Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Рабы вещей. Что такое карго-культ

Рабы вещей. Что такое карго-культ

В переводе с английского cargo означает груз. А суть религии заключается в поклонении доставляющим его самолётам и кораблям, которые (по мнению адептов) посланы духами предков.

Подобные культы фиксировались с XIX столетия. Они возникали независимо друг от друга (географически и культурно) и были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана - на Соломоновых островах, Новой Каледонии, Фиджи, Папуа-Новой Гвинее, и т.д… Но особенно сильное распространение они получили в ходе Второй мировой войны и после неё на острове Танна (республика Вануа́ту).

Во время кампании против Японской Империи американская армия стала строить свои военные базы в Тихом Океане недалеко от Австралии. В целях обеспечения солдат, на острова поступало несметное количество техники, одежды, провизии и оружия…

Местные жители находились под сильнейшим впечатлением от огромного количества невиданных доселе сокровищ, падающих с неба на головы американцам: яркие жестяные банки с Кока-Колой, консервы, сигареты в разноцветных коробочках, военное обмундирование, фотографии полуобнажённых белокурых красавиц, складные ножи, часы, зажигалки, фонарики, чудотворные лекарства в ящиках с красным крестом… А что уж говорить о холодильниках, радиоприёмниках, мотоциклах и джипах!?

Бо́льшая часть этого груза доставлялась по воздуху. Вид загадочных самолётов и парашютов завораживал аборигенов. Они сочли это посланием богов - дарами свыше.

Для так называемого цивилизованного человека поведение туземцев зачастую кажется нелепым и смешным. Для островитян же действия светлокожих вторженцев были наполнены магическим смыслом. Иноземные люди светили в небо искусственными огнями, размечали на земле длинные и широкие полосы, переговаривались с неведомыми устройствами, носили на голове странные шлемы, выстраивались в шеренги и вышагивали стройными рядами… Все эти действия привлекали гигантских железных птиц, которые приносили чудесные подарки.

Островитяне с интересом наблюдали за белыми людьми, удивляясь, как же тем удаётся получать столько разных даров, ничего особенного для этого не делая. Туземцы искренне не понимали, почему именно бледнолицым суждено быть хозяевами сказочных и диковинных вещей. В то время как другим приходится заниматься земледелием, рыбной ловлей и охотой, чтобы прокормить себя.

Трудолюбивым аборигенам такой ход вещей показался обидным и несправедливым. Не могут лентяи-американцы иметь все блага этого мира! Прекрасные вещи должны принадлежать всем людям поровну. К тому же, никто никогда не видел, чтобы янки делали хоть что-то своими руками.

И тут-то жители островов смекнули: хитрые бледнолицие нечестным путём присваивают себе карго, предназначенный для меланезийского народа. Белые люди владеют тайными знаниями и священными обрядами, которые призывают духов предков, а те, в свою очередь, посылают на землю волшебные грузы. А значит, нужно украсть тайны ритуалов и делать то же самое!

Стремясь побороть вопиющую несправедливость, коренные островитяне принялись копировать «обряды» солдат, моряков и лётчиков. Из дерева и соломы они сооружали копии грузовых самолётов в натуральную величину.

Также, из подручных материалов, они строили диспетчерские вышки и маяки, натягивая между ними провода-лианы. Они вырубали лес и расчищали взлётные полосы, зажигая вдоль них факелы или костры, имитируя тем самым посадочные огни. Из половинок кокоса они мастерили наушники, а из бамбука - микрофоны и рации. Аборигены регулярно проводили подобие строевых учений и военных маршей, размахивая импровизированными ружьями и раскрашивая свои тёмные тела под военную форму с погонами, орденами и медалями…

Все эти потешные действия проводились с одной единственной целью - приманить божественные самолёты и корабли, полные сокровищ капиталистического мира.

Война закончилась… Воздушные базы были заброшены, американцы удалились восвояси, а небесный груз больше не прибывал.

Но как же так? Ведь белым чужестранцам удавалось находить общий язык с Богами, медитируя перед ящиками с мигающими лампочками. Может, молитв и ритуалов недостаточно? Тогда обитатели «Островов Невезения» принялись за дело с утроенной силой. Круглые сутки члены племени несли дежурство вдоль «взлётно-посадочных» полос, жгли факелы, и неустанно твердили свои мольбы в плетёные коробочки-приёмники. Чтобы просьбы поскорее дошли до Небес, островитяне придумали специальный обряд с Мамой-рацией. Самая толстая, а стало быть, самая красивая женщина деревни обматывалась проводами-верёвками. Танцуя, она входила в транс, а туземец «радист» выкрикивал ей в пупок на неведомом языке бледнолицых заветные заклинания: «База! База! Приём! Как слышно?» Когда же Мама-рация, пребывая в трансовом безумии, что-то бормотала, верховный жрец растолковывал её слова как послание мессии…

Шли месяцы, годы, а самолёты всё не садились… Аборигены настолько увлеклись своей новой религией, что окончательно забросили повседневные дела. В попытках достичь единения с духами предков, они до беспамятства упивались кавой (напиток из кореньев местного галлюциногенного растения), упорно сигнализируя духам флажками из крашеных циновок. Вскоре островитяне погрузились в состояние непрерывного наркотического бреда, а местная экономика накрылась ко всем чертям.

Застав нерадивых самолётопоклонников в столь плачевном состоянии, учёные и антропологи мира забили тревогу - племена могли исчезнуть с лица земли. Чтобы горе-туземцы не умерли с голоду, им была срочно оказана гуманитарная помощь. Завидев сыплющиеся с неба вожделенные дары, «папуасы» окончательно убедились в правильности своих деяний - наконец-то Боги стали к ним благосклонны!

За последние полвека большинство культов карго исчезло. Однако, кое-где эта религия до сих пор жива и здорова. Сегодня меккой культа Небесных Даров можно смело назвать остров Танна - один из 80 зелёных островов архипелага Новые Гебриды.

Именно здесь, у самого доступного в мире действующего вулкана, местные жители поклоняются своему мессии и спасителю - Джону Фруму. Это движение отмечается в различных частях острова и стало одной из наиболее интересных составляющих многогранной культуры Вануату.

Ещё в далёких тридцатых мистер Фрум явился островитянам в образе американского военнослужащего в элегантном белом мундире с блестящими пуговицами. С именем этого человека связано множество легенд, и сегодня при всём желании невозможно докопаться до истины и понять, существовал ли он на самом деле, ведь фамилия «Frum» практически не встречается в англоязычных странах. Зато есть предположение, что имя Джон Фрум - это искажённое производное от «John from (America)». В переводе с английского языка - «Джон из (Америки)».

Одни приверженцы всесильного Фрума видят в нём доброго духа предков, другие - Бога, третьи - посланника страны мечты и «короля процветающей Америки», спустившегося на землю меланезийского народа. Но все верят, что однажды он явится вновь, принеся с собой бесчисленное множество карго, и сделает своих последователей богатыми и счастливыми.

Второе пришествие Джона Фрума ожидается 15 февраля. Когда именно это будет - остаётся загадкой. Поэтому каждый год в этот день островитяне устраивают грандиозные празднества в честь своего мессии. Утро начинается с торжественного марша отряда местных юношей, которые гордо вышагивают с бамбуковыми ружьями наперевес. Штыки бутафорского оружия для устрашения раскрашены кроваво-красной краской. На груди и спинах парней красуются буквы «USA», а на плечах нарисованы погоны. Все они одеты в потрёпанные временем джинсы - главный символ Америки.

Руководит парадом седой бородатый вождь в синем военном кителе с золотыми эполетами.

По его команде над бамбуковым флагштоком, взвивается выцветший американский стяг. Рядом колышутся флаги поменьше: государственный флаг Вануату и флаг австралийских аборигенов, которых жители Танны поддерживают в борьбе за расовое равенство. Также, вопреки здравому смыслу, встречаются и флаги бывших миссионеров-колонистов - Великобритании и Франции. Но всех почётнее флаг Швейцарии, ибо главным сакральным символом культа карго является красный крест - эмблема международной гуманитарной организации.

В честь праздника женщины острова облачаются в нарядные платья, вторя цветам поднятых знамён, и выплясывают под современную американскую музыку.

Весь день бравые воины острова Танна славят своего Бога, приносят цветы и просят у него богатства. Они играют на гитарах и поют песни, восхваляя Джона Фрума и его «апостолов» - ковбоев Джимми и Джерри. Также они вспоминают ещё одного лирического персонажа - моряка Тома.

В одной из неприметных тростниковых хижин деревушки Ламакара есть даже часовня, посвящённая Джону Фруму. Внутри, на чёрной доске выведены заповеди, соблюдать которые пророк завещал островитянам. Смысл этих наставлений сводится к призывам вести праведную жизнь, не убивать друг друга и не есть. Ведь на Вануату ещё сравнительно недавно некоторые гурманы промышляли каннибализмом!

Каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу у священной хижины начинаются всеобщие бдения, сопровождаемые дружным распитием дурманящей кавы и распеванием хвалебных гимнов. И, само собой, всякая песнь сводится к одному и тому же рефрену: «Мы ждём тебя, Джон! Когда же ты придёшь с долгожданным карго?»

Так и ждут наивные но упёртые туземцы второго пришествия своего Фрума… И никакие разумные доводы не способны их разубедить.

Вы, христиане, ждёте возвращения Иисуса уже больше двух тысяч лет, а мы всего лишь шестьдесят!

С гордостью заявляют самолётопоклонники.

Однако, не только мифический Джон Фрум из далёкой сказочной Америки стал объектом поклонения адептов культа карго. В пантеоне божеств жителей острова Танна есть куда более реальный герой - принц Филипп, он же - герцог Эдинбургский, он же - ныне здравствующий 91-летний супруг Британской королевы Елизаветы II.

Жители деревушки Yaohnanen (где мужчины не носят ничего, кроме пучка травы на причинном месте, и растят марихуану и дикий табак) убеждены,что принц Филипп - божественный человек и брат Джона Фрума.

Они считают его потомком магического духа, живущего в священной горе Тукосмера, откуда открывается вид на деревню. По их мнению, если Филипп не родился ни в Англии, ни во Франции, ни в США, то его родиной может быть только остров Танна. Греческое происхождение монарха для туземцев ровным счётом ничего не значит.

Согласно одной из легенд, однажды юный принц покинул остров Танна и отправился за тридевять земель в загадочную страну Англию, посмотреть на королеву. Королева оказалась влиятельной и властной женщиной и потому сделала Филиппа царём.

Когда Филипп был маленьким ребёнком, жрецы нашего острова предсказали, что он будет правителем всего мира

Поясняет один из старейшин деревушки.

Букингемскому дворцу известно о так называемом «движении принца Филиппа». Британские антропологи внимательно изучили этот феномен и обнаружили, что жители Танны стали обожествлять герцога Эдинбургского после того, как тот в 1971 году посетил Новые Гебриды.

С тех пор королевская чета Великой Британской Империи регулярно отправляет своим скромным почитателям подарки, а также портреты принца Филиппа и его семейства с автографом. При этом сами монархи не сильно-то стремятся вновь ступить на земли Вануату.

Зато жители деревни ни на секунду не сомневаются: старинная легенда о возвращении белокожего сына на историческую родину непременно сбудется.

«Наши дети знают Филиппа и знают его детей - они видели их на картине. Мы все надеемся, что когда-нибудь он будет здесь. Однажды он вернётся и привезёт с собой дикие сексуальные праздники и много карго. И тогда настанет конец смерти и болезням», - делится Джек Наива, глава деревни.

Оглядываясь назад, не так-то просто дать точный ответ, когда же возник первый культ карго. Если верить документам, то самым ранним прецедентом стало фантасмагорическое действо на Папуа-Новой Гвинее, датированное концом XIX века, которое впоследствии окрестили «безумие Вайлала».

Но, если копнуть глубже, то первым карго-божеством можно смело назвать великого английского мореплавателя и капитана Джеймса Кука. Он-то и открыл Старому Свету в 1774 году остров Танна, перевернув с ног на голову жизнь несчастных и ни в чём не повинных туземцев. Так и стали зарождаться крохотные островные религии, где обожествлялось такое непонятное, но столь притягательное добро, которым по неведомым причинам завладели белые люди.

О популярности культа карго можно судить по желанию американских военных откреститься от него. В попытках прекратить массовое помешательство и образумить местное население, несколько раз предпринимались просветительские миссии, неизменно заканчивающиеся полнейшим фиаско. О, да! Это была абсолютная и унизительная неудача представителей западной цивилизации. Борьба с культом лишь усилила убеждение местных в том, что бледнолицые хотят присвоить себе все божественные дары.

Более того, американцы сами подлили масла в огонь, когда по окончании войны на соседнем острове Эспириту-Санто спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, мотоциклы и самолётные запчасти. С тех пор это место стали именовать Мысом Миллиона Долларов, ибо и по сей день ловкие ныряльщики продолжают доставать с морского дна куски авиационных моторов и непочатые бутылки Кока-Колы…

Человеку с западным образованием чужда философия самолётопоклонников. Зато её приверженцы постоянно получают свою «небесную манну» от многочисленных съёмочных групп, что кадый год 15 февраля приезжают воочию увидеть национальный праздник острова Танна.

Миф о неиссякаемости рога изобилия подтверждается с каждым новым появлением белокожих гостей… Следовательно, Боги помнят о своих подопечных и Магия работает!

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы — так называемые «культы карго» (cargo — груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!


Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками — и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз — все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.


Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды — и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно — надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это — магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.


Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.

Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!


Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму — иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.

Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре — на Соломоновых островах, четыре — на Фиджи, семь — на Новых Гебридах и более сорока — в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение — в этом суть культов карго — новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

Студентка принесла статью, в которой очередной эзотерический гуру пишет о том, что для того, чтобы привлечь в свою жизнь много денег, нужно вести себя так, как ведут себя богатые люди. Ни в чем себя не ограничивать, и тогда деньги почувствуют, что вы - тот самый человек, который им нужен.

Это ж карго-культ, - я просто пожал плечами, считая разговор на этом оконченным.

А что такое карго-культ?! - спросила девушка.

Никогда не слышала? Честно говоря, я думал, что это очень известный психологический и культурный феномен. Хорошо, напишу как-нибудь.

Обещание выполняю.

Представьте такую картину: вы - обычный папуас (папуасска), живущий привычным, размеренным образом жизни на острове в Тихом Океане. Вы что-то слышали про людей с бледной кожей, которые иногда появляются у соседей, но никогда их не видели. А если видели, то так, мельком. Жизнь идет своим чередом, облака лениво плывут по теплому синему небосводу, иногда разражаясь молнией и дождем, солнце и зной иногда перемежаются прохладой и сильным ветром… Все как всегда, как было сто лет назад, триста, тысячу…

И вот, в один удивительный день, над вашим островом начинают кружиться железные птицы. С некоторых из них спрыгнули те самые бледные люди, и стали расчищать часть джунглей, прокладывая при помощи волшебных орудий целые просеки в густом лесу. Они построили вышки, огородили территорию железной веревкой, и на эту просеку стали прилетать эти серые птицы. Из их утробы вываливались огромные ящики, наполненные чудесными вещами, которые пригодятся в хозяйстве любому добропорядочному папуасу: еда в железных тыквах, вкусная вода, железные гвозди, топоры, пилы…Одежда, которая явно создавалась духами, потому что такую ткань нельзя получить из обычного растительного волокна… И еще много чего.

Бледные люди делятся некоторыми вещами с вами. За помощь (например, проводником) они щедро дают ящики. Жизнь стала намного легче, и ты благодаришь духов за то, что они послали вам на помощь этих белых.

Но спустя некоторое время бледные люди исчезли, забрав с собою все. И серые птицы больше не кружат над нашими островами, и больше нет этой чудной одежды, нет гвоздей, нет еды в железных тыквах…Что это было? И как это вернуть?

Что это было? Это была Вторая мировая война. Воюя с японцами на Тихом Океане, американцы создавали на многочисленных островках Меланезии и Новой Гвинеи опорные базы и взлетно-посадочные полосы для своей авиации. Для обеспечения небольших гарнизонов сбрасывались различные грузы военного и гражданского назначения, часть из которых в конечном итоге перепадала местным жителям, меланезийцам и папуасам, за некоторые услуги, или просто в качестве гуманитарной помощи. Довольно быстро появление предметов высокоразвитой цивилизации в среде архаичных племен произвело разрушительное воздействие на их культуру. Утрачивались некоторые навыки изготовления орудий, примитивное земледелие приходило в упадок, проигрывая консервам и сухим пайкам. Поэтому, когда война окончилась и американцы ушли, островные племена столкнулись с настоящим психо-культурным кризисом: золотые годы, которые воспринимались как награда предков, завершились, и теперь непонятно, как их вернуть.

Подобные психо-культурные кризисы случались и раньше, там, где первобытные племена сталкивались с намного превосходящими их в материальном развитии представителями западной цивилизации. Однако после Второй мировой войны этот феномен получил особое распространение. Удивительные люди с их грузами («карго» на английском) исчезли, а прежний быт оказался сильно нарушенным. Как вернуть то, что было? Здесь в силу вступает логика мифа. Нередко современные комментаторы (не имеющие отношения к науке, как правило), описывая то, что стали делать папуасы и меланезийцы, списывают это на примитивизм мышления, неспособность устанавливать причинно-следственную связь, на жажду халявы. Однако в произошедшем была совершенно четкая и понятная логика. Только исходные положения папуасской (мифологической) логики были совсем иными, чем у представителей постиндустриального мира.

Логика была такова. Наблюдательные островитяне заметили, что бледные люди ничего сами не изготавливали. Все, абсолютно все им привозили стальные птицы, и грузов было так много, что они доставались еще и местным. И когда белые ушли, мудрые люди задумались над тем способом, каким ушедшие заполучали себе карго. И ответ лежал на поверхности: они совершали магические обряды, вызывая предков, которые и делали волшебные предметы. Простой и великий магический принцип: соверши особый обряд, произнеси особые слова, используй особые предметы, и стихии природы (а духи предков относятся именно к ним) подчинятся. Белые знали отличные обряды, и что тогда мешает нам просто в точности повторить их?

В дело вступает еще один принцип магии: подобное притягивает подобное. Имитируй чужой обряд в точности - и тогда он станет подлинным… Все, что делали белые на открытом воздухе, теперь было наделено магическим смыслом. И островитяне начали подражать. По утрам у заново сооруженных флагштоков проводилась церемония поднятия флага. Маршировали на плацу импровизированные солдаты - в шеренгу, с макетами винтовок на плечах. Черный генерал с седой бородой и нарисованными орденскими планками устраивал смотр войск. На воссозданные смотровые вышки забирались полуголые часовые. Они смотрели в небо - совсем как те белые - и выискивали в нем летящих железных птиц с грузами от предков.

Однако они все не летели… Мифологическая логика начинает искать пути объяснения тому, что произошло, почему не работает… Первый вариант объяснения: мы недостаточно точно воспроизводим обряды. Нужно еще больше точности… И тела «солдат» разрисовываются под мундиры с надписями «U .S .A .», еще больше подробностей из обрядов белых вспоминают очевидцы. Сооружаются модели «железных птиц» из дерева и тростника. Их устанавливают на старых взлетно-посадочных полосах, и они, глядя в небо, призывали улетевших в никуда своих собратьев, умоляя вернуться. По вечерам имитировались огни, горевшие когда-то по контуру взлетно-посадочной полосы. И все смотрели и ждали - не послышится ли звук мотора, не сверкнут ли в вечернем солнце крылья.

Тщетно.Что же происходит, проверенные способы не работают!? Лучшие умы бились над этим вопросом, выдвигаются разные предположения. Для папуасов и меланезийцев той поры весь мир - это их деревня, покрытые лесом горы и прибрежная полоса. Вдали - еще острова, а затем - ничего. Самолеты прилетали не из другой, неизвестной земли. Мифологическое сознание не терпит пустоты, оно объясняет все, поэтому предположение о том, что нам что-то еще неизвестно, даже не приходит в голову.Поэтому одна из версий была такой: железные птицы-то прилетают в города набольших островах, где еще живут белые (речь идет о колониальных поселениях в Новой Гвинее, вроде Порт-Морсби). То есть обряды работают, просто бледные люди перехватывают то, что им не предназначено. И что на самом-то деле даже те карго, которые приносили птицы с надписью «U .S .A .» на родные острова много лет назад, тоже были предназначены для островитян. Белые люди - просто узурпаторы и негодяи, лжецы и подлецы.

В результате - кампании гражданского неповиновения, бунты, агрессия. Гуманитарные грузы, изредка доставлявшиеся на этот край мира, только утверждали бунтующих в своей правоте.

Были и не столь агрессивно настроенные люди. Они просто были готовы ждать, когда предки найдут возможности обойти белых. Иногда это ожидание железной птицы воплощалось в ожидании конкретного человека, аналога Спасителя, который начнет золотой век, прогонит белых и тогда предки беспрепятственно принесутзаветные грузы. Спасителя звали по-разному, самый популярным из них был некий Джон Фрум.И ждать Джона Фрума многие были готовы (и готовы сейчас) очень долго. Р.Докинз приводит такой диалог Дэвида Аттенборо (известного ученого и журналиста) с одним из приверженцев этого карго-культа:

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:

— Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придёт. Он обещал и обещал, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждёте?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

— Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

Со временем распространенность карго-культов пошла на убыль. Папуасы и меланезийцы постепенно осознавали, что мир значительно больше, чем им казалось. Что железные птицы не приходят с небес, а создаются на земле. Кто-то даже бывал не в колониальных поселениях, а в крупных городах. Кто-то работал на фабриках и заводах, и понимал, откуда все-таки берутся все эти «карго». Сказка закончилась. Мир стал огромным и пугающим, а чудес в нем становилось все меньше и меньше. Но до сих пор существуют приверженцы того, что магия, предки и спаситель все-таки когда-нибудь придут на помощь. На этом пронзительном видео запечатлено это грустное ожидание чуда человечеством, чуда, которое так никогда и не произойдет... Как это по-человечески...

P.S. В настоящее время слово «карго-культ» приобрело иносказательный смысл: имитация какого-либо действия или образа жизни без наполнения этой имитации содержанием. И я думаю о том, что не зря новым идолом стал Стив Джобс - который не создавал новые карго. А просто придавал им красивую форму. И приносил их жаждущим новое карго людям. Аминь.

От встреч с представителями цивилизованного мира туземцы, которые кое-где до сих пор живут изолированно, всегда остаются под сильным впечатлением. Неудивительно, что у аборигенов остается много вопросов и в случаях, когда их логика не работает, они подключают воображение. Во время Второй мировой войны общение жителей тихоокеанских островов с американскими солдатами привело к появлению карго-культа - новой религии для одних и интересной метафоры для других.

Словосочетание «карго-культ» можно услышать, когда речь идет о человеке, который стремится к роскоши, помешан на покупках или авиаперевозках ценностей. Но это будет ошибкой. На самом деле в том, что выражение «карго-культ» часто появляется в публицистике и пробирается в наше повседневное общение, виноваты тихоокеанские аборигены, американские военные и один гениальный физик.

Карго (от исп. cargo - нагрузка, погрузка) - грузы, которые перевозит морское судно. Во внешнеторговых операциях так называют любые грузы, у которых нет точного наименования.

Карго-культ, или культ самолетопоклонников, связан с распространенной в примитивных племенах верой в магическую сущность самолетов и грузов, которые они доставляют. Это явление возникло еще в позапрошлом веке на некоторых островах Тихого океана, причем никак между собой не связанных. Расцвет своеобразной религии пришелся на Вторую мировую войну. Японцы, а после союзники вели активные боевые действия в этом регионе, строили военные базы и буквально закидывали острова грузами, которые спускались с неба на белых парашютах и шокировали не видевших ничего подобного туземцев. Солдаты удивляли местное население зажигалками Zippo, фабричной одеждой, оружием, медикаментами, алкоголем. Само собой, у аборигенов было довольно смутное представление о современном производстве, поэтому объяснение у них было одно: контейнеры в небе - это дары богов и духов, потому что ни у одного человека, конечно, не хватит могущества создать подобные чудеса. Белые люди, по мнению дикарей, просто научились приманивать и перехватывать послания, которые на самом деле предназначались местным жителям. Делали они это с помощью специальных ритуалов: люди шли друг за другом, крича что-то непонятное, размахивали яркими флажками и зажигали фонари вдоль длинных дорог, по которым взлетали и садились металлические птицы.

Увлеченные религией подражательства, дикари практически перестали заниматься земледелием и охотой. Новый культ довел их до крайне бедственного положения

После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: рисовать на телах знаки отличия армии США, ставить кресты на могилах, маршировать с палками на плечах, строить из веток и пальмовых листьев самолеты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов. Увлеченные новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.

Через какое-то время антропологи обнаружили, что новый культ довел туземцев до крайне бедственного положения. Ученые пытались убедить их, что такое поведение не сработает, но безуспешно. Было решено поддержать дикие племена гуманитарной помощью. Когда с неба снова начали спускаться контейнеры на парашютах, аборигены возрадовались и окончательно уверовали, что их имитации действуют, забросили повседневные дела и стали посвящать все время ритуалам с муштрой и зажиганием факелов вдоль взлетно-посадочной полосы. Антропологи покинули острова, решив, что лучше не вмешиваться; грузы больше не поставлялись. За последние 75 лет подобные религии практически полностью себя изжили, хотя отказ от поклонения необъяснимым, но осязаемым чудесам давался дикарям непросто.

Важной составляющей культа карго стала психологическая подоплека. У меланезийских аборигенов авторитет зарабатывался через обмен подарками: тот, чей подарок дороже, получал больше уважения. Если член племени не мог подобающе «отдариться», он оказывался в проигрыше. Так что солдаты, которые щедро угощали дикарей тушенкой, поднимались на самую вершину социальной иерархии аборигенов, а местным жителям нечего было подарить в ответ, и это их унижало. Все карго-культы строились вокруг личности харизматичного соплеменника или вождя, который убеждал других, что подарки с неба - это послания от духов их предков и, чтобы племя получило положенные ему ценные грузы и больше не чувствовало себя униженным, нужно максимально точно повторять все действия белых людей. Суть карго-культа - в уверенности, что внешние атрибуты работают вне зависимости от содержания.

К карго-культу можно отнести политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают

Термин «карго-культ» получил второе, метафорическое и в итоге более расхожее значение после выступления знаменитого американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана перед выпускниками Калифорнийского технологического института в 1974 году. Он провел аналогию между верой примитивных цивилизаций в действенность подражательства и псевдонаучными работами, которые во всем похожи на полноценные исследования, но ничего не значат для развития науки. Карго-ученые имитируют работу, которая не приносит никакого результата. Фейнман назвал их исследования «наукой самолетопоклонников».

После этого понятие «карго-культ» стало возникать в разных сферах. Например, так называют компьютерное ПО, в котором есть ненужный, но успешно применяемый в других программах компонент. Термин можно использовать и в отношении субкультуры, когда человек с внешними символами принадлежности к группе избегает ее идейной составляющей или соответствующего образа жизни. К карго-культу относят политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают.

В 2010 году после поста в блоге политолога Екатерины Шульман в Рунете широко распространился термин «обратный карго-культ». Так она назвала положение, при котором в стране строятся неэффективные общественные карго-институты и в то же время активно поддерживается вера в то, что проблемы есть везде, потому что сам оригинал неэффективен. Условно, абориген с кокосовой скорлупой на голове уверен, что японские солдаты тоже используют подделку и все самолеты на самом деле сделаны из соломы, просто кто-то изображает их немного лучше, поэтому они иногда летают.

Как говорить

Неправильно: «В поездках за рубеж она накупает себе тонны одежды, для нее это просто карго-культ». Правильно: фетишизм

Правильно: «Для Федора работа в больнице - это карго-культ: он всегда в отглаженном халате, носит на шее стетоскоп, гордится статусом медика, но ничего не понимает во врачебном деле».

Правильно: «У нас в офисе сложился карго-культ активной трудовой деятельности: все сидят за компьютерами с деловым видом, перекладывают бумаги со стола на стол, но результаты от этого нулевые».

Если вам доведётся оказаться на островах Меланезии, то, наслаждаясь природными красотами этих мест, вы внезапно можете наткнуться на строение, отдалённо напоминающее подобие диспетчерской вышки аэродрома. Или на муляжи самолётов из дерева и соломы. А если совсем повезёт, то вам встретится местный житель в наушниках из кокосов, что-то сосредоточенно говорящий в бамбуковый микрофон. Пугаться этого не стоит, однако и смеяться над этим не следует, ибо это не что иное, как религиозный обряд, с помощью которого местные жители просят богов прислать им «железных птиц» с продуктами, орудиями труда, одеждой и медикаментами.

Культ карго Джона Фрума и флаги движения. Меланезия. Фото: wikipedia.org / Flickr user Charmaine Tham Эта уникальная религия меланезийцев получила название «культ карго».

Когда он зародился, с абсолютной точностью сказать нельзя. Некоторые исследователи полагают, что в 1774 году, когда на меланезийский остров Танна высадился знаменитый путешественник Джон Кук .

Для местных жителей, живших в изоляции и веками добывавших пропитание ловлей рыбы, выращиванием свиней и огородничеством, визит Кука стал настоящим потрясением.

Белые люди, с точки зрения аборигенов, ничего не делали, но имели запасы продовольствия, удобной одежды, оружия, которыми охотно делились с ними за мелкие услуги.

Вслед за Куком на острове стали появляться и другие европейцы, также привозившие с собой всевозможные полезные предметы. Но затем, не найдя для себя на острове ничего интересного, европейцы перестали приезжать.

Меланезиец. Фото: www.globallookpress.com

Возвращение божественных даров

Для жителей острова это стало новым шоком. Почему добрые боги, присылавшие к ним белых с прекрасными и полезными вещами, вдруг прогневались на них?

Решив, что вернуть «манну небесную» можно только при помощи правильных молитв, аборигены стали пытаться повторять поведение белых, полагая, что именно эти «обряды» сулят благополучие.

Нечто подобное переживали жители и других меланезийских островов, где побывали европейцы.

Европейские исследователи отметили существование подобных странных верований ещё в конце XIX века.

Однако в полную силу они проявились в годы Второй мировой войны.

Борьба с Японией заставила американских военных создать множество военных баз в Тихом океане, в том числе и в Меланезии.

Кадр youtube.com Для поклонников нового культа приход американских военных был равносилен «второму пришествию». Они правильно молились, и белые вернулись, теперь уже не только с кораблями, но и с летающими «железными птицами», которые привозят вкусные продукты, одежду, медикаменты, а также совсем уж невиданные вещи вроде фонариков и радиоприёмников.

Белые люди охотно и щедро платили за помощь в строительстве, за услуги проводников, и жизнь меланезийцев стала, в их понимании, счастливой и беззаботной.

Но затем война кончилась, и белые ушли. Больше не прилетали «железные птицы», не было щедрых «даров богов».

Жрецы новой религии, у которой теперь появилось огромное количество поклонников, объясняли — меланезийцы недостаточно хорошо молятся богам, именно поэтому они более не присылают им «даров небес». И меланезийцы принялись ещё усерднее упрашивать богов о «ниспослании железных птиц».

Другой взгляд

Те, кто впервые слышит о «культе карго», зачастую понимающе улыбаются — вот как портит людей «халява». Однако это не совсем так.

Чтобы понять поведение меланезийцев, нужно посмотреть на мир их глазами. Белые люди, приходящие на острова, сами ничего не делают и не производят, но у них всё есть. Откуда же у них всё? Конечно, они всё получают от богов. А почему боги щедры к белым людям? Потому что они знают правильные молитвы и ритуалы. И если их повторить, то «железные птицы» с подарками прилетят снова.

Аборигены начали строить взлётно-посадочные полосы, диспетчерские вышки, надели самодельные наушники, стали кричать в бамбуковые микрофоны, но самолёты не появлялись. Значит, недостаточно точно мы всё повторяем, сказали жрецы. Меланезийцы упорно воспроизводили действия белых, даже стали проводить своеобразные парады, но эффекта не было.

Традиционный танец меланезийцев. Фото: www.globallookpress.com

Но у новой религии появилось объяснение и на этот случай: «железные птицы» на самом деле летят, просто их перехватывают белые люди на других островах (некоторые аэродромы продолжали функционировать, так как там остались американские поселения). И вообще, те «железные птицы», что были сначала, присылались богами для аборигенов, а подлые белые попросту «крали чужое».

Чем Джон Фрум хуже Иисуса?

Когда учёные-антропологи через пару десятилетий добрались до островов с научной миссией, то пришли в ужас от увиденного.

«Культ карго» (поклонение грузу) настолько захватил меланезийцев, что их традиционные отрасли хозяйствования пришли в упадок. Островитянам стал грозить самый настоящий голод. Антропологи и психологи попытались переубедить меланезийцев, объяснить им их неправоту, однако аборигены встретили эти объяснения в штыки. По их мнению, белые, перехватывающие «подарки богов», попросту захотели ещё раз их обмануть.

Деревня последователей Джона Фрума. Фото: wikipedia.org / Flickr user Charmaine Tham

Поняв, что справиться с «культом карго» не так-то просто, учёные призвали хотя бы оказать островитянам гуманитарную помощь.

Но появление этой помощи для адептов «культа карго» стало подтверждением их правоты, отчего новая религия только укрепилась.

Ситуация стала меняться тогда, когда выходцы из местных племён стали чаще бывать в цивилизованном мире, где стали понимать, что и как происходит на самом деле.

«Культ карго» пошёл на убыль, однако совсем не умер.

На острове Танна, с которого когда-то всё началось, процветает культ Джона Фрума — некоего высшего существа, похожего на солдата американской армии времён Второй мировой войны, который придёт, изгонит нечестных белых и вернёт «подарки богов». Для того чтобы приблизить «золотой век», необходимо отказаться от таких аспектов европейской цивилизации, как деньги, работа на плантациях, школьное образование, сохранив поклонение деревянным макетам авиационных вышек и соломенным моделям самолётов.

Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Фото: wikipedia.org / Тим Росс

Культ Джона Фрума оказался удивительно устойчив. Его адепты даже создали собственную политическую партию, отстаивающую их интересы.

Считается, что «культ карго» пережил свой расцвет и со временем сойдёт на нет. Один из учёных, работавших с поклонниками культа Джона Фрума, как-то спросил одного из них:

— С тех пор, как Джон Фрум пообещал, что «груз» придёт, прошло уже очень много лет. Почему ты до сих пор веришь в него?

Меланезиец внимательно посмотрел на учёного и изрёк:

— Вы, христиане, ждёте второго пришествия Христа 2000 лет и до сих пор не утратили веру в него? Почему же я должен утратить веру в Джона Фрума?