Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Что такое перфоманс. Перформанс как вид развлечения для компании Чем перфоманс отличается от классического искусства

Что такое перфоманс. Перформанс как вид развлечения для компании Чем перфоманс отличается от классического искусства

Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.

Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…

Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — простыми словами: вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект (кинетическое искусство), то в перформансе сам автор является произведением.

Перформанс — это авангардное и концептуальное искусство. Изредка перформансом называют даже танец, театр, балет. В каком-то смысле это так и есть, однако под самим термином «перформанс» подразумевается нечто другое — то, что имеет отношение именно к узкоспециализированному жанру, или когда выступление создаётся именно как перформанс и ничто другое.

Впервые слово «перформанс» употребил композитор Дж.Кейдж в 1952году,когда исполнил на сцене произведение «4’33″» (4 минуты 33 секунды тишины). Как действующее направление в искусстве появилось только в 1960-е годы. Самыми яркими представителями этого направления в те годы были: Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Олег Кулик, Олег Мавроматти, Елена Ковылина и другие.

Перформанс по своей сути является не только ярким стилем авангарда, который пытается противопоставить себя классическим видам искусства и сделать нечто революционное, но и философия особого рода. Посредством особых концептуальных действий автор пытается передать осмысление той или иной стороны жизни. Передать свои ощущения он пытается не через картину, скульптуру или что-то другое, а через живое взаимодействие со зрителем. Зачастую такие выступления очень необычны и неожиданны. Неподготовленный зритель может вообще не понять, что происходит. Здесь цениться, как мнение и отклик опытного зрителя, который понимает в перформансах толк, так и случайного прохожего, который встретился с проявлением такого искусства случайно. По этой причине перформансы проводятся не только в специальных местах, но и на улицах, в общественных местах и т.д.

Живые картины, которые предполагают активное участие не только автора-художника, но и зрителя, представляют из себя акцию по разрушению стереотипов и взгляда на мир под необычным углом. Творческая составляющая здесь претерпевает кардинальные изменения. Если люди привыкли видеть привычное творчество в своём обычном проявлении, то даже абстракционизм или кубизм для человека, не разбирающегося в искусстве, может стать более понятным, чем тот же самый перформанс. Однако некоторые из видов перформанса стали нам давно привычны и понятны. Такие стилистические решения, как , Флэшмоб, тот же планкинг, гарлем шейк и даже скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также являются формами перформанса.

Видео: John Cage: 4\’33\’\’ for piano (1952). Первый в мире перформанс.

Что значит слово перфоманс? В переводе с английского это значит « представление, постановка». Это очень обширное понятие, которое можно применить практически к любой публичной акции. Чаще всего перформансы организуют не на профессиональной театральной сцене, а прямо на улице, среди прохожих. Также в отличие от спектаклей, которые требуют продолжительных репетиций, перформансы предполагают неожиданные действия актеров и импровизацию

Квесты в реальности могут проводиться в любом формате: на домашних праздниках, в кафе с целенаправленным набором участников, в качестве треннингов для сплочения коллектива, как игра на дне рождения ребенка.

Отличие от квеста

Многие компании, занимающиеся организацией квестов, предлагают также пройти перформанс, который сочетает положительные стороны квестов и театрализованного представления, где главные герои - сами участники.
Чаще всего современные перфомансы встречаются на хоррор-тематику, а в последнее время стали развиваться проекты в стиле фэнтези или постапокалипсис. Новичкам советуют обратить внимание на представления, где контакт с актером на «лайт» уровне, чтобы не испортить первое впечатление о подобных развлечениях.

В чем заключается разница между перформансом и квестом?

  • Во-первых, финал игры для участников до последнего момента остается загадкой, в отличие от квеста, когда герои знают, что через час они найдут долгожданный ключ.
  • Главной фишкой перфоманса являются актеры, которые ведут действие игры, взаимодействуют с участниками посредством диалога или прикосновения.
  • Участникам не придется ломать голову над множеством логических задач; актеры ставят главной целью вызвать определенные ощущения и эмоции у героев с помощью атмосферы и спецэффектов.
  • Участников не покидает ощущение реальности происходящего благодаря непревзойденной импровизации актеров.

При посещении культурных мероприятий – спектаклей, выставок, театрализованных шоу – очень часто можно услышать иностранное слово «перформанс». Не каждый из нас понимает его значение. Но чтобы чувствовать себя своим среди своих в обществе образованных и культурных людей, разберем, что это понятие означает простыми словами, и каковы его основные отличия от классического искусства?

Содержание:



Определение

За последние несколько десятков лет искусство подверглось значительным изменениям, которые были не только положительными. Одним из новых веяний, которое имеет весьма противоречивую окраску в искусствоведении, является перформанс (от английского «performance» – представление, действие, спектакль) – это одна из форм современного искусства, где произведением выступают действия самого автора, за которыми зрители наблюдают в режиме реального времени.

Основные черты:

  • Происходящее, которое захватывает дух;
  • Эфемерность;
  • Активность;
  • Основное внимание приковано к одному или двум героям;
  • Очень часто – основное содержание составляют немые сцены, поскольку главное в этом виде искусства – зрительное восприятие;
  • Сам творец, создатель – произведение искусства;
  • Своеобразный синтез, переплетение самых разных спецэффектов – шума, громкого музыкального сопровождения, звуковых эффектов, театральных перевоплощений, ярких необычных актерских костюмов и т.д.

Говоря простыми словами, перформанс – это неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление, всевозможные публичные движения.

Примеры: нашумевший панк молебен «Pussy Riot»; Петр Павленский, прибивший свое мужское достоинство гвоздем к мостовой Красной площади; знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак, постеливший под ноги ватман и рисовавший ними по бумаге разноцветными красками; российский живописец Олег Кулик, примеривший на себя образ человека-пса, который громко рычит и бросается на толпу людей. Подобные действия авторов представлений всегда вызывают сильные эмоции и чувства, живой интерес, бурное обсуждение у зрителей.

Термин «перформанс» впервые был введен в обращение в 60-х годах прошлого века, но его истоки берут начало с рубежа XIX и ХХ веков. Еще в годы перед Первой мировой войной иконоборцы-футуристы и конструктивисты использовали в своих работах идею данного вида искусства. Эти представители нового веяния вдохновлялись бурным темпом развития технологий и в своей работе прибегали к нетрадиционным методам привлечения целевой аудитории к своим картинам с помощью их размещения в альтернативных средствах массовой информации.




Энди Уорхол и Йоко Оно – это второе поколение представителей идей перформанса. Они целенаправленно неожиданно отменяли запланированные встречи с почитателями их творчества. Наперекор всем установленным в искусстве правилам и нормам, эти продолжатели перформанса вовлекали зрителей в содержание художественного действия, аудитория становилась непосредственным участником шоу. Эта тенденция в перформансе является основной и в наши дни.

Перформанс – это, прежде всего, развлечение, приятное времяпрепровождение, но бывает и так, что автор обращается к этому виду с целью распространения и афиширования какой-либо важной информации или проблемной задачи.

Перформанс в искусстве

Если объектом действия в других видах искусства выступает картина, скульптура, то в перформансе – это сам человек. Буквально недавно к перформансу стали относить хореографию и театр, но истинная его сущность проявляется во взаимодействии зрителя и талантливого творца. Для того, чтобы передать созерцателям и ценителям искусства свои переживания, эмоции и мысли, автор задействует все свое тело. С помощью жестов, движений, мимики он доносит основную идею своего произведения до зрителя.




Достаточно часто перформанс стали представлять не только на профессиональной сцене, а и просто на улицах города, что иногда бывает полной неожиданностью для проходящих мимо людей, абсолютно не подготовленных к этому, и не сразу осознается и принимается ими. Для перформанса важны мнение и отзывы не только постоянной аудитории, но и случайных зрителей.

Основные элементы перформанса

Перформанс включает в себя четыре основных элемента:

  1. Непосредственно актер (исполнитель);
  2. Синхронная взаимосвязь случайного прохожего и талантливого творца и их совместное действие;
  3. Время;
  4. Место.

Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.

Виды

Зависят от задач, которые ставит перед собой автор, и значения самого представления для зрителя:

  • Современное исполнение – в основе представления лежит желание автора отразить истинную реальность всего происходящего в настоящий момент времени;
  • Провокационный или соц-арт перформанс – цель исполнителя состоит в том, чтобы продемонстрировать публике свой неудержимый характер и вызвать у зрителя смятение от увиденного, буквально потрясти и повергнуть его в шок.

Отличие инсталляции от перформанса

Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.



Инсталляция (от английского «to install» – устанавливать) – это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.

Искусство инсталляции выражается в представлении пространственной композиции, созданной автором из таких составных частей:

  • Визуальные данные;
  • Текст;
  • Натуральные объекты;
  • Промышленное сырье;
  • Технические изделия;
  • Бытовые объекты.

Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.

Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.



Отличие от классического искусства

Отличительные черты перформанса и классического искусства представлены в таблице.

Отличительные признаки

Перформанс

Классика

Предмет творения

Центром является безличный объект (картина, скульптура)

Необходимость в длительной подготовке

Обдумывается до мелочей, но одновременно предполагает импровизацию, самопроизвольные действия, что создает эффект полной неожиданности для зрителя

Требуется длительная репетиция

Главная роль

Отсутствует

Присутствует

Проживание роли

В последние годы в искусстве появляются все новые и новые направления и веяния. Не все они получают положительную реакцию общества. Это обусловлено глубиной смысла, который они несут в себе. Это относится и к перформансу – виду современного искусства, в котором сам автор является его творением.

Еще одно непонятное слово,которое у многих наших граждан вызывает вопросы.Это термин "Перфоманс ".
Перфоманс - это по сути некое представление, действие в котором участвующие люди пытаются донести до своих зрителей какую то идею, мысль.

История возникновения термина "Перфоманс"

Слово "Перфоманс " было заимствовано из французского языка "perfounir ",если переводить на русский буквально,будет означать "полностью снабжать " и английского термина "perform ",что означает "исполнять ".

Впервые об этом слове узнали в далеких 50 -х годах 20 века.Американский композитор по имени Дж.Кейдж разместил слово "Перфоманс " на своей афише.
И только позже почти через 20 лет это слово стало популярным и его начали использовать повсеместно.

Что такое "перфоманс"?

Существует несколько определений "Перфоманса ".

Это форма модного искусства в котором сюжет составляет действия группы людей либо одного человека в определенное время и определенном месте.

Псевдотеатральное выступление исполнение и режиссирование представляет профессионал,один либо с небольшой группой последователей,нанятых граждан,соратников,коллег.Как правило действо происходит без какой либо риторики,поскольку главное это изобразительная часть.

Эти акции,которые проводят модные художники перед своими поклонниками весьма заметно отличаются от большинства типов современного искусства,поскольку основным результатом художника является не результат его работы,как таковой.Например,картина,скульптура,композиция.Результат труда художника - это процесс,некая акция.

Короткое представление,которое исполняется одним либо несколькими участниками перед своими поклонниками,которое было заранее запланировано и имеющую свой сценарий.Сам смысл "Перфоманса " заключен не столько в нем самом,сколько в эстетических,глубоко индивидуальных переживаний зрителей и поклонников.

"Перфоманс " - это представление,которое по большей части ориентировано на визуальное восприятие,таким образом он является неким синтезом спецэффектов,театра,музыки.

Одним из видов "Перфоманса " можно назвать действие совершаемое самим исполнителем либо целой группой художников.
Если сравнивать с другими видами искусства,где предметами искусства являются картины,скульптуры,какие то движущиеся детали,то в "Перфомансе " исполнитель сам является произведением.

На самом деле "Перфоманс "настолько растяжимое понятие,что им по сути можно назвать любое выступление на публике,особенно если действо совершенно не понятно среднему человеку.
Например американец Поллак положив большой холст на землю,взгромоздился на него и стал поливать вокруг себя краской.
Другие художники решили разнообразить свой досуг необычной акцией,они в лесу сшили из ситца четырехметровый шар,набили его под завязку надувными разноцветными шариками,засунули внутрь электрический звонок и отправили вниз по реке,при этом восхищаясь проделанной работой.
Другой,явно не дружащий с головой художник Олег Кулик,нарядился собакой и набрасывался на прохожих с громким лаем.
Другие столь же невменяемые граждане,называющие себя студией "Инжест" стали изображать на гратуаре из себя цветочки.

"Перфомансы" Марины Абрамович

Эта "талантливая" сербская гражданка,ныне проживающая в городе Нью Йорке явно желающая привлечь к себе внимание и имеющая явно выраженное психическое расстройство устроила акцию в галерее Studia Mona,которое расположено в Милане.Она предложила всем пытливым гражданам делать с ее телом,что их душа пожелает,предлагая воспользоваться предметами лежащими на столике.Этот "Перфоманс " остановили,когда Марине засунули ствол пистолета в рот.

После этого она не успокоилась и сделала специальный агрегат,который соединил ее рот с ртом другого человека.Они стояли и дышали выдыхаемым воздухом друг друга,пока кислород был весь поглощен.Тогда они упали без сознания.

То раздобыла огромное количество окровавленных костей,которые начала тщательно мыть.Таким образом эта ненормальная выражала скорбь по погибшим в Югославии.

Однажды она устроила выставку на котором она смотрела в глаза каждому посетителю,все было зафиксировано на фотоаппарат.Оказалось,что Марина посмотрела в глаза почти полутора тысячам людей за 720 часов.