Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Группа сплин. Александр Васильев: «Очень приятно, когда минусы прошлого трансформируются в громадные плюсы Какая гитара у александра васильева

Группа сплин. Александр Васильев: «Очень приятно, когда минусы прошлого трансформируются в громадные плюсы Какая гитара у александра васильева

В возрасте 81 года скончался основатель популярного советского ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев.

4 января в Санкт-Петербурге на 82 году жизни скончался известный советский и российский музыкант, основатель вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» Анатолий Васильев.

Об этом сообщается на странице музыкального коллектива в соцсети.

До самых последних дней Анатолий Васильев занимался музыкой, не забывал о своем детище - ВИА «Поющие гитары».

Участники ансамбля выразили свои соболезнования и почтили его память.

Напомним, что пик популярности советского ВИА «Поющие гитары» пришелся на 1970-е годы. В разное время с ансамблем работали такие впоследствии ставшие звездами исполнители как ансамбля были также Юрий Антонов, Ирина Понаровская, Альберт Асадуллин.

Поющие гитары - Люди встречаются

Анатолий Николаевич Васильев родился 20 октября 1935 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Начал заниматься музыкой в самодеятельности, рано овладел баяном и народными струнными инструментами. Но любимой музыкой всегда был джаз - увлекался фильмами "Веселые ребята", "Серенада солнечной долины", собирал записи Л. Утесова, Глена Миллера, Гарри Джеймса.

С 1953 года, еще студентом техникума, Анатолий Васильев вместе со Станиславом Пожлаковым и Геннадием Гольштейном играет в небольшом джазовом оркестре, получившем в Ленинграде прозвище "Оркестр Носика". Молодые ребята играли на танцах модные песенки, выступали в студенческой среде с джазовыми мелодиями, подобранные на слух с передачи "Music USA" "Голоса Америки".

После техникума Васильев работает в артели музрадио по ремонту музыкальных инструментов, где у него впервые появляется возможность собрать свой небольшой джазовый ансамбль. В небольшой тогда джазовой тусовке Ленинграда Васильев знакомится с Иосифом Владимировичем Ванштейном - авторитетным джазменом и два года работает с его джаз-оркестром.

В 1957 Васильев переходит в Ленэстраду. После Фестиваля молодежи и студентов на эстраде начинает звучать новая музыка. В популярнейшем ленинградском ансамбле "Дружба" первый басист и гитарист ансамбля - студент-иностранец возвращаются к себе на родину, и молодой Васильев получает приглашение от Александра Броневицкого руководителя ансамбля.

В "Дружбе" Анатолий Васильев начинает профессионально играть на электрогитаре. Ритм-н-блюзовое гитара - новая школа для Васильева, с гастролей в Германии он привозит свой первый профессиональный инструмент.

Когда в 1963 году из-за досадного случая всех музыкантов "Дружбы" уволили "за прогул", Васильев некоторое время работал в оркестре п/у Бадхена, потом в оркестре Радиокомитета. Как один из первых гитаристов страны Васильев был приглашен на запись музыки к фильму "Я шагаю по Москве" - это была первая запись электрогитары в советском кино.

В 1964 году Анатолий Васильев вернулся в "Дружбу", где и проработал до 1966 года.

Под впечатлением новой музыки - биг-бита, и новых выразительных возможностей электроинструментов в 1966 году Васильев уходит из "Дружбы" чтобы создать новый вокально-инструментальный ансамбль, который вскоре получит название "Поющие гитары" .

В это время Васильев со своими музыкантами - единомышленниками делает обработки западных хитов, перекладывает советскую песенную классику на новые молодежные ритмы и начинает писать собственную музыку.

В ансамбль "Поющие гитары" приглашались как профессиональные музыканты, так и самоучки. Группа дала путевку в жизнь таким известным артистам, как , Валентин Бадьяров, Альберт Асадуллин.

Основным репертуаром легендарного коллектива были рок-н-рольные и биг-битовые гитарные обработки известных в то время эстрадных мелодий, исполняемых группами "Битлз", "Шедоуз", "Тремелос", "Вентурес". Кроме этого были русские народные песни, патриотические, песни популярных зарубежных исполнителей, переработанные, с аранжировкой Анатолия Васильева и текстом советских авторов.

Первый ВИА страны сразу приобретает огромную популярность у молодежи. С этим периодом работы Анатолия Васильева связано становление самого жанра ВИА в стране.

В 1975 году Васильев решается на уникальный эксперимент: совместно с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным ставит силами своего коллектива рок-оперу "Орфей и Эвридика". Театрализация музыкального действияч приобретает все большее значение для Васильева. После успеха и мирового признания первой советской рок-оперы, выпускаются - "Фламандская легенда" и "Гонки".

ВИА «Поющие гитары»

В 1985 году Анатолий Васильев оставляет "Поющие гитары". Пять лет работает в "Театре на Фонтанке", принимает участие в работе над спектаклями "Звучала музыка в саду", "Какая музыка была, какая музыка звучала", "Сирано де Бержерак".

В начале 1990-х Анатолий Васильев, как и многие хорошие музыканты тогда, переходит на денежную работу в ресторан.

Позднее Анатолий Васильев работал в домашней студии, охотно делился воспоминаниями и внимательно следил за работой своих бывших музыкантов.

Главные хиты ВИА «Поющие гитары» :

«Синяя песня» (сл. А. Азизов) - была переработкой музыкальной композиции One Way Ticket (To the Blues), исполненной известным американским пианистом и певцом Нилом Седакой в 1959 году. В его исполнении эта песня особо замечена не была, а вот в перепевке «Поющих гитар» стала суперпопулярной.

«Нет тебя прекрасней» была написана Юрием Антоновым в то время, когда он входил в состав ВИА «Поющие гитары» и осталась подарком группе после его ухода из коллектива.

«Сумерки» - музыку к песне написал руководитель группы Анатолий Васильев, слова Кима Рыжова, исполнял Евгений Броневицкий (1970).

«Люди встречаются...» - обработка венгерской песни Яноша Кооша, который исполнил Юрий Антонов, будучи в составе «Поющих гитар».

«Соловей» - обработка чилийской народной песни. Слова к новой версии написал Я. Голяков (1972).

«Апачи» - была записана в 1960 году группой The Shadows, а в 1968 в обработке А. Васильева появилась в репертуаре «Поющих гитар».

«Песенка велосипедистов» (гр. «Тремелос»), записанная в 1968 году на слова П. Ватника, стала общенародным шлягером.

«Карлсон» (Толстый Карлсон) на стихи И. Резника.

«Воскресенье» («Самый лучший день») явилась переработкой Beautiful Sunday Daniel Boone.

«Ты уходишь, как поезд» (сл. Е. Евтушенко) была включена в вышедший в 1968 году фильм «Любить».

«Цыганочка» - музыкальная обработка А. Васильева мелодии The Shadows – Man Of Mystery вошла в знаменитый фильм Глеба Панфилова «Начало».

«Неприметная красота» - стала всенародным шлягером, песню в ансамбле исполняла восходящая звезда эстрады Ирина Понаровская.

«Ленинград» в обработке А. Васильева - стала визитной карточкой группы, с ней знаменитый коллектив начинал свои выступления, и е. же заканчивал.

«Если любишь ты» - песня, написанная Юрием Антоновым в период работы в группе.

17 июня 2010
Как обычный парень стал солистом популярной группы
Карьера начиналась с «досок»

Детство я провёл в невзрачном деревянном доме, такие сейчас называют бараками, - улыбается Владимир. - Папа был водителем-дальнобойщиком, и никакого музыкального образования не имел. Правда, неплохо играл на гармони. Иногда брал её в руки, да такую мелодию выдавал, все соседи заслушивались, прибегали поглядеть на «маэстро». А когда отец уезжал в рейс, то частенько привозил нам подарки, среди которых почётное место занимали детские музыкальные инструменты. Гармошки, барабаны, дудки - вот оно, моё первое знакомство с музыкой. В 10 лет у меня появилась моя первая гитара. Не представляете, как я был счастлив. Бренчал на ней целыми днями, и получалось всё очень лихо и здорово, как бы само собой. А потом в школе мы с ребятами создали свой ансамбль и, переполненные гордости за своё детище, назвали его «Арго». С тех пор пошло-поехало.

Владимир не ограничивался одной гитарой, и с таким же успехом играл на барабанах, и на клавишных. За универсальность некоторые называли его «музыкальным полиглотом». Многие тверчане помнят «доски» - танцевальную площадку в городском саду. В своё время «доски» являлись главным в городе местом молодёжной тусовки, и играть там было престижно. На этой площадке распевали разные тверские вокалисты, но теперь вряд ли кто вспомнит их имена.

Кто знает, как бы сложилась дальше судьба Васильева, если бы не его величество случай. Однажды в тверской звукозаписывающей студии Владимир столкнулся с популярной в то время певицей Татьяной Овсиенко. Вот это была встреча! Звезда приехала записывать свой новый альбом, а Васильев в это время записывал музыку. И Овсиенко, услышав, как играет музыкант, позвала его подыграть ей на гитаре. А потом и вовсе пригласила Владимира в свой коллектив, больно уж ей приглянулся талантливый тверчанин.

С Овсиенко я проработал 5 лет, где мы только не побывали! Впервые я выехал за границу. Мы посетили Болгарию, Германию, Америку, в те времена редко кто мог этим похвастаться. Татьяна совершенно не страдала звездной болезнью. Если у музыкантов не хватало денег снимать квартиру, она сама оплачивала жильё. А мне даже подарила свою старую «Хонду Цивик», я долго на ней ездил!

«Кто куда, а я на сцену»

В перерывах между гастролями Володя умудрялся работать ещё и в московских студиях, записывать музыку для Николая Баскова, Алсу и Жасмин. Кстати, для Жасмин он написал музыку к песне «Да», и она стала лауреатом конкурса «Песня года». После такого успеха Васильеву стали поступать самые разные предложения, в том числе заняться записью саундтреков к фильмам. Мало кто знает, что в кинолентах «Кожа саламандры», «Ванечка», «Дневной дозор», «Попса», «Обратный отсчёт», «Ирония судьбы-2», «Самый лучший фильм», «Обитаемый остров» и многих других, звучит гитара тверского музыканта.

Когда работы у Овсиенко стало мало, она сказала нам: «Ребята, я не против, если Вы найдёте себе подработку». Постепенно музыканты разбрелись кто куда, коллектив распался. И в этот момент Сергей Арабаджи, в своё время игравший на клавишных в группе «Синяя птица», которой на тот момент уже не существовало, предложил мне сотрудничество. Постепенно мы собрали новых музыкантов и реанимировали легендарную «Синюю птицу».

Теперь музыканты колесят по России, радуя своих поклонников любимыми хитами. Но Васильев не «зазвездился». Он по-прежнему встречается с дворовыми друзьями в Твери, гуляет по улицам родного города и считает, что ему просто повезло.

Это ведь настоящее везение, когда любимое дело и работа – одно и то же. Жизнь стала безумно насыщенной! Недавно, например, вернулись из Украины. Там с нами приключилось такое! Во время концерта в зале отключилось электричество, видимо проводку коротнуло из-за ливня и грозы. Огромный зал ахнул – неужели придется расходиться? И тогда мы, недолго думая, выкатили рояль на середину сцены, зажгли свечи и вот так вживую провели весь концерт. Мы пели, а с прохудившейся крыши падали на пол капли дождя. Такое не забывается!

Кстати, после того концерта к Васильеву подошёл молодой паренёк, с просьбой показать мастер-класс, а потом робко спросил: «А как Вы думаете, я смогу стать популярным певцом?» В ответ услышал: «Конечно! Главное не отступать, и тогда можно поймать за хвост даже «Синюю птицу»!

Александр Васильев / © Антон Кузнецов

Александр Васильев - пожалуй, единственный гражданин нашей страны, который открыто заявляет, что его не коснулся кризис. «На нас он повлиял даже в лучшую сторону - количество концертов увеличилось, и количество публики на каждом из них увеличилось тоже. Видите ли, в чем дело, - бессменный лидер группы «Сплин» довольно улыбается, - во времена кризиса людям свойственно сплачиваться, поэтому они и идут на концерты и поют хором все наши песни». Музыкант явно не преувеличивает, учитывая, с какой прытью группу «Сплин» букируют местные промоутеры под частные мероприятия - для интервью нам едва ли удается выманить Сашу на десять минут после саунд-чека в помпезно декорированном московском клубе «Icon», где группе предстоит выступить на закрытой предновогодней вечеринке.

Когда меня, наконец, запускают в гримерку к Васильеву, остальные участники группы решают сменить локацию и дружно отправляются курить на лестницу. Немного запыхавшийся и помятый, Саша приветственно кивает головой и усаживает меня напротив большого зеркала между тарелкой с фруктами и пустыми стаканчиками с окурками. Аккуратная бородка с проседью добавляет его меланхоличному образу миловидности. Саша интеллигентно обращается ко мне на «вы», говорит тихо и монотонно, отвечая на вопросы туманными сюрреалистическими фразами, однако когда наша беседа начинает затрагивать личную жизнь, грозится немедленно прекратить интервью.

Видимо, цитаты для своих эксцентричных монологов (как и в случае с песнями, которые для целого поколения выступали в качестве прививки от гнетущей действительности) Васильев черпает из бесконечных потоков собственного сознания. Мне кое-как удается вернуть его расположения невинными разговорами о детстве. «Я был тихим, спокойным и уравновешенным ребенком», - говорит Васильев, мечтательно закатывая глаза. «У моих родителей была огромная библиотека, и все детство я читал. А в шесть лет они отвели меня в музыкальную школу - в класс аккордеона. Дома у нас, естественно, были всевозможные девайсы - сперва появился проигрыватель пластинок, затем катушечный магнитофон, и первым человеком, кто на меня повлиял, был Владимир Высоцкий. Его творчество я выучил практически все наизусть. А потом появился русский рок - «Машина времени», «Воскресение», «Аквариум». Затем пошла вторая волна русского рока, и в какой-то момент мы к ней присоединились».

С русским роком Васильев не расстается вот уже 20 лет; и 20 декабря в СК «Олимпийский» группа представит публике свой двенадцатый по счету альбом - двойную пластинку со злободневным названием «Резонанс», где Саша своим фирменным пронизывающим до костей голосом романтично воспевает массовую депрессию и безысходность.

Васильев погружается в воспоминания о курьезных моментах молодости и со смаком рассказывает, как в свое время (тогда еще группа выступала под названием «Митра») они не прошли отбор в Ленинградский рок-клуб. «Это был 87 год, и там еще действовали дурацкие советские правила - нужно было сыграть отчетный концерт, который смотрело какое-то жюри и принимало решение о принятии. На тот момент мы были чересчур молодой, неподготовленной и просто сырой группой. Но мы все же пришли, что-то отыграли, жюри скривилось».

Председателем жюри рок-клуба в то время выступал поэт и сооснователь группы «Аквариум» Анатолий Гуницкий. «Естественно, он нас даже не запомнил, но потом, когда спустя много лет я рассказал ему эту историю, он был в шоке, - Васильев начинает довольно размахивать руками, - «И это я не принял тебя?» «Да, Анатолий, да!» И мы оба были в восторге. Это очень приятно, когда минусы прошлого превращаются вот в такие громадные плюсы».

Трансформации минусов в плюсы на этом не закончатся - на запись первых альбомов Саше придется копить, подрабатывая на кондитерских фабриках и занимаясь монтажом театральных сцен, но уже в августе 1998-го «Сплин» будет выступать перед многотысячной аудиторией «Лужников» на разогреве у .

Сегодня «Сплин» способны заполнять стадионы самостоятельно, а вне сцены Васильев занимает себя изучением дискографии Тома Йорка, играет в покер и футбол (состоит в любительской команде), и почти никогда не расстается с мобильными гаджетами. «Интернет - это величие человеческой мысли», - заявляет он. - Это волшебство - мы умеем передавать сигналы без проводов, мы видим друг друга на огромном расстоянии через наши девайсы; таким образом, связь между нами никогда не прерывается».

«Каждый день мы получаем уйму советов от природы, от интернета, - Саша продолжает свой философский монолог о современной реальности, - главное - правильно ими воспользоваться. Есть такое чувство как интуиция, и если пытаться ее обмануть, то можно нажить серьезных проблем. Лучший советчик спрятан внутри нас. И чтобы его услышать, нужно просто немного расслабиться». Васильев еще несколько секунд будет пристально всматривается мне в глаза, затем быстро выйдет из образа, встанет и хладнокровно объявит: «Интервью окончено. Спасибо. Пока.»

Позже нам с фотографом все же удается уговорить его сделать пару эффектных снимков посреди блестящих электронных сосулек и гигантских металлических кристаллов, которые служат здесь частью новогоднего декора. Психоделический интерьер вкупе с яркими вспышками фотокамер явно влияют на ауру певца позитивно и вдохновляет продолжить общение. Перед тем, как покинуть помещение, он подходит ко мне и дружески хлопает по плечу на прощание: «Качайте альбомы, слушайте нашу музыку, ходите на концерты. И уходите с них счастливыми! Ведь на концерты люди ходят не за группой, и даже не за песней, а за здоровьем - когда они поют песни, они вдыхают больше воздуха, чем обычно, и таким образом выздоравливают».


Один из ранних хитов «Сплина», вошедший в легендарный «Гранатовый альбом» 1998 года, вполне может считаться гимном поколения 90-х, а клип режиссёра Мечислава Юзовского только закрепил его успех. В знаменитом видео съёмки природы с высоты и городские пространства, переполненные людьми, перемежаются кадрами с Александром Васильевым, который поет строчки о том, что «скоро рассвет, выхода нет». Согласно первоначальному замыслу, финал клипа должен был ещё печальнее: лидер «Сплин» должен был уйти под воду прямо в пальто.

Кадры с уходом под воду не вошли в клип «Выхода нет», но в «Остаёмся зимовать» Александр Васильев все-таки появился лежащим на дне прозрачного водоёма. 2001 год - это новое тысячелетие, новый «Сплин» и хитовый альбом «25-й кадр». Живописное видео снял латвийский режиссёр Виктор Вилкс, который прославился плодотворным сотрудничеством с группой «Мумий Тролль». Ландшафты под Ригой послужили декорациями для истории времён Отечественной войны 1812 года с затерянными среди русских лесов наполеоновскими солдатами.

Дождь, сумерки, типовая многоэтажка. Александр Васильев сидит среди разношёрстной публики с акустической гитарой и поёт романс о том, как «в самый разгар веселья падает из рук бокал вина». Навевающая тревогу баллада навеяна то ли меланхоличной лирикой Шопена, то ли бардовской песней. Сингл «Романс» предварял выход альбома «Реверсивная хроника событий», он был выпущен в экзотическом формате трёхдюймового компакт-диска. По словам Александра Васильева, песня была написана во время недельного плавания на корабле в качестве борьбы с качкой.

Осенью 2014 года «Сплин» презентовали клип на песню «Помолчим немного», в качестве автора текста которой выступила поклонница группы Дарья Скурихина. Жёсткие строки, написанные в 2011 году и пересланные Александру Васильеву по электронной почте, оказались удивительно злободневны. Песню, исполненную практически речитативом, иллюстрирует мрачноватое видео при участии музыкантов группы, головы вокалиста, заключённой в банку с питательным раствором, и человека, крушащего квартиру. По словам музыкантов, тело Александра Васильева от участия в съёмках отказалось.