Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Художник В. А. Тропинин. Внезапный уход. Художник василий андреевич тропинин биография картины

Художник В. А. Тропинин. Внезапный уход. Художник василий андреевич тропинин биография картины

На странице представлены картины Тропинина Василия Андреевича, особенностью которых, несомненно, является изящная эстетика, нежность, открытость и простота людей. Художника можно назвать сентименталистом.

Но Тропинин не приукрашал лица на своих портретах, он именно так их и видел.

И об этом свидетельствую самые известные картины Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха». Кроме нежности и теплоты в этих картинах Тропинин воспевает любовь к повседневному труду, умение получать от работы радость и удовлетворение.

Особое место в творчестве Тропинина занимают портреты детей, которых он с особой любовью писал. «Крестьянский мальчик с топориком», «Девочка с куклой», «Мальчик со щеглом», «Девочка с собакой», портрет сына и другие портреты пронизаны невинностью, непосредственностью и мечтательностью.

Автопортрет Тропинина.

На фото картина «Женщина в окне». Тропинин.

Портрет писался по мотивам «Тамбовская казначейша» Лермонтова. Душевная, простая женщина с непосредственным интересом взирает на мир из окна.

На фото картина «Девочка с собакой». Тропинин.

Девочка прижимает к себе испуганную собачку. А у неё скорее удивлённый и заинтересованный взгляд. Светлый образ ребёнка на картине.

Картины Тропинина с детьми сентиментальные, нежные и милые. Любил художник детей!

Кружевница. Тропинин.

Самая известная картина художника!

На ней изображена простая и добрая девушка, с любовью кружевами занятая. Она оторвала свой взгляд от работы и с игривым интересом смотрит на вошедшего. Ей и работа интересна, и люди.

Картины Тропинина наполнены теплотой и нежностью.

Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль

Добродушный взгляд у художника!

Гитарист. Тропинин.

Художник не раз рисовал гитаристов. На этой картине молодой человек взирает на слушателя, которому только что исполнял на гитаре мелодию собственного сочинения. Взгляд у него мечтательный и нежный. Обстановка вокруг непринуждённая и раскованная, сам гитарист в простом домашнем халате.

Обыденная, но содержательная жизнь!

Картины Тропинина нежны и содержательны.

Девочка с куклой. Тропинин.

Нравится девочке играть с куклой. Нежно так она её в руках держит. Милый ребёнок!

Портрет Александра Пушкина.

Портрет Ершовой с дочерью.

Картины Тропинина наполнены любовью и теплотой особенно к детям!

Портрет сына художника, Арсения

Похож сын на отца!

На фото портрет Брюллова. Тропинин.

Брюллов держит в левой руке папку с холстами, а в правой кисточку.

На фото картина «Нищий старик».

За картину эту Тропинин получил звание академика. Работа на заказ. Тема нехарактерная для художника.

На фото картина «Старый солдат». Тропинин.

На фото картина «Мальчик со щеглом».

Держит мальчик в правой руке маленького щегла. Слева и клетка для него. С удивлением мальчик смотрит куда-то в сторону.

На фото «Крестьянский мальчик с топориком».

Прелестный ребёнок уже трудится. На правом плече у него топорик, на голове соломенная шляпа, украшенная цветами. Взгляд устремлён куда-то вдаль. Чистый и невинный у него взгляд.

Все картины Тропинина с детьми чисты и невинны!

На фото картина «Девушка с горшком роз». Тропинин.

Василий Андреевич Тропинин

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

Тропинин Василий Андреевич (19.03.1776-3.05.1857), живописец-портретист, крепостной художник, лишь в 47 лет получивший вольную. С 1798 учился в Петербургской Академии художеств, но по капризу своего помещика С. С. Щукина был в 1804 отозван из Академии, не доучившись до положенного курса. До 1821 Тропинин жил в Малороссии, затем в Москве. Получив в 1823 свободу, Тропинин обосновался в Москве.

Тропинин усвоил наследие русских художников-портретистов к. XVIII в., что отразилось на ранних его произведениях. Портреты 1820-30-х, периода расцвета творчества Тропинина, свидетельствуют о его самостоятельной образной концепции. В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). В картинах “Кружевница”, “Золотошвейка”, “Гитарист” Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа. Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.

В. А. Федоров

Девушка с горшком роз. 1850 год.

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - российский живописец. Крепостной до 1823 г.

В ранних произведениях создавал интимный (в духе сентиментализма), живой и непринужденный образ человека в характерной для него, несколько идеализированной бытовой обстановке (И. И. и И. И. Морковы, 1813 и 1815; портреты жены, 1809 и сына, 1818; «Кружевница», «Гитарист», «Булахов», 1823).

В 1820-1840-х гг. его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности, интимной (домашней) обстановки («К. Г. Равич», 1825; «А. С. Пушкин», 1827; «К. П. Брюллов», 1836; автопортрет, в котором художник изобразил себя на фоне Московского Кремля, 1846). Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 518.

В. Тропинин. Пушкин. 1827 г.

ТРОПИНИН Василий Андреевич , русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России.

Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Раннее творчество

Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба - в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три - там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Портрет и жанр

Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг..

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

Copyright (c) "Кирилл и Мефодий"

Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - 3 мая 1857, Москва) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова - подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын - Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу - под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Художники Кипренский и Тропинин. Первый показал поэта-романтика, служителя муз, второй - «домашнего» Пушкина, но не менее вдохновенного.

Биография и творчество Василия Тропинина

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С.Миниха 19(30).03.1776 года. Отец его был управляющим у графа и за усердие к работе получил вольную. Семья же оставалась в крепостной зависимости. Новым хозяином Тропинина стал граф И.Морков. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при .

Годы, проведенные в Академии, стали самыми счастливыми в судьбе Тропинина. Они совпали с его стремлением во что бы то ни стало стать художником, с проснувшимся призванием к живописи. Попал туда Тропинин по настойчивой просьбе двоюродного брата графа, желавшего, чтобы самоучка развил свой природный талант. Так, в 1799 году Тропинин стал учеником художника Степана Щукина, имевшего славу придворного портретиста.

Товарищами Тропинина по учению были Сильвестр Щедрин, Александр Иванов. Они как могли, помогали 19-летнему юноше, понимая, как тяжело ему, попавшему сюда недавно, и куда легче им, обучавшимся здесь с детства. Копирование картин великих мастеров в Эрмитаже оттачивало стремительно растущее мастерство самого Тропинина. Его прозвали «русским Грёзом» - за пристрастие к копированию детских головок. Одна из работ приглянулась императрице Елизавете Алексеевне.

Граф Строганов стал хлопотать об освобождении Тропинина из крепостной зависимости. Щукин же написал Моркову письмо с тем содержанием, что, дескать, если не хотите потерять хорошего слугу, то забирайте его скорее обратно. Так мечты разбились о грубую реальность. Тропинина отозвали обратно на Украину, и он занял место между поваром-кондитером и личным лакеем графа.

Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных - товарищей по несчастью. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен! Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию.

Москва приняла Тропинина. В доме на Ленивке он прожил 32 года. Он стал известным портретистом и вскоре, как полушутя выражались современники, переписал чуть ли не всю Москву. Первый и последний раз Тропинин выставил свои работы на академической выставке 1824 года. От заказов и без того не было отбоя. Неожиданно радостным для Тропинина оказался 1836 год. Он познакомился и близко сошелся с Карлом Брюлловым.

Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Возводил ее, кстати, тоже сам Тропинин, за плечами которого к тому времени было шесть лет учения в Академии художеств. Граф же считал, что раз учился - то должен уметь всё. Вот и заставил своего крепостного заниматься строительством - ремеслом, которым тот не владел вовсе.

Последние годы Тропинин провел в небольшом домике в Замоскворечье. Умер Василий Андреевич 3(15).05.1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы.

  • Когда Тропинин получил вольную, его единственный сын и жена оставались в кабале еще около пяти лет и лишь со смертью графа Моркова семья воссоединилась.
  • Со знаменитой «Кружевницы» Тропинин сделал целых семь копий - настолько велика была популярность этого полотна. Она же стала для него своеобразным «пропуском» в академики - сперва «назначенные», а потом и действительные.

(1776-1857) русский художник

Имя Василия Андреевича Тропинина известно всем, кто знаком с историей русской культуры первой половины XIX века. Но немногие знают, что он совершил настоящий нравственный подвиг, на протяжении многих лет неустанным трудом доказывая свое право заниматься искусством.

Будущий художник родился в селе Карпове Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина графа А. Миниха. В возрасте примерно десяти лет мальчика определили в новгородскую народную школу, где он обучался арифметике, чтению, письму, чистописанию, рисованию и священной истории. Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина. После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений - «на побегушки». Унизительная служба продолжалась недолго, однако на всю жизнь оставила тяжелый след в его душе.

В начале 1790-х годов младшая дочь Миниха вышла замуж за генерала И. Моркова и, получив в приданое семейство Тропининых, увезла его в Москву. С этого времени жизнь будущего художника на долгие годы оказалась связанной с Морковыми. Чуждый искусства, Морков не интересовался рано обнаружившимися художественными склонностями своего дворового. Он рассудил по-своему, определив Василия Тропинина в ученики к кондитеру, для чего его отправили в Петербург.

Благодаря просьбам двоюродного брата хозяина - А. И. Моркова - в 1799 году Тропинин становится учеником С. Щукина, руководителя класса портретной живописи петербургской Академии художеств. В его семье Тропинин и поселился. В Академию он пришел двадцати двух лет от роду. Он испытывал страстное желание стать настоящим художником и в достижении этой цели проявил безграничную волю и самоотверженное трудолюбие, которыми отмечена вся его последующая деятельность. Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали.

Недолгий период пребывания Василия Андреевича Тропинина в Академии оказался чрезвычайно важным для всего последующего творчества художника. Здесь были заложены основы его профессионального мастерства, определился круг живописцев, изучение которых помогло ему полнее проявить свое дарование. Здесь, наконец, наметились основные направления последующего пути художника.

Однако вскоре Василию Тропинину пришлось уехать на новые земли братьев Морковых, которые находились на Украине, в Полесье. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству. Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа. В его обязанности входила также работа кистями и красками, впрочем, низведенная на уровень ремесла. Ему приходилось браться за кисть, чтобы расписывать дверцы кареты, красить колодец или писать образа для церкви. На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год. В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры.

В 1821 году Василий Андреевич Тропинин приезжает уже довольно известным мастером в Москву. Незадолго до этого имя крепостного живописца впервые появилось в печати. Вокруг Тропинина складывалось вполне определенное общественное мнение. Опасаясь лишиться уважения, Морков был наконец вынужден уступить и дать крепостному художнику вольную. Это событие он приурочил к Пасхе: 8 мая 1823 года Василий Тропинин получил отпускную, но только один, без семьи.

Ему шел сорок восьмой год. Он пользовался определенной известностью. Однако после получения личной свободы возникла необходимость официально упрочить свое право заниматься живописью, и художник пишет Щукину с просьбой оказать содействие для представления своих работ в петербургскую Академию художеств. Работы он переслал в столицу. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта».

Художник не хотел поступать на государственную службу - ни в Академию художеств, ни в Кремлевскую архитектурную школу, куда его приглашали. Он с благодарностью отверг предложение графа Моркова со словами: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».

Василий Андреевич Тропинин поселился в Москве, снял скромную квартиру на втором этаже в доме близ Каменного моста и не менял ее тридцать два года - с 1824 по 1856-й. Зрелое творчество художника развивалось в Москве. Здесь он написал свои ставшие знаменитыми картины «Кружевница», «Золотошвейка» и другие.

В период с 1820 по 1830-й годы Тропинин создал множество портретов своих современников - представителей разных слоев русского общества. Художник жил только на то, что зарабатывал своим творчеством, поэтому охотно брал заказы, тем более что его известность в Москве стремительно росла и желающих иметь свой портрет, написанный кистью известного художника, было достаточно. Среди самых известных работ Василия Тропинина можно отметить портрет Н. А. Майкова, отца будущего известного поэта, а также один из интереснейших портретов Булахова.

Но есть у Тропинина произведение, в котором идея свободной воли и свободного образа мыслей воплощена наиболее убедительно и сильно. Речь идет о самой знаменитой его работе - портрете А. С. Пушкина .

Портрет был написан в 1827 году, когда возвращенный из Михайловской ссылки поэт жил в Москве, ожидая разрешения явиться в столицу. Сохранился небольшой подготовительный этюд, фиксирующий главным образом голову поэта, и карандашный эскиз, где идея будущего произведения представлена в развернутом виде. Сам же портрет выполнялся в мастерской на основе натурного этюда.

Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта. На портрете Пушкин предстает в белоснежной сорочке, вокруг распахнутого ворота которой артистично перекинут черный шейный платок, и в просторном, лиловых тонов халате. Художник не случайно изобразил национального русского поэта в халате, как бы подчеркивая этим независимость Пушкина. При сравнении этого портрета с появившимся в том же 1827 году портретом Пушкина кисти Кипренского обычно отмечается несколько бытовой, но зато и более реалистический, национальный характер тропининского образа рядом с блестящим, романтическим обликом поэта на полотне Кипренского. Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками, имеют много общего.

Значительным событием в жизни Василия Андреевича Тропинина стала его встреча с Карлом Павловичем Брюлловым , который проездом останавливался в Москве в декабре 1835 года. Он уже был прославленным художником - автором имевшей триумфальный успех картины «Последний день Помпеи». Среди всех московских художников Брюллов особенно выделил Тропинина и за «истинный талант», и за душевную чистоту. Брюллов отказался выполнять портреты в Москве, сказав, что здесь живет свой превосходный мастер.

До последних дней художник продолжает создавать портреты и жанровые полотна. Тропинин официально не числился преподавателем, но принимал самое живое и непосредственное участие в воспитании молодых художников - постоянно посещал классы, давал советы ученикам.

Последний год своей жизни Василий Тропинин провел в Замоскворечье, где приобрел небольшой уютный домик. Но радости он от этого не испытывал, поскольку постоянно вспоминал свою недавно умершую жену и тосковал. Василий Андреевич пережил ее ненадолго. Он умер 3 мая 1857 года и был погребен на Ваганьковском кладбище.

Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим живописцем имеет Москва. Не случайно в 1971 году в Москве был открыт музей Василия Андреевича Тропинина и других московских художников его времени.