Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Испытание любовью(по роману И. А. Гончарова “Обломов”). Сочинение «Испытание любовью Обломова

Испытание любовью(по роману И. А. Гончарова “Обломов”). Сочинение «Испытание любовью Обломова

«Обломов» является ярчайшим социально-псхиологическим произведением 19 века. В романе автор поднимает ряд вечных тем, касающихся взаимоотношений между людьми, поиска человеком своего места в мире, а также вопросы смысла человеческой жизни. Центральная сюжетная линия книги разворачивается вокруг описания судьбы Ильи Ильича Обломова – рефлексирующего, мечтательного, интровертного человека. В жизни героя до тридцати с лишним лет не было особых потрясений, потерь и резких изменений – он их всячески избегал, стараясь любым способом уйти от активности внешнего мира. Однако судьба решила за него по-другому: самым главным испытанием в жизни стало для Обломова испытание любовью.

Сильное, всеохватывающее, стихийное чувство ворвалось в его жизнь неожиданно, на время полностью перевернув все мировосприятие героя, его отношение к миру и жизни. Ольга Ильинская стала для Обломова человеком, заставившим по-новому взглянуть на его пассивную жизнь, отказаться от привычного времяпровождения на диване и забыть о домашнем халате, сменив его на светский костюм.
Однако, несмотря на стремительное развитие и взаимные чувства, их отношения завершились скорым разрывом – и причины этого лежат, прежде всего, в разном воспитании героев, их характерах и жизненных ценностях.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами. Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие «тепличного растения» – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой. Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед.
(Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное. Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Почему Ольга не сумела изменить Обломова?

Различия героев отразились также на их отношениях. В любви к Илье Ильичу Ольга, прежде всего, видела свой долг изменить его, сделать совершенно другим человеком – деятельным и целеустремленным. При этом ведущим мотивом девушки была не чистая любовь и искреннее желание счастья возлюбленному, а собственный эгоизм, то, что именно она сделает из него прототип идеальной (на ее взгляд) личности. Обломов же ждал от их отношений чего-то похожего на взаимоотношения его отца и матери. В Ольге герой видел идеализированный образ прекрасной музы, которая готова будет жить с ним в «обломовском» рае, создавая столь привлекательную для героя атмосферу полудремы и умиротворения. Это недопонимание между героями, сокрытое прекрасным флером влюбленности, и является причиной расставания возлюбленных. Тем не менее, их отношения стали важным уроком для обоих персонажей, по-разному отразившись на их дальнейшей судьбе.

Как уже было упомянуто выше, в детстве обломов ассоциировал себя с героями детских сказок и легенд, все время ожидая того самого переворотного момента, чуда, которое полностью перевернет его жизнь. Именно таким чудом, свалившимся на Илью Ильича, подобного лежащему на печи Емеле, стало испытание героя любовью. Обломов знал, что по сюжету сказок пассивный до этого персонаж после прохождения ряда трудностей становился другой личностью, его внутренний потенциал раскрывался, и он достигал невиданных доселе высот.

Однако, как показывает в своем романе Гончаров, сказки слишком далеки от реальности. Обломов не выдерживает этого испытания – в отличие от сказочных персонажей, у него не хватает решительности изменить себя, пройти через все испытания и открыться навстречу миру. Возможно, причиной тому стал его возраст – ведь, как указывается в романе, в юности Илья Ильич готов был стремиться вперед, когда его к этому постоянно мотивировали. Но в тридцать с лишним лет герой был уже полностью сформировавшейся личностью, он не желал меняться даже ради возлюбленной. Обломов хотел найти женщину, способную полюбить его тем интровертным мечтательным увальнем, которым он является на самом деле. В итоге герой отступает перед возникшим испытанием, в буквальном смысле складывая оружие и отказываясь бороться за свое счастье.

В конце романа Илья Ильич находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной – тихой, домашней, хозяйственной женщиной, которая сумела полюбить в нем реального человека, а не иллюзорный, приукрашенный образ. Более того, Пшеницына смогла создать для героя ту самую атмосферу «обломовщины», к которой он стремился всю жизнь.

Прошел ли испытание любовью Обломов?

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, прошел ли герой испытание любовью. С одной стороны, он не смог стать лучше, не смог переступить через свою лень и мечтательность, начать новую, активную, совершенно другу жизнь, противоположную его постепенной деградации на диване. С другой же стороны, как и по сюжету сказок, герой в конце обретает ожидаемое счастье – спокойствие в доме Пшеницыной. В таком случае допустимо, что испытание состояло в проверке истинных ценностей героя: готов ли он ради эфемерных идеалов Ольги изменить своим истинным мечтам. Гончаров не дает нам точного ответа, поэтому роман оставляет открытыми вопросы, над которыми продолжают размышлять и современные читатели, раскрывая для себя все новые грани гениального произведения.


Сочинение на тему «Испытание любовью Обломова» опубликовано исключительно в ознакомительных целях для учащихся 10х классов.

Испытание любовью Обломова – сочинение по теме романа Гончарова |

Многие герои русской литературы проходят испытание любовью. Гончаров включает два круга испытаний Обломова: любовь к Ольге и мирная жизнь с Агафьей Матвеевной.

Ольга Ильинская. Имя Ольга предположительно от скандинавского - «святая, несущая свет». Имя первой русской святой – княгини Ольги. Философ Павел Флоренский, впервые попытавшийся обнаружить некие общие черты, объединяющие носителей этого древнего имени, писал: «Раз направившись волею к известной цели, Ольга вся без остатка и без оглядки уйдет в достижение этой цели, не щадя ни окружающих, ни себя, почти до самопожертвования». Неслучайно и создаваемое повторением звуков «о» и «л» созвучие имени возлюбленной главного героя романа с его собственной фамилией. Фамилия возлюбленной Обломова отнюдь не случайно по своей форме представляет притяжательное прилагательное, образованное от имени Илья. По замыслу судьбы, Ольга Ильинская предназначена Илье Обломову – но непреодолимость обстоятельств развела их. В описании этой героини весьма часто повторяются слова гордая и гордость, напоминающие о другом персонаже романа, за которого она впоследствии и выйдет замуж, превратившись из Ольги Ильинской в Ольгу Штольц: «Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; она смотрела на него со спокойной гордостью; оскорбленная богиня гордости и гнева; в глазах самолюбивой, гордой Ольги...»

С первых строк описания Ольги автор подчеркивает самобытность ее характера, своеобразие ее красоты, глубину натуры. В ней не были ни тени светского кокетства, наигранности, фальши. Не случайно Гончаров включает в роман исполнение Ольгой каватины Нормы «Casta diva»: мелодия исполняется героиней, переживающей сложную душевную драму, пророчествующую недалекую трагическую развязку. Ольга в этом исполнении раскрывается как натура сложная, душевно тонкая (иначе не смогла бы передать все нюансы чувства Нормы), глубокая, сильная. Этим музыкальным выбором подчеркивается некоторая избранность Ольги, ее «лица необщее выраженье», поскольку каватина Нормы является очень сложной, ее исполнение – вершина певческого искусства.

Ольга в любви к Обломову. Обломова Ольга полюбила всей силой первой любви, она расцвела рядом с ним, повзрослела, обрела мудрость: «Ольга расцвела вместе с чувством», «Ольга жила и чувствовала жизнь только вместе с Обломовым», «она как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам». В отличие от Обломова, Ольга не боялась любить, ее не страшили возможные драмы, неожиданности, она вся отдалась любви и жила ею, не омрачая счастье страхами и сомнениями. «У меня достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь», - смело говорила она в ответ на сомнения Обломова. «Не сомневайтесь же», - произносила Ольга, но в ответ слышала: «Не могу не сомневаться». Ольга не просто любила Обломова – она понимала его, об этом говорит эпизод с письмом: не только слабость и сомнения увидела Ольга в письме Обломова, но и его нежность, заботу о ее счастье, его страх того, что не сможет сделать ее счастливой. Можно заметить особую лиричность эпизодов, посвященных описанию взаимоотношений Ольги и Обломова, значимую роль пейзажных описаний в создании поэтической атмосферы.

Ольга меньше всего похожа на обещанную нянькой в жены Илье Ильичу «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», которая, как известно из старинной народной сказки, была не женой, а матерью богатыря. До некоторой поры Ольга принимала Обломова таким, каким он был, вернее, старался быть рядом с нею, она ценила его «голубиную нежность», «честное, верное сердце», верила, что сможет изменить саму натуру Обломова, навсегда излечить его от «обломовщины». В любви Ольги было не только сердце, но и разум, заставлявший ее идти к поставленной цели. В любви к Обломову Ольга не просто взрослела как личность, но и самореализовывалась, воплощала свой замысел. Вероятно, это также стало причиной разрыва отношений: любовь не терпит малейшего проявления самолюбования и самоутверждения за счет любимого человека. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер («ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем»), её чувству не хватало непосредственности, естественности. Навсегда прощаясь с Обломовым, Ольга чувствует безмерную боль, страдание, мы видим ее душевную усталость, однако и нежность по отношению к Илье Ильичу, благодарность за то, что он был в ее жизни. Ольга узнала рядом с Обломовым не только горечь разочарования и потери надежд, но и счастье – и это навсегда осталось с ней.

Обломов в любви к Ольге. Весь роман строится вокруг попытки пробуждения и возрождения Обломова любовью к Ольге; попытки, содержанием которой становится борьба с самим собой, целью – преодоление обломовщины в себе самом. Ум, простота, естественность, душевная тонкость, одиночество среди тех, кто их окружает, умение чувствовать прекрасное в природе, человеке, искусстве было созвучно в Обломове и Ольге, а потому их любовь вспыхнула не случайно. Их соединила невидимыми нитями музыка: именно в присутствии Обломова и для него Ольга пела так, как никогда. Это «ах» Обломова после ее пения ценнее и значимее для нее любых комплиментов, не случайно Ольге хватило мимолетного разговора с Обломовым, чтобы сказать ему: «Вы истинно любите музыку». Их любовь стала духовным соединением двоих: «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением», «Что теперь чувствуешь? – спросил он. - То же, что ты», - отвечала она».

Любовь обнаружила то лучшее, что было в натуре каждого. Стихия любви в жизни Обломова становится созидательной, преобразующей. В Обломове зажегся яркий свет, который, вероятно, пылал в нем только в юности: он забыл свой халат, с упоением начал читать книги, на которые указывала Ольга, преобразился даже внешне. «Обломов сиял. У него закипела кровь, глаза блистали», «он вдруг воскрес… заиграли краски на щеках, задвигались мысли, в глазах сверкнуло желание и воля», «гордость заиграла в н6пм, засияла жизнь», «у него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья».

Были в этой любви аромат сирени, радость взаимопонимания, слезы счастья – однако всё это стало затухать, когда закончилось лето. Так же, как летние краски, что-то в любви Обломова «поблекло, отошло». Огонь зажегся в душе Обломова, но не мог гореть долго, герою Гончарова свойственно было мягкое, тихое сияние, а не пламя страсти. «Ах, если б этот же огонь жёг меня, какой теперь жжёт – и завтра, и всегда! А то нет тебя – я гасну, падаю!» Жить всегда в таком пламени – значит изменить себя, свою натуру полностью, этого Обломов не смог сделать. Нежность и чистота чувства, искренность и бескорыстие сочетаются в Обломове с постоянным сомнениями в любви Ольги и в своем праве на счастье с нею. Строки в письме Обломова к Ольге: «Мне к лицу покой, хотя и скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь», - отражают не слабость, а честность, умение открыто смотреть правде в глаза. В любви Илья Ильич хотел видеть покой и замирание, а она оказалась неостановимым движением, «претрудной школой жизни». Обломов считал любовь своеобразной «обломовской утопией», мечтал буквально скрыться в ней, как в «благословенной Обломовке». Отнюдь не случайно в мечтах, как пишет Гончаров, Илья Ильич представляет себя гуляющим с Ольгой по саду именно в Обломовке. Мифическая Милитриса Кирбитьевна воплощает идеал жены-матери, Ольга – жены-подруги, равной; для первой можно оставаться окружаемым повседневной заботой любимым ребенком, рядом с другой необходимо непрерывно трудиться, самосовершенствоваться, расти; первая обещает желанный покой, вторая требует беспрерывного движения. «Зачем она любит меня? Зачем я люблю ей? Зачем мы встретились? И что это за жизнь, всё волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?», «а не ошибка ли вся их любовь?», «А я думал, что любовь, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничего не двигнется и не дохнёт в её атмосфере: и в любви нет покоя, и она движется всё куда-то». В любви обломов хотел видеть замкнутость круга, а она оказалась неостановимым движением. Ольга – деятель, в то время как Обломов – созерцатель.

Последнее свидание Обломова и Ольги было в одинаковой степени тяжело для обоих. Ольга отказывается от того Обломова, которого любила, она произносит жестокие слова: «А нежность… где её нет». После этих слов «у Обломова подкосились ноги», однако Ольга сама оплатила право сказать так высокой ценой. Всю глубину ее боли и усталости показывают детали: «Ольга как будто немного постарела», «она походила на раненого, который зажал рану рукой, чтобы досказать, что нужно, и потом умереть». В момент решительного разрыва, когда позади «сирень, аллея», письмо Ильи Ильича и недостает лишь последней точки, Обломов восклицает: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего». «Нет... нет...» - ответ Ольги. Однако последнее «нет» нашел в себе силы сказать Обломов – и это Поступок.

Обломов и Агафья Матвеевна. Совсем по-иному относится к Обломову вдова Пшеницына: ее любовь всепринимающая и абсолютно нетребовательная.

Круг жизни Обломова, из которого он не смог вырваться, замкнулся на Выборгской стороне, в тихой, материнской любви Агафьи Матвеевны. Основа фамилии Агафьи Матвеевны Пшеницыной напоминает о бытовом, земном начале: пшеница вызывает ассоциацию со словом хлеб – символом жизни. Агафья Матвеевна, ставшая матерью сына Ильи Ильича Обломова, оказывается прямо причастной к продолжению рода Обломовых (бессмертию самого героя). Имя простонародное, ведущее свое происхождение от греческого «хорошая, добрая». Эпитет «добрая» чаще всего повторяется в описании этой героини. Кроме того, звучание имени Агафья вызывает ассоциации с древнегреческим agape, обозначающим особый род любви – самоотверженной и преданной. Отчество Матвеевна столь же неслучайно: во-первых, оно повторяет отчество матери самого автора романа; во-вторых, этимология имени Матвей (Матфей) – «дар Божий». Агафья Матвеевна послана Обломову как дар, как воплощение его мечты о покое. Имя героини напоминает и о детской мечте Обломова «жениться на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне» из няниных сказок о волшебной стране, «где нет забот и печалей». Сходны отношения к Обломову Агафьи Матвеевны с материнским чувством к маленькому Илюше.

Агафья Матвеевна – женщина недалекая, наивная, но в ней нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё. Когда Обломов спрашивает, где именно служит её брат, она говорит: «В канцелярии... Где мужиков записывают... я всё забываю, как она называется» - и простодушной усмешкой оправдывает своё незнание.

Хлопоты по хозяйству, однообразная, какая-то даже механическая жизнь - и в этой серой жизни вдруг появляется Обломов, удивительный человек, добрый, честный «барин», непохожий ни на грубого кума Тарантьева, ни на покойного мужа, ходившего «мелкой, деловой прытью», ни на братца с трясущимися, красными руками. Не рассуждая, не понимая себя, не думая, бескорыстно полюбила Агафья Матвеевна Обломова; обустраивать «покой и удобство Ильи Ильича» для неё не обязанность уже, а наслаждение. Она раз и навсегда приняла Обломова с его апатией и ленью, полюбила его таким, каков он был. Она полюбила в Обломове всё, даже то, что так яростно осуждала Ольга, приняла его со всеми его недостатками (которых и не видит – полно, есть ли у него недостатки?).

Обломов счастлив с Агафьей Матвеевной, он уже не чувствует себя никчемным, не ощущает тревоги за будущее; в доме этой женщины он находит счастье. С удовольствием пьет кофе, приготовленный ею, смотрит, как она шьет, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти («как у графини какой-нибудь»), и «ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо». Трогательно заботится о нем Пшеницына и в счастливые, и в несчастливые дни (закладывает даже свои вещи, когда не хватает денег). Агафья Матвеевна видела свое счастье просто в том, что была рядом с ним, заботилась о нем, могла для него жить, растила его ребенка. Её любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал, - плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства. Именно на Выборгской стороне Обломов нашел свою утерянную Обломовку, именно рядом с Агафьей Матвеевной почувствовал тихий свет любви, а не требовательное и губительное для его натуры пламя страсти.

Деятельный Штольц видит во всем этом «грязный быт» и «удушливую атмосферу тупоумия». И Обломов порой «просыпается», оглядывается – горькая жалость к прошлому, полному несбывшихся надежд, по-прежнему бодрствует в душе. Но он спокоен и понимает, что нельзя было ему пойти иным путем. Штольц и Ольга придумали ему «крылья», а на выдуманных крыльях не взлетишь. В Обломове появляется решимость, которой не было никогда, именно в разговоре о своей жене. «Штольц отступил от него на шаг.

Ты ли это, Илья? Как ты пал! Эта женщина...что она тебе...

Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!»

Пшеницына после смерти Обломова живет в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца, живет, ясно осознавая, что её жизнь «просияла», что никогда не вернется к ней радость. Именно ее самоотверженная, нетребовательная, бескорыстная любовь к Обломову дала ей смысл жизни: «На всю ее жизнь разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет. Теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

Финал жизни Обломова. Если книжная, «идеальная» любовь Ольги заставляет Обломова на время проснуться, помолодеть, то самоотверженная любовь Агафьи Матвеевны успокаивает и усыпляет героя окончательно. Это ещё раз подтверждает замкнутый круг Обломова: покой-пробуждение-покой. С одной стороны, Гончаров «приводит» своего героя к ранней смерти, с другой – сглаживает драматизм этого ухода: после Обломова остается маленький сын, сияние души Обломова отразилось на жизни всех героев романа (Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны), и сама смерть Обломова – словно сон, тихая, лишенная страданий. Финальные строки романа еще раз подчеркивают, что жизнь Обломова прошла не напрасно, что в этом образе писатель обнаруживает не столько конкретно-исторический тип барина середины девятнадцатого века, сколько один из русских национальных типов мягкого, душевного созерцателя.

Читая роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», мы следим за поведением главного героя, его деятельностью или бездействием. Мы видим отношения Обломова с разными людьми, которые большей частью ему неинтересны. Отмечаем глубокую привязанность Ильи Ильича к своему другу Андрею Штольцу. Но особенно ярко все внутренние свойства души Обломова проявляются в его отношениях с Ольгой Ильинской.

Ольга – это единственная любовь Обломова. Вспыхнувшее чувство он пронес в глубине своей души через всю жизнь. Любовь к Ольге появилась внезапно, неожиданно и превратила Обломова в человека с живой душой, чуткого, думающего, нежного и впечатлительного. Эта любовь не смогла развиться и оборвалась, но она позволила нам увидеть глубину чувств Ильи Ильича, его кристально чистую душу. С какой кротостью и нежностью Обломов относился к Ольге Ильинской! Он благоговел перед девушкой, часто был смущен и терялся. Илья Ильич относился к Ольге, как к существу святому и ангельскому. Эта любовь была для него самым серьезным испытанием в жизни. К сожалению, Обломов не выдержал этого испытания. Да и не могло быть иначе. Очень тонкие нити связывали двух молодых людей: нежного, кроткого, безвольного Обломова и рассудительную, практичную и очень волевую Ольгу. Читателю с самого начала было понятно, что такой роман двух людей недолговечен, что ему суждено будет оборваться.

Обломов находит покой и успокоение под кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Эта женщина не его круга и, конечно же, ни в какое сравнение с умной, интеллектуально развитой Ольгой не идет. Но Агафья Матвеевна своей бескорыстной любовью, душевностью и сердечностью смогла дать желанный покой душе Обломова. Она любила Илью Ильича такого, каков он был, и никогда не пыталась его переделать. Неудивительно, что именно к ней он и потянулся.

А роман Обломова с Ольгой, хоть и неудачный, все же показал нам то лучшее, что было в его ранимой душе.

В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, потому что автор пишет: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом,то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В, своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви связанных с ней понятий семьи, брака. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы, слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое сравнение оно дает. Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе их любовь - цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Н с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли - тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается - мы страдаем: стало быть, мой идеал - общий идеал? о Может быть, Обломов по-своему прав. Для Ольги любовь - это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги - христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде - одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня - прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались. Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц. Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» - вот назначение любви, по мнению Гончарова. Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод. Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца - идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца - это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак - идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не 1 нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало ж воображение - все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда «он спит непокойно». Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь - это возможность отдавать, она была бы счастлива, отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь.

«Любовь – претрудная школа жизни» И.И.Обломов

«Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» Иннокентий Анненский

Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

Идеальная жизнь для Обломова 1. Деревня 2. Жена 3. Новый, покойно выстроенный дом 4. Добрые соседи-приятели 5. Музыка 6. Поэзия 7. Любовь

Для Штольца «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Ольга Ильинская Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, «тонкая натура», «естественное проявление мысли, чувства, воли», «недюжинная девушка»

План возрождения Обломова: Отучить спать после обеда Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости Заставить писать в деревню письма Заставить дописать план устройства имения Заставить приготовиться ехать за границу

Зачем ей все это надо? Чтобы удивился Штольц её способностям («И Штольц не узнает его, воротясь».) Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею.(« Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её») Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. (« Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..»)

Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? «Встает он в семь часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…отчего же это?»

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера: глубину своих переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…; - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености. Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”. Обломов начинает чаще обедать дома, ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. “ Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...”

Кто виноват в причине разрыва их отношений?

“ ...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..” "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу..." "Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!« (У него нет сил сопротивляться ей, и Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.)

Композиция романа

Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время.