Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Плавучий космодром "морской старт". S7 Group купила плавучий космодром "Морской старт"

Плавучий космодром "морской старт". S7 Group купила плавучий космодром "Морской старт"

Стартовая платформа «Odyssey» и сборочно-командное судно «Sea Launch Commander» в порту

Sea Launch ) - плавучий для запуска модификации «Зенит-3SL» семейства международным консорциумом по эксплуатации космодрома «Морской старт». Точка старта располагается в акватории Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества.

История

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения ). Данный способ был использован в 1964-1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякоренную платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.

Компания «Морской старт» была создана для реализации одноименного проекта в 1995 году. Её учредителями стали Boeing , российская РКК «Энергия» , норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Летом 2009 года компания «Морской старт» объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила РКК «Энергия».

Создание консорциума

В 1993 году, после того как стало ясно, что не будет создана более мощная ракета-носитель, чем Scout-2 для космодрома «Сан-Марко» (полезная нагрузка при запусках с «Сан-Марко» не превышала 200 кг), Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившем название «Морской старт».

Международный консорциум Sea Launch Company (SLC) создан в 1995 году. В него входят американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».

Начальная стоимость проекта составляла $3,5 млрд.

Банкротство и реорганизация

22 июня 2009 года компания объявила о своём банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве. Согласно данным, указанным в заявлении компании, её активы составляют от 100 до 500 млн долларов, а долги - от 500 млн до 1 млрд долл. По данным издания «Коммерсант», к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию.

«Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления „Морской старт“ намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития», - сообщила компания.

1 апреля 2010 года совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» «главную роль» в проекте «Морской старт». В конце июля 2010, по решению суда, Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации «Энергия», получила 95 % акций консорциума «Морской старт», Boeing - 3 % и Aker Solutions - 2 %.

Прорабатывается проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток.

22 августа 2014 года на фоне боевых действий на востоке Украины было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает деятельность до середины 2015 года. В конце декабря 2014 года вице-премьер РФ Д. Рогозин заявил, что скорее всего ракеты «Зенит» больше не будут использоваться в этом проекте, а место США займут страны БРИКС.

По имеющимся сведениям, в январе 2015 года, по результатам заседания совета директоров РКК Энергия, в проекте «Морской старт» предполагается дальнейшее использование тяжёлой ракеты-носителя .

В 2014-2015 гг. российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта 2016 Роскосмосом было сообщено о скором закрытии сделки по продаже проекта. При этом имя покупателя не называется. По сведениям газеты «Коммерсант», новым инвестором Sea Launch может стать совладелец группы S7 Владислав Филёв.

В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже «Морского старта».

В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания Boeing разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Также часть долга планируется списать. Конкретная сумма не называется. Было подписано предварительное соглашение с Boeing об урегулировании спора по «Морскому старту», в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности. Однако для окончательного принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос».

S7

В сентябре 2016 года стало известно, что дочерняя компания «S7 Group» - «С7 космические транспортные системы» станет покупателем и оператором международного проекта «Морской старт».



ГВАДАЛАХАРА /Мексика/, 28 сентября. /Спец. корр. ТАСС Иван Валюк/. Группа компаний S7 стала владельцем плавучего космодрома "Морской старт" (Sea Launch), который ранее контролировала РКК "Энергия". Об этом сообщил совладелец S7 Владислав Филев.

"Цель - объявить сегодня о сделке между двумя сторонами о приобретении активов этого проекта, построенного четырьмя странами. Я очень горжусь тем, что подпишу от имени S7 Group сегодня этот контракт. Мы покупаем платформу "Одиссей" (Odyssey), - сказал он.

Как уточняется в совместном пресс-релизе группы S7 и РКК "Энергия", предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander и платформа Odyssey "с установленным на них оборудованием ракетного сегмента", а также наземное оборудование в американском порту Лонг-Бич и товарный знак Sea Launch.

"Сегодня значимый день, сегодня завершается сделка, которую мы долго готовили. Это один из немногих высокотехнологичных проектов, которые вышли на уровень продажи, и российский инвестор вкладывает ресурсы в высокотехнологичное изделие", - заявил глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

По словам Филева, группа компаний S7 после закрытия сделки инвестирует в проект более $150 млн. "В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн", - сказал он. Как ожидается, сделка должна быть закрыта через шесть месяцев. В частности, контракт должен получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Также будут подписан ряд договоров, которые являются частью сделки.

Проект "Морской старт" продолжит использовать ракеты-носители украинского производства "Зенит", добавил Филев. "Ракета "Зенит" остается главной для Sea Launch, следующие 15-20 запусков, надеюсь, будут с "Зенитом", - сказал он. S7 пока не имеет контрактов на запуски с него космических аппаратов, рассказал Филев. "Мы же только подписали соглашение о покупке, безусловно, у нас нет никаких подписанных контрактов. До тех пор, пока мы не получим одобрения государства, мы не будем подписывать никаких контрактов", - сказал он.

Проект "Морской старт"

"Морской старт" - международный коммерческий проект по созданию и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Одноименная компания была создана в 1995 году. Учредителями выступили американская корпорация Boeing (внесла 40% первоначальных инвестиций в проект и получала соответствующую долю акций), российская РКК "Энергия" (25%), норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions, 20%), украинские КБ "Южное" и ПО "Южмаш" (15%).

Компания Boeing осуществляла маркетинговые услуги, норвежское предприятие предоставило бывшую буровую платформу, переоборудованием в стартовый стол которой занималось российское КБ транспортного машиностроения. РКК "Энергия" производила разгонные блоки ДМ для ракет "Зенит". Сами ракеты изготавливались украинским предприятием "Южмаш".

Портом приписки командного судна и плавучего космодрома Odyssey был выбран Лонг-Бич (Калифорния, США).

С 1999 года по 2014 год по проекту "Морской старт" было проведено 36 пусков, из которых три закончились авариями, один признан частично удачным. При этом для получения прибыли компании ежегодно необходимо было проводит 4-5 безаварийных ракетных пусков.

Летом 2009 года компания "Морской старт" объявила о своем банкротстве. После реорганизации в 2010 году ведущую роль в проекте получила РКК "Энергия", которая увеличила долю своих акций до 95%. 3% акций стали принадлежать компании Boeing и 2% - Aker Solutions. Штаб-квартира консорциума переехала из Калифорнии в Швейцарию. В 2013 году Boeing подала в суд на РКК "Энергию" и КБ "Южное" с целью возмещения затрат перед инвесторами. В мае 2016 года центральный суд Калифорнии вынес решение в пользу Boeing и потребовал с РКК "Энергия" выплатить $322 млн, еще $193 млн компании Boeing задолжали украинские партнеры.

С 2014 года запуски в космос по проекту были приостановлены, сотрудники консорциума сокращены. При этом, как сообщалось, содержание "Морского старта" продолжало обходиться владельцу примерно в $30 млн в год.

Ранее сообщалось, что в случае закрытия сделки по "Морскому старту" до конца 2017 года, возобновление пусковой программы ожидается не раньше 2018 года - столько времени потребуется на расконсервацию оборудования и производство ракеты-носителя для первого пуска. Для закрытия сделки новым владельцам также потребуется получить одобрение от США.

Несмотря на продажу проекта, глава РКК "Энергия" ранее сообщил, что корпорация намерена сохранить свое участие в "Морском старте". Кроме того, по его словам, для проекта планируется создание новой ракеты-носителя. В свое время рассматривалась возможность использования в проекте ракеты-носителя "Ангара-А3". В текущей Федеральной космической программе указаны работы по созданию ракеты "Феникс", которая по своим характеристикам должна во многом соответствовать производимой на Украине ракете "Зенит".

Использовать "Морской старт" для запусков по федеральной программе не планируется, заявил ранее глава Роскосмоса Игорь Комаров.

  • Космонавтика ,
  • Физика
  • На этой неделе не очень замеченными прошли новости о рассмотрении в российской космической отрасли идеи использовать ракету-носитель «Ангара А-5» для замены «Зенита-3SL» на проекте «Морской старт». Они отражали непростой процесс обсуждения идеи. Первыми прошли сообщения о том, что эта идея обсуждается. Затем появилась информация, что генеральный конструктор «Ангары» заявил о нецелесообразности этой идеи . Новостей об итоговом решении пока не появилось, попробуем разобраться сами в достоинствах и недостатках этой идеи.

    Предыстория

    Проект «Морской старт» начался по нынешним меркам уже давно - в 1993 году. Идея состояла в том, чтобы поставить ракету-носитель «Зенит» на морскую платформу и запускать спутники на геостационарную орбиту с экватора. Выгода была заманчива:
    • Старт с экватора дает максимальное бесплатное приращение линейной скорости. Земля вращается с угловой скоростью 1 оборот в сутки, но линейная скорость вращения минимальна на полюсах и максимальна на экваторе. Целых 465 м/с бесплатно добавляется к скорости ракеты, если запуск производится на экваторе в направлении на восток.
    • Нулевая широта экватора означает отсутствие потерь на изменение наклонения орбиты. При старте с Земли начальное наклонение орбиты равно широте космодрома. А для геостационарной орбиты нужно нулевое наклонение. Поэтому при старте, например, с мыса Канаверал, надо тратить топливо на исправление начального наклонения в 28,5°. А при запуске с Байконура приходится исправлять целых 51,6° начального наклонения орбиты.
    • Ракета-носитель «Зенит» была разработана в СССР с упором на максимальную автоматизацию процессов подготовки к пуску и самого пуска. Поэтому не просматривалось больших технических сложностей в том, чтобы запускать её с морской платформы, на которой к моменту старта не оставалось ни одного человека.
    В 1999 году с «Морского старта» был запущен тестовый габаритно-весовой макет спутника, к 2006 году количество пусков выросло до 6 в год. После аварии 2007 года запуски были остановлены на год, но в 2008 году состоялось пять запусков. В 2009 году компания объявила о своём банкротстве. Очевидно, несмотря на достаточно высокую пусковую активность, в экономической части проекта были какие-то проблемы. В результате, после всех судебных разбирательств, в 2010 году компания Energia Overseas Limited, являющаяся дочерней компанией РКК «Энергия», получила 95% акций «Морского старта». После банкротства пусковая активность снизилась, максимальным достижением стали 3 спутника, запущенные в 2012 году. А авария февраля 2013 года остановила пуски больше чем на год.

    Настоящее

    Ракета-носитель «Зенит» - хорошая ракета, но ей фатально не везёт. Она разрабатывалась как новая РН среднего класса и могла бы заменить семейство ракет-носителей «Союз», в том числе и для пилотируемых пусков, но развалился СССР, и о фундаментальной модернизации ракетного парка в 90-е годы не могло быть никаких разговоров. Развал системы советской кооперации привёл к тому, что заводы, делающие одну ракету, оказались в разных странах и стали зависеть от политических отношений между ними. Второй, боюсь, окончательный удар этой ракете нанес конфликт между Россией и Украиной. Вне зависимости от его результатов, ракета-носитель, двигатели которой производятся в России, а баки - на Украине, будущего не имеет. В краткосрочной перспективе она производиться точно не будет, а в долгосрочной - технологии и оснастка будут заморожены и утрачены, в лучшем случае, частично. А тот факт, что база «Морского старта» находится в Калифорнии, ещё ухудшает положение проекта в условиях охлаждения российско-американских отношений.

    Сочетание экономических и политических проблем привело к тому, что я ожидал новостей об окончательном закрытии проекта. Именно поэтому новости про возможную замену ракеты-носителя на «Ангару» показались мне такими важными - это, наверное, единственный шанс на возрождение такого инженерно красивого проекта как «Морской старт». Также здесь возникает интересный вопрос - «Ангара А-5» заметно более тяжелая и грузоподъемная ракета, чем «Зенит». Попробуем посчитать, сколько тонн она сможет вывести на геостационарную орбиту?

    Такая разная ГПО

    Перед тем, как начать расчеты, необходимо кратко рассказать о том, какие бывают способы выведения на геостационарную орбиту. Главная особенность геостационарной орбиты состоит в гравитационных возмущениях Луны. Спутник должен иметь свои собственные двигатели и запас топлива, чтобы оставаться в нужной точке стояния. Поэтому, кроме прямого выведения, когда спутник выводится ракетой-носителем (иногда с помощью разгонного блока) сразу на целевую орбиту, существуют так называемые геопереходные орбиты. В этом случае разгонный блок завершает свою работу на высокоэллиптической орбите, а спутник добирается до своей точки стояния на геостационарной орбите самостоятельно.

    Далее, если конечные параметры геостационарной орбиты известны (апогей 35786 км, перигей 35786 км, наклонение 0°), то начальное наклонение у всех космодромов разное. Поэтому и параметры геопереходной орбиты сложились разные для разных стран. Более подробно , а кратко геопереходные орбиты делятся на:

    • Условная «американская» (185х35786 км, 27°) с delta-V для перехода на ГСО 1804 м/с и похожие на неё китайская и японская
    • Условная «европейская» (200х35786 км, 7°) с delta-V для перехода на ГСО 1500 м/с.
    В СССР использовалось прямое выведение на геостационарную орбиту разгонным блоком. Выход России на рынок коммерческих спутниковых запусков означал необходимость адаптации к уже сложившимся стандартам. «Байконурская» геопереходная орбита (200х35786 км, 51,6°) требует разгона на 2430 м/с для вывода спутника на ГСО, что требовало бы модификации существующих спутниковых платформ и снижало бы конкурентоспособность. Поэтому наши разгонные блоки выводят спутники на специальную переходную орбиту, параметры которой сильно отличаются от «обычных» ГПО, но delta-V требуется «американская» или «европейская»:

    В случае же вывода спутника с «Морского старта» геопереходная орбита 200х25786 км, 0° требует 1477 м/с для довыведения на ГСО.

    Расчеты

    Согласно импульс для выхода с орбиты 200х200 км, 0° на ГПО 200х35786 км, 0° составляет 2454 м/с . Для выхода с ГПО на ГСО потребуется ещё 1477 м/с , а суммарная delta-V для выхода сразу на ГСО составит 3931 м/с . В случае использования «Ангары» в качестве разгонного блока могут использоваться «Бриз-М » или разрабатываемый сейчас КВТК . Массы пустых и полных блоков и удельный импульс двигателей известен, поэтому мы можем посчитать полезную нагрузку по формуле Циолковского:


    где:

    • V - конечная скорость (в данном случае, delta-V)
    • I - удельный импульс (в м/с)
    • M 1 - начальная масса
    • M 2 - конечная масса
    Преобразуя, получаем:

    M 1 нам известна - «Ангара А-5» выводит на низкую околоземную орбиту 24,5 т . Это допущение для простоты расчетов - в реальности используется выведение на незамкнутую орбиту с довыведением разгонным блоком. Также не забудем вычесть массу пустого разгонного блока из M 2 .

    В результате расчетов получим:

    Вывод очевиден - «Ангара» с «Морского старта» сможет выводить в полтора раза больше, чем «Зенит», а с перспективным кислородно-водородным блоком КВТК и в два раза больше.

    За и против

    В то же время не стоит думать, что нет аргументов за закрытие «Морского старта». Если составить список «за» и «против», он получится примерно таким:
    Аргументы за адаптацию «Ангары» к «Морскому старту»:
    1. Замена ракеты-носителя даст возможность продолжить проект.
    2. «Ангара» сможет выводить в два-три раза больше спутников за пуск, чем «Зенит», увеличив доходы от коммерческих пусков.
    3. Чем больше серия ракет-носителей, тем дешевле они будут стоить. Кроме этого, дополнительные заказы - это дополнительные рабочие места в высокотехнологической отрасли.
    4. Чем больше стартовых комплексов у «Ангары», тем больше гибкость задач и выше вероятность её дальнейшей долгой и счастливой эксплуатации.
    5. Наземную базу комплекса теоретически можно перевести из Калифорнии, например, в Бразилию. В этом случае коммерческие запуски можно совместить с сотрудничеством с Бразилией в её космической программе. Для справки - Бразилии крайне не везёт с космической программой - в 2003 году у них произошел взрыв разрабатываемой ракеты на стартовом столе, погибли люди. А после отказа от идеи делать ракету самостоятельно Бразилия решила сотрудничать с Украиной и запускать ракету-носитель «Циклон-4» с космодрома в Алькантаре. Первый запуск изначально планировался в 2013, но на сегодня новостей о прогрессе работ не слышно.
    Аргументы за закрытие «Морского старта»:
    1. Остановка проекта означает прекращение расходов на него. «Лошадь сдохла - слезь».
    2. Адаптация новой ракеты к уже построенному под другую ракету стартовому комплексу - это очень большие деньги и много времени. Нет каких-то факторов, которые категорически запрещают возможность такого действия, но оправданы ли большие расходы?
    3. Стоимость пуска серийной «Ангары» пока что не известна. Если ракета будет стоить в три раза дороже «Зенита», то даже при выводе двух спутников экономического смысла в проекте не будет.
    К сожалению, степень значимости этих аргументов опирается на данные, которыми мы не располагаем. Так что нам, простым сторонним зрителям, остается следить за новостями - что же в итоге будет с «Морским стартом»?

    Космодром «Морской старт»

    Совсем рядом с Островом Рождества, который находится в Тихом океане, располагается довольно необычный космодром. Дело в том, что расположен он не на суше, а на платформе, частично погруженной в воду. Это и есть «Морской старт».


    Для чего он предназначен

    Как и всякий космодром, «Морской старт» предназначен для запуска космических ракет, а точнее спутников, прикрепленных к ракетам. Но плавучий космодром мобилен, соответственно может оказаться в любом месте, в отличии от наземного. Да и всю оснастку, как и сами ракеты, проще перевозить по воде, чем по суше. Запускают с этой платформы ракетные комплексы «Зенит», которые не имеют на сегодняшний момент аналогов. Благодаря своему оснащению, этот агрегат способен сам определять траекторию своего полета, при этом самостоятельно планируя свое пространственное положение, которое сам же периодически изменяет по необходимости. Ракета имеет связь с компьютером на борту «Морского старта», что позволяет производить очень точную посадку аппарата на выбранной орбите.


    Из чего состоит «Морской старт»

    «Морской старт» представляет собой два морских специализированных судна. Первое судно - это «Одиссей», стартовая платформа, второе - СКС, сборочно-командное судно.
    Платформа «Одиссей» была создана еще в промежутке между 1982 и 1984 годами и служила в сфере нефтедобычи, имея на себе буровую вышку. Но в 1988 году «Одиссей» пострадал от крупного пожара и больше не мог быть использован по прямому назначению. В 1992-1997 на платформе был проведен капитальный ремонт, после чего «Одиссей» был полностью переоборудован для проекта «Морской старт». Стартовая платформа является полупогружным судном
    Для того, чтобы максимально обезопасить себя, весь персонал удаляется с платформы на сборочно-командное судно в то время, когда происходит запуск ракеты. Данное судно нигде ранее не использовалось, будучи создано специально для нужд проекта шотландской компанией в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, в течении следующего года судно было окончательно оснащено на судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге.
    СКС имеет полный комплект системного оборудования, с помощью которого на борту можно производить полный комплекс ракетных испытаний и заправку блока для разгонки, а также производить сбор ракеты. При запуске ракеты на орбиту с этого судна ведется управление всем процессом, после чего в системы СКС поступают все данные передаваемые ракетной системой.Ракетный комплекс, запускаемый с платформы, состоит из ракеты «Зенит-2S». Она в качестве топлива использует сжиженный кислород и керосине, не особо загрязняя атмосферу при запуске, имеет три ступени и способна перевозить до шести тонн нагрузки. Далее идут два блока: разгонный и грузовой. Разгонный блок ДМ-SL был разработан в России, ракета - на Украине, а полезной нагрузкой в грузовом отсеке ведают Соединенные Штаты Америки. Такой вот международный консорциум.
    Как создавался «Морской старт»


    Что же сподвигло к такому интернациональному объединению? Причина довольно простая. В начале девяностых годов прошлого века на мировой арене рынка космических технологий был один бесспорный лидер - фирма из Франции «Аэроспасьяль». Она занималась запуском космических спутников с плавучего космодрома, пришвартованного в районе Новой Гвинеи, аккурат на экваторе. Америке же хотелось перетащить лидерство в этом прибыльном деле на себя. Бизнесмены понимали, что нужно завести свою морскую платформу, но при этом не разрабатывать новые ракетные носители под это дело, а взять уже существующие и попросту их доработать. Это будет гораздо экономичнее, следовательно принесет больше прибыли. И в тысяча девятьсот девяносто третьем году начались поиски возможных партнеров. Найти их нужно было в сжатые сроки, так как давление конкуренции все нарастало. И после тщательного рассмотрения имеющегося ассортимента ракетных носителей был найден подходящий - «Зенит», который обладал наилучшими характеристиками. Так украинские предприятия «Южное»и «Южмаш» вошли в альянс. Позже к ним присоединилась российская корпорация «Энергия», которая предоставила разгонный блок для ракеты.
    В итоге, в 1995 году был создан консорциум нескольких стран, получивший название «Sea Launch Company». Большую часть его акций, около сорока процентов, имела при себе американская компания «Боинг» (точнее, ее ответвление), двадцать пять процентов было закреплено за российской корпорацией и пятнадцать процентов за украинскими предприятиями. А уже через четыре года был произведен первый ракетный запуск, завершившийся успешно. После этого «Морской старт» функционировал непрерывно около десяти лет, проведя в районе трех десятков космических запусков. Но в 2009 году консорциум объявил себя банкротом, так как доходы его оказались в разы меньше расходов. Но «Морской старт» продолжил функционировать. В самом альянсе произошла реорганизация, в результате чего практически все акции оказались у России.

    class="eliadunit">


    Как происходила подготовка к запуску ракет с платформы «Морского старта»

    Техническая база для обслуживания судов «Морского старта» изначально располагалась в Америке, в районе Лонг-Бич. Именно там происходила установка ракеты в вертикальное положение на стартовую площадку «Одиссея», после чего проводят окончательную проверку носителя. Ракета при этом уже соединена с блоком для разгонки и запускаемым спутником, сборку проводили в грузовом отсеке. Затем ее отправляют в ангар и стартовая платформа отправляется к точке старта. Через несколько дней в след за ней отправляется сборочно-командное судно. Встреча двух судов в точке старта происходит почти за неделю до начала процесса запуска ракеты на орбиту - после встречи они останавливаются рядом друг с другом и соединяются мостом для перемещения.
    Когда ракета оказывается надежно закрепленной на площадке для запуска на платформе, мост убирается обратно и судна разъезжаются подальше друг от друга. Остается только несколько человек, которые заправляют ракетный носитель горючим топливом - их потом забирает вертолет. После отправки ракеты на орбиту, оба судна отправляются обратно в порт Лонг-Бич.


    Проводимые с «Морского старта» запуски ракет

    Первый запуск, в качестве демонстрации был проведен в конце марта 1999 года, в середине осени этого года был произведен коммерческий пуск ракеты, первый в истории проекта. На момент середины 2014 года было запущено уже тридцать шесть ракет из них только три прошли неудачно.


    По каким критериям выбиралась точка старта?

    «Морской старт» расположен аккурат на экваторе. Точка старта имеет координаты (округленно) ноль градусов северной широты и сто пятьдесят четыре градуса западной долготы. Именно в данных условиях ракета запускается с максимальной эффективностью, так как в полной мере использует вращение планеты. Район Тихого океана у острова Рождества удален от судоходных маршрутов, а значит запуск ракет не принесет никому вреда и нет необходимости ориентироваться на расписание движения судов. Погодные условия в этой местности ровные, без резких перепадов, за редким исключением. Были все-таки случаи, примерно пару раз, когда запуск приходилось переносить из-за погоды. В целом же, погодные условия соответствуют идеальным для проведения подобного рода операций.


    «Морской старт» сейчас

    Космодром работал вплоть до событий, разразившихся на Украине. В 2014 году было решено приостановить функционирование объекта до середины 2015 года. В том же 2014 году было принято решение отказаться от использования ракет «Зенит», заменив их на ракетные носители «Ангара». Аналог «Зенита» был определен в начале 2015 года. Ожидается, что в нынешнем, 2016 году, космодром вновь начнет работать в полную силу.
    Ходят слухи о продаже части акций «Морского старта». И последние новости их подтверждают. «Роскосмос» объявил о том, что нашел покупателя на свою долю акций. Правда, подробности сделки руководство компании не разглашает, так же, как и то, кто является покупателем. Ожидалось, что к окончанию апреля станет известно больше информации, но так ничего не прояснилось пока что. Еще одна версия дальнейшего развития космодрома основывается на предположении, что техническую базу для обслуживания судов перенесут к побережью Бразилии. Но эти данные пока не имеют под собой какого-либо подтверждения.

    class="eliadunit">

    Российская компания S7 Group станет владельцем морской платформы для запуска космических аппаратов Sea Launch. Владельцы рассчитывают заработать на коммерческих запусках, эксперты сомневаются в успехе проблемного проекта

    Морская платформа для запуска космических аппаратов Sea Launch (Фото: Damian Dovarganes/AP)

    О подписании договора, согласно которому S7 получит в собственность корабль Sea Launch Commander, на котором доставляются ракеты-носители на плавучий космодром на экваторе, платформу Odyssey, с которой осуществляются запуски, наземное оборудование в базовом порту в Калифорнии и сам бренд Sea Launch, было объявлено в Мексике в рамках Международного астронавтического конгресса IAC-2016 в Гвадалахаре.

    Сделка будет закрыта через полгода. Она должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Основной владелец S7 Group Владислав Филев заявил, что компания стала обладателем космодрома за $160 млн. «В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн», — приводит слова Филева о стоимости сделки ТАСС .

    Продавцом выступила госкомпания РКК «Энергия», пытавшаяся выйти из проекта еще с 2014 года. Sea Launch («Морской старт») была создана еще в 1995 году как международный консорциум для осуществления коммерческих космических запусков. Основная роль в проекте принадлежала России (в лице ракетно-космической корпорации «Энергия») ​и американской компании BoeingCommercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации Boeing), имевших на старте проекта 25 и 40% акций соответственно. Еще 15% в совокупности было у украинских КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (разрабатывали и производили ракеты-носители «Зенит»), 20% — у норвежской судостроительной компании Aker Kværner. Инвестиции в запуск проекта составляли $3,5 млрд.

    Амбициозный проект оказался тем не менее убыточным. В 2009 году компания Sea Launch прошла через процедуру банкротства, долги компании составляли до $1 млрд при стоимости активов от $100 млн до $500 млн. Проблемы были связаны с недостаточной интенсивностью запусков при высокой стоимости обслуживания проекта.

    После этого проект стал фактически российским: совет директоров SLC принял решение отдать главную роль Ракетно-космической корпорации (РКК). После реорганизации, последовавшей за решением суда летом 2010 года, 95% акций компании досталось «дочке» РКК «Энергия» Energia Overseas Limited, 3% — американской Boeing, 2% — норвежской Aker Solutions.

    В 2014 году запуски с Sea Launсh и вовсе прекратились — на фоне конфликта с Украиной запуски ракет «Зенит» украинского производства, под которые было смонтировано все оборудование, на плавучем космодроме стало невозможным. Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин сообщал о переговорах с партнерами из стран БРИКС о совместной реанимации проекта, однако это не дало результата.

    В марте 2016 года в СМИ появились сообщения, что владелец S7 Владислав Филев — выпускник Ленинградской академии Военно-космических сил — заинтересован в покупке космодрома. Его сравнивали с Илоном Маском.

    После объявления о сделке Филев заявил, что рассчитывает заработать на этом проекте, а S7 станет не только авиационной, но и космической компанией. «Приобретение космодрома — это «входной билет» для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — приводятся слова Филева в официальном пресс-релизе. По его словам, к концу 2018 года он планирует расконсервировать проект и рассчитывает осуществить до 70 коммерческих запусков за 15 лет после этого.

    Не все эксперты разделяют оптимизм бизнесмена. Филев не сможет получить коммерческую выгоду из этого проекта каким-то другим путем, кроме перепродажи другой стране, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его словам, частному инвестору требуются какие-то иные основания для приобретения «Морского старта», чем использование по его прямому назначению.

    Капвложения в разработку новой ракеты взамен «Зенита» составят порядка $1 млрд, подсчитал эксперт, и Россия обладает всеми ресурсами для создания такой ракеты. «Но «Морской старт» ранее не показал коммерческой эффективности, не нашлось столько полезных нагрузок, а окончательный крест на проекте поставил российско-украинский конфликт с прекращением выпуска ракет «Зенит». Рынок поделен, и частному игроку сложно туда войти. Мы не можем найти заказчиков даже на «Протон», — сказал Моисеев.

    Более оптимистично настроен профессор кафедры аэрокосмических систем МГТУ им. Баумана Егор Щеглов. Он считает, что проект может стать выгодным, если будет подходящая ракета. «При старте с экватора в космос ракета сможет поднять наибольшую свободную массу на орбиту. Ранее с «Морского старта» достаточно выгодно запускали американские спутники. При условии наличия ракеты рынком услуг для Филева могли бы стать коммерческие компании, которые запускают спутники связи. Спутниковые операторы постоянно нуждаются в запуске новых спутников, так как старые выходят из строя. Однако после каждого пуска ракету нужно везти в порт, а это может быть довольно далеко, ранее она базировалась в Америке», — рассказал Щеглов. Пока непонятны детали о том, где будет базироваться «Морской старт», экономическую выгоду этого проекта оценить сложно.

    По состоянию на 2015 год доля России на мировом коммерческом космическом рынке составляла около 1%. Общегодовая выручка компаний от предоставления коммерческих космических услуг составила около $2 млрд. С учетом государственного заказа за 2015 год российские предприятия получили выручку в размере около $6 млрд (при общем объеме мирового рынка $277 млрд).