

Упражнение «Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять, тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.

Упражнение «Запретная цифра»

Выбирается определенная цифра (например 4), которую запрещается называть. Дети становятся в круг и по часовой стрелке считают по очереди «1, 2, 3 ...». Когда подходит очередь к четвертому ребенку, он не говорит цифру, а хлопает в ладоши.

Упражнение «Тень»

Из группы выбирают двоих детей, один - «путешественник», второй - «тень», остальные - зрители.

«Странник» идет через поле, а за ним сзади на 2-3 шага - его «тень», которая пытается скопировать движения. Желательно стимулировать «путешественника» для выполнения различных движений: сорвать цветок, посмотреть вдаль, присесть, попрыгать на одной ноге и т.д.

Упражнение «Топ-хлоп»

Ведущий говорит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное - дети хлопают, а если неверное - топают. Например: «Летом всегда падает снег». «Картофель растет в земле». «Ворона - перелетная птица».

Упражнение «Волшебное слово»

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет детям, что он будет показывать разные движения, а они должны их повторять, только в том случае, когда он скажет слово «пожалуйста». Если ведущий этого слова не скажет, дети движения не повторяют.

Упражнение «Карлики и великаны»

Дети стоят в кругу, а ведущий подает команды: «Карлики» или «Великаны». Дети должны приседать или вставать, услышав соответствующую команду.

Упражнение «Что изменилось?»

Выбирается один ребенок, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (ведущий может помогать ребенку). Ребенок возвращается, и дети должны найти, что изменилось.

Упражнение «Вычеркни букву А»

За определенное время вычеркнуть, не пропуская ни одной буквы «А» из текста.

Упражнение «Ералаш»

Что такое ералаш? Это беспорядок. К примеру:

Злой кабан сидел на ветке.

Пароход сидел в клетке.

Соловей давал гудок…

Наведите порядок в стихотворении и тогда исчезнет ералаш.

Упражнение «Письмо от Незнайки»

Ведущий говорит, что получил вот такое письмо от Незнайки:

«Вот закончилось лето и наступила золотая осень. С юга вернулись птицы, проснулись звери от зимней спячки. Уже кое-где зеленеет молоденькая травка и дни не такие холодные, как летом».

Вопрос:

Вам понравилось это письмо?

Как следует писать?

Что в письме перепутано?

Упражнение «Кто в группе внимательный»

Ведущий читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово - поднимают красные флажки. Ведущий перестает читать, дети исправляют ошибку, ведущий продолжает читать текст.