Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Н. Лесков — краткая биография. Краткая биография Лескова Н.С. Творчество и интересные факты из жизни Лескова

Н. Лесков — краткая биография. Краткая биография Лескова Н.С. Творчество и интересные факты из жизни Лескова

Сочинение

1. Истоки народности творчества Лескова.
2. Дебют в литературе.
3. История в произведениях писателя.

Я не изучал народ... я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом да на замашной панинской толчее. Я с народом был свой человек.
Н. С. Лесков

Н. С. Лесков родился в 1831 году в семье небогатого судейского служащего, в селе Горохове на Орловщине. Жила семья в богатом имении М. Страхова - его жена была родной теткой Николая. До восьми лет он путешествовал с бабушкой на богомолья по монастырям, под ее присмотром шло воспитание мальчика. С двоюродными братьями Николай получил образование и светское воспитание. Из имения Лесковы переехали в дом в Орле, рядом с монастырской слободкой - Николай интересовался «духовенными», встречался с ними. В 1839 году его отец ушел в отставку, и семья, продав дом, переселилась на хутор Панино. С детства мальчик был очарован родной природой, русской стариной, народные поверья будили в нем воображение. В деревне он жил, пользуясь абсолютной свободой, знал народный быт во всех его проявлениях. Народное творчество, общение с крестьянами дало будущему писателю понимание духовности народа.

После пятилетнего обучения в Орловской гимназии он отказался в 1846 году от переэкзаменовки и был уволен, о чем впоследствии жалел. Отец отдал его писцом в уголовную палату, где перед его глазами прошли тысячи людских судеб. В 1848 году отец Николая умер от холеры. Семью приютил в Киеве дядя по матери, профессор медицины С. П. Алферьев. Николай был зачислен помощником столоначальника по рекрутскому столу Киевской казенной палаты. В 1857 году Лесков уезжает из Киева на службу к другому дядьке в Пензенскую губернию - англичанину А. Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, Николай должен был сопровождать переселяемых на новые земли крестьян. Как доверенный от фирмы за три года Лесков объехал всю Россию! Его письменные отчеты обратили на себя внимание и вскоре Лескова публиковали в киевских газетах. В литературу он вошел довольно поздно, в тридцать лет. Его приглашают в московскую газету «Русская речь», где он приобретает репутацию талантливого публициста.

Живя в Петербурге, он пишет очерки, фельетоны, литературно-критические обозрения, публицистические статьи, такие как «О рабочем классе», «О найме рабочих людей», «Сводные браки в России», «Русские женщины и эмансипация». Полиция считает его «крайним социалистом и нигилистом», а он, напротив, пишет серию антинигилистических романов и заслуживает у революционеров-демократов репутацию шпиона. Это и разгромное выступление Д. И. Писарева осложняет писательскую судьбу Лескова - журналы не хотят с ним сотрудничать. Писатель тщетно пытался оправдаться, затем уехал за границу, создал исторический памфлет - роман «Некуда». Роман демократы объявили враждебным. Но Лесков продолжал - в 1866 году он пишет роман «Обойденные», где противопоставляет новых людей и обыкновенных. Антинигилистические мотивы прослеживаются также в его романе «На ножах» (1870), где говорится о «мошенниках от нигилизма». Так, в пылу Споров, многие произведения тех лет остались незамеченными - «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род».

В его ранних статьях и фельетонах есть характерные приметы времени, национальной истории. Жизненный опыт и «запас бытовых сведений» Лескова постоянно рос, он изучил все религии до тонкостей, в гостях у него можно было встретить представителя любой из них. Он выражает свое мнение о крепостничестве, о героическом характере народа в «Житии одной бабы», «Тупейном художнике», «Юдоли». Чудаки и праведники из народа становятся его героями в «Однодуме», «Кадетском монастыре», «Несмертельном Головане». В повести «Очарованный странник» Лесков описывает героев, открывая в них черты русского национального характера.

Лесков живописует «русскую ширь», ее красоту и многообразие метким колоритным языком. Он предпочитает форму сказа, которая освобождает его от соблюдения литературных канонов, позволяет свободно обращаться с сюжетом. Его рассказчик - русский православный человек, ценящий красоту жизни. В сказовой манере написаны «Запечатленный Ангел» (1872), «Очарованный странник» (1873). «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883).

Герои Лескова - русские православные люди-праведники, с бескорыстно- созерцательным отношением к жизни. Составляющие русского характера для писателя - это мудрость, вера в Бога и добро, чувство красоты, эмоциональная открытость, нравственная интуиция, любовь к жизни и живым существам, забота о ближних, способность на духовный подвиг. Праведники не ждут признания, они ищут идеалы справедливости. Эти люди, по убеждению автора, и творят историю. История и современная действительность переплелись в произведениях писателя. Поворотным этапом в творчестве стала хроника «Соборяне» об «обитателях старгородской поповки», по сути, обобщенная картина русского национального бытия, показанная через частную жизнь людей. После этого произведения отношение к Лескову меняется в лучшую сторону.

В 1874 году он получил возможность служить и устроился в особый отдел Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, где работает до 1883 года. Писатель жил до самой смерти в Петербурге, почти не выезжая. Его похоронили в 1895 году в полном молчании, как он и завещал.

Николай Семёнович Лесков - уникальный, самобытный русский писатель, очарованный странник русской литературы.

Семья и детство

Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля (4 февраля - по старому стилю) 1831 г. в Орловской губернии - в селе Орловского же уезда.

Отец - Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848 гг.), происходил из семьи священнослужителей. И отец Семена Дмитриевича, и дед, и прадед правили святую службу в селе , оттуда и родовая фамилия - Лесковы. Окончив Севскую семинарию, Семён Дмитриевич вернулся домой. Однако, невзирая на волю родителя, бесповоротно отказался от духовной карьеры. За что и был изгнан из дому отцом, который отличался весьма крутым нравом. Хорошо образованный, умный, деятельный человек. Изначально, Лесков подвизался на ниве репетиторства. Он весьма успешно учительствовал в домах местных дворян, чем завоевал себе приличную славу, а также удостоился множества лестных отзывов. В итоге один из покровителей рекомендовал его к «коронной службе». Начав карьеру с самых низов, Семён Дмитриевич дослужился до высокой должности дворянского заседателя в палате уголовного суда Орловской губернии. Занимаемая им должность давала права на потомственное дворянское звание. Лесков-отец слыл человеком проницательным. Он был талантливым следователем, способным распутать самое хитрое дело. Однако, прослужив почти 30 лет, он был вынужден выйти в отставку без пенсиона. Причиной тому стала стычка с губернатором и нежелание самого Семёна Дмитриевича идти на возможный компромисс. По выходу в отставку Семён Дмитриевич купил небольшое имение - хутор Панин в Кромском уезде и занялся сельским хозяйством. Довольно побыв «крестьянином», всячески разочаровался в тихой сельской жизни, о чём впоследствии неоднократно заявлял своему сыну - Николаю Лескову. В 1848 г. он скоропостижно скончался во время эпидемии холеры.

Мать Николая Семёновича - Мария Петровна Лескова (урожденная Алферьева, 1813-1886 гг.), была бесприданницей, представительницей обедневшего дворянского рода.

Первые годы жизни маленький Николай жил в Горохове, в поместье семьи Страховых, богатых родственников по материнской линии. Он был далеко не единственным ребёнком в семье. Лесков жил в окружении шести двоюродных братьев и сестёр. Для обучения детей в семью были приглашены русский и немецкий учителя, а также французская гувернантка. Будучи от природы очень одарённым, мальчик резко выделялся на фоне других детей. За это его невзлюбили двоюродные братья. При этих обстоятельствах бабушка по материнской линии, проживающая там же, написала письмо к отцу Николая и попросила забрать мальчика к себе в , что и было исполнено.

В Орле Лесковы проживали на Третьей дворянской улице. В 1839 г. Лесков-старший выходит в отставку и покупает имение - «Панин Хутор». Пребывание на «Панином Хуторе» произвело неизгладимое впечатление на будущего писателя Лескова. Прямое общение с простым, крестьянским народом самым непосредственным образом отразилось на формировании его мировоззрения. Впоследствии Лесков скажет: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей...»

Юность писателя

В возрасте 10-ти лет Николая отдали на обучение в Орловскую гимназию. Благодаря врождённым способностям юноша учился легко, однако по истечении 5 лет обучения Лесков так и не получил аттестата. Точные причины этого события нам, увы, неизвестны. В итоге юноша получил лишь справку о том, что он проходил обучение в гимназии. Используя старые связи, отец устроил юношу писцом в канцелярию Орловской уголовной палаты. А в 1848 г., в возрасте семнадцати лет, Николай стал помощником столоначальника в этом же учреждении. Работа в уголовной палате даёт Лескову первоначальный жизненный опыт, который в будущем весьма помог в литературной деятельности. В этом же году в результате сильнейших пожаров Лесковы потеряли и без того скромное состояние. От холеры умер отец Лескова.

После смерти отца самое живое участие в дальнейшей судьбе юноши принял его родной дядя (по матери), доктор медицины, известный профессор Киевского университета Алферьев С.П. Лесков переехал в Киев. Там, благодаря усилиям дяди, поступил работать в киевскую Казённую палату на должность помощника столоначальника рекрутского ревизионного отделения. Переезд в Киев позволил Лескову восполнить пробелы в образовании. У него появилась возможность частным образом слушать университетские лекции, чем юноша не преминул воспользоваться. Он как губка впитывал в себя всё новые знания: медицина, сельское хозяйство, статистика, живопись, архитектура и многое другое. Киев поразил юношу своей изумительной старинной архитектурой и живописью, пробудил живейший интерес к древнерусскому искусству. В будущем Лесков стал видным знатоком сих предметов. Круг его интересов был несказанно широк. Он очень много читал. В те года любимые его авторы - и Шевченко. С Тарасом Шевченко Лесков, был знаком лично. За время жизни в Киеве Николай освоил украинский и польский языки.

Прогрессивная студенческая среда того времени была увлечена передовыми, революционными идеями. Особой популярностью пользовались сочинения . Не миновало это увлечение и нашего героя. По воспоминаниям современников молодой Лесков отличался вспыльчивостью и деспотизмом, был не удобен в спорах. Он часто выступал в роли сурового моралиста, хотя сам пуританином не являлся. Николай был членом студенческого религиозно-философского кружка, изучал традиции русского паломничества, общался со старообрядцами, постигал тайны иконописи. В последующем Лесков признавался, что в те годы он не имел чёткого представления о том, кем он в итоге хочет стать.

В 1853 г., невзирая на протесты родственников, Лесков женился на Ольге Смирновой, дочери богатого киевского домовладельца. В этот период Лесков значительно продвинулся по службе, был произведён в коллежские регистраторы, а чуть позже назначен столоначальником Казённой киевской палаты. В 1854 г. у Николая Семеновича рождается первенец - сын Дмитрий, а 1856 г. - дочь Вера.

В 1855 г. умирает император . Его смерть послужила основательным толчком к дальнейшему распространению вольнодумных идей в различных слоях русского общества. Были сняты многие запреты. Новый царь , по сути своей консерватор, дабы остудить горячие головы, был вынужден проводить в жизнь либеральные реформы. В 1861 г. - отмена крепостного права, далее последовали судебная, городская, военная, земская реформы.

Согласившись на предложение о работе, поступившее от родственника, мужа тётки по материнской линии - англичанина А. Я. Шкота, Лесков в 1857 г. выходит в отставку. Он оставил любимый им Киев и вместе с семьёй переехал на постоянное проживание в Пензенскую губернию - в село Городищенского уезда. Новое поле деятельности Лескова - работа в компании «Шкотт и Вилькенс». Предприятие занималось торговлей сельхозпродукцией, винокуренным производством, а также производством паркетной доски. На нем были заняты переселенцы - крестьяне из Орловской губернии. По делам фирмы Лесков много ездил по , во время поездок он видел самые различные стороны настоящей русской жизни. Результат - огромное количество наблюдений, сделанных в ходе деловых путешествий, а также большой практический опыт, обретённый в этот активнейший для Лескова период. Воспоминания об этих странствиях в будущем послужат ярким маяком для создания неповторимых лесковских произведений. Позже Николай Лесков вспоминал эти годы, как самые лучшие годы в его жизни, когда он видел много и «жил легко». Весьма вероятно, что именно в то время у Лескова сформировалось чёткое, определённое желание донести свои мысли до русского общества.

Первые пробы пера

В 1860 г. компания «Шкотт и Вилькенс» разорилась. Лесков вернулся в Киев. Его цель - занятия журналистикой и литературой. Спустя короткий промежуток времени Лесков переехал в , где поселился на квартире своего киевского товарища, известного политэконома и издателя Ивана Васильевича Вернадского. Вместе с ним на квартире проживал чиновник А. И. Ничипоренко - русский революционер, один из активнейших эмиссаров Герцена в России. В Петербурге Лесков развернул активную журналистскую деятельность. Последовали первые пробы пера в журнале Вернадского «Экономический указатель». Лесков написал несколько острых статей, посвященных различным темам: сельскому хозяйству, промышленности, проблеме пьянства и многим другим. Он печатался во множестве известных изданий: в «Санкт-Петербургских ведомостях», в журналах «Отечественные записки», «Современная медицина». В литературных кругах Лесков был отмечен, как яркий и талантливый автор. Его пригласили на должность постоянного сотрудника в газету «Северная пчела».

Николай Семенович активно писал злободневные очерки, фельетоны, хлёсткие статьи. Одна из написанных им статей достаточно серьёзным образом отразилась на судьбе писателя. Материал был посвящен пожарам в Щукином и Апраксином дворах. Той порой в городе ходили слухи о студентах-революционерах, якобы причастных к поджогам. В своей статье писатель обратился к властям с просьбой опровергнуть подобные оскорбительные высказывания, но демократический лагерь воспринял подобное обращение как донос. В той же статье Лесков пишет о бездеятельности пожарной команды во время бедствия, что было воспринято, как критика существующей власти. Статья оказалось неугодна, как революционерам, так и реакционерам. Дело дошло до самого царя. Прочитав статью, Александр II вынес вердикт: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

В 1862 г., после разразившегося скандала, редакция «Северной пчелы» отправила Лескова в длительную, заграничную командировку. Писатель впервые выехал за границу, он посещает Прибалтику, Польшу, а затем Францию. Там, заграницей, Лесков начинает работу над своим первым романом «Некуда». Посещение Европы ещё более укрепило Лескова в мысли о неготовности русского общества к радикальным, революционным переменам. Ход крестьянской реформы 1861 г. заставил Лескова, как и многих других передовых людей той поры, переосмыслить русскую действительность. Лесков, доселе считавшийся либералом, последователем самых передовых идей, оказался на другой стороне баррикад.

Николай Семенович Лесков был человеком, глубоко знавшим, понимавшим, чувствовавшим свой родной русский народ. В какой-то момент он увидел масштабы возможной катастрофы, способной до основания разрушить сами устои русской традиционной жизни. Истинное понимание русской действительности наставило Лескова на собственный путь. Идеи социальных утопий, требующих коренного переустройства общества, более не привлекали его. Лесков проповедует идеи духовного самосовершенствования, развития культуры русского общества. В своих изумительных произведениях он расскажет о великой силе «малых дел».

Однако, невзирая на то, что Лесков стал поборником совершенно иных идей, власти по-прежнему продолжали считать его нигилистом, хотя в реальности он никогда им не являлся. В полицейском отчёте «О литераторах и журналистах» 1866 г. отмечалось, что «Лесков - крайний социалист и, сочувствуя всему антиправительственному, проявляет нигилизм во всех формах».

К 1863 г. относится начало писательской карьеры, в свет выходят первые повести писателя «Овцебык» и «Житие одной бабы». Лесков творит под псевдонимом М. Стебницкий. Интересная особенность, у Лескова было огромное количество литературных псевдонимов: «Стебницкий», «Лесков-Стебницкий», «Николай Понукалов», «Фрейшиц», «Николай Горохов», «В. Пересветов», «Дм.м-ев», «Н.», «Кто-то», «Член общества», «Любитель старины», «Псаломщик» и многие другие. В 1864 г. журнал «Библиотека для чтения» напечатал первый роман Лескова «Некуда» - произведение антинигилистской направленности. Прогрессивная, демократическая общественность «встала на дыбы». На произведение обрушилась волна оглушительной критики. Небезызвестный Д. И. Писарев писал: «Найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?»

В 1865 г. Николай Семенович вступил с вдовой Екатериной Бубновой в гражданский брак. Спустя год у них появился сын Андрей, который впоследствии написал книгу о своем знаменитом отце. Необходимо отметить, что первая жена Лескова страдала психическим расстройством. В 1878 г. женщину поместили в петербургскую больницу на реке Пряжке, курировал лечение знаменитый С. П. Боткин.

В этом же, 1865 г., вышел второй роман Лескова - «Обойдённые».

На пути к «Очарованному страннику»

В 1866 г. издаётся роман «Островитяне». Интересная деталь: гениальный одним из первых обратил внимание на Лескова. Достоевский считал Лескова большим писателем, и по своему собственному признанию он многое заимствовал у него, особенно в плане художественности образов. Согласитесь, что слова человека-писателя такого уровня стоили очень и очень многого.

В 1870 году в журнале «Русский вестник» (издатель М. Н. Катков) был напечатан роман «На ножах». Выход этого произведения окончательно закрепил за Лесковым славу консерватора. Сам же автор посчитал роман крайне неудачным.

1872 год ознаменовался появлением романа-хроники «Соборяне». Знаковое произведение, затронувшее глубочайшие вопросы духовности русского общества. На его страницах Лесков говорил об опасностях, подстерегавших Россию вследствие неизбежного духовного разложения. Нигилисты - люди без идеалов и принципов, по мнению писателя, были страшнее любого, самого фанатичного революционера. Теперь мы - люди другого времени, имеем возможность оценить пророческий смысл этого произведения. Роман-хроника «Соборяне» по праву считается одним из лучших творений Николая Семеновича Лескова.

Летом 1872 г. Лесков отправился в и далее на Валаам. Посещение Валаама послужило толчком к написанию потрясающего, уникального произведения - «Очарованный странник». Изначально оно называлось «Чернозёмный Телемак», под этим названием оно и было предложено к напечатанию в «Русский вестник». Однако М. Н. Катков отказался печатать повесть, считая её «сыроватой». Как следствие, Лесков разорвал договор с журналом «Русский вестник». Еще до этого Лесков неоднократно заявлял о трудностях работы с Катковым, причиною тому была жесточайшая цензура, введённая в обиход этим издателем. Но в 1873 г. повесть напечатали в газете «Русский мир». Полное название «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

С 1874 по 1883 гг. Лесков служил в особом отделе «По рассмотрению книг, издаваемых для народа» при Министерстве народного просвещения. В 1877 г. императрица Мария Александровна, впечатлённая романом Лескова «Соборяне», сделала ему протекцию для получения должности - член учебного отдела в министерстве государственных имуществ. Эти должности давали писателю скромный доход. В том же году Лесков официально развёлся со своей первой женой.

В 1881 г. Лесков пишет и издаёт «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», произведение, ставшее культовым.

Тогдашнее мировоззрение Лескова ярко выразил цикл очерков «Мелочи Архиерейской жизни». Произведение печаталось с 1878 по 1883 г., в нем был описан быт высших церковных иерархов. Стоит ли говорить, какие крайне негативные отзывы вызвали Очерки со стороны церковного руководства. Обер-прокурор Синода - пролоббировал отставку Лескова от занимаемой в министерстве должности. Теперь, оказавшись без должности, Лесков полностью, без остатка посвятил себя писательской деятельности.

В конце 1880-х гг. Лесков сблизился . Он признал учение Толстого, как «истинное христианство». Толстой же называл Лескова «самым русским из наших писателей». Также, как и Лев Николаевич, Лесков был вегетарианцем. Вегетарианство Лескова отражалось даже на его творчестве. Впервые в русской литературе им были созданы персонажи-вегетарианцы. Николай Семенович был одним из первых авторов, обратившим внимание общества на вопрос о защите животных.

Особое место в творчестве писателя занимает составленный самим автором сборник рассказов и легенд под названием «Праведники». Лесков поведал нам предысторию создания сборника: писатель испытал «лютое беспокойство». Причина была вызвана зловещим высказыванием «большого русского писателя» (это был А. Ф. Писемский), который обвинил Лескова в том, что он во всех соотечественниках видит лишь «одни гадости» и «мерзости». По мнению Лескова, это было глубоко несправедливо, крайний и подавляющий пессимизм. «Как, - думал я, - неужто, в самом деле, ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно». Поиски истинной русской души, вера в настоящих добрых людей подтолкнули писателя к созданию этого уникального сборника. Сборник составлялся постепенно, основой его послужил цикл произведений «Три праведника и один Шерамур». Позднее были добавлены такие повести, как: «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша», «Инженеры-бессеребренники» и другие.

…Я сам себя порицал

В 1889 г. начало издаваться десятитомное собрание сочинений Лескова (11-й и 12-й тома были добавлены позднее). Издание пользовалось значительным успехом у публики. Благодаря гонорару от издания Лескову даже удалось несколько поправить своё сильно пошатнувшееся материальное положение. Однако это событие кроме радости принесло с собой и горе - сердечный, видимо, приступ, сразивший Лескова прямо на лестнице типографии. Приступ случился после того, как Лесков узнал о том, что шестой том собрания (посвящённый религиозным вопросам) был задержан цензурой.

Творчество Лескова стало уникальной страницей русской литературы. Как и все гениальные авторы, он неповторим в своей высочайшей духовной работе. Неподражаемый мастер художественного слова. Яркий, оригинальный, саркастичный, ищущий. Он занимает своё, особое место на золотом небосклоне великой русской литературы.

Николай Семенович Лесков умер 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 г. в Петербурге. Сведения о причине смерти писателя противоречивы: по одной версии, это стал приступ астмы, которой он страдал в последние годы жизни, по другой, как мы уже отмечали, приступ стенокардии. Однако доподлинно известно, что за пару лет до своей кончины писатель завещал: «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».

Николай Лесков был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища при завещанном им молчании.

Дмитрий Сытов


1. Краткая биографическая справка.
2. Антинигилистические романы Лескова.
3. Расцвет творчества писателя. Жанр сказа.
4. Лесков и христианство.

Н. С. Лесков родился в 1831 году в имении своего отца Горохове, расположенном в Орловской губернии. Дед будущего писателя был священником; отец также учился в семинарии, однако впоследствии избрал судейскую карьеру. Лесков всегда помнил о своих корнях; знание быта и нравов духовенства нашло отражение в творчестве писателя. Ранее детство Лескова прошло в имении отца: здесь будущий писатель познакомился с бытом крестьян. Эти впечатления также явились богатым материалом для произведений Лескова.

Несколько лет юный Лесков проучился в гимназии, после чего поступил писцом в Орловскую палату уголовного суда. После смерти отца Лесков переселился в Киев, где жил его дядя, являвшийся профессором университета. Молодой человек поступил на службу в Киевскую казенную палату.

Нужно отметить, что разносторонние познания Лескова являлись результатом усиленного самообразования. В Киеве будущий писатель познакомился с преподавателями университета и иконописцами Киево-Печерской Лавры. Он много читал, в том числе и произведения на злободневные темы.

Новый поворот в жизни Лескова был связан с поступлением на службу в коммерческую компанию, возглавлял которую его дальний родственник. По долгу службы Лесков много ездил по стране, посещал глухие уголки России, что дало немало новых впечатлений, которые позднее воплотились на страницах художественных произведений.

В 1861 году писатель переехал в Петербург. Лесков и до этого писал статьи, фельетоны, но теперь он занялся литературой всерьез. Его публицистические произведения вскоре обратили на себя внимание читателей.

В своих статьях и художественных произведениях Лесков выступал как противник революционных преобразований. Негативное отношение к революционерам нашло отражение в романах «Некуда» и «На ножах», направленных против модного в то время идейного течения «нигилистов», как называли себя сторонники революционных преобразований. Эти романы были отрицательно восприняты многими современниками писателя; некоторые даже высказывали предположение, что роман «Некуда» написан Лесковым по заказу III Отделения.

Однако дарование писателя по-настоящему проявилось в таких произведениях, как рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница», хроники «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» и «Соборяне».

Стоит сказать несколько слов о хронике «Соборяне». В этом произведении писатель проводит идею о том, что духовенство является не только хранителем традиционных ценностей, но и способно спасти Россию от раздирающих ее противоречий.

Обобщенный образ России встает со страниц рассказа «Запечатленный Ангел» и повести «Очарованный странник», которые практически сразу завоевали успех у читателей. Интересно отметить, что эти произведения Лесков написал в виде сказов, в которых практически отсутствует авторская оценка описываемых событий. В форме сказа написаны наиболее известные произведения Лескова, которые литературоведы рассматривают как образцы стиля писателя, «Левша» и «Тупейный художник».

Большой интерес Лесков проявлял к религиозной жизни общества, к духовным исканиям смысла жизни и истинной веры. Постепенно Лесков пришел к пониманию христианства как надконфессиональной религии, в связи с чем в произведениях писателя можно наблюдать критическое отношение к православию и сближение со взглядами Л.Н. Толстого.

Интересно проследить, как эволюционировали взгляды писателя на православие. Если в рассказе «На краю света» Лесков рассматривает православие как основу народной жизни, то в очерках «Мелочи архиерейской жизни» и «Синодальные персоны», а также в повести «Полунощники» Леской критикует принципы официальной церковности. Гуманистические взгляды писателя нашли отражение в цикле «легенд» из жизни первых христиан. Эти «легенды» являются художественно обработанными и творчески переосмысленными сказаниями, которые Лесков позаимствовал из «Пролога» - древнерусского сборника житий и сказаний. «Повесть о богоугодном дровоколе», «Скоморох Памфалон», «Зенон-златокузнец» выступают как своего рода художественная проповедь «хорошо прочитанного Евангелия», чуждого «церковной набожности, узкой национальности и государственности».

Лесков всегда с интересом относился к творческому эксперименту. Так как писатель создавал свои произведения в разных жанрах - новеллы-анекдота, сказки, легенды, мемуарной повести и так далее - это предполагало и существенное различие в художественном стиле. Нужно отметить, что Лесков достиг больших успехов в языковой стилизации. В цикле рассказов «Заметки неизвестного» писатель удачно имитировал язык XVIII века, в «Заячьем ремизе» он использовал эзоповскую манеру повествования, легенда «Прекрасная Аза» написана красочным языком, а рассказ «Под Рождество обидели» создан в изысканно-простой манере.

Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Действительно, масштаб и своеобразие дарования этого писателя были оценены по достоинству только в XX веке. М. Горький написал ряд статей, посвященных судьбе и творчеству Н. С. Лескова, Б. М. Эйхенбаум в своих работах анализировал особенности сказовой манеры Лескова, Б. М. Кустодиев создал серию иллюстраций к произведениям писателя. Д. Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; многие произведения Лескова были поставлены на театральной сцене, а также экранизированы.

Николай Семёнович Лесков – родился в 1835, а умер в 1895.

Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая, из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу. Переезд его семья совершила из-за трагической смерти отца и потери в пожаре всего имущества.

Неизвестно по каким причинам, но учёба никак не давалась юному писателю и его едва брали на работу, и то благодаря друзьям. Только в юношеском возрасте у Лескова начинает формироваться творческий взгляд на многие вещи.

Его карьера писателя начинается с публикации статей в разных журналах. Дела идут в гору после переезда Лескова в Петербург. Уже там им пишется множество серьёзных произведений, но об их содержании ходят разные отзывы. Из-за разногласий с революционными демократами и устоявшимися в той эпохе взглядами, Лескова отказываются публиковать многие издательства. Но писатель не сдаётся и продолжает работать над рассказами.

Николай Семёнович имел два брака, но оба они оказались неудачными. Официально у Лескова было трое детей – двое от первого брака (старший ребёнок скончался в младенчестве) и один от второго.

Умер Лесков от астмы, которая в последние годы его жизни активно развивалась.

Интересные факты, 6 класс.

Биография Николаева Лескова

Писатель, в будущем прозванный «самым русским из всех русских», родился 4 февраля 1831 г. в деревне Горохово Орловского уезда. Мать была из несостоятельной дворянской семьи, а отец был в прошлом семинаристом, но ушел из духовенства и стал следователем, сделал блестящую карьеру и мог бы дослужиться до получения дворянства, но крупная ссора с руководством разрушила все планы и ему пришлось уволиться и перебраться с супругой и пятью детьми из Орла в Панино. По достижении десятилетнего возраста Лесков идёт учиться в гимназию, правда ненадолго: спустя 2 года он покидает учебное заведение, не справившись с обучением. В 1847 г. поступает на службу в Уголовную палату. Через год отец заболевает холерой и умирает. Лесков просит перевести его в Киев и, получив одобрение, переезжает.

Ровно спустя 10 лет Лесков покидает службу и уходит работать в сельскохозяйственную торговую компанию «Шкотт и Вилькенс». Время работы на компанию благодаря множеству рабочих поездок по всей стране Лесков назовет впоследствии лучшим периодом в своей жизни. Именно в этот период он начинает писать. В 1860 г. торговый дом закрывается, и Лескову приходится вернуться в Киев. На этот раз он пробует себя в журналистском деле. Спустя несколько месяцев он срывается в Санкт-Петербург, где и начинается его литературная карьера.

В 1862 в одной из своей статей, Лесков требует от власти прокомментировать слухи о поджогах в Петербурге, чем навлек на себя обвинения в доносе и критике власти. Его статьи дошли до самого Александра II. С 1862 года публикуется в «Северной пчеле», и его очерки начинают получать первые высокие оценки современников.

В 1864 году отдает в печать свой первый роман «Некуда» о жизни нигилистов и повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В 1866 г. вышла повесть «Воительница», прохладно встреченная современниками, но получившая высокую оценку потомков.

В 1870 году публикуется роман «На ножах», полный насмешек над нигилистически настроенными революционерами, сросшимися, по мнению писателя, с уголовниками. Лесков был сам недоволен произведением и получил критику от современников. Сразу после этого его творчество обращается к духовенству и поместному дворянству. В 1872 г. он публикует роман «Соборяне», ставший причиной для конфликта между писателем и Церковью.

В 1881 году выходит одно из самых успешных и известных произведений Лескова - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. В 1872 году написана повесть «Очарованный странник», очень холодно встреченная современниками и не допущенная к публикации в изданиях. Именно из-за «Странника» прекращается дружба с Катковым М.Н. – влиятельным критиком, публицистом и издателем.

В конце 1880-х гг. сближается с Л.Н. Толстым, что в корне меняет отношение Лескова к Церкви. Главными произведениями, показывающими его неприязнь к духовенству, являются повесть «Полунощники» и очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть». После их публикации разгорелся скандал, и писателя увольняют из Министерства народного просвещения. Лесков вновь оказался в изоляции современников.

В 1889 г. начинает выпускать многотомный сборник, который был горячо принят публикой. Быстрые продажи помогли писателю поправить свои финансовые дела. Но в этом же году случился первый инфаркт, причиной которому стало, вероятно, известие о цензурных санкциях в отношении сборника. В последние годы творчества произведения Лескова становятся еще более хлесткими и циничными, что не нравилось публике и издателям. С 1890 года заболевает, мучаясь удушьем последующие 5 лет – вплоть до самой смерти 5 марта 1895 г.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Алигьери Данте

    Знаменитый поэт, автор всем известной «Божественной комедии» Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Существует несколько версий истинной даты рождения поэта, но подлинность ни одной из них не установлена.

  • Житков

    Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.

  • Сальвадор Дали

    Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.

  • Владимир Галактионович Короленко

    Короленко является одним из самых недооценённых литературных деятелей своего времени. Он написал множество замечательных произведений, в которых затрагивал самые разнообразные темы, от помощи обездоленным

  • Одоевский Владимир Фёдорович

    Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка.

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 10 класс >>Литература: Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества

Николай Семенович Лесков

1831,4(16) февраля - родился в селе Горохово Орловской губернии.
1841-1846 - учеба в Орловской гимназии.
1857-1860 - коммерческая служба и поездки по России.
1862 - опубликовано первое произведение «Погасшее дело».
1865-1866 - изданы повести «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
1864 - опубликован роман «Некуда».
1871 - напечатан роман-памфлет «На ножах».
1872 - опубликована хроника «Соборяне».
1873 - написаны рассказ «Запечатленный ангеЛ» и повесть «Очарованный странник».
1883 - созданы рассказы «Левша», «Тупейный художник».
1889-1890 - издание собрания сочинений.
1895,21 февраля (5 марта) - умер в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Детство и юность .

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Eгo отец, Семен Дмитриевич Лесков, был мелким судейским чиновником, вышедшим из духовной среды и лишь перед смертью получившим документы о личном дворянстве. Мать писателя, Марья Петровна, была дочерью обедневшего дворянина, женатого на купеческой дочери. Разночинское происхождение Лескова во многом определило демократический характер eгo будущего творчества. Среди картин детства, открывавшихся на соседском степном выгоне, - солдатская муштра и палочный бой, характерные для времени правления Николая I . С деспотизмом крепостничества мальчик столкнулся в доме богатых родственников Страховых, где он и получил первоначальное образование. Когда Николаю исполнилось восемь лет, отец купил в долг Панин хуторок на речке Гостомле и семья переехала в деревню. Этот черноземный южно-русский край стал eгo настоящей poдиной. Для будущего писателя жизнь на Панином хуторе стала началом познания народа. Там он услышал нaродные сказки, увидел народные обряды , познакомился с народной жизнью. Там он ощутил себя плоть от плоти народной, эти места разбудили в нем творческую натуру художника. «Я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек... я с народом был свой человек, и у меня есть в нем мнoгo кумовьев и приятелей... Я стоял между мужиком и связанными на нeгo розгами», - напишет позже Н. С. Лесков.

С 1841 по 1846 год Николай учился в Орловской гимназии. Одаренный мальчик был страстным любителем чтения, и эта страсть сопутствовала ему всю жизнь, но сама учеба в казенном учебном заведении не вызывала у нeгo интереса. В 16 лет, завершив образование, он нaчал службу писцом низшего разряда в Орловской yгoловной палате, затем в 1849 году перевелся в Киевскуюказенную палату. Живя у свoeгo дяди, профессора медицины Киевского университета С. П. Алферьева, Лесков попал в среду учащейся молодежи и молодых ученых. Он мнoгo читал, посещал лекции в университете, знакомился с сочинениями герцена, Фейербаха, Канта, Гегеля, Оуэна, с украинской и польской литературой. В Киеве произошла встреча с основоположником русской статистики Дмитрием Журавским, выкупавшим крепостных в ущерб своим материальным выгодам. Это знакомство повлияло на формирование гражданских взглядов писателя.

Оставив в 1857 году государственную службу и устроившись в частную коммерческую компанию А. Я. Шкотта, Лесков мнoгo ездил. Впечатления, полученные во время этих поездок, дали ему богатейший материал для творчества. В старости, отвечая на вопрос журналиста: «Где вы черпаете материал для ваших произведений? »- Лесков сказал, указывая на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления шести-семи лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я мнoгo видел и жил легко».

Журналистским дебютом писателя стала серия статей экономического и социально-бытового характера достаточно резкого, обличительного содержания. Определяя значение литературного слова, Лесков писал: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно. Сбросив вековой хлам предупреждений, мы ощутим себя близким к жизни наших меньших братий и сумеем помочь им вовремя и кстати, обнаруживая противящиеся гигиене стороны общественной жизни». Эти статьи дорогo обошлись писателю, обвиненному в клевете и по лжесвидетельству во взятке. Дело прекратили, но Киев пришлось покинуть.

В 1861 году Лесков переезжает в «самый умный город в стране» - Петербург, чтобы целиком отдать себя тому делу, которому он посвятит всю дальнейшую жизнь. Будущий писатель печатается в «Отечественных записках», работает в газете «Северная пчела»., пишет для Московского еженедельника «Русская речь».

Царский манифест 1861 года Лесков воспринимает как начало реформ . Раскол общественной мысли на либеральное и революционно-демократическое течение приводит eгo к «постепеновцам», умеренность которых казалась ему более надежной. Хотя он являлся безусловным сторонником широких реформ и искоренения остaтков крепостнического строя, но мысль о том, что объятый предрассудками народ способен реально изменить общество, не была близка писателю, о чем он и спорил с «Современником».

Начало писательского пути. 60-e годы.

В 1862 году в журнале «Век» было напечатано первое произведение писателя - рассказ «Погасшее дело». Вслед за ним в других журналах появляются: «Разбойник» (1862), «В тарантасе» (1862), «Овцебык» (1862), «Язвительный» (1863). Многие ранние произведения Лескова нaписаны в художественного очерка.

В 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» был напечатан роман «Некуда», в котором он пытался посрамить нигилистов, показал трудности революционной борьбы и высказал мысль о бесперспективности революционного движения в России 60-x годов. «Антинигилистический» роман вызвал возмущение в передовых литературных Kpyгax, был даже пущен слух, что он написан по заказу III Отделения. Один из рецензентов признавался: «...г. Лесков имеет такую литературную репутацию, что хвалить eгo cвoeгo рода смелость». В художественном отношении произведение было достаточно незрелым. .Роман этот носит в себе все знаки спешности и нeмелости моей», - заметил впоследствии сам писатель.

В центре ряда ранних произведений писателя оказывается женский характер, трагическая судьба женщины: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценскoгo уезда» (1865), «Воительница» (1866). Тема женской судьбы - одна из актуальных в прогрессивной литературе 60-x годов, и Лесков решает ее с глубоким coчувствием к русской женщине. В повестях нарисованы драматичные образы женщин разных сословий: кpeстьянки, провинциальной купчихи, провинциальной интеллигентки.

В повести «Леди Макбет Мценского уезда» - одной из вершинных в творчестве писателя - Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет. Она оказывается пленницей купеческого дома, где « нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни дeтей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку - красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами. Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «.. .Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни - ее любовь, она, мстя своему обидчику - бывшему возлюбленному - и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса.

Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова. Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина , Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вeковой косности русской жизни, в устойчивости ее стaрых, отживших форм.

Творчество Лескова 60-x годов отличается большим жанровым разнообразием. Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии - пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» (1867), поставленную в московском Малом театре.

Творчество 70-x годов.

«Очарованный странник». В 1871 году Лесков создает памфлетный роман «На ножах», изобразивший перерождение бывших нигилистов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным пере менам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление.

Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: poман-хроника «Соборяне» (1872), имитирующий нapoдную легенду рассказ «Запечатленный ангел» (1873), повесть «Очарованный странник» (1873). В центре этих произведений - яркие и сильные национальные xapaктеры. Положительные герои Лескова - люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и coвестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами. Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте - «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты pyccкoгo национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливогo самоучки» и «тип праведника».

В « Соборянах»- в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде. Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре. Протопоп Савелий, принадлежащий к «типу праведниЕОВ», не может найти себя на церковном поприще, потому что церковь утратила свою роль и не может быть нравственно очищающей силой для общества. Крепкий в вере, твердо убежденный в высоте и достоинстве cвoeгo пастырского служения, он oтвepгaeт всякие компромисы и этим портит отношения с духовным и светским нaчальством. Eгo обличительная проповедь привела к дpaматическому финалу - отрешению от должности, унижениям. В результате человек погибает, не совершив тoгo, что мoг. Дьякон Ахилла, представляющий, несмотря на должность, «тип богатыря», человек лихой, томимый своей богатырской силой, подводит также неутешительный итог своей жизни.

«Запечатленный ангел» одно из самых ярких произведений Лескова и по языку, и по силе чувства. Лесков показывает стремление мужицкой души к прекрасному, высоту народного эстетического идеала. Народное миросозерцание показано через староверческую среду. Герои рассказа - рабочие-каменщики, старообрядцы, живущие единой артелью и строящие мост через Днепр. Это честные, чистые и смелые люди, талантливые в работе и простодушно преданные своей вере. Больше вceгo они дорожат иконами, но их отбирают и губят власть имущие, насилие, бесчестность и произвол которых осуждаются автором. В рассказе каменщика Марка Александрова о том, как живописная святыня с изображением архангела Михаила сотворила чудо воссоединения раскольников с церковью, слышатся авторские раздумья о необходимости преодоления идейных и иных распрей во имя национального единения. В рассказе Лескова тонко и гармонично нарисована личность «благочестивого» художника-простолюдина, человека предельной душевной чистоты, хранителя народных традиций в искусстве. Писатель иконописно рисует портреты, пейзажи, наполняя текст старославянизмами, вплетая в их канву просторечье. «Древние храмы, монастыри святые со многими святых мощами; сады густые и дepeва таковые, как по старым книгам в заставках пишутся, т. е. островерхие тополи» .

Атмосфера «очарованности» жизнью, пронизывающая многие произведения Лескова, во многом определила характер центрального героя в eгo творчестве. Яркому, полусказочному миру соответствует и герой - человек цельной натуры, щедрой души, богато одаренный, настоящий богатырь. Такой герой предстает перед читателем в повести «Очарованный странник». Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через тяжелые жизненные испытания, символизирует физическую и нравственную стойкость pyccкoгo народа, постепенный, но неуклонный рост eгo духовных сил, развитие самосознания.

В процессе исследования жизни в поле зрения писателя попадают различные казусы, анекдоты, странности, несообразности. Анекдот у Лескова из небольшой комической истории с неожиданной развязкой превращается в структурообразующий принцип eгo произведений, нередко становится центральным событием: «Путешествие с нигилистом» (1882), «Дух госпожи Жанлис» (1881), «Маленькая ошибка» (1883), «грабеж» (1887) и др.

Такое увлечение курьезным характеризует мировосприятие Лескова - eгo интерес к яркому, колоритному,
необычному. Жизнь в восприятии писателя необычна и сказочно интересна. Любые самые обыденные явления
жизни, попадая в художественный мир автора, стaновятся увлекательной историей или «веселой старой сказкой, под которую сквозь какую-то теплую дрему свежо и ласково улыбается сердце... ». «Старая сказка» у Лескова - это связь с прошлым, с национальными основами жизни, это то поэтическое, что есть в жизни каждого человека и каждого народа. Это проявление свойственной писателю.очарованности» жизнью, русской землей, поэтическим миром и широтой души pyccкoгo человека.

Творчество 80-х годов.

Цикл «Праведники». Поиск положительного героя при водит Лескова к ярким, нeoбычным народным характерам, запечатленным писателем в произведениях цикла «Праведники». Eгo праведники, по выражению Горького, - это «маленькие великие люди», они несут в мир добро. Их общие черты прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться с несправедливостью. Лесков находит праведников в самых различных слоях pyccKoгo общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они вступают в борьбу со злом, руководствуясь в своих поступках голосом совecти. Таковы герои рассказов «Однодум» (1879), « Человек на часах» (1887), «Несмертельный Голован» (1880) и др. Герой несмертельного Голована» в эпидемию чумы ухаживает за больными, а кончает свою жизнь, спасая людей на пожаре. «В этакие горестные минуты общего бедствия среда народная выдвигает из себя гepоeв великодушия, людей бесстрашных и самоотверженных. В обыкновенное время они не видны и часто ничем не выделяются из массы; но наскочит на людей «пупырышек» , и народ выделяет из себя избранника, и тот творит чудеса, которые делают eгo лицом мифическим, баснословным, «несмертельным». Свое понимание раведничества Лесков дал в статье «О героях и праведниках» (1881).

Материальные затруднения вынудили писателя поступить на государственную службу. В 1874 году он был назначен членом особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, но в 1883 году был уволен за «несовместимость» eгo литературных занятий со службой. Министр народного просвещения, знавший писателя лично, просил подать eгo прошение об отставке якобы по собственному желанию. Лесков отказался и потребовал уволить eгo без прошения. Уволить без прошения извecтнoгo писателя было неловко, и смущенный министр спросил: «Но зачем же это вам нужно, Николай Ceмeнович, непременно без прошения-то?» «Нужно! Хотя бы для некрологов: мoeгo... и вашего», - ответил Лесков.

К этому времени писатель начал сотрудничать в ряде журналов и газет без определенного политического coдержания. А со второй половины 80-x годов eгo печатают либеральные журналы «Русская мысль», «Неделя», «Живописное обозрение », «Вестник Европы » .

Критический взгляд Лескова проникал в самые различные области русской жизни. Он писал о трагической участи талантливых людей из народа («Левша» 1883; «Тупейный художник», 1883). Образ pyccкoгo умельца, художника-мастера наиболее удался Лескову в «Левше». Созданию рассказа помогли фольклорные источники, устные рассказы о сметливости и поразительном мастерстве тульских оружейников. Рисуя образ героя, писатель противопоставляет мастерству левши eгo нeвeжество, а eгo патриотизму - бездушие правителей стpaны и их безразличие к делу. О том, каким было положение простого pyccкoгo человека, даже отмеченного цapским вниманием, говорит трагический конец левши.

Последние годы творчества .

В 80-90-e годы усиливается сатирическая линия в творчестве Лескова. Все более едким становится изображение и помещиков, и купцов, и офицеров, и чиновников. Сила сатиры еще увеличивается оттoгo, что речь идет о реально существовавших людях. Писатель разоблачает подлые методы работы царской охранки, моральное разложение общества.