Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Картины из дерева ручной работы художник гоголев. Кронид Гоголев — гениальный резчик по дереву. – Успел ли он оправиться от этого суда

Картины из дерева ручной работы художник гоголев. Кронид Гоголев — гениальный резчик по дереву. – Успел ли он оправиться от этого суда

Мастер резьбы по дереву, заслуженный работник культуры КАССР, заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза художников РСФСР, Народный Художник России, почетный гражданин города Сортавала, почетный гражданин Республики Карелия, Заслуженный работник культуры РСФСР, награжден орденом Православной церкви Святого Даниила Московского III степени.

Родился 13 июля 1926 года в селе Прутское Новгородской области. Имя Кронид означает «сын Кроноса». Окончив неполную среднюю школу, попал на фронт. Сначала помогал партизанскому движению. В 1943 году был направлен в действующую армию на Лениградский фронт.

Демобилизовавшись в 1950 году, пошел учиться в вечернюю школу. В 1951 году поступил на курсы в училище имени Мухиной. В 1953 году все-таки был принят в художественно-графическое училище, будучи на 10 лет старше других учеников.

После защиты диплома в 1957 году отправился по распределению в поселок Кестеньга (Карелия, Лоухский район), где до 1961 года работал в школе-интернате.

Затем переехал в Сортавала, где продолжил преподавательскую деятельность. Параллельно учился заочно в институте имени А.И. Герцена на художественно–графическом факультете и работал художником-оформителем в народном театре.

В 1966 году Кронид Гоголев закончил учебу и получил предложение организовать Детскую художественную школу, где преподавал 20 лет.

В Сортавала художник начал интересоваться резьбой по дереву. «Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что всё, чем я раньше занимался – больше мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком–то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрёл такой смысл… » (воспоминания Гоголева К.А.).

Начинал работу с мелкой пластики, небольших фигур. Затем стал наносить рельеф на сосуды. Сделал серию хлебниц с ажурными и рельефными орнаментами.

Потом перешел к технике монолитной (без применения клееных деталей) многослойной резьбы, создавая скульптурные рельефы с элементами видового пейзажа. Чаще всего мастер использовал липу, ольху, иногда новозеландский йелотонг (более мягкий и имеющий более желтый оттенок).

Сюжетами для картин выступали народные праздники и быт, фрагменты эпоса «Калевала», северная природа…

В 1984 году в Москве с большим успехом прошли две персональные выставки, которые принесли ему известность и популярность. В 1985 году мастера приняли в Союз художников СССР.

С 1986 года Кронид Александрович полностью посвящает себя работе художника, оставив преподавательскую деятельность.

С 1989 года К.А. Гоголев начинал сотрудничать с финскими мастерами (Э. Рюннанен, О.Кентта, Э. Луостаринен), участвовал в различных семинарах и мастер-классах. Изменился стиль и тематика работ. Больше внимания уделялось истории Сортавала в его бытность финским городом. Рельеф стал более глубоким и многоплановым, тонировка более сочная и бархатистая.

Но к концу жизни художник вернулся к сюжетам о русской деревне («Базар», «Зимний праздник», «Деревенское гуляние»).

Умер мастер 10 апреля 2013 г. Прямых продолжателей нет. У финских резчиков сюжеты проще. В России главная цель картин – продажа. Таких объемных, многоплановых сюжетов, вплетенных в контекст природы и архитектуры, детально проработанных (на одну работу уходило несколько месяцев), как у Кронида Гоголева, больше нет ни у кого.

В 1989 году в Сортавале открылся персональный выставочный зал. Также избранные работы хранятся в Политехническом и Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, в Этнографическом музее Петербурга, в музее на Валааме, в частных коллекциях по всему миру.

Настоящие картины можно создавать не только при помощи привычных всем красок на холсте, но и, например, ножом по дереву. Такие удивительные деревянные «полотна» Кронида Гоголева , на которых изображены бытовые сцены крестьянской жизни, и даже живописные пейзажи, служат отличным тому доказательством. А ведь резьба по дереву - куда более энергозатратный, но захватывающий способ рисования, чем классическая живопись.

Кронид Александрович родился в 1926 году в семье священника, который решил дать сыну имя в честь бога Зевса. Юношество будущего художника проходило в тяжелое военное время. В 1941 году Кронид окончил семилетнюю школу, а в 16 лет молодой человек попал на фронт. Он пережил все ужасы Великой Отечественной, стойко выдержал военные испытания, за что получил медали «За отвагу» и «За взятие Кёнигсберга».

Через три года после демобилизации Кронид Гоголев поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а после его окончания отправился в Карелию. Там он сначала работал в поселке Кестеньга, а затем перебрался в город Сортавала. В тот период мастер совмещал сразу несколько занятий: он трудился художником-оформителем, подрабатывал преподавателем и заочно учился на художественно-графическом факультете университета имени Герцена.

Именно в Карелии Гоголев впервые открыл для себя резьбу по дереву в технике глубокого многослойного рельефа. Этот народный вид искусства был почти забыт, поэтому работы мастера не сразу получили признание, а коллеги считали его «чудаком» и смотрели на него свысока.

Понимание того, что Кронид Гоголев возвращал к жизни утерянные традиции русской школы резьбы по дереву, пришло гораздо позднее, но принесло художнику небывалую популярность. В 1985 году Гоголева приняли в Союз художников Карелии, а еще через три года в городе Сортавала открылся его персональный выставочный зал.

Свои картины Кронид посвящал родной Карелии и суровой ладожской природе. Художник воспевал красоту и мудрость жизненного уклада северной деревни, ее многовековые традиции и простые будничные дела.

Сегодня, когда самого мастера уже не стало, его работы продолжают радовать зрителей в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Валаама, Америки, Германии, Финляндии, Швеции и даже Японии.

Будете в карельском городе Сортавала , обязательно зайдите в музей работ Кронида Гоголева . Не передаваемое впечатление от бесподобные картин жизни простого русского народа, созданных в редкой манере резьбы по дереву. Как живые люди, мгновенно застывшие за своими делами, деревья вырастающие прямо из картины, передают неповторимый колорит русской жизни и карельского эпоса. Смотрим фото.

Это техника глубокой резьбы. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы.

Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые работы выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.

Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом– это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика. Второй этап относится середине 1980-х. Когда создавались большие дереванные панно с неглубоким рельефом.

В 1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими мастерами. Поездки за границу, новые знакомства с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения. Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа

С возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. Деревню не убитую коллективизацией. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах сюжеты, связанные с культурой повседневности русской деревни

Сейчас музей частной коллекции Кронида Гоголева работает в городе Сортавала. В нем представлено около 100 работ художника.

Музей частной коллекции Кронида Гоголева. 186790, Республика Карелия, г. Сортавала , ул. Комсомольская, д. 6 http://artgogolev.ru

**Кронид – Сын Кроноса, отца Зевса

Гоголев Кронид Александрович родился 13 июля 1926 года в селе Прутское Поддорского района Новгородской области. Отец – Гоголев Александр Иванович, окончил духовную семинарию в городе Новгороде, мать – Мария Андреевна Зайцева, домохозяйка. Приехав в 1920 году в деревню, отец принимает решение не служить в церкви, а отойдя от дел, осваивает профессию столяра.

До коллективизации семья (отец, мать, четверо детей – Кронид был самым младшим) жили безбедно, в деревне у них был собственный дом. В 1932 году, с окончательным утверждением советской власти, семья была подвергнута раскулачиванию, дом отобрали, они фактически оказались на улице

В 1934 году Кронид пошел в четырехклассную школу в селе Прутском, затем – неполную среднюю школу в соседнем селе. В 1937 году отца арестовали и направили на принудительные строительные работы. Старший брат к тому времени уже жил в Ленинграде, сестра Нина училась в педагогическом училище, в деревне осталась мать с двумя детьми – Виктором и Кронидом.

« …А дома мы жили – мама, я и Виктор…Мы не владели ничем, у нас не было ни транспорта, ничего. Колхоз тоже ничего не давал. Мы были такая категория людей, название которой было – лишенцы. Мы были лишены всех прав – вот как хочешь, так и живи. Тебе никто ни в чём не то что не помогал, а даже запрещалось помогать» (воспоминания Гоголева К.А.).

Освободили отца уже перед самой войной в 1941 году. В этом же году Кронид окончил неполную среднюю школу и с началом войны был мобилизован на работы по обслуживанию партизанского движения в крае. «Мы стали строить аэродромы, расчищать места для самолётов, подвозить что – то…» В сентябре 1942 года он вместе с сестрой Ниной переходит линию фронта и добирается до Валдая, где находится штаб партизанского движения Северо-западного фронта. До октября 1943 года Кронид Гоголев служит в 113 истребительном батальоне НКВД Ленинградской области. В 1943 году был, затем направлен в действующую армию на Ленинградский фронт. Весной 1944 года участвовал в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии. Воевал на Карельском фронте, участвовал в боях за освобождение Польши, Восточной Пруссии. До декабря 1945 года оставался в Германии, затем дивизия была расформирована, и Кронид Александрович Гоголев был отправлен в Крым. В январе 1946 года – на Балтийский флот, в город Лиепа. Осенью 1950 года был демобилизован в звании старшины. Приезжает к брату в Ленинград. «…Демобилизовался я в пятидесятом году и никаких, конечно, помыслов учиться не было, потому что столько времени прошло. И я решил работать. Первая задача была устроиться на работу. Пошел я на Балтийский судостроительный завод и был принят. Тогда была дисциплина очень строгая, надо было пройти всякие проверки … И вдруг у меня находят изъян. В биографии моей в сорок первом году не было подтверждено, где я в это время находился, никакими справками. Я взъерошился и решил уволиться… Но не тут-то было. Вообще с завода было уволиться не так-то просто. Единственное оправдание было – это учеба…» (воспоминания Гоголева К.А.).

Поступает в вечернюю школу, а летом 1951 году начинает учебу на курсах в училище имени Мухиной. «В то время люди, прошедшие войну, имели льготы для поступлений. Но ведь это были уже пятидесятые годы, пока я служил, везде уже прошли наборы фронтовиков в разные учебные заведения. Как только упоминалось, что ты фронтовик, то все удивлялись, откуда ты взялся, и если это было среднее учебное заведение, то я садился, за одну парту фактически с детьми, которые были на 10 – 12 лет меня младше. Это так пугало директоров, что ни под каким предлогом меня не брали». (воспоминания Гоголева К.А.).

В 1953 году он делает ещё одну попытку поступить в художественно-графическое училище. «Там нашлись люди, которые всё-таки обратили на меня внимание. Поняли, что я хочу учиться. И я поступил… Это был пятьдесят третий год… В этом году у меня Женя родился (сын), а я только поступаю в училище». (воспоминания Гоголева К.А.). Перед поступлением в училище Кронида долго отговаривали и его сестра и отец. «Он поощрял то, что я рисовал, и сам он тоже умел рисовать. Но он был против, потому что у него было убеждение, что это не профессия для мужчины. Отец говорил: «Выбери с начала себе, какое–то ремесло, овладей им, чтобы люди за твоими руками пришли. А уж овладев им, займись этим». Но я всё — таки добился своего и поступил». (воспоминания Гоголева К.А.).

В 1957 году Кронид Гоголев защищает диплом и едет по направлению в Карелию – Лоухский район, поселок Кестеньга. Здесь, в школе-интернате он проработал до 1961 года.

В 1961 году переезжает с семьей в Сортавала. У него родилась дочь Татьяна. По приезду в Сортавала Кронид Гоголев приступает к своей основной работе – учителя рисования в школе-интернате № 2, но помимо этого начинает работать в Студии любителей изобразительного искусства и художником — оформителем в народном театре города Сортавала под руководством В. А. Печурина. Параллельно идет учеба в институте имени А.И. Герцена на художественно–графическом факультете заочно. Преподавателями Кронида Александровича Гоголева были такие художники как Кабачек, Канеев, Кривицкий, Литвяков, Эфрос. В 1966 году Кронид Александрович Гоголев оканчивает институт и получает предложение об организации в Сортавала Детской художественной школы. В 1967 году был объявлен первый набор, и в сентябре этого же года начала работу. Занятия проходили первоначально в помещении школы – интерната № 2, где в то время Гоголев был преподавателем черчения и рисования.

В 1973 году школе было предоставлено здание бывшего управления православной церкви Финляндии. Школа сразу же заявила о себе, участвуя во всех предлагаемых выставках. В самой школе выставлялись не только работы сортавальских детей, но и рисунки школьников Москвы, Ленинграда, Вологды, Архангельска. Кронид Гоголев начинает активно развиваться как индивидуал-художник. «…Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что всё, чем я раньше занимался – больше мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил своими рисунки сделать в каком–то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрёл такой смысл…» (воспоминания Гоголева К.А.).

Дерево стало подлинным материалом, в котором художник нашёл свой язык самовыражения. Его стиль – многоплановый рельеф по дереву, основная тема – Карелия, Русский Север. Также мастер работает в технике масляной акварельной живописи и графике.

С 1986 года Кронид Александрович оставляет преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя работе художника. В 1986 году Гоголева принимают в Союз художников РСФСР. В марте 1989 года в Сортавала открывается выставочный зал, где экспонируются работы мастера, и находится его мастерская. В декабре 1998 года Гоголев К.А. награжден премией фонда «Моя Карелия» города Йоэнсуу, Финляндия.

Имеет звания:

Заслуженный работник культуры КАССР (1972 г.)

Заслуженный работник культуры РСФСР (1976 г.)

Член Союза художников РСФСР (1986 г.)

- «Народного Художника России» (1996 г)

Почетный гражданин города Сортавала (1996 г.)

Почетный гражданин Республики Карелия (1999 г.)

- « Заслуженный работник культуры РСФСР»

Награжден орденом Православной церкви Святого Даниила Московского III степени (1995 г.).

Гоголев Кронид Александрович - мастер резьбы по дереву, который создает невероятные кричащие деталями художественные произведения искусства, описывающие провинциальную жизнь в северных регионах России.

Народного художника России Кронида Гоголева за глаза называют ветераном резьбы по дереву, а его работы считаются общепризнанными эталонами мастерства для резчиков со всего мира.

Кронида родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в небогатой семье. Его отец, бывший священник, предрек своему сыну великое будущее, дав ему имя Кронид, которое является одними из имен греческого бога Зевса.

В 16 лет Гоголев отправился на фронт и прошел всю войну.

В 1953 году он поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, которое закончил с отличием и уехал по приглашению в Карелию. Сначала он обосновался в поселке Кестеньга, но спустя два года переехал в город Сортавала.

Там Гоголев занимался преподавательской деятельностью и попутно окончил университет имени Герцена.

Именно в Сортавале Гоголев впервые познакомился с самым прихотливым материалом изобразительного искусства - древесиной, которая вскоре стала составлять основу всех его произведений.

Забытое народное искусство резьбы по дереву было не сразу принято и нашло отклик в сердцах людей лишь спустя 15 лет, в 1984 году, когда состоялась первая выставка работ Кронида Гоголева в Москве. А уже в 1985 году его приняли в союз художников Карелии.



Работы Кронида Гоголева представляют собой ярчайший калейдоскоп красот земли русской. Они настолько детально проработаны, что на изучение одной картины может уйти несколько часов.



При помощи простейших инструментов Кронид способен превратить грубые куски дерева в шедевральные полотна, изображающие быт и традиции русских деревень севера.



Все свои картины Гоголев выполняет по монолитной технике, т.е. без вклеивания отдельных деталей, на заранее подготовленном липовом щитке. Большая часть работы мастера сводиться к кропотливому подбору и оттенков древесины, способному в полной мере передать колорит запечатленных в памяти художника мест.



Каждое из его произведений живет своей собственной жизнью и обладает уникальными чертами и особенностями.

Удивительные миры Кронида Гоголева, вырезанные в дереве, пленяют взгляд и переносят ничего неподозревающих зрителей во времена детства автора, когда цвета были ярче, деревья выше, а люди добрее.