Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Главный герой андрей болконский. Жизненный путь Андрея Болконского. Л. Н. Толстой, «Война и мир

Главный герой андрей болконский. Жизненный путь Андрея Болконского. Л. Н. Толстой, «Война и мир

ВОЙНА И МИР

(Роман, 1863—1867; отд. изд. 1867—1869)

Болконский Андрей — один из главных героев романа, князь, сын Н. А. Болконского, брат княжны Марьи. «...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли», он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей.

Б. по происхождению занимает одно из самых завидных мест в обществе, но несчастлив в семейной жизни и не удовлетворен пустотой света. В начале романа его герой — Наполеон. Желая подражать Наполеону, мечтая о «своем Тулоне», он уезжает в действующую армию, где проявляет храбрость, хладнокровие, обостренные чувства чести, долга, справедливости. Участвует в Шенграбенском сражении. Тяжело раненный в Аустерлицком сражении, Б. понимает тщетность своих мечтаний и ничтожество своего кумира. Герой возвращается домой, где его считали погибшим, в день рождения сына и смерти жены. Эти события еще более потрясают его, оставляя ощущение вины перед умершей женой. Решив после Аустерлица больше не служить, Б. живет в Богучарове, занимаясь хозяйством, воспитывая сына и много читая. Во время приезда Пьера он признается в том, что живет для одного себя, но что-то на миг просыпается в его душе, когда он видит впервые после ранения небо над собою. С этого времени при сохранении прежних обстоятельств началась «во внутреннем мире его новая жизнь».

За два года жизни в деревне Б. много занимается разбором последних военных кампаний, что побуждает его под воздействием поездки в Отрадное и проснувшихся жизненных сил ехать в Петербург, где он работает под началом Сперанского, руководящего подготовкой законодательных изменений.

В Петербурге происходит вторая встреча Б. с Наташей, в душе героя зарождается глубокое чувство и надежда на счастье. Отложив свадьбу на год под влиянием отца, не согласившегося с решением сына, Б. уезжает за границу. После измены невесты, чтобы забыть об этом, успокоить нахлынувшие на него чувства, он вновь возвращается в армию под начало Кутузова. Участвуя в Отечественной войне, Б. желает быть на фронте, а не при штабе, сближается с солдатами и постигает властную силу «духа войска», сражающегося за освобождение своей родины. Перед участием в последнем в его жизни Бородинском сражении герой встречается и разговаривает с Пьером. Получив смертельное ранение, Б. по случайному стечению обстоятельств покидает Москву в обозе Ростовых, по дороге примиряясь с Наташей, прощая ее и понимая перед смертью истинный смысл силы любви, соединяющей людей.

Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».

I Встреча с дубом «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…» «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми.
II Встреча с дубом «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!»

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.

Прощение Анатоля Курагина Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…»
Возрождение любви к Наташе Ростовой После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
Смерть князя Андрея «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу».

Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.

ТЕМА: ПЬЕР БЕЗУХОВ ОТ МАСОНСТВА К ДЕКАБРИЗМУ

«Путь исканий Пьера»

  1. Идеализация Наполеона как великого человека – выразителя идей революции.
  2. Незрелость взглядов и бесхарактерность: кутежи, женитьба на Элен.
  3. Мысли о социальном неравенстве, о «возможности братства людей».
  4. Масонство – исправление рода человеческого.
  5. Попытка увязать масонство с облегчением жизни крестьян.
  6. Сознание ограниченности, фальши масонской теории.
  7. «Недостаточно блюсти в теши ложи наши таинства – нужно действовать», - новые мысли Безухова.

- Почему мучается Пьер после разрыва с Элен?

Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота и понимание смыла жизни необходимы прежде всего. Пьер во всех трагических неудачах винит прежде всего себя: он чуть не убил человека, потому что вовремя не сумел отказаться от женитьбы не по любви. Размышления о собственной жизни приводят его к размышлению о смысле жизни вообще: «Для чего жить и что такое я?»

- Почему Пьер, будучи атеистом, вступает в масонскую ложу?

Его привлекает не религиозная, а нравственная сторона. Пьер нашел выход их тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Он поверил, оттого что хотел поверить.

- Что приводит Пьера к разочарованию в масонстве?

Поездка за границу помогает понять истинное положение вещей: «Ходил по колено в болоте». Он увидел, что в России масонство носит лишь внешнюю форму.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта – недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности – и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своем друге: «Это саамы смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце».

- Расскажите, каковы пути правды, по которым прошел Пьер?

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстает перед нами как организатор тайного политического общества.


Похожая информация.


С князем Андреем Болконским мы знакомимся уже на первых страницах романа «Война и мир». Весь внешний вид героя Л. Н. Толстого, его «усталый, скучающий взгляд» говорит нам о том, что этот человек находится в состоянии душевного кризиса. Ему наскучила светская, он разочаровался в семейной жизни с Лизой Мейнени, которое не дает пищи его уму и выхода для интеллектуальной, духовной энергии: « Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», - говорит Болконский Пьеру Безухову.

Руководствуясь отчасти тщеславными мечтами, присущими всем представителям передовой дворянской молодежи, Болконский видит себя героем, спасителем русской армии. Однако Шенграбенское сражение, паника и неразбериха отступления союзных войск, ранение на поле битвы открыли князю всю ошибочность его честолюбивых мечтаний. Служба в армии наилучшим образом раскрывает незаурядные способности героя, его ум, благородство, мужество. Он полностью преображается в армии: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее». Теперь наиболее полно проявились деловые качества Болконского, его способность понимать не только то, что ему говорили, но и то, что хотели сказать.

Боль за состояние армии, за солдат и офицеров, ставших ему близкими людьми, постепенно берет верх над честолюбивыми мечтами о славе. Все, что казалось герою Толстого значительным и важным, теперь теряет свою ценность. Ранение во время битвы окончательно открыло Болконскому настоящий смысл его жизни, его стремлений, его идеалов, которые рухнули в одно мгновение. В этот момент он ощутил всю быстротечность собственной жизни, всю ничтожность свою перед вечностью. Теперь слава и почести кажутся ему чем-то ненужным. И даже Наполеон, на фоне вечности, теперь показался ему ничтожной фигурой, от которой ничего не зависит, которая ничего на самом деле не решает, а только играет отведенную ему провидением роль.

Вернувшись домой, Андрей Болконский решил больше никогда не служить в войсках и стал уповать на спокойную семейную жизнь. И все же понятия чести и благородства, живущие в душе Болконского, не позволяют ему оставаться равнодушным наблюдателем окружающей жизни. Попытки уйти в спокойную светскую жизнь, философские выводы о том, что человек, подобно дереву, должен доживать свой век несуетливо и терпеливо, снова потерпели крах. Кроме того, он решительно отказывается от должности предводителя дворянства, говоря: «Во мне нет… этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого».

«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол», - говорит Болконский Пьеру. Это высказывание уже вовсе не того Андрея, которого мы видели в начале романа. Его духовный мир претерпел значительные изменения. Изменились его взгляды на жизнь. Изменилась и сама жизнь. Особенно яркий поворот в судьбе героя произошел после встречи с Наташей Ростовой, которую он искренне полюбил. Возвращаясь как-то домой, Болконский заметил, что старый, знакомый ему дуб зазеленел. Князь Андрей воспринял это как знак, как призыв к действию, жизни, к счастью. Он впервые встретил женщину, в которой совершенно не было того, что так раздражало героя: глупого жеманства, неискренности и расчетливости.

* «Никогда не испытывал ничего подобного, - признается он Безухову. - Я влюблен, мой друг». Весь мир разделился теперь для Андрея Болконского на две половины: «одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там уныние и темнота».

Под влиянием своей влюбленности Андрей делает Наташе предложение. Однако по настоянию отца он должен отложить свадьбу на год, во время которого вынужден уехать. Уверенный в своих чувствах, Болконский соглашается на такое условие. Но он не учел душевного состояния и молодости Наташи. Узнав о ее измене, об увлечении Анатолем Курагиным, герой переживает тяжелую душевную травму. «Помню… я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», - заявляет он Пьеру.

Война 1812 года выводит Болконского из полосы невезения и разочарований. Уходя на войну, князь Андрей отчасти руководствуется желанием убить Курагина и таким образом отомстить за себя и за Наташу, Но постепенно эти желания уступают место совершенно другим чувствам и стремлениям. Он участвует в сражениях, становится свидетелем всенародных бедствий, сближается с солдатами и офицерами. Его душевные порывы сливаются с общенародным героическим порывом. Андрей Болконский по-настоящему почувствовал желание воевать - не ради карьеры и славы, а для защиты своей родины, своей страны. К сожалению, тяжелое ранение обрывает напряженный путь душевных исканий Болконского. На перевязочном пункте он встречает Анатоля, также тяжело раненного. Вспомнив Наташу, Андрей понимает, что вовсе не чувствует ненависти ни к ней, ни к Курагину. Наоборот, в его сердце теперь - любовь и жалость. Автор показывает, что в душе его героя проснулись великодушие и любовь - чувства, доступные далеко не всем любим. Эти чувства могли возникнуть только в честной, благородной, возвышенной душе. Перед смертью особенно ярко ощущаются мотивы, произошедшие с героем: ему открывается истинный смысл христианских учений, он прощает Наташу, потому что к нему приходит понимание жизни в ее простой и вечной основе.

Андрей Болконский покидает этот мир в полной гармонии с людьми и с: самим собой. Л. Н. Толстой намеренно проводит своего героя через множество испытаний, которые подняли его на вершину духа, покачивая тем самым, что именно такой путь - самый верный, именно он идет к совершенству душевного мира. Путь князя Андрея - это путь чести, освобождения от гордыни, эгоизма, стремления к славе, путь к чистоте мыслей, чувств, желаний, к чистоте души.

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

  1. Новое!

    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...

  2. Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

  3. Новое!

    Она обворожительна. Л. Толстой. Война и мир Еще задолго до того, как я дочитала до конца гениаль­ный роман Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь легко и просто, так, как умеет только она. Эта девушка не зря не только...

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Меню статьи:

Любой читатель, вдумчиво вникающий в легендарный роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», встречается с образами удивительных героев. Одним из таковых является Андрей Болконский, человек незаурядный, с многогранным характером.

Описание Андрея Болконского

«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» – так описывает своего героя Лев Николаевич Толстой при первой встрече читателя с ним на вечере Анны Павловны Шерер. – Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…» Более всего скучал молодой человек, видя лицо своей жены.

Казалось бы, ничто на этом вечере не могло поднять молодому человеку настроения, и оживился он лишь тогда, когда увидел своего друга – Пьера Безухова. Из этого можно сделать вывод, что Андрей ценит дружбу.

Молодому князю Болконскому присущи такие качества, как благородство, уважение к старшим (достаточно проследить, как он любил своего отца, называя его «Вы, батюшка…»), а также образованность и патриотизм.

В его судьбе настанет время тяжелых испытаний, а пока он – молодой человек, которого любит и принимает светское общество.

Жажда славы и последующее разочарование

Ценности Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир» постепенно меняются. В начале произведения амбициозный молодой человек во что бы то ни стало жаждет получить человеческое признание и славу как отважный воин. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» – восклицает он, желая отправиться на войну с Наполеоном.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”

Светская жизнь ему кажется пустой, а молодой человек хочет быть полезным обществу. Сначала он служит адъютантом у Кутузова, но в битве под Аустерлицем получает ранение и попадает в госпиталь. Семья считает Андрея пропавшим без вести, но для самого Болконского это время стало очень важным для переоценки ценностей. Молодой человек разочарован в прежнем своем кумире Наполеоне, увидев его никчемным человеком, радующимся гибели людей.

«В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы и признания – разрушилась, героем овладевают сильные душевные переживания.

Выздоровев, он принимает решение уже не воевать, но посвятить себя семье. К сожалению, так не произошло.

Еще одно потрясение

Следующим ударом для Андрея Болконского стала смерть при родах его жены Елизаветы. Если бы не встреча с другом Пьером Безуховым, который постарался убедить его, что жизнь не окончена, и нужно бороться, несмотря на испытания, герою было бы намного тяжелее пережить такое горе. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» – сокрушался он, делясь с Пьером своими переживаниями.


Но, благодаря искренней поддержке товарища, убедившего друга, что «надо жить, надо любить, надо верить», герой романа выстоял. В этот сложный период Андрей не только ободрился душой, но и встретил свою долгожданную любовь.

Впервые Наташа и Андрей встречаются в имении Ростовых, куда князь приезжает ночевать. Разочарованный в жизни Болконский понимает, что наконец-то счастье настоящей и светлой любви улыбнулось ему.

Чистая и целеустремленная девушка открыла ему глаза на то, что нужно жить для народа, делать добро для окружающих. В сердце Андрея вспыхнуло новое, до сих пор неведомое ему чувство любви, которое разделяла и Наташа.


Они обручились, и, может быть, стали бы прекрасной парой. Но снова вмешались обстоятельства. В жизни возлюбленной Андрея появилось мимолетное увлечение, приведшее к плачевным последствиям. Ей показалось, что она влюбилась в Анатоля Курагина, и хотя позже девушка раскаялась в измене, Андрей уже не смог простить её и относиться по-прежнему. «Из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её» – признался он своему другу Пьеру. Помолвка была расторгнута.

Смерть Андрея на войне 1812 года

Отправляясь на следующую войну, князь Болкнонский уже не преследует честолюбивых планов. Главной его целью становится защитить Родину и свой народ от напавшего врага. Теперь Андрей воюет рядом с простыми людьми, солдатами и офицерами, и не считает это зазорным. “…Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…” – пишет Лев Толстой, характеризуя своего любимого героя.

Ранение в Бородинском сражении стало фатальным для князя Андрея.

Уже находясь в госпитале, он встречается с бывшей возлюбленной Наташей Ростовой, и чувства между ними вспыхивают с новой силой. “…Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…” – признается он.

Однако, у этой возрожденной любви нет ни единого шанса, ведь Болконский умирает. Последние дни жизни Андрея преданная девушка проводит рядом с ним.

Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое…».

Образ и характеристика Андрея Болконского в романе “Война и мир”

3.3 (66.67%) 24 votes