Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Онегин лишний человек. Евгений Онегин — лишний человек

Онегин лишний человек. Евгений Онегин — лишний человек

Евгений Онегин - «лишний» или духовно ищущий человек?

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый,но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем... барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он,иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите,чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом,патриотом,

Гарольдом, квакером,ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся,как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Почему Евгения Онегина называют "лишним человеком"?

Показать текст целиком

«Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой. Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию. Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян. Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин - светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга. Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны:
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман и бред;
В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие. Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый, но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.

Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.

Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из , бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя.

Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет . Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.

Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.

Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить .

Не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.

Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.

Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.

У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.

В поэтическом наследии Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает одно из центральных мест. Произведение начинает новый период в русской литературе. В «Евгении Онегине», как в зеркале, отразилась русская жизнь пушкинского периода времени. Восьмилетие (1823 – 1831 г.г.), в течение которого писался роман, было поворотным в истории России и в нелёгкой судьбе самого автора. В романе нашли своё отражение чаяния и думы поэта, его мировоззрение и чувства.

«Евгений Онегин» — не просто роман, а роман в стихах, он подчиняется особым художественным законам. Он свободен от классических канонов в области литературного сюжета и открыт «непредсказуемой свободе сюжета жизни».

Центральная фигура романа – Евгений Онегин. Кто же такой Евгений Онегин, и почему именно он встал в начало списка «лишних людей» в русской литературе?

На арене жизни — молодой дворянин со сложным, противоречивым характером. Он родился на берегах Невы; получил типичное для того времени образование. Французские учителя, гувернеры учили его так, «чтоб не измучилось дитя». Годы учёбы быстро миновали, и вот уже Евгения Онегина ожидает свет.

«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…»

Он знал французский в совершенстве, легко и непринуждённо танцевал, был умён и мил, то есть совершенным образом вписывался в стандарты высшего света. Онегин старался взять от молодой жизни всё, на что у него хватало времени: балы, визиты, рестораны, балет, встречи, маскарады…

Но слишком рано молодой, блестящий dandy пресытился светом и разочаровался всем.

Как человек неглупый, он стал искать выход из положения. Принялся было за сочинительство, но поверхностное отношение к любому делу, неспособность сосредоточиться на серьёзных занятиях привело к тому, что «ничего не вышло из пера его». Начал было читать, «а всё без толку».

Отчасти положение спаслось тем, что Онегин, пусть и по печальному поводу, но меняет место жительства и оказывается в деревне. Но хандра, скука и тоска догоняют его и здесь.

На любовные чувства скромной барышни Татьяны он отвечает отказом. Да ещё и читает ей проповедь на эту тему:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведёт».

Знакомство Онегина с молодым соседом Ленским тоже ни к чему хорошему не приводит. Между ними случилась дуэль и Ленский погибает. Онегина начинают грызть муки совести. Он уезжает в путешествие по России. Хандра везде «следует» за ним.

Путешественник возвращается в столицу. И что он видит? Новую Татьянузамужнюю женщину, светскую даму. Это уже не та восторженная, скромная деревенская барышня.

«Она его не замечает,
Как он не бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит…»

Теперь в сердце Онегина вспыхивает любовь. Но Татьяна отвергает его. Онегин вынужден расстаться с ней навсегда.

Обратимся подробнее к фигуре Онегина. Онегин – умный, «добрый мой приятель», человек — интеллигент старого образца. Он способен к определённой деятельности (одно из его добрых деяний – уничтожение барщины, замена её оброком), но не способен к упорному труду. Он лишен силы воли, требовательности и критичности к себе. У него нет сил, необходимых для осмысленного, полезного общественного дела.

Онегин — человек, подходящий под категорию «лишних людей» в русской литературе. Термин «лишний человек» возник в 1850 году после выхода в свет повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Лишний человек – тип дворянина, страдающего от скуки, тоски и одиночества. Лишнему человеку свойственны душевная усталость, саморазрушение, глубокий скептицизм.

Недовольный, скучающий в обществе Онегин, живёт во имя каких-то высоких начал и идеальных стремлений. На деле же высокие идеи о человеческой личности, о свободе и её правах Евгений готов лишь применить к себе, а в других этих прав не только не признает, но и не выносит.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» — одно их самых значимых, выдающихся произведений нашего поэта Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, праздный и скучающий, знаком русской литературе как типаж «лишнего человека».

Онегин не имеет перспективы самореализации; у него есть способности, но нет воли. На всём протяжении повествования отношение автора романа к Онегину – ироническое, без сарказма; c оттенками симпатии к главному герою.