Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Очарованный странник конец. Пересказ повести "Очарованный странник" Лескова Н.С

Очарованный странник конец. Пересказ повести "Очарованный странник" Лескова Н.С

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, […] я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Богатое творчество Лескова, хоть и не лишено противоречий, но отличается художественной и эстетической ценностью. Его произведения сочетают реализм и романтическую мечту. Отличает их масса конкретных, порою документальных подробностей, натуралистические зарисовки и глубокая обобщенность воссоздаваемых картин. Яркий пример тому - повесть Лескова «Очарованный странник», краткое содержание которой представлено в этой статье.

Творчество писателя

В своих произведениях Лесков представлял неизвестные области жизни, заставляя читателя посмотреть на весь русский мир. Повествовал он и об «отходящей самодумной Руси», и о современной ему действительности. Более тридцати пяти лет отслужив литературе, он всегда оставался демократичным художником и гуманистом. Лесков выступал в защиту достоинства человека и ратовал за свободу совести, воспринимая человека как личность, которую недопустимо приносить в жертву мнениям и идеям. Ознакомившись подробно с кратким содержанием «Очарованного странника» Лескова, можно заметить, что в художественном исследовании автор искал истину и открыл для читателей много прекрасного и ранее неизвестного. Поэтому не оценить его писательский подвиг невозможно.

Детство писателя прошло в деревне, и навсегда запали в его память старинные предания и легенды, крестьянские поверья, которые он слышал от дворовых и нянек. Он всегда испытывал интерес к народному творчеству, оценить духовность народа без которого невозможно. Постижение родной страны и связь с народом рождались непосредственно в общении. Он знал русского человека и русскую историю. Подчеркивал героический характер старины и величие народных подвигов. Как никто другой Лесков мог передать внутренний мир простого человека. К таковым можно отнести замечательные произведения «На краю света», «Соборяне», «Павлин», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» (очень краткое содержание повести - в этой статье).

Образ России

Лесков всегда стремился служить отчизне «словом правды и истины», и каждое его произведение - это художественная мелодия, рождающаяся на основе реальных событий, обращающаяся к прошлому и наводящая на размышления о будущем. Например, «Очарованный странник», повесть, о которой пойдет речь в этой статье, написана в XIX веке, но время, о котором рассказывает писатель, чем-то похоже на нашу действительность. Основной образ в ней - Россия. Но описывает ее автор, раскрывая характеры русских людей, центральных персонажей повести: Ивана Флягина, князя, цыганки Груни и других. В кратком содержании «Очарованного странника» Нниколая Семеновича Лескова будет возможность познакомиться ближе с этими героями.

С присущим ему мастерством Лесков рассказывает не только о людях, но открывает черты русского характера. Несомненно, все люди разные, но общенациональная черта - это пассивность. Автор умело раскрывает причину этого на примере простого русского мужика Флягина. Сюжет повести - описание жизни Ивана и испытаний, выпавших на его долю. Он был рожден в крестьянской семье и предназначен для служения Богу. Иван совершал серьезные преступления, не желая этого, всем сердцем раскаиваясь, укоряя себя за грехи. Убийство монаха и любимой женщины были случайны, по сути, он совершил их под действием злого рока и не был виновен. В конце концов он становится монахом и очищается от грехов. Флягин нашел успокоение, обрел тихое счастье в монастыре.

В «Очарованном страннике» Н. С. Лескова (краткое содержание в этой статье) кроется глубокий смысл. На примере своих героев Лесков показал Россию. Страдающую, несчастную, постоянно сражающуюся со злым роком, как Иван Флягин. Любящую и романтическую, молодую и свободолюбивую, как цыганка Груня. Полюбил ее богатый князь и хотел сделать против ее воли своей женой. Заставив полюбить себя, бесчестный князь в итоге бросил ее. Несчастная, любящая и свободная Груня. Нет более точной характеристики для образа России. Судьба девушки грустная - Груня погибла, но осталась свободной. Зачастую политические взгляды писателя оборачивались тяжелой драмой - его произведения неправильно истолковывались и вызывали бурю осуждения и критики. Но писатель, с его обостренным интересом к русской культуре и тонким ощущением народной жизни, создал удивительный и неповторимый художественный мир.

История написания

Исследователи творчества Лескова утверждают, что «Очарованный странник» задуман автором после путешествия по Ладожскому озеру в 1872 году. Работу над ним он завершил в 1873 году. Первоначально произведение носило название «Черноземный Телемак», и сам автор говорил, что это не повесть, а рассказ. Краткое содержание «Очарованного странника» ниже, а сейчас вы читаете историю создания произведения, которое автор послал в «Русский вестник», где получил отказ. Внеся в текст правки и изменив название на «Очарованный странник», автор отправил рукопись в «Русский мир», и она увидела свет в 1873 году. Первая публикация имела посвящение Сергею Егоровичу Кулешову. Но впоследствии оно было снято. Отдельным изданием «Очарованный странник» вышел в 1874 году. Прототипом хозяина Ивана, графа К., является жестокий и расточительный граф С. М. Каменский, количество дворовых у него доходило до 400 человек.

Новый пассажир

Начнем краткое содержание «Очарованного странника» со знакомства с пассажирами судна, идущего по Ладожскому озеру к Валааму. Судно причаливает у пристани в Кореле. Многие пассажиры сошли на берег и из любопытства съездили в старый русский поселок, после посещения которого, естественно, о нем зашла речь. Склонный к философским суждениям, пассажир заметил, что отчего-то принято неугодных в Петербурге людей отправлять куда-нибудь в убыток казне, хотя рядом со столицей есть Корела.

Вскоре к разговору присоединился новый пассажир богатырского телосложения. И, судя по всему, простодушный и добрый незнакомец готовился стать монахом. С первого взгляда было ясно, что на своем веку этот человек повидал многое. Он, представившись Иваном Северьянычем Флягиным, поделился с собеседниками, что много путешествовал и попадал в такие передряги, что несколько раз «погибал, и не мог погибнуть». Они уговорили его рассказать об этом.

Предсказание старого монаха

Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» с рассказа Флягина о себе. Родился и вырос он в Орловской губернии в крепостной семье. Отец был кучером, и Иван с детских лет знал о лошадях все, что только можно знать. Когда подрос, стал так же, как и отец, возить графа. Как-то раз не уступил ему дорогу воз, в котором задремал старый монах. Иван, обойдя его стороной, вытянул кнутом по спине монаха. Тот спросонья свалился с воза под колеса телеги и погиб. Дело замяли, но монах явился во сне и предрек, что будет Иван погибать, но не погибнет, а потом пойдет в монахи.

Предсказание тут же начало сбываться. Вез он господ по крутой дороге, и у экипажа в самом опасном месте лопнул тормоз. Передние лошади уже свалились в пропасть, а задних удалось задержать, бросившись на дышло. Господ Иван спас, но сам улетел в пропасть. Спасло Ивана только чудо - он упал на глиняную глыбу и до самого дна пропасти катился на ней как на салазках.

Побег Ивана

Вскоре завел Иван на конюшне голубей. Но повадилась кошка таскать голубят, поймал он ее и отрубил хвост. Прибежала горничная, кошка-то была господской, стала бранить Ивана и ударила его по щеке. Тот прогнал ее. Ивана выпороли и отправили камешки для дорожек в саду молотком бить. Краткое содержание «Очарованного странника» не может передать, насколько это трудная и нудная работа. Но устал Иван целый день на коленях ползать, совсем невмоготу стало, и решил он повеситься. Отправился в лес и прыгнул с дерева с веревкой на шее. Перерезал ее цыган, неизвестно откуда появившийся. Он и предложил Флягину убежать от господ и заняться конокрадством. Воровать Ивану не хотелось, но и возвращаться нельзя было.

В ту же ночь они увели из барской конюшни лучших лошадей и ускакали в Карачев. Коней продали, за что Иван получил только рубль. Повздорил Иван с цыганом, на этом они и расстались. Сделал себе Иван отпускной лист и поступил на работу к барину, от которого жена сбежала, оставив маленькую дочь. Вот к ней и приставили Ивана нянькой. Девочку Иван водил по морскому берегу и молоком козьим поил. Но явился ему как-то монах во сне и сказал, что много еще Ивану надо терпеть, и показал видение - степь и скачущих конников. К девочке стала мать тайком от барина хаживать и уговаривать Ивана отдать ей дочку за хорошие деньги. Но не хотел он барина обманывать.

На торгах

Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» со сцены на морском берегу. Пришел к Ивану новый муж барыни и учинил драку. Пожалел Иван мать, и отдал ей девочку. Пришлось бежать вместе с ними. Доехал до Пензы, там они Ивану дали двести рублей, и отправился он новое место себе искать. За рекой шел бойкий торг конями. В последний день торга пригнали на продажу белую кобылу необычайной красоты и резвости. Между двумя знатными татарами завязался спор из-за нее - никто из них не хотел уступать. Сели они друг напротив друга и стали хлестать один другого - кто первый сдастся, тот и проиграл. Победитель получил кобылу, а Иван раззадорился - захотел сам в таком состязании поучаствовать.

Вывели на торг каракового жеребца, стократ лучше той кобылы, и пошел Иван с татарином биться. В конце концов соперник его замертво свалился. Татары претензий не имели - спор честный был, но русская полиция пришла арестовать его. Пришлось Ивану бежать с татарами в Рынь-пески.

Жизнь в степи

Начиная с шестой главы, краткое содержание «Очарованного странника» рассказывает о жизни Ивана в степи. Приняли татары его за лекаря. Все бы ничего, да стала его тоска по России мучить. Попробовал убежать, но поймали его и «подщетинили» - разрезали кожу на стопе и набили туда лошадиной рубленой гривы. Конский волос колол ногу, как иглы, и двигаться приходилось, лишь вывернув ногу. Больше его не обижали, дали даже двух жен. Лет через пять послали его в соседнюю орду «лечить», а те его увезли с собой «искусного доктора» и дали ему других двух жен. От всех жен у Ивана были дети, которых он своими не считал, поскольку некрещеные.

Тоска по родным краям мучила все сильнее. Жевал жесткую конину Иван и вспоминал свою родную деревеньку: на Божий праздник заколют уток да гусей, а священник ходит по домам, собирает угощение да выпивает по рюмашечке. Приходилось Ивану жить у татар невенчанным, глядишь, и помрет не отпетым. Выползал он за юрты и молился по-христиански.

Огонь с неба

Услышал однажды Иван, что пришли к татарам проповедники христианские. Повествует об этом девятая глава «Очарованного странника». Краткое содержание не может передать радости Ивана - загорелась в его сердце искра надежды. Нашел он проповедников, упал в ноги, чтобы забрали они его от татар. Но денег выкупить Ивана у них не было, а пугать царем неверных им недозволенно. Одного из проповедников Иван потом нашел убитым, и на лбу крест был вырезан. Так же поступили татары и с человеком, распространяющим иудейскую веру.

Вскоре пришли два каких-то странных человека с ящичками и стали пугать татар «богом Талафой», низвергающим с неба огонь. И в ту же ночь с неба стал сыпаться разноцветный огонь. Иван сразу смекнул, что это фейерверк и, подобрав эти трубки, стал сам огни пускать. Татары, никогда не видавшие салют, упали на колени. Нехристей Иван заставил креститься, а потом заприметил, что «едкая земля» из фейерверков, обжигает кожу. Стал он ее к стопам своим прикладывать, пока конская щетина не вышла.

Сбежал он от татар, для острастки «дав им» новый фейерверк. Татары не решились его преследовать. Прошел Иван всю степь, добрался до Астрахани. На родной земле запил Иван. Попал в полицию, а те отвезли его в имение к его графу. Поп Илья отлучил Флягина от церкви на три года - за многоженство в степи. Граф не решился непричастного терпеть подле себя, велел его высечь и пустить на оброк.

Цыганка Груня

Продолжаем краткое содержание «Очарованного странника» Лескова. Глава десятая повествует о находчивости Ивана. Отправился он на ярмарку и стал помогать там советами мужикам, обманутым в конной торговле. Снискал Иван большую славу и взял его один благородный князь к себе в помощники. Три года он жил у князя, зарабатывая хорошие деньги. Хозяин вверил Флягину и свои сбережения, потому как частенько проигрывался в карты. А Иван ему переставал денег давать. Страдал Иван только от временных запоев. И перед тем как запить, он в свою очередь отдавал князю деньги.

Один раз потянуло Ивана «запить», а князя на тот момент не оказалось в городе. Деньги отдать было некому. К вечеру так набрался, что едва себя помнил. Иван все боялся, что собутыльник его обворует и нащупывал сверток у себя за пазухой. Когда они вышли из трактира, он довел Ивана до какого-то дома и исчез.

О дальнейших приключениях Ивана рассказывает тринадцатая глава «Очарованного странника» Лескова. Краткое содержание продолжим рассказом о встрече Ивана с цыганкой Грушей. Иван вошел в дом, где пели цыгане. Народу здесь собралось много, а меж ними ходила необыкновенной красоты цыганка Груша. Она угощала гостей шампанским, а те клали ей на поднос ассигнации. Девушка подошла к Ивану, а богатеи стали носы воротить, мол, зачем мужику шампанское. Флягин, выпив стакан, бросил на поднос денег поболее всех. Тут цыгане посадили его в первый ряд. Цыганский хор пел и плясал. Груша ходила с подносом, а Иван одну за другой кидал ей сторублевки. Потом загреб в охапку оставшиеся деньги и бросил ей на поднос.

Женитьба князя

Не помнил Иван, как домой добрался. Князь, вернувшись утром, проигравшийся в пух и прах, стал просить у Флягина денег. Тот и рассказал ему, как истратил пять «тыщ» на цыганку. Допился Иван, что в больницу попал с белой горячкой, а после поехал к князю каяться. Но тот ему рассказал, что, увидев Грушу, отдал за нее пятьдесят тысяч, чтобы ее из табора отпустили. Груша жила у князя. Запела она грустную песню, а князь сидел и рыдал.

Скоро Груша князю наскучила. Он стал часто ездить в город, и Груша заволновалась, не нашел ли кого себе князь? С прежней любовью князя знакомит пятнадцатая глава повести «Очарованный странник». Краткое содержание начнем с рассказа о Евгении Семеновне. От князя у нее была дочь, и он купил им доходный дом, чтобы они не бедствовали. Как-то Иван заехал к Евгении Семеновне, и тут приехал князь. Хозяйка спрятала Ивана в гардеробной, и он слышал весь их разговор.

Князь уговаривал ее, чтобы она заложила дом и дала ему денег - купить фабрику. Но Евгения Семеновна быстро сообразила, что не фабрику хочет он купить, а жениться на дочери фабриканта. Согласилась она, но поинтересовалась, а куда он Грушу денет? Князь сказал, что поженит Ивана с Грушей и построит им дом. Но Груша куда-то исчезла. Готовили свадьбу князя, а Иван тосковал по Груше. Гулял как-то по берегу, вдруг появилась Груша и повисла у него на шее.

Оборванная, грязная, на последнем месяце беременности, Груша исступленно повторяла, что убьет князеву невесту. Рассказала цыганка, что однажды князь пригласил ее покататься в карете, а сам обманул - увез ее в какой-то дом под присмотр трех девок. Но Груше удалось убежать от них. И вот она здесь. Груша умоляла Ивана убить ее, иначе она погубит невесту князя. Иван Грушу оттолкнул, и она упала в реку и утонула.

В монастырь

Побежал Иван, куда глаза глядят, и мерещилось ему, что Грушина душа за ним следом летит. Встретил по пути старика со старухой. Узнал от них, что сына их в рекруты забирают, и напросился вместо него. Пятнадцать лет воевал Иван на Кавказе. Краткое содержание повести «Очарованный странник» не сможет рассказать обо всех геройствах Ивана. Но в одном из сражений вызвался он переплыть реку под обстрелом горцев, чтобы навести мост. За это Ивана представили к награде и дали офицерский чин. Но это не принесло ему достатка. Ушел в отставку Иван, помыкался на конторской должности, а потом пошел в монастырь, где определили его кучером.

Так закончились Ивановы мытарства. Правда, в монастыре Ивану докучали поначалу бесы, но он противостоял им молитвами и постами. Читал «духовные книги» и пророчествовал о скорой войне. Отправил его игумен на Соловки богомольцем. В этой поездке он и встретился со своими слушателями. А о своей жизни он поведал им со всею откровенностью. Так закачивается последняя, двадцатая глава «Очарованного странника» и краткое содержание. Подробно узнать о герое, его злоключениях, переживаниях и мыслях можно только в оригинале.

Анализ произведения

Здесь мастерство рассказчика Лескова достигло высшей точки. И поскольку повествование ведется от первого лица, автор дал волю словесной изобретательности. События развиваются с захватывающей дух скоростью, автор рассказывает о них в быстром темпе, насыщая выразительными и живописными подробностями. Как можно было убедиться, ознакомившись с кратким содержанием, «Очарованный странник» Лескова - это полная необычных событий жизнь авантюриста поневоле. Хочет он того или нет, но он, как заколдованный, попадает из одного злоключения в другое.

Герой повести - выросший на барской конюшне крепостной крестьянин. Неуемная жизненная энергия этого «естественного человека» толкает его в самом начале жизни на безрассудные поступки. Природная сила, которая по его жилам «переливалась живчиком», роднит молодого Флягина с героями русских былин, сходство с которыми автор упомянул с первых строк. Таким образом Лесков отметил, что характер персонажа имеет корни в жизни и истории русского народа. Но богатырская сила долго дремлет в Иване Северьяныче и он до поры живет вне добра и зла, в его поступках проявляется беспечность, которая в итоге приводит к самым драматическим последствиям. Судя по всему, он особо ими не тяготится, но убиенный им монах является ему в сновидениях и предсказывает тяжелые испытания.

Осознание себя

«Очарованный богатырь» с присущим ему артистизмом выходит на более высокий уровень жития. Свойственное ему чувство прекрасного постепенно перерастает только внутренним переживанием, а обогащается горячими привязанностями ко всему, что вызывает у него любование. Эпизод, где он встречается с цыганкой Груней, прекрасно представляет развитие этих чувств. Знаток лошадей и ценитель их красоты, он открывает для себя совершенно новую «прекрасность» - красоту таланта и женщины. Очарование этой девушкой раскрыло полностью душу Ивана. И он стал понимать другого человека, чувствовать чужое страдание, научился проявлять братскую любовь и преданность. Он настолько тяжело пережил гибель Груши, что стал «другим человеком».

В этот, можно сказать, новый период жизни, на смену своеволию пришла целеустремленность, поднимая его на новую нравственную чистоту. Теперь Иван думает только о том, как отмолить свои грехи. Вместо новобранца он отправляется на Кавказ и доблестно служит. Но он еще недоволен собой. Напротив, в нем все громче звучит голос совести, и он чувствует себя «великим грешником». Он спокойно и просто говорит случайным попутчикам, что ему хочется «помереть за народ». Образ «очарованного богатыря», созданный автором, позволяет осмыслить будущее и настоящее народа. По мысли Лескова, народ - это младенец, имеющий неисчерпаемый запас сил, но едва выходящий на историческую сцену. Понятие «артистизм», которое автор употребил к своему герою, связано не только с природной его одаренностью, но и с крепостью характера, и пробуждением души. В понимании Лескова истинный художник - это человек, одолевший в себе примитивное «я», одним словом, поборовший в себе «зверя».

Жанрово-композиционные особенности

"Очарованный странник" — повесть сложного жанрового характера. Это произведение, в котором используются мотивы народного эпоса и древнерусских жизнеописаний. Это повесть-биография, составленная из нескольких отдельных эпизодов. Подобным образом строились жития святых, такой же принцип характерен и для приключенческих романов. Кстати, само название повести в первоначальном варианте было стилизовано под философские романы. Иван, подобно их персонажам, идет от греха к искуплению вины и покаянию. И как герой жития, Флягин уходит в монастырь. Но уход от житейских перипетий обретает далеко не предопределенный смысл, а почти бытовой: остался Иван «без крова и без пищи», «деться было некуда» и «пошел в монастырь». Монашество продиктовано не выбором героя, а житейской необходимостью. Собственно, и житиям святых известны неожиданные случаи Божьего промысла.

Также с житиями повесть сближают и видения героя. В одном из них была явлена Соловецкая обитель, куда направлялся герой. Об этом не упомянуто в кратком содержании «Очарованного странника». Подробно пророческие сны Флягина и «докучания бесов» отражены в оригинале повести. Еще один ключевой момент повести восходит к ветхозаветному рассказу - рождение Ивана по родительским молитвам, отсылая читателя к рождению долгожданного сына Сары и Авраама.

Жанрообразующими признаками приключенческого романа являются злоключения Флягина - его на каждом шагу подстерегают превратности судьбы. Он не может остановиться в какой-то одной роли - он и кучер, и невольник, объездчик лошадей и нянька, солдат и крепостной, что свойственно героям авантюрных романов. У него так же, как у них, нет своего дома, и он скитается по свету в поисках лучшей доли. Сближает автор своего героя и с былинными богатырями - здесь не только богатырская внешность героя, но и любовь к лошадям, и поединок с басурманином, и караковый жеребец, который скачет так, словно «едет по воздуху». Параллели, приводимые к краткого содержания повести - яркий тому образец) - это примеры «эпоса». Лесков сумел глубоко осознать противоречия русской жизни, проникнуть в особенности русского характера и живо запечатлеть духовную красоту русского народа, открыв новые перспективы в русской литературе.

«Очарованный странник» – повесть Николая Семеновича Лескова, состоящая из двадцати глав и созданная им в 1872-1873 годах. Написанная простым народным языком, она отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели.

Меню статьи:

Глава первая: Знакомство с Иваном Северьяновичем

В первой главе рассказывается, как по Ладожскому озеру плывет судно, среди пассажиров которого яркой личностью является монах, «богатырь-черноризец», знающий толк в лошадях. На вопрос, почему он стал монахом, мужчина отвечает так: воспротивился тому, что раньше все делал по родительскому обещанию.

Глава вторая: Предсказание убитого монаха

Голован – такую кличку дали Флягину Ивану Северьяновичу, потому что родился он с большой головой. Отец героя был кучером по имени Северьян, а матери он не помнит. История жизни, которую Иван рассказывает, вызывает смешанные чувства, ведь зло, совершенное Флягиным еще в детстве, повлекло за собой тяжелые последствия. Иван увидел безмятежно спящего монаха, и хлыстнул его кнутом, а тот с перепугу запутался в вожжах и попал под колесо. Так и умер бедный человек, а потом явился Головану во сне, пророчествуя «много раз будешь погибать и не погибнешь, пока не придет настоящая погибель, и тогда пойдешь в чернецы».

Прошло совсем немного времени, и Флягин оказался в ситуации, похожей на ту, в которой был убитый им монах: повис над пропастью на конце дышла, а потом сорвался вниз. Жив остался чудом, лишь потому, что упал на глиняную глыбу, по которой скатился, как на санках. Хозяев же при этом спас от неминуемой смерти, чем заслужил их расположение.


Глава третья: Жестокое наказание

На новых лошадях Иван возвратился домой к своим господам. И захотелось юноше завести на конюшне голубка и голубку. Радовался он птичкам, а когда они начали выводить голубят, стала охотиться за ними кошка. Рассердился Ваня и побил вредное животное, отрубив хвост. Жестоко поступил мальчик, и за это поплатился: его нещадно выпороли и выгнали из конюшни, а кроме того, заставили молотком бить камешки для дорожки сада. До того досадно стало Ване, что решил он повеситься. Хорошо, что попытка была неудачной – откуда ни возьмись, появился цыган с ножом и перерезал веревку. Предложил незнакомец Головану жить с ними, хотя и признался, что они воры и мошенники. Так судьба юноши неожиданно приобрела другое направление.


Глава четвертая: В роли няньки

Сразу же цыган заставил Ивана украсть из барской конюшни двух лошадей. Не хотелось мальчику воровать, но делать нечего – пришлось подчиниться, и умчались они на конях далеко.

Но недолго продолжалась дружба Ивана и цыгана, рассорились они из-за денег, и Флягин пошел своим путем. Оказавшись у заседателя, он рассказал свою историю и воспользовался его дельным советом: за плату приобрести себе отпускной. Так беглый юноша получил право пойти в город Николаев и наняться кому-то в работники.

Служить Ивану пришлось у одного барина – нянькой, хотя к такой должности мальчик был совершенно не готов. К удивлению, у Ивана хорошо получилось ухаживать за ребенком (который, кстати, был отнят у матери). Но однажды появилась сама мама и слезно просила отдать маленькое дитя. Голован не согласился, однако, позволил ей каждый день видеться с малышом. Так продолжалось, пока не появился нынешний муж женщины – офицер. Мама ребенка снова стала умолять Ивана сжалиться, чтобы малыш был с ней.

Глава пятая: Голован отдает ребенка

Однако Флягин был непреклонен, даже драться стал с офицером. А когда на дороге появился барин с пистолетом, Голован вдруг изменил свое решение. «Нате вам этого пострела! Только уже теперь и меня, – говорю, – увозите, а то он меня правосудию сдаст» – произнес он. И уехал с новыми господами. Только офицер побоялся держать у себя «беспаспортного» и дав ему 200 рублей, отправил восвояси.

Снова мальчику пришлось искать себе место под солнцем. Зашел он в трактир, выпил, а потом ушел в степь, где увидел известного коневода хана Джангар, который продавал лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татар даже начали дуэль – стегая друг друга плетьми.

Глава шестая: Дуэль

Последним продавать вывели каракового жеребенка, стоившего очень больших денег. И Иван предложил драться за него в дуэли с татарином по имени Савакирей, а когда тот согласился, применив хитрость, запорол его до смерти.

Избежав наказания за убийство, Флягин пошел с азиатами в степь, где в течение десяти лет лечил как людей, так и животных. Татары, чтобы Иван ни в коем случае не сбежал, придумали хитрый способ удержать его: подрезали кожу на пятках и, засыпав конских волос, зашили. После такой операции парень долго не мог нормально ходить, но, спустя время, приловчился.

Глава седьмая: Пленник у татар

Хотя и не хотел Иван жить пленником среди татар, а все же пришлось – у хана Агашимолы. Было у него две жены – татарки, Наташи, и от обоих родились дети, к которым герой не питал отцовских чувств. Его беспокоила сильная ностальгия по России.


Глава восьмая: Просьбы о помощи

Попутчики очень заинтересованно слушали монаха, и особенно их волновал вопрос, как же ему удалось уйти из плена. Иван ответил, что поначалу это казалось совершенно невозможным, но, спустя время, в душе стала теплиться надежда, особенно когда увидел русских миссионеров. Только не желали они внять его просьбам о помощи вызволить из неволи. Одного из них через время Флягин увидел мертвым и похоронил по христианскому обычаю.

Глава девятая: Освобождение из плена

Однажды к татарам прибыли люди из Хивы, которые желали приобрести лошадей. С целью запугать местных жителей они стали показывать, как могуч их огненный бог Талавфа и, поджегши степь, скрылись. Однако, уходя поспешно, забыли забрать ящик, где Иван обнаружил обыкновенные фейерверки. В его голове созрел план по освобождению: он начал запугивать татар пламенем и заставлял принять христианство. Кроме того, Голован отыскал едкую землю, чем и сумел вытравить у себя на ногах конский волос. После этого герою удалось сбежать. Через несколько дней он вышел к русским, но они тоже не желали принимать человека без паспорта. Герой пошел в Астрахань, но там пропил заработанные деньги, после чего попал в острог, а после его отправили на родину – в губернию. Дома граф, который уже овдовел, два раза высек скитальца и отдал ему паспорт. Наконец-то Иван почувствовал себя свободным человеком.

Глава десятая: Перемены к лучшему

Началась у Ивана более легкая жизнь: он ходил по ярмаркам, предлагая крестьянам свою помощь в выборе хорошей лошади. За это его благодарили деньгами и угощали. Узнав об особенном даре Ивана, его на три года нанял к себе князь, конэсером. Неплохо жилось в то время Флягину, только, жаль, иногда он сильно пил, хотя и очень хотел оставить этот порок.

Глава одиннадцатая: В трактире

Нередко Ивана тянуло выпить. Однажды с деньгами князя зашел он в трактир, где пристал к нему один человек, который просил водки.

К вечеру они оба были уже изрядно пьяными, несмотря на уверения нового собутыльника, что он обладает магнетизмом и может избавить от тяги к спиртному. Но, в конце концов, обоих любителей повеселиться выгнали из трактира.


Глава двенадцатая: «Аагнитезер»

В то время Голован даже не мог подозревать, что подстроено это специально, чтобы выманить у него деньги. «Магнетизер» тем временем пытался как можно искуснее ввести героя в состояние гипноза, даже давал так называемый «магнитный сахар» в рот. И добился своего.

Глава тринадцатая: Цыганка Груша

Усилиями нового знакомого темной ночью оказался Иван возле цыганского дома. Голован смотрит, что открыты двери, и взыграло в нем любопытство. Жалел потом, что вошел, да поздно было: обобрала его цыганка по имени Груша до нитки. Обольстился её чарами и красивыми песнями Иван, отдал добровольно все деньги князя.

Глава четырнадцатая: Разговор с князем

Магнетизер сдержал свое обещание: отвернуло Ивана от выпивки навсегда. Но в тот день он не помнил, как вернулся домой. На удивление, князь не сильно ругал Голована за утерянные деньги, ведь и сам проигрался. Признался Флягин, что пять тысяч все ушли цыганке, и услышал: «Я такой же, как ты, беспутный». Оказывается, когда-то князь за эту же самую цыганку Грушу отдал не пять, а пятьдесят тысяч.

Глава пятнадцатая: История князя

Князь, по словам Ивана Северьяныча, был человек добрый, но очень переменчивый. Он рьяно старался что-либо получить, а потом не ценил того, что обрел. За большой выкуп согласились цыгане отдать Грушу князю. Она жила в доме и пела песни им с Иваном. Но чувства князя быстро остыли к цыганке, в отличие от этой девушки, которая тосковала по нему. Скрывали от цыганки, что есть у князя любовь на стороне – Евгения Семеновна, которая была известна во всем городе и прекрасно играла на фортепиано. От этой любви родилась у князя дочка.

Однажды Иван был в городе и решил заехать к Евгении Семеновне. Туда же неожиданно прибыл и князь. Женщине пришлось спрятать Голована в гардеробной, и он стал невольным слушателем их разговора.

Глава шестнадцатая: Иван разыскивает Грушу

Речь шла о том, чтобы Евгения согласилась заложить дом, потому что князю, который решил купить суконную фабрику и торговать всевозможными яркими тканями, необходимы были для этого деньги. Но умная барыня поняла истинную причину просьбы князя: он хотел дать задаток, чтобы расположить к себе предводителя фабрики и затем взять в жены его дочь. Князь признал, что она права.

За первым возник второй вопрос: куда князь собирается деть цыганку, на что было высказано предположение: он поженит девушку с Иваном и построит им дом. Однако, так и не исполнил своего обещания, а наоборот, куда-то спрятал Грушу, так что Ивану, уже влюбленному в цыганку, пришлось долго разыскивать её. Но вдруг неожиданно счастье улыбнулось Головану: после того, как в отчаянии вышел он к речке и стал звать Грушу, она ни с того ни с сего отозвалась. Иван не подозревал, какие горькие последствия принесет эта встреча.

Глава семнадцатая: Отчаяние цыганки

Дальнейший разговор с Грушей не принес облегчения Ивану. Оказалось, что она не в себе, и пришла к речке, чтобы умереть, ведь не может снести предательства князя, который берет в жены другую. Расстроенная цыганка грозилась убить соперницу.

Глава восемнадцатая: Страшная просьба Груши

Груша поведала Ивану, что князь заставил девок-однодворок стеречь её, но под предлогом игры в прятки удалось сбежать от них. Так цыганка и оказалась у реки, где встретила Голована, а после недолгого разговора вдруг…попросила убить её, иначе станет самой позорной женщиной. Не помогли ни уговоры, ни яростное сопротивление. В конце концов, не выдержал Голован такого натиска и столкнул цыганку с обрыва в реку.

Глава девятнадцатая: на войне

Чувство вины за содеянное давило на Ивана, и когда подвернулся случай помочь двум старичкам, сына которых забирали в рекруты, Голован вызвался пойти вместо него. И пятнадцать лет пробыл на войне. Даже получил офицерский чин за подвиг: Иван сумел проложить мост через реку в то время как попытки других солдат сделать то же самое закончились гибелью. Но это не принесло ему желаемой радости. Через некоторое время Голован принял решение уйти в монастырь.

Глава двадцатая: Монах

Итак, мытарства странника подошли к своему завершению. Предсказание погибшего монаха в отношении него исполнилось. В монастыре Иван Северьяныч читал духовные книги и пророчествовал о скорой войне. Игумен отправил его в Соловки на Богомоление к Зосиме и Савватию. По дороге туда Голован и встретился с теми, кто на протяжении своего пути слушал его удивительный рассказ.

“Очарованный странник” – краткое содержание повести Н. С. Лескова

3.7 (73.33%) 3 votes

Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя и очень старый русский поселок. Отправившись дальше, пассажиры рассуждают, зачем “неудобных в Петербурге людей” ссылать далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и скупая, невзрачная природа одолеют всякое свободомыслие. Кто-то из пассажиров, путешествующий здесь часто, рассказывает, что в раз- ное время сюда действительно ссылали, да только все ссыльные долго тут не выдерживали. Один, например, повесился. “И прекрасно сделал”, - заметил пассажир, “склонный к философским обобщениям и политической шутливости”. Другой, по всей видимости купец, человек религиозный, возражает - ведь самоубийцы целый век будут мучиться. За них даже никтомолиться не может.
И тут против обоих оппонентов выступил пассажир, на которого как-то не обращали внимания, что было странно. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в по-слушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему сопут-нику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого”.
Видно было, что это человек бывалый, много повидавший. Держался он смело и самоуверенно, хотя и несколько развязно. Он заявил, что есть такой человек, который облегчает положение самоубийц. Это попик-пьяница в одном селе московской епархии, который молится за самоубийц. Его было чуть не расстригли. Говорят, что уже было решение лишить его места. Попик от горя даже перестал пить и решил покончить с собой - в таком случае владыко сжалится над его семьей и даст дочери жениха, который и займет его место.
А епископ однажды после трапезы задремал и видит, будто к нему в келью входит преподобный Сергий и просит пожалеть недостойного попика. Епископ решил, что это был просто сон, и ничего делать не стал. Вот он снова ложится спать, и снится ему, как воинство под темным знаменем волочет за собой толпу скучных теней, и все они кивают грустно владыке и просят: “Отпусти его! - он один за нас молится”. Епископ призывает к себе этого самого попика, и тот сознается, что да, действительно молится за самоубийц. Владыко благословил попика и опять его на место отправил. В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей и состоял при ремонтерах для их руководствования, отобрал и отъездил не одну тысячу коней. Пассажир говорит, что в своей жизни многое испытал, ему довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и его увечили. А в монастырь пришел всего несколько лет назад. “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”, - говорит он. Тут все подступили к нему с просьбой рассказать о своей жизни. Тот согласился, но только рассказывать он будет с самого начала.
ГЛАВА II
Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин начал свой рассказ с того, что он происходит из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Мать его умерла при родах, отец его был кучером, и вырос мальчик при отце на кучерском дворе. Вся его жизнь проходила на конюшне, он полюбил лошадей и хорошо их изучил. В одиннадцать лет его стали использовать как форейтора, а поскольку физически он был еще довольно слаб для дальней дороги, то его привязывали ремнями к седлу и к подпругам. Это было очень тяжело, в дороге, бывало, он даже терял сознание, но постепенно привык. У форейторов была дурная привычка - стегать кнутом того, кто загораживает дорогу. Вот так однажды Иван, когда вез графа в монастырь, убил одного старика, спавшего на возу. Граф уладил дело с игуменом, отправив осенью в монастырь обоз с овсом, мукой и сушеными карасями. А ночью приходит к Ивану во сне тот монах, которого он засек, и плачет. Он сообщает Ивану, что тот был у матери моленып сын и обещанный. То есть мать обещала его Богу. “Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и тогда ты вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”, - сказал монах и исчез.
Через некоторое время граф с графиней решили повезти дочь в Воронеж к врачу. В селе Крутом остановились покормить коней, и снова появился тот монах и посоветовал Ивану поскорее проситься у господ в монастырь - они его отпустят. Иван не захотел. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, а там была очень крутая гора, сбоку обрыв, где погибало много народу. При спуске лопнул тормоз, и весь шестерик понесся вниз к обрыву. Отец спрыгнул с козел, а Иван бросился на дышло и повис на нем. Передовые лошади сгинули в пропасти, а экипаж остановился, упершись в коренников, которых Иван дышлом подавил. Тут вдруг он опомнился и от страха и сам полетел вниз. Но чудом остался в живых - сорвался на глиняную глыбу и скатился, как на салазках. Граф предложил Ивану, у которого прозвище было Голован, просить все, что захочет, а он по глупости попросил гармошку, да тут же и бросил ее.
ГЛАВА III
У себя в конюшне Голован завел парочку голубей. Появились птенчики. Одного Голован сам случайно задавил, лаская, а второго съела кошка, которая повадилась лазать к голубям. Он ее поймал и отрубил ей хвост. Оказалось, что это кошка графининой горничной, Голована повели в контору к немцу-управителю, велели высечь и поставили бить камешки молотком для дорожек в саду. Этого он уж стерпеть не мог и решил повеситься. Пошел с веревкой в лес, все наладил, соскочил с сука - и упал на землю, а над ним стоит цыган, который и перерезал веревку. Тот позвал его с собой. “А вы кто такие и чем живете? Вы ведь небось воры? ...А при случае вы, пожалуй, небось и людей режете?” Именно все так и было. Иван подумал-подумал, махнул рукой, заплакал и пошел в разбойники.
ГЛАВА IV
Хитрый цыган, чтоб не дать парню опомниться, и говорит, что для того, чтобы он ему поверил, пусть он выведет из графской конюшни пару лучших коней. Они скакали всю ночь, потом коней продали, и цыган обманул Голована, дав ему почти что ничего. Парень пошел к заседателю объявиться, что он беглый крепостной, а писарь, которому он рассказал свою историю, и говорит ему, что за плату сделает ему отпускной вид. Пришлось отдать все: серебряный целковый, серьгу из уха и нательный крест. Голован пришел в город Николаев и стал там, где собирались искавшие работу. Огромный-преогромный барин, больше самого Ивана, всех от него оттолкнул, схватил за обе руки и поволок за собой. Дома расспросил его, кто он и что, и, узнав, что он жалел голубят, очень обрадовался. Оказалось, он нанимает Голована в няньки. От него убежала жена и осталась маленькая дочка, а ухаживать некому. “А как я в этой должности справлюсь?” - Пустяки... Ведь ты русский человек. Русский человек со всем справится”, - говорит новый хозяин. Купили козу, и Иван стал нянькой и очень привязался к ребенку. Так продолжалось до лета. Иван заметил, что у девочки кривоватые ножки - он стал носить ее к лиману и по совету лекаря закапывать ножки в песок. Но однажды вдруг появляется дама, мать девочки, и начинает просить, чтобы Иван отдал ей дочь. Голован ни в какую. На следующий день он снова берет с собой козу и ребенка и отправляется к лиману. А барыня уже там. И так изо дня в день, довольно долго. И вот наконец она приходит последний раз - прощаться и говорит, что ее ремонтер сам сейчас придет. Он очень много выиграл в карты и Очарованный странник
страница 2
хочет дать Ивану тысячу рублей в обмен на ребенка. Иван не соглашается. И вот видит Иван - идет по степи улан-ремонтер, такой осанистый, руки в боки... Поглядел Иван на улана и думает: “Вот бы мне отлично с ним со скуки поиграть”. И решает он, если только улан скажет что-то не то, Иван ему нагрубит, а там, может, и до драки дело дойдет, чего Ивану очень хотелось.
ГЛАВА V
Стоит Иван и думает, как бы ему лучше этого офицера раздразнить, чтобы он сам стал на него нападать? А барыня жалуется, что, мол, ребенка не отдают. Ремонтер гладит ее по головке и говорит, что, мол, ничего, сейчас он деньги покажет, у Ивана глаза и разбегутся, а если нет, то он просто силой отберет ребенка. Он подает Ивану пучок ассигнаций, а тот вырвал бумажки, поплевал на них да и бросил - мол, поднимай сам. Ремонтер покраснел и бросился на Ивана, но с ним разве кто справится при такой комплекции. Он только слегка пихнул ремонтера, тот и полетел. Этот ремонтер хоть и был физически слаб, но характером горд и благороден. Он не стал подбирать с земли своих денег. Иван кричит ему, чтобы подобрал, но он не поднял, а бежит и хватается за дитя. Иван взял девочку за вторую ручку и говорит: “Ну, тяни его: на чью половину больше оторвется”. Ремонтер выбранился, плюнул Ивану в лицо, отпустил ребенка и тянет за собой барыню, а та рыдает, повернулась лицом к дочери и тянет к ней руки, “точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти”... И тут от города бежит барин, отец девочки, палит из пистолета и кричит: “Держи их, Иван! Держи!” А Иван вместо этого догнал барыньку с уланом и отдал им ребенка; попросил только, чтобы и его с собой увезли, потому что барин его правосудию сдаст, у него паспорт поддельный.
Приехали в Пензу, а офицер и говорит Ивану, что не может его при себе держать, ведь у него нет паспорта. Дал он ему двести рублей. Ивану очень не хотелось никуда идти, он очень девочку любил, но делать нечего. Попросил только, чтобы улан ударил его за то, что там, у лимана, побил его. Офицер лишь рассмеялся. Решил Иван идти и сдаться в полицию, а прежде выпить чаю в трактире. Долго пил, потом пошел походить. Перешел реку Суру, а там стоят конские косяки и при них татары в кибитках. Вокруг самой пестрый толпится народ: штатские, военные, помещики. Посереди сидит на пестрой кошме длинный степенный татарин в золотой тюбетейке.

d645920e395fedad7bbbed0eca3fe2e0

Несколько путников встречаются на Ладожском озере. Все они путешествуют к Валааму. Один из героев одет как послушник монастыря, хвалится тем, что умеет прекрасно приручать лошадей. Его зовут Флягин Иван Северьяныч, он рассказывает остальным историю своей собственной жизни. Иван Северьяныч был простого происхождения, жил в поместье одного из графов Орловской губернии. Однажды герой просто так забил до смерти одного монаха. Убитый стал являться ночью Ивану Северьянычу. Монах сказал ему, что герой будет много раз находиться у края гибели, но ни разу не погибнет, и только когда погибель станет реальностью, решит стать монахом.

Действительно, однажды Иван Северьяныч, которого все называют Голован, помогает хозяевам спастись от гибели в пропасти. После этого на некоторое время он попадает даже в милость графа. Как-то раз за провинность Ивана Северьяныча порют, он не выдерживает унижений и решает повеситься. Но от самоубийства героя спасает цыган, обрезавший веревку. Герой уходит вместе с ним от графа, похитив хозяйских лошадей. Потом он даже получает вольный лист и устраивается следить за маленькой дочерью одного помещика. Иван Северьяныч отдает девочку родной матери и ее нынешнему мужу офицеру-улану, с которым она сбежала от барина.

После этих событий герой отправляется в степь, куда пригоняют свои конские табуны татары. Чтобы получить коня татары стегают друг друга плетьми. Однажды, Иван Северьяныч убивает таким образом одного татарина, чтобы приобрести красавца коня. В итоге герой, по сути, оказывается в плену у татар, работает лекарем у них и очень хочет вернуться на родину. Даже обзаводиться несколькими женами и детьми, но не любит их из-за некрещенности и не христианской веры.

Через несколько лет, встав на ноги, Иван Северьяныч отправляется в странствие, ему удается попасть домой. Граф, который к тому времени становится богомольным, прощает героя за уход и похищение лошадей. Как-то Иван Северьяныч дает дельные советы мужикам по выбору самых хороших лошадей. На протяжении нескольких лет герой поддерживает знакомство с распутным князем, потом убивает, предназначенную ему в жену цыганку Грушеньку. Затем Иван Северьяныч в поисках смерти уходит на войну, возвратившись оттуда с орденом, работает справщиком. Некоторое время герой играет в театре и в конце концов уходит в монастырь. Такая жизнь его не тяготит, он остается в сане послушника. В Валаам он отправляется на богомоление. Своим попутчикам он признается, что ожидает скорой смерти.