Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются

Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются

На вопрос От чего умер Беликов? заданный автором Илья Желнов лучший ответ это “Человек в футляре”. Учитель греческого языка Беликов предстает перед читателем удивительно неприятным типом. Он отвратителен как сам по себе, так и во всех своих проявлениях. Оказывается, “этот человечек, ходивший всегда в галошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет”. Беликову абсолютно чужды уважение к другим, любовь, сострадание. Он живет в своем замкнутом мирке среди циркуляров и правил, неизвестно кем написанных. Беликов совершенно бездуховен, несмотря на то что, будучи учителем гимназии, может считаться образованным человеком. Даже себя не жалеет человек в футляре. Он ставит множество ограничений в своей собственной жизни.
Автор говорит об этом следующим образом: “И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и - ах, как бы чего не вышло! Постное есть вредно, скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле - пища не постная, но и нельзя сказать, чтобы скоромная”.
Даже такие мелочи рисуют весьма колоритный образ человека в футляре. Он совершенно неестествен, от загоняет вглубь себя все естественные проявления своей души. Он безжалостен к окружающим, если их поведение не соответствует тем или иным установленным правилам и циркулярам. Он низок, способен на подлость и не вызывает ни жалости, ни сочувствия.
Интересны отношения Беликова и Вареньки. На первый взгляд кажется, будто в душе человека в футляре проявились наконец-то хоть какие-то человеческие слабости и чувства. Но не тут-то было. Эпизод, когда Беликов увидел катающуюся на велосипеде Вареньку, показал истинную натуру человека в футляре. Он не способен простить любого несоответствия правилам всем вокруг, и Варенька не является исключением. Естественно, что Беликов возмущен тем, что девушка катается на велосипеде. Хотя если вдуматься, то в этом нет абсолютно ничего предосудительного. Каждый человек волен распоряжаться собственной жизнью и делать то, что считает нужным, а уж такой пустяк, как катание на велосипеде, и вовсе не заслуживает столь пристального внимания и серьезного резонанса.
Правда, Беликов иного мнения об этом “происшествии”. Он стремится подчинить все вокруг установленным правилам, и любое несоответствие ввергает его в шок. ОТЧЕГО УМЕР БЕЛИКОВ? Он умер от шока, ведь ему пришлось столкнуться с чем-то из ряда вон выходящим. Беликов оказался унижен, растоптан, а затем еще и осмеян. Смерть Беликова вызвала у окружающих глубокое облегчение. Они почувствовали себя свободнее, правда, ненадолго.
В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый “футляр” в окружающей жизни: “А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт, - разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, - разве это не футляр? ”.
Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого “футляра”. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова “Человек в футляре” показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но тем не менее такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявлять истинные чувства

Я хочу описать главного героя, Беликова, в рассказе Антона Павловича Чехова " Человек в футляре ". Беликов занимает в рассказе главное место, так как рассказывается именно о его жизни, внешности,и о том, как к нему относятся другие.
Самый обыкновенный учитель греческого языка в гимназии, не женат, живёт в маленькой комнатушке. Его комната настолько мала, как берлога у медведя, стол и кроватка с пологом. Также у него работает повар Афанасий, лет шестидесяти. Ложась спать, Беликов всегда накрывался с головой, боялся посторонних шумов, слышал зловещие вздохи Афанасия... Постоянно думал, что повар ни с того, ни с сего вдруг его может зарезать... Каждую ночь из-за этих мыслей он не мог спокойно спать. А на утро, когда надо идти в гимназию, был скучен и бледен. Вот что значит жить " футлярной жизнью "! Выглядел Беликов очень мрачно и однообразно: " носил тёмные очки, фуфайки, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое, и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. "
По этим признакам можно понять, что Беликов - человек малообщительный, мнительный, скромный.
- О, как звучен, как прекрасен греческий язык! - говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил:
- Антропос!
Но излюбленной фразой Беликова была: " Как бы чего не вышло! " . А также, заходя в гимназию, он постоянно твердил своим коллегам: " Уж очень шумят у нас в классах " .
Из-за своего характера, Беликов держал в страхе всю гимназию, да что там гимназию, весь город!!! Представляете, из-за него ученикам нельзя было выходить на улицу после девяти, запрещалось в статьях писать про плотскую любовь. Люди перестали знакомиться друг с другом, посылать письма... Вот насколько он влиял на окружающую его действительность.
Он безумно любил свой преподаваемый язык. Уделял ему всю свою жизнь! Однажды, когда его будущая невеста Варенька пела малороссийские романсы, то он подсел к ней и сказал, улюбаясь:
- Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий.
Как уже говорилось раньше, он держал в страхе весь город. Но его боялись не только ученики, но и учителя, и даже директор! Дамы не устраивали по субботам спектаклей, боялись, а вдруг он узнает! Боялись в его присутствии кушать или играть в карты. Из-за таких людей, как Беликов, за последние десять - пятнадцать лет город стал похож на мёртвую деревню - никто не выходил на улицу, не разговаривал, не читал книги, не помогал бедным, не учил грамоте... Все знали, что увидя это, Беликов обязательно скажет: " Всё это хорошо, но как бы чего не вышло! " Эти его слова всех очень расстраивали. И,когда он умер, все вздохнули с большим облегчением!
Этим рассказом Антон Павлович Чехов хотел показать, что такими людьми, как Беликов, быть не стоит. Какая радость от того, что тебя все боятся, ты ни с кем не дружишь, не разговариваешь? И,когда ты уходишь на тот свет, то тебя никто не жалеет, никто о тебе не скучает, а только все радуются и ликуют!
Так что почаще знакомьтесь, общайтесь, и вам самим на душе будет легче.

Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» писателя – цикла, включившего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Главные герои

Беликов – учитель греческого и латинского языка («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, сосед рассказчика.

Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».

Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».

Другие персонажи

Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу» .

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле» , потому что он «прятал его в поднятый воротник» , носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний» . Даже его предмет – «мертвые языки» , был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло» . Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью» . Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!» .

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить» . Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность» . Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная» .

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук» , но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос» , изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление» . Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал» . Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет» . После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему» , «не стало лучше» .

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?» .

Заключение

В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

Тест по рассказу

Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2445.

Главным героем повести Чехова "Человек в футляре" является преподаватель греческого язык Беликов. О нем, через всю повесть, ведёт разговор коллега Буркин.

Беликов предстает в повествовании, как человек закомплексованный, полный непонятных предрассудков. В любую погоду он выходит в калошах, в пальто и с зонтом. Все предметы у него находились в чехле: ножик для заточки карандаша, зонт и даже часы. Ходил этот гражданин с постоянно поднятым воротом и от этого казалось, что и лицо он тоже прячет в чехол. Садясь на извозчика он всегда просил поднять верх. У Беликова постоянно было желание закрыться, поместить себя в определённый футляр и тем самым оградиться от каких бы то ни было внешних воздействий. Настоящая реальность вселяла в него страх и ужас перед всем новым. Как бы оправдывая своё непонимание настоящего он всегда говорил о прошлом. В сочетании со всем его поведением и преподавание древних языков указывало на некую отстраненность от действительности.

Главный жизненный лозунг для Беликова - это "как бы чего не вышло". Всякое малейшее отклонение от давно устоявшихся правил способно вывести его из равновесия. Но несмотря на свою закомплексованность, по словам Буркина, Беликову удавалось держать в напряжении весь город.

Вскоре в город переезжает новый учитель истории Михаил Коваленко с сестрой Варей. Коллеги Беликова всячески пытаются свести его с ней. Однако он не может решится на столь ответственный шаг и всего опасается. А когда ему довелось увидеть, как Коваленко с сестрой едут на велосипедах, так Беликов вообще впал в недоумение. Он не мог представить, чтобы учитель катался на велосипеде.

А что тогда остается делать детям?

Только на головах стоять, рассуждал он, пытаясь вразумить Коваленко.

В тот день разговор Беликова с Коваленко был доведен до ссоры и Беликов оказался спущен с лестницы, где его увидела вошедшая в подъезд Варя. Герой не мог пережить такого позора. Он закрывается от мира в своей комнате и заболев умирает.

Завершая рассказ Буркин говорит, что в гробу у Беликова был очень веселый вид. Видимо, он был рад тому, что наконец-то оказался в таком футляре, в котором его уже никто не потревожит.

Вариант 2

В своих рассказах Чехов иногда рисует странные образы людей, которые даже трудно представимы. Тем не менее, такие люди действительно существуют, хотя Беликов и является во многом гротескной фигурой. Мы видим какую-то странную метаморфозу человеческой личности, которая превращается в нечто странное и даже страшное.

Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом.

Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам.

Этот герой явно боится каких-то обновлений, он всегда опасается любых происшествий и подобные опасения проявляются во всех деталях его повседневности от приказа извозчикам поднять верх, до ношения плотного пальто даже в теплую погоду. Беликов является полностью нелепым персонажем, но его начало также описывается как нечто отрицательное и негативное, он не просто нелеп, но и в определенной степени является противником этого мира, человечности, положительного и прогрессивного. Поэтому гибель Беликова становится возможной только после его высмеивания, насмешки как бы разрушают устоявшийся мир этого героя, подвергают своеобразному порицанию, которые обесценивают нелепость, за которую всегда цеплялся этот герой с полной серьезностью.

Также фактически мы видим как Беликова разрушает любовь. Конечно, мы можем считать болезнь и печальность героя исходом после грубости от брата Вареньки, но на самом деле его поведение – только часть отношений с Варенькой. Беликов на самом деле даже не представляет как бы любил эту девушку, не представляет своей женитьбы, по сути, этот футлярный человек непригоден для любви, которая является чем-то больше его ограниченной природы, поэтому любовь как бы очищает мир от самого Беликова.

Сочинение Беликов (Человек в футляре)

Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости. Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями. А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.

Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени. “Футлярные люди”, “Беликовы” - эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами. На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду - палата № 6. Это Россия...” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, - однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.

Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов - по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.

А.П.Чехов, как художник - музыкант для высказывания своих мыслей частенько использует приемы из музыки, как повтор, проводит мотивы сквозь множество голосов различных инструментов, повествуя нам о необъяснимом страхе ограниченности, обыденной пошлости.

Проблема, которая затрагивается Чеховым в данном повествовании, постоянно останется насущной для большинства людей. Не замечая для себя, любой человек может замкнуться в себе или же закрыться в «футляр» собственных заблуждений, переставая размышлять, выискивать и колебаться в своих решениях. И вот это самое страшное, что ведет к регрессу человека как личности, как сущности. Человек не замечает абсолютно ничего кроме своих предрассудков и страхов, он не может адекватно размышлять, придумывать, додумывать свои замыслы. Некий болезненный страх за собственное существование постоянно бушевали в душе Беликова – выдающегося персонажа повести Чехова, «Человек в футляре» которая была издана в 1898 году.

Беликов – это тот самый "человек в футляре", бессмысленное, жалкое существо, додумавшееся, однажды навести страх на целый город. Даже учителя, с опаской относились е нему. Да что учителя, абсолютно весь город, от малого до великого шарахались от него.

Человек в футляре... Казалось такое, странное выражение, но как точно оно олицетворяет человеческую душу. Идея этого произведения кроется в том, дабы показать обществу суть страха: «Под воздействием таких людей, как Беликов, за последние 10 - 15 лет в нашем городе стали бояться всего. Опасались звучно высказываться, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить людей грамоте». Да и все, что мы себе настроили, придумали, то чем огородили себя от мира, все это нужно разрушать, через все это нужно перешагнуть, открывать для себя что-то новое, интересное, посмотреть на все адекватным взглядом и не усложнять себе жизнь какими-то воображаемыми случайностями.

Данное изложение сочетает в себя совокупность очень интересных композиций, которые, не смотря ни на что, не мешают нашему писателю А.П.Чехову послать нам неразделимую оценку восприятия бытия человека, утверждение своих совершенств и мировозрения.

В разоблачение облика Беликова нам помогает композиционный прием, который частенько, в своих произведениях использует Чехов, – рассказ в рассказе. В нашем случае это охотящиеся, которые решили обустроиться ночевать в сарайчике старосты Прокофия, они повествовали друг другу различные инциденты, истории, басни. Один из рассказчиков был Буркин, решил не отставать от всех, изложить историю об одном живущем своего города, преподавателе иностранного греческого языка, Беликове, своему приятелю известному врачу - ветеринару, Ивану Ивановичу. Чем же был знаменит этот преподаватель то? А вот тем, что, не смотря на замечательную солнечную, теплую погоду, входил всегда он из дома в калошах, с зонтиком в руках и обязательно в ватном теплом пальто. Но зонтик же у него был в чехле, часы в чехле из серой замшевой ткани, и даже при необходимости вынимая перочинный нож, для того чтобы обточить карандаш, ко всему удивлению и нож он держал в таком же чехле. Выражение его облика любому встречному, на первый взгляд казалось, что оно тоже облачено в чехле, лицо, которое постоянно пряталось за поднятым воротником теплого ватного пальто. По мнению рассказчика Буркина, Беликов, все время расхаживал в черных очках, фуфайке, затыкал свои уши ватой, а садясь на извозчика, то приказывал поднять верх, будто боясь чего-то. Прихоть было это или какой-то придуманный образ жизни нашего героя, наш рассказчик нам не объясняет. Но отмечает он, что у данного героя было бесконечное жадное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», для того чтобы скрыть себя и защититься слов, действий и всей грязи окружающего его мира.

Особенности, которые конструирует Чехов, в наружном облике Беликова становятся символическими. Удивительно то, что такому малопривлекательному и недалекому человеку, с таким скучным образом жизни, человеку, который не спит по ночам, он всеми своими мыслями запугал не только себя, но ему же удалось запугать всем своим видом всех тех людей которые окружали его, да и вовсе весь город. По началу Чехову было забавно и вполне безобидно описывать место где жил Беликов, потому что оно было схоже с какой-то берлогой. Сравнивать героя рассказа с раком-отшельником или улиткой, которые никому не повредят да и плюс к тому всегда всего боятся.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

  • Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

    Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне.

  • Сочинение по картине Баба-яга Билибина 5 класс

    Сегодня мне удалось познакомиться с картиной великолепного мастера - иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина «Баба – яга», созданной к известной сказке «Василиса Прекрасная»

  • Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык – очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства

  • Образ и характеристика Хозяйки Медной горы сочинение по рассказу Бажова

    Хозяйка Медной горы – это главная героиня одноименной детской сказки «Медной горы Хозяйка» Бажова Павла. Все, в детстве, либо видели мультфильм, либо слушали из родительских уст сказку. Писатель рассказал нам именно об этом мифологическом существе

Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая “Маленькая трилогия”, которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики.
Наиболее гротескную картину “футлярной” жизни автор дает в первом рассказе трилогии, где тема заявлена уже в названии. Чехов рисует явно утрированный образ, который является художественным обобщением общественного явления того времени. Так, перед нами предстает Беликов - человек с весьма интересным и даже “замечательным” характером и привычками: “в очень хорошую погоду” он “выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый ворот”. Не случайно автор уделяет особое внимание портрету героя. Он стремится при помощи характеристики быта, костюма Беликова раскрыть его душу, внутренний мир, показать его истинное лицо.
Так, уже из портретного описания мы видим, что учитель греческого языка полностью отгородился от живой жизни, наглухо заперся в своем “футлярном” мирке, кажущемся ему лучше подлинного. Футляр “обволакивает” мозг, контролирует мысли героя, подавляя положительные начала. Таким образом он лишается всего человеческого, живого, превращается в механическую машину правил и циркуляров.
Но страшнее всего то, что эти правила и предрассудки он навязывает всему окружающему миру, в котором к так все цели ставятся и достигаются только по необходимости. Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их боятся: “Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!” Развивая мысль Чехова, мы понимаем, что “футляр” - это обобщенный образ всей России с его государственным режимом. Новый поворот в осмыслении проблемы вносит образ Мавры. Темнота и невежество людей из народа - тоже “футляр” охватывающий все большие стороны жизни.
Но в город проникают веяния нового времени. Появляются независимые, свободные личности (Коваленко, его сестра), вскрывающие с беспощадной силой “удушающую атмосферу” такой жизни. Они находят ключ к решению проблемы, который заключен в главной фразе произведения: “Нет, больше жить так невозможно!” Действительно, с приходом таких людей заканчивается господство Беликова. Он умирает. Но создается такое впечатление, что герой именно ради этого и жил, наконец он достиг своего идеала: “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”. Да, Беликов умер, но “сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”. Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии “были в калошах и с зонтами”, как бы продолжая традиции покойного.
Что же ждет людей, ведущих “футлярный” образ жизни? Конечно, неизбежное одиночество, страшнее которого нет ничего в мире.
Но что же помогло автору создать такой оригинальный гротескный образ, который надолго запоминается читателю? Конечно, это различные художественные изобразительно-выразительные средства.
Интересуясь бытом, костюмом героя, писатель дает полную, развернутую характеристику его натуре, рисует точный портрет его души. Для такого описания Чехов использует сложные синтаксические конструкции с большим количеством однородных членов, расширяющих панораму действительности.
Фонетический состав произведения поражает своим разнообразием. Но мы отмечаем, что часто встречается звук “о” (ассонанс), который также передает замкнутость жизни героя, идущей по кругу, его отдаленность от мира.
Многие предметы быта Беликова носят символический характер. Так, чехол, очки, калоши и зонтик - это непременные атрибуты “футлярного” существования человека. Не случайно рассказ начинается и заканчивается их упоминанием.
Лексический состав рассказа также удивляет нас своим богатством. В нем встречаются как общеупотребительные, так и устаревшие слова (“извозчик”, “фуфайка”, “денщик” и др.), которые передают обстановку эпохи.
Хотелось бы отметить, что в самой главной, ключевой фразе произведения встречается инверсия: “Больше житьтак невозможно”. Она как бы приковывает внимание читателя к этим словам, заставляет задуматься над их глубоким смыслом.
Язык Чехова отличается особой живостью, эмоциональностью и одновременно простотой, что делает его рассказы доступными и понятными.
Тонкости авторского мастерства поражают нас уже при первом прочтении рассказа, нам открывается истинный замысел его произведений.
Мне кажется, проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе “Человек в футляре”, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации личности.

Задачи и тесты по теме "Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»"

  • Морфологическая норма - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 8

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс